- Способы словообразования в русском языке
- Морфологический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Видеоурок
- Тренировочные упражнения по русскому языку. Раздел «Словообразование»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Задания по теме «Словообразование» (6 кл) учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 🌟 Видео
Видео:Все способы словообразованияСкачать
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писа ть → вы писать
- вид → под вид
- забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находи ть → наход к а
- цвет (цветок) → цвет ник
- улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → под локот ник
- бесед а → со бесед ник
- свеж ий → о свеж и ть
- мор е → за мор ск ий
- мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводи ть → взвод
- припева ть → припев
- свинь я → свин ой
- золот о → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кт о → кто- то
- чт о → что- нибудь
- где → где- либо
- когда → когда- то
- броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слуша ть → в слушать ся
- нюха ть → при нюхать ся
- дума ть → в думать ся
- тоскова ть → ис тосковать ся
- жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толп а → толп и ть ся
- скуп ой → скуп и ться
- переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → север о -восток;
- сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
- свод неб а → неб о свод;
- птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
- хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- вет еринарный врач → ветврач;
- тур истический поход → турпоход;
- мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- зам еститель пред седателя → зампред;
- мо тоцикл пед альный → мопед;
- проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
- хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
- сам , вари ть + → сам о вар;
- черн ые бров и + → черн о бровый;
- каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры | ||||
---|---|---|---|---|---|
Вложение | Размер |
---|---|
ot_kakih_slov_obrazovany.docx | 15.31 КБ |
slovoobrazovanie_6.doc | 46 КБ |
Видео:Морфемика и словообразованиеСкачать
Предварительный просмотр:
- Определите, от каких слов образованы эти
- желтеть – желтизна, пожелтеть, желтый;
- отзвучать – звук, отзвук, звучать;
- почернеть – черный, чернота, чернеть;
- болезнь – больной, боль, болеть;
- перепись – переписанный, переписать, переписчик;
- грузовик – грузить, грузчик, грузовой, груз;
- мировой – мирить, мирный, мир, примирить;
- втайне – тайно, тайный;
- невдалеке – дальний, даль, вдали, вдалеке, далекий;
- побелеть – белизна, белый, белеть;
- символически – символика, символ, символический;
- обновить – новизна, новенький, новь, новый;
- отговорить – разговор, говорливый, говорить, говор;
- выдумщик – думать, думающий, дума, выдумать, обдумать;
- вышивка – шить, шитьё, вышивать, вышитый;
- местность – место, вместить, вместилище, местный, местечко;
- удаленность – дальний, вдалеке, удалить, удаленный.
Видео:Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Предварительный просмотр:
Разбор слов по составу
Переходный, пролетишь, барабанного, домики, домовый, бездомный , аптекарь, зверята, беловатый, артистом, подлокотник, надводный, плащик, сварщик, сажаешь, играешь, сделаешь, перепишет, стульчике, уходят, котенком, досмотрят, рождение, чистота, запевают, примиряешь, дырчатый, разглядеть, регистрировать, покупатель, переплетчица, приготовить, велосипедист, лесистый, букварь, березовый, нехороший, заборчик, грибной, пригород, сыроватый, белизна, избушка, ребятишки, счастливчик, кисловатый, львиный, пятнистый, журналист, бескорыстный, билетер, слонятами, выскользнуть, вратарь, дикарь, сухарь, ягодка, просьба, ходьба (это 5й класс Разумовской)
1.Найди приставку (приставки).
— Подосиновик, подорожник, подобранный, подоить, подоконник, подол, подорвать, подарок, подождать, подошва, подозревать, подогревать, подобие, подобрел, подожгу, подойник, подопытный, подозрение.
— Надолбить, надорвать, надоить, надоконный, надолго, надобно, надоумить, надомник, надорвать.
— Обогнать, обобщить, обогреть, обожествлять, обрисовать, обойти, обосновать, обострить, обозначать, обоз, ободрить, обозреть.
2. Обвинение, обед, обезьяна, обидный, облить, обогреть, обман, обмен, обрывок, обсудить, общение, объезд, обыск, одинокий, одобрение, окно, омыть, опечатка, оплата, ответ, отвести, отвар, отжать, отзыв, отметить, отрава, отрада, отрасти, отросток, отрывок, оттепель, отцвести, отцовский, охрана, очевидец.
3. Отцовский, оттепель, отыскать, оторвать, отварить (капусту), отворить (дверь), ошибка, отрывать, отработать, отделать, основать, отселить, отощать, отпарить, отобразить, отодвинуть, отопить.
4.Слезинка, слезать, обобщать, обобрать, обогатить, подождать, ободрить, обочина, подорожник, подоконник, подоходный, подоить, подосиновик, пододеяльник, подучить, подержать, подожженный, надоить, надорвать.
5.Собачонка, картонка, пятитонка, воронка, сторонка, солонка, японка, чемпионка, болонка, одежонка, книжонка, бумажонка, юбчонка, девчонка
6.Где есть суффикс НИЦ ?
Синица, селедочница, лестница, гусеница, горница, салатница, куница, вафельница, пятница, игольница, отличница
7.Определить часть речи, разобрать слова по составу:
смотрящий, говоривший, привезший, прочитанный, обутый, посаженный, погнавшись, принеся, надувшись, посади, сделайте, светлее, суше, раньше, крупнейший, высочайший, решен, подшит, наигрался, заячий.
8.Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания:
— рассказанный, завистливый, выселяя, перегрузка;
— выруливая, засоривший, высота, предосенний;
— предвечерний, потрогавший, выпаривая, воссоединение
— обидчивый, пролетая, пронизанный, перестройка;
— заботливый, накладка, вычеркнутый, разлепляя;
— вплотную, посеребренный, устарелый, обостряя
9.Переподготовка, выпиливание, картофелекопалка, рыболовный, подкрепляющийся, порыбачить, посинелый, пятеро, междуречье, лиственница, хлопкоуборочный, царапаться, пробежаться, подкормка, семяочистительный, проэкзаменоваться, подберезовик, выжигание, переделка. подкормка,
10.Заочник, приобщился, картофелечистка, отгрузили, подтолкнуть, возвышающийся, влагоотталкивающий, живучесть, непродуманный, вышивание, переброска, ошейник, потише, передвигаться, светомаскировка, потерянный, пробежаться.
11.Раберите наречия по составу.
Неподалеку, докрасна, умышленно, бесперспективно, удивленно, примиряюще, преотлично, всеобъемлюще, настороже, расслабляюще, трижды, самокритично, ежедневно, раздраженно, обдуманно, взволнованно, недоброжелательно, устрашающе, умиротворяющее, сгоряча, вдесятером.
12. клевать, вставать, вызревать, давать, доставать, запевать, запивать, нагревать, надевать, наливать, овладевать, преодолевать, переставать, разбивать, развивать, узнавать, успевать, уставать
( СЕБЕ: здесь везде суффикс ВА)
1. В каком ряду во всех словах выделяется окончание
1.Прямиком, берегом, творогом;
2.одно, полотно, шестеро;
3.издавна, чиста, комната;
4.четыре, поверье, вскоре .
2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над?
1.Надеть, надежный, надпись;
2.надкостница, надтреснутый, надднепровский;
3.надежный, надбровье, надкусить;
4.надвинуть, надрезать, надводный .
3. В каком слове есть суффикс –ЧИК- ?
1. Связанные корни –такие, которые не употребляются без словообразовательных аффиксов ( ул ица , на де ть, об у ть ). Часто появляются в языке в связи с утратой исходного слова .
2.Суффикс ИЙ ( не путать с омонимичными окончаниями: син — ий, сельск- ий )
Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагательного ИЙ: лисий, волчий, заячий, помещичий, казачий + нулевое окончание, и заяч-j-а, заяч-j-э, заяч-j-и в женском, среднем роде и во множественном числе.
Во всех формах притяжательных прилагательного с суффиксом -ИЙ(-Й) в середине слова пишется Ь, кроме начальной формы (м.р. ед.ч. им. и вин. падежей): лисья, лисье, лисьей, но лисий.
(к отч…ему дому, с казач. .ей удалью, у охотнич..его домика, с человеч…им лицом, русалоч…ий, из индюшач..его мяса, с чиновнич..им рвением, плавуч…ий дом, с зыбуч..ими песками)
(. отчий = отеческий: относительное, а не притяжательное )
Суффикс й присутствует в таких словах:
— ворон – вороньё (й — о) – суффикс со значением собирательности;
— плясун – плясунья (й- а) – суффикс со значением лица женского пола
— зимовать – зимовье (й- э) — суффикс со значением места действия
— стул – стулья (й — а) — формообразующий суффикс со значением множественного числа
кочка, кадочка, косточка, тетрадочка (есть ответ)
Желудочный, карточный, елочный (есть ответ)
В каждом ряду найдите лишнее слово
1. воротник, задачник, ночник.
2.разодеть, разомкнуть, разобрать
3.мудрствовать, свирепствовать, чествовать.
4.попугайничать, скромничать, лентяйничать
Ответ: кочка – нечленимая основа, кадк- а — кадоч- к –а, кост- очк- а, тетрад – к- а, тетрад- оч- к-а.
Желудок — желудоч-ный, карта — карт-очн-ый , ель — ел-к-а – ел-оч- н –ый
закон – закон- н- ый – закон-н-ость; готов-ый – гов-ность
центр – центр-альн-ый ( централ – бессуффиксный?); вяз-а-ть – вяз-а-льн-ый
столяр – столяр-нича-ть, труд – со-труд-ник- труд-нич-а- ть.
Укажите формы, в которых больше чем три морфемы (части слова), и выделите в них все морфемы:
- принёс, переиздаст, подоспеть, накормлю, выловить, горелый;
- неоглядный, предоставили, перебить, прокислый, наловлю, привык, пересдача.
- больше 3: вы-лов-и-ть, гор-е-л-ый, пере-из-да-ст , при-не- + нулевой суффикс прошедшего времени + нулевое окончание.
3: подо-спе-ть, на-кормл-ю
- больше 3: не-о-гляд-н-ый, пре-до-ста-в-и-л-и, пере-с-да-ч-а, про-кис-л-ый, при-вык+ нулевой суффикс прошедшего времени + нулевое окончание.
3: пере-би-ть, на-ловл-ю
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее задание — это очень важное задание!
Совет для родителей.
Математика 6 класс. «Координатная плоскость» Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)
Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы.
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен). .
Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания
Презентация «Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. » Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе.
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении «КОМП»
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах.
задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)
Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников.
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В — задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В — задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С .
🌟 Видео
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Морфемика. Словообразование. Видеоурок 6. Русский язык 10 классСкачать
СловообразованиеСкачать