- Система упражнений в процессе изучения парных звонких и глухих согласных в корне слов
- 2 класс: парные согласные в корне слова
- Правило «Парные согласные в корне слова»
- Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].
- Как проверить парные согласные в корне?
- Изменить форму слова:
- Подобрать родственное слово:
- Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»
- Карточка 1
- Карточка 2
- Карточка 3
- Карточка 4
- Карточка 5
- Карточка 6
- Карточка 7
- Карточка 8
- Карточка 9
- Карточка 10
- Карточка 11
- Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»
- Раскраски на тему «Парные согласные»
- Еще полезные статьи для 2 класса:
- Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!
- Примеры слов с парными согласными
- Примеры слов с парными согласными в корне слова
- Примеры слов с парными согласными в конце слова
- 📹 Видео
Видео:Парные согласныеСкачать
Система упражнений в процессе изучения парных звонких и глухих согласных в корне слов
Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков — одна из важных задач обучения их русскому языку в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
От того, насколько полно будут развиты навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать язык в письменной форме. “Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка”, — писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К.Грот.
Прежде всего ученик должен найти орфограмму, только после этого он сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы — одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.
Значит, повышение эффективности обучения школьников связано с формированием и развитием орфографической зоркости. Тут возникает вопрос: с помощью каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость?
Решению данной проблемы посвящены работы известных методистов: В.Шереметевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской и др.
На современном этапе вопрос о развитии орфографической зоркости является одним из актуальных вопросов лингводидактики. К сожалению, как показывает практика учащийся, оканчивающий начальную школу, допускает серьёзные орфографические ошибки. Это говорит о том, что у них не сформирована орфографическая зоркость.
Из всего вышеизложенного выявляется цель исследования: основываясь на теоретических аспектах обучения орфографии, разработать систему упражнений по формированию орфографической зоркости младших школьников на примере правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования: развитие орфографической зоркости у учащихся на примере правописания парных звонких и глухих согласных в корне слов.
Гипотеза: процесс развития орфографической зоркости у учащихся будет эффективным:
— если будут выявлены возможности развития орфографической зоркости младших школьников;
— если будет разработана система упражнений, предполагающая строгий отбор дидактического материала с учётом характера развития орфографической зоркости у учащихся, установлением последовательности их выполнения с учётом возрастающей сложности словарного материала.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность основных орфографических понятий;
2) проанализировать психологические аспекты формирования и развития орфографической зоркости;
3) рассмотреть методические приемы работы над формированием орфографической зоркости младших школьников;
Теоретико-методологическими основами исследования являются:
— работы Н.С.Рождественского, М.М.Разумовской, М.Р.Львова по методике обучения орфографии в школе;
— исследования Д.Н.Богоявленского, П.С. Жедек по психологии формирования и развития орфографической зоркости у младших школьников.
— изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
— наблюдение за деятельностью учащихся.
Система упражнений состоит из 4-х разделов
Развитие навыков грамотного письма у школьников — одна из трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначена как важнейшая программная установка. Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников недостаточно использовать материал учебника. Поэтому нами были разработаны специальные упражнения, направленные на развитие умения обнаруживать и распознавать орфограммы. В каждом разделе упражнения располагаются в определённой последовательности с учётом возрастающей сложности и самостоятельности учащихся. Задания составлены с учётом психологических аспектов формирования орфографической зоркости младших школьников. В упражнения вошёл разнообразный языковой материал: загадки, пословицы и поговорки, стихи, отрывки из произведений художественной, научно-популярной литературы, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческие способности, интерес к русскому языку, воспитывают любовь к Родине, к природе.
/. Подготовительно-ознакомительный раздел: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске (или на карточках) с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании слов, объяснение орфограмм. Упражнения этого раздела развивают фонематический слух, позволяют более тонко и точно воспринимать речь.
//. Тренировочный раздел: учащимся предлагаются тексты, в которых встречаются слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию слов с изученными орфограммами.
///. Закрепительный раздел: сюда вошли упражнения без выделения орфограмм, которые посвящены формированию умения выделять и распознавать орфограммы.
IV. Контрольно-диагностический раздел: включает упражнения, направленные на развитие умений самоконтроля и самооценки.
Прочитайте слова и словосочетания. Правильно произнесите слова с оглушёнными согласными в середине слова и в конце слова.
Устно подберите проверочные слова так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук.
Сток воды, стог сена; плод апельсина, на реке плот; зеленый лук, цветочный луг; средний род, красивый рот.
Прочитайте слова и словосочетания. Установите разницу в произношении и написании. Объясните орфограммы, подберите проверочные слова.
Скользкий лёд, узкий пояс, легкие сапожки, робкие ребятишки, близкий друг, низкая коляска, крепкие орешки.
Сколько раз встречается звук [т]?
Документ подписан директором.
Сколько раз встречается звук [г]?
На вокзале его встретил друг.
Посчитайте количество звуков [п]?
На поляне стоял дуб в два обхвата.
Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным.
Ено. — красавиц смотрит вни.,
Там потянулась сла.ко ры .ь,
Плывёт могучий бегемо.,
Медве.ь над нерпою ревет,
И белый голу. ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Ловок — ло . кий. Скользок — сколь . кий.
Гибок — ги . кий. Резок — ре .кий.
Гладок — гла, кий. Робок — ро . кий.
Сладок — сла . кий. Лёгок — ле . кий.
Близок — бли . кий. Крепок — кре . кий.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
Получить бага . , выйти на бере ., найти кла ., отправиться в похо ., букет ро ., ветки бере ., автор кни ., запах тра ., проливной дож . ь, вкусный обе ., широкий пру ..
Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
Сне . укутал деревья. Ду . в мохнатой ша. ке. На ветках бере . белый шар . . Молодая ёлочка спряталась в сугро .. Не страшен деревьям холо . и моро..
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков.
Вот иголки и була . ки
Выползают из-под ла . ки.
На меня они гл . дят,
Молока они х . тят. (К.Чуковский)
Выборочное списывание. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков. Выпиши слова с парными согласными в корне слова.
Наш . порося . ки
Выросли на гря . ке,
К солнышку боч ? ком,
Хвостики крюч ? ком.
Эти порося . ки
Играют с нами в пря . ки. (Г.Сапгир)
Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы:
- ло . ка, игру. ка, к . ту . ка, клю . ка;
- д . ро . ка, кры . ка, варе ка, но . ка;
- л . ша . ка, лю . ской, л , па .ка, зага , ка;
- мину . ка, моне . ка, гря . ка конфе . ка;
- оши . ка, ру , ка, тру . ка, ла .ка.
Какое слово является лишним во всём упражнении?
Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
- ду . ок, ду . ки, ду .;
- зу . ки, зу ., зу . ок;
- коло ., коло . ки, коло . ок.;
- сторо ., сторо . ит, сторо . ка;
- голу . ь, голубо ., голу . ка. Образец: дуб, дубки — дубок.
Прочитай пословицы и поговорки.
- У наших ворот всегда хоровод.
- Был бы покос, да пришёл мороз.
- В мае дождь, будет рожь.
- Сорвать прут — небольшой труд.
- Добрая пословица не в бровь, а в глаз,
- Книга — твой друг, без неё как без рук.
Спиши. Подчеркни буквы парных звонких и глухих согласных на конце слова. Как надо проверять их написание?
Прочитай, приготовься писать по памяти.
Быть может, первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он. (В.Берестов).
Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни буквы парных согласных на конце слова. Устно объясни их написание.
Прочитай однокоренные слова.
- Груз, грузило, погрузка, грузить.
- Ловить, улов, ловушка, лов.
- Садовник, сад, садовый.
- Сенокос, косилка, косить, косьба.
- Обиход, ходьба, поход, ходок.
- Сторож, сторожить, сторожка, сторожевой
Выпиши сначала те однокоренные слова, которые являются проверочными, а затем те, в которых надо проверить букву согласного в корне.
Напишите слова в таком порядке: 1) слова, обозначающие предмет; 2) слова, обозначающие признак предмета; 3) слова, обозначающие действие предмета.
1) Готовить, подготовка, готовый, подготовительный, готовность, заготовка, наготовить.
2) Низкий, низина, низовье, понизить, занизить, унизительный.
Подчеркни букву согласного в корне, которую нужно проверить.
Возле грядки — две лопатки,
Возле кадки — два ведра.
После утренней зарядки
Мы работаем на грядке-
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора. (Е.Благинина)
Выпиши слова с парными звонкими и глухими согласными в середине слова, подбирая к ним проверочные. Сколько проверочных слов можно подобрать к каждому слову?
Прочитай слова. Спиши только те слова, в которых согласную надо проверять.
- Островки, островок, островком.
- Пирожки, пирожок, пирожком.
- Дружки, дружок, дружком.
- Холодок, холодком, в холодке,
- Медок, медком.
- Покрышка, покрышкой, покрышек.
Буквы — значки, как бойцы на парад,
В стройном порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все — алфавит. (С.Маршак).
Выпиши только то предложение, в котором парный по глухости-звонкости согласный стоит в середине слова. В каких еще словах этого предложения надо проверить букву согласного.
Спиши, заменяя слова, которые обозначают действие предмета однокоренными.
Образец: Прокладывать пути — прокладка путей.
Плавить металл -. Переписать бумаги
Посадить лес -. Отправить письма
Заготовить сено -. Поливать огород
Рубить дрова -. Доставить мебель
Смазать колеса -. Погрузить багаж
Какое из однокоренных слов является проверочным?
IV. Контрольно-диагностический раздел.
Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова (время предъявления записи 15-20 секунд, после чего запись закрывается):
Робкий, ловкий, дерзкий; Селедка, сливки, рожки; Пятка, ножка, головка. Выполните следующие задания:
- напишите слова, которые начинались на букву С;
- напишите слова с парным согласным Ж в середине;
- напишите слова с парным согласным В в середине;
- напишите слово с парным согласным Т в середине;
- напишите два оставшихся прилагательных.
Кто как питается.
Муравьед питается муравьями. У него узкая морда и длинный липкий язык. У колибри длинный клюв. Им она собирает нектар с цветка.
Медведь может повалить лося, лошадь. Но может питаться и корешками трав. Любит мишка полакомится медком, рыбкой, ягодкой. Длинной гибкой шеей достает жираф зеленые побеги деревьев.
Продиктуй первую часть товарищу по парте, а вторую часть напиши под его диктовку. Проверь по тексту. Обозначь графически орфограмму парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Букварь, пенал, тетрадки — держи ты их в порядке (Ю.Коринец).
Сын на ножки поднялся, в дно головкой упёрся (А.С.Пушкин). Гриб растёт среди дорожки — голова на тонкой ножке (С.Маршак). Мягкие лапки — на лапках царапки (Загадка). Выгляни в окошко, дам тебе горошку (Из народной сказки). На грядках низко растёт редиска. Кошке игрушки, а мышке слёзки (Пословица). Стал дед репку из земли тянуть (Из народной сказки).
Зрительный диктант. Загадки.
- Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко.
- Бегут по дорожке доски, да ножки.
- Лежит на грядке круглый, зелёный, гладкий, внутри красный, на вкус сладкий.
Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют зерна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям.
Хорош пруд около нашего села. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут березки и дубки. Вода в пруду прозрачная и гладкая. Мы часто катаемся на лодке. В тихой воде мелькают рыбки.
Скорый поезд подъезжал к Байкалу. Было раннее летнее утро. Дороге тянулась между сопок. Вдруг внизу показалась синяя гладь воды. Картина открылась прекрасная. Высокие горы окружали озеро. Оно словно налито в чашу из камня. Склоны гор покрывали хвойные леса. Широкие речки и мелкие речушки стекали с гор и наполняли чашу. Синее небо гляделось в воду. Далеко от берега качались лёгкие лодки. Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.
Обозначь графически орфограмму – парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Составь с данными словами и запиши рассказ из 4-5 предложений.
Мальчик, девочка, по дорожке, скользко, старушка, упала, мальчик, помог, встать.
Стоял ясный зимний денёк. Лёгкий снег тихо падал на землю.
Высыпали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали крепость строить и в снежки играть.
Девочки снегурочку лепили. Вместо глаз — льдинки. Вместо носа — морковка. Рот и брови угольком нарисованы. На головку надели шапку. Красивая снегурушка вышла.
Дописать предложения словами противоположного значения.
- Смелый там найдёт, где . потеряет.
- Редька горькая, а морковка .
- Дорожка широкая, а тропка .
- Дуб высокий, а орешник .
Видео:Правописание слов с парными звон. и глух. согласными в корне | Русский язык 3 класс #11 | ИнфоурокСкачать
2 класс: парные согласные в корне слова
Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:
Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.
Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.
6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.
Видео:Русский язык 2 класс (Урок№57 - Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком.)Скачать
Правило «Парные согласные в корне слова»
Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].
Например: плод — плоды, травка — трава.
Видео:Непроизносимые согласные в корне словаСкачать
Как проверить парные согласные в корне?
При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: ду б (ед. ч.) — ду б ы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) сне г а (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: сапожки — сапожок, — кру ж ечка, когти — коготок.
- взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.).
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: а в тобус, во к зал, за в тра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Видео:Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корнеСкачать
Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»
Карточка 1
- Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.
2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.
Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.
Гри. су. хле. скри. кло. ду. Архи. зу. гер…
Карточка 2
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.
Ле. шка. жира. обу..ь, Кие. клю. шар. телегра. клю. рука…
Карточка 3
- Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.
Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру. мя..кий хле…
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.
Моро. арбу. интере. но. ма..ь, подно. гру. свя..ь, голо. зале….
Карточка 4
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Сколь..кий лё. у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё. ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру. кре..кие оре..ки.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.
Бере. кула. моря. ночле. червя. кру. творо. синя. тан. утю. дру..
Карточка 5
- Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё. лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.
Каранда. пейза. глу..ь, ё. ланды. бро..ь, мор. гара. камы. ду. у. сторо.. .
Карточка 6
- Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре. оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.
Заво. бра. кро. огоро. дроз. сала. неф..ь, тру. го. трос..ь, радос..ь.
Карточка 7
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!
Карточка 8
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!
Карточка 9
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!
Карточка 10
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Репорта…
Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.
Карточка 11
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро. а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.
Видео:Русский язык 3 класс / Правописание слов с парными согласными в корне / ТЕЛЕУРОК 9.12.20Скачать
Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»
Наш луг
Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Зима
Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
Родной край
У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной
край. (23 слова)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 4-м предложении выдели основу.
Зимний наряд
Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Во 2-м предложении выдели основу.
Весна пришла
Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Во 2-м предложении выдели основу.
Подводная охота
Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
Рыбки
В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 3-м предложении выдели основу.
Бурундук
Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И Литинецкому)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
Репка
Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 4-м предложении выдели основу.
На катке
Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он
мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
Тетерев
Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
Дом
Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Подчеркни в тексте словарные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
Каток
Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю
столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
- Выполни звуко-буквенный разбор словалёд.
Видео:Парные согласные по звонкости и глухости. Что такое парные звонкие и глухие согласные?Скачать
Раскраски на тему «Парные согласные»
Еще полезные статьи для 2 класса:
С уважением, Ольга Наумова
Видео:Русский язык 3 класс (Урок 40 - Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.)Скачать
Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Видео:парные согласные 2 классСкачать
Примеры слов с парными согласными
Согласные в середине слова и в конце могут заменяться парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Приведем примеры слов с парными согласными в корне и в конце слов.
В русской фонетике существуют звонкие и глухие согласные, которые составляют пары между собой:
Видео:Проверка парных согласных в корне слова. Русский язык 2 классСкачать
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.
Например:
- и́зре д ка [и з р’ и т к а]
- сырое ж ка [с ы р a й’ э ш к а].
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», «(мимо) сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.
Например:
- про́ с ьба [п р о з’ б а];
- во к за́л [в а г з а л].
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными «л», «м», «н», «р», «в».
Например:
- коро б ка — коробочка, коробейник;
- про б ка — пробочка;
- скла д ка — складочка, складывать;
- поез д ка — поездить, ездок;
- гря д ка — гряда, грядочка;
- бу д ка — будочка;
- ло д ка — лодочка;
- яго д ка — ягода, ягодник;
- тетра д ка — тетрадочка;
- площа д ка — площадочка;
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.
Видео:Как проверить парную согласнуюСкачать
Примеры слов с парными согласными в конце слова
- зуб — зубы;
- морковь — вкус моркови;
- много коров — корова;
- ночлег — нет ночлега;
- друг — у друга;
- монолог — запись монолога;
- тетрадь — тетради;
- жёлудь — желудёвый;
- площадь — на площади;
- холод — холодина;
- сват — сваты, сватья;
- образ — образа;
- сказ — сказитель;
- изморозь — морозить;
- изморось — моросит.
📹 Видео
Правописание согласных в корне слова| Русский язык ЦТ, ЕГЭСкачать
2 класс. Русский язык. Правописание парных по глухости-звонкости согласных на конце словаСкачать
Русский 3 класс. Буквы непроизносимых согласных в корне словаСкачать
Звонкие и глухие согласные. Как различать звонкие и глухие согласные звуки?Скачать
Развлечёба | Русский язык 🗣🇷🇺 📝 Безударные гласные в корне слова | СТС KidsСкачать
Парные согласные на конце слова 1 классСкачать
Слова с парными согласнымиСкачать
Тема 22. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне словаСкачать
Русский язык 51. Звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки — Шишкина школаСкачать