- Разносклоняемые имена существительные
- Особенности склонения разносклоняемых существительных
- Склонение слов «время» и «путь»
- Склонение существительного «дитя»
- Видеоурок
- Урок русского языка для 6 класса на тему «Разносклоняемые имена существительные»
- Вставь в словосочетания подходящие по смыслу существительные на –МЯ. Выдели в них суффикс –ЕН-. Согнуться под тяжким
- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- 🌟 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Разносклоняемые имена существительные
Разносклоняемые существительные — это 10 слов, заканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя), существительные «путь» и «дитя», которые имеют смешанное склонение.
Узнаем, что такое разносклоняемые существительные в русском языке., рассмотрев особенности их изменения по падежам.
Разносклоняемые существительные невозможно отнести ни к одному из трех типичных склонений слов этой части речи. Эта небольшая группа существительных имеет падежные окончания разных типов склонения.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Особенности склонения разносклоняемых существительных
Слова, заканчивающиеся на -мя, и существительное «дитя» имеют категорию среднего рода, а существительное «путь» с нулевым окончанием — мужского рода (сравним: слово «стол» с нулевым окончанием мужского рода является существительным второго склонения). Все же эти слова не являются существительными второго склонения.
Разносклоняемые существительные изменяются по падежам по-особому:
- р.п. наступление (чего?) ноч и ; древко (чего?) знамен и ;
- д.п. радуюсь (чему?) ноч и ; знамен и ;
- п.п. думаю (о чём?) о ноч и , о знамен и .
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Склонение слов «время» и «путь»
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам разносклоняемые существительные «время» и «путь»:
- и.п. (что?) врем я , времен а
- р.п. много (чего?) времен и , времён
- д.п. (чему?) времен и , времен ам
- в.п. (что?) врем я , времен а
- т.п. располагаю (чем?) времен ем , времен ами
- п.п. забочусь (о чём?) о времен и , о времен ах
- и.п. (что?) путь, пут и
- р.п. направление (чего?) пут и , пут ей
- д.п. иду (по чему?) по пут и , по пут ям
- в.п. вижу (что?) путь, пут и
- т.п. любуюсь (чем?) пут ём , пут ями
- п.п. нахожусь (в чём?) в пут и , (о чём?) о пут ях
Сравним:
- т.п. любуюсь (чем?) мор ем , огн ём ;
- т.п. иду (чем?) пут ём ; горжусь (чем?) знамен ем , имен ем , пламен ем и т.д.
При изменении существительных, заканчивающихся на -мя, в формах родительного, дательного и предложного падежей единственного числа и во всех падежах множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен/-ён:
- знамя — знам ен и, знам ён
- имя — им ен и, им ён
- племя — плем ен и, плем ён
В морфемном составе слов «семя» и «стремя» в форме родительного падежа множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ян-:
- семя — сем ен и, сем ян ;
- стремя -стрем ен и, стрем ян .
Будем учитывать, что разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «пламя» и «темя» не имеют форм множественного числа.
Склонение существительного «дитя»
Это слово имеет форму множественного числа «дети». В его изменении по падежам в формах единственного числа имеются некоторые особенности.
Существительное «дитя» в родительном, дательном и предложном падеже имеет форму «дитяти», как существительные третьего склонения, а в творительном — «дитятей» (дитятею).
Сравним:
- улица — улиц ей ,
- армия — арми ей
Понаблюдаем за изменением по падежам слова «дитя» в формах единственного числа:
- и. п. (кто?) дит я
- р. п. голосок (кого?) дитят и
- д. п. иду (к кому?) к дитят и
- в. п. колышу (кого?) дит я
- т. п. любуюсь (кем?) дитят ей (дитят ею )
- п. п. расскажем (о ком?) о дитят и
Видео:согласование прилагательного с существительнымСкачать
Видеоурок
Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать
Урок русского языка для 6 класса на тему «Разносклоняемые имена существительные»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Разносклоняемые имена существительные. (§ 37, учебник под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова).
а) выработать орфографические навыки правописания буквы Е в суффиксе -ЕН- разносклоняемых существительных;
б) формировать умение находить разносклоняемые имена существительные в тексте.
а) развивать логическое мышление.
а) вызвать интерес к изучаемой теме.
Теоретические сведения (запись правила в специальную тетрадь):
1. Существительные на -мя (бремя, время, вымя, имя, пламя, знамя, стремя, темя, племя, семя) и слово «путь» называются разносклоняемыми, потому что при изменении по падежам принимают окончания существительных разных склонений (второго и третьего).
Второго – в Творительном падеже.
Третьего – в Родительном, Дательном и Предложном падежах.
2. Существительные на -мя во всех падежах, кроме Именительного и Винительного единственного числа, имеют безударный суффикс -ен-.
Существительные на -мя (бремя, время, вымя, имя, пламя, знамя, стремя, темя, племя, семя) и путь.
(м., ж. р. с окончаниями -а, -я)
(м. р. без окончания, ср. р. с окончанием -е)
(ж. р. с нулевым окончанием)
Задание № 1: вставьте подходящие по смыслу разносклоняемые существительные:
В стародавнее древнее … / В шалашах без окон и дверей / Жило – было лохматое … / Первобытных людей-дикарей. / Они не знали, для чего корове …, / Как написать свою фамилию и …, / Зачем на лошадь надевали седло и … – / Необразованное было это … . / Трудно было им жить в эти годы, / Угнетало их … забот. / И страдали они от погоды / Без плащей, без зонтов и без бот. / Никто не знал, как развевает ветер …, / Что кислород всегда поддерживает… . / Над тем, как в булку превратить простое …, / С утра до вечера они чесали … .
В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –
Необразованное было это ПЛЕМЯ.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот,
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ,
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.
Задание № 2: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы:
1). Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад…. 2). Мальчик пот…рял всякое представление о (время). 3). Татьяна тр. п…тала при одном (имя) барыни. 4). И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р…стёт. 5). Синим (пламя) пылают стаи туч… над бе…дной моря. 6). С тех пор прошло немало (время). 7). До поры до (время) не сеют (семя). 8). Одинцова (не) теряла (время) в уединени…. 9). В отбл…сках (пламя) м…тались птиц…. 10). Выр…сли мы в (племя). 11). Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 12). Нет т…желее (бремя), чем бе…делье. 13) Он (не) знал своего (имя).
1). Он освободил ногу из стремени и слез с лошади. 2). Мальчик потерял всякое представление о времени. 3). Татьяна трепетала при одном имени барыни. 4). И пусть под знаменем науки союз наш крепнет и растёт. 5). Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. 6). С тех пор прошло немало времени. 7). До поры до времени не сеют семени. 8). Одинцова не теряла времени в уединении. 9). В отблесках пламени метались птицы. 10). Выросли мы в племени. 11). Мечтайте, чтобы стать героями своего времени. 12). Нет тяжелее бремени, чем безделье. 13) Он не знал своего имени.
Задание № 3: выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными:
(1) Дорогой друг! (2) Прости, не знаю твоего имени. (3) Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? (4) И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. (5) То ли они из другого племени? (6) Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.
(2) Не знаю имени; твоего имени; (3) хватает времени; (4) изучением семени; семени пшеницы; покачаться в стремени; (5) из другого племени; (6) духовном пламени.
Задание № 4: составьте предложения со следующими фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.
Ключ (примерные варианты предложений):
1). Всадники ехали стремя в стремя.
2). Люди должны называть вещи своими именами.
3). Любая тайна хранится только до поры до времени.
Задание № 5: откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки):
1). Время было в обрез. 2). Сколько время прошло? 3). У тебя нет время поговорить.
1). Времени было в обрез.
2). Сколько времени прошло?
3). У тебя нет времени поговорить.
Задание № 6: допишите словосочетания, используя разносклоняемые существительные:
(1) (Сущ. И. п.) + костра; (2) вожак + (сущ. Р. п.); (3) у него мало + (сущ. Р. п.); (4) счастливого + (сущ. Р. п.); (5) есть много красивых + (сущ. Р. п.); (6) масло делают из + (сущ. Р. п.) подсолнуха; (7) шел домой окольными + (сущ.Т. п.); (8) для хобби нужно свободное + (сущ. В. п.); (9) птицы питаются + (сущ. Т. п.) растений; (10) фантастическая машина + (сущ. Р. п.); (11) человек без роду, без + (сущ. Р. п.).
(1) Пламя костра, (2) вожак племени , (3) у него мало времени , (4) счастливого пути , (5) есть много красивых имен , (6) масло делают из семян подсолнуха, (7) шел домой окольными путями , (8) для хобби нужно свободное время , (9) птицы питаются семенами растений, (10) фантастическая машина времени , (11) человек без роду, без племени .
Карточка для индивидуальной работы учащегося:
Задание № 1: вставьте и подчеркните подходящие по смыслу разносклоняемые существительные:
В стародавнее древнее … / В шалашах без окон и дверей / Жило-было лохматое … / Первобытных людей-дикарей. / Они не знали, для чего корове …, / Как написать свою фамилию и …, / Зачем на лошадь надевали седло и … – / Необразованное было это … . / Трудно было им жить в эти годы, / Угнетало их … забот. / И страдали они от погоды / Без плащей, без зонтов и без бот. / Никто не знал, как развевает ветер …, / Что кислород всегда поддерживает… . / Над тем, как в булку превратить простое …, / С утра до вечера они чесали … .
Задание № 2: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы:
1). Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад…. 2). Мальчик пот…рял всякое представление о (время). 3). Татьяна тр. п…тала при одном (имя) барыни. 4). И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р…стёт. 5). Синим (пламя) пылают стаи туч… над бе…дной моря. 6). С тех пор прошло немало (время). 7). До поры до (время) не сеют (семя). 8). Одинцова (не) теряла (время) в уединени…. 9). В отбл…сках (пламя) м…тались птиц…. 10). Выр…сли мы в (племя). 11). Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 12). Нет т…желее (бремя), чем бе…делье. 13). Он (не) знал своего (имя).
Задание № 3: выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными:
(1) Дорогой друг! (2) Прости, не знаю твоего имени. (3) Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? (4) И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. (5) То ли они из другого племени? (6) Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.
Задание № 4: составьте предложения со следующими фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.
Задание № 5: откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки):
1). Время было в обрез. 2). Сколько время прошло? 3). У тебя нет время поговорить.
Задание № 6: допишите словосочетания, используя разносклоняемые существительные:
(1) (Сущ. И. п.) + костра; (2) вожак + (сущ. Р. п.); (3) у него мало + (сущ. Р. п.); (4) счастливого + (сущ. Р. п.); (5) есть много красивых + (сущ. Р. п.); (6) масло делают из + (сущ. Р. п.) подсолнуха; (7) шел домой окольными + (сущ.Т. п.); (8) для хобби нужно свободное + (сущ. В. п.); (9) птицы питаются + (сущ. Т. п.) растений; (10) фантастическая машина + (сущ. Р. п.); (11) человек без роду, без + (сущ. Р. п.).
Карточка для индивидуальной работы учащегося:
Задание № 1: вставьте и подчеркните подходящие по смыслу разносклоняемые существительные:
В стародавнее древнее … / В шалашах без окон и дверей / Жило-было лохматое … / Первобытных людей-дикарей. / Они не знали, для чего корове …, / Как написать свою фамилию и …, / Зачем на лошадь надевали седло и … – / Необразованное было это … . / Трудно было им жить в эти годы, / Угнетало их … забот. / И страдали они от погоды / Без плащей, без зонтов и без бот. / Никто не знал, как развевает ветер …, / Что кислород всегда поддерживает… . / Над тем, как в булку превратить простое …, / С утра до вечера они чесали … .
Задание № 2: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы:
1). Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад…. 2). Мальчик пот…рял всякое представление о (время). 3). Татьяна тр. п…тала при одном (имя) барыни. 4). И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р…стёт. 5). Синим (пламя) пылают стаи туч… над бе…дной моря. 6). С тех пор прошло немало (время). 7). До поры до (время) не сеют (семя). 8). Одинцова (не) теряла (время) в уединени…. 9). В отбл…сках (пламя) м…тались птиц…. 10). Выр…сли мы в (племя). 11). Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 12). Нет т…желее (бремя), чем бе…делье. 13). Он (не) знал своего (имя).
Задание № 3: выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными:
(1) Дорогой друг! (2) Прости, не знаю твоего имени. (3) Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? (4) И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. (5) То ли они из другого племени? (6) Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.
Задание № 4: составьте предложения со следующими фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.
Задание № 5: откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки):
1). Время было в обрез. 2). Сколько время прошло? 3). У тебя нет время поговорить.
Задание № 6: допишите словосочетания, используя разносклоняемые существительные:
(1) (Сущ. И. п.) + костра; (2) вожак + (сущ. Р. п.); (3) у него мало + (сущ. Р. п.); (4) счастливого + (сущ. Р. п.); (5) есть много красивых + (сущ. Р. п.); (6) масло делают из + (сущ. Р. п.) подсолнуха; (7) шел домой окольными + (сущ.Т. п.); (8) для хобби нужно свободное + (сущ. В. п.); (9) птицы питаются + (сущ. Т. п.) растений; (10) фантастическая машина + (сущ. Р. п.); (11) человек без роду, без + (сущ. Р. п.).
Карточка для индивидуальной работы учащегося:
Задание № 1: вставьте и подчеркните подходящие по смыслу разносклоняемые существительные:
В стародавнее древнее … / В шалашах без окон и дверей / Жило-было лохматое … / Первобытных людей-дикарей. / Они не знали, для чего корове …, / Как написать свою фамилию и …, / Зачем на лошадь надевали седло и … – / Необразованное было это … . / Трудно было им жить в эти годы, / Угнетало их … забот. / И страдали они от погоды / Без плащей, без зонтов и без бот. / Никто не знал, как развевает ветер …, / Что кислород всегда поддерживает… . / Над тем, как в булку превратить простое …, / С утра до вечера они чесали … .
Задание № 2: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы:
1). Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад…. 2). Мальчик пот…рял всякое представление о (время). 3). Татьяна тр. п…тала при одном (имя) барыни. 4). И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р…стёт. 5). Синим (пламя) пылают стаи туч… над бе…дной моря. 6). С тех пор прошло немало (время). 7). До поры до (время) не сеют (семя). 8). Одинцова (не) теряла (время) в уединени…. 9). В отбл…сках (пламя) м…тались птиц…. 10). Выр…сли мы в (племя). 11). Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 12). Нет т…желее (бремя), чем бе…делье. 13). Он (не) знал своего (имя).
Задание № 3: выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными:
(1) Дорогой друг! (2) Прости, не знаю твоего имени. (3) Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? (4) И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. (5) То ли они из другого племени? (6) Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.
Задание № 4: составьте предложения со следующими фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.
Задание № 5: откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки):
1). Время было в обрез. 2). Сколько время прошло? 3). У тебя нет время поговорить.
Задание № 6: допишите словосочетания, используя разносклоняемые существительные:
(1) (Сущ. И. п.) + костра; (2) вожак + (сущ. Р. п.); (3) у него мало + (сущ. Р. п.); (4) счастливого + (сущ. Р. п.); (5) есть много красивых + (сущ. Р. п.); (6) масло делают из + (сущ. Р. п.) подсолнуха; (7) шел домой окольными + (сущ.Т. п.); (8) для хобби нужно свободное + (сущ. В. п.); (9) птицы питаются + (сущ. Т. п.) растений; (10) фантастическая машина + (сущ. Р. п.); (11) человек без роду, без + (сущ. Р. п.).
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Вставь в словосочетания подходящие по смыслу существительные на –МЯ. Выдели в них суффикс –ЕН-. Согнуться под тяжким
Видео:Склонение существительныхСкачать
Ваш ответ
Видео:Латинский язык. Lingua Latina. Согласование существительного и прилагательногоСкачать
решение вопроса
Видео:Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.Скачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,275
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,207
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
🌟 Видео
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Несклоняемые имена существительные. Как определить несклоняемое существительное?Скачать
Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 классСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
6 класс - Русский язык - НЕ с существительными. Существительное в словосочетании и предложенииСкачать
Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать
Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?Скачать
Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний и предложений с именами существительнымиСкачать
Русский язык 6 класс (Урок№43 - Разносклоняемые имена существительные.)Скачать
#67 English A1-A2: переведи словосочетания гл.+прил.+сущ. на английский языкСкачать
Видео-урок по русскому языку на тему:"Словосочетание существительных с числительными"Скачать