- Вариант 9
- Повышенный уровень сложности
- Часть 1.
- Повышенный уровень сложности
- Часть 2.
- Повышенный уровень сложности
- Часть 2.
- ТЕСТ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
- Примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- 📺 Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Вариант 9
Повышенный уровень сложности
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всѐ теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя. От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствовавшему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всѐ тот же жирный розовый дух. О боги, боги, за что вы наказываете меня?
«Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От неѐ нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой».
Нa мозаичном полу у фонтана уже было приготовлено кресло, и прокуратор, не глядя ни на кого, сел в него и протянул руку в сторону. Секретарь почтительно вложил в эту руку кусок пергамента. Не удержавшись от болезненной гримасы, прокуратор искоса, бегло проглядел написанное, вернул пергамент секретарю и с трудом проговорил:
Подследственный из Галилеи? К тетрарху дело посылали?
— Да, прокуратор, — ответил секретарь.
Он отказался дать заключение по делу и смертный приговор Синедриона направил на ваше утверждение, — объяснил секретарь.
Прокуратор дѐрнул щекой и сказал тихо:
И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон.
Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запѐкшейся кровью. Приведѐнный с тревожным любопытством глядел на прокуратора.
Тот помолчал, потом тихо спросил по-арамейски:
— Так это ты подговаривал народ разрушить Ершалаимский храм?
Прокуратор при этом сидел как каменный, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов. Прокуратор был как каменный, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой.
Человек со связанными руками несколько подался вперед и начал говорить:
— Добрый человек! Поверь мне.
Но прокуратор, по-прежнему не шевелясь и ничуть не повышая голоса, тут же перебил его:
— Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно,— и так же монотонно прибавил: — кентуриона Крысобоя ко мне.
Всем показалось, что на балконе потемнело, когда кентурион, командующий особой кентурией, Марк, прозванный Крысобоем, предстал перед прокуратором.
Крысобой был на голову выше самого высокого из солдат легиона и настолько широк в плечах, что совершенно заслонил ещѐ невысокое солнце.
При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
Определите жанр произведения.
Каким термином принято называть описание внешности персонажа: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запѐкшейся кровью»?
Какое средство художественной изобразительности использует М. А. Булгаков: «боялся качнуть пылающей адской болью головой»?
Соотнесите имена персонажей с их знаменитыми высказываниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ВЫСКАЗЫВАНИЕ |
А) Иешуа | 1) «. рухнет храм старой веры и создастся храм новой Истины» |
Б) Понтий Пилат | 2) «Обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних. » |
3) «И не водою из Соломонова пруда, как я хотел для вашей пользы, напою я тогда Ершалаим! Нет, не водою!» |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Каким термином принято обозначать разговор между двумя или несколькими лицами?
Какое средство изобразительности использует автор: «настолько широк в плечах, что совершенно заслонил ещѐ невысокое солнце»?
Как называется вопрос, который не предполагает ответа, а лишь усиливает эмоциональность и выразительность высказывания («О боги, боги, за что вы наказываете меня?»)?
Повышенный уровень сложности
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи.
Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Какое средство художественной изобразительности использует автор: «Есть целый мир в душе твоей / Таинственно-волшебных дум»?
Укажите номер строки, в которой появляется краткое изречение, выражающее некую обобщѐнную законченную поучительную или парадоксальную мысль.
Определите способ рифмовки.
Из приведѐнного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приѐмов, использованных поэтом в 1-6 строках данного стихотворения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
Определите стихотворный размер произведения.
Повышенный уровень сложности
Часть 2.
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1, 17.2, 17.3).
В бланке ответов № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
8. Объясните символику запаха розового масла (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»),
Формируя теоретическую базу своего рассуждения, вспомните, что художественное пространство «Мастера и Маргариты» включает мир разнообразных запахов, фиксация которых связана с выражением эмоциональных, этических и социальных оценок персонажей и повествователя. Одним из знаковых запахов становится в романе запах розового масла.
Рассмотрите кодовую функцию запаха розового масла. Объясните, что автор произведения, включая этот запах в систему поэтических средств, использовал художественный потенциал и символику розы. Вспомните, что розовое масло издревле использовалось в древнеиудейских обрядах и ритуалах, что отчасти объясняет ненависть прокуратора к Иудее и Ершалаиму.
В Риме розы нередко выступали эмблемой власти (венками из роз украшались головы императоров), поэтому этот запах мог вызвать у Понтия Пилата негативные ассоциации, связанные с тем бременем власти, которое приходится ему нести в Ершалаиме.
Отметьте, что во многих культурных традициях происхождение розы связывалось с кровью невинного мученика, что подсознательно проецируется на образ Иешуа — такой же невинной жертвы.
Следует упомянуть и мраморную лестницу, окружённую стенами роз, источающих одуряющий аромат, по ней движутся Понтий Пилат и члены Синедриона после оглашения приговора. По мраморной лестнице движутся гости Воланда, прибывшие на бал, и в этом контексте и прокуратор, и члены Синедриона приобретают статус преступников и убийц.
Обобщите ваши наблюдения и сделайте вывод о том, что запах розового масла выявляет внутреннюю конфликтность сознания прокуратора, отправившего невинного на смерть из-за страха потерять власть.
9. В каких произведениях русской литературы используется «язык» запаха цветов и в чём он соотносится с ароматической концепцией М.А. Булгакова?
Выполняя задание, актуализируйте свои знания в области истории и теории литературы. В результате вы вспомните, что в русской литературе XVIII века образов, связанных с обонянием, почти нет. Внимание к ним усиливается в XIX веке. Покажите, что в литературе первой половины века запахи носят, как правило, недифференцированный характер (в «Горе от ума», например, Молчалин прельщает Лизу «резедой и жасмином» — духами с понятным цветочным запахом). Во второй половине века художественный потенциал «языка запахов» активно используется как в прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.), так и в лирике (А. А. Фет, Ф. И. Тютчев и др.). Вспомните, какое значение приобретает аромат в романе И. А. Гончарова «Обломов» (роман Обломова и Ольги Ильинской «овеян» благоуханием сирени). Отметьте, что цветущие яблоня, черешня и липа привлекают своим ароматом лирического героя А. А. Фета («Цветы», «Ночь и я — мы оба дышим. » и др.). Первое действие «Вишнёвого сада» А. П. Чехова открывает «ароматическая» ремарка: «. Уже май, цветут вишнёвые деревья. »
В итоге вы придёте к выводу о том, что «язык» цветочных запахов в творчестве этих и других художников слова, как и в романе М.А. Булгакова, используется для обобщения, социальной и психологической характеристики персонажей, окружающего мира, сближения и перекличек на разных уровнях содержания и восприятия произведения.
15. Определите реминисцентный источник произведения Ф. И. Тютчева.
Создавая развёрнутое суждение на предложенную тему, используйте понятийный аппарат литературоведения и представьте термин, который вы будете использовать для характеристики такого сложного понятия, как реминисценция.
Для определения реминисцентного источника этого текста вам надо обратить внимание на название стихотворения Ф. И. Тютчева: «Молчание!» (лат.). Затем следует вспомнить произведения отечественной литературы XIX века, в которых тема молчания заявлена достаточно явно и открыто.
В итоге вы установите, что одним из первых таких произведений стало стихотворение В. А. Жуковского «Невыразимое», в котором утверждается тезис о бессилии «языка земного» и в искусстве, и в процессе общения двух сердец. Именно его можно считать главным реминисцентным источником текста Ф. И. Тютчева.
16. Кто из современников поэта актуализировал мотив «невыразимого» и в чём его отличие от версии Ф. И. Тютчева?
В начале своего рассуждения укажите, что мотив «невыразимого» — один из стержневых мотивов в романтической картине мира. Отметьте, что в разных вариантах звучал он в лирике В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского, поэтов-любомудров и др.
Далее вспомните знаменитых современников Ф. И. Тютчева и покажите, что творчество А. А. Фета во многом завершает линию эволюции мотива «невыразимого», начатую В. А. Жуковским, и вбирает в себя художественное содержание главных вех в движении этого мотива, представленных именами поэтов-любомудров, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. Назовите стихотворения, которые можно считать поэтическими манифестами поэта («Как беден наш язык!», «Одним толчком согнать ладью живую. », «Поэтам» и др.). Выявите отличия в звучании мотива «невыразимого» у А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. Покажите, что для А. А. Фета не существует «невыразимого», потому что посредством своего творчества художник способен постигнуть и отразить суть мира.
В качестве вывода отметьте, что категория «невыразимого» в поэтическом мире А. А. Фета во многом подготавливает эстетику символизма.
17.1. Согласны ли вы с мнением И. В. Камаловой о том, что в цвете портретных описаний главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» проявляется специфичность авторских приёмов изображения?
Формируя теоретическую базу своего рассуждения, вспомните, какова функциональная значимость цвета в портретных описаниях персонажей. В результате вы придёте к выводу о том, что наличие цветописи в портретных описаниях обусловлено особенностями поэтического мышления художника и является средством выражения индивидуальной оценки образа.
Размышляя над поставленной задачей, выявите, в чём проявляется специфичность авторских приёмов изображения в романе А. С. Пушкина.
Покажите, насколько неоднозначна цветовая определённость персонажей «Евгения Онегина». Портрет главного героя романа можно назвать ахроматичным, или неокрашенным, так как при изображении внешнего облика Евгения Онегина автор практически не использует цвет.
В портрете Ленского, построенном по романтической модели, появляется цветовое пятно, сжатая характеристика оканчивается указанием на конкретную деталь внешности — «кудри чёрные до плеч».
Отметьте, что внешний облик Ольги отличается большей детализацией (даётся указание на цвет глаз, волос, цвет лица). Объясните причину использования именно этих цветов (подобные портретные черты представляют собой поэтическое клише, это своеобразный колористический штамп, чрезвычайно распространённый у романтиков).
Охарактеризуйте портрет Татьяны. Обратите внимание на то, что автор, подчеркнув трафаретность внешности Ольги, использует принципиально иные приёмы и краски для описания старшей сестры. Не акцентируя внимания на мелких подробностях облика героини, А. С. Пушкин использует колористические намёки, неявные, скрытые цветоопределения и единичный интенсивный цветоэпитет, которые складываются в сознании читателя в законченную картину, создавая цельный портрет Татьяны.
Подводя итоги, укажите, что в цвете портретных описаний главных героев романа «Евгений Онегин» прояазяется специфичность авторских приёмов изображения (цветовая минимизация, гармоничный колоризм, пристальное внимание кдеталям и принцип изображения крупным планом).
Согласитесь с мнением исследователя о новаторстве А. С. Пушкина в области цветовой техники литературного портретирования.
17.2. Прав ли В. Б. Катаев, утверждающий, что только Гуров (А. П. Чехов «Дама с собачкой») может быть поставлен в один ряд с вечным образом Дон Жуана и рассмотрен как чеховский вариант этого образа?
Приступая к написанию сочинения, вспомните, какие образы в литературоведении принято называть «вечными». Назовите основные отличительные особенности «вечного образа» (содержательная ёмкость, неисчерпаемость смыслов, высокая художественная и духовная ценность, общепонятность, непреходящая актуальность и т.д.).
Сделайте вывод о том, что «вечные образы», выступая как знак, символ каких-то универсальных свойств, присущих человеческой натуре, позволяют читателю определённой эпохи наполнять такой образ своим содержанием, открывать новые, созвучные собственным переживаниям смыслы.
Далее покажите, что Дон Жуан — один из наиболее известных «вечных образов» мировой литературы. На протяжении многих веков он видоизменялся, переходил из одной культурно-исторической среды в другую, становился всё сложнее, сохраняя при этом своё смысловое ядро.
Развивая свою мысль, отметьте, что Дон Жуан — пылкий и страстный по натуре человек, жаждущий приключений, в нём играет горячая испанская кровь, целью жизни для него становится любовь к женщине, для обладания ею он готов на всё, человеческие и «божеские» законы для него не важны.
В качестве примера приведите одноимённую поэму Дж. Г. Байрона, в которой рассказывается о похождениях победителя женских сердец, превратившегося в итоге из соблазнителя в соблазняемого. Вспомните Дон Жуана А. С. Пушкина («Каменный гость»), озорника, обольстителя, но в то же время человека в высшей степени обаятельного, наделённого талантом любви. Подготовив теоретическую базу исследования, обратитесь к содержанию рассказа А. П. Чехова и проанализируйте «Даму с собачкой» в свете поставленной в задании проблемы.
Установите, что Гуров обладает некоторыми чертами Дон Жуана. Его внешность, его характер, вся его натура манят и привлекают женский пол, герой знает об этом и охотно поддаётся чарам «низшей расы». Покажите, что Гуров имел богатый опыт покорения женских сердец, всегда искал новых приключений, располагал женщин в своём любовном списке по особым типам. Одновременно отметьте, что у Гурова есть черты, которые не свойственны горячему духу Дон Жуана: Гуров — филолог, служит в банке, в свободное время играет в карты, читает газеты и т.д. Продолжите аргументацию.
В итоге вы придёте к выводу о том, что обращение к «вечному образу» Дон Жуана не носит в «Даме с собачкой» столь ярко выраженного характера. Гуров воплощает разные стороны другого сквозного для всего творчества А. П. Чехова типа героя — человека слабого, неуверенного, сомневающегося, часто чувствующего себя несостоявшимся как личность.
Это даст вам основание не согласиться с мнением известного литературоведа: автор «Дамы с собачкой» уходит от прямолинейного сопоставления своего персонажа с «вечным образом» в направлении к более скрытой, завуалированной типологической близости Гурова и его знаменитого предшественника.
17.3. Докажите, что трагическое является одной из граней художественного сознания В. П. Астафьева.
Размышляя над поставленной в задании проблемой, вспомните, что в классическом понимании сущностью трагического являются существенные основы бытия, вступающие в неразрешимый конфликт между собой.
Далее докажите, что трагическое — одно из свойств художественного мышления В. П. Астафьева, оно обуславливает характеры персонажей, способно влиять на стиль произведения, сюжетно-композиционную основу, структурировать пространственно-временную организацию.
Отметьте, что трагическое в творчестве В. П. Астафьева начинает ярко проявляться уже в произведениях 50-х годов о войне (в рассказе «Гражданский человек» показывается трагическая гибель на поле брани сибиряка Матвея Савинцева, простого русского крестьянина, предназначение которого — созидательный земледельческий труд).
Обратите внимание на то, что в 60-е годы намечаются новые подходы к изображению непоправимых трагических последствий войны (в повести «Звездопад» звучит мысль о трагедии любви, которую «убила» война, позднее этот мотив станет сквозным для писателя).
Покажите, что данное направление в изображении трагического получает своё развитие в «современной пасторали» «Пастух и пастушка» (по мысли автора именно военное лихолетье обрекает людей на трагичность существования — искалеченная войной душа Бориса Костяева ничего не может дать этому миру, герой обречён на смерть).
Вспомните, как решается тема трагического в одном из самых известных произведений В. П. Астафьева «Царь-рыба» (природа мстит человеку, духовная несостоятельность которого определяет трагическое направление его жизни).
Обратите внимание на то, какое мощное и настойчивое звучание обретает трагическое в «Печальном детективе» (человек теряет связь с предшествующими поколениями, пренебрегает народными традициями).
Охарактеризуйте своеобразие трагического в «Последнем поклоне» (трагизм обусловлен разрушением крестьянского образа жизни, изменениями в психологии русского человека, предопределившими его трагическую судьбу).
Завершите свой обзор обращением к самому трагическому произведению В. П. Астафьева «Прокляты и убиты» (мысль о цене победы предопределила трагический пафос книги).
Суммируя свои наблюдения, отметьте, что трагическое, являясь одной из граней художественного мышления писателя, оказало непосредственное влияние на идейно-художественное своеобразие всего творчества В. П. Астафьева.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
ТЕСТ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя. От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствовавшему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался все тот же жирный розовый дух. О боги, боги, за что вы наказываете меня?
«Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой».
На мозаичном полу у фонтана уже было приготовлено кресло, и прокуратор, не глядя ни на кого, сел в него и протянул руку в сторону.
Секретарь почтительно вложил в эту руку кусок пергамента. Не удержавшись от болезненной гримасы, прокуратор искоса, бегло проглядел написанное, вернул пергамент секретарю и с трудом проговорил:
— Подследственный из Галилеи? К тетрарху дело посылали?
— Да, прокуратор, — ответил секретарь.
— Что же он?
— Он отказался дать заключение по делу и смертный приговор Синедрион направил на ваше утверждение, — объяснил секретарь.
Прокуратор дернул щекой и сказал тихо:
— Приведите обвиняемого.
(М.Булгаков)
Ответ необходимо дать в виде слова или словосочетания
В1 Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент____________________
В2 Из какого временного пласта произведения взят данный фрагмент____________
В3 Укажите лексическое средство, которым в литературоведении характеризуются слова иностранного происхождения, вошедшие в русский язык: «Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы»____________
В4 Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его мыслей; «. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя»______________________
В5 Из абзаца, начинающегося со слов: «Более всего» выпишите риторические вопросы______________________________________________________________________
В6 Найдите словосочетание, которое характеризует состояние Понтия Пилата_______________________________________________________________________
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания
Приведем примеры словосочетаний с подчинительной связью согласования, управления и примыкания.
Слова в словосочетании связываются грамматически и по смыслу либо только по смыслу. При этом одно слово является главным, а второе — зависимым. Между словами различают три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
Узнаем подробнее о видах словосочетаний.
Видео:Словосочетание. Подчинительное словосочетание. Сочинительное словосочетание.Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
- солнечным утром
- белых лебедей
- легкомысленный человек
- длинная дорога
- через новую ступеньку
- у соседнего прохода
- на высоком крыльце
- с веселой песней
- певучая речь.
Существительное + причастие:
- у рокочущего моря
- зеленеющим лугом
- перед цветущим деревом
- плавающей лодкой
- опавшей листвой
- запеченное яблоко
- на вымытом столе
- прерываемая беседа
- описываемый круг
- разбросанные вещи
- перед навешенной калиткой.
Существительное + порядковое числительное:
- на седьмое небо
- до третьих петухов
- первая скрипка
- во втором вагоне
- возле пятого дома
- через шестой этаж
- на восьмой странице
- с трехсотым покупателем.
Существительное + местоимение:
- с вашей собакой
- у моего дома
- каждый человек
- любого прохожего
- какой-то мужчина
- некий звук
- с некоторыми людьми
- ничья сумка
- о целом дне
- через наш порог
- такой мальчик
- у того моста.
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
- вкусное мороженое
- горячим жарким
- в чистой столовой
- в голубой ванной.
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
- о ком-то чужом
- возле некого прохожего
- с чем-то веселым
- в чем-либо тонком
- над чем-нибудь неясным
- с нашим знакомым
- с тем отдыхающим
- около какого-то встречающего
- перед этим загорающим.
Существительное + существительное (приложение):
- мышь-полевка
- художник-старик
- белка-хлопотунья
- журналист-международник
- слесарь-инструментальщик
- дуб-великан.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
- рассердиться на шутку
- купить хлеба
- составьте кроссворд
- расположились на ночлег
- любуюсь городом
- вернемся на рассвете
- плаваю в бассейне
- бегу в куртке
- приступил к работе
- беседуем с друзьями
- занимаюсь с неохотой.
Прилагательное + местоимение:
- никому не рад
- не согласен ни с кем
- не согласен с ним
- не должен никому
- уверен в нём.
прилагательное + существительное:
- румяный от мороза
- красный от смущения
- застенчивый от внимания
- интересный ученикам
- понятный детям
- сладкий на вкус
- злой на сына
- довольный результатом.
Существительное + существительное:
- сбор грибов
- директор театра
- побелка потолка
- увлечение охотой
- радость от встречи
- платье в клетку
- продолжение жизни
- поле пшеницы
- луг за деревней
- рожь по пояс
- грязь по колено
- шляпка с ленточкой
- грудь в медалях
- рубашка в краске
- альбом на столе
- ложечка из серебра
- миска с молоком
- скатерть изо льна
- катание с горы.
Наречие + существительное:
- смешно до слез
- направо от дома
- слева у ограды
- вниз по улице
- впереди у фонтана.
числительное + существительное:
- семеро козлят
- двенадцать месяцев
- оба растения
- через пять ступенек
- сквозь два листа
- три капли.
Деепричастие + существительное, местоимение:
- стоя на вахте
- идя по двору
- переплыв реку
- шагая по тропинке
- вернувшись в дом
- обращаясь к нему
- следя за ним
- отбросив от себя
- разговаривая с ней
- любуясь ею.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
- позволил прийти, решил остаться, любит смеяться,
- наука мыслить, решение отдохнуть, желание прилечь, стремление уйти,
- намерен читать, должен договориться, рад встретить, согласен отвечать, готов помочь.
Глагол + наречие:
- читать медленно
- ответил впопыхах
- стоим рядом
- вернемся поздно
- уедем завтра
- сказал сгоряча
- произнес громко
- ехал шагом (на лошади)
- вернулась домой
- поплывём наперегонки.
Глагол + деепричастие:
- рисовал стоя у мольберта
- ушел благодаря хозяйку
- ответил улыбаясь мне
- кашлянул отвернувшись в сторону.
Существительное + наречие:
- пальто нараспашку
- взгляд исподлобья
- усмешка невзначай
- игра втёмную
- (люблю) кофе по-венски
- поворот налево
- борщом по-украински
- с разговором начистоту.
Существительное + несклоняемое прилагательное:
- цвет хаки
- язык хинди
- час пик
- рукава реглан
- юбка плиссе
- краска индиго.
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
- с кем-либо веселее
- у чего-то интереснее
- следить внимательнее
- работаю лучше
- прыгает выше
- встанет раньше
- вертится быстрее
- о речи выразительнее
- со взглядом острее
- по дороге длиннее
- чуть севернее
- справа повыше
- вдали левее.
Прилагательное + наречие:
- очень веселый
- совсем неглупый
- весьма любопытный
- чрезвычайно заманчивый
- крайне невыносимый.
Наречие + наречие:
- исключительно редко, слишком поздно, почти темно, совершенно неглубоко, весьма прилично, ничуть не скучно, совсем невежливо, крайне осторожно.
Деепричастие + наречие:
- улыбаясь застенчиво
- стоя внизу
- подойдя близко
- поднявшись наверх
- мгновенно отклонившись.
📺 Видео
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Словосочетание. 8 классСкачать
Словосочетание. СогласованиеСкачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Словосочетание. Управление.Скачать
Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать