Словосочетания с прилагательными о е после шипящих

Видео:О, Ё после шипящих | Русский язык | TutorOnlineСкачать

О, Ё после шипящих | Русский язык | TutorOnline

Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий

Написание букв «о» или «е» после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и наре­чий зави­сит от уда­ре­ния. Укажем алго­ритм напи­са­ния о/е после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях слов этих частей речи соглас­но пра­ви­лу рус­ско­го языка.

Видео:ЭТО ПРАВИЛО поможет тебе писать ПРАВИЛЬНО — О Ё после шипящихСкачать

ЭТО ПРАВИЛО поможет тебе писать ПРАВИЛЬНО — О Ё после шипящих

Алгоритм выбора букв о/е после шипящих

Чтобы выбрать бук­ву «о» или «е» после шипя­ще­го, дей­ству­ем поша­го­во, исполь­зуя сле­ду­ю­щий алгоритм.

  • Первый шаг — опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой при­над­ле­жит слово.
  • Второй шаг — раз­бор сло­ва по соста­ву (мор­фем­ный раз­бор), что­бы выяс­нить, в какой его части нахо­дит­ся орфо­гра­фи­че­ская проблема.
  • Третий шаг — поста­вить уда­ре­ние в слове.
  • Четвёртый шаг — напи­сать бук­ву «о» или «е»/»ё» в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфографии.

Разобрав сло­во по соста­ву, убе­дим­ся, что это суф­фикс или окон­ча­ние суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го или наре­чия. Тогда, что­бы пра­виль­но напи­сать после шипя­ще­го соглас­но­го бук­ву «е» или «о» в суф­фик­се или окон­ча­нии слов этих частей речи, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом:

Рассмотрим, как дей­ству­ет это пра­ви­ло, на при­ме­рах слов ука­зан­ных частей речи.

Словосочетания с прилагательными о е после шипящих

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№60 - Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№60 - Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.)

Написание букв о/е после шипящих у существительных

У суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих кор­ня в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях форм тво­ри­тель­но­го паде­жа напи­шем бук­ву «о».

Примеры:

  • слуш о́к , сун­дуч о́к , прыж о́к ;
  • девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;
  • с силач о́м , борщ о́м , под стел­лаж о́м , тираж о́м ;
  • с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .

Без уда­ре­ния напи­шем бук­ву — «е»:

  • ре́ч е ньк а
  • но́ж е ньк а
  • ту́ч е й
  • ку́ч е й
  • афи́ш е й
  • о́вощ е м
  • плю́ш е м
  • ла́ндыш е м

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№71 - Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№71 - Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.)

Видео «О-Е после шипящих в суффиксах имени существительного»

В заим­ство­ван­ных суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ёр- и в рус­ском сло­ве «уха­жёр» после шипя­щих кор­ня пишет­ся бук­ва «ё»:

Отличаем эти напи­са­ния от сло­ва «мажор» и про­из­вод­но­го при­ла­га­тель­но­го, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых нет ука­зан­но­го суффикса:

  • мажор — корень/окончание;
  • мажор н ый — корень/суффикс/окончание.

Имеем в виду, что суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, сохра­ня­ют суф­фикс этой части речи и пишут­ся после шипя­щих кор­ня с бук­вой «ё»:

  • ноч ева ть — ноч ёв к а;
  • корч ева ть — корч ёв к а;
  • меж ева ть — меж ёв к а;
  • рас­туш ева ть — рас­туш ёв к а;
  • пере­коч ева ть — пере­коч ёв к а.

Словосочетания с прилагательными о е после шипящих

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Написание букв «о», «е» после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных

У при­ла­га­тель­ных ана­ло­гич­но под уда­ре­ни­ем в суф­фик­сах -ов-, -он и окон­ча­ни­ях после шипя­щих соглас­ных кор­ня пишет­ся бук­ва «о».

Примеры:

  • морж о́в ый
  • камыш о́в ый
  • парч о́в ый
  • грош о́в ый
  • еж о́в ый
  • холщ о́в ый
  • смеш о́н (бег­лое «о»)
  • больш о́й
  • чуж о́й

но рыж е му , хорош е й .

Видео:О Е после шипящих и ЦСкачать

О Е после шипящих и Ц

Написание суффиксов наречий после шипящих

В соот­вет­ствии с ука­зан­ным орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом в суф­фик­сах наре­чий после шипя­щих соглас­ных осно­вы под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», без уда­ре­ния — «е»:

  • горяч о́
  • свеж о́
  • общ о́
  • голыш о́м
  • нагиш о́м ,

но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е

Видео:Русский язык 6 класс. Буквы О Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательныхСкачать

Русский язык 6 класс. Буквы О Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Видеоурок

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

О-Е после шипящих и Ц во всех частях речи

Гласные О-Ё после ж , ч , ш , щ

Пишем ОПишем Ё
Под ударением в окончаниях имен сущ. и прил. Примеры: нож о́ м , шалаш о́ м , плеч о́ м , плащ о́ м , чуж о́ й , больш о́ й .Под ударением в окончаниях глаголов -ёшь , -ёт , -ём , -ёте . Примеры: лж ё шь , лж ё т , печ ё м , печ ё те .
Под ударением в суффиксах имен сущ. -ок , -онок , -онк . Примеры: рож о́ к , петуш о́ к , крюч о́ к , борщ о́ к ; медвеж о́ нок , мыш о́ нок , галч о́ нок , боч о́ нок ; книж о́ нк а, рубаш о́ нк а, руч о́ нк а; деньж о́ нк и.В суффиксе глаголов -ёвыва- . Примеры: затуш ё выва ть, перекоч ё выва ть.
Под ударением в суффиксах имен прил. -ов- , -он- . Примеры: еж о́ в ый, грош о́ в ый, парч о́ в ый, холщ о́ в ый; смеш о́ н .В суффиксе -ёвк- имен существительных, образованных от глаголов. Примеры: перекоч ё вк а, размеж ё вк а.
Под ударением в суффиксах наречий. Примеры: свеж о́ , горяч о́ , общ о́ .В суффиксе -ённ- ( -ён- ) причастий страдат. залога и в словах, образованных от таких причастий. Примеры: отреш ё нн ый, отреш ё нн ость; размягч ё нн ый, размягч ё нн ость; уч ё н ый, уч ё н ость; жж ё н ый, жж ё н ка.
В им. сущ. Р. п. мн. ч. на -ок -он . Примеры: киш о к, княж о н.В корне слов, в которых под ударением произносится о , чередующееся с е , если подобрать проверочное слово (однокоренное или другую форму). Примеры: ж ё ст кий — ж е ст коватый, деш ё в ый — деш е в еть, ч ё рн ый — ч е рн ота, по щ ё ч ина — щ е к а, под ж ё г — с ж е чь, ш ё л — ш е дший, раз ж ё в ывать — раз ж е в ать.
В след. словах и в однокоренных от них: обж о ра, крыж о вник, ж о м, трещ о тка, трущ о ба, чащ о ба, ч о каться, ч о порный, Печ о ра, ш о в, ш о рох, ш о ры, изж о га, ож о г, подж о г.Местоимение что в П. п. — ни о ч ё м, на ч ё м; в словах прич ё м, нипоч ё м.
В просторечных словах. Примеры: ж о лкнуть, заж о ра, уж о , веч о р, ч о х, ч о хом.В суффиксе существительных -ёр . Примеры: дириж ё р, ретуш ё р, стаж ё р, ухаж ё р.
В словах иноязычного происхождения согласно произношению. Примеры: крюш о н, маж о р, ш о мпол.

Не пишем гласную о в безударных слогах после ж , ч , ш , щ . Примеры: горо́ш е к, сто́рож е м, ры́ж е го. Исключения: иноязычные слова — ж о кей, ш о колад.

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

«Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (6-й класс)

Класс: 6

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

  • Актуализация прежних знаний
  • Формирование новых знаний и способов действия
  • Применение знаний, т.е. формирование умений.
  • Повторение правописания букв о-е в окончаниях и суффиксах существительных, в окончаниях прилагательных
  • Знакомство с правилом правописания букв о-е после шипящих и ц, в суффиксах прилагательных
  • Закрепления правила в ходе выполнения заданий
  • Развитие речи учащихся
  • Формирование навыка добывания знаний
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Ход урока

  1. Мотивация учащихся к познавательной деятельности, подготовка к изучению нового материала.

На доске словосочетания (пишут в тетрадях)
  • Чуж…й город
  • Храбрый петуш…к
  • Высокое крыльц…
  • Ш…лковые локоны
  • Храброе сердц…
  • Маленький овраж…к
  • В дремуч…м лесу
  • Укрыть плащ…м
  • Алый флаж…к
  • Сладкий крыж…вник
  • Любоваться пейзаж…м
  • Золотое кольц…
  • Парч…вая накидка
  • Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены?
  • Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова?
  • От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)

Итак, приступайте к работе. Желаю удачи!

  • Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс)
  • Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.

  1. Осмысление нового материала

— Посмотрите на эти словосочетания

На доске
  • Грошовый вклад
  • Сторожевой катер
  • Бежевый костюм
  • Отцовский рюкзак
  • Ежовые рукавицы
  • Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Обозначим их.
  • Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц?

  1. Объявление цели и темы урока.

Наша цель – научиться применять правило, видеть условия его применения. Каков же алгоритм этого правила?

На доске
  • Пишу в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц
  • О — под ударением (пунцовый) Е — без ударения ситцевый)

Ещё раз озвучим это правило (3-4 ученика)

1 этап: Диктант — “Молчанка”

Покажите карточкой ту букву, что вы напишете в словах

У учащихся карточки

Словосочетания с прилагательными о е после шипящихи Словосочетания с прилагательными о е после шипящих

Правило повторитьУ учителя карточки со словами

  • ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ
  • КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА
  • БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА
  • ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ
  • ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ
  • ТОРЦ…ВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
  • ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ
  • ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ

2 этап: “Подбери слово”

Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.”

Пишут в тетради

Правило повторить

  • Платье из парчи — …
  • Полотенце из холста — …
  • Вода из ключа — …
  • (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?)
  • Мешок для вещей — …
  • Краситель для пищи — …
  • Бумага с глянцем — …

— Все ли сочетания написаны верно?

  • плюшевый мишка
  • песцовый воротник
  • кумачевая рубаха
  • ситцевая занавеска
  • свинцовая пуля
  • моржовый клык
  • ландышовый запах
  • камышовые заросли
  • глянцовая бумага

— Какое правило я забыла, написав эти слова с ошибками? А вы его помните?

  1. Итоги урока

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Чему научились? Что открыли для себя?

🔥 Видео

6 класс - Русский язык - Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательныхСкачать

6 класс - Русский язык - Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс: Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательныхСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс: Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Русский язык. Правописание О, Е, Ё после Ж, Ч, Ш, Щ в разных частях слов всех частей речи. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Правописание О, Е, Ё после Ж, Ч, Ш, Щ в разных частях слов всех частей речи. Видеоурок

Русский язык 7 класс (Урок№23 - Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страд.причастий прош.времени.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№23 - Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страд.причастий прош.времени.)

Русский язык. Правописание гласных Ё, О после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ в корнях слов. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Правописание гласных Ё, О после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ в корнях слов. Видеоурок

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательныхСкачать

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

Правописание О Е после шипящихСкачать

Правописание О Е после шипящих

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

Задание на грамотность! О и Е после шипящих и ЦСкачать

Задание на грамотность! О и Е после шипящих и Ц

Русский язык 7 класс : Правописание е и ё после шипящих в суффиксах причастийСкачать

Русский язык 7 класс : Правописание е и ё после шипящих в суффиксах причастий

Урок 37. Правописание О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.Скачать

Урок 37. Правописание О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.
Поделиться или сохранить к себе: