- Карточки по теме «Предлог» 7 класс материал по русскому языку (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Особенности управления и использования предлогов в словосочетаниях.
- Особенности использований предлогов «с» и «из».
- Предлоги «в» и «на».
- Предлоги «по» и «о».
- «Употребление предлогов «, русский язык,7 класс
- 📽️ Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Карточки по теме «Предлог» 7 класс
материал по русскому языку (7 класс) на тему
Карточки по теме «Предлог» для изучения в 7 классе можно также использовать при повторении темы в 10 классе
Видео:Русский язык 7 класс (Урок№46 - Непроизводные и производные предлоги.)Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_po_teme_predlog_7_klass.docx | 25.26 КБ |
Видео:Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnlineСкачать
Предварительный просмотр:
Карточки по теме «Предлог» 7 класс
59. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте ещё раз текст, составьте его план, подготовьтесь к пересказу текста по плану.
В настоящ. е время предлоги поп. лняю(т, ть)ся новыми словами (за) счёт того, что в предлоги переход. т существительные, деепричастия, наречия.
Есть, конечно, древние предлоги, которые отл. чаю(т,ть)ся (от) тех, что образован. ы сравнительно (не) давно. Древнейш. е предлоги называются непроизводными, и сост. ят они только из одного, реже — из двух слогов, а иногда даже из одного согласного звука: в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, через, при, с, у ж некоторые другие.
На основе непроизводных предлогов давно были образован. ы сложные, которые имеют дефисное написание: из-за, из-под, по-над.
Постелен. о непроизводные предлоги уже не в состоянии были полностью удовлетворить возр. стающ. ю потребность более полно и тонко перед. вать информа цию. И (по) этой причине пр. бл. зительно с конца XVII в. начался активный процесс, се) создания новых предлогов на базе самостоятельных частей речи. Такие предлоги получили название производных.
Например, предлог В ТЕЧЕНИЕ по. вился (от) сочетания первообразного предлога В и существительного ТЕЧЕНИЕ в форме винительного падежа; БЛАГОДАРЯ, СПУСТЯ — от деепричастий. В таких случаях самостоятельные части речи утрач…вают постепен. о своё лексическое значение и пр. обр. тают свойства служебных. (По С. Львовой)
Определите стиль речи. Докажите.
Подберите антонимы к слову АКТИВНЫЙ.
Сделайте фонетический разбор слова ПО…ВИЛСЯ
62. Прочитайте текст, составленный по книге В. А. Ивановой, 3. А. Потихи, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке».
Многие люди допускают ошибки, когда говорят ПРИЕХАЛ С МОСКВЫ, ПРИШЁЛ СО ШКОЛЫ. Предлоги вина имеют антонимические предлоги из и с, поэтому если мы говорим НА ПОЧТУ, НА УЧАСТОК, НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК, то НУЖНО сказать С ПОЧТЫ, С УЧАСТКА, С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Если мы говорим ПОЕХАЛ В МОСКВУ, ПОШЁЛ В ШКОЛУ, то противоположным предлогу в должен быть предлог из: ПРИЕХАЛ ИЗ МОСКВЫ, ПРИШЁЛ ИЗ ШКОЛЫ.
Допишите предложение: Антоним предлога в — предлог …; предлога с — предлог …
65. Определите часть речи выделенных слов. Выполните задание по образцу.
ВОКРУГ (= около, у) дома росли кусты сирени.
Всё притихло ВОКРУГ (где?).
ВДОЛЬ (== около, у) дороги тянулись тополя.
Он исходил этот край ВДОЛЬ и ПОПЕРЁК (как?).
1. Отлив оставил ВОКРУГ ( ) корабля по колено воды. — Все столпились ВОКРУГ ( ) стола. — Всё ВОКРУГ ( _) дышало покоем и тишиной. — Дворов двадцать лепилось ВОКРУГ ( ) старой деревянной церкви. 2.Полоски были наклеены ВДОЛЬ ( ). — Пыль мчалась ВДОЛЬ ( ) улицы лёгкими клубами и, поднимаясь, алела. 3.Сорока ВБЛИЗИ ( ) жилья летает — быть вьюге (примета). — Вдруг раздался ВБЛИЗИ ( ) короткий выстрел, и пуля прошла почти ОКОЛО ( ) уха.— Ты всё ходишь ВОКРУГ да ОКОЛО ( ). 4. Что ожидало их ВПЕРЕДИ ( )? — ВПЕРЕДИ ( ) грозового фронта шёл ветровой вал, который превратил воздух в кромешное месиво из тьмы и пыли.
66. Раскройте скобки, выполните задание по образцу:
шёл (куда?) навстречу (нар.)
шёл на встречу (с кем?) с другом (сущ. с предл.)
шёл навстречу (= ко) мне (предл.)
Броситься мне (на) встречу
плыть (на) встречу кораблю
она не пришла (на) встречу
надо было торопиться (на) встречу с одноклассниками
ей (на) встречу летели брызги
гнал (на) встречу стадо
поскакал (на) встречу стаду
Укажите, какими частями речи могут быть записанные слова: НАВСТРЕЧУ- ; НА ВСТРЕЧУ-
67. Раскройте скобки, надпишите над выделенными словами часть речи.
1. Волна б. ёт (НА) ВСТРЕЧУ текучей волне — быть дождю. 2. От озера (НА) ВСТРЕЧУ путникам в бе. порядке летели стаи птиц. 3. Быстрые руч. и срывались с отвесной крут. зны и падали (НА) ВСТРЕЧУ солёной морской воде, шумно и звонко разл. таясь тысячами брызг. 4. Он кинулся (НА) ВСТРЕЧУ потоку машин. 5. Однако (НА) ВСТРЕЧУ со мной (ни) кто (не) спешил. 6. (Не) большой костёр выпускал дымные клубы (НА) ВСТРЕЧУ лёгкому ветерку. 7. Небо, покрытое отарами белых облаков, медлен. о плыло (НА) ВСТРЕЧУ. 8. Потом выбежали нам (НА) ВСТРЕЧУ зар. сли молоденьких сосен.
Найдите в школьном толковом словаре русского языка значение слова ОТАРЫ;
Найдите в двух последних предложениях художественные средства выразительности:
68. Раскройте скобки, выполните задание по образцу:
ввиду (= из-за) болезни (предл.) договориться насчёт (= о) похода (предл.)
корабль остановился (где?) (нар.) на (мой) счёт в банке (сущ. с предл.)
в виду города (сущ. с предл.)
Говорили (на) счёт ( ) фильма ( );
испортился (в) виду ( ) перегрузки ( );
надо иметь это (в) виду ( );
спонсоры перевели деньги (на) счёт ( ) школы ( );
проплыть (в) виду ( ) пристани ( ) ;
(в) виду ( ) приближающихся холодов ( );
распорядиться (на) счёт ( ) обеда ( );
стоять (в) виду ( ) берега ( );
условиться (на) счёт экскурсии ( ) .
69. А. Раскройте скобки, выполните задание по образцу. В именах существительных выделите
Образец: Опоздали вследствие (= из-за) задержки автобуса.
включено в следствиё (во что? куда?) по делу о пропаже;
обнаружены новые факты в следствии (в чём? где?) по делу.
(В) следствие ( ) плохой погоды;
(в) следстви. ( ) допущены ошибки;
не приехал (в) следстви. ( ) болезни;
(в) следстви. ( ) дождей река вышла из берегов;
расширяется (в) следстви. ( ) перегрева;
(в) следстви. ( ) переутомления;
озеро образовано (в) следстви. ) землетрясения
(в) следстви. ( ) включены новые факты;
(в) следстви. ( _) не было обнаружено ошибок
показания, содержащиеся (в) следстви. ( ).
69. Б. Раскройте скобки, выполните задание по образцу. В именах существительных выделите окончания.
Отсутствовать (в) течени. ( ) недели; читать о герое (в) продолжени. ( ) книги;
путешествовать (в) продолжени. ( ) месяца; (в) течени. ( ) минуты; улучшения (в) течени. ( ) болезни; встретиться с героями в продолжении… ( ) фильма; (в) течени.
( ) реки встречаются водовороты; мечтать об этом (в) течени. ( ) целого года; видеть изменения (в) течени. ( ) ручья;
Допишите: В существительных ТЕЧЕНИЕ, ПРОДОЛЖЕНИЕ, СЛЕДСТВИЕ в
винительном падеже с предлогом в пишется окончание …., в предложном — ….
На конце предлогов В ТЕЧЕНИ. В ПРОДОЛЖЕНИ. ВСЛЕДСТВИ. пишется суффикс .
70. Раскройте скобки, сделайте по образцу:
Шел, не смотря (не глядя) по сторонам .(деепр.) Пошли в поход, несмотря на дождь (хотя был дождь). (предлог)
Отвечал, (не) смотря в книгу; собрали хороший урожай, (не) смотря на засуху; судно вышло в море, (не) смотря на непогоду; поднимались по склону, (не) смотря вниз; принялись за работу, (не) смотря на усталость; говорил с отцом, (не) смотря на него; шли по дороге, (не) смотря под ноги; соревнования продолжались, (не)смотря на снегопад.
72. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки,
(По) старин. ому поверью, солнце и месяц (с) начал. зимы расходятся в разные стороны: один на восток, другой на запад. И с той поры они (не) встречаются друг (с) другом до самой весны. (В) течени. всей зимы солнце н. чего (не) знает о месяце, а месяц н. чего (не) знает (на) счёт солнца. Повстречавшись весной, они (с) начал. долго рассказывают о своём житье (бытье), но бывает, что месяц с солнцем при этой встрече доходят до ссоры, (в) следстви. чего случаются земл. тр. сения. Согласно пр. дани. чаще в ссоре бывает виноват месяц (в) виду его гордого и заносч. вого характера.
Выпишите два предлога, сделайте их морфологический разбор:
73. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
ЕЩЁ ОДИН ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ.
(При) каких условиях луч. ше запоминае(т, ть)ся содержание трудного учебного материала?
Проверите сами. Предложите одному из одноклассников прочитать п. рагр. ф учебника три раза. Другому разрешите разобраться в нём (с) помощью готового плана. Третий, в отличи. от второго, пусть составит план самостоятельно. Споров (на) счёт э(ф, фф)ективности последнего приёма (не) будет: (в) течени. (полу) часа вы убедитесь в том, что, (не) смотря на сложность материала п. рагр. фа, благодаря активной мыслительной работе при самостоятельном планировани. третий ученик доб. ё(т, ть)ся луч. ших результатов.
Сформулируйте основную мысль высказывания, запишите его:
Дайте толкование слов Э(Ф, ФФ)ЕКТИВНЫЙ и Э(Ф, ФФ)ЕКТНЫЙ.
В случае затруднений обратитесь к школьному толковому словарю русского языка. Составьте с этими словами предложения.
Э. ЕКТИВНЫЙ — Э. ЕКТНЫЙ — Выпишите по два предлога:
Сделайте морфологический разбор любых двух предлогов:
Видео:Правописание предлогов (7 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Особенности управления и использования предлогов в словосочетаниях.
При использовании предлогов в словосочетаниях часто наблюдаются ошибки в управлении и построении правильных форм зависимых слов.
Видео:Предлоги в русском языке. Что такое предлоги?Скачать
Особенности использований предлогов «с» и «из».
Предлоги «с» и «из» имеют схожее значение и являются синонимичными, но это только вне контекста. На практике, в русском языке есть устоявшиеся принципы, а иногда даже просто отдельные случаи, когда употребляется только один или только второй предлог.
Есть общее правило, когда употребляется тот или иной предлог:
- Если действие направлено изнутри наружу, употребляется «из»: выйти из леса, вылезти из норы.
- Если действие направлено с поверхности чего-либо, то употребляется предлог «с»: спуститься с лестницы, упасть с крыши, поднять с пола.
При этом, в случае с географическими названиями обычно стоит обращать внимания на укоренившиеся традиции в языке. Обычно предлог «с» используется с названиями рек, островов, горных областей, но из этого правила много исключений:
Приехать с Кавказа, с Волги, с Украины, с Ямайки, с Сахалина
Приехать из Казахстана, из Франции, из Крыма, из Белоруссии.
Обычно предлог «из» используется при упоминании стран, но случаи с Ямайкой и Украиной – исключение. Говоря об этих странах, можно использовать оба предлога.
Видео:Предлог (7 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Предлоги «в» и «на».
Как и в случае с предыдущими предлогами, предлоги «в» и «на» также являются синонимичными, но при этом имеют ряд различий:
- Предлог «на» указывает на место или пространство, в пределы которого направляется действие. Но в отличие от «в», «на» не ставит какие-то рамки для той области, о которой идет речь: уеду на деревню к дедушке, нас рано отправили на каникулы, сходить на почту, приходить на станцию.
- Также предлог «на» используется для указания средства передвижения: приехать на машине, на троллейбусе, на электричке.
- Предлог «в» указывает на пребывании внутри чего-либо: сесть в трамвай, плыть в лодке (но приплыть на лодке!), занять в самолете место у окна. То же самое касается географических названий: во Франции, в Финляндии, в Альпах.
Также есть ряд названий, употребление предлогов с которыми закреплено традициями: на Украине, на дальнем Востоке, на Сахалине, на Кавказе, НО: в Крыму, в Закарпатье, в кино, в университете и т.д.
Видео:Правописание предлоговСкачать
Предлоги «по» и «о».
Предлоги «по» и «о» в последнее время все больше вытесняют беспредложные конструкции или конструкции с другими предлогами. Особенно часто это можно наблюдать в официально-деловом языке. При употреблении предлогов «по» и «о» часто возникают ошибки из-за их похожего значения, примеры которых мы рассмотрим ниже:
Беседа по правоведению – беседа о правоведении (корр.)
Закон по охране детства – закон об охране детства (корр)
Замечания по организации рабочего процесса – замечания об организации рабочего процесса (корр.)
Затраты по амортизации – затраты на амортизацию (корр.)
Инициатива по устройству мероприятия – инициатива устроить мероприятия (корр.)
Обучение по математике – обучение математике (корр.)
Справка по зарплате – справка о зарплате (корр.)
Факультет по гуманитарным наукам – факультет гуманитарных наук (корр.)
В следующих словосочетаниях часто используется предлог «о(об)», хотя в этих словосочетаниях должна быть беспредложная связь:
Коснуться темы любви
Подвести итоги работы
Привести примеры плохого поведения
Видео:Русский язык 7 класс (Урок№51 - Союзы сочинительные и подчинительные. Пунктуация при них.)Скачать
«Употребление предлогов «, русский язык,7 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Употребление предлогов в речи (7 класс)
Создать условия для отработки навыков употребления синонимичных предлогов в — на, из — с, построения конструкций с многозначным предлогом по, словосочетаний с предлогами благодаря, согласно, вопреки, наблюдения за стилистическими различиями в употреблении предлогов из-за, по причине, вследствие; содействовать развитию грамматически правильной речи; способствовать воспитанию культуры речи, развитию интереса к русскому языку
Усвоение новых знаний
Технология развития критического мышления
Методы и формы обучения
Анализ и синтез языковых явлений ,наблюдение над языком, частично поисковый метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: базовый уровень — знают о многозначных и однозначных предлогах, в том числе о значениях предлога по и нормах построения предложно-падежных сочетаний с этим предлогом в разных его значениях, о нормах управления в словосочетаниях с предлогами благодаря, согласно, вопреки-, владеют приемами, помогающими правильно употреблять синонимичные предлоги в — на, из — с; понимают стилистические различия в употреблении предлогов из-за, по причине, вследствие; продуктивный уровень — умеют редактировать предложения и словосочетания с предлогами. Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу
Метапредметные (универсальные учебные действия)
познавательные — общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; учатся структурировать знания; логические: совершенствуют мыслительные операции; анализируют речевые высказывания на лингвистическую тему на основании выработанных критериев;
регулятивные — формулируют проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках урока; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;
коммуникативные — у м е ют конструктивно взаимодействовать в групповой работе; слушать друг друга
Основное содержание темы, понятия и термины
Предлог как служебная часть речи, выражающая зависимость одних слов от других в словосочетании. Употребление предлогов с существительными, местоимениями, числительными
Учебник «Русский язык. 7 класс» С.Г.Бархударов
Рабочие листы для групповой работы.
Жетоны для деления на группы.
Компьютер, мультимедийный проектор, комьютер , организация столов для групповой работы
Предлог как служебная часть речи, типы связи предлогов в словосочетаниях
Организационная структура урока
Формы, методы, методические приемы
I. Актуализация знаний
Форма — фронтальная; метод — беседа
Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.
Вопросы: Что такое пред-
Отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме
Строят речевое высказывание, осуществляют ре- флексорио-
Индивидуальная: знание определения предлога, его
лог? Для чего он служит? Что мы уже знаем о предлоге?
Предлог в словосочетании?
особенностей как служебной части речи
И. Мотива- ция очная и целевая установка на урок
Форма- индивидуальная; метод — проблем- но-прак- тический
Постановка учебной задачи, направленной на объективацию противоречий между знанием и незнанием в рамках изучаемой темы. Формулирует задание, основываясь на демонстрационном варианте ЕГЭ: указать предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)
Выполняют задание, испытывают затруднения, осознают, что знаний для выполнения задания недостаточно
Анализируя задание, строят речевое высказывание
Индивидуальная: использование метода наблюдения для выполнения задания
Форма — фронтальная; метод — беседа
Постановка вопросов, направленных на формирование регулятивных действий:
— Какие вопросы грамматики, связанные с предлогами, проверяются в данном задании?
-Учитывая важность данной темы, аспекты темы, которые предложены в заданиях ЕГЭ, определите тему и цель работы на уроке.
— Как достичь эту цель? Обсудим ход работы на уроке. Предлагаю пойти эмпирическим, то есть основанным на опыте путем:
1) выявление уровня владения данной языковой нормой через выполнение упражнения;
2) осуществление самопроверки упражнения;
Осуществляют анализ выполняемого упражнения: при употреблении предлогов возникает ряд сомнений, связанных со значением предлогов, с их стилистической окраской, с необходимостью в нужной форме употребить существительное с предлогом, Исходя из темы упражнения, определяют учебные задачи урока, тему — «Употребление предлогов в речи», цель — научиться правильно употреблять предлоги в речи. Внимательно слушают, какие задания и упражнения помогут решить поставленные задачи
Строят речевое высказывание при комментировании трудностей, возникших по ходу выполнения задания.
Формулируют» осознают и принимают учебные задачи урока
Индивидуальная: знание, что предлог требует определенного падежа от зависимого слова в словосочетании.
Индивидуальная: использование метода прогнозирования для выполнения задания
3) формулирование закономерности употребления предлога в речи на основании проделанной работы;
4) сверка гипотез по справочным материалам
III. Формирование новых знаний
Форма — групповая; метод — практический
Формулирует задания для групповой работы в технике «мозаика» для первого этапа освоения темы: в соответствии с выработанным планом, выполнить упражнение, предложенное группе, на рабочем листе; составить в рабочих тетрадях опорную схему по осваиваемой теме
Выделяют трудности в употреблении предлогов (один из аспектов темы), предлагают свои варианты построения словосочетаний с предлогами, проверяют себя по справочным материалам, составляют опорную схему по обсуждаемому вопросу
Анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; осуществляют поиск средств их достижения; анализируют объект с целью выявления его признаков (существенных и несущественных) для составления схемы
Групповая: выполнение учебных действий в соответствии с планом
Форма — коллективная; метод — практический
Предлагает создать группы нового состава с таким расчетом, чтобы в новой группе собрались ученики, освоившие каждый свою тему.
Свободное перемещение учеников между рабочими столами групп, определение нового рабочего места
Пересаживаются в группы нового состава
Осознают задание и выполняют действия четко и согласованно, следуя инструкции учителя
Коллективная: действие в соответствии с целью, организация своего рабочего места
Форма — групповая; методы — иллюстративно — объяснительный, практический
Определяет дальнейшее содержание работы в группах нового состава: предлагает каждому участнику группы выступить в роли учителя и рассказать о своей теме. Задача рассказчика — показать всем остальным участникам новой группы возможные трудности употребления предлогов в речи. Для представления материала целесообразно использовать схему, выработанную ранее.
Заполняют шапку «Листа оценки», внимательно слушают выступления товарищей в группах, оценивают рассказы по выработанным критериям. В рабочую тетрадь переносят схемы по каждому вопросу в рамках темы «Употребление предлогов». Комментируют
Строят речевые высказывания о разных аспектах учебной темы «Употребление предлогов».
Групповая: адекватное использование речевых и символьных средств для представления результата
Предлагает осуществить взаимооценку выполненного задания через индивидуальное заполнение «Листа оценки». Совместно с учениками обсуждает критерии оценивания: все ли позиции будем оценивать сейчас? Какие критерии может оценить неподготовленный по теме ученик? При заполнении шапки «Листа оценки» последние два столбца — это сумма баллов и рейтинг, который позволит выявить лучшего в группе
Итоги оценивания выступлений; делают выводы, обращая внимание с на затруднения, причины затруднений, меры по преодолению трудностей
осуществляют рефлексорно- оц еночные действия: дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют само- и взаимоконтроль
IV. Закрепление изученного материала
Форма — коллективная; метод — практический
Выявляет уровень затруднений по каждому из вопросов учебной темы и определяет дальнейшее упражнение, ориентируясь на затруднения учеников.
Вопросы: Сопоставьте все вопросы, которые обсуждались на уроке. Отметьте, на ваш взгляд, самую сложную тему. Проголосуйте за нее своим жетоном. Проанализировав результаты «голосования», предлагает выполнить из учебника тренировочное упражнение, которое даст возможность ученикам отработать самый сложный для них аспект .
«Голосуют» за самый легкий и самый трудный вопрос учебной темы, выполняют предложенное учителем упражнение, осуществляя необходимые записи в тетради
Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств их достижения; делают вывод о нормах употребления предлога в речи
Индивидуальная: употребление предлогов в речи в зависимости от ситуации
(по одному из аспектов темы)
V. Контроль изученного по теме
Форма- коллективная; метод — практический
Формулирует задание: «Случай в офисе». Исправить ошибку: в деформированном тексте вставить подходящий по смыслу предлог, употребив существительное в нужном падеже
Записывают текст, проверяют, исправляют ошибки, оценивают правильность выполнения задания
Самоконтроль и самооценивание, действие во внутреннем плане
Индивидуальная: чтение текста, редактирование, употребление предлогов в речи .
Форма — индивидуальная; метод — практический
Мини-исследование текста по теме .Формулирует задание: сверить с образцом и исправить ошибки в употреблении предлогов. Предлагает осуществить самооценку выполненного задания, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результат
Строят речевое высказывание; делают выводы и умозаключения
Фронтальная: использование метода наблюдения, понимание особенностей автобиографии в деловом стиле речи
Форма — фронтальная; метод — беседа
Подводит итоги выполнения упражнения, обращая внимание на стилистику деловых бумаг: — Употребления каких предлогов потребовало составление данного документа? В каком тоне написана автобиография? Какие средства морфологии помогают создать спокойный, беспристрастный, отчужденный тон?
Отвечают на вопросы
VI. Итоги урока и рефлексия учебной деятельности
Форма — фронтальная; метод — проблемно-практический, беседа
Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.
— Что нового о предлоге узнали сегодня на уроке? Оцените значимость темы урока для формирования общей речевой культуры человека.
— Вспомните, какую цель мы ставили на уроке.
Отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме, делают выводы. Многозначные предлоги, синонимичные и антонимичные предлоги, нормы предложного управления в словосочетаниях, стилистические нюансы употребления предлогов в речи
Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексор- но-оценоч- ные умения
Индивидуальная: соотнесение полученного результата с поставленной целью, оценивание результата учебной деятельности
— Удалось ли достичь цели урока? Каким путем это произошло?
— Понравилось ли работать в группах? Были ли трудности в групповом взаимодействии?
— Выскажите мнение о том, что было самым сложным и самым интересным
Домашнее задание: проработать записи в тетрадях, слабо освоенный вопрос темы. Выполнить упражнение из учебника (по выбору)
Мотивационная и целевая установка на урок.
1 .Отгадайте загадку.
О какой части речи пойдет речь?
На дороге кот сидит. За дорогой столб стоит. По тропинке побегу
До дороги добегу, Там подземный переход. От дороги кот идет.
У дороги – поворот. Над дорогой – облака. Шел к дороге пешеход
Полчаса издалека. Едем с мамой на попутке. Мы в дороге будем сутки.
Нам с дорогой повезло. В дождь ее не развезло.
Нам в рассказе о дороге Очень помогли .
О какой части речи сегодня пойдет речь?
2.Подготовка класса к работе.
Коммуникативные; планирование учебного содружества с учителем и сверстниками.
Работаем в парах.
И. Мотивация очная и целевая установка на урок
Задание № 1 Работа в парах. Разгадываем кроссворд. Прием «Кроссворд»
1. Синоним предлогов «возле», «вблизи», «в присутствии»(кого, что)
3. Как пишутся предлоги , образованные от наречий?
8. Синоним предлога «через»(что), близки по значению глагольной приставки»про-«
9. Антоним предлога «вдоль»
1. Антоним предлога «до»(со значением времени)
2. Каким является предлог из-за (производный или непроизводный)?
4. Антоним предлога»впереди»(кого, чего)
5. Синоним предлогов «наперекор»(чему), «против»(чего), «несмотря на»(что)
6. Предлог -это какая часть речи?
7. Синоним предлога «кругом»(кого, что)
Задание №2 Работа в группах (4 человека).
Подготовка класса к работе.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
А.Работа с листом оценивания .Кто работает по статье учебника, использует прием «Инсерт»
.Пометки на полях:
V — уже знал ранее
? – не понял, есть вопросы
Активирует знания учащихся.
Проанализируйте проделанную работу, сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и подумайте, чему будем учиться сегодня. Давайте поставим цели. (Цель урока определяется совместно с учащимися).Определим учебную задачу, исходя из актуальности изучения темы «Употребление предлогов».
Учитель- консультант работает у доски, фиксирует все необходимое .
Работа в группах.
1.А. Знакомство с одним из эпизодов темы, его совместное освоение. Работа с учебником. Учебник «Русский язык 8 класс» Бархударов, параграф .
1.Б.Составление опорной схемы . Подготовка предложенной темы для сообщения другим группам, для неподготовленных учеников.
2А . Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. Посмотрите на доску (экран).
2 Б . Задание, направленное на объективацию противоречий между знанием и незнанием (демонстрационный вариант ЕГЭ):
Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
«Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы XX века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
(Предложение с ошибкой в построении фразы: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. При предлоге БЛАГОДАРЯ существительное должно стоять в Д.п. — благодаря повышению. )
3. Выполните синтаксический разбор предложения:
Благодаря повышению уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
III. Формирование новых знаний .Эмпирический (индуктивный) путь выполнения работы по изучению темы:
1.Проверьте, насколько вы владеете данной языковой нормой. Для этого выполните упражнение на рабочих листах. Рабочие листы разверните 1 раз.
Выполните самопроверку упражнения. Развернув рабочий лист еще раз, вы найдете карточки для самопроверки. Внимательно сверьтесь, красным стержнем исправьте выявленные ошибки.
Попробуйте сформулировать закономерности употребления предлога в речи на основании проделанной работы. Проверьте свои догадки по справочным материалам. Их вы найдете,
Задание № 1 .Групповая работа в технике «Мозаика».
Установление осознанности ситуации. Устанавливает осознанность ситуации.
-Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов?
-Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного? (к-о-за)
-Из каких четырех предлогов можно составить название важной велосипедной принадлежности, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? ( на- с- о- с)
Задание № 2. Используя предлоги с и из, составьте словосочетание с глаголом приехать и именами существительными Белоруссия, Украина, Крым, Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Алтай, Карпаты, Балканы Карта для самопроверки: приехать из Белоруссии, с Украины, из Крыма, с Кавказа, с Урала, из Сибири, с Дальнего Востока, с Алтая, из Карпат, с Балкан.
— Какое значение имеют эти предлоги? Подумайте, от чего зависит употребление синонимичных предлогов в похожих конструкциях?
Все эти сочетания закреплены традицией, а традицию, как говорят ученые, нельзя нарушать. Фактически эти сочетания мы заучиваем в детстве и потом уже употребляем всю жизнь. Но есть правило, которым можно пользоваться. Оно основано на явлении антонимии предлогов. Предлогу в антонимичен предлог из, а предлогу на антонимичен предлог с. Поэтому если мы говорим на Дальний Восток, то нужно сказать с Дальнего Востока, а если мы говорим в Москву, то нужно сказать из Москвы
Образуйте словосочетания с предлогом по. Поставьте существительные в нужной форме, определите падеж. Какие отношения выражает предлог?
Ходить по (мостик), бежать по (дорога), гулять по (парк).
Задать вопрос по окончани.. урока, ушел по истечени.. назначенного времени, позвонил по приезд., в город, сообщил по прибыти.. из командировки.
Скучаю по(мама), тужить по(сын), плачет по(вы), горюет по(мы).
Карта для самопроверки: 1) ходить по мостику, бежать по дороге, гулять по парку — существительные Д. п. и предлог указывают на место действия; 2) задать вопрос по окончании урока, ушел по истечении назначенного времени, позвонил по приезде в город, сообщил по прибытии из командировки — существительные П. п. и предлог по называют временные отрезки начала события; 3) скучаю по маме, тужить по сыну, плачет по вас, горюет по нас — существительные Д. п. и предлог по указывают на объект чувства, но местоимения в таких словосочетаниях употребляются в форме П. п.
Предлоги бывают однозначными и многозначными. Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами. Один и тот же предлог в разных словосочетаниях может выражать разные отношения. Все эти сочетания закреплены традицией, а традицию нельзя нарушать. Но есть подсказки, которыми можно пользоваться. Если предлог по можно заменить предлогом после (т.е. предлог употребляется при обозначении времени), то существительное при этом ставится в П. п. Подобные конструкции с предлогом по в этом значении носят книжный характер. При глаголах чувства (плакать, тужить, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с Д. п.: тужить по сыну, тосковать по маме. Но личные местоимения 1 и 2-го лица при указанных глаголах чаще ставятся в П. п.: плачет по вас, горюет по нас.
Задание № 4. Закрепление. Игра «Четвертое «лишнее»».
Проанализируйте значение предлога по, сделайте вывод о написании слов, правильно вставьте пропущенные окончания существительных. Найдите четвертое «лишнее». По получении (время) ответа — П. п.; по состоянию (причина) здоровья -Д. п.; по окончании (время) спектакля — П. п.; по завершении (время) урока — П. п.
Вставьте нужный предлог (из-за/вследствие/по причине) в словосочетания. Подумайте, от чего зависит ваш выбор? В текстах какого стиля используются эти предлоги?
Отложили поход . непогоды, изменили сроки похода . сложных погодных условий, учебные занятия были приостановлены . карантина, занятия отменены . низкой температуры воздуха, уроки отменен . морозов, не выполнил работу . невнимательности, отсутствовал на занятиях . заболевания, не был на уроке . болезни.
Карта для самопроверки: отложили поход из-за непогоды, изменили сроки похода вследствие/по причине сложных погодных условий, учебные занятия были приостановлены вследствие/по причине карантина, занятия отменены вследствие/по причине низкой температуры воздуха, уроки отменены из-за морозов, не выполнил работу из-за невнимательности, отсутствовал на занятиях вследствие/по причине заболевания, не был на уроке из-за болезни.
Среди предлогов представлены отношения синонимии. Например, когда речь идет о причине события, могут использоваться предлоги из-за, вследствие, по причине, благодаря, ввиду и др. Кроме оттенков в значении, чаще всего эти предлоги отличаются сферой использования. Производные предлоги чаще используются в книжной, особенно в официально-деловой речи.
Закрепление № 6 . Коллаж «Инспектор ДПС на посту».
Придумай реплики персонажам, используя стилистические предлоги-синонимы.
Пешеход: «. невнимательности водителей и пешеходов на дорогах случаются происшествия».
Инспектор: «. невнимательности водителей и пешеходов на дорогах случаются происшествия».
Пешеход-ребенок ситуацию воспринимает как неофициальную, можно использовать нейтральный, межстилевой предлог: «Из-за невнимательности водителей и пешеходов на дорогах случаются происшествия».
Инспектор ДПС находится в официальной обстановке при исполнении своих обязанностей, лучше использовать книжные предлоги: «Вследствие (по причине, ввиду) невнимательности водителей и пешеходов на дорогах случаются происшествия».
Определите, в каком падеже нужно поставить существительные. Как бы вы построили предложенные словосочетания? Запишите недостающие окончания у существительных.
Успели на поезд вопреки опоздани.. самолета, авария предотвращена благодаря бдительност.. водителя; благодаря хорош., уход. ребенок скоро выздоровел; вопреки решени.. суда, согласно план., строительства, вопреки просьб., учителя.
Карта для самопроверки: успели на поезд вопреки опозданию самолета; авария предотвращена благодаря бдительности водителя; благодаря хорошему уходу, ребенок скоро выздоровел; вопреки решению суда, согласно плану строительства, вопреки просьбе учителя.
Предлоги бывают производными и непроизводными. Чаще всего трудности в речи возникают при использовании производных предлогов. Производные предлоги согласно, наперекор образовались из наречий, а благодаря — из деепричастия. Производные предлоги обычно используются в официально-деловых ситуациях. Психологически мы настроены доверять человеку, занимающему более высокое по сравнению с нами социальное положение. Речь такого человека мы часто воспринимаем как образцовую. Но на практике это далеко не так. Всем руководителям советуем помнить, что предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются только с Д. п.
IV. Закрепление изученного материала
Задание № 1 Культура речи.
Директор указывает своему секретарю-референту на ошибку и просит поправить её в документе: «Поправьте в документе пункт 2.3 «согласно договору о сотрудничестве между нашими фирмами. » на «согласно договора. ». Анна Александровна не хочет исправлять ошибку и считает, что выражение «согласно договора» звучит неграмотно.
Прокомментируйте, кто лучше владеет языковой нормой.
Анна Александровна лучше знает правило грамматики русского языка и верно поставила существительное в Д. п., как того требует предлог СОГЛАСНО. Но как тактично сказать об этом директору?
Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей. Исправьте их.
Оплатить за билет. Уверенность в победу. Делиться о своих достижениях. Отзыв на стихотворение. Указать о недостатках. Таблетки для головной боли.
Карта для самопроверки: Заплатить за билет. Уверенность в победе. Делиться своими достижениями. Отзыв о стихотворении. Указать на недостатки. Таблетки от головной боли.
Предлоги выражают определенные отношения, и нужно следить за этими отношениями, когда составляешь словосочетание и подбираешь предлог. Кроме того, предлоги бывают однозначными и многозначными. Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами. Один и тот же предлог в разных словосочетаниях может выражать разные отношения. Все эти сочетания закреплены традицией, а традицию, как говорят ученые, нельзя нарушать. Фактически эти сочетания мы заучиваем в детстве и потом уже употребляем всю жизнь. Но можно использовать специальные приемы для запоминания: заплатить за проезд, отзыв о стихотворении и т. п.
Вставь на место пропусков слова из данных в скобках, учитывая при этом нормы управления в предложно-падежных словосочетаниях.
Мишу справедливо . в нерадивости, . за лень. (Порицать, упрекать, осуждать.) Каждый из нас . Мише внимание, помогал ему. (Обращать, уделять.) . в том, что мы делаем полезное дело, . в человека, в его стремление к лучшему помогли Мише. (Уверенность, вера.) В конце концов все с удовлетворением . перелом в его отношении к работе. (Указали, отметили.)
Мишу справедливо упрекают в нерадивости, порицают (осуждают) за лень. Каждый из нас уделял Мише внимание, помогал ему. Уверенность в том, что мы делаем полезное дело, вера в человека, в его стремление к лучшему помогли Мише. В конце концов все с удовлетворением отметили перелом в его отношении к работе.
IV. Контроль изученного по теме.
1. Тренировочное упражнение «Составление деловой бумаги».
Вставь подходящие предлоги.
Я, Смирнов Александр Иванович, родился в 2007год., в г. Псков. Мой отец — военный, мать — врач. В 2014 год., я поступил в школу № 14, где учился (в) продолжени.. шести лет. По окончани.. 6 класса мы с родителями переехали (с, из) Пскова(в, на) Санкт-Петербург в связи с перевод., отца. По приезд., в Санкт-Петербург я был принят в ГБОУ «Гимназия № 114», где согласно приказ., директора меня зачислили в 7-в класс. Сейчас учусь в 8-в классе.
11.09.2021г. Смирнов А.И.
Я, Смирнов Александр Иванович , родился в 2007 году в г. Пскове. Мой отец — военный, мать — врач. В 2014 году я поступил в школу № 14, где учился в продолжение шести лет. По окончании 6 класса мы с родителями переехали из Пскова в Санкт-Петербург в связи с переводом отца. По приезде
в Санкт-Петербург я был принят в ГБОУ «Гимназия № 114», где согласно приказу директора меня зачислили в 7-в класс. Сейчас учусь в 8-в классе.
11.09.2021г. Смирнов А.И.
VI. Итоги урока и рефлексия учебной деятельности.
1.Мини-исследование текста по теме. Работа по группам. ( Учитель объясняет последовательность действий).
Сегодня мы поработаем в группах с раздаточным материалом, выполним предложенные задания и пополним наши знания о предлоге. Вначале каждая группа подсчитает, какой процентов от всех слов занимают предлоги и сделает вывод о частоте употребления. Выводы необходимо записать в таблицу «1предлог– 2частота– 3вывод» в 3-ю колонку. Готовы?
Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами?
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
2.Исследование или тест (вариант)
Проводят исследование по плану, формулируют и записывают выводы.
На основании полученных выводов строят алгоритм действий по правильному употреблению предлогов в речи.
1. Определить вид связи в словосочетании.
2. Если согласование или примыкание – нет затруднений.
3. Если управление, то
— определяем значение главного слова;
— падежную форму зависимого слова;
— выбираем предлог, учитывая нормы правильной речи.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
А1. В каком предложении нет предлога?
1) Он продолжал путь, несмотря на усталость.
2) Плохо, когда не с кем поговорить.
3) Дом напротив построили лет десять назад.
4) Остановка находится около школы.
А2. Какой предлог является непроизводным?
1) В течение; 2) ввиду; 3) вместо; 4) при.
А3. Укажите пример раздельного написания предлога.
1) Звонил (в)продолжение получаса;
2) двигаться (на)встречу ветру;
3) узнали (на)счёт контрольной;
4) выступит (в)место меня.
А4. В каком примере нарушены речевые нормы?
1) Встретились по приезде; 3) согласно графика;
2) благодаря заботе; 4) заплатить за билет.
В1. Из данного предложения выпишите производный предлог.
Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.
Контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для конструирования собственных средств учебной деятельности, формирования умения различать свои способы действия и способы действия сверстников, координировать их, выстраивая совместную деятельность, уметь адекватно и дифференцированно оценивать себя
Проверка теста с помощью ключа.
Как мы будем осуществлять проверку? Самопроверка? взаимопроверка?
Ключ: А1-3, А2-4, А3-1,А4- 1, В1- несмотря на
3. Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.
Что нового о предлоге узнали сегодня на уроке?
Оцените значимость темы урока для формирования общей речевой культуры человека.
Вспомните, какую цель мы ставили на уроке.
Удалось ли достичь цели урока? Каким путем это произошло?
Понравилось ли работать в группах? Были ли трудности в групповом взаимодействии?
Выскажите мнение о том, что было самым сложным и самым интересным
Интересные сведения о предлогах.
Интересные сведения о предлогах .
Предлог — в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).
Интересно, что в некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: ТУЙ ВЫЛЫН – «дороге на»
(туй – «дорога», вылын – «на»). В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся:
БУДАПЕШТБЕН – « в Будапеште» (бен – предлог «в»)
Домашнее задание: проработать записи в тетрадях, слабо освоенный вопрос темы. Выполнить упражнение из учебника (по выбору)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
📽️ Видео
Русский язык 7 класс (Урок№45 - Предлог как часть речи. Употребление предлогов.)Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
7 класс. Правописание предлогов.Скачать
Словосочетания с предлогом НАСкачать
Русский язык 7 класс (Урок№48 - Слитное и раздельное написание производных предлогов.)Скачать
Задание 14 ЕГЭ // Правописание производных предлогов // Русский языкСкачать
Русский язык, 7 класс: ПредлогСкачать
Русский язык 7 класс (Урок№47 - Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.)Скачать
Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать
Правописание производных предлогов | Русский языкСкачать
Фразовые Глаголы за 11 Минут | Английская ГрамматикаСкачать
Написание предлогов, союзов и частиц| Русский языкСкачать