Словосочетания с существительными на мя

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Разносклоняемые имена существительные

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные — это 10 слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -мя (бре­мя, вре­мя, вымя, зна­мя, имя, пла­мя, пле­мя, темя, семя, стре­мя), суще­стви­тель­ные «путь» и «дитя», кото­рые име­ют сме­шан­ное склонение.

Узнаем, что такое раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке., рас­смот­рев осо­бен­но­сти их изме­не­ния по падежам.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные невоз­мож­но отне­сти ни к одно­му из трех типич­ных скло­не­ний слов этой части речи. Эта неболь­шая груп­па суще­стви­тель­ных име­ет падеж­ные окон­ча­ния раз­ных типов склонения.

Словосочетания с существительными на мя

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Особенности склонения разносклоняемых существительных

Слова, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -мя, и суще­стви­тель­ное «дитя» име­ют кате­го­рию сред­не­го рода, а суще­стви­тель­ное «путь» с нуле­вым окон­ча­ни­ем — муж­ско­го рода (срав­ним: сло­во «стол» с нуле­вым окон­ча­ни­ем муж­ско­го рода явля­ет­ся суще­стви­тель­ным вто­ро­го скло­не­ния). Все же эти сло­ва не явля­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми вто­ро­го склонения.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные изме­ня­ют­ся по паде­жам по-особому:

  • р.п. наступ­ле­ние (чего?) ноч и ; древ­ко (чего?) зна­мен и ;
  • д.п. раду­юсь (чему?) ноч и ; зна­мен и ;
  • п.п. думаю (о чём?) о ноч и , о зна­мен и .

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Склонение слов «время» и «путь»

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные «вре­мя» и «путь»:

  • и.п. (что?) врем я , вре­мен а
  • р.п. мно­го (чего?) вре­мен и , вре­мён
  • д.п. (чему?) вре­мен и , вре­мен ам
  • в.п. (что?) врем я , вре­мен а
  • т.п. рас­по­ла­гаю (чем?) вре­мен ем , вре­мен ами
  • п.п. забо­чусь (о чём?) о вре­мен и , о вре­мен ах
  • и.п. (что?) путь, пут и
  • р.п. направ­ле­ние (чего?) пут и , пут ей
  • д.п. иду (по чему?) по пут и , по пут ям
  • в.п. вижу (что?) путь, пут и
  • т.п. любу­юсь (чем?) пут ём , пут ями
  • п.п. нахо­жусь (в чём?) в пут и , (о чём?) о пут ях

Сравним:

  • т.п. любу­юсь (чем?) мор ем , огн ём ;
  • т.п. иду (чем?) пут ём ; гор­жусь (чем?) зна­мен ем , имен ем , пла­мен ем и т.д.

При изме­не­нии суще­стви­тель­ных, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -мя, в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жей един­ствен­но­го чис­ла и во всех паде­жах мно­же­ствен­но­го чис­ла к кор­ню при­бав­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ен/-ён:

  • зна­мя — знам ен и, знам ён
  • имя — им ен и, им ён
  • пле­мя — плем ен и, плем ён

В мор­фем­ном соста­ве слов «семя» и «стре­мя» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла к кор­ню при­бав­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ян-:

  • семя — сем ен и, сем ян ;
  • стре­мя -стрем ен и, стрем ян .

Будем учи­ты­вать, что раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные «бре­мя», «вымя», «пла­мя» и «темя» не име­ют форм мно­же­ствен­но­го числа.

Склонение существительного «дитя»

Это сло­во име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла «дети». В его изме­не­нии по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла име­ют­ся неко­то­рые особенности.

Существительное «дитя» в роди­тель­ном, датель­ном и пред­лож­ном паде­же име­ет фор­му «дитя­ти», как суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния, а в тво­ри­тель­ном — «дитя­тей» (дитя­тею).

Сравним:

  • ули­ца — улиц ей ,
  • армия — арми ей

Понаблюдаем за изме­не­ни­ем по паде­жам сло­ва «дитя» в фор­мах един­ствен­но­го числа:

  • и. п. (кто?) дит я
  • р. п. голо­сок (кого?) дитят и
  • д. п. иду (к кому?) к дитят и
  • в. п. колы­шу (кого?) дит я
  • т. п. любу­юсь (кем?) дитят ей (дитят ею )
  • п. п. рас­ска­жем (о ком?) о дитят и

Видео:согласование прилагательного с существительнымСкачать

согласование прилагательного с существительным

Видеоурок

Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?

Урок русского языка для 6 класса на тему «Разносклоняемые имена существительные»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Разносклоняемые имена существительные. (§ 37, учебник под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова).

а) выработать орфографические навыки правописания буквы Е в суффиксе -ЕН- разносклоняемых существительных;

б) формировать умение находить разносклоняемые имена существительные в тексте.

а) развивать логическое мышление.

а) вызвать интерес к изучаемой теме.

Теоретические сведения (запись правила в специальную тетрадь):

1. Существительные на -мя (бремя, время, вымя, имя, пламя, знамя, стремя, темя, племя, семя) и слово «путь» называются разносклоняемыми, потому что при изменении по падежам принимают окончания существительных разных склонений (второго и третьего).

Второго – в Творительном падеже.

Третьего – в Родительном, Дательном и Предложном падежах.

2. Существительные на -мя во всех падежах, кроме Именительного и Винительного единственного числа, имеют безударный суффикс -ен-.

Существительные на -мя (бремя, время, вымя, имя, пламя, знамя, стремя, темя, племя, семя) и путь.

(м., ж. р. с окончаниями -а, -я)

(м. р. без окончания, ср. р. с окончанием -е)

(ж. р. с нулевым окончанием)

Задание № 1: вставьте подходящие по смыслу разносклоняемые существительные:

В стародавнее древнее … / В шалашах без окон и дверей / Жило – было лохматое … / Первобытных людей-дикарей. / Они не знали, для чего корове …, / Как написать свою фамилию и …, / Зачем на лошадь надевали седло и … – / Необразованное было это … . / Трудно было им жить в эти годы, / Угнетало их … забот. / И страдали они от погоды / Без плащей, без зонтов и без бот. / Никто не знал, как развевает ветер …, / Что кислород всегда поддерживает… . / Над тем, как в булку превратить простое …, / С утра до вечера они чесали … .

В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,

Как написать свою фамилию и ИМЯ,

Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ

Необразованное было это ПЛЕМЯ.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их БРЕМЯ забот,

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,

Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.

Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ,

С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.

Задание № 2: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы:

1). Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад…. 2). Мальчик пот…рял всякое представление о (время). 3). Татьяна тр. п…тала при одном (имя) барыни. 4). И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р…стёт. 5). Синим (пламя) пылают стаи туч… над бе…дной моря. 6). С тех пор прошло немало (время). 7). До поры до (время) не сеют (семя). 8). Одинцова (не) теряла (время) в уединени…. 9). В отбл…сках (пламя) м…тались птиц…. 10). Выр…сли мы в (племя). 11). Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 12). Нет т…желее (бремя), чем бе…делье. 13) Он (не) знал своего (имя).

1). Он освободил ногу из стремени и слез с лошади. 2). Мальчик потерял всякое представление о времени. 3). Татьяна трепетала при одном имени барыни. 4). И пусть под знаменем науки союз наш крепнет и растёт. 5). Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. 6). С тех пор прошло немало времени. 7). До поры до времени не сеют семени. 8). Одинцова не теряла времени в уединении. 9). В отблесках пламени метались птицы. 10). Выросли мы в племени. 11). Мечтайте, чтобы стать героями своего времени. 12). Нет тяжелее бремени, чем безделье. 13) Он не знал своего имени.

Задание № 3: выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными:

(1) Дорогой друг! (2) Прости, не знаю твоего имени. (3) Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? (4) И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. (5) То ли они из другого племени? (6) Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

(2) Не знаю имени; твоего имени; (3) хватает времени; (4) изучением семени; семени пшеницы; покачаться в стремени; (5) из другого племени; (6) духовном пламени.

Задание № 4: составьте предложения со следующими фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.

Ключ (примерные варианты предложений):

1). Всадники ехали стремя в стремя.

2). Люди должны называть вещи своими именами.

3). Любая тайна хранится только до поры до времени.

Задание № 5: откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки):

1). Время было в обрез. 2). Сколько время прошло? 3). У тебя нет время поговорить.

1). Времени было в обрез.

2). Сколько времени прошло?

3). У тебя нет времени поговорить.

Задание № 6: допишите словосочетания, используя разносклоняемые существительные:

(1) (Сущ. И. п.) + костра; (2) вожак + (сущ. Р. п.); (3) у него мало + (сущ. Р. п.); (4) счастливого + (сущ. Р. п.); (5) есть много красивых + (сущ. Р. п.); (6) масло делают из + (сущ. Р. п.) подсолнуха; (7) шел домой окольными + (сущ.Т. п.); (8) для хобби нужно свободное + (сущ. В. п.); (9) птицы питаются + (сущ. Т. п.) растений; (10) фантастическая машина + (сущ. Р. п.); (11) человек без роду, без + (сущ. Р. п.).

(1) Пламя костра, (2) вожак племени , (3) у него мало времени , (4) счастливого пути , (5) есть много красивых имен , (6) масло делают из семян подсолнуха, (7) шел домой окольными путями , (8) для хобби нужно свободное время , (9) птицы питаются семенами растений, (10) фантастическая машина времени , (11) человек без роду, без племени .

Карточка для индивидуальной работы учащегося:

Задание № 1: вставьте и подчеркните подходящие по смыслу разносклоняемые существительные:

В стародавнее древнее … / В шалашах без окон и дверей / Жило-было лохматое … / Первобытных людей-дикарей. / Они не знали, для чего корове …, / Как написать свою фамилию и …, / Зачем на лошадь надевали седло и … – / Необразованное было это … . / Трудно было им жить в эти годы, / Угнетало их … забот. / И страдали они от погоды / Без плащей, без зонтов и без бот. / Никто не знал, как развевает ветер …, / Что кислород всегда поддерживает… . / Над тем, как в булку превратить простое …, / С утра до вечера они чесали … .

Задание № 2: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы:

1). Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад…. 2). Мальчик пот…рял всякое представление о (время). 3). Татьяна тр. п…тала при одном (имя) барыни. 4). И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р…стёт. 5). Синим (пламя) пылают стаи туч… над бе…дной моря. 6). С тех пор прошло немало (время). 7). До поры до (время) не сеют (семя). 8). Одинцова (не) теряла (время) в уединени…. 9). В отбл…сках (пламя) м…тались птиц…. 10). Выр…сли мы в (племя). 11). Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 12). Нет т…желее (бремя), чем бе…делье. 13). Он (не) знал своего (имя).

Задание № 3: выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными:

(1) Дорогой друг! (2) Прости, не знаю твоего имени. (3) Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? (4) И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. (5) То ли они из другого племени? (6) Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

Задание № 4: составьте предложения со следующими фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.

Задание № 5: откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки):

1). Время было в обрез. 2). Сколько время прошло? 3). У тебя нет время поговорить.

Задание № 6: допишите словосочетания, используя разносклоняемые существительные:

(1) (Сущ. И. п.) + костра; (2) вожак + (сущ. Р. п.); (3) у него мало + (сущ. Р. п.); (4) счастливого + (сущ. Р. п.); (5) есть много красивых + (сущ. Р. п.); (6) масло делают из + (сущ. Р. п.) подсолнуха; (7) шел домой окольными + (сущ.Т. п.); (8) для хобби нужно свободное + (сущ. В. п.); (9) птицы питаются + (сущ. Т. п.) растений; (10) фантастическая машина + (сущ. Р. п.); (11) человек без роду, без + (сущ. Р. п.).

Карточка для индивидуальной работы учащегося:

Задание № 1: вставьте и подчеркните подходящие по смыслу разносклоняемые существительные:

В стародавнее древнее … / В шалашах без окон и дверей / Жило-было лохматое … / Первобытных людей-дикарей. / Они не знали, для чего корове …, / Как написать свою фамилию и …, / Зачем на лошадь надевали седло и … – / Необразованное было это … . / Трудно было им жить в эти годы, / Угнетало их … забот. / И страдали они от погоды / Без плащей, без зонтов и без бот. / Никто не знал, как развевает ветер …, / Что кислород всегда поддерживает… . / Над тем, как в булку превратить простое …, / С утра до вечера они чесали … .

Задание № 2: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы:

1). Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад…. 2). Мальчик пот…рял всякое представление о (время). 3). Татьяна тр. п…тала при одном (имя) барыни. 4). И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р…стёт. 5). Синим (пламя) пылают стаи туч… над бе…дной моря. 6). С тех пор прошло немало (время). 7). До поры до (время) не сеют (семя). 8). Одинцова (не) теряла (время) в уединени…. 9). В отбл…сках (пламя) м…тались птиц…. 10). Выр…сли мы в (племя). 11). Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 12). Нет т…желее (бремя), чем бе…делье. 13). Он (не) знал своего (имя).

Задание № 3: выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными:

(1) Дорогой друг! (2) Прости, не знаю твоего имени. (3) Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? (4) И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. (5) То ли они из другого племени? (6) Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

Задание № 4: составьте предложения со следующими фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.

Задание № 5: откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки):

1). Время было в обрез. 2). Сколько время прошло? 3). У тебя нет время поговорить.

Задание № 6: допишите словосочетания, используя разносклоняемые существительные:

(1) (Сущ. И. п.) + костра; (2) вожак + (сущ. Р. п.); (3) у него мало + (сущ. Р. п.); (4) счастливого + (сущ. Р. п.); (5) есть много красивых + (сущ. Р. п.); (6) масло делают из + (сущ. Р. п.) подсолнуха; (7) шел домой окольными + (сущ.Т. п.); (8) для хобби нужно свободное + (сущ. В. п.); (9) птицы питаются + (сущ. Т. п.) растений; (10) фантастическая машина + (сущ. Р. п.); (11) человек без роду, без + (сущ. Р. п.).

Карточка для индивидуальной работы учащегося:

Задание № 1: вставьте и подчеркните подходящие по смыслу разносклоняемые существительные:

В стародавнее древнее … / В шалашах без окон и дверей / Жило-было лохматое … / Первобытных людей-дикарей. / Они не знали, для чего корове …, / Как написать свою фамилию и …, / Зачем на лошадь надевали седло и … – / Необразованное было это … . / Трудно было им жить в эти годы, / Угнетало их … забот. / И страдали они от погоды / Без плащей, без зонтов и без бот. / Никто не знал, как развевает ветер …, / Что кислород всегда поддерживает… . / Над тем, как в булку превратить простое …, / С утра до вечера они чесали … .

Задание № 2: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы:

1). Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад…. 2). Мальчик пот…рял всякое представление о (время). 3). Татьяна тр. п…тала при одном (имя) барыни. 4). И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р…стёт. 5). Синим (пламя) пылают стаи туч… над бе…дной моря. 6). С тех пор прошло немало (время). 7). До поры до (время) не сеют (семя). 8). Одинцова (не) теряла (время) в уединени…. 9). В отбл…сках (пламя) м…тались птиц…. 10). Выр…сли мы в (племя). 11). Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 12). Нет т…желее (бремя), чем бе…делье. 13). Он (не) знал своего (имя).

Задание № 3: выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными:

(1) Дорогой друг! (2) Прости, не знаю твоего имени. (3) Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? (4) И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. (5) То ли они из другого племени? (6) Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

Задание № 4: составьте предложения со следующими фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.

Задание № 5: откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки):

1). Время было в обрез. 2). Сколько время прошло? 3). У тебя нет время поговорить.

Задание № 6: допишите словосочетания, используя разносклоняемые существительные:

(1) (Сущ. И. п.) + костра; (2) вожак + (сущ. Р. п.); (3) у него мало + (сущ. Р. п.); (4) счастливого + (сущ. Р. п.); (5) есть много красивых + (сущ. Р. п.); (6) масло делают из + (сущ. Р. п.) подсолнуха; (7) шел домой окольными + (сущ.Т. п.); (8) для хобби нужно свободное + (сущ. В. п.); (9) птицы питаются + (сущ. Т. п.) растений; (10) фантастическая машина + (сущ. Р. п.); (11) человек без роду, без + (сущ. Р. п.).

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Вставь в словосочетания подходящие по смыслу существительные на –МЯ. Выдели в них суффикс –ЕН-. Согнуться под тяжким

Видео:Склонение существительныхСкачать

Склонение существительных

Ваш ответ

Видео:Латинский язык. Lingua Latina. Согласование существительного и прилагательногоСкачать

Латинский язык. Lingua Latina. Согласование существительного и прилагательного

решение вопроса

Видео:Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.Скачать

Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,207
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

🌟 Видео

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Несклоняемые имена существительные. Как определить несклоняемое существительное?Скачать

Несклоняемые имена существительные. Как определить несклоняемое существительное?

Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 классСкачать

Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 класс

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

6 класс - Русский язык - НЕ с существительными. Существительное в словосочетании и предложенииСкачать

6 класс - Русский язык - НЕ с существительными. Существительное в словосочетании и предложении

Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать

Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?

Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?

Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний и предложений с именами существительнымиСкачать

Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний и предложений с именами существительными

Русский язык 6 класс (Урок№43 - Разносклоняемые имена существительные.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№43 - Разносклоняемые имена существительные.)

#67 English A1-A2: переведи словосочетания гл.+прил.+сущ. на английский языкСкачать

#67 English A1-A2: переведи словосочетания гл.+прил.+сущ.  на английский язык

Видео-урок по русскому языку на тему:"Словосочетание существительных с числительными"Скачать

Видео-урок по русскому языку на тему:"Словосочетание существительных с числительными"
Поделиться или сохранить к себе: