- 190 примеров словосочетаний: управление, согласование, примыкание
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Словосочетания со связью управление в тексте утро в степи
- Уроки по русскому языку по темам «Согласование», «Управление», «Примыкание»
- 🔍 Видео
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
190 примеров словосочетаний: управление, согласование, примыкание
Приведем примеры словосочетаний с подчинительной связью согласования, управления и примыкания.
Слова в словосочетании связываются грамматически и по смыслу либо только по смыслу. При этом одно слово является главным, а второе — зависимым. Различают три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
Узнаем подробнее о видах словосочетаний.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
Существительное + причастие:
- у рокочущего моря
- зеленеющим лугом
- перед цветущим деревом
- плавающей лодкой
- опавшей листвой
- запеченное яблоко
- на вымытом столе
- прерываемая беседа
- описываемый круг
- разбросанные вещи
- перед навешенной калиткой.
Существительное + порядковое числительное:
- на седьмое небо
- до третьих петухов
- первая скрипка
- во втором вагоне
- возле пятого дома
- через шестой этаж
- на восьмой странице
- с трехсотым покупателем.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
- о ком-то чужом
- возле некого прохожего
- с чем-то веселым
- в чем-либо тонком
- над чем-нибудь неясным
- с нашим знакомым
- с тем отдыхающим
- около какого-то встречающего
- перед этим загорающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
- рассердиться на шутку
- купить хлеба
- составьте кроссворд
- расположились на ночлег
- любуюсь городом
- вернемся на рассвете
- плаваю в бассейне
- бегу в куртке
- приступил к работе
- беседуем с друзьями
- занимаюсь с неохотой.
Прилагательное + местоимение:
прилагательное + существительное:
- румяный от мороза
- красный от смущения
- застенчивый от внимания
- интересный ученикам
- понятный детям
- сладкий на вкус
- злой на сына
- довольный результатом.
Существительное + существительное:
- сбор грибов
- директор театра
- побелка потолка
- увлечение охотой
- радость от встречи
- платье в клетку
- продолжение жизни
- поле пшеницы
- луг за деревней
- рожь по пояс
- грязь по колено
- шляпка с ленточкой
- грудь в медалях
- рубашка в краске
- альбом на столе
- ложечка из серебра
- миска с молоком
- скатерть изо льна
- катание с горы.
Наречие + существительное:
числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
- позволил прийти, решил остаться, любит смеяться;
- наука мыслить, решение отдохнуть, желание прилечь, стремление уйти;
- намерен читать, должен договориться, рад встретить, согласен отвечать, готов помочь.
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
- рисовал стоя у мольберта
- ушел благодаря хозяйку
- ответил улыбаясь мне
- кашлянул отвернувшись в сторону.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Прилагательное + наречие:
Наречие + наречие:
- исключительно редко, слишком поздно, почти темно, совершенно неглубоко, весьма прилично, ничуть не скучно, совсем невежливо, крайне осторожно.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетания со связью управление в тексте утро в степи
9 класс. 4 четверть.
Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.
1. Обозначьте морфемы в словах: предрассветные, разноцветными, неугомонные.
2. Подчеркните грамматические основы в 3 предложениях (по выбору).
Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухами в изодранных платьях и салопах, совершающими свои наезды на церкви и на сострадательных прохожих. Тогда Невский проспект пуст: плотные содержатели магазинов еще спят в своих голландских рубашках или мылят свою благородную щеку и пьют кофий. По улицам плетется нужный народ, иногда переходят ее русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии был бы отмыть. В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре. Иногда сонный чиновник проплетется с портфелем под мышкою, если через Невский проспект лежит ему дорога в департамент. Можно сказать решительно, что в это самое время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством: он постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем. (По Н.Гоголю) (166 слов)
Грамматическое задание
1. Объясните постановку знаков препринания в предложениях:
1-й вариант: По улицам плетется нужный народ, иногда переходят ее русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии был бы отмыть.
2-й вариант: Можно сказать решительно, что в это самое время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством: он постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем.
2. Выполните синтаксический разбор предложений:
1-й вариант: В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре.
2-й вариант: Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухами в изодранных платьях и салопах, совершающими свои наезды на церкви и на сострадательных прохожих.
Как лейтенант ни торопил бойцов на последних километрах пути, все же рассвет застал их в голом белоснежном поле на подходах к шоссе.
Пользуясь предрассветными сумерками, Ивановский прошел еще километр. Со все возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги, как вдруг увидел на ней спускающиеся с пригорка машины. Лейтенант чуть не вскрикнул с досады: не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону. В утешение себе он сначала подумал, что машины скоро пройдут, и они действительно быстро скрылись вдали, но следом появился какой-то конный обоз, потом в обгон его выскочили из-за пригорка две черные приземистые легковушки. Стало ясно: движение усиливалось; перейти шоссе незамеченными с их самодельной волокушей нечего было и думать.
Тогда Ивановский, не приближаясь к шоссе, но не удаляясь от него, круто взял в сторону, на недалекий голый пригорок с реденькой гривкой кустарника.
Расходуя последние силы, лыжники взобрались по склону пригорка, едва не вывалив из волокуши раненого, и лейтенант, превозмогая ставшую привычной боль, устало заскользил к недалекому уже кустарнику. (165 слов)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор предложений.
1-й вариант: Со все возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги, как вдруг увидел на ней спускающиеся с пригорка машины.
2-й вариант: Лейтенант чуть не вскрикнул с досады: не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону.
2. Выполните морфологический разбор слов:
1-й вариант: а) возрастающим; б) в утешение;
2-й вариант: а) не приближаясь; б) действительно.
3. Подчеркните в тексте:
1-й вариант: а) подлежащее в придаточном предложении уступки; б) сказуемое в безличном предложении;
2-й вариант: а) сказуемое в придаточном изъяснительном предложении; б) сказуемое в безличном предложении.
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Уроки по русскому языку по темам «Согласование», «Управление», «Примыкание»
Цели: дать понятие о способах подчинительной связи-согласовании ; развитие навыков умения разбирать словосочетания; способствовать развитию диалогической речи, развитие навыков логического мышления.
Оборудование: мультимедийный кабинет ,интерактивная доска ,опорные схемы , флипчарты.
Методы урока: частично-поисковый
Ожидаемый результат: закрепление знаний о способах подчинительной связи: согласовании,умение работать в группе.
-Какое сейчас время года? (Осень.)
-Правильно. Лето быстро пролетело. Листья на деревьях желтеют. Птицы улетают в теплые края. Дни становятся короче , а ночи — длиннее .Дуют холодные ветры .Льют проливные дожди .С деревьев падают багряные листья .Хотя наступили прохладные дни, у нас в классе царит теплая атмосфера.
-А теперь давайт е дадим описание небу.
-Молодцы! У нас получилось осеннее небо . Ребята! Что написано на каждом лучике? (На каждом лучике написаны слова.)
ясное
небо небо безоблачное
пасмурное
-Что можно составить с помощью слов? (С помощью слов можно составить словосочетания.)
-А из чего состоят словосочетания?( Из главного и зависимого слова.)
Запись словосочетаний на доске.
— А что конкретнее называет предмет? (словосочетание)
3.Групповая работа. (Сентябрь .Октябрь. Ноябрь.)
Упр.7 Прочитать текст. Ответить на вопросы к тексту. Выписать словосочетания. Определить вид подчинительной связи.
Золотая осень. (Главное слово согласуется с зависимым в роде ,числе ,падеже.)
Небесный свод (м.р., им.п., ед.ч.)
Ужасные раскаты (мн.ч., им . п.)
4.Работа с одаренными учениками . Упр.10.Образуйте словосочетания «прилагательное + существительное»,обозначьте суффиксы в прилагательных.
На доске даны слова ,словосочетания и предложения. Учащиеся должны выписать словосочетания со связью согласования.
Наступила осень. Лес. Знойного лета. Чистая рубашка. Месяц. Белые паруса. Счастливая жизнь. Осенний дождь. Радость. Добрые глаза. Смотреть внимательно. Написатьписьмо. Пристально смотреть.
Упр.12.Найти пару и записать словосочетания. Определить вид подчинительной связи.
Что я сегодня узнала на уроке? Чем он мне понравился и чем нет?
Используя словосочетания, составленные в начале урока, написать мини-сочинение об осени.
Цели : дать возможность учащимся понять о способах подчинительной связи: управлении ;
отработать умение правильного употребления их в речи;
содействовать умению работать в группах, используя средства информационных технологий;
развивать навыки логического мышления.
Тип урока: формирование новых знаний.
Метод урока: диалогический, частично-поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт, опорные схемы.
Ожидаемый результат: умение работать в группе, пробудить желание и интерес к уроку.
Ход урока
-Что такое счастье?
-Что значит быть счастливым ?Хорошая оценка ,похвала учителей и родителей, доброжелательные отношения между тобой и окружающими – можно ли это назвать счастьем?
Что делать, чтобы после урока вы уходили домой счастливые?
2.Этап проверки знаний
Выписать словосочетания со связью согласования.
Знойное лето, писать красиво, заниматься спортом, утренняя гимнастика великолепная восьмерка, прекрасное зрелище, думать о прекрасном, восточная мудрость ,бодро зашагал, пойти направо, умная девушка, быстро бежать, живое слово.
3.Работа над новым материалом.
1.Чтение текста «Степь».
2.Ответить на вопросы к тексту
— Какие растения украшают степь в апреле?
-Почему лето портит роскошную степь?
-Какие изменения происходят осенью в степи?
-Какие чувства выражает автор при описании степи?
3. Выписать словосочетания
Запестреет (чем?) растениями.(управление)
Управление-это такой вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже.
Высушил до корня
Потянулся к хлебу
Постучал по стеклу
Упражнение 10.Дописать словами из текста.
7.Работа с одаренными детьми
Придумать рассказ , используя следующие словосочетания:
Лесная тропинка, ехал на велосипеде, пестрая птичка ,смотрел по сторонам, большой камень, с трудом добрался.
Определить виды подчинительной связи в словосочетаниях.
Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева.
С каким чувством пишет поэт о радуге?
Получение обратной связи.
Упражнение 17.Работа по картине А. Куинджи «Радуга»
Цели: формировать навыки умения составлять словосочетания с типом подчинительной связи «примыкание» ;
Развитие навыков критического мышления; вызвать чувство ответственности за свою работу.
Тип урока: частично-поисковый.
Оборудование: флипчарт, интерактивная доска, спикеры ,опорные схемы.
Ожидаемый результат: научить работать в группе, вызвать у учащихся интерес к уроку.
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
2.Проверка домашнего задания.
-Что такое словосочетание?
-Назовите виды подчинительной связи.
-Какой вид связи называется согласованием?
На доске даны слова. С этими словами составить словосочетания.
Читать Смотреть Слушать
громко долго внимательно
выразительно искоса не перебивая
Как эти слова связываются между собой (по смыслу)
Значит, примыкание-это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.
4.Работа у доски. ( интерактивная доска)
На доске даны словосочетания
Найти главные и зависимые слова. Определить тип подчинительной связи.
5.Работа с текстом.
Упражнение 6.Прочитать текст «Свет осени»
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.
Упражнение 8.Составить словосочетания по способу примыкания.
Упражнение 9.Определить способ подчинительной связи.
7.Игра «Кто быстрее?» Дополни.
-Какие модели относятся к типу связи примыкание?
Глагол + наречие глагол +существительное
Существительное +наречие числительное + существительное
за правильный ответ – 5 баллов;
за неточный ответ – 4 балла;
за ответ с большими погрешностями – 3 балла;
за отсутствие ответа или неверный ответ — 0 баллов.
Над какой темой работали?
Для чего нужны эти знания?
Тема : « Урок- п овторение «Способы подчинительной связи»
Цели: повторить и обобщить материал о способах подчинительной связи в словосочетании;
РАЗВИВАТЬ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ, разитие навыков критического мышления ;
ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ.
Тип урока: частично-поисковый, обобщение и закрепление знаний о способах подчинительной связи.
О борудование : ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА, ОПОРНЫЕ СХЕМЫ. ФЛИПЧАРТ.
Ожидаемый результат: умение различать все виды подчинительной связи, пробудить желание и интерес к уроку.
Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!»
-Какие у вас друзья?
— Класс ?
— Как ваши дела?
-Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут».
2. БЛИЦ-ТУРНИР. Что я знаю?
1.Что изучает синтаксис?
2.Назовите основные виды синтаксиса?
3.Что такое словосочетание?
4.Чем отличается словосочетание от слова?
5.Из каких частей состоит словосочетание?
6.Как связаны грамматически слова в словосочетании?
3.Групповая работа. (Согласование, управление, примыкание)
Работа с текстом «Обыкновенная земля» К.Паустовского.
1.Чтение текста по цепочке.
2.Ответы на вопросы по тексту.
1.Найти в тексте словосочетания по способу связи: согласование, управление, примыкание.
2.Сделать синтаксический разбор предложений: Веселый турист шел по тропинке и напевал песню. Слеза скатилась у коня из глаз.
5.Объяснительное списывание ( работа на интерактивной доске)
Укажите способы подчинительн ой связи в словосочетаниях:
Высушил до корня-
Потянулся к хлебу-
Постучал в дверь-
Посмотрел по сторонам-
А) прыгать с трамплина;
в)идет снег;
с)собака залаяла.
2.Укажите словосочетание со связью согласование:
а )красивый голос;
в) слышать голос;
с)раздался голос.
3.Укажите словосочетание со связью управление:
В) дождаться утра;
с) рано утром.
4.Укажите словосочетание со связью примыкание:
а) способный ученик;
в) шкатулка из яшмы;
с) говорит тихо.
5.Какие типы связи слов существуют в русском языке?
а) согласование, управление, примыкание;
в)дополнение, обстоятельство, определение;
с)именные, глагольные, наречные.
6.Что изучает синтаксис?
А) слова и их значения;
в)звуки речи;
с)словосочетание и предложение.
Составить кластер на тему : «Способы подчинительной связи»
Чему вы научились, изучив тему « Способы подчинительной связи».
Самопроверка, оценивание друг друга.
Написать мини-сочинение на тему «Природа моего края»
🔍 Видео
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать
4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать
Словосочетание. Управление.Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Разберем самые сложные задания ОГЭ | Русский язык ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Словосочетание. Примыкание.Скачать
Русский язык и литература, 3-й класс, Выделение словосочетаний из предложенияСкачать
Русский язык. 3 класс. Словосочетание /12.04.2021/Скачать
Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетанияСкачать
Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать