- Смысловые отношения в словосочетаниях
- Атрибутивные (определительные) отношения
- Объектные отношения
- Обстоятельственные отношения
- Субъектные отношения
- Комплетивные (восполняющие) отношения
- Семантическая структура словосочетаний и смысловые отношения между компонентами
- Отношения между компонентами словосочетания
- 🎬 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Смысловые отношения в словосочетаниях
Словосочетания по смысловым отношениям между компонентами делятся на 5 видов.
- атрибутивные,
- объектные,
- обстоятельственные,
- субъектные,
- комплетивные.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Атрибутивные (определительные) отношения
Главное слово называет предмет, отвлеченное действие или отвлеченный признак, а зависимое слово дает характеристику этому предмету, действию, признаку. Такие смысловые отношения выражаются при помощи смыслового вопроса от главного слова к зависимому: какой? как? каким образом? в какой степени?
Примеры: вкусный компот, буран с севера, звезды с неба, возможность приехать, искренне радоваться.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Объектные отношения
Главное слово действие или признак, а зависимое — предмет или лицо, то есть объекты, охваченные действием или признаком. При таком типе отношений используются смысловые вопросы косвенных падежей.
Примеры: вызывать родителей, воспитание мужества, заклеивая камеру, попросить уйти, далекий от реальности.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Обстоятельственные отношения
Главное слово называет действие, а зависимое слово называет обстоятельство, при котором протекает это действие. Зависимое слово отвечает на вопросы: каким образом? когда? где? куда? почему? с какой целью?
Примеры: приехать вовремя, поет из-за грусти, поздоровался из вежливости.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Субъектные отношения
Главное слово обозначает отвлеченное действие или признак, а зависимое слово в родительном падеже обозначает того, кто совершает действие или обладает признаком.
Примеры: чириканье воробьев, блеск огней, приезд комиссии.
Зависимое слово может использоваться в дательном падеже со значением субъекта. Примеры: маме весело, братику больно.
Данные словосочетания легко перестроить в предложение, а родительный и дательный падеж заменить именительным падежом: чириканье воробьев — воробьи чирикают.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Комплетивные (восполняющие) отношения
Значение главного слова требует восполнения от зависимого слова своего значения. Наблюдается в цельных словосочетаниях, в которых нельзя поставить смысловой вопрос.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Семантическая структура словосочетаний и смысловые отношения между компонентами
Определить семантическую структуру словосочетания — значит определить, что обозначает главное слово словосочетания, а что — зависимая словоформа при ее сочетании с данным главным словом. Главное слово может обозначать (приводятся категориально-семантические значения знаменательных слов):
любых условиях, произойти в пашей стране, возникать от случая к случаю, неожиданно исчезнуть, возродиться в прежнем виде.
Зависимая словоформа при конкретизации главного слова словосочетания может принимать два синтаксических значения: 1) признака (предмета или не-предмета); 2) объекта.
Под признаком предмета (материального или грамматического) понимается то, что характеризует предмет с какой-либо одной стороны и тем самым отличает его от одноименных предметов: овальное зеркало, часы с кукушкой, наш сад, начальное образование.
Признак процесса или признака характеризует процесс или признак указанием на место, время, способ, степень, меру, причину и цель его осуществления: работать в саду, ждать пять минут, пробраться тайком, очень тихий, черный от копоти, ослабеть из-за болезни, приобрести за тысячу рублей, прийти проститься.
Объект — это то материальное или нематериальное, на что тратится, была или будет затрачена энергия субъекта: механическая, интеллектуальная, речевая, порождения звуков, психическая. Например: покрасить скамейку, купить перчатки, наскочить на пень, прикрыть ладонью, говорить о литературе, объяснить ученикам, думать о тебе, не сомневаться в успехе, советовать ей, предчувствие чего-то значительного.
Опираясь на изложенное, определим семантическую структуру некоторых словосочетаний:
шапочка с козырьком: главное слово обозначает материальный предмет, зависимая словоформа — его признак по наличию определенной детали;
бледный от усталости: главное слово обозначает признак, зависимая словоформа — его признак по причине;
обновить экспозицию: главное слово обозначает действие, зависимая словоформа — объект, на который планируется затратить энергию субъекта.
Подчинительные отношения, характеризующиеся наибольшей степенью языковой абстракции, в конкретных словосочетаниях предстают в виде смысловых отношений между компонентами — языковой абстракции более низкого уровня. При этом характер смысловых отношений обусловлен семантической структурой словосочетания. Существует четыре вида смысловых отношений между компонентами словосочетаний: определительные; обстоятельственные; объектные; обстоятельственно-объектные.
- 1. Определительные отношения возникают при следующих семантических структурах:
- 1) главное слово обозначает предмет (имя существительное с любой семантикой), зависимая словоформа — его признак, выраженный любым согласуемым словом или неизменяемыми словами его,ее, их:большой камень, смелое решение, красивый танец, твое беспокойство, затянувшийся ремонт, его шапка, еежизнь, ш; идеология.
В такой семантической структуре большую роль в формировании определительных отношений играет способ выражения зависимой словоформы: все согласуемые слова (имена прилагательные, полные причастия, местоимения-прилагательные, порядковые числительные) и местоимения его, ее, их способны сочетаться только с именами существительными (любой семантики) и могут выражать только признак предмета — как материального, так и нематериального;
- 2) главное слово обозначает материальный предмет (имя существительное), зависимая словоформа (к какой бы части речи она ни относилась) при таком главном слове может обозначать только признак предмета:вещи сестры, крьтья самолета, дверь на кухню, мешки для лука, книга с картинками, публика посолиднее, сапоги гармошкой, веревка попрыгать, вода поплескаться;
- 3) главное слово обозначает опредмеченный процесс, признак, состояние, отношение (отвлеченное имя существительное), зависимая словоформа — признак онредмеченного процесса но деятелю, по носителю признака, состояния, отношения (имя существительное в родительном падеже без предлога): приезд отца, шумприбоя, скорость бега, красота Маши, болезнь ребенка, равнодушие Андрея, существование микроорганизмов.
От главного слова к зависимой словоформе, обозначающей признак предмета, признак онредмеченного процесса, признака, состояния, отношения, ставятся вопросы какой? чей! что за! — удобное кресло, куртка с капюшоном, прочность ткани, выздоровление сына. В предложении такие словоформы являются второстепенным членом — согласованным или несогласованным определением.
2. Обстоятельственные отношения возникают при следующей семантической структуре: главное слово обозначает непредмет — действие, восприятие, признак, состояние, отношение, бытие, зависимая словоформа — признак но месту, направлению, времени, способу, степени, мере, причине и цели осуществления того, что названо главным словом. Например: приехать из Саратова, двигаться к поселку, появиться в России, долго изучать, не работать по случаю праздника, любить за ум, учиться кое-как, приблизиться ползком, очень приятный, слишком быстро, прийти проститься, отправиться на поиски. От главного слова к зависимой словоформе, обозначающей признак действия, восприятия и т.п., ставятся обстоятельственные вопросы: приехать откуда! из Саратова, двигаться в каком направлении? к поселку, вернуться когда? иод утро, не работать почему? по случаю праздника, прийти с какой целью? проститься и т.п. В предложении такие зависимые словоформы являются тем или иным обстоятельством.
Нередко в словосочетаниях с рассматриваемой семантической структурой главное слово бывает выражено не глаголом или именем прилагательным (продвигаться к городу, расчетливый в боевой обстановке), а отглагольным или отадъективным именем существительным: продвижение к городу, расчетливость в боевой обстановке. В этом случае обстоятельственные отношения осложняются оттенком определительных, поскольку в таких словосочетаниях зависимая словоформа обозначает уже не только признак процесса или признака, но и признак грамматического предмета. Основными в подобных словосочетаниях остаются обстоятельственные отношения, так как синтаксическое значение зависимой словоформы признак но месту, времени, способу и т.п. — формируется прежде всего иод влиянием лексической, а не грамматической семантики главного слова.
Рассмотрим, например, семантическую структуру словосочетания расчётливость в боевой обстановке: главное слово обозначает опредмеченный признак (отвлеченное имя существительное), зависимая словоформа — признак опредмеченного признака по времени: смысловые отношения обстоятельственные с оттенком определительных отношений. Зависимый компонент в предложении будет выполнять функцию присловного второстепенного члена — обстоятельства времени. Наличие между компонентами данного словосочетания оттенка определительных отношений дает основание предположить, что в предложении зависимый компонент будет выполнять функцию синкретичного члена предложения — одновременно и обстоятельства, и несогласованного определения.
3. Объектные отношения формируются в словосочетаниях со следующей семантической структурой: главное слово обозначает непред- мет — действие, восприятие, отношение, признак, состояние (глагол, имя прилагательное, слова категории состояния), зависимая словоформа имеет синтаксическое значение объекта (имя существительное, местоимение-существительное, инфинитив). Например: строить мост, описать ситуацию, почувствовать опасность, обрести друзей, изготовить из глины, сообщить о случившемся, пренебрегать опасностью, беззащитный перед стихией, хлопотно с новичками, уговорить вернуться. От главного слова к зависимой словоформе, обозначающей объект, следует ставить вопрос того или иного косвенного падежа; в предложении такая словоформа будет выполнять функцию присловного распространителя — дополнения.
Если главное слово словосочетания обозначает действие, восприятие, отношение, признак, состояние и при этом выражено отглагольным или отадъективным именем существительным (разговор о погоде, покорность судьбе), то это означает, что объектные отношения между компонентами осложнены оттенком определительных отношений и зависимая словоформа кроме основного — объектного — значения заключает в себе оттенок признака предмета (грамматического). Ср.: разговор о чем? о погоде — в предложении эта зависимая словоформа будет выполнять функцию дополнения; разговор какой? о погоде — зависимая словоформа в предложении будет выполнять также функцию несогласованного определения.
4. Обстоятельственно-объектные отношения возникают при следующей семантической структуре: главное слово (глагол) обозначает направленное движение предмета, приводящее этот предмет к сближению, наложению, соединению с другим предметом; зависимая словоформа одновременно обозначает и признак направленного движения по месту, и объект, с которым осуществляется сближение, наложение, соединение движущегося предмета. Например: поставить на тумбочку, положить на стол, разложить на скамейке, подойти к колодцу, подбежать к вагону, подплыть к барже, упасть на мешки, спрыгнуть на диван, сесть на ящик, повесить на забор, вбить в землю, вмонтировать в люстру, встроить в консоль. В предложении зависимая словоформа со значением признака направленного движения по месту и объекта сближения, наложения, соединения будет выполнять функцию синкретичного второстепенного члена — обстоятельства места и дополнения. Например: Костя поставил вазу на тумбочку (поставил куда? на что?); Камера была вмонтирована в люстру (вмонтирована куда? во что?); Лампочка упала на мешки и не разбилась (упала куда? на что?).
Видео:Русский язык 9 класс (Урок№15 - Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения.)Скачать
Отношения между компонентами словосочетания
Отношения между компонентами словосочетания
Смысловые отношения
атрибутивные (определительные какой /, чей?) главное слово существительное
обозначает предмет зависимое слово — любая часть речи обозначает признак: красивая мама, твоя книга, брат подруги
субъектные какой? главное слово существительное (отглагольное) обозначает действие зависимое слово сущ. в Р.п. (кого? чего?) обозначает субъект, который выполняет действие, названное сущ., гл. словом: бег спортсмена, разлив реки, приезд брата
объектные (вопросы косв.падежей)
главное слово — глагол обозначает действие
зависимое слово — существительное, местоимение обозначает объект, на который направлено это действие: купить книгу, написать письмо
зависимое слово сущ., местоим. (чем?) обозначает предмет, с помощью которого осуществляется действие: пилить пилой, писать ручкой
главное слово — прилагательное обозначает признак
зависимое слово — сущ., местоим. обозначает объект, на который направлен этот признак: гордый победой, надежный в дружбе
адвербиальные (обстоятельственные)
главное слово — глагол обозначает действие
зависимое слово — наречие, сущ., местоим., инфинитив дает различную характеристику этому действию: жить в палатке, приехать днем, бежать быстро
главное слово — прилагательное обозначает признак
зависимое слово — наречие обозначает степень проявления признака: очень красивый, весьма недурной
комплетивные (восполняющие) характерны для словосочетаний, в которых наблюдается семантическая зависимость компонентов; компоненты словосочетания — один член предложения: назвался груздем, два листа, слыть простаком
Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются в словосочетаниях в том случае, если зависимый компонент указывает на признак, качество предмета и отвечает в большинстве случаев на вопросы какой? чей?
Субъектные отношения связаны с особым типом глагольных предложений, а также со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма имени существительного в них (творительный падеж) обозначает производителя действия или носителя состояния и отвечает на вопросы Р .п. кого? чего?
Объектные отношения возникают в таких словосочетаниях, где зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей, например: купить книгу, надежный в дружбе. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия, например: пилить пилой.
Адвербиальные (обстоятельственные) отношения свойственны словосочетаниям глагольным, так как различные обстоятельственные значения всегда сопутствуют тем или иным действиям.
Комплетивные (восполняющие) отношения – это отношения, при которых главное слово является информативно недостаточным и требует необходимого пояснения (восполнения) зависимой словоформой (назвался груздем, слыть простаком).
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.Тест на тему Словосочетание
Тест на тему Синтаксические связи и синтаксические отношения в словосочетании
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
🎬 Видео
Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать
Синтаксические отношения и виды синтаксической связи словСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложенияСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
РУССКИЙ ЯЗЫК 9 класс: Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССПСкачать
Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Русский язык.Скачать
Сложноподчиненное предложение | Русский языкСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать