Словосочетания с глаголами настоящего времени

Видео:Русский язык. НАСТОЯЩЕЕ время глагола: значение, образование, правописание. ВидеоурокСкачать

Русский язык. НАСТОЯЩЕЕ  время глагола: значение, образование, правописание. Видеоурок

Глагольные словосочетания

Глагольные сло­во­со­че­та­ния состав­ля­ют гла­гол или его фор­мы, свя­зан­ные под­чи­ни­тель­ной свя­зью с зави­си­мым словом.

Видео:Глагол настоящего времени в Арабском языке (فعل المضارع)Скачать

Глагол настоящего времени в Арабском языке  (فعل المضارع)

Понятие о словосочетании

В сло­во­со­че­та­ние объ­еди­ня­ют­ся два сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым. Главное сло­во управ­ля­ет зави­си­мым, тре­бу­ет от него опре­де­лен­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы или соеди­ня­ет­ся с ним по смыслу:

  • писать (что?) пись­мо (сущ. в фор­ме вини­тель­но­го падежа);
  • вос­хи­щать­ся (чем?) музы­кой (сущ. в фор­ме тво­ри­тель­но­го падежа);
  • гото­вый (к чему?) к выступ­ле­нию (сущ. в фор­ме датель­но­го падежа).

Такая нерав­но­прав­ная син­так­си­че­ская связь меж­ду сло­ва­ми назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной.

Словосочетания с глаголами настоящего времени

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Что такое глагольное словосочетание?

В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи явля­ет­ся глав­ная лек­се­ма, раз­ли­ча­ют три типа словосочетаний:

Стержневым сло­вом в гла­голь­ном сло­во­со­че­та­нии явля­ет­ся гла­гол в раз­лич­ных фор­мах, дее­при­ча­стие или причастие.

Глагол может пред­опре­де­лять выбор фор­мы зави­си­мо­го сло­ва, тре­бо­вать опре­де­лен­но­го кос­вен­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, место­име­ния, то есть управ­ля­ет ими:

Такая под­чи­ни­тель­ная связь меж­ду гла­го­лом и зави­си­мым сло­вом назы­ва­ет­ся управ­ле­ни­ем.

Глагол и его фор­мы могут соеди­нять­ся с зави­си­мым неиз­ме­ня­е­мым сло­вом толь­ко по смыс­лу, то есть примыкать:

Словосочетания с глаголами настоящего времени

Рассмотрим подроб­но, с каки­ми сло­ва­ми соче­та­ют­ся гла­гол и его фор­мы и состав­ля­ют с ними гла­голь­ные словосочетания.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Примеры глагольных словосочетаний

Главное слово — глагол

1. Глагол + суще­стви­тель­ное (с пред­ло­гом и без него)

  • утвер­дить постановление;
  • обсу­дить привилегии;
  • напи­сать записку;
  • сты­дить притворщика;
  • бле­стеть на солнце;
  • при­плыть к берегу;
  • смот­реть­ся в зеркало;
  • при­лечь на диване;
  • зай­ти в дом;
  • остать­ся без поддержки.

2. Глагол + гла­гол (инфи­ни­тив)

3. Глагол + местоимение

4. Глагол + наречие

5. Глагол + деепричастие

Главное слово — причастие

1. Причастие + существительное

  • леле­е­мый бабушкой;
  • люби­мый детьми;
  • блес­нув­ший в траве;
  • заржа­вев­ший от сырости;
  • под­ве­шен­ный над костром;
  • замо­тан­ный шарфом;
  • про­се­ян­ный сквозь сито;
  • выши­тый нитками;
  • рас­тер­тый в порошок.

2. Причастие + наречие

Главное слово — деепричастие

1. Деепричастие + существительное

  • бле­стя на солнце;
  • вый­дя за дверь;
  • падая хло­пья­ми;
  • рас­сти­ла­ясь ковром;
  • поблед­нев от страха;
  • повер­нув за угол;
  • раз­го­ва­ри­вая по телефону;
  • увлек­шись идеей;
  • про­гу­ли­ва­ясь по берегу.

2. Деепричастие + наречие

Видео:ГЛАГОЛ "TO BE" - САМОЕ ПОНЯТНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ + ТЕСТ - English Spot - разговорный английскийСкачать

ГЛАГОЛ "TO BE" - САМОЕ ПОНЯТНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ + ТЕСТ - English Spot - разговорный английский

Глагольные словосочетания

Словосочетания с глаголами настоящего времени

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяют именные, глагольные и наречные словосочетания. Благодаря широкой валентности (способность сочетаться с другими словами) глаголов глагольные словосочетания составляют самую большую из вышеперечисленных групп.

Видео:Глагол být в настоящем времени | Фразы с глаголом | Урок чешского языкаСкачать

Глагол být в настоящем времени | Фразы с глаголом | Урок чешского языка

Что такое глагольное словосочетание

Глагольное словосочетание – это языковая единица, в котором зависимое слово присоединяется к главному, выраженному глаголом, по смыслу и грамматическим категориям.

Необходимо помнить, что для каждого словосочетания обязательным является наличие подчинительной связи. Поэтому нельзя считать глагольными словосочетаниями:

  • Сочетания, которые формируют грамматическую основу предложения: фиалки расцвели, он удивляется, все ожило, птицы взлетят и т.д.;
  • Сочетания, где глаголы являются грамматически равноправными и присоединяются друг к другу с помощью сочинительной связи: увидел и узнал, нахмурился и задумался, побежал, но не догнал и т.д.;
  • Аналитические или составные формы глаголов, которые характеризуются отсутствием каких-либо внутренних синтаксических связей и выступают в роли единых словесных форм: буду стремиться, буду работать и т. д.

Словосочетания, в которых главный член выражен причастиями или деепричастиями, также следует отнести к глагольным. Например, глагольное словосочетание «покраснеть от злости» практически равнозначно по смыслу со словосочетанием «покрасневший от злости».

Видео:Времена глаголов. Как определить время глагола?Скачать

Времена глаголов. Как определить время глагола?

Виды глагольных словосочетаний

Зависимые слова в глагольных словосочетаниях могут быть выражены существительными, наречиями или инфинитивом. Существительные при сочетании с глаголом ставятся в определенную предложно-падежную форму, в зависимости от смысловых и грамматических особенностей глагола. Примеры: написать сообщение, убедить друга, подъехать к деревне, совещаться с коллегами и т.д.

Наречия являются неизменяемыми словами и примыкают к глаголам только по смыслу: появиться неожиданно, находиться далеко, съесть немного и т.д.

Важно помнить, что в глагольных словосочетаниях зависимое слово может выражаться только неопределенной формой глагола: научил петь, заставить прийти и т.д. Сочетания личных форм глаголов не являются глагольными словосочетаниями.

Видео:Спряжение глаголов в настоящем времени (нидерландский язык)Скачать

Спряжение глаголов в настоящем времени (нидерландский язык)

Синтаксические отношения слов в глагольных словосочетаниях

Для каждого словосочетания свойственен отдельный вид синтаксических отношений, то есть определенная модель смысловых и грамматических связей.

Для глагольных словосочетаний характерны объектные и обстоятельственные отношения.

Суть объектных отношений состоит в том, что подчиняемое слово обозначает объект, на который направлено действие, выраженное глаголом. Примеры: рисовать картину, подвезти девушку, построить здание, организовать встречу, поймать рыбу, заплести косу, отправить родителям, подарить детям, вбить молотком, научить читать и т.д. Такие отношения имеют место, когда зависимое слово выражено существительным или инфинитивом. В предложениях примером объектных отношений являются сочетания сказуемого и дополнений.

Обстоятельственные отношения свойственны для глагольных словосочетаний с зависимыми словами, выраженными наречиями или падежными формами существительных. Например: научиться быстро, судить непредвзято, вернуться поздно, заметить слева, бледнеть от испуга, поехать в столицу, подготовить для работы и т.д.

Видео:Изменение глаголов по временам. Что такое время глагола? Как определить время глагола?Скачать

Изменение глаголов по временам. Что такое время глагола? Как определить время глагола?

Способы синтаксической связи в глагольных словосочетаниях

В глагольных словосочетаниях зависимые слова, выраженные формами существительных, присоединяются к главным с помощью управления. Управление представляет собой вид связи, при котором падежная форма подчиненного слова определяется в зависимости от грамматических особенностей главного: обратиться (к кому?) к специалисту, взять (что?) пальто, попросить (у кого?) у знакомого, ознакомиться (с чем?) с инструкцией, переживать (за кого?) за дочь и т. д.

В случаях, когда зависимое слово выражено неизменяемыми частями речи (наречия и инфинитив), словосочетание связывается с помощью примыкания: произносить четко, смеяться заразительно, говорить уверенно, попросить написать и т.д.

Видео:2 е лицо глаголов настоящего и будущего времени | Русский язык 4 класс #19 | ИнфоурокСкачать

2 е лицо глаголов настоящего и будущего времени | Русский язык 4 класс #19 | Инфоурок

Глагольные словосочетания — правило, примеры и разбор

Словосочетания с глаголами настоящего времени

Видео:Глаголы настоящего времениСкачать

Глаголы настоящего времени

Отличительные признаки

Словосочетания с главным словом-глаголом носят название глагольных. Однако это не единственный тип сочетаний в русском языке. Также эти синтаксические единицы могут быть именными и наречными. Отличить их друг от друга несложно, достаточно выявить главный компонент, от него задать вопрос зависимому и посмотреть на его часть речи. Например, «светлый плащ» — именное сочетание, поскольку главный компонент «плащ» — имя существительное, от него задается вопрос зависимому прилагательному: плащ (какой?) светлый.

Словосочетания с глаголами настоящего времени

А «бежать быстро» — пример глагольного сочетания, ведь слово «бежать» в нем является главным, от него задают вопрос «как», на который и отвечает зависимое наречие.

Также можно выделить следующие признаки данных конструкций:

  • Главное слово — глагол или его особые формы (причастие, деепричастие). Глагол может иметь любое спряжение, время и число, может быть представлен инфинитивом.
  • Форма синтаксической связи — управление или примыкание.
  • Зависимый компонент чаще всего выражен наречием. Однако может быть выражен и другими частями речи.

Если способ связи — согласование, то сочетание не может являться глагольным.

Видео:Глагол. Основа настоящего времениСкачать

Глагол. Основа настоящего времени

Выявление в предложении

Очень важно научиться находить такие конструкции в предложении или тексте. Есть определенные правила, которые помогут это сделать. Первый шаг — найти грамматическую основу, подлежащее и сказуемое, которые относятся к главным членам и не являются словосочетаниями. Например: «белый пушистый зайчик ловко уходил от ловушек, расставленных в спешке охотником». Грамматическая основа в этом случае «зайчик уходил».

Следующий шаг — нужно, чтобы вы выписали все словосочетания, которые встречаются в предложении.

Словосочетания с глаголами настоящего времени

Важно отделять словосочетания от сочетаний слов, которые не имеют между собой логической связи. Например, «зайчик ловко» — это две лексемы, между которыми нет семантической связи, поэтому словосочетанием такая конструкция не является.

Далее необходимо выявить из списка непосредственно глагольные конструкции и переписать их отдельно. К их числу относятся три последних примера. Еще одно выявленное сочетание «белый пушистый зайчик» именное, поскольку главный компонент — имя существительное.

Видео:Устойчивые словосочетания с глаголамиСкачать

Устойчивые словосочетания с глаголами

Проведение анализа

Разбор глагольных словосочетаний предполагает использование определенной схемы, конкретного порядка действий, первым шагом в котором является обнаружение главного и зависимого компонентов. От главного к зависимому задается вопрос. Например, «уходил (как?) ловко», «расставленных (кем?) охотником», «расставленных (как?) в спешке».

Словосочетания с глаголами настоящего времени

Следующий шаг — определение частей речи, которыми выражены компоненты: уходил (глагол) ловко (наречие); расставленных (причастие) охотником (существительное), в спешке (наречие).

Определить тип сочетаний становится несложно — все они относятся к глагольным. Наконец, необходимо определить способ связи элементов конструкции, это управление, выраженное по смыслу, интонационно и грамматически.

Смысловые отношения между главным и зависимым компонентами обстоятельственные и объектные.

Видео:Словосочетания с глаголом prendere – Спряжение и случаи употребления – 76Скачать

Словосочетания с глаголом prendere – Спряжение и случаи употребления – 76

Типология и примеры

Форма глагола в такого рода синтаксических единицах может быть любой. Например: «смотреть косо», «лежал удобно», «бежала быстро», «будет выступать под аплодисменты», «смогу победить уверенно», «ешь немедленно!». Все эти конструкции называются глагольными словосочетаниями, от которых следует отличать составные глагольные сказуемые.

В них имеются две глагольные формы: «умеет работать» — оба глагола, представляют собой сложную форму главного члена предложения, к словосочетаниям не относятся. А «умеет работать хорошо» — это пример сочетания составного глагольного сказуемого с наречием, то есть сочетание, в котором главный компонент выражен двумя лексемами, а зависимый — одной.

Словосочетания с глаголами настоящего времени

Примеры сочетаний, в которых главным словом является причастие: «уснувший быстро», «подъехавшие к городу», «встречающие гостей», «общающийся с начальником», «уставший от работы», «понимавший его». Схема таких конструкция проста: причастие плюс существительное, местоимение или наречие. Составить их можно так: подобрать причастие, задать от него вопрос и придумать подходящее по смыслу зависимое слово, которое будет нести в себе дополнительную информацию о действии.

Например, необходимо описать бег. Причастие «бежавший», от него задается вопрос (как? где? когда? и другие) и подбираются зависимые слова: бежавший (как?) быстро, медленно, галопом, рысью; бежавший (где?) в лесу, по полю, в тренажерном зале, на стадионе; бежавший (когда?) утром, в дождь, весной, в 1991 году; бежавший (куда) в лес, к другу; бежавший (откуда?) из парка, от бабушки.

Следующая форма глагольных словосочетаний — в которых главный элемент выражен деепричастием: «читая книгу», «прося защиты», «опасаясь змей».

А примеры словосочетаний глагол и деепричастие (смотреть, играя; плакать, проигравши) — это глагольные сочетания, в которых основной элемент выражен глаголом. От него можно задать вопрос деепричастию, которое в данном случае будет выступать зависимым словом.

Видео:Präsens | СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ в настоящем времени | Немецкий язык для начинающихСкачать

Präsens | СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ в настоящем времени | Немецкий язык для начинающих

Значение конструкций

Глагольные словосочетания очень важны для носителя языка, поскольку помогают передать более подробную информацию, чем это можно было бы сделать одним словом. Например, «править» — это глагол, который не дает представления о том, как именно происходит действие. А если включить его в словосочетание, то читатель или слушатель получит более подробные данные:

  • Править королевством (узнает место действия).
  • Править строго (особенность действия, характеристику).
  • Править временно (время действия).

Таким образом, данные глагольные словосочетания дают возможность информативнее передать сведения. Они являются важнейшей частью предложения или текста, делают его полезным, интересным, распространенным. Автору с их помощью гораздо проще излагать свои мысли, а читателю — понимать, о чем идет речь.

Словосочетания с глаголами настоящего времени

Видео:Глагол настоящего времени (Arabic)Скачать

Глагол настоящего времени (Arabic)

Особенности преподавания

В школе, особенно в начальных классах, детям сложно разобраться, что такое глагольное словосочетание, поэтому изучать их начинают в среднем звене, после знакомства с причастием и деепричастием. Но это не значит, что младшие школьники совсем не используют такие обороты. В речи, как устной, так и письменной, они встречаются, даже при синтаксическом разборе предложений можно задать от главного слова-глагола вопрос и выявить зависимое.

«Кошка медленно идет»: идет (как?) медленно. Дети интуитивно понимают, что наречие помогает более детально охарактеризовать способ действия, но пока не могут сказать, какая именно единица синтаксиса перед ними.

В средней школе ученики уже знакомятся со словосочетаниями, учатся вычленять их в тексте, анализировать. И чтобы они быстрее разобрались в теме, следует научить их таким хитростям:

Словосочетания с глаголами настоящего времени

  1. Способ связи согласование — сигнал того, что словосочетание не может быть глагольным.
  2. От глагола вопросы задаются чаще всего наречиям, существительным и местоимениям. Например, «нарушить умышленно»: нарушить (как?) умышленно, или «соответствовать идеалу»: соответствовать (чему?) идеалу. Вопрос следует задавать каждый раз, когда нужно вычленить и проанализировать конструкцию.
  3. В одном предложении может быть несколько таких конструкций, важно найти их все.
  4. Сначала выявить грамматическую основу, посмотреть, возможно, имеется составное глагольное или именное сказуемое, которые не относятся к рассматриваемым единицам синтаксиса.
  5. Содействие окажет и анализ смысловых отношений. Это могут быть объектные отношения — действие и его предмет, например, «приказать подчиненному», «копать траншею», «читая книгу», «тереть на терке» «бывать на море». А также обстоятельственные — указание на признак действия: «читать медленно», «бежать галопом», «сидеть прямо». Слова в данном случае могут сочетаться между собой по смыслу и грамматически.

Глагольные словосочетания — важнейшие синтаксические единицы, которые делают нашу речь богаче и образнее, помогают передать более детальную информацию о действии, поэтому их необходимо использовать и уметь анализировать.

📽️ Видео

Урок 1. Глагол To Be в настоящем времени. A1 Elementary. #НЗАСкачать

Урок 1. Глагол To Be в настоящем времени. A1 Elementary. #НЗА

1 и 2 спряжение глаголов в настоящем времениСкачать

1 и 2 спряжение глаголов в настоящем времени

Урок № 70. Спряжение глагола وقف в настоящем времениСкачать

Урок № 70. Спряжение глагола وقف в настоящем времени

У английского глагола всего 2 времени !!!Скачать

У английского глагола всего 2 времени !!!
Поделиться или сохранить к себе: