Словосочетания в косвенном падеже

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

80 примеров словосочетаний «глагол+существительное»

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний «глагол+существительное», в кото­рых гла­гол управ­ля­ет падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных как с пред­ло­гом, так и без него. В таких соче­та­ни­ях суще­ству­ет син­так­си­че­ская связь управ­ле­ния. Также гла­гол может управ­лять нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ния с гла­го­лом в каче­стве глав­но­го сло­ва, кото­рый управ­ля­ет суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него, начи­ная с роди­тель­но­го и закан­чи­вая пред­лож­ным паде­жом. Форма пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми.

Узнаем более подроб­но с при­ме­ра­ми о сло­во­со­че­та­ни­ях со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и при­мы­ка­ния.

Обратим вни­ма­ние на такой нюанс, что пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Остальные гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них, явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний:

Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?

Глагол+существительное в косвенном падеже

Родительный падеж

  • выпить чаю, купить кол­ба­сы, собрать гри­бов;
  • оста­но­вить­ся у дома, снять с кры­ши, прой­ти мимо озе­ра, ходить вокруг ста­ди­о­на, вымок­нуть из-за лив­ня, при­е­хать после ужи­на, раз­го­ва­ри­вать в тече­ние часа, встре­чать­ся близ вок­за­ла, очу­тить­ся вне зала, остать­ся без помо­щи, прой­ти мимо зда­ния, ехать впе­ре­ди колон­ны, поса­дить меж­ду рядов, побе­леть от зло­сти, смот­реть ради удо­воль­ствия.

Дательный падеж

  • помочь мате­ри, радо­вать­ся солн­цу, пере­дать бра­ту, пода­рить дру­гу;
  • обра­тить­ся к сосе­ду, вер­нуть­ся к вече­ру, идти по тро­пин­ке, ску­чать по сыну, посту­пить соглас­но пра­ви­лам, бежать навстре­чу волне, достичь бла­го­да­ря сове­ту, уехать напе­ре­кор воле (роди­те­лей), посту­пить вопре­ки согла­ше­нию.

Винительный падеж

  • любить ребен­ка, уго­стить дру­зей, при­вет­ство­вать сосе­дей, напол­нить кор­зи­ну, отне­сти сум­ку, пой­мать оку­ня;
  • лезть на чер­дак, при­лечь на спи­ну, сесть на лавоч­ку, пры­гать через план­ку, вер­нуть­ся спу­стя год, рас­ска­зать про соба­ку, зай­ти за дом, загля­нуть под стол, поло­жить в ящик, вырас­ти по пояс.

Творительный падеж

  • накор­мить супом, уго­стить ква­сом, напо­ить соком, уго­стить пиро­гом, скла­ды­вать кон­вер­том, петь дис­кан­том, падать кап­ля­ми, рисо­вать крас­ка­ми;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми, парить над полем, оста­но­вить­ся перед клу­бом, поса­дить за веран­дой, при­е­хать с дру­гом, пой­ти за про­дук­та­ми, встре­тить­ся перед отъ­ез­дом.

Предложный падеж

  • оста­вить на сто­ле, ска­кать на лоша­ди, про­гу­ли­вать­ся в пар­ке, соби­рать в лесу, пла­вать в бас­сейне, напи­сать о дру­ге, спеть об осе­ни.

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний, в кото­рых гла­гол управ­ля­ет нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми:

  • спу­стить­ся в мет­ро, закрыть жалю­зи, уго­стить дра­же, налить кофе, надеть паль­то, любо­вать­ся пла­то;
  • насла­ждать­ся безе, вый­ти в боа, встре­тить­ся в кафе, поехать на так­си, зай­ти в горо­но, обсу­дить с зав­ка­фед­рой.

Смотрите при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний «существительное+глагол».

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Косвенные падежи – что это такое, как их быстро запомнить и перестать путать

Все падежи кроме именительного.

Словосочетания в косвенном падеже

Косвенные падежи – это все падежи кроме именительного. Именительный отвечает на вопросы «кто?», «что?». Соответственно, если ваше слово отвечает на другие вопросы, – оно находится в косвенном падеже.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

5 косвенных падежей – как их запомнить и не путать

Запомнить порядок падежей можно с помощью вот этой запоминалочки.

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.

Иван – это именительный падеж, он «прямой», а после него идут пять косвенных: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Запомнить вопросы косвенных падежей помогают вспомогательные слова. Смотрите:

  1. Родительный: нет (кого/чего?) коровы, дома, солнца, мыши.
  2. Дательный: дал (кому/чему) корове, дому, солнцу, мыши.
  3. Винительный: виню (кого/что?) корову, дом, солнце, мышь.
  4. Творительный: творю с (кем/чем?) коровой, домом, солнцем, мышью.
  5. Предложный: предложение о (ком/чём?) корове, доме, солнце, мыши.

Все вспомогательные слова согласуются с названиями падежей. Проблема только с родительным – запомните, что у него вспомогательное слово «нет».

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Как не путать винительный падеж с именительным

Надо подставлять «корову». Если у коровы будет окончание «у» – это винительный падеж. Если «а» – именительный. Примеры:

  1. Я строю дом – Я строю корову. Окончание «у», поэтому падеж винительный.
  2. У меня красивый дом – У меня красивая корова. Окончание «а», падеж именительный.
  3. Я смотрю на солнце – Я смотрю на корову. «У» – винительный.
  4. Какое красивое солнце! – Какая красивая корова! «А» – именительный.

Потому что это существительное первого склонения. В первом склонении путаницы не возникает, потому что есть окончание: У меня есть коровА – Я купил коровУ.

А во втором и третьем склонении окончания либо нет, либо оно не меняется: Я купил телефон, Змея любит тепло, Кот поймал мышь. Вот мы и подставляем слово первого склонения, чтобы не ошибиться.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Про предложный падеж

Он так называется, потому что всегда употребляется с предлогами. Нельзя поставить слово в предложный падеж без предлога.

  1. Говорю (о чём?) о Родине.
  2. Таракан сидит (в чём?) в банке.
  3. Деньги (при ком?) при мне.

Надеюсь, статья была вам полезна. Пишите вопросы, если есть.

P. S. Вот мое видео о том, как легко и быстро запоминать падежи.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Что такое косвенный падеж имён существительных?

Косвенный падеж имен существительных — это непрямой падеж, который отвечает на следующие вопросы:

  • кого? чего? ; кому? чему? ; кого? что? ; кем? чем? ; о ком? о чём?.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Прямой падеж существительных

Как мы знаем в русском языке существует шесть падежей:

  • именительный (кто? что?)
  • родительный (кого? чего?)
  • дательный (кому? чему?)
  • винительный (кого? что?)
  • творительный (кем? чем?)
  • предложный (о ком? о чём?)

Существительное в форме именительного падежа напрямую обозначает предмет, поэтому он и является прямым падежом.

Например:

Существительное в форме именительного падежа в предложении является главным членом предложения, выраженным подлежащим. Форма именительного падежа существительного не имеет предлога.

Видео:Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?

Косвенные падежи

Все падежи имен существительных кроме именительного являются косвенными. Они указывают на предмет опосредственно, оформляя его в иную грамматическую форму.

Итак, к косвенным падежам относятся:

  • родительный падеж (дом кого? папы, нет чего? денег)
  • дательный падеж (дам кому? кошке, подойти к чему? к окну)
  • винительный падеж (вижу кого? брата, смотрю на что? на цветы)
  • творительный падеж (восхищен кем? руководителем, любуюсь чем? платьем)
  • предложный падеж (думаю о ком? об учебе, расскажу о чём? о жизни)

Важно знать, что косвенные падежи существительных могут употребляться, как с предлогами, так и без предлогов.

Посмотрим, с какими предлогами употребляются косвенные падежи:

  • р. п. без фамилии, мимо школы, у дома, возле мамы;
  • д. п. к слову, по побережью, благодаря солнцу, наперекор судьбе;
  • в. п. сквозь сон, через секунду, спустя день, рассказать про кролика;
  • т. п. над пропастью, перед морем, в связи с приездом, согласно с повесткой;
  • п. п. при саде, лететь в самолете, думать об экзаменах.

Также запомните, что существительные в форме косвенных падежей являются второстепенными членами предложения: определением, дополнением, обстоятельством.

🔍 Видео

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Падежи вопросыСкачать

Падежи вопросы

Как ребенку легко выучить падежи. Какие бывают падежи в русском языке. Запоминание падежейСкачать

Как ребенку легко выучить падежи. Какие бывают падежи в русском языке. Запоминание падежей

Дополнение Прямое и косвенное дополнениеСкачать

Дополнение  Прямое и косвенное дополнение

Падежи прилагательных. Как определить падеж прилагательного?Скачать

Падежи прилагательных. Как определить падеж прилагательного?

Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?

Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Русский язык.Скачать

Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Русский язык.

Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать

Русский язык| Подлежащее и способы его выражения

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Дополнение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Дополнение (8 класс, видеоурок-презентация)
Поделиться или сохранить к себе: