- Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
- Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
- Словосочетания с шипящими согласными
- 20 упражнений для автоматизации шипящих звуков у детей
- Что нужно знать об автоматизации звуков?
- Примеры упражнений
- Шипящие в слогах
- Шипящие в словах
- Шипящие в словосочетаниях и предложениях
- Шипящие в стихах и рассказах
- Шипящие в свободной речи
- Иллюстрированные упражнения
- 🔍 Видео
Видео:Шипящие согласные звукиСкачать
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Фев 17
Видео:Шипящие согласныеСкачать
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч — это орфограммы.
Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точка, речной, почта, помощник, птенчик.
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу — это орфограммы.
Видео:Русский язык 2 класс (Урок№55 - Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.)Скачать
Словосочетания с шипящими согласными
Кашевар кашеварит, дедушкины шахматы, шалун шагает, кушает тушёнку, шьёт штанишки, широкие шаровары, штанишки для Яши, на шампурах шампиньоны, у Яши мешок, шайка шайтанов, мешок каштанов, шофёр «шкоды», ошейник Шавки, хорошая шпаргалка, шею и уши, шарф шурина, шила на машинке, Шушера шушукала, горошек на ладошке, шулер шарил, карандаш у малыша, шахтёр не шумел, шалаш хорош, шарж на шахматиста, ешь кашку, шотландцы из Шотландии, нашёл ландыш, мишка шатун, дедушка и бабушка, у шофёра шашечки, шаткий шифоньер, швея шьёт, шить шинель, нашла в мешке, шимпанзе шушукает, шишка на макушке, шипучий уж, в шкатулке катушки, широкий шуруп, кружка под крышкой, Мариша в шиньоне, на малышке рубашка, мешок шалфея, книжка про мышку – норушку, широкополая шляпа, шугать шушеру, шуршание машинных шин, Даша кошатник, шипение кошки, рубашка Паши, удушливый кашель, кошка в лукошке, решетка на башне, шампиньоны в лукошке, бесшабашная барышня, Глаша маникюрша, шаркающие шаги, не нарушаю тишины, шов на шубе, галоши и гамаши , хорошие башмаки , хороший шарлатан, бешметы и башлыки , ширина парашюта, в норушке крошки, шоколадная шарлотка , камешек нашёл, в шине шило, шить мешает , на рубашке кушак, шагаю в штиблетах, шалость малыша, юноша и девушка, в поварёшке рыбёшка, вышел из нашей школы, школьная шарада, нашли в шкафу, у мишки шишка, брошь украшала, пишу карандашом, на бабушкиной шее, маршал марширует, шила не утаишь, школьный хорошист, пишу шутки, поешь вишни, по шашкам и шахматам, шуба из шиншиллы, пешеходной дорожкой, шайка шулеров, камыши колышет , мамаша квакша, прошу не шуметь крушить машину, хорошую шубку, шифоновые рюши, шатается на шарнирах, кушает тушёнку, на ромашке букашка, вышиваю шаль, на ладошке горошки, шорник подошёл, лягушка на подушке, шуба бабушки, шут за ширмой, ошибка мошенника, широкий шифер, шумные пташки, ишак шатался, пшенная каша, шинковать грушу, шелковое кашне, брошка Алёнушки, шиншилловая шуба, малышка мартышка, на крыше шифер, шум шагов, шарлатан с шарманкой, брошенный кошелек , тушёные шампиньоны, шикарный шиньон, мишка шатун, пшенная каша, хорошо на душе, широкий шарф, добродушная лошадь, шел шагом, шалить в школе, шорох в тишине, шмель и шершень, широко шагать, пирожки с творожком, флажки и шарики, шлепнулся орешек, шмыгать и кашлять, пятнышко на рубашке, шуршат букашки, шумит каштан, шелковая штора, шумный еж, Алешина рубашка, Наташина шуба, выше башни, лошадь пашет, ромашки на пашне, шапка в шкафу, шуба на вешалке, дедушкина ложка, Шарик нашкодил, штопаная шаль, лягушка-квакушка, под подушкой ватрушка, дашь лукошко, в шалаше тишина,
У Алёшки широкая лепёшка.
Мышь шуршит под шинелью.
У Ариши в лукошке шампиньоны.
Наш шалаш хорош.
Дедушка с бабушкой рядышком.
Шапочник шьёт шапки.
Швея шьёт на швейной машине.
Маша, поешь каши.
Малыши играют в пятнашки.
Миша ешь шоколад.
Маша нашла в мешке шпагат.
Парнишка что молчишь?
Даша вышивает бабушке подушку.
На Шреке шарф из шифона.
На подушке вышиты кошка и мышка.
Бабушка шила шапку из шиншиллы.
У кошки шея и ушки.
Дедушка, шаркая, шёл к Катюше.
Бабушка вышивает петушка.
Шок — это по-нашему!
Маша кушает тушёнку.
У малышки шуршащая погремушка.
У Яши пшенная каша.
Бабушка шьёт штанишки Яше.
Я шью шорты на швейной машине.
У Яши мешок каштанов
Шушера шумно шушукает.
Я ношу шубу и шапку-ушанку.
Шахиня шла на шпильках.
Я вышиваю шаль шелком.
Паша шатался по школе.
У Маши-малышки теплые шапка да шарфик.
Штурман шёл к штурвалу.
Я дарю шкатулку барышне.
Берешь, трёшь и отдаёшь.
Шейху подали шербет и шепталу.
Шило в мешке не утаишь.
Надели Паше галоши и гамаши.
Шахтёр крушил шахту.
Я хорошо швартую шлюпку.
Крошка букашка шмыгнула в лукошко.
Мамаша малыша шатенка.
Я пишу прошение о шахтерах.
Малыши-голыши шлёпают в шлёпках.
Маршал ушёл с шумом.
Я ушел в гараж[ш].
Матрешка шлепнулась с шарманки.
Наташа пишет тушью.
У меня большой шкаф.
У меня хорошие башмаки.
Шарманки шамкают и шали шаркают.
К платью пришили шифоновые рюши и широкое шитье.
Шарканье ног не нарушало тишины.
Шорник подошел к шалашу.
В кошелке метр шелка.
Пишу шутки для Дашутки и Мишутки.
Шаги шакала бесшумны.
Прошу не шуметь.
Ветер шумит над крышей и камыши колышет.
Брошь украшала шею бабушки.
В «уж», «замуж», «невтерпеж» этой буквы («ь») не найдешь.
Наташа вошла, шурша шелковой шалью.
Какая тишь — лишь ветер шевелит камыш.
Ты опять шалишь, мой малыш.
В мешке проросшая картошка.
Бабушкину шкатулку нашли в шкафу.
В шляпном ателье шили шапки, бешметы и башлыки.
Штормовой шквал швырнул шлюпку на шхеры.
Вошла барышня в шлафроке, украшенном шлицами и шлейфом.
Мы наблюдали, как пришвартовывались шхуны «Шваб» «Шпрее», «Штутгарт» и швертбот «Швед».
Шуршали шины машин рядом с пешеходной дорожкой.
В шалаше лишь шмель шумел.
У мышки-крошки в норушке крошки.
Хорошо в дорожку пирожки с картошкой.
Лошадь пошла шагом.
Юноша и девушка из нашей школы вышли победителями турнира по шашкам и шахматам.
Шипели шкварки на плите.
Работа шла не шибко.
Тишину душного полдня нарушили шаги Шуриного де душки.
У хорошей артели и лошади в теле.
Хорошую шубку подарили Дашутке.
Не по-хорошему мил, а по милу хорош.
Тише едешь — дальше будешь.
Потеряешь — не найдешь.
Кошка только на мышей и хороша.
Ум — хорошо, а два — лучше.
Раньше начнешь, раньше поспеешь.
Больше знай — меньше болтай.
Неумелой швее и иголка с ниткой шить мешают.
И поедим, и спляшем, только пашни не напашем.
Добро потеряешь — опять наживешь, друга потеряешь — уже не вернешь.
С хорошим другом горы свернешь, с плохим — горя хлебнешь.
От капли уйдешь, а под дождь попадешь.
Лошадь — подарок, и лож[ш]ка — подарок.
На пирушке и колотушки пляшут.
Хороша Маша, да не наша.
Одной рукой в ладоши не похлопаешь.
По одеж[ш]ке протягивай нож[ш]ки.
Когда говоришь, хорошенько думай.
Когда ешь, хорошенько жуй.
Поменьше болтай, побольше делай.
В холод кошка мышей не ловит.
Шилом моря не нагреешь.
По Ивашке и рубашка.
Милости прошу к нашему шалашу.
Миша и Паша играют в шашки.
Миша проиграл две пешки.
Тракторист пашет пашню.
Тётя Даша шьёт мне рубашку.
Алёша и дедушка пошли собирать шишки.
Маша вышла на опушку и увидела кукушку.
Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл.
Шуршит в норке мышка, а её караулит кошка.
В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки.
Бабушка и Алёнушка пошли гулять, орешков набрать.
Хорошо шагать пешком утром по опушке.
Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке.
У Гриши под мышкой книжка.
Миша хорошо пишет.
Я нашла букашку на большой ромашке.
Кошка-шалунишка катает шарик.
Маша отдохнула на опушке и пошла дальше.
Наташа нашла ландыш, а я нашёл три ландыша.
Как только подойдёшь к берегу, увидишь небольшой шалаш.
На ладони — башня, крошечная башенка, в белый цвет окрашена игрушечная башня.
Видео:Твердые и мягкие согласные. Как различать твердые и мягкие согласные звуки?Скачать
20 упражнений для автоматизации шипящих звуков у детей
Буква «Ш» считается одной из наиболее сложных в произношении. Чтобы добиться ясной речи у детей, проводят логопедические занятия – сначала по постановке, а затем по автоматизации шипящих звуков. Отработка – завершающий, но очень важный этап. Она нужна для формирования условно-рефлекторных связей в коре головного мозга. Когда процесс завершен, ребенок начинает говорить правильно бессознательно, без какого-либо контроля и энергозатрат.
Видео:ЧТО ЗНАЧИТ ПАРНЫЕ - НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ + ШИПЯЩИЕСкачать
Что нужно знать об автоматизации звуков?
Особенности развития речи таковы, что сначала ребенок начинает произносить изолированный звук. Правильное произношение в словах и предложениях детям дается сложнее и требует некоторых усилий. Например, часто можно встретить ситуацию, когда малыш ясно и четко шипит «Шшш», но вместо «шапки» продолжает говорить «сапка». Или в спокойном состоянии произносит слова правильно, а при эмоциональном возбуждении начинает «проглатывать» или заменять звуки. Это значит, что в коре головного мозга условно-рефлекторные связи сформированы не до конца. Для завершения процесса и доведения правильного произношения до автоматизма нужны тренировки.
Автоматизация шипящих звуков проводится поэтапно в определенной последовательности. Сначала делается постановка [ш], детали которой можно узнать здесь. После того как ребенок произносит отдельный звук верно, проводится его отработка:
- в слогах;
- в словах;
- в предложениях;
- в стихах;
- в рассказах;
- в самостоятельной речи.
Важно соблюдать именно такую последовательность. Нельзя переходить на следующий уровень сложности, если на предыдущем звук еще не отработан. Ребенок будет делать ошибки, и это может привести к формированию неправильных условно-рефлекторных связей.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры упражнений
Логопедические занятия с дошкольниками проводятся в форме игры, со стишками, песнями, интересными заданиями и красочными картинками. Второй важный момент – родителям нужно мотивировать малыша на правильную речь, объяснить, почему это важно. Например, чтобы разговаривать наравне со взрослыми, читать длинные красивые стихи на празднике и т. д.
Шипящие в слогах
Начинают отработку звука [ш] в слогах с протяжных «шша», «шше», «шшо», «шшу». Затем проводится автоматизация в прямых, обратных слогах и в интервокальной позиции.
Примеры:
- ШаШаШа, ШиШиШи, ШеШеШе, ШуШуШу;
- ШиШаШеШу, ШуШаШоШи, ШеШаШуШо;
- аШаШаШ, иШиШиШ, еШеШеШ, уШуШуШ;
- иШаШеШуШ, уШаШоШиШ, еШаШуШоШ;
- аШааШа, иШииШи, еШееШе, уШууШу;
- иШааШоуШе, оШоеШеуШи, еШаоШуеШо.
Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных не проводится. Слоги «шта», «што», «шка» и другие отрабатывают сразу в упражнениях со словами.
Игры с шипящими в слогах:
- Закончи слова, добавляя слоги: ка…(ша), Ната…(ша), ча…(ша), лап…(ша).
- Повтори последние слоги в предложениях: Что-то шепчут камыши (ши-ши-ши). Это утка в камыше (ше-ше-ше). Выходи из камыша (ша-ша-ша). Нет уж утки в камыше (ше-ше-ше). Что же шепчут камыши (ши-ши-ши)?
- Помаши руками, когда услышишь слог со звуком [ш]: па-ро-ми-ка-шу-ел-ша-ле-иш.
Шипящие в словах
Отработка звуков в словах вызывает у детей куда больший интерес. Для начала нужно назвать малышу несколько слов на букву «Ш», намеренно говоря ее громче, и попросить повторить: шум, шар, шоколад, шило, шаль. Затем приводятся примеры слов со звуком «Ш» в конце и в середине: камыш, малыш, карандаш и каша, кошка, лягушка.
Для закрепления материала полезно использовать игры:
- Вместо первого звука в слове произнеси [ш]: пар (шар), губы (шубы), мышка (шишка).
- Добавь звук [ш] к слову: лак (шлак), утка (шутка), пион (шпион).
- Назови 5 слов, которые начинаются на «Ш». Можно подсказывать ребенку, указывая на предметы, которые его окружают (к примеру, шкаф).
- Покажи слова на картинке, в которых есть «Ш».
- Хлопни в ладоши или топни ногой, если услышишь звук [ш] в слове: кошка, дым, мост, шар, куст, штаны, шторы, земля, шампунь.
Шипящие в словосочетаниях и предложениях
На следующем этапе логопедического занятия ребенку предлагают повторить сложные сочетания слов, где много шипящих звуков. Сначала фразы произносят в медленном темпе, а затем в быстром. Можно также попросить ребенка запомнить от 3 до 5 словосочетаний, а затем их назвать.
Примеры:
- петушиное перышко;
- шерстяной шарф;
- букашка на ромашке;
- шелушить шишки;
- шуршит мышка;
- пушистая шиншилла;
- мишка-шалунишка;
- малышка с пышкой.
Автоматизация звука [ш] у детей в предложениях:
- Наш Мишутка любит шутки.
- Хорошо Маша готовит манную кашу.
- Наташа и Паша шагают к лошадке.
- Мама не спеша шьет шубку для малыша.
- Пушистая кошка на окошке слушает шорох мышей.
Шипящие в стихах и рассказах
Для закрепления «Ш» в повседневной речи ребенку полезно читать стихи и небольшие рассказы. Важно чтобы взрослый сам не допускал ошибок в произношении, говорил все слова членораздельно, четко и ясно.
«Шубу, шапку и штанишки
Сшила мышка для сынишки,
Шерстяной связала шарф
И, шурша, сложила в шкаф»
Стишки можно учить наизусть. Не обязательно это делать дома – полезно будет провести урок на улице, например по дороге в детский сад.
«Облепили лампу мошки,
Греют тоненькие ножки.
«Я нашел мешок мышей,
Улыбнулся до ушей,
Взял тишком и с тем мешком
По тропе пошел пешком»
«Кормит малышей Наташа
Из широкой плошки кашей:
— Ешь, малышка, жуй, Антошка!
Вот тебе большая ложка!»
Также малышу будет интересно задание, где нужно придумать рассказ:
- «Чтобы Миша научился шипеть «Шшш», бабушка пообещала мальчишке купить игрушки, в которых есть этот звук. Это шахматы, шашки, машинки, петушок, конструктор с башенкой, пушка. Расскажи, как бабушка с Мишей выбирали игрушки».
- «У дедушки Миши в доме жила пушистая кошка Маришка. Однажды на окошко к дедушке прилетел воробушек. Маришка услышала его и прошмыгнула на окошко, которое было открыто. Как ты думаешь, чем закончилась история? Что случилось с Маришкой потом?»
Шипящие в свободной речи
В течение примерно 1–1,5 месяца после начала логопедических занятий родителям нужно будет обращать внимание на речь ребенка. Важно поправлять его непринужденно и ласково. Например, ребенок говорит «масина» вместо «машина». Правильно будет обратить его внимание на ошибку фразой: «Ты хотел сказать маШШШина?» При этом не следует перебивать малыша, если он что-то рассказывает эмоционально и в спешке теряет или заменяет звуки. В первую очередь нужно удовлетворять потребность ребенка в общении и тесном контакте с родителями.
Иллюстрированные упражнения
Дополнительно можно найти интересные задания в логопедических пособиях. Так, в «Рабочей тетради по развитию речи на звуки [ш], [ж]» Н. В. Новоторцевой приведены следующие упражнения в картинках для автоматизации шипящих:
Другие интересные упражнения на тему:
При выборе речевого материала для отработки шипящих звуков нужно учитывать все имеющиеся дефекты речи у ребенка. Если он заменяет [ш] на [с] или [ж], то нельзя для автоматизации использовать слова, где они одновременно встречаются. Например, шелест, шажок, сушилка. Оптимально каждому малышу делать индивидуальную подборку с логопедом.
🔍 Видео
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками| Русский язык 2 класс #14 | ИнфоурокСкачать
Английские буквосочетания -1 СОГЛАСНЫЕ БУКВЫСкачать
Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки Ш, Ж, Ч, ЩСкачать
Русский язык 2 класс (Урок№53 - Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.)Скачать
Русский язык | 2 класс | Правописание и звукосочетание с шипящими звуками | Урок 14 | ЗнаниоСкачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Шипящие согласные звуки 1 классСкачать
Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
ЭТО ПРАВИЛО поможет тебе писать ПРАВИЛЬНО — О Ё после шипящихСкачать
Русский язык 1 класс (Урок№73 - Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.)Скачать
Русский язык. Памятка №2. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щуСкачать
О, Ё после шипящих | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Как запомнить твердые и мягкие согласные звуки? Русский языкСкачать
Скороговорки с шипящими согласными. Исполняет Лёва!!!Скачать