Словосочетания с орфограммами в приставке и в корне

Видео:Орфограмма - что это такое, как правильно ее объяснять и проверятьСкачать

Орфограмма - что это такое, как правильно ее объяснять и проверять

помогите составить 10 словосочетаний с орфограммами лаг лож о ,ё послешипяших, приставки на з с буквы о — а в корне б

буквы и ы после ц

Примеры на
а) лож-, лаг-:предлагать (предложить) товар;
б) -о-,-ё- после шипящих: ожог рукИ. — Ожёг рУку;
в) приставки на з-, -с: хороший разбег. — Интересный рассказ;
г) приставки на з-,с-:рутой изгиб. — Священный источник; взвалить на плечи — всходит солнце; безрадостное существование — бескорытсная помощь, водопад низвергается — нисходить до униженного;
д) о — а в корне: расту — выросла.

Видео:Приставки ПРЕ ПРИ. Правописание приставок. Орфография. Подготовка к ЕГЭ | Русский языкСкачать

Приставки ПРЕ ПРИ. Правописание приставок. Орфография. Подготовка к ЕГЭ | Русский язык

Словосочетания с орфограммами в приставке и в корне

Автор: Олифиренко Татьяна Геннадьевна

Организация: МАОУ лицей№11 им.В.В.Рассохина

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Армавир

ТЕМА: Орфограммы в корнях слов и приставках.

ЦЕЛЬ: Систематизировать и закрепить теоретические основы правописания орфограмм в корнях и приставках слов. Отработать орфографические навыки.

Добрый день, ребята!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Ребята, начнём мы сегодня наш урок с упражнения «Подскажи словечко»

Вам надо будет закончить предложение.

В школу я хотел с пеленок –

Счет вести, портфель нести.

Мама мне в ответ : «Ребенок,

Для твоей сестренки Маши

Прозвенел уже звонок,

Ведь она березка наша ,

Ты ж зелененький …. ( росток )

Пишет Маша и читает

В день по несколько листов,

О животных много знает,

Про Москву и про …. ( Ростов )

Как в лапту играть и прятки,

Где не тонут корабли,

Как бороться, чтобы грядки

Мы директору подать

Чтобы детям не писать

Непонятен тот секрет

Лишь для нестарательных,

В существительных -предмет,

Нам задачи бы решать

Лучше на движение,

Вычитать и умножать,

Какая орфограмма объединяет эти слова?

(Это корни с чередованием гласных)

Сегодня на уроке мы повторим с вами орфограммы в корне слова.

Давайте вспомним, какому правилу подчиняются слова, которые вы вставили в предложение (лаг- лож, раст-ращ-рос). Правило на слайде.

А сейчас обратите внимание на письмо, которое получил дядя Фёдор из Простоквашино. В нём допущены ошибки в словах на правило чередования корней лаг-лож, раст-ращ-рос. Найдите, пожалуйста, эти слова и исправьте ошибки.

Давайте вспомним, а какие еще корни с чередованием вы знаете. Конечно, это бер-бир, мер-мир…..(Корни на слайде. ) какому правилу подчиняется написание гласной в корне?(Слайд)

Вставьте буквы на месте пропусков!

Подп…рать, расст…лил, уб…раю, прод…раться, подст…лать, зап…реть, нат…рать, над…ру, выч…тать, заж…гать, бл…стеть, зам…реть, соч…тать.

А теперь давайте проверим, у вас должно получиться так: слайд с правильным ответом.

Ребята, вспомним, с какой ещё орфограммой в корне слова вы познакомились в 5 класс, глядя на слайд? (слайд. )

Как же проверить: какую букву надо написать в корне слова о или ё ? (слайд с правилом и исключениями. )

  1. Отгадайте загадки, запишите отгадки и объясните их написание (выделите орфограмму).

К одежде за воротничок

Пришили этот колпачок. (капюшон)

Очень эта речь тиха,

Прямо скажем, чуть слышна. (шёпот)

На ветке – конфетки

С начинкой медовой,

А кожа на ветке –

Породы ежовой.(крыжовник)

Вновь упала на глаза

Не корова, не коза,

Не сосна, не ёлка,

А моя же… (чёлка)

Я у деда был в саду.

Дед мне дал орех в меду.

— Видишь, ульи там и тут?

Новосёлы в них живут!

А пронзают, будто ток,

Сделав на руке ожог.

— Кто же эти новосёлы?

Дедушка ответил: (пчёлы).

Это платье не из ситца –

Модницам в него рядиться!

Что за ткань, возьми ты в толк,

Щеголихи любят (шёлк)

На поляне дуб могуч.

Ветви достают до туч,

Летом разрастётся он –

Тень лежит со всех сторон.

Дуб велик, плод мал, как ноготь.

Называется он … (жёлудь).

В лес густой с утра пошла

Ничего не спилила (расчёска)

По пригоркам, по равнинам

Я виду свою машину

Я люблю дорог простор

А зовут меня (шофёр).

НА СЛАЙДЕ СЛОВА ПОЯВЛЯЮТСЯ (КАПЮШОН, ШЕПОТ, КРЫЖОВНИК, ЧЁЛКА, ПЧЁЛЫ, ШЁЛК, ЖЁЛУДЬ, РАСЧЁСКА, ШОФЁР)

Ребята, посмотрите, какие орфографические ошибки и почему допустил ученик, используя такие объяснения слов? Поможем ученику справиться с заданием.

СЛАЙД

1 Постушок — мальчик, который стоит на посту и охраняет коров.

2 Землетресение — когда раздается страшный треск.

3 Чистокол — очищенные колья.

4 Трапинка — маленькая дорожка рядом с трапом.

5 Хвостливый — имеющий хвост.

6 Коменистый — похожий на ком.

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово?

Как называется орфограмма в корне? (безударная гласная)

Что надо сделать, чтобы написать правильно гласную?

Исправим ошибки в словах! (СЛАЙД с ИСПРАВЛЕННЫМИ ОШИБКАМИ)

Безударных гласных много,

Значит, нам нужна подмога.

Что же делать? Где решенье?

Букву ставь под ударенье.

Ты за нами поспевай,

Смело слово изменяй.

Ну а если очень сложно,

Посмотреть в словарик можно…

ПОМНИМ, что безударная гласная в корне слова проверяемая и непроверяемая.

Распределите, пожалуйста, слова на две группы: проверяемые и непроверяемые гласные.

С…бака, за…ц, уд…вительный, л…нивый, обм…нять, р…бята, д…журный, скр…пучий, м…стерить, к…рзина.

Собака, заяц, ребята, дежурный, корзина.

В русском языке, как мы знаем, есть слова, в которых согласные тоже проверяются путём подбора проверочных слов.

— Что надо учитывать при подборе проверочных слов?

( чтобы после сомнительной согласной обязательно стояла гласная буква)

А следующее задание на внимательность, вам нужно выбрать слово вставляя пропущенную согласную. Чтобы проверить слово, необходимо подобрать проверочное слово.

Взял я в руки гибкий пру… (прутик)

И погнал гусей на пру…(пруды)

В руки взял зеленый лу… (луковица)

И пошел гулять на лу.. .(луга)

Смастерил из бревен пло… (плотик)

А на груше спелый пло… (плоды)

СЛАЙД. Найди лишнее слово.

  1. З или С? Ре…кий, ни…кий, бере. ка, про…ьба.
  2. Б или П? Ро…кий, ги…кий, ду…, хру…кий.
  3. В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.
  4. Г или к: сапо. пото. вра. дру..
  5. Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.
  6. Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

Чтение стихотворения учителем

До чего же сегодня день чудесНый,

СоЛнце в небе празДнично горит,

Освещает месТность и окресТность,

И теплом своим серДца бодрит.

Но лежит на пасТбище корова,

ГрусТно смотрят карие глаза,

Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

— На какую орфограмму встречаются слова в этом стихотворении? (На непроизносимую согласную.)

Какому надо правилу надо следовать, чтобы проверить, какую согласную надо писать в корне?

Подберите проверочные слова к словам:

Ненас…ный, страс…ный, извес…ный, прелес…ный, чудес…ный, доблес…ный, безопас…ный, скорос..ной, интерес…ный , вкус…ный.

Проверьте! Слайд.

д) «Мозговая разминка» . Восстановите слова.

ВЗАКЛО ЮКРЗАК УТФЛОБ ЕКЗНАЭМ

Какие слова у вас получились? Вокзал, рюкзак, футбол, экзамен.

Какая орфограмма в корне слова объединяет их? (непроверяемая согласная) . Правописание таких слов надо запомнить, в случае затруднений проверить в орфографическом словаре.

Ребята, сегодня мы повторили с вами орфограммы в корне слова, но, кроме корня, могут быть орфограммы и в других частях слов. Например, в приставках.

Вспомним, на какие 2 группы делятся все приставки?

Вбежать, надломить, сделать, пострадать, захотеть, подпилить,

облететь, наслаждаться, угостить, пересказать, дотащить, высматривать.

Да, действительно, все приставки делятся на изменяемые и неизменяемые. Неизменяемые приставки всегда пишутся одинаково. А от чего же будет зависеть выбор согласной в изменяемых приставках?

СЛАЙД С ПРАВИЛОМ!

Выбор согласной приставки определяет глухой или звонкий согласный, идущий после неё.

А теперь, внимание, задание:

Замените словосочетания синонимичным словом с приставками на з-с

На слайде появляются слова.

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Ростки злаков (всходы)

8. сообщение, уведомление о чем-либо(извещение)

9. Полное поражение противника (разгром)

10. Время перед восходом солнца (рассвет)

11. внезапное чувство страха(испуг)

12 Молоды растения, выращенные для пересадки(рассада)

А теперь попробуйте сами вставить буквы на месте пропусков.

1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.

6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.

7. И…мучился Жилин, остановился.

У вас должно получиться так (слайд для проверки)

  • сегодня на уроке мы повторили орфограммы в корне и приставке, и я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив тест.

1.Укажите слово с чередующейся гласной в корне

1) ласкать 2) обещание 3) пировать 4) блестеть

2.Укажите слово с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением

  1. ростовщик 2) пианино 3) сериал 4) парашют

3 . Определите, в каком слове пропущена буква д.

1) чу. кое ухо 2) смотреть укра. кой

3) российский фу. бол 4) доблес…ный воин

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне

1) располагаться 2) гимнаст 3) гора 4) акварель

5. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква

1) зар…сли, изл…жение, р…сточек

2) водор…сли, перел…жить, р…стительный

3) подр…сли, Р..стов, выр…щивать

6 . В каком слове пишется буква о ?

  1. Густая ч..лка
  2. звонкая пощ..чина
  3. аккуратный ш..в
  4. ж..ваный лист

7. В каком слове пишется буква ё ?

8. В каком слове пишется З?

1) в. рыхлить
2) и. пуганный
3) не. гораемый
4) . двинуть

9. В каком слове пишется С?

1) во. делывать
2) бе. злобный
3) бе. вкусно
4) . давленный

10. Выбери слово, в котором нужно вставить букву Б.

11. Укажи номера слов, в которых нужно вставить букву Ф.

12. В каком слове на месте пропуска пишется буква Т?

а) безглас…ный б) влас….ный в) вкус….ный г) гнус….ный

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Дидактический материал «Орфограммы в приставках»

Словосочетания с орфограммами в приставке и в корне

Словосочетания с орфограммами в приставке и в корне«Орфограммы в приставках слов»

..С + глух. согл.- бессердечный, исчезнуть.

..З + звонк. согл.- безграничный, безмерный.

(На конце приставки пишу «с»,если далее идет глухой; «з»-если далее звонкий. Все глухие согласные запомнить по фразе: Фока, хочешь поесть щец?)

Сделать, сбор, т.к. прист. З- нет.

Запомнить: здесь, здание, здоровье, здравствуй.

согл. + ъ + е, е, ю, я — подъезд, подъем, предъюбилейный, объявление.

(Пишу твердый знак после приставки на согласную, если корень начинается с йотированных букв е, е, ю, я.)

Запомнить: адъютант, инъекция, конъюнктура, субъект, панъевропейский (инояз.).

Развал — розвальни, рассказ — россказни.

(приставка раз-(рас-) – безударная, роз-(рос-) – ударная.)

4.Правописание приставок пре- и при- зависит от смысла:

= пере — :преграда (то, что перегораживает)

Пре — = очень: преинтересный ( очень интересный)

= близость ( около ): пришкольный ( расположен около школы )

При- = неполное действие: привстать ( встать не до конца)

Различай по контексту:

Пребывать в городе (где?)

= «пребывать» там, находиться.

Преклоняться перед подвигом

Претворить что-то в жизни

= «перевести» из планов.

Предел терпения = грань

Преемник идей = тот, кто перенимает.

Предать кого-то = передать.

Презирать предателя = очень не уважать

Прибывать в город (куда?) = приезжать (приближение).

Приклониться к земле = (приближение).

Притворить дверь = прикрыть (неполное действие).

Придел храма = то, что пристроено (присоединение).

Приемник (радио) = тот, который принимает (приближение).

Придать вид чему-то = приблизить к какому-то облику.

Призреть сироту = приютить.

5.Приставки на согл. + корень с и- ы- интересный — безынтересный.

( Кроме меж-, сверх-, инояз. приставок.) (Если приставка (кроме иноязычных приставок, меж- и сверх-)оканчивается на согласную, а корень исходного слова начинался с и-, то в новом слове после прист. — ы.)

Задания и упражнения по теме:

1. Пользуясь справочным материалом, спишите, вставляя пропущенные буквы.

Пр..провождать документы, бе..сердечный человек,и..чезнуть за горизонтом, ..делать объявление, в пр..восходном ..дании, пр..одолеть пр..сложное пр..пятствие, пр..бывать на пр..вокзальную площадь, пр..восходно объяснил,пр..творить мечту, с..грать в сверх..интересную игру, контр..гра небез..звестного противника.

Найдя ошибки, объясните правописание этих слов, постарайтесь придумать 3-4 примера на каждый из этих случаев.

2. Объясните, пользуясь справочным материалом, различия в правописании слов в парных словосочетаниях:

придал форму чему-то – предал кого-то,

прервал разговор – приврал в разговоре,

притворил неплотно — претворил в жизни,

роспуск съезда – распустить съезд,

объезд рядом – обход справа,

четкий расчет – хорошо рассчитал,

преемник превосходных традиций – превосходный приемник приобретен,

бессердечный человек – безжалостный человек,

сэкономить время – сверхъестественные усилия,

прочитать воззвание – призыв к восстанию,

пребывать в расположении армии – прибывать в расположение армии,

сагитировать трудящихся – отъявленный негодяй.

Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями.

3.Зрительный диктант. В течение 1-2 минут проговорите слова, записанные в столбике, по слогам, затем проделайте тот же, закрыв глаза, снова посмотрите на запись.

Постарайтесь записать словосочетания по памяти. Аналогичную работу с остальными столбиками.

Приобрести превосходный радиоприёмник, превратиться из опытника-одиночки в естествоиспытателя, уважать преемника превосходных традиций, преклоняться перед подвигом в течение и многих лет, презирать предателя.

Предпринимать сверхъестественные усилия, отъехать от приморской зоны на полкилометра, пристреленный разъярённый хищник, съёмки проводятся в павильоне в продолжение часа, причудливые россказни преинтересного рассказчика.

Превосходный предерзкий адъютант, приготовиться к пренеприятным объяснениям, присмотреться к трехэтажному зданию, приобретённая книга небезынтересна, но и не сверхинтересная, продвижение в глубь необъятной страны.

Если были допущены ошибки, проработайте их.

Образец разбора ошибок : пришел, т.е. приближение – приехал, прилетел, приплыл, прибежал.

Подробный разбор ошибок необходим после выполнения каждого задания!

Запишите словосочетания под диктовку.

Сжатая рожь, преодолел пресложное препятствие, отыскал на пришкольном участке, не приходится рассчитывать на помощь, безымянная речка, здание мединститута, продаётся в розлив, розыскное бюро, не преуменьшая успехов, сильно преувеличив, претворить в жизнь план преобразования природы, объемлет ужас, притаился, приклонившись к земле, бессмертные стихи, превосходное приобретение, по истечению объявленного срока, неизъяснимая прелесть, сделать необходимые разъяснения, бессмертные произведения искусства, пребывать на железнодорожном разъезде, примирить поссорившихся, преподнести бесценный подарок, уничтожить чересполосицу, сагитировать участников восстания, мировоззрение небезызвестного писателя, пребывать в предынфарктном, а не в постинфарктном состоянии, превосходный сыщик.

По материалам упражнений 1-4 проведите группировку словосочетаний по разделам, сверяясь со справочным материалом , к словам каждой группы прибавьте свои параметры.

Проверочный диктант по теме «Орфограммы в приставках слов».

Сверхъестественные усилия, приложенные героем для преодоления разного рода дорожных препятствий, были ненапрасны: визит обещал быть отнюдь не безынтересным.

Едва Чичиков, пригнувшись, вступил в тёмные широкие сени, пристроенные кое-как, на него тот час же повеяло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, с приспущенными шторами, чуть-чуть озарённую светом, не нисходящим с потолка, а восходящий к потолку из-под широкой щели, находящейся внизу двери. Распахнувши эту дверь, он, наконец, очутился в свету и был чрезмерно поражен представшим беспорядком.

Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов, и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. На одно столе стоял даже сломанный стул и здесь же — часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил причудливую паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф со старинным серебром, почти исчезнувшим под слоем пыли, графинчиками и превосходным китайским фарфором, приобретённым бог весть когда. На бюро, выложенном некогда прелестною перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежала превеликое множество всякой всячины: куча испещрённых мелких почерков бумажек, накрытых мраморной позеленевшим прессом с ручкой в виде яичко наверху, какая-то странная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь ссохшийся, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмку с какой-то непривлекательной жидкостью и тремя мухами, прикрытая письмом, кусочек оде-то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. В довершение тесно и бестолково навешано несколько картин.

Прочитайте текст диктанта два раза. Постарайтесь по памяти записать все слова по изученной теме. Проверьте написанное по исходному тексту. Внесите необходимые исправления и дополнения.

1) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква З

а) сделать и…подтишка б) чере…чур строгий

в) ра..жать г) бе..характерный

2) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква З

а) не..держанный б) бе..козырка

в) бе..жизненный г) и..сякнуть

3) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква С

а) бе..жалостный б) бе…церемонный

в) ра..венчать г) бе..вкусный

4) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква С

а) чре..мерная усталость б) ни..вергать авторитеты

в) бе..тактный человек г) бе…возмездная ссуда

5) Отметьте слова, в которых пишется буква И

а) пр..сыщение б) пр..вращаться

в) пр..небрежение г) непр..хотливый

6) Отметьте слова, в которых пишется буква Е

а) непр..метный б) пр..рекаться

в) пр..крытие г) пр..творяться больным

7) Отметьте слова, в которых пишется буква И

а) пр..стиж б) пр..ступление

в) пр..клоняться перед талантом г) пр..щуриться

8) Отметьте слова, в которых пишется буква И

а) пр..старелые родители б) пр..зидиум

в) непр..ступная крепость г) непр..кращающиеся (дожди)

9) В каком слове пишется Ъ

а) п..еса б) раз..езд

в) сер..езный г) с..узить

10) В каком слове пишется Ъ

а) суб..ективный б) контр…атака

в) четырех..этажный г) компан..он

11) В каком слове пишется Ь.

а) пред..явить б) с..экономленный

в) неот..емлемый г) п..едестал

12) В каком слове пишется Ь

а) пред..угадать б) волеиз..явление

в) интерв..ю г) ад..ютант

13) В каком слове нет Ъ.

а) меж..ярусный б) трех..язычный

в) транс..европейский г) с..экономить

14) В каком слове нет Ъ

а) с..езжались б) сверх..изящный

в) под…емник г) труднооб..яснимый

15) В каком слове после приставки пишется буква И

а) под..тожить б) небез..нтересный

в) раз..скать г) сверх..зобретательный

16) В каком слове после приставки пишется Ы

💥 Видео

ЕГЭ по русскому языку. Безударные гласные в корнеСкачать

ЕГЭ по русскому языку. Безударные гласные в корне

Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnline

Русский язык 6 класс (Урок№5 - Орфограммы в корнях слов.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№5 - Орфограммы в корнях слов.)

Русский язык 5 класс (Урок№62 - Гласные и согласные в приставках. Буквы з и с на конце приставок.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№62 - Гласные и согласные в приставках. Буквы з и с на конце приставок.)

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

Правописание приставокСкачать

Правописание приставок

Правописание и ы после приставок | Русский | TutorOnlineСкачать

Правописание и ы после приставок  | Русский | TutorOnline

Развлечёба | Русский язык 🗣🇷🇺 📝 Безударные гласные в корне слова | СТС KidsСкачать

Развлечёба | Русский язык 🗣🇷🇺 📝 Безударные гласные в корне слова | СТС Kids

Правописание согласных в корне слова| Русский язык ЦТ, ЕГЭСкачать

Правописание согласных в корне слова| Русский язык ЦТ, ЕГЭ

О, Ё после шипящих | Русский язык | TutorOnlineСкачать

О, Ё после шипящих | Русский язык | TutorOnline

Корень. Приставка. Суффикс. ОкончаниеСкачать

Корень. Приставка. Суффикс. Окончание

Русский язык 3 класс (Урок№45 - Правописание приставок и предлогов.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№45 - Правописание приставок и предлогов.)

Русский язык 6 класс (Урок№4 - Морфемы в слове. Орфограммы в приставках.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№4 - Морфемы в слове. Орфограммы в приставках.)

Орфограммы 2 класса - Школа 60 минутСкачать

Орфограммы 2 класса - Школа 60 минут

6 класс - Русский язык - Орфограммы в приставкахСкачать

6 класс - Русский язык - Орфограммы в приставках

Русский язык 5 класс: орфограммы в приставках и в корнях словСкачать

Русский язык 5 класс: орфограммы в приставках и в корнях слов

Орфограммы в корне слова. Видеоурок 16. Русский язык 6 классСкачать

Орфограммы в корне слова. Видеоурок 16. Русский язык 6 класс
Поделиться или сохранить к себе: