Словосочетания с несвободными словосочетаниями

Содержание
  1. Модели несвободных (цельных) словосочетаний
  2. Свободные и несвободные словосочетания — значение, состав и примеры
  3. Свободные словосочетания
  4. Несвободные словосочетания
  5. Типы цельных словосочетаний
  6. Семантика и функционирование несвободных словосочетаний в русском языке
  7. Что такое словосочетание?
  8. Словосочетания (синтаксически свободные и несвободные, простые и сложные)
  9. Что не является словосочетанием?
  10. Разновидности словосочетаний
  11. «Спаянность» слов и их роль в формировании сочетания
  12. Примеры
  13. Несвободные сочетания: синтаксически несвободные
  14. Несвободные сочетания: фразеологически несвободные
  15. Синтаксический разбор словосочетания
  16. Отличие словосочетания от сочетания слов
  17. Типы несвободных сочетаний
  18. Редко встречающиеся несвободные словосочетания
  19. Модели несвободных (цельных) словосочетаний
  20. Как этому учат в школе?
  21. Изучение фразеологизмов
  22. Несвободные словосочетания
  23. Как анализировать словосочетания?
  24. Способы связи слов в словосочетании

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Модели несвободных (цельных) словосочетаний

Модели несвободных (цельных) словосочетаний

Несвободные (цельные) словосочетания представляют собой синтаксически цельную единицу. В несвободных СС грамматически зависимое слово становится главным по смыслу: Купить два килограмма фруктов (управляемое числительным существительное – главное по смыслу).

Чтобы правильно выделять члены предложения, надо знать группы цельных несвободных СС:

  1. Количественно-именные словосочетания. Гл. слово обозначает количество, но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в Р.п. три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг
  1. Словосочетания со значением избирательности Гл. слово — местоимение или числительное, зависимое — сущ. или местоимение в Р.п. с предлогом «из» один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят
  1. Словосочетания с метафорическим значением. Гл. слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст, листьев медь, костёр рябины.
  1. Словосочетания со значением неопределённости Гл. слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилаг., причастие что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий
  1. Словосочетания со значением совместности. Равноправные участники совм. действия (подлеж.). Гл. слово — сущ. или местоимение в И.п., зависимое — сущ. в Т.п. с предлогом «с» сказуемое во мн.ч.мама с дочкойготовили обед; Николай с Денисом ходили в лес
  1. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетаниядевушка с голубыми глазами, человек высокого роста
  1. Словосочетания в составных сказуемых. Включают в себя вспомог. глаголы, глаголы-связки или другие вспомог. компоненты Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

Не являются словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, пусть поет;
2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, сломя голову;
3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;
4. Составные (аналитические) словоформы: более светлый, будет ходить;
5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Чтобы правильно выделить несвободные СС, используют приём трансформации, то есть подбирается СС с другим типом связи, при этом, если два сочетания (данное и новое) совпадают по семантике, то компоненты СС – это отдельные члены предложения, а само СС – синтаксически свободное; если же при трансформации новое и данное СС расходятся по семантике, то перед нами несвободное СС, например: стая птиц – птичья стая (свободное СС); стакан молока – молочный стакан (различная семантика – несвободное СС. Иногда несвободные СС нельзя трансформировать: килограмм сметаны, метр шёлка, несколько человек.

Несвободные СС называются синтаксически неделимыми. В предложении несвободные СС – это такие конструкции, которые нельзя разъединить без потери смысла. От синтаксически свободных они отличаются тем, что являются единым членом предложения, в то время как в других словосочетаниях каждое слово из цепочки становится членом законченного речевого высказывания и отвечает на конкретный вопрос.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Свободные и несвободные словосочетания — значение, состав и примеры

В данной статье рассмотрены типы словосочетаний в современном русском языке по степени связанности элементов: свободные и несвободные словосочетания.

В зависимости от признака, который положен в основу классификации, выделяют различные типы словосочетаний.

Словосочетания с несвободными словосочетаниями

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Свободные словосочетания

Свободные – это такие словосочетания, когда каждое слово имеет прямое значение, и в этих смыслах данные слова беспрепятственно могут сочетаться с другими. Элементы в их составе сохраняют свою самостоятельную лексическую семантику.

Словосочетания с несвободными словосочетаниями

Они образуются вследствие свободного соединения двух отдельных слов. Каждое слово в составе такого сочетания является и отдельным членом предложения.

Слова в них легко могут быть заменены другими, в зависимости от коммуникативной цели.

Примеры свободных словосочетаний:

раннее лето, позднее лето, знойное лето, холодное лето;

истинный друг, старый друг, хороший друг, весёлый друг;

истинная любовь, истинная правда, истинная дружба.

Как видно из примеров, каждое слово из исходного свободного словосочетания может выступать и в составе других сочетаний.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Несвободные словосочетания

В цельных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово.

Словосочетания с несвободными словосочетаниями

Мы с мужем были счастливы.

В данном примере слово «мы» недостаточно полно называет того, кто был счастлив. Смысл подлежащего здесь определяется зависимой частью «с супругом», поэтому в данном случае подлежащим выступает всё словосочетание целиком.

Кто? – Мы с мужем.

Видео:Свободные и несвободные (цельные словосочетания)Скачать

Свободные и несвободные (цельные словосочетания)

Типы цельных словосочетаний

Словосочетания с несвободными словосочетаниями

В зависимости от категории главного слова или от вида связи между элементами, неделимые словосочетания делятся на несколько типов.

1. Именные (чувственный рот, объективный анализ), иногда они создают избыточность описания.

Наиболее употребительны количественно-именные:

Три певицы на открытии исполнили одну и ту же песню.

Словосочетание «три певицы» целиком выступает подлежащим.

2. С предлогом «из» в значении избирательности:

Кому из нас ты отдашь предпочтение?

Сочетание «кому из нас» целиком выступает дополнением.

3. Словосочетания со смыслом совокупности, совместности, с предлогом «с» (указывает на одинаковое участие в деятельности):

Нам с тобой повезло.

Сочетание «нам с тобой» целиком выступает дополнением.

4. Словосочетания с формами существительных типа «…с глазами», «…с лицом», «…роста» и определяющими их прилагательными.

добрый человек всё простит;

женщина с пышной грудью;

мужчина высокого роста.

А в этом предложении существительное и определяющее его прилагательное является цельным и представляет собой определение:

Люди с радостными лицами шли на праздник.

5. Словосочетания с метафорическим смыслом – это сочетания, в которых хотя бы один из компонентов имеет переносный смысл:

Слова «глубокая» и «золотое» здесь использовано в переносном значении и нельзя сочетать «глубокая весна», «глубокое лето» или «золотые почки», «золотая печень» и пр.

6. Словосочетания, несущие неясное, неточное значение; в них основное слово обозначается неопределённым местоимением, а второстепенное слово, как правило прилагательное или причастие, согласуется с основным в роде, числе и падеже:

7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых:

Она начала готовить ужин;

Студенты хотят перекусить, преподаватели начали дискуссию.

Словосочетания с несвободными словосочетаниями

Важно помнить, определяя цельное словосочетание, что их ключевой характеристикой является недостаточность смысловой нагрузки главной её части.

Он шествовал широким шагом.

Сочетание «широким шагом» является цельным, потому что главная его часть «шагом» не несёт достаточной смысловой нагрузки обстоятельства, а необходимый смысл передаётся зависимой частью «широким».

В то же время часто цельные словосочетания дают избыточную смысловую нагрузку.

В заключение отметим, что все указанные типы неделимых сочетаний с разной частотностью встречаются в современном русском языке. Знание цельных словосочетаний и умение их выделять существенно облегчает синтаксический разбор предложения.

Словосочетания с несвободными словосочетаниями

В этом сложном предложении целых три неделимых словосочетания.

Видео:Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Русский язык.Скачать

Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Русский язык.

Семантика и функционирование несвободных словосочетаний в русском языке

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Что такое словосочетание?

По мнению современных лингвистов, к словосочетаниям следует относить соединения слов, в которых одно из них играет роль главного, а другое – зависимого, при этом они оба могут одновременно выполнять обязанности совершенно разных членов предложения. В современном русском языке существует три вида связи между компонентами словосочетаний: согласование, управление и примыкание.

Все словосочетания также делятся на три типа по главному слову: глагольные, именные и наречные. С точки зрения структуры все сочетания делятся на простые (состоят из двух элементов) и сложные (из трех и более). Существует большое количество классификаций данных компонентов языка, одна из них – по степени сочетаемости компонентов, которая делит их на свободные и несвободные словосочетания.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Словосочетания (синтаксически свободные и несвободные, простые и сложные)

Можно выделить несколько типов словосочетаний с подчинитель­ной связью, проведя их классификацию по разным основаниям:

  • по степени спаянности их компонентов (синтаксически свобод­ные и несвободные словосочетания);
  • по структуре словосочетаний (простые и сложные);
  • по морфологическим признакам, или частеречной принадлеж­ности, главного слова (именные, глагольные, наречные);
  • по синтаксическим отношениям между компонентами словосо­четаний (атрибутивные, объективные, релятивные).

Синтаксически свободные словосочетания — такие, которые включают в себя слова, сохраняющие свою самостоятельность и явля­ющиеся отдельными членами предложения. В таких словосочетаниях их компоненты полностью сохраняют свои лексические значения (на­пример, смотреть фильм, жить в России, увлекательная поездка), они могут заменяться на другие слова (смотреть фильм / «Войну и мир» / расписание; смотреть / обсуждать / снимать / озвучивать фильм).

Синтаксически несвободные словосочетания бывают двух типов:

  • такие, которые образуют структурно неразложимое единство в силу того, что они в данном контексте являются синтаксически не членимыми на отдельные компоненты и выступают в предложении в качестве одного его члена (три товарища, каждый из нас, кто-то чужой, брат с сестрой);
  • такие, которые содержат слова, информативно недостаточные, чья лексическая самостоятельность ослаблена, и поэтому эти слово­сочетания приближены по своему употреблению в речи к отдельным словам (пуститься в рассуждения, детский сад, задеть самолюбие).

Следует отличать несвободные словосочетания, где представлены живые синтаксические связи между их компонентами (см. примеры выше), от тех случаев, где эти связи на данном этапе не прослежи­ваются (типа шутка сказать, себе на уме), или где стерты или даже полностью утрачены лексические значения хотя бы одного из компо­нентов (типа водить за нос, у черта на куличках, попасть впросак). Сочетания слов, приведенные в последних двух случаях, не являются предметом синтаксиса — это примеры фразеологических сочетаний, которые рассматриваются в лексикологии.

Простые словосочетания — те, которые обычно состоят из двух знаменательных слов, одно из которых — главное, а второе, его рас­пространяющее, — зависимое, например: большой город, идти вперед, играть на скрипке. Иногда словосочетания, являющиеся простыми по значению, состоят более чем из двух знаменательных слов. Это бывает за счет того, что главное слово распространяется

  • при помощи цельного синтаксического словосочетания или фра­зеологического оборота, которые эквивалентны одному знаменатель­ному слову (девушка двадцати лет = двадцатилетняя девушка, кошка с коротким хвостом = короткохвостая кошка, жить душа в душу = жить дружно, жить мирно);
  • посредством аналитической, т.е. состоящей из двух или более слов, грамматической формы (самый смешной фильм, буду занимать­ся спортом).

Сложные словосочетания — многочленные (состоящие более чем из двух знаменательных слов) словосочетания, в которых главное слово распространяется словосочетанием (проверка домашней работы) или, наоборот, словосочетание распространяется зависимым словом (мой старший брат, новый жилец сверху).

В большинстве случаев они образуются на основе двух и более син­таксических связей, исходящих от главного, стержневого слова: близ­кий друг Пушкина, новая квартира со всеми удобствами, контрольная работа по математике, отдыхать летом на море. При этом нередко такого рода словосочетания образуются на основе разных способов связи, которые диктуются одним и тем же главным словом: например, в словосочетании новый жилец сверху стержневое существительное жилец с определением новый связано согласованием, а с определением сверху — примыканием.

В некоторых случаях формы и синтаксические связи зависимых слов определяются не главным словом данного сложного словосо­четания: например, в словосочетании успех юного музыканта от главного существительного успех зависит другое существительное — музыкант, которое и диктует свои грамматические характеристики прилагательному юный.

Именные словосочетания — такие, где главное слово является представителем именной части речи. Соответственно их можно под­разделить на следующие группы:

  • с существительным в роли главного слова, где зависимыми слова­ми могут быть другие существительные в косвенных падежах как с пред­логом, так и без предлога (хвост лисы, платье из ситца, дама с собачкой), прилагательные (синее небо), причастия (сверкающие украшения), местои­мения (наш учитель), числительные (седьмое небо), наречия (глаза на­выкате), инфинитивы (желание учиться), деепричастия (поездка стоя); Материал с сайта //iEssay.ru
  • с прилагательным в роли главного слова, где в качестве зависи­мых слов выступают существительные в косвенных падежах с предлогом и без предлога (довольный ответом, красный от волнения, способный к эволюции), наречия (слишком быстрый), инфинитивы (готовый помочь);
  • с числительным в роли главного слова (три сестры, двое из ларца, трое в лодке);
  • с местоимением в роли главного слова (кто-то из своих, что- нибудь смешное, нечто неожиданное).

Глагольные словосочетания — такие, где главное слово-глагол соединяется с зависимыми существительными в косвенных падежах с предлогом и без предлога (писать письмо, резать ножом, звонить родителям, отвечать на вопросы, стоять у истоков), с наречиями (быстро говорить, относиться дружески), с деепричастиями (падать звеня, смотреть улыбаясь), с инфинитивами (выйти освежиться, ре­комендовать не ехать).

Наречные словосочетания — словосочетания с главным словом-наречием и зависимым от него наречием (совсем близко, почти даром) или существительным с предлогом (недалеко от дома, наедине с ми­ром, задолго до катастрофы).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • свободных и несвободные словосочетания
  • словосочетание наоборот
  • словосочетания свободные и не свободные
  • свободные и несвободные по строению сложные предложения примеры
  • характеристика словосочетаний по строению

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Что не является словосочетанием?

Прежде чем пытаться различаться свободные и несвободные словосочетания, необходимо научиться отличать их от похожих конструкций, которые вообще не относятся к данной единице языка. В первую очередь, речь идет о конструкции «подлежащее и сказуемое», однородных членах предложения и степенях сравнения, именно с ними обычно возникает больше всего путаницы.

Отдельно следует выделить безличные и страдательные глаголы, которые сочетаются с существительными в форме творительного падежа, обозначающими субъект, например, “выполнено сотрудниками”. Также не следует относить к словосочетаниям глаголы в будущем времени и повелительном наклонении, связку “слово и обособленный член предложения”, связку “служебное и знаменательное слово”, сочетания “глагол+глагол”, где оба слова обладают одинаковыми морфологическими признаками, а также фразеологизмы.

Видео:Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Разновидности словосочетаний

Принято считать, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так так это грамматическая основа предложения, но в эпистемологии лингвисты все же относят сочетание подлежащего и сказуемого к так называемому предикативному словосочетанию. В школьной программе принято за догму, первое утверждение.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

  1. В именных словосочетаниях главное слово выражено именем существительным, прилагательным, местоимением, числительным, например: стол отца, участник соревнований, зелёная лужайка, яркий от солнца, черный от горя, очень красивый, третий слева, пяти книг, мы с вами, чем-то страшным.
  2. В глагольных словосочетаниях главное слово выражено глаголом, а также причастием и деепричастием: увидеть с вершины, попросить тетрадь, подождать у вокзала, плачущий от обиды, загоревший на солнце, грустно глядя, сердито отвечая.
  3. В наречных словосочетаниях главное слово — наречие: очень тепло, абсолютно внезапно, вблизи от сада, недалеко от города.

Словосочетания с несвободными словосочетаниями

Следует помнить, что словосочетания могут быть:

  • неделимыми: они в предложении являются одним членом предложения: Великая Отечественная война, Герой России, мать с отцом, пятеро медвежат, кружка молока и т.п.;
  • синонимичными: это словосочетание типа «существительное + существительное» и «существительное + прилагательное»: снежная (какая?) баба — баба (какая?) из снега; спортивный (какой?) зал — стадион (какой?) для спорта.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

«Спаянность» слов и их роль в формировании сочетания

Свободное словосочетание – это итог соединения пары и более слов, каждое из которых обладает собственным полноценным лексическим значением. Его отличительная особенность – главное слово является таковым и по своему смыслу, и по грамматическим признакам, а у зависимого есть своя цель – уточнить лексическое значение главного, используя аналогичные морфологические признаки.

Все компоненты, входящие в состав свободного словосочетания, это отдельные члены предложения, и каждый из них имеет собственную синтаксическую функцию. Например, в сочетании «круглый мяч» главное слово «мяч» — существительное, и в предложении оно будет выполнять функцию подлежащего, а зависимое слово «круглый» — прилагательное, в предложении оно выполняет функцию определения и уточняет значение главного. Перед нами – свободное именное определительное словосочетание простого типа.

Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Примеры

Ключевое отличие свободных словосочетаний заключается в том, что их элементы могут быть заменены словами той же самой морфологической категории. Например, прилагательное в сочетании «красная осень» может быть заменено другим – «желтая», «теплая», «холодная». В данном случае словосочетание лексически не ограничено, поэтому замена, выполненная согласно коммуникативному требованию, не вызывает каких-либо сложностей.

Существуют также лексически ограниченные свободные словосочетания – это композиции из двух и более элементов, где замена слов может быть выполнена не всегда. В данном случае главное или зависимое слово нельзя заменить похожим по морфологическим признакам, новый элемент словосочетания обязательно должен «спаиваться» со старым по определенным семантическим значениям.

К ряду лексически неограниченных сочетаний можно отнести такие, как «смотреть передачу», «смотреть видеофильм», «смотреть на небо» и т. д. Любой компонент здесь может быть заменен. Лексически ограниченные сочетания предполагают, что один из двух его компонентов «спаивается» с ограниченным рядом слов по своему значению, например, глагол «подсмотреть». Его нельзя использовать в словосочетании «подсмотреть видеофильм», а вот в композиции «подсмотреть за кем-то» он выглядит достаточно уместно.

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Несвободные сочетания: синтаксически несвободные

Синтаксически свободные словосочетания, в отличие от несвободных, можно встретить практически в любом предложении, для этого достаточно только лишь помнить о конструкциях, которые не подходят под это определение. Под несвободными сочетаниями слов понимаются такие, в которых оба компонента являются несамостоятельными лексическими единицами. Если рассматривать такие конструкции в составе более крупной единицы текста, то они, как правило, не расчленяются и функционируют в позиции одного и того же члена предложения.

Такие словосочетания можно разделить на две группы – синтаксически несвободные и несвободные фразеологически. Первые являются сочетаниями слов, которые тесно связаны между собой с лексической точки зрения, их нельзя разделить в контексте рассматриваемого предложения. Например, в предложении «Ко мне подошел мужчина низкого роста», сочетание «низкого роста» является несвободным и определяет имя существительное. Убрать один компонент из сочетания нельзя, однако если построить предложение в другом контексте (например, «Маленький рост выделял мужчину из толпы»), оба слова будут иметь полноценные лексические значения.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Несвободные сочетания: фразеологически несвободные

Свободные и фразеологические словосочетания кардинально отличаются друг от друга с точки зрения лексической самостоятельности. Последние абсолютно несамостоятельны и, в независимости от контекста, всегда являются постоянными и нечленимыми. В качестве примера можно привести известное сочетание – «бить баклуши», лексическое значение существительного обеднело настолько, что оно не может существовать без дополнительного глагола.

Отличительная особенность сочетания – грамматически слово «баклуши» напрямую зависят от глагола «бить», а с точки зрения лексики оно выходит на первый план. Подобные словосочетания более тщательно изучаются фразеологией, а в современном русском языке их рассматривают только как составляющую часть предложения. Такие языковые элементы могут строиться не только по алгоритмам современных свободных сочетаний, но и по тем, что были давно утрачены. В частности, сочетание «и вся недолга» не имеет сопоставимого современного аналога, поэтому существует очень малое количество языковых единиц, с которыми оно может «спаиваться».

Видео:Тема 4. СловосочетаниеСкачать

Тема 4. Словосочетание

Синтаксический разбор словосочетания

Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).

I. Выделить словосочетание из предложения. II. Охарактеризовать строение словосочетания: а) указать главное и зависимое слова; б) назвать части речи, которыми они выражены; в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание). III. Определить грамматическое значение словосочетания.

Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).

Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.

Пример:

Мальчик с восторгом говорил о своей школе.

Устный разбор

В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.

1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно. 2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено). 3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).

Письменный разбор

Словосочетания с несвободными словосочетаниями

Словосочетания с несвободными словосочетаниями

Отличие словосочетания от сочетания слов

Следует различать словосочетания и сочетания слов:

  1. 1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.
  2. 2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;
  3. 3. сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;
  4. 4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А. Пушкин) (Онегин, добрый — не словосочетание).

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Типы несвободных сочетаний

Чаще всего в современном русском языке встречаются несвободные сочетания слов, которые называют количественно-именными – «пять карандашей», «много людей», «две книги» и т. д. В таких композициях зависимое слово всегда обозначает предмет и находится в форме родительного падежа, а главное – объем, число или количество.

Избирательные сочетания отличаются тем, что в качестве главного слова всегда выступает числительное или местоимение. Зависимым словом здесь может являться местоимение или существительное, отвечающее на вопросы родительного падежа – «один из преподавателей», «кто-то из родителей». Дополнительный элемент конструкции – предлог «из», который сочетается с зависимым словом.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Редко встречающиеся несвободные словосочетания

Существуют также сочетания с метафорическим значением – «зеркало воды», «пламя рябины» и т. д. Зависимое слово здесь называет предмет, а главное используется в переносном значении, его цель – сформулировать то, что напоминает предмет. Часто встречаются композиции со значением неопределенности – «кто-то невидимый», «что-то незнакомое», составленные по формуле «неопределенное местоимение+прилагательное». Если вы хотите получить из такой композиции свободное словосочетание, достаточно просто заменить местоимение на существительное и поменять порядок слов – «незнакомое явление».

Сочетания наподобие «Маша с подругой», «мы с друзьями», «дядя с тетей» обладают лексическим значением совместности. Их отличительная особенность в том, что они являются несвободными только в тех случаях, когда играют в предложении роль подлежащего, а сказуемое находится во множественном числе, например, «Маша с подругой пошли в кино». Если переформулировать предложение – «Маша с подругой пошла в кино», то словосочетание становится свободным и дополнительный элемент «с подругой» можно убрать из предложения без потери лексического смысла.

В категорию несвободных словосочетаний также входят контекстуально цельные и сочетания с глаголами, играющими роль вспомогательного компонента. К первому типу относятся композиции наподобие этой — «девушка с белокурыми волосами», а ко второму — наподобие «Мы планируем ему помочь».

Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Модели несвободных (цельных) словосочетаний

вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную

Модели несвободных (цельных) словосочетаний

  1. Количественно-именные словосочетания.

Гл. слово обозначает количество, но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в Р.п. три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг

  1. Словосочетания со значением избирательности

Гл. слово — местоимение или числительное, зависимое — сущ. или местоимение в Р.п. с предлогом «из» один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят

  1. Словосочетания с метафорическим значением.

Гл. слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст, листьев медь, костёр рябины.

  1. Словосочетания со значением неопределённости

Гл. слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилаг., причастие что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий

  1. Словосочетания со значением совместности.

Равноправные участники совм. действия (подлеж.). Гл. слово — сущ. или местоимение в И.п., зависимое — сущ. в Т.п. с предлогом «с» сказуемое во мн.ч. мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес

  1. Контекстуально-цельные словосочетания.

Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания девушка с голубыми глазами, человек высокого роста

  1. Словосочетания в составных сказуемых.

включают в себя вспомог. глаголы, глаголы-связки или другие вспомог. компоненты Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой. Количественно-именные (три карандаша). Словосочетание со значением избирательности (один из нас). Словосочетания с переносным значением (зеркало реки). Словосочетание со значением неопределенности (что-то неприятное). Словосочетания со значением совместности (мама с дочкой). Контекстуально-цельные словосочетания (человек высокого роста). Словосочетания в составных сказуемых (хотим помочь).

Не являются словосочетаниями: 1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, пусть поет; 2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, сломя голову; 3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь; 4. Составные (аналитические) словоформы: более светлый, будет ходить; 5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Синтаксически неделимые словосочетания в предложении (цельные, неделимые) – это такие конструкции, которые нельзя разъединить без потери смысла. От синтаксически свободных они отличаются тем, что являются отдельным членом предложения, в то время как в других словосочетаниях каждое слово из цепочки становится членом законченного речевого высказывания и отвечает на конкретный вопрос.

Словосочетания с несвободными словосочетаниями Словосочетания с несвободными словосочетаниями Словосочетания с несвободными словосочетаниями

вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Как этому учат в школе?

Для оттачивания понимания лексических значений сочетаний слов в современных школах очень часто используют различные задания. Например, дается словосочетание «свободный язык», и предлагается определить его значение. На первый взгляд может показаться, что речь идет о несвободном сочетании с метафорическим значением, но это не так, поскольку главным словом здесь является существительное, которое называет предмет. Таким образом, мы получаем стандартное свободное словосочетание.

В некоторых случаях учащимся предлагаются упражнения, где даны словосочетания «свободный народ», «свободное утро», «свободный наряд», «свободная вакансия» и т. д. Предлагается определить тип словосочетания, а также найти композицию, где слово «свободный» употреблено избыточно, т. е. существительное может обойтись и без него.

Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Изучение фразеологизмов

Фразеологизмы и свободные словосочетания всегда изучаются вместе, поскольку главная цель, которую преследуют педагоги – научить школьников различать два этих совершенно разных компонента языка. Как правило, предлагается упражнение с предложениями, в которых присутствует один и тот же глагол с одинаковыми морфологическими признаками, выступающий в позиции главного слова.

В качестве зависимых же выступают либо фразеологизмы, либо зависимые по смыслу слова. Например, при сравнении двух предложений «Он любит водить трамвай» и «Он любит водить за нос», словосочетание «водить за нос» выступает в качестве единого члена предложения – обстоятельства, и разорвать его без потери общего смысла не удастся.

Несвободные словосочетания

В цельных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово.

Словосочетания с несвободными словосочетаниями

Мы с мужем были счастливы.

В данном примере слово «мы» недостаточно полно называет того, кто был счастлив. Смысл подлежащего здесь определяется зависимой частью «с супругом», поэтому в данном случае подлежащим выступает всё словосочетание целиком.

Кто? – Мы с мужем.

Как анализировать словосочетания?

Свободные и несвободные словосочетания, примеры которых можно найти практически в каждом тексте, можно подвергнуть синтаксическому анализу. Для этого необходимо выписать любое из них из предложения, затем отметить главное и зависимое слово, после чего сформулировать их частиречную принадлежность. Например, в словосочетании «старая колонна» главным словом является «колонна» (выражено существительным), а зависимым – «старая» (выражено прилагательным).

Следующий этап – определение грамматической связи (согласование, управление, примыкание). В первом случае зависимое слово имеет одинаковые морфологические признаки с главным (род, число, падеж), во втором – формируется подчинительная связь, где главное слово подчиняет себе местоимение с предлогом или существительное. Третий случай предполагает, что главное слово управляет неизменяемым словом или такой формой изменяемого слова, которая не способна быть согласована по своим морфологическим признакам. В этом случае связь между двумя словами является только смысловой. Заключительный этап – определение грамматического значения сочетания.

Способы связи слов в словосочетании

Значения словосочетаний связаны с их строением, они могут указывать:

  • на предмет и его признак (холодный дождь, бодрый вид);
  • на действие и предмет, на который это действие переходит (смотреть кино, петь песни);
  • на действие и его признак (говорить вполголоса, выглядеть прекрасно).

Слова в словосочетании связываются следующими способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

Словосочетания с несвободными словосочетаниями

Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн.ч„ род.п., как и главные слова).

Если изменяется форма главного слова, то изменяются и формы зависимого слова. Например: нежными руками, о добрых глазах, ласковым словам. Как правило, главное слово при этом способе связи выражено существительным, а зависимое — прилагательным, причастием, местоимениями, порядковым числительным.

Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: поехал к морю, поеду к морю, поехавший к морю.

При управлении главное слово может быть чаще всего выражено глаголом, существительным, а зависимое — существительным или местоимением.

Примыкание — это способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано с главным только по смыслу.

Главное слово при примыкании может быть выражено глаголом, наречием, прилагательным, причастием, но зависимое слово — только наречие, деепричастие и инфинитив: постоянно ухаживать, по-матерински нежно, по- осеннему холодный, ухаживающий долго, учить рисовать, смотрел улыбаясь.

Поделиться или сохранить к себе: