- Сомнительные и непроизносимые согласные
- Пошаговое изучение
- Тесты по русскому языку
- Онлайн-диктанты
- Сомнительные согласные: примеры. Правописание сомнительных согласных в корне слова
- Сильная позиция
- Слабая позиция
- В конце слова
- Сомнительные согласные в корне слова: примеры и правила
- Двойная согласная
- Мягкий знак: нужен или нет
- Сомнительные и непроизносимые согласные: примеры и правила
- Как перестать сомневаться
- «Написание слов с сомнительной по глухости- звонкости согласной»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- 📽️ Видео
Видео:Русский язык. Правописание непроизносимых согласных. ВидеоурокСкачать
Сомнительные и непроизносимые согласные
Иногда в слабой позиции согласный слышится нечетко. Бывает и так, что мы не можем понять, два согласных надо писать или три. В первом случае мы имеем дело с сомнительными согласными, во втором — с непроизносимыми.
Слабая позиция для согласного — перед другим согласным. А для сомнительного — еще и в абсолютном конце слова. Сильная позиция — перед гласным. Значит, нам надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после этого согласного был гласный: столб — столбы, вестник — вести.
На конце слова происходит оглушение. В результате и глухой согласный, и звонкий звучат одинаково: [кот] — это кот или код? Но стоит изменить слово, поставить его, например, во множественное число (коты, коды), и становится понятно, какую букву писать.
То же может произойти и в середине слова: [в’эс’т’и`]- это и везти, вести. Подбираем проверочное слово: везу – значит, надо писать «везти». Слово «вести» проверить нельзя.
Редко бывает наоборот: звонкий сосед делает звук звонким: [каз’ба`]. Чтобы проверить, подберем однокоренное слово: косить. Значит, косьба.
Так же проверяем непроизносимые согласные: [по`з’н’ий] — опоздать.
Есть слова, которые нельзя проверить, их надо запомнить: праздник, чувствовать, свадьба и т.п.
Пошаговое изучение
Этот экспресс-курс поможет тебе в изучении основных правил русского языка. Выполняй задания и следи за новыми достижениями! Начать
Тесты по русскому языку
В данном сервисе ты сможешь проверять свои знания, проходя тесты различной сложности. Перейти
Онлайн-диктанты
Прослушивай запись и записывай за диктором, после нажатия на кнопку «Проверить» ты увидишь свои орфографические и пунктуационные ошибки. Перейти
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Сомнительные согласные: примеры. Правописание сомнительных согласных в корне слова
Русский язык не был бы великим и могучим, если бы не обладал сложной грамматикой. И изучить все правила совсем непросто не только для иностранных учеников, но и для носителей. Еще в начальных классах при обучении правописанию школьники сталкиваются с серьезными проблемами, одна из которых – сомнительные согласные. Примеры слов с ними вызывают массу затруднений и подчеркиваний красной ручкой от разгневанного учителя в тетрадях. Как же развеять сомнения? Ответы попробуем найти в этой статье.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Сильная позиция
От того, в какой части слова и в каком окружении расположен тот или иной звук, зависит его позиция: сильная или слабая. В слабой позиции звук теряет свои отличительные свойства и уподобляется другому, более сильному. Таким образом, сильная позиция раскрывает все свойства звука и позволяет отличить его от остальных в потоке естественной речи.
Безусловно, сильная позиция для гласного звука – это его нахождение под ударением. В слове «спешить» звук [е] безударен, поэтому его можно легко принять за [и]. Для проверки правописания стоит подобрать однокоренное слово, где бы нужная гласная находилась под ударением – «спешка». Так как корень слова не изменился, можно сделать вывод: в слове пишется буква е.
Сильная позиция для согласных бывает двух типов: по звонкости и глухости, а также по твердости и мягкости. В первом случае согласный должен стоять или после гласной (пол, бил), или после сонорной согласной, а также звука [в] (твой, злость). Участие голоса в гласных и сонорных звуках помогает раскрыть сильные стороны согласного звука. В случае с твердостью и мягкостью сильная позиция согласного – в конце слова (угол – уголь), перед гласной (мол — мёл), а также перед твердой согласной (издевка). Согласные звуки в сильной позиции интуитивно понятны всем носителям языка. Поэтому они никогда не вызывают трудностей у учащихся и легко запоминаются.
Видео:Звонкие и глухие согласные. Как различать звонкие и глухие согласные звуки?Скачать
Слабая позиция
Именно она вызывает наибольшие затруднения при обучении правописанию, так как звук в такой позиции теряет свои отличительные свойства. Вместо звонкой согласной ученику очень хочется написать глухую, а твердую заменить мягкой. Винить в этой путанице стоит морфологический принцип написания слов в русском языке — необходимо писать все значащие части слова по стандартному шаблону, не обращая внимания на особености их произношения.
Для гласных звуков это, конечно же, положение в безударном слоге: весна, молоко. Звуки в такой позиции теряют долготу и силу. Как говорилось выше, для проверки написания таких слов необходимо подбирать аналогичные формы с тем же звуком в сильной позиции — под ударением.
С согласными дело обстоит куда сложнее. Если говорить о глухости и звонкости, то слабой позицией в этом случае будет положение звука в конце слова (зуб), а также перед шумными глухими и звонкими согласными (лодка, пересдача).
Составляют сомнительные согласные примеры и по мягкости/твердости: это в первую очередь уподобление впереди стоящему мягкому согласному (листик, всё, сборщик). Подробнее об особенностях написания мягкого знака будет рассказано в предпоследней главе.
Видео:Правописание согласных в корне слова| Русский язык ЦТ, ЕГЭСкачать
В конце слова
В каких же позициях наиболее часто встречаются слова с сомнительными согласными? Примеры очень многочисленны, поэтому прежде всего отдельно рассмотрим конечную позицию — она наиболее распространена в великом и могучем.
Звонкие согласные в конце слова имеют устойчивую тенденцию оглушаться, так как к концу слова произносительное усилие сводится к минимуму. Звуки [ф] в слове «объектив», [ш] в слове «стриж» – сомнительные согласные. Примеры озвончения в конце русских слов не встречаются.
Проверить правописание таких согласных легко – нужно изменить словоформу так, чтобы после непонятного звука стоял гласный: «объективы», «стрижи».
Следует также помнить о непроверяемых случаях: родительном падеже множественного числа (столов) и деепричастиях (упав, сделав).
Видео:Удвоенные согласные. Как писать слова с удвоенными согласными?Скачать
Сомнительные согласные в корне слова: примеры и правила
Корень слова – важнейшая часть, несущая смысл, поэтому искажать ее ни в коем случае нельзя. Существует много случаев, когда стоит запомнить правописание сомнительных согласных в корне слова. Примеры последуют ниже.
Прежде всего, подбор проверочного слова с этой же согласной в сильной позиции может существенно облегчить написание многих слов (смазка — смазывать). Чередование согласных г-ж и ц-ч также иногда встречается в русском языке (коврижка — коврига).
Видео:Русский язык. Правописание сомнительных (парных) согласных. ВидеоурокСкачать
Двойная согласная
Если приставка и корень стыкуются с помощью одной и той же согласной, она удваивается (бессердечный, воззвать). То же касается стыка двух основ в сложных словах (главврач). Зачастую эта особенность отражается и при произнесении, так что не вызывает трудностей.
Есть и другие позиции, в которых стоят сомнительные согласные в корне: примеры касаются стыков с суффиксами. Если корень оканчивается на двойную согласную, она остается перед суффиксом в полном объеме: десятибалльный, компромиссный.
Заставят потрудиться память непроверяемые сомнительные согласные в корне слова. Примеры можно найти в орфографическом словаре: атолл, гиббон, каллиграфия, параллелограмм, теннис и другие.
Видео:Русский 3 класс. Буквы непроизносимых согласных в корне словаСкачать
Мягкий знак: нужен или нет
Зачастую подвергается сомнениям мягкость согласного. Проблема здесь состоит в том, что смягчить звук способен не только мягкий знак, но и гласный с йотовым компонентом (буквы е, ё, ю, я, а также и). Поэтому в словах, где за двумя согласными следует такой гласный, мягкий знак между ними не нужен. Это правило еще раз подтверждает, какой сложный феномен – сомнительные согласные. Примеры: снежок, птенчик, гонщик, уздечка.
Особый пункт в этом правиле – числительные от пятидесяти до восьмидесяти, а также от пятисот до девятисот. Мягкий знак в словах шестьсот, семьсот остается как часть основы в составном слове. Инфинитивы пишутся с мягким знаком перед постфиксом, в отличие от личных форм глагола (хорошо учиться – они хорошо учатся). Сюда же относятся формы повелительного наклонения глагола во множественном числе (сядьте, бросьте).
Видео:Твердые и мягкие согласные. Как различать твердые и мягкие согласные звуки?Скачать
Сомнительные и непроизносимые согласные: примеры и правила
Стечение трех и более согласных звуков неизбежно влечет за собой выпадение одной из них, находящейся в наиболее слабой позиции. Подбор однокоренного слова с этим звуком в сильной позиции станет надежным помощником и в этом случае. Например: здравствуйте – здравие, дилетантский – дилетант. А вот слово «лестница» придется запомнить, потому что проверочное «лесенка» здесь ничем не поможет.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Как перестать сомневаться
Только комбинирование разных методов поможет навсегда разобраться с многоликой проблемой сомнительных согласных в русском языке. Прежде всего, стоит взять на вооружение подбор проверочных слов с согласными в сильной позиции. Помимо самопроверки, поиск таких форм – это еще и увлекательное занятие, позволяющее лишний раз уделить внимание своему словарному запасу.
Безусловно, существует множество слов, которые нельзя проверить в силу их происхождения или уникальности. Такие случаи собраны в любом орфографическом словаре – надежном помощнике для каждого, кто хочет знать русский язык досконально.
И наконец, не стоит отчаиваться — полностью постичь сложнейшую грамматику русского языка могут очень немногие. К любым ошибкам правописания не нужно относиться чересчур эмоционально, достаточно лишь с готовностью их исправлять и стараться запомнить. Сомнения присущи не только согласным звукам, но и каждому из нас.
Видео:Согласные в корне словаСкачать
«Написание слов с сомнительной по глухости- звонкости согласной»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Разработка урока по русскому языку во 2 — ом классе.
Из опыта работы учителя начальных классов
Высшей категории Червонополянского У ВК
Шевченко Светланы Григорьевны
Тема:» Написание слов с сомнительной по глухости- звонкости согласной».
Цель:»Объяснять правописание слов с парными по глухости- звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания Подбирать примеры слов с изученной орфограммой.
Находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию,
Представленную в явном виде, строить несложные суждения устанавливать
Причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Использовать правило при написании слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в конце слова.
Оборудование: сигнальные карточки , электронные карточки, конверт для игры» Почта», предметные картинки птиц, карточки с названиями станций.
-Дети, давайте настромися на работу , улыбнёмся друг другу. Сегодня
у нас итоговый урок по теме:»Правописание слов с сомнительными по
глухости- звонкости согласными в корне слова и на конце слова.»
Проведём мы его необачно. Мы будем путешествовать по стране » Грамматика». Путешествие начинаем.
Измени данные слова так.,чтобы они обозначали один предмет.
Флаги, снопы, глаза, . брови, зубы шарфы, , сапоги , столбы, дрозды.
Станция «Выбирай -ка »
Спиши, выбирая нужную букву.
Б или п ? Сугро…, улы…ка, кно… .пка , прору…ь.
Г или к ? Лё…кий, ко….ти, сапо…, твор…
Д или т ? Зага…ка, лоша…ка, бу…ка, спор…
Ж или ш? Сторо. ланды…, ло…ка, гара….
З или с ? С ка..ка, ре..ьба, алма …, про..ьба, завя…ка.
В или ф? Морко..ь, ле…, бро…ь, хле….
4.Станция «Читай -ка».
Работа с сигнальными карточками. Учитель читает стихотворение, дела-
Ет паузу на слове с сомнительной согласной, а учащиеся показывают карточку с нужной буквой.
Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки – два ведра.
После утренней зарядки
Мы работаем на грядке,
И посадки все в порядке
Их теперь полить пора.
Из данных слов составить предложения .Подчеркнуть слова с сомнительной согласной.
Леопард, на, хранит, часто, ветвях, добычу, деревьев.
Морж, на, себе, добывает, дне, пищу, морском.
Утконос, под, пищу, водой, находит.
Жираф, листья, ветвей, а, срывает, дерева, с, языка, длинного, помощью, и, губы, верхней.
(Сначала дети изображают игру на скрипке. Потом- на барабане.)
Я на скрипочке играю: А теперь – на барабане:
Тили – тили – тили. Бум – бум – бум,
Скачут зайки на лужайке: Трам – трам – трам!.
Тили – тили – тили. В страхе зайки разбежались
Расшифруйте слова, запишите их, найдите лишнее слово.
Дети получают конверт ы с надписями :огород, парк, море, школа,
Столовая, зоопарк .Нужно подобрать слова н а заданную тему, в которых должна быть сомнительная согласная по глухости – звонкости.
Огород парк море школа
Грядки дорожки рыбки книжки
Редиска берёзки лодка обложки
морковка дубки флажки тетрадки
8.Подведение итогов урока.
— Дети, наше путешествие в страну « Грамматика» закончилось.
— На какой станции вам было интересно?
— Какую орфограмму повторили сегодня?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 803 человека из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 345 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
- Сейчас обучается 642 человека из 79 регионов
- Шевченко Светлана ГригорьевнаНаписать 619 16.03.2016
Номер материала: ДВ-532033
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 16.03.2016 422
- 16.03.2016 485
- 16.03.2016 629
- 16.03.2016 1220
- 16.03.2016 351
- 16.03.2016 1068
- 16.03.2016 295
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Русский 10 Звонкие и глухие согласные в корне Непроизносимые согласныСкачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
📽️ Видео
Развлечёба | Русский язык 🗣🇷🇺 📝 Безударные гласные в корне слова | СТС KidsСкачать
Классификация согласныхСкачать
Непроверяемые безударные гласныеСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
Правописание слов с парными звон. и глух. согласными в корне | Русский язык 3 класс #11 | ИнфоурокСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Парные согласные по звонкости и глухости. Что такое парные звонкие и глухие согласные?Скачать