Словосочетания с прилагательными и наречиями на о е

Видео:НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на ОСкачать

НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О

«Не» с наречиями на -о, -е

«Не» с наре­чи­я­ми на «о», «е» пишет­ся слит­но и раз­дель­но, как и пол­ные фор­мы при­ла­га­тель­ных, от кото­рых они образованы.

Чтобы выяс­нить, как сле­ду­ет писать «не» с наре­чи­я­ми на «о», «е», слит­но или раз­дель­но, при­ме­ним пра­ви­ло орфо­гра­фии о напи­са­нии «не» с при­ла­га­тель­ны­ми и сло­ва­ми дру­гих частей речи.

Видео:Как пишется НЕ с наречиями - слитно или раздельно? | Русский языкСкачать

Как пишется НЕ с наречиями - слитно или раздельно? | Русский язык

Когда «не» с наречиями на «о», «е» пишется слитно?

Наречия с суф­фик­са­ми -о, -е явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от пол­ных форм каче­ствен­ных прилагательных:

  • горь­кий — горьк о плакать;
  • друж­ный — дружн о работать;
  • стран­ный — странн о посмотреть.

С помо­щью при­став­ки не- одно­ко­рен­ные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют сло­ва с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. От при­ста­воч­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов и воз­ни­ка­ют одно­ко­рен­ные наречия:

  • радост­ный → не радост­ный → нера­достн о ;
  • искрен­ний → не искрен­ний → неис­кренн е .

Их слит­ное напи­са­ние с «не» регла­мен­ти­ру­ет пра­ви­ло орфографии.

Правило

Понаблюдаем за подоб­ным сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем. Отметим, что с помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ем сло­ва одной и той же части речи:

  • друг → не друг (враг);
  • вер­ный → не вер­ный (оши­боч­ный);
  • не слож­ный → несложн о (про­сто);
  • не искрен­ний → неис­кренн е (лжи­во).

Хотя сле­ду­ет уточ­нить, что к неко­то­рым сло­вам с при­став­кой не- быва­ет непро­сто подо­брать близ­кое по зна­че­нию сло­во без неё. Тем не менее такие сло­ва при­об­ре­та­ют про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние и пишут­ся слит­но с при­став­кой.

В мор­фем­ном соста­ве неко­то­рых при­ла­га­тель­ных и соот­вет­ствен­но про­из­вод­ных наре­чий эле­мент не- стал частью корня:

В рус­ском язы­ке такие при­ла­га­тель­ные и одно­ко­рен­ные наре­чия не упо­треб­ля­ют­ся без не- и пишут­ся все­гда слитно.

В пред­ло­же­нии могут быть наре­чия меры и степени:

абсо­лют­но, слиш­ком, очень, крайне, весь­ма, совер­шен­но, пол­но­стью и пр.

Они не вли­я­ют на слит­ное напи­са­ние наре­чий на «о», «е» с при­став­кой. Учтем так­же такой нема­ло­важ­ный аспект, что в пред­ло­же­нии, как пра­ви­ло, нет про­ти­во­по­став­ле­ния и слов, уси­ли­ва­ю­щих отрицание.

В вет­ре­ную пого­ду река неспо­кой­но катит свои воды.

Особо обра­тим вни­ма­ние на слу­чаи слит­но­го напи­са­ния наре­чий с «не», когда меж­ду ними суще­ству­ет про­ти­ви­тель­ный союз «но». Он соеди­ня­ет раз­ные по смыс­лу сло­ва, кото­рые не явля­ют­ся антонимами:

  • выпол­нить недо­ро­го (дёше­во), но качественно;
  • идти туда неда­ле­ко (близ­ко), но неудобно;
  • ска­зать негром­ко (тихо), но отчётливо;
  • пред­ло­жить немно­го (мало), но искренне.

Примеры

В нашу дверь негром­ко (тихо) постучали.

В ответ на мой вопрос он толь­ко неве­се­ло (печаль­но) вздохнул.

Эта малыш­ка игра­ет в песоч­ни­це и выгля­дит весь­ма неопрят­но (гряз­но).

На уро­ке уче­ник слу­шал крайне невни­ма­тель­но (рас­се­ян­но) объ­яс­не­ние учителя.

Этот брас­лет из кам­ней сто­ит абсо­лют­но недё­ше­во (доро­го).

Видео:Русский язык 7 класс (Урок№33 - Правописание не с наречиями на -о и -е.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№33 - Правописание не с наречиями на -о и -е.)

«Не» с наречиями на «о», «е» пишется раздельно

«Не» с наре­чи­я­ми на «о», «е» пишет­ся раз­дель­но, если это отри­ца­тель­ная части­ца, а не при­став­ка. Она при­да­ет все­му выска­зы­ва­нию отри­ца­тель­ное значение.

Если наре­чие высту­па­ет в роли ска­зу­е­мо­го в без­лич­ном пред­ло­же­нии, то части­ца «не» пишет­ся раздельно.

Ему было не страш­но в темноте.

Раздельное напи­са­ние части­цы «не» с наре­чи­я­ми на «о», «е» про­сле­жи­ва­ет­ся при опре­де­лен­ных усло­ви­ях в предложении.

Для боль­шей нагляд­но­сти пред­ста­вим все слу­чаи слит­но­го и раз­дель­но­го напи­са­ния с «не» наре­чий на «о», «е» в сле­ду­ю­щей таблице.

Видео:Правописание наречийСкачать

Правописание наречий

Таблица написания «не» с наречиями на -о, -е

СлитноРаздельно
УсловияПримерыУсловияПримеры
1. сло­ва, кото­рые не упо­треб­ля­ют­ся без не-небреж­но написать
неумо­ли­мо бежит время
нераз­рыв­но существовать
неот­вяз­но думать
1. про­ти­во­по­став­ле­ние с сою­зом «а»сто­ит не близ­ко, а далеко
лета­ет не высо­ко, а низко
2. не- обра­зу­ет новое слово

с про­ти­во­по­лож­ным значением

с наре­чи­я­ми меры и степенинедол­го (быст­ро)
неча­сто (ред­ко)
нетруд­но (лег­ко)

крайне невежливо
абсо­лют­но незаметно
совер­шен­но неосторожно2. сло­ва «отнюдь», «вовсе», «дале­ко»выгля­дит дале­ко не безупречно
посе­ща­ет вовсе не регулярно
отве­ти­ла отнюдь не злорадно3. союз «но» соеди­ня­ет не антонимыотве­тил невер­но, но чётко
оде­та недо­ро­го, но изящно3. отри­ца­тель­ные наре­чия с ни-ничуть не быстро
нисколь­ко не обидно
никак не строго4. наре­чия в без­лич­ных предложенияхне муд­ре­но, не худо, не надобно,
не страш­но, не стыд­но, не зазорно5. наре­чия в срав­ни­тель­ной степенипло­хо — выпол­нить не хуже
низ­ко — поло­жить не ниже.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Алгоритм определения слитного или раздельного написания «не» с наречиями на -о, -е

Словосочетания с прилагательными и наречиями на о е

Видео:Как писать Н и НН в кратких прилагательных, причастиях и наречиях? | Русский язык TutorOnlineСкачать

Как писать Н и НН в кратких прилагательных, причастиях и наречиях? | Русский язык TutorOnline

Видеоурок для учащихся 7 класса

Видео:Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

Не с наречиями на О, Е

Словосочетания с прилагательными и наречиями на о е Словосочетания с прилагательными и наречиями на о е

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 857.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 857.

Как правильно писать НЕ с наречиями? Ответ на этот вопрос можно получить в данной статье, где подробно описаны правила слитного и раздельного написания НЕ с наречиями, приведены наглядные примеры.

Словосочетания с прилагательными и наречиями на о е

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Особенности правописания НЕ с наречиями на -О/-Е

В русском языке выделяют слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о, е.

Слитное написание:

  • Если наречие не употребляется без НЕ. Примеры наречий на о/е, которые всегда пишутся с НЕ: неряшливо, недоуменно, негодующе.
  • Если наречие с НЕ можно заменить синонимичным наречием без НЕ. Примеры: нечасто – редко, нелегко – трудно, неровно – криво.


Раздельное написание:

  • Если наречие употребляется в словосочетаниях и предложениях с противопоставлением при помощи союза а. Примеры: не мягко, а твердо; не интересно, а скучно; не грустно, а весело.
  • С наречиями в форме сравнительной степени. Примеры: не жестче, не глубже, не острее.

Видео:Как отличить отглагольное прилагательное и причастие | Русский язык ОГЭ Умскул 2022Скачать

Как отличить отглагольное прилагательное и причастие | Русский язык ОГЭ Умскул 2022

Правописание НЕ с наречиями на -о, -е

Тема: «Правописание НЕ с наречиями на — О, -Е».

Форма урока — семинар, защита проектов.

Метод — доминанта: проблемно — поисковый, диалогический, творческий.

Введение

При подготовке к уроку ребята разбиваются на группы для решения проблемных вопросов, проведения индивидуальных исследований:

  1. Как графически оформить основное правило, алгоритм для успешного запоминания и освоения материала?
  2. Как использовать основное правило, алгоритм в практической работе?

В соответствии с проблемными вопросами были сформулированы дидактические цели:

  1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.
  2. Формирование умения составлять алгоритмы действия при решении орфографической задачи.
  3. Формирование критического и творческого мышления, навыков работы в команде.

Для достижения целей были поставлены методические задачи:

  1. Сопоставлять правила написания НЕ с известными частями речи (существительными, прилагательными).
  2. Создавать алгоритмы действия для решения орфографической задачи слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на -о, -е.
  3. Уметь применять алгоритмы действия для решения данной орфографической задачи.
  4. Проявлять творчество при составлении упражнений.

Этапы подготовки к уроку:

  • В начале работы с учащимися класса был проведен «мозговой штурм» и сформулированы темы исследований учеников.
  • Затем сформированы группы для проведения исследований ( «Теоретики», «Ученые», «Исследователи», «Практики», «Историки», «Игроки», «Логики», «Экзамена-торы»).
  • На третьем этапе — обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группах, возможные источники информации.
  • Далее последовала самостоятельная работа учащихся по обсуждению зада-ния каждого в группе и самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
  • На последнем этапе — подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе.
  • На уроке — защита полученных результатов и выводов.

Результаты исследований, творчества группы оформили в виде буклета (Приложение3), где представили
графически оформленное основное правило в виде обобщающей таблицы:

  • «НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е» — «Теоретики»;
  • «Примечание», куда занесена дополнительная информация по правилу — «Ученые»;
  • алгоритм для решения орфографической задачи — «Логики»;
  • примеры оформления орфограммы (НЕ с наречиями на -о, -е) — «Исследователи»;
  • толкование «трудных» слов для запоминания — «Историки»;
  • текст, составленный учащимися, где предлагается использовать основное правило, алгоритм в практической работе — «Практики».

Также ребятами были составлены задания к игре «Третий лишний» — «Игроки» (Приложение1 в конце страницы), контрольные тесты для самостоятельного отслеживания результатов усвоения материала — «Экзаменаторы» (Приложение2 в конце страницы).
Деятельность учащихся учитель оценивает, исходя из результатов опроса по теоретическому материалу, наблюдения за деятельностью и результатами каждого ученика, ана-лиза графических схем, алгоритмов, анализа итоговых творческих заданий, тестов.

Ход урока.

I. Исходя из темы урока, ребята совместно с учителем формулируют цели урока:

  • Познакомиться с правилами написания НЕ с наречиями на -О, -Е.
  • Научиться обозначать новую орфограмму.
  • Научиться выбирать правильное написание наречий.

II. Знакомство с новым материалом.

Представление, защита полученных результатов и выводов (весь материал представлен в презентации и в буклете для каждого ученика).

Наречия на -О, -Е образуются от качественных прилагательных:

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -О, -Е

НЕ пишется слитноНЕ пишется раздельно
1. Слово без НЕ не употребляется.
Н: нелепо (не употр.)
2. Слово с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ.
Н: негромко (тихо)
1. В предложении есть противопоставление с союзом а.
Н: не далеко, а близко

2. Выводы «ученых»: познакомимся с дополнительной теоретической информацией по правилу.

Всегда раздельно пишем НЕ с наречиями:

  • если есть слова, усиливающие отрицание (отнюдь не…, вовсе не…, далеко не…, ничуть не…, нисколько не…): нисколько не жалко;
  • если наречие в сравнительной или превосходной степени: говорил не медленнее (ср.ст.);
  • если наречие пишется через дефис: поступил не по-товарищески;
  • если наречие не оканчивается на -О, -Е: вникал не сразу (не на -О, -Е);

3. Выводы «логиков»: для решения орфографической задачи можно пользоваться алгоритмом.

Словосочетания с прилагательными и наречиями на о е

4. Выводы «исследователей»: предлагаем использовать данный алгоритм и на примере предложения применить правило написания НЕ с наречиями.

«И навестим поля пустые, леса, (не)давно столь густые, и берег, милый для меня.» (А.С.Пушкин)

Ребята демонстрируют правильное графическое объяснение орфограммы.

Словосочетания с прилагательными и наречиями на о е

Объясните написание наречий:

  • Негромко (тихо) произнес
  • Невзрачно (не употр.) оделся
  • Вовсе не глубоко нырнул
  • Поступил не по-товарищески
  • Вытер не досуха (не на -о, -е)
  • Прочитал не меньше (ср.ст.)
  • Не медленно, а быстро

5. Выводы «историков»: Предлагаем познакомиться с «трудными» словами для запоминания и активного использования в речи.

1. Неправдоподобно.
Н: Невероятно умный.
2. Очень большой, значительный, чрезвычайный.
Н: Невероятно сильный.

непритворный — лишенный притворства, искренний.
Н: Непритворно удивленный.

недалеко , поблизости.
Н: Поселиться неподалеку от реки.

подлинно, естественно, искренно.
Н: Неподдельно радостный.

нелепый — не оправдываемый здравым смыслом, странный, несуразный.
Н: Нелепо отвечает.

непривлекательно по внешности, некрасиво.
Н: Невзрачно одетый.

Надо запомнить! Чтобы узнать, какой морфемой является НЕ (приставкой или частью корня), надо подобрать однокоренные слова.
Например:

Неподалеку (даль, дальний) (НЕ — приставка)
Невероятно (вероятность, вероятный) (НЕ — приставка)
Непритворно (притвориться, притворяться) (НЕ — приставка)
Неподдельно (подделать, дело) (НЕ — приставка)
Нелепо (нелепый, нелепость ) (НЕ — часть корня)
Невзрачно (невзрачный, невзрачность) (НЕ — часть корня)

III. Закрепление материала.

6. Выводы «игроков»: игра проводится по рядам (кто быстрее найдет в каждом ряду третье лишнее слово)

Игра «Третий лишний»
1. Невежливо (грубо).
2. Неожиданно (не употр.)
3. Недалеко (близко)
4. Нежарко (холодно)

7. Выводы «практиков»: ребятами был составлен текст, где встречается изучаемая на уроке орфограмма. Учащиеся предлагают сформулировать тему и основную мысль текста, озаглавить текст, использовать правила, алгоритм в практической работе и решить орфографические задачи.

Солнце (не)смело взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать (не) по-летнему жарко. Неожиданно мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь (не) легко. Но мы (не) унывали, ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели (не) грустно, а весело.

Солнце несмело (робко) взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать не по-летнему жарко. Неожиданно (не употр.) мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь не легко. Но мы не унывали (глаг.), ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели не грустно, а весело.

7. Выводы «экзаменаторов»: ученики составили контрольный тест для самостоятельного отслеживания результатов усвоения материала. Проверка осуществляется на уроке.

  1. Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.
  2. Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь.
  3. Солнце грело (не)жарко, а ласково.
  4. Знакомство его далеко (не)приятное.
  5. Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.
  6. (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.
  7. Он понял задание (не)сразу.
  8. Ученик выглядел (не)хуже всех.
  9. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.
  10. Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.
  1. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, де-вушка посмотрела на ясное небо.
  2. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.
  3. День выдался (не)по-зимнему теплый.
  4. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.
  5. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.
  6. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.
  7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.
  8. Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые.
  9. Природа (не)слышно живет вокруг нас.
  10. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.

8. Выводы «игроков»: ребята предлагают к известным фразеологическим оборотам подобрать наречия с НЕ

  1. Как с луны свалился — неожиданно.
  2. Как кошка с собакой — недружно.
  3. Идти своей дорогой — поступать независимо.
  4. Идти на поводу — действовать несамостоятельно.
  5. Играть с огнем — поступать неосмотрительно.

IV. Домашнее задание.

Составьте предложения с парами слов. Укажите условия написания НЕ с наречиями.
Не ярко-неярко.
Не долго-недолго.
Не ясно-неясно.
Не хорошо-нехорошо.
Не разумно-неразумно.
Не справедливо- несправедливо.

Подготовьте задания к аукциону. Подберите такие фразеологические обороты, которые можно заменить наречиями с НЕ (желающие).

Приложение 1.

Игра «Третий лишний».

I
1. Написал (не)брежно
2. Спросил (не)вежливо
3. Поступил (не)лепо
II
1. Ответил (не)верно
2. Прибил (не)крепко
3. Остановился (не)ожиданно
III
1. Говорил (не)быстро, а медленно
2. Выглядел отнюдь (не)красиво
3. Где-то (не)далеко прошумел
IV
1. (Не) по-летнему холодный
2. Горели (не)ярче прежнего
3. Греет (не)жарко

🔍 Видео

Русский язык. Правописание "НЕ" с НАРЕЧИЯМИ. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Правописание "НЕ" с НАРЕЧИЯМИ. Видеоурок

Русский язык 7 класс (Урок№35 - Правописание одной и двух н в наречиях на -о и -е.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№35 - Правописание одной и двух н в наречиях на -о и -е.)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Русский язык 7 класс (Урок№39 - Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№39 - Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.)

Наречия и прилагательные с ПО! Через дефис или раздельно?Скачать

Наречия и прилагательные с ПО! Через дефис или раздельно?

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Написание сложных существительных и прилагательных. Написание наречий| Русский языкСкачать

Написание сложных существительных и прилагательных. Написание наречий| Русский язык

Русский 7 Одна и две буквы Н в наречиях на О, ЕСкачать

Русский 7 Одна и две буквы Н в наречиях на  О,  Е

Русский язык 7 класс. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и –еСкачать

Русский язык 7 класс. Слитное и раздельное написание не с наречиями на  о и –е

ЕГЭ по русскому языку. НЕ с разными частями речиСкачать

ЕГЭ по русскому языку. НЕ с разными частями речи

Сложные прилагательные: слитно, раздельно, через дефисСкачать

Сложные прилагательные: слитно, раздельно, через дефис
Поделиться или сохранить к себе: