Словосочетания по родам для 1 класса

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Род имен существительных

Словосочетания по родам для 1 класса

О чем эта статья:

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Особенности категории рода существительных

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам.

Род существительных — постоянный грамматический признак. Школьники изучают его с 3 класса.

Категория рода имен существительных — грамматический признак, который дает нам информацию о родовой принадлежности предмета, живого существа, явления, либо ее отсутствии.

Три рода имен существительных:

Существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -а, -я, и нулевое.

Примеры существительных мужского рода: брат, стол, папа, орел.

Женский — она, моя.

Существительные женского рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -а, -я, и нулевое.

Примеры существительных женского рода: тетя, дверь, груша, пустыня.

Средний — оно, мое.

Существительные среднего рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -о, -е.

Примеры существительных среднего рода: серебро, солнце, озеро.

Подытожим, какого рода бывают имена существительные, на картинке.

Отдельно выделим класс слов общего рода. Существительные общего рода в зависимости от контекста могут употребляться в виде мужского и женского рода.

Примеры: зануда, неженка, плакса, тихоня, заводила, непоседа, почемучка, зазнайка, сладкоежка.

Видео:Род имен существительных. Как определить род существительных?Скачать

Род имен существительных. Как определить род существительных?

Определение рода имен существительных

Род имени существительного можно определить по грамматической форме прилагательного, которое с ним связано. Вот так:

  • Существительные мужского рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чей? какой? (красный пиджак, большой сундук);
  • Существительные женского рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чья? какая? (свежая пресса, грустная соседка);
  • Существительные среднего рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чье? какое? (кошачье мурчание, высокое здание).

У одушевленных существительных род совпадает с половой принадлежностью живого существа, лица:

  • дедушка, собеседник — муж. р.;
  • сестра, продавщица — жен. р.

Род имен существительных можно определить по характерному окончанию в начальной форме. Таблица для проверки:

Правильно говорить: существительное мужского/женского/среднего рода.

А вот так — неправильно: в мужском/женском/среднем роде. Дело в том, что «в» означает непостоянный признак. А у существительного всегда есть число, падеж, и оно всегда определенного рода.

Видео:Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.Скачать

Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.

Род несклоняемых существительных

Несклоняемые имена существительные — это заимствованные из других языков слова, у которых на русском одна и та же грамматическая форма во всех падежах.

Чтобы определить род несклоняемого существительного, нужно учитывать значение слова и категорию одушевлённости/неодушевлённости.

Одушевленные существительные, которые называют человека по признаку пола, имеют категорию мужского или женского рода в соответствии со значением:

  • блестящий маэстро — муж. р.
  • известный кутюрье — муж. р.
  • красивая мадам — жен. р.
  • юная леди — жен. р.

Иностранные слова, которые называют птиц и животных, имеют категорию мужского рода, если в контексте не указана самка:

  • яркий колибри — муж. р.
  • пестрый какаду — муж. р.
  • мохнатый шимпанзе — муж. р
  • настороженная шимпанзе — жен. р.

В русском языке заимствованные слова сохраняют тот же род, что был в иностранном варианте. Это объясняет то, что в современном русском языке слова «рояль», «кофе», «кенгуру» относятся к мужскому роду. «Сальто», «шасси», «домино» — к среднему роду, а «шаль» — к женскому.

У неодушевленных существительных чаще всего средний род:

  • чистое метро;
  • весёлое шоу;
  • уютное кафе;
  • быстрое такси.

У некоторых неодушевленных существительных род определяется по опорному слову:

  • зелёная кольраби (капуста) — жен. р.
  • соленый сулугуни (сыр) — муж. р.
  • большой торнадо (ураган) — муж. р.
  • длинная авеню (улица) — жен. р.
  • вкусная киви (ягода) — жен. р.
  • результативный пенальти (штрафной удар) — муж. р.

В географических названиях нужно понять, о каком объекте идет речь и определять род по нему:

  • Город (Питер, Геленджик) — муж. р.
  • Река (Миссисипи, Конго) — жен. р.
  • Озеро (Байкал, Онежское) — ср. р.

Род аббревиатур можно определить по главному слову. Но, прежде, аббревиатуру нужно расшифровывать:

  • МГУ продолжил набор студентов. — Московский государственный университет продолжил набор студентов.
  • МКАД будет перестроена. — Московская кольцевая автомобильная дорога будет перестроена.
  • ЕГЭ сдан успешно. — Единый государственный экзамен сдан успешно.
  • ВДНХ закрыта. — Выставка закрыта.
  • ГАИ сообщила. — Инспекция сообщила.

В каждом правиле есть исключения. Иногда аббревиатура может склоняться как обычное слово. Например:

  • Вуз начал набор студентов — муж. р. Хотя вуз — это высшее учебное заведение — ср. р.
  • МИД не согласен с позицией США — муж. р. Хотя МИД — министерство иностранных дел — ср. р.

Чтобы сделать, чтобы не запутаться? Все просто: проверить род слова в словаре.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Разработка урока по русскому языку на тему: «Род имен существительных» (1 класс)

Словосочетания по родам для 1 класса

Словосочетания по родам для 1 классаМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Общая средняя школа № 55

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Род имен существительных»

Тема: Род имен существительных.

1. Сформировать понятия о роде имен существительных.

2. Развивать лексический Запас учащихся.

3. Воспитывать любовь к языку.

Оборудование: рисунки, таблица, карточки, ваза, цветы.

1. Организационный момент.

Пожелайте друг другу успехов на уроке.

2. Минутка чистописания

Красиво писать — красоту творить.

— Отгадайте о каких словах я говорю и запишите в тетрадь.

1) От него — здоровье, сила

И румянец щек всегда,

Белое, а не белила,

Жидкое , а не вода. (молоко)

2) Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

3) Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять. (картофель)

4) Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (морковь)

5) Расселась барыня на грядке,

Оделась в пышные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (капуста)

6) Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (яблоко)

— Что общего в этих словах (это имена существительные)

4. Повторение изученного

Чтение стихотворения учителем

Мы очень любим называть

В грамматике предметы,

И на вопросы отвечать,

Ведь сами мы — ответы!

Вопросы эти — «Что?» и «Кто?»

Без них не может жить никто?

А кто на них дает ответ,

Тот называет предмет.

— О чем говорилось в этом стихотворении? (существительном)

— Что такое имя существительное? (часть речи)

— Что обозначает? (предмет)

— На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)

— Как изменяются имена существительные? (по числам — ед.ч. мн. ч.)

5. Изучение нового материала

В русскому языке много тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке — раскрыть еще одну тайну данной части речи. Оказывается, все имена существительные можно разделить на 3 группы, независимо от того, какие это существительные — собственные, или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, ед. или мн. числа.

>. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказал: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова муж, папа, дядя, стул. ). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, коза, принцесса. ). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (так и стали , солнце, небо, поле, окно т.д.)>> . Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных>>.

— На какие 3 группы делятся имена существительные ? (м.р., ж.р., ср. р.)

Тема нашего урока : Род имен существительных. Из сказки вы узнали какого рода имена существительные :

Сегодня мы должны научиться определять род имени существительного. А вам легче было определить род имени существительного, я открою вас секрет королевы.

Женский род запомню я

И запомню род мужской

И опять скажу «Он — мой».

— Какой же секрет у королевы? Пользуясь секретом королевы, запишите мена существительные.

ветер вьюга облако

мороз туча окно

снежок метель настроения

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

6. Закрепление изученного.

1. На доске картинки

— Что вы видите на доске? (предметы)

— Какой частью речи являются слова, обозначающие данные предметы? (имя существительное)

Записать слова в соответствующий столбик.

2. Игра: «Собери букет» (на обратной стороне цветка задание)

1) Приспособление, с помощью которого проводят прямые линии или измеряют что — либо.

2) Я землю копала, ничуть не устала.

3) То я в клетку, то в линейку.

Написать по мне сумей-ка.

можешь и нарисовать, называюсь я.

4) Сосуд, в котором кипятят воду или заваривают чай.

5) Какой это мастер на окна нанес и листья и травы и заросли роз?

6) Помещение, где стоят машина:

7) Его весной и летом

Мы видели одетым.,

А осенью бедняжки

Сорвали все рубашки.

8) Ко дню рожденья Кате мама сшила.

9) Съел сластена в воскресенье все вишневое. .

— Как проверить правильность выполнения данного упражнения?

В каждой вазе стоит 3 разных цветка.

— что нового узнали об имени существительном?

— Как определить род имени существительного?

-Давайте повторим секрет королевы.

8. Домашнее задание : с. 179, №451 (правило)

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Конспект занятия «Согласование слов в категории рода» с использованием регионального компонента

Михайлова Наталья
Конспект занятия «Согласование слов в категории рода» с использованием регионального компонента

Конспект занятия по теме: «Согласование слов в категории рода«

использованием регионального компонента)

Цель: Упражнять в практическом использовании категории рода; закрепить умение согласовывать существительные, глаголы, прилагательные, местоимения в роде; определять родовую категорию. Обогащать словарный запас именами прилагательными. Развивать память, внимание, мелкую моторику, языковое чутьё.

Оборудование: картинки со словами «он», «оно», «она»; предметные картинки; таблицы со словами, со стихотворением, индивидуальные карточки.

Видео:Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать

Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?

Ход занятия:

Сядет тот, кто назовёт слово во множественном числе (логопед показывает предметные картинки –дети называют их и изменяют: петух – петухи, лампа – лампы, весло – вёсла).

Гимнастика для глаз.

-Логопед обводит мячом в воздухе различные фигуры – дети, не отрывая глаз от мячика, двигают только глазами.

-Логопед просит «нарисовать» глазами буквы а, о, у, и.

Мы по лесенке шагаем Мы по лесенке шагаем

И ступенечки считаем. И ступенечки считаем.

Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре.

Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки, попеременно меняем. Сначала в одну сторону, затем в другую.

Работа по согласованию слов в роде.

На доске таблица с категориями рода (нарисованы примеры).

Логопед предлагает вспомнить категории рода (мужской, женский и средний род).

Женский род, помню я, то, про что скажу –моя:

Моя ручка, моя тучка, и тетрадь моя.

Средний род – оно, моё – моё окно, село моё.

-Ребята, прежде чем начать занятие,я хочу предложить вам такой способ работы: вы бросаете «волшебный кубик» с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, какой номер выпадет, под таким номером и выполняем задание.

Дети по очереди бросают кубик и выполняются задания.

Задание № 1 «Покажи соответствующую карточку».

• У детей карточки со словами: он, оно, она.

• Логопед показывает предметные картинки.

• Дети поднимают соответствующую карточку.

Картинки: собака, олень, колесо, радуга, солнце, кукла, арбуз, гриб, матрёшка, яблоко, облако, телефон, чум, нарта, небо.

«Поселить» эти слова в 3 домика (записать слова в 3 столбика по родам). Логопед раздаёт карточки с тремя нарисованными домиками.

• Ребята, в первый домик «поселим» слова, которые соответствуют слову он (олень, аркан, гриб, телефон, чум).

• Во второй домик — слова, которые соответствуют слову она (собака, радуга, матрёшка, нарта).

• В третий домик – слова, которые соответствуют слову оно (колесо, солнце, яблоко, небо, облако).

Задание № 2 «Работа со стихотворением».

На доске записано стихотворение, дети читают его.

Лес не мой, а наш, общий.

Земля не моя, а наша, общая.

Стадо не моё, а наше, общее.

• — К выделенным словам лес, земля, стадо подберите слова он, оно, она. (Например, лес – это он).

• Давайте определим род этих существительных.

• Лес – мужской род, земля — женский род, стадо — средний род.

• Ребята, придумайте слова среднего, мужского и женского родов.

Задание № 3 «Назови признаки».

Логопед вывешивает на доску таблицы со словами.

— Ребята, к этим словам необходимо подобрать слова-признаки, правильно согласовывая их в роде.

Таблица № 1 Таблица № 2

Роза по цвету малина по вкусу

Зеркало по материалу

— Ромашка – белая, лимон – кислый, зеркало – стеклянное.

— Переходим к следующему заданию.

Задание № 4 «Что подходит?»

В этом задании необходимо подставить к каждой тройке прилагательных существительное, подходящее по смыслу.

— Яркое, ласково, весеннее (солнышко);

— высокий, стройный, рогатый (олень);

— мягкий, тёплый, пушистый (шарф);

— ловкая, хитрая. Рыжая (лиса);

— весёлая, прыгучая, запасливая (белка);

— сочное, красное, душистое (яблоко);

— дальняя, трудная, незнакомая.

Между заданиями проводится физминутка.

Задание № 5 «Работа со стихотворением».

Прочитайте выразительно стихотворение, записанное на доске.

Из-за самой дальней горки

Солнце рыжее встаёт.

Ответьте на вопросы:

— Какой лёд? (Лед – тонкий, синий, робкий). Как понять слово «робкий»? Значит – не крепкий, хрупкий.

— Какая горка? (Горка – дальняя).

— Какое солнце? (Солнце – рыжее).

• Определите род этих слов.

• А как можно ещё охарактеризовать горку, лёд, солнце?

• Запишите эти словосочетания в тетрадь.

Задание № 6 «Составь словосочетание».

• Работа по карточкам.

• На карточках изображены бабочка и три цветка. От бабочки отходят три запутанные линии к разным цветкам. Нужно поочерёдно соединять бабочку с цветками и составлять словосочетания, правильно согласовывая их в роде.

— Ребята, составленные словосочетания прочитаем вслух:

— лесной – край, поляна, озеро;

— широкий – простор, улица, поле;

— золотой – зуб, серьга, кольцо;

— синий – небо, лента, цветок;

— родной – село, город, страна.

— Лесной край, лесное озеро, лесная поляна.

Составьте с этими словосочетаниями предложения и запишите их в тетрадь.

Итог занятия.

• В конце занятия мы проверим, как вы усвоили материал игрой «Собери портфель».

• На доску вывешиваются три портфеля, на них написано «он, она, оно».

• Необходимо разложить тетрадки со словами: животное, олень, медведь, север, ремень, тетрадь, яблоко, ружьё, небо, работа, дело, чтение, дорога, врач, река, трава.

• Сосчитайте, сколько получилось слов в каждом портфеле.

Сборник игр и упражнений по развитию речи с использованием национально-регионального компонента Республики Татарстан Cборник игр и упражнений по развитию речи с использованием национально-регионального компонента Авторы: Федорова Ирина Николаевна, Васильева.

Логопедическое занятие в старшей группе «Зелёный цвет. Согласование имён прилагательных с существительными женского рода» Тема: «Зелёный цвет. согласование имён прилагательных с существительными женского рода» Цели и задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.

Конспект НОД с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Казачья еда, я люблю тебя» Конспект занятия НОД с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Казачья еда, я люблю тебя!».

Конспект занятия с использованием регионального компонента «Уголь-богатство Кузбасса» Конспект занятия в подготовительной группе «Уголь – богатство Кузбасса» Цели: 1. Познакомить детей со свойствами каменного угля. 2. Закреплять.

Конспект занятия с учетом регионального компонента «Путешествие по Ставропольскому краю» для детей 6–8 лет Задачи: Познавательное развитие: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство,.

ООД «В гости к бабушке и дедушке» с использованием башкирского регионального компонента Задачи: Образовательные: Ознакомить с традициями и обычаями башкирского народа: приветствие, провожание; приглашение в гости; познакомить.

Праздник «Осенины нынче на Руси» с использованием регионального компонента Под р. н. мелодию выбегают двое детей. 1 ребенок: Собирайтесь, гости дорогие! Старые да малые! Весь люд честной В наш дом большой! 2 ребенок:.

Реализация проектной деятельности с использованием регионального компонента республики Башкортостан Особенно актуально в наше время стала звучать тема возрождения республики Башкортостан. Когда мы еще не можем отойти от старых идеалов,.

Словосочетания по родам для 1 классаСценарий праздника с использованием национально-регионального компонента «Юбилей детского сада» Звучит песня «Песня счастья», дети заходят в зал. 1. Песня «Привет» (Подготовительная группа) Доброе утро, уважаемые зрители, дорогие гости.

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Украсим платочек красивым узором» Цель: учить составлять узор из кружков на салфетке квадратной формы. Задачи. Образовательные: — учить предварительно выкладывать на квадратном.

📹 Видео

Русский язык. Род существительных.Сложные случаи определения рода. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Род существительных.Сложные случаи определения рода. Видеоурок

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Определи род существительного? Род имен существительныхСкачать

Определи род существительного? Род имен существительных

Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 классСкачать

Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 класс

Латинский язык, имена существительные; падежи, склонение; первое склонениеСкачать

Латинский язык, имена существительные; падежи, склонение; первое склонение

Склонение существительныхСкачать

Склонение существительных

Склонение существительныхСкачать

Склонение существительных

Множественное число. Существительные || Число: единственное и множественноеСкачать

Множественное число. Существительные || Число: единственное и множественное

Как ребенку легко выучить падежи. Какие бывают падежи в русском языке. Запоминание падежейСкачать

Как ребенку легко выучить падежи. Какие бывают падежи в русском языке. Запоминание падежей

ОН, ОНА или ОНО? || Мужской, женский и средний роды СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХСкачать

ОН, ОНА или ОНО? || Мужской, женский и средний роды СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?Скачать

Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?
Поделиться или сохранить к себе: