Словосочетания с местоимением себя во всех падежах

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Возвратное местоимение СЕБЯ

Возвратное местоимение себя́ относится только к действующему лицу (подлежащему), то есть оно указывает на того, о ком идёт речь:

Я жалею себя. Он жалеет себя.

В русском языке всего одно возвратное местоимение.

Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа, поэтому оно не может быть подлежащим. Его склонение по остальным падежам приведено в таблице:

ПадежВопросысебя
Именительныйкто?
Родительныйкого?себя́
Дательныйкому?себе́
Винительныйкого?себя́
Творительныйкем?собо́й
Предложныйо ком?о себе́

Оно также не имеет форм рода и числа. Оно может относится к первому, второму и третьему лицу в единственном и множественном числе:

Возвратное местоимение может относится к любому лицу. В предложениях оно относится либо к личному местоимению любого лица или числа, либо к существительному. Например:

В этом я виню только себя.

Ты посмотрел бы на себя.

Мы этого себе не представляли.

Мальчики купили себе игру.

Видео:Личные местоимения во всех падежах || Местоимения. Падежи.Скачать

Личные местоимения во всех падежах || Местоимения. Падежи.

Синтаксическая роль

Возвратное местоимение себя склоняется, но не имеет формы именительного падежа, поэтому никогда не бывает подлежащим. В предложении оно обычно выполняет роль дополнения:

Спортсменка гордилась (кем?) собой.

Но может и выступать в роли обстоятельства:

Пациент снова ушёл (куда?) в себя.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Составь и запиши словосочетания с местоимением себя в разных формах. Обозначь главное слово в словосочетании, стрелкой

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Ваш ответ

Видео:Склонение личных местоимений. Как определить падеж личных местоимений?Скачать

Склонение личных местоимений. Как определить падеж личных местоимений?

решение вопроса

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,277
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,289
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Видео:Местоимение в русском языке. Как определить местоимение?Скачать

Местоимение в русском языке. Как определить местоимение?

Конспект по русскому языку на тему «Возвратное местоимение СЕБЯ» (6 класс).

Словосочетания с местоимением себя во всех падежах

Словосочетания с местоимением себя во всех падежах

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект урока по русскому языку

Возвратное местоимение СЕБЯ

Подготовила Штакина Ирина Александровна,

учитель русского языка

Автор: Штакина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы.

Урок, посвященный изучению возвратного местоимения СЕБЯ, является по счёту четвёртым уроком в системе изучения темы «Местоимение». Местоимение СЕБЯ является уникальным, ведь оно не имеет именительного падежа, рода и числа. Оно, безусловно, выделяется на фоне других местоимений.

Тема урока : Начни с СЕБЯ. Возвратное местоимение СЕБЯ.

Цель урока: познакомить учащихся с возвратным местоимением СЕБЯ.

1) проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках (Тема «Личные местоимения);

2) объяснить лексическое значение местоимения СЕБЯ;

3) показать морфологические особенности и синтаксическую роль местоимения СЕБЯ.

1) развитие у учащихся умения выделять главное в изученном материале (умение обобщать изученные факты и понятия);

2) обеспечение у школьников самостоятельности мышления;

3) развитие письменной и устной речи учащихся;

4) развитие памяти.

1) дисциплина мысли учащихся;

2) приучение их к последовательному изложению мыслей в устной и письменной речи;

3) воспитание патриотизма, толерантности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

— схема «Ромашка» (раздаточный материал).

Мотивация учебной деятельности (ребус).

Опрос по домашнему заданию

Закрепление темы «Личные местоимения. Актуализация опорных знаний.

— упражнение на доске,

— работа со стендом «Пиши и говори правильно»;

Тема. Постановка цели. Эпиграф.

Изучение нового материала

— работа учителя у доски;

— работа со слайдом №8;

Работа с учебником;

Выставление оценок за урок.

Организационный момент (2 мин.)

— Ребята, здравствуйте. Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку.

— Откройте тетради и запишите число и классная работа.

2. Мотивация учебной деятельности. (2 мин.)

Посмотрите на слайд № 1 и разгадайте картинку на слайде.

Говорит один предмет:

— Повторяться смысла нет.

Поможет, без сомнения,

Опрос по домашнему заданию.

Послушайте Песенку Винни — Пуха, сочиненную поэтом Б. Заходером:

На днях, не знаю сам зачем,

Зашёл я в незнакомый дом,

Мне захотелось кое с кем

Потолковать о том, о сём.

Я рассказал им ,кто, когда

И почему и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То кое-кто спросил: «И всё?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то, ни сё.

— Понятна ли нам песенка Винни-Пуха? О чём и ком идёт речь?

-В чём же ошибка Винни-Пуха, который так подробно, эмоции-

нально рассказывал о своих похождениях, но остался непоня-

-Вам знакомы слова, которые использует Винни-Пух?

— Винни-Пух использует в речи очень много местоимений.

— Что такое местоимение?

Ученик: местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

— С какими местоимениями мы познакомились?

— Почему они называются личными?

— Перечислите личные местоимения.

2. Закрепление темы «Личные местоимения». (Слайд №4).

Актуализация опорных знаний. 10 мин.

1 ученик у доски.

Появился у него (Р.п.), блестит надо мной (Т.п.), думать о

нём (П.п.), сказать ей (Д.п.), прибыл с ними (Т.п.), у него (Р.п.) в тетради, расстилается над нами (Т.п), объясняться с ним (Т.п), сожалеть о нём (П.п.), подарил им (Д.п.), подошёл к ним (Д.п.).

(пишем аккуратно, следим за осанкой).

Обратите внимание на последние два словосочетания. Почему разные местоимения (им, ним). Отчего зависит выбор? Слайд №5.

Учитель: Ребята, вы должны правильно не только определять падеж, но и уметь составлять предложения с заменой имен существительных на местоимения. Ведь повторы в сочинениях и изложениях грозят речевой ошибкой. Поэтому я предлагаю вот такое задание.

Посмотрите на стенд «Пиши и говори правильно».

Командир нАчал. (Составьте два предложения с этими словами. Во втором предложении замените слово «командир» местоимением).

Определите лицо, число падеж местоимения. (2-3 ученика зачитывают получившиеся предложения.)

Игра «Ромашка» (работа в парах).

На каждой парте лежат лепесточки ромашки. Выходите к доске те, у кого личные местоимения.

Один ученик выступит в роли учителя. (он проверит, правильно ли подобрали местоимения)

Учитель: Какое местоимение у вас осталось? Остался один лепесток с местоимением СЕБЯ.

Итак, какая тема сегодняшнего урока?

Начни с СЕБЯ. Возвратное местоимение СЕБЯ. (Слайд №6).

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Ученик: Цель нашего урока – познакомиться с возвратным местоимением СЕБЯ.

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я подобрала высказывание Льва Толстого. Как вы понимаете смысл этой фразы? (запись эпиграфа в тетрадь). (Слайд №7).

— Попробуйте перевести эпиграф в прямую речь. Запись схемы на доске.

Объяснение новой темы.

Ребята, в русском языке всего одно возвратное местоимение — СЕБЯ. — как вы думаете, почему местоимение СЕБЯ называется возвратным?

— Местоимение показывает, что действие возвращается к действующему лицу.

— Чем отличаются два предложения (записываем вместе со мной).

Девочка облилась водой. Девочка облила себя водой.

Ученик: смысл одинаковый.

По значению местоимение СЕБЯ похоже на суффикс – СЯ возвратного глагола.

— Попробуйте устно подобрать похожие примеры.

— Умыла себя, умылась.

Произведем морфемный разбор слова «облилась» (один ученик работает у доски).

— Итак, можно сделать вывод: местоимение СЕБЯ похоже на суффикс – ся возвратного глагола.

— Давайте подчеркнем грамматические основы. (1 ученик у доски).

— Какой вывод можно сделать?

Ученик: местоимение СЕБЯ в предложении является дополнением.

— Посмотрите на слайд. Что вы можете сказать об этих предложениях. (Слайд №8).

Не хвали сам себя. Не хвали сама себя. Не хвалите сами себя. Начните с себя.(1 ученик читает).- подводящий диалог.

— Какое свойство демонстрируют данные примеры. Кто догадался?

— Нет рода и числа.

— Вернемся к теме нашего урока «Начни с себя». В каком падеже употребляется местоимение (Р.п). Если местоимение стоит в Р.п., мы можем сделать вывод, что оно склоняется?

Попробуем просклонять это местоимение устно.

И.п. – нет (ученики затрудняются) – задание с противоречием.

— Подведем промежуточный итог.

Вывод (делают учащиеся)- обучающая рефлексия.

— Одно в своём разряде;

— Похоже по значению на суффикс – СЯ;

— Не имеет именительного падежа;

В предложении является дополнением. (запись в тетрадь).

Физкультминутка собственного сочинения (1 мин.). (Слайд № 10)

Тетради, ручки оставляем

И стулья быстро покидаем.

Соседу руку пожимаем,

И руки вверх мы поднимаем,

Как будто это шар земной.

На пояс руки положите

И корпус вправо наклоните,

Теперь налево – не ленитесь,

Наверняка теперь взбодритесь.

Чуть-чуть покрутим головой,

И выдох сделаем большой.

Собой вы можете гордиться,

Прошу тихонечко садиться.

— Сколько раз употребилось местоимение СЕБЯ. (3 раза).

Работа с учебником. (Слайд №11)

— Открываем учебник стр.70 упр. 445 (1 ученик читает задание и стихотворение). Упражнение выполняется устно.

Стр. 72 упр.449. (письменно).

Что такое фразеологизмы?

Учащиеся работают самостоятельно.

— Знаете ли, что местоимение может выступать одной из частей сложного слова. Вы знаете это слово?

Как вы думаете, положительное или отрицательное слово?

Учитель: Итак, ребята, о чём вы узнали на этом уроке? Что вы можете о нём сказать.

— Вернёмся к высказыванию Льва Николаевича Толстого.

Для того чтобы изменить этот мир, надо действительно начать с себя.

Подумайте и напишите то качество, которое изменит вас в лучшую сторону, используя местоимение СЕБЯ.

Мне нравится в себе то, что…я…целеустремленная.

Мне не нравится в себе то, что …я

Я ценю в себе то, что….

П.78 (выучить), упр.446.

— Спасибо за работу. Урок окончен.

Оценки за урок (подают дневники).

Отгадайте, о каких местоимениях идёт речь?

1.)В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

2.)Какие два личных местоимения мешают движению на доро-

3.)Сколько личных местоимений в слове семья? (Семья)

4.)Первый слог — личное местоимение, второй-детская болезнь.

Вместе получается слово, обозначающее предмет, который

помогает судну удержаться на месте. ( Якорь)

5.)Первый слог – личное местоимение, второй-звук, который

🔍 Видео

Русский язык 6 класс (Урок№81 - Указательные местоимения.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№81 - Указательные местоимения.)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Разряды местоименийСкачать

Разряды местоимений

Русский язык 6 класс: Возвратное местоимение "себя"Скачать

Русский язык 6 класс: Возвратное местоимение "себя"

Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний, предложений с местоимениямиСкачать

Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний, предложений с местоимениями

Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать

Русский язык| Подлежащее и способы его выражения

Словосочетания . Указательные местоимения.Скачать

Словосочетания . Указательные местоимения.

Немецкий язык, 22 урок. Склонение личных местоимений: ему, его, вам, нам и т.д.Скачать

Немецкий язык, 22 урок. Склонение личных местоимений: ему, его, вам, нам и т.д.

Местоимения ВЕСЬ, ВСЯ, ВСЁ, ВСЕСкачать

Местоимения ВЕСЬ, ВСЯ, ВСЁ, ВСЕ

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Правописание местоимений и особенности их употребленияСкачать

Правописание местоимений и особенности их употребления

Местоимение как часть речи. Разряды местоименийСкачать

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?
Поделиться или сохранить к себе: