- Род, число, падеж прилагательных
- Урок по русскому языку на тему «Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде
- Презентация к уроку
- 📸 Видео
Видео:Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в ед. ч. | Русский язык 4 класс #5 | ИнфоурокСкачать
Род, число, падеж прилагательных
Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.
Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:
Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий
Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая
Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое
Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.
В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:
Мужской род, единственное число: | Женский род, единственное число | Средний род, единственное число |
---|---|---|
И. п. (какой?) вкусный апельсин | И. п. (какая?) вкусная ягодка | И. п. (какое?) вкусное мороженое |
Р. п. (какого?) вкусного апельсина | Р. п. (какой?) вкусной ягодки | Р. п. (какого?) вкусного мороженого |
Д. п. (какому?) вкусному апельсину | Д. п. (какой?) вкусной ягодке | Д. п. (какому?) вкусному мороженому |
В. п. (какой?) вкусный апельсин | В. п. (какую?) вкусную ягодку | В. п. (какое?) вкусное мороженое |
Т. п. (каким?) вкусным апельсином | Т. п. (какой?) вкусной ягодкой | Т. п. (каким?) вкусным мороженым |
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине | П. п. (о какой?) о вкусной ягодке | П. п. (о каком?) о вкусном мороженом |
! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? — вижу младшего брата .
! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:
Берёзы жёлт ою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.
ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)
яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)
Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:
И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)
Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)
Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)
В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)
Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)
П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)
Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:
- Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
- Определить род, падеж, число этого существительного.
- Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.
На болотах поспела душистая клюква.
клюква (какая?) душистая
клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Видео:Род имен прилагательных. Как определить род прилагательного?Скачать
Урок по русскому языку на тему «Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода»
МКОУ СОШ№2 с УИОП им. Н.Д. Рязанцева г. Семилуки Воронежской области
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода
(Русский язык. 4 класс)
Учитель начальных классов
· развивать навык правописания падежных окончаний прилагательных в дательном падеже;
— формировать умения обосновывать написание безударных падежных окончаний
· развивать умение распознавать падеж имен прилагательных;
· развивать орфографическую зоркость, внимательность, творческие способности;
· закрепить знания ранее изученных орфограмм.
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
· отрабатывать и корректировать навыки каллиграфического письма;
2. Число, минута чистописания
— Посмотрите на эти буквы. У каждого в тетради есть такой же образец.
— Что общего в этой записи? (Все буквы обозначают мягкость согласного).
— На какие две группы их можно разделить? (Гласные и ь).
— Что общего у гласных? (Они обозначают 2 звука).
— В каких случаях? (В начале слова и после гласного слышится й).
— Почему буква ь знак лишняя? (Так как мягкий знак не обозначает звука).
Письмо под диктовку: Билет, вагон, желать, завтрак, гореть, километр, легко, назад, оборона, понедельник.
-К написанным словам мы сейчас допишем еще слова. Но прежде, поделятся с нами найденной информацией. (Краткие сообщения)
Звуко- буквенный разбор
— Запишите слово «гореть»
— На столах у вас карточки, прочитайте задание
Игра “Исключи лишнее”
Дочка, почка, печь, ласточка. (Печь, т.к. орфограмма “Ь знак после шипящих имен существительных” )
Семья, подъехал, подъём, объявление. (Семья — разделительный Ь знак)
Шалаш, тушь, багаж, пейзаж. (Тушь – 1. Ь знак после шипящих имен существительных 2. ж.род)
Школа, река, весёлый, эхо (весёлый – часть речи – имя прилаг.)
4. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи
— Над какой большой темой мы работаем несколько уроков?
— Сегодня на уроке мы продолжаем наблюдать за изменением имен прилагательных мужского и среднего рода по падежам.
— В карточке 2 записаны словосочетания с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание.
По …….ому стеклу, , к ……ому флажку, по …..ому лугу, к …..ему морю .
-В каком падеже должны быть имена прилагательные? ( В дательном)
-В каком роде? ( В мужском и среднем)
(1. Существительные мужского и среднего рода в дательном падеже; 2. Эти предлоги употребляются с существительными в дательном падеже; 3. Окончание –ОМУ –ЕМУ(какому?))
-Сформулируйте тему нашего урока. (« Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода ».)
5. Работа по теме урока.
Вопросы дательного. падежа к именам существительным
Д.п. (рад) Кому? Чему? Другу (какому?) прекрасному
Сообщение о дательном падеже.
Введение в тему.
Подберите прилагательные к существительным, и измените их в дательный падеж (Учащиеся работают в тетрадях и 2 ученика у доски. Записывают подходящие по смыслу прилагательные с вопросом и выделяют окончания прилагательных)
Дальнему краю, синему морю.
— Пронаблюдав за изменением прилагательных в дательном падеже, какой вывод можно сделать? (Учащиеся делают вывод: — какой вопрос задается к прилагательным в Д.п)
— Какие окончания пишутся в именах прилагательных мужского и среднего рода?
Д.п. (какому?) -ому, -ему.
Работа по учебнику
Ребята плыли по глубокому озеру. Девочки на берегу кормили диких уток и любовались закатом.
— Подчеркните главные члены предложения.
— Из простых предложений составьте одно сложное.
Ребята плыли по глубокому озеру, а девочки на берегу кормили диких уток и любовались закатом .
— Чем еще интересно данное предложение? (Однородные члены)
— Составьте схему однородных членов предложения.
Упражнение «Грамматическая эстафета»
-Вставить пропущенные окончания.
-В каком падеже данные прилагательные? (Дательном)
-Какие окончания вы дописали?
По широк… проспекту, к крохотн… муравейнику, по бурн… океану, по илист… дну, тепл… ветерку, к дальн… лесу, к крайн… окну, посин… морю, к старш… брату, к новогод… празднику .
Не сутультесь, грудь вперед,
(рывки руками перед грудью )
А теперь рывки руками
Достаем рукой носочек:
Вертолет летит, стрекочет,
Винт работает исправно.
( Наклониться вперед и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой-правой ступни .)
А теперь, как будто мячик,
Все на месте мы поскачем.
И на место снова сели.
7. Творческая работа
— Прочитайте текст. Вставьте пропущенные прилагательные по смыслу. Определите падеж, выделите окончания.
Пришёл суровый февраль. Звери и птицы не рады …..(сильному) морозу. Трудно ходить оленю по …. (глубокому) снегу. Голодной птице морозный день – это смерть. В непогоду ребята идут подкармливать своих пернатых друзей.
-Проверим, что получилось.
(Работа в группах)
— Придумайте продолжение рассказа. (Устно выслушиваются рассказы учащихся)
8. Закрепление изученного материала
— Поставьте данные словосочетания в дательном падеже.
Пассажирский вагон, желтый огурец, интересный календарь, тяжелый багаж, прекрасный командир, теплое молоко, черный песок, дежурный солдат, хороший коллектив.
— Какие окончания имеют имена прилагательные в дательном падеже?
В природе существуют так называемые чёрные пески, встречающиеся в самых различных уголках земного шара. Они состоят из тёмноцветных тяжелых минералов и образуются в результате вымывания более лёгких и светлых минералов. Чаще всего основными их минералами являются гематит, ильменит, магнетит. Такие пески часто образуют месторождения. На 1981 год в чёрных песках были обнаружены 50 минералов из 8 тысяч известных.
— Оцените свою работу на уроке.
— Что было трудным?
— Что легко удавалось выполнить?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Какое задание было интересно выполнять?
— На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже? (Какому?)
— Какие имеют окончания? (-ому; -ему)
11. Домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 797 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 309 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 620 человек из 78 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- Дмитриева Ирина ВикторовнаНаписать 2852 10.01.2016
Номер материала: ДВ-324247
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 10.01.2016 1051
- 10.01.2016 2091
- 10.01.2016 2223
- 10.01.2016 470
- 10.01.2016 4721
- 10.01.2016 337
- 10.01.2016 2837
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Имя прилагательное. Что такое имя прилагательное?Скачать
Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде
Презентация к уроку
Цель:
Образовательная:
- развитие умения распознавать родительный падеж имени прилагательного;
- формировать навык правописания окончаний прилагательных в Р.п. мужского и среднего рода.
Развивающая:
- развитие памяти, внимания, речи учащихся
- используя прием сравнения падежных окончаний, выявить связи прилагательных и существительных.
Воспитательная:
- Воспитание дружеского отношения друг к другу, трудолюбия.
- открывать перед детьми богатство и красоту русского языка, формировать интерес к языковой работе;
- воспитывать желание учиться.
Тип урока: закрепление знаний
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- дифференцированные карточки;
- слова для физкультминутки.
Этапы | № слайда | Ход урока | Примечание |
1 | 1 | Оргмомент. |
Здравствуй, новый прекрасный день!/
Здравствуй, солнышко!
Здравствуй, небо!
Давайте пожелаем себе:
Здоровья, мудрости и успеха!
Сегодня я предлагаю вам поиграть в снежки, а в конце урока слепить из них снеговика. Для этого нам предстоит выполнить много интересных заданий и упражнений.
Запишите сегодняшнюю дату. Классная работа.
ого его
О чём вам напомнили эти сочетания букв? (такое окончание у имён прилагательных Родительного падежа мужского и среднего рода)
Это и будет нашей темой урока.
Для чего нам нужно продолжить изучение этой темы?
(чтобы потренироваться в написании прилагательных в родительном падеже, правильно употреблять в речи и грамотно писать, грамотно говорить)
Кто сможет повторить правило написания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Р.п.?
Какие имеют окончания?
Вопрос Р.п. проверяет безударные окончания прилагательных мужского рода? (не совсем, неясно слышим окончание самого вопроса))
Говорим — (какова), пишем — какого,
Давайте вспомним стишок:
Если вопрос, какого?
Зимнего и смешного.
(Повторяет один из учеников)
Подберите подходящие по смыслу прилагательные.
Напишите словосочетания в тетрадь, в скобках укажите падеж.
Дети вытягивают слова. Они появляются на экране.
Предлагаются слова для справок, каждый выбирает подходящее для своего слова словосочетание и записывает его себе в тетрадь по образцу.
Образец: Аромат — аромат свежего хлеба
Слова для справок: огромный дуб, маленький мальчик, яркое солнце, горячее молоко, соседний дом, лесное озеро.
«Собери в корзинку»
Найдите в классе слова — имена прилагательные в родительном падеже, прикрепите на доску.
Докажите, что нашли правильно.
Снежный, снежного, пушистый, пушистого, северного, северными, зелёного, светлого, солнечный, солнечного, летний, летнему, зимнего, зимнему, красивые, красивыми.
Карточки со словами крепятся по всему классу.
Составьте с этими словами словосочетания, придумав подходящее по смыслу существительное.
Снежного, пушистого, солнечного, зимнего, северного.
На доске записаны словосочетания в два столбика.
Острый Вкусный
нож Запомни слова первого столбика (даётся 1 минута);
Запиши в тетрадь словосочетания, ставя имена прилагательные и существительные в Р.П., восстанавливая слова 1 столбика по памяти и словам второго столбика
7 снежок. 10 Работа с карточками. «Каждому своё» Вставь пропущенные окончания.
Снежн___ покрова, смешно___ клоуна, из бел____ снега, из парн___ молока, из соснов____ бора.
Напиши существительные и прилагательные в родительном падеже.
На опушке (зимний лес), на улицах (маленький город), приготовил для (любимой мамы), вышел из (тёплый дом).
Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки.
📸 Видео
Определяем падежи имен прилагательных. Склонение имен прилагательных.Скачать
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Падежи прилагательных. Как определить падеж прилагательного?Скачать
Русский язык. 4 класс. Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода /27.11.2020/Скачать
согласование прилагательного с существительнымСкачать
Падежи прилагательных мужского и среднего рода. Видеоурок 18.2. Русский язык 4 классСкачать
Русский язык 4 класс (Урок№49 - Изменение имен прилагательных по падежам.)Скачать
Русский язык. Разряды прилагательных: качественные, притяжательные, относительные. ВидеоурокСкачать
Латинский язык. Lingua Latina. Согласование существительного и прилагательногоСкачать
Как определить падеж имени прилагательного?Скачать
Окончания прилагательных мужского рода и среднего рода в Р.п. и В.п.Скачать
Урок русского языка 4 класс "Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода"Скачать
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.4 класс.Скачать
Падежи прилагательных мужского и среднего рода ч.2. Видеоурок 19.1. Русский язык 4 классСкачать
Разряды имён прилагательных | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Латинский язык. Имя прилагательное, прилагательное 1 гр. Согласованное определение.Скачать