Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Возвратное местоимение СЕБЯ
Возвратное местоимение себя́ относится только к действующему лицу (подлежащему), то есть оно указывает на того, о ком идёт речь:
Я жалею себя. Он жалеет себя.
В русском языке всего одно возвратное местоимение.
Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа, поэтому оно не может быть подлежащим. Его склонение по остальным падежам приведено в таблице:
Падеж | Вопросы | себя |
---|---|---|
Именительный | кто? | — |
Родительный | кого? | себя́ |
Дательный | кому? | себе́ |
Винительный | кого? | себя́ |
Творительный | кем? | собо́й |
Предложный | о ком? | о себе́ |
Оно также не имеет форм рода и числа. Оно может относится к первому, второму и третьему лицу в единственном и множественном числе:
Возвратное местоимение может относится к любому лицу. В предложениях оно относится либо к личному местоимению любого лица или числа, либо к существительному. Например:
В этом я виню только себя.
Ты посмотрел бы на себя.
Мы этого себе не представляли.
Мальчики купили себе игру.
Видео:Личные местоимения во всех падежах || Местоимения. Падежи.Скачать
Синтаксическая роль
Возвратное местоимение себя склоняется, но не имеет формы именительного падежа, поэтому никогда не бывает подлежащим. В предложении оно обычно выполняет роль дополнения:
Спортсменка гордилась (кем?) собой.
Но может и выступать в роли обстоятельства:
Пациент снова ушёл (куда?) в себя.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Составь и запиши словосочетания с местоимением себя в разных формах. Обозначь главное слово в словосочетании, стрелкой
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Ваш ответ
Видео:Склонение личных местоимений. Как определить падеж личных местоимений?Скачать
решение вопроса
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,277
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,289
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Видео:Местоимение в русском языке. Как определить местоимение?Скачать
Конспект по русскому языку на тему «Возвратное местоимение СЕБЯ» (6 класс).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект урока по русскому языку
Возвратное местоимение СЕБЯ
Подготовила Штакина Ирина Александровна,
учитель русского языка
Автор: Штакина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы.
Урок, посвященный изучению возвратного местоимения СЕБЯ, является по счёту четвёртым уроком в системе изучения темы «Местоимение». Местоимение СЕБЯ является уникальным, ведь оно не имеет именительного падежа, рода и числа. Оно, безусловно, выделяется на фоне других местоимений.
Тема урока : Начни с СЕБЯ. Возвратное местоимение СЕБЯ.
Цель урока: познакомить учащихся с возвратным местоимением СЕБЯ.
1) проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках (Тема «Личные местоимения);
2) объяснить лексическое значение местоимения СЕБЯ;
3) показать морфологические особенности и синтаксическую роль местоимения СЕБЯ.
1) развитие у учащихся умения выделять главное в изученном материале (умение обобщать изученные факты и понятия);
2) обеспечение у школьников самостоятельности мышления;
3) развитие письменной и устной речи учащихся;
4) развитие памяти.
1) дисциплина мысли учащихся;
2) приучение их к последовательному изложению мыслей в устной и письменной речи;
3) воспитание патриотизма, толерантности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
— схема «Ромашка» (раздаточный материал).
Мотивация учебной деятельности (ребус).
Опрос по домашнему заданию
Закрепление темы «Личные местоимения. Актуализация опорных знаний.
— упражнение на доске,
— работа со стендом «Пиши и говори правильно»;
Тема. Постановка цели. Эпиграф.
Изучение нового материала
— работа учителя у доски;
— работа со слайдом №8;
Работа с учебником;
Выставление оценок за урок.
Организационный момент (2 мин.)
— Ребята, здравствуйте. Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку.
— Откройте тетради и запишите число и классная работа.
2. Мотивация учебной деятельности. (2 мин.)
Посмотрите на слайд № 1 и разгадайте картинку на слайде.
Говорит один предмет:
— Повторяться смысла нет.
Поможет, без сомнения,
Опрос по домашнему заданию.
Послушайте Песенку Винни — Пуха, сочиненную поэтом Б. Заходером:
На днях, не знаю сам зачем,
Зашёл я в незнакомый дом,
Мне захотелось кое с кем
Потолковать о том, о сём.
Я рассказал им ,кто, когда
И почему и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех»!
Когда ж закончил я рассказ,
То кое-кто спросил: «И всё?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то, ни сё.
— Понятна ли нам песенка Винни-Пуха? О чём и ком идёт речь?
-В чём же ошибка Винни-Пуха, который так подробно, эмоции-
нально рассказывал о своих похождениях, но остался непоня-
-Вам знакомы слова, которые использует Винни-Пух?
— Винни-Пух использует в речи очень много местоимений.
— Что такое местоимение?
Ученик: местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
— С какими местоимениями мы познакомились?
— Почему они называются личными?
— Перечислите личные местоимения.
2. Закрепление темы «Личные местоимения». (Слайд №4).
Актуализация опорных знаний. 10 мин.
1 ученик у доски.
Появился у него (Р.п.), блестит надо мной (Т.п.), думать о
нём (П.п.), сказать ей (Д.п.), прибыл с ними (Т.п.), у него (Р.п.) в тетради, расстилается над нами (Т.п), объясняться с ним (Т.п), сожалеть о нём (П.п.), подарил им (Д.п.), подошёл к ним (Д.п.).
(пишем аккуратно, следим за осанкой).
Обратите внимание на последние два словосочетания. Почему разные местоимения (им, ним). Отчего зависит выбор? Слайд №5.
Учитель: Ребята, вы должны правильно не только определять падеж, но и уметь составлять предложения с заменой имен существительных на местоимения. Ведь повторы в сочинениях и изложениях грозят речевой ошибкой. Поэтому я предлагаю вот такое задание.
Посмотрите на стенд «Пиши и говори правильно».
Командир нАчал. (Составьте два предложения с этими словами. Во втором предложении замените слово «командир» местоимением).
Определите лицо, число падеж местоимения. (2-3 ученика зачитывают получившиеся предложения.)
Игра «Ромашка» (работа в парах).
На каждой парте лежат лепесточки ромашки. Выходите к доске те, у кого личные местоимения.
Один ученик выступит в роли учителя. (он проверит, правильно ли подобрали местоимения)
Учитель: Какое местоимение у вас осталось? Остался один лепесток с местоимением СЕБЯ.
Итак, какая тема сегодняшнего урока?
Начни с СЕБЯ. Возвратное местоимение СЕБЯ. (Слайд №6).
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Ученик: Цель нашего урока – познакомиться с возвратным местоимением СЕБЯ.
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я подобрала высказывание Льва Толстого. Как вы понимаете смысл этой фразы? (запись эпиграфа в тетрадь). (Слайд №7).
— Попробуйте перевести эпиграф в прямую речь. Запись схемы на доске.
Объяснение новой темы.
Ребята, в русском языке всего одно возвратное местоимение — СЕБЯ. — как вы думаете, почему местоимение СЕБЯ называется возвратным?
— Местоимение показывает, что действие возвращается к действующему лицу.
— Чем отличаются два предложения (записываем вместе со мной).
Девочка облилась водой. Девочка облила себя водой.
Ученик: смысл одинаковый.
По значению местоимение СЕБЯ похоже на суффикс – СЯ возвратного глагола.
— Попробуйте устно подобрать похожие примеры.
— Умыла себя, умылась.
Произведем морфемный разбор слова «облилась» (один ученик работает у доски).
— Итак, можно сделать вывод: местоимение СЕБЯ похоже на суффикс – ся возвратного глагола.
— Давайте подчеркнем грамматические основы. (1 ученик у доски).
— Какой вывод можно сделать?
Ученик: местоимение СЕБЯ в предложении является дополнением.
— Посмотрите на слайд. Что вы можете сказать об этих предложениях. (Слайд №8).
Не хвали сам себя. Не хвали сама себя. Не хвалите сами себя. Начните с себя.(1 ученик читает).- подводящий диалог.
— Какое свойство демонстрируют данные примеры. Кто догадался?
— Нет рода и числа.
— Вернемся к теме нашего урока «Начни с себя». В каком падеже употребляется местоимение (Р.п). Если местоимение стоит в Р.п., мы можем сделать вывод, что оно склоняется?
Попробуем просклонять это местоимение устно.
И.п. – нет (ученики затрудняются) – задание с противоречием.
— Подведем промежуточный итог.
Вывод (делают учащиеся)- обучающая рефлексия.
— Одно в своём разряде;
— Похоже по значению на суффикс – СЯ;
— Не имеет именительного падежа;
В предложении является дополнением. (запись в тетрадь).
Физкультминутка собственного сочинения (1 мин.). (Слайд № 10)
Тетради, ручки оставляем
И стулья быстро покидаем.
Соседу руку пожимаем,
И руки вверх мы поднимаем,
Как будто это шар земной.
На пояс руки положите
И корпус вправо наклоните,
Теперь налево – не ленитесь,
Наверняка теперь взбодритесь.
Чуть-чуть покрутим головой,
И выдох сделаем большой.
Собой вы можете гордиться,
Прошу тихонечко садиться.
— Сколько раз употребилось местоимение СЕБЯ. (3 раза).
Работа с учебником. (Слайд №11)
— Открываем учебник стр.70 упр. 445 (1 ученик читает задание и стихотворение). Упражнение выполняется устно.
Стр. 72 упр.449. (письменно).
Что такое фразеологизмы?
Учащиеся работают самостоятельно.
— Знаете ли, что местоимение может выступать одной из частей сложного слова. Вы знаете это слово?
Как вы думаете, положительное или отрицательное слово?
Учитель: Итак, ребята, о чём вы узнали на этом уроке? Что вы можете о нём сказать.
— Вернёмся к высказыванию Льва Николаевича Толстого.
Для того чтобы изменить этот мир, надо действительно начать с себя.
Подумайте и напишите то качество, которое изменит вас в лучшую сторону, используя местоимение СЕБЯ.
Мне нравится в себе то, что…я…целеустремленная.
Мне не нравится в себе то, что …я
Я ценю в себе то, что….
П.78 (выучить), упр.446.
— Спасибо за работу. Урок окончен.
Оценки за урок (подают дневники).
Отгадайте, о каких местоимениях идёт речь?
1.)В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
2.)Какие два личных местоимения мешают движению на доро-
3.)Сколько личных местоимений в слове семья? (Семья)
4.)Первый слог — личное местоимение, второй-детская болезнь.
Вместе получается слово, обозначающее предмет, который
помогает судну удержаться на месте. ( Якорь)
5.)Первый слог – личное местоимение, второй-звук, который
🔍 Видео
Русский язык 6 класс (Урок№81 - Указательные местоимения.)Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Разряды местоименийСкачать
Русский язык 6 класс: Возвратное местоимение "себя"Скачать
Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний, предложений с местоимениямиСкачать
Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать
Словосочетания . Указательные местоимения.Скачать
Немецкий язык, 22 урок. Склонение личных местоимений: ему, его, вам, нам и т.д.Скачать
Местоимения ВЕСЬ, ВСЯ, ВСЁ, ВСЕСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Правописание местоимений и особенности их употребленияСкачать
Местоимение как часть речи. Разряды местоименийСкачать
Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать