- Род имен существительных
- Особенности категории рода существительных
- Определение рода имен существительных
- Род несклоняемых существительных
- Разработка урока по русскому языку на тему: «Род имен существительных» (1 класс)
- Конспект занятия «Согласование слов в категории рода» с использованием регионального компонента
- Ход занятия:
- 📹 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Род имен существительных
О чем эта статья:
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Особенности категории рода существительных
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам.
Род существительных — постоянный грамматический признак. Школьники изучают его с 3 класса.
Категория рода имен существительных — грамматический признак, который дает нам информацию о родовой принадлежности предмета, живого существа, явления, либо ее отсутствии.
Три рода имен существительных:
Существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -а, -я, и нулевое.
Примеры существительных мужского рода: брат, стол, папа, орел.
Женский — она, моя.
Существительные женского рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -а, -я, и нулевое.
Примеры существительных женского рода: тетя, дверь, груша, пустыня.
Средний — оно, мое.
Существительные среднего рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -о, -е.
Примеры существительных среднего рода: серебро, солнце, озеро.
Подытожим, какого рода бывают имена существительные, на картинке.
Отдельно выделим класс слов общего рода. Существительные общего рода в зависимости от контекста могут употребляться в виде мужского и женского рода.
Примеры: зануда, неженка, плакса, тихоня, заводила, непоседа, почемучка, зазнайка, сладкоежка.
Видео:Род имен существительных. Как определить род существительных?Скачать
Определение рода имен существительных
Род имени существительного можно определить по грамматической форме прилагательного, которое с ним связано. Вот так:
- Существительные мужского рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чей? какой? (красный пиджак, большой сундук);
- Существительные женского рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чья? какая? (свежая пресса, грустная соседка);
- Существительные среднего рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чье? какое? (кошачье мурчание, высокое здание).
У одушевленных существительных род совпадает с половой принадлежностью живого существа, лица:
- дедушка, собеседник — муж. р.;
- сестра, продавщица — жен. р.
Род имен существительных можно определить по характерному окончанию в начальной форме. Таблица для проверки:
Правильно говорить: существительное мужского/женского/среднего рода.
А вот так — неправильно: в мужском/женском/среднем роде. Дело в том, что «в» означает непостоянный признак. А у существительного всегда есть число, падеж, и оно всегда определенного рода.
Видео:Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.Скачать
Род несклоняемых существительных
Несклоняемые имена существительные — это заимствованные из других языков слова, у которых на русском одна и та же грамматическая форма во всех падежах.
Чтобы определить род несклоняемого существительного, нужно учитывать значение слова и категорию одушевлённости/неодушевлённости.
Одушевленные существительные, которые называют человека по признаку пола, имеют категорию мужского или женского рода в соответствии со значением:
- блестящий маэстро — муж. р.
- известный кутюрье — муж. р.
- красивая мадам — жен. р.
- юная леди — жен. р.
Иностранные слова, которые называют птиц и животных, имеют категорию мужского рода, если в контексте не указана самка:
- яркий колибри — муж. р.
- пестрый какаду — муж. р.
- мохнатый шимпанзе — муж. р
- настороженная шимпанзе — жен. р.
В русском языке заимствованные слова сохраняют тот же род, что был в иностранном варианте. Это объясняет то, что в современном русском языке слова «рояль», «кофе», «кенгуру» относятся к мужскому роду. «Сальто», «шасси», «домино» — к среднему роду, а «шаль» — к женскому.
У неодушевленных существительных чаще всего средний род:
- чистое метро;
- весёлое шоу;
- уютное кафе;
- быстрое такси.
У некоторых неодушевленных существительных род определяется по опорному слову:
- зелёная кольраби (капуста) — жен. р.
- соленый сулугуни (сыр) — муж. р.
- большой торнадо (ураган) — муж. р.
- длинная авеню (улица) — жен. р.
- вкусная киви (ягода) — жен. р.
- результативный пенальти (штрафной удар) — муж. р.
В географических названиях нужно понять, о каком объекте идет речь и определять род по нему:
- Город (Питер, Геленджик) — муж. р.
- Река (Миссисипи, Конго) — жен. р.
- Озеро (Байкал, Онежское) — ср. р.
Род аббревиатур можно определить по главному слову. Но, прежде, аббревиатуру нужно расшифровывать:
- МГУ продолжил набор студентов. — Московский государственный университет продолжил набор студентов.
- МКАД будет перестроена. — Московская кольцевая автомобильная дорога будет перестроена.
- ЕГЭ сдан успешно. — Единый государственный экзамен сдан успешно.
- ВДНХ закрыта. — Выставка закрыта.
- ГАИ сообщила. — Инспекция сообщила.
В каждом правиле есть исключения. Иногда аббревиатура может склоняться как обычное слово. Например:
- Вуз начал набор студентов — муж. р. Хотя вуз — это высшее учебное заведение — ср. р.
- МИД не согласен с позицией США — муж. р. Хотя МИД — министерство иностранных дел — ср. р.
Чтобы сделать, чтобы не запутаться? Все просто: проверить род слова в словаре.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Разработка урока по русскому языку на тему: «Род имен существительных» (1 класс)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Общая средняя школа № 55
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Род имен существительных»
Тема: Род имен существительных.
1. Сформировать понятия о роде имен существительных.
2. Развивать лексический Запас учащихся.
3. Воспитывать любовь к языку.
Оборудование: рисунки, таблица, карточки, ваза, цветы.
1. Организационный момент.
Пожелайте друг другу успехов на уроке.
2. Минутка чистописания
Красиво писать — красоту творить.
— Отгадайте о каких словах я говорю и запишите в тетрадь.
1) От него — здоровье, сила
И румянец щек всегда,
Белое, а не белила,
Жидкое , а не вода. (молоко)
2) Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
3) Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (картофель)
4) Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (морковь)
5) Расселась барыня на грядке,
Оделась в пышные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (капуста)
6) Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (яблоко)
— Что общего в этих словах (это имена существительные)
4. Повторение изученного
Чтение стихотворения учителем
Мы очень любим называть
В грамматике предметы,
И на вопросы отвечать,
Ведь сами мы — ответы!
Вопросы эти — «Что?» и «Кто?»
Без них не может жить никто?
А кто на них дает ответ,
Тот называет предмет.
— О чем говорилось в этом стихотворении? (существительном)
— Что такое имя существительное? (часть речи)
— Что обозначает? (предмет)
— На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)
— Как изменяются имена существительные? (по числам — ед.ч. мн. ч.)
5. Изучение нового материала
В русскому языке много тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке — раскрыть еще одну тайну данной части речи. Оказывается, все имена существительные можно разделить на 3 группы, независимо от того, какие это существительные — собственные, или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, ед. или мн. числа.
>. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказал: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова муж, папа, дядя, стул. ). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, коза, принцесса. ). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (так и стали , солнце, небо, поле, окно т.д.)>> . Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных>>.
— На какие 3 группы делятся имена существительные ? (м.р., ж.р., ср. р.)
Тема нашего урока : Род имен существительных. Из сказки вы узнали какого рода имена существительные :
Сегодня мы должны научиться определять род имени существительного. А вам легче было определить род имени существительного, я открою вас секрет королевы.
Женский род запомню я
И запомню род мужской
И опять скажу «Он — мой».
— Какой же секрет у королевы? Пользуясь секретом королевы, запишите мена существительные.
ветер вьюга облако
мороз туча окно
снежок метель настроения
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
6. Закрепление изученного.
1. На доске картинки
— Что вы видите на доске? (предметы)
— Какой частью речи являются слова, обозначающие данные предметы? (имя существительное)
Записать слова в соответствующий столбик.
2. Игра: «Собери букет» (на обратной стороне цветка задание)
1) Приспособление, с помощью которого проводят прямые линии или измеряют что — либо.
2) Я землю копала, ничуть не устала.
3) То я в клетку, то в линейку.
Написать по мне сумей-ка.
можешь и нарисовать, называюсь я.
4) Сосуд, в котором кипятят воду или заваривают чай.
5) Какой это мастер на окна нанес и листья и травы и заросли роз?
6) Помещение, где стоят машина:
7) Его весной и летом
Мы видели одетым.,
А осенью бедняжки
Сорвали все рубашки.
8) Ко дню рожденья Кате мама сшила.
9) Съел сластена в воскресенье все вишневое. .
— Как проверить правильность выполнения данного упражнения?
В каждой вазе стоит 3 разных цветка.
— что нового узнали об имени существительном?
— Как определить род имени существительного?
-Давайте повторим секрет королевы.
8. Домашнее задание : с. 179, №451 (правило)
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Конспект занятия «Согласование слов в категории рода» с использованием регионального компонента
Михайлова Наталья
Конспект занятия «Согласование слов в категории рода» с использованием регионального компонента
Конспект занятия по теме: «Согласование слов в категории рода«
(с использованием регионального компонента)
Цель: Упражнять в практическом использовании категории рода; закрепить умение согласовывать существительные, глаголы, прилагательные, местоимения в роде; определять родовую категорию. Обогащать словарный запас именами прилагательными. Развивать память, внимание, мелкую моторику, языковое чутьё.
Оборудование: картинки со словами «он», «оно», «она»; предметные картинки; таблицы со словами, со стихотворением, индивидуальные карточки.
Видео:Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать
Ход занятия:
Сядет тот, кто назовёт слово во множественном числе (логопед показывает предметные картинки –дети называют их и изменяют: петух – петухи, лампа – лампы, весло – вёсла).
Гимнастика для глаз.
-Логопед обводит мячом в воздухе различные фигуры – дети, не отрывая глаз от мячика, двигают только глазами.
-Логопед просит «нарисовать» глазами буквы а, о, у, и.
Мы по лесенке шагаем Мы по лесенке шагаем
И ступенечки считаем. И ступенечки считаем.
Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре.
Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки, попеременно меняем. Сначала в одну сторону, затем в другую.
Работа по согласованию слов в роде.
На доске таблица с категориями рода (нарисованы примеры).
Логопед предлагает вспомнить категории рода (мужской, женский и средний род).
Женский род, помню я, то, про что скажу –моя:
Моя ручка, моя тучка, и тетрадь моя.
Средний род – оно, моё – моё окно, село моё.
-Ребята, прежде чем начать занятие,я хочу предложить вам такой способ работы: вы бросаете «волшебный кубик» с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, какой номер выпадет, под таким номером и выполняем задание.
Дети по очереди бросают кубик и выполняются задания.
Задание № 1 «Покажи соответствующую карточку».
• У детей карточки со словами: он, оно, она.
• Логопед показывает предметные картинки.
• Дети поднимают соответствующую карточку.
Картинки: собака, олень, колесо, радуга, солнце, кукла, арбуз, гриб, матрёшка, яблоко, облако, телефон, чум, нарта, небо.
• «Поселить» эти слова в 3 домика (записать слова в 3 столбика по родам). Логопед раздаёт карточки с тремя нарисованными домиками.
• Ребята, в первый домик «поселим» слова, которые соответствуют слову он (олень, аркан, гриб, телефон, чум).
• Во второй домик — слова, которые соответствуют слову она (собака, радуга, матрёшка, нарта).
• В третий домик – слова, которые соответствуют слову оно (колесо, солнце, яблоко, небо, облако).
Задание № 2 «Работа со стихотворением».
На доске записано стихотворение, дети читают его.
Лес не мой, а наш, общий.
Земля не моя, а наша, общая.
Стадо не моё, а наше, общее.
• — К выделенным словам лес, земля, стадо подберите слова он, оно, она. (Например, лес – это он).
• Давайте определим род этих существительных.
• Лес – мужской род, земля — женский род, стадо — средний род.
• Ребята, придумайте слова среднего, мужского и женского родов.
Задание № 3 «Назови признаки».
Логопед вывешивает на доску таблицы со словами.
— Ребята, к этим словам необходимо подобрать слова-признаки, правильно согласовывая их в роде.
Таблица № 1 Таблица № 2
Роза по цвету малина по вкусу
Зеркало по материалу
— Ромашка – белая, лимон – кислый, зеркало – стеклянное.
— Переходим к следующему заданию.
Задание № 4 «Что подходит?»
В этом задании необходимо подставить к каждой тройке прилагательных существительное, подходящее по смыслу.
— Яркое, ласково, весеннее (солнышко);
— высокий, стройный, рогатый (олень);
— мягкий, тёплый, пушистый (шарф);
— ловкая, хитрая. Рыжая (лиса);
— весёлая, прыгучая, запасливая (белка);
— сочное, красное, душистое (яблоко);
— дальняя, трудная, незнакомая.
Между заданиями проводится физминутка.
Задание № 5 «Работа со стихотворением».
Прочитайте выразительно стихотворение, записанное на доске.
Из-за самой дальней горки
Солнце рыжее встаёт.
Ответьте на вопросы:
— Какой лёд? (Лед – тонкий, синий, робкий). Как понять слово «робкий»? Значит – не крепкий, хрупкий.
— Какая горка? (Горка – дальняя).
— Какое солнце? (Солнце – рыжее).
• Определите род этих слов.
• А как можно ещё охарактеризовать горку, лёд, солнце?
• Запишите эти словосочетания в тетрадь.
Задание № 6 «Составь словосочетание».
• Работа по карточкам.
• На карточках изображены бабочка и три цветка. От бабочки отходят три запутанные линии к разным цветкам. Нужно поочерёдно соединять бабочку с цветками и составлять словосочетания, правильно согласовывая их в роде.
— Ребята, составленные словосочетания прочитаем вслух:
— лесной – край, поляна, озеро;
— широкий – простор, улица, поле;
— золотой – зуб, серьга, кольцо;
— синий – небо, лента, цветок;
— родной – село, город, страна.
— Лесной край, лесное озеро, лесная поляна.
Составьте с этими словосочетаниями предложения и запишите их в тетрадь.
Итог занятия.
• В конце занятия мы проверим, как вы усвоили материал игрой «Собери портфель».
• На доску вывешиваются три портфеля, на них написано «он, она, оно».
• Необходимо разложить тетрадки со словами: животное, олень, медведь, север, ремень, тетрадь, яблоко, ружьё, небо, работа, дело, чтение, дорога, врач, река, трава.
• Сосчитайте, сколько получилось слов в каждом портфеле.
Сборник игр и упражнений по развитию речи с использованием национально-регионального компонента Республики Татарстан Cборник игр и упражнений по развитию речи с использованием национально-регионального компонента Авторы: Федорова Ирина Николаевна, Васильева.
Логопедическое занятие в старшей группе «Зелёный цвет. Согласование имён прилагательных с существительными женского рода» Тема: «Зелёный цвет. согласование имён прилагательных с существительными женского рода» Цели и задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.
Конспект НОД с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Казачья еда, я люблю тебя» Конспект занятия НОД с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Казачья еда, я люблю тебя!».
Конспект занятия с использованием регионального компонента «Уголь-богатство Кузбасса» Конспект занятия в подготовительной группе «Уголь – богатство Кузбасса» Цели: 1. Познакомить детей со свойствами каменного угля. 2. Закреплять.
Конспект занятия с учетом регионального компонента «Путешествие по Ставропольскому краю» для детей 6–8 лет Задачи: Познавательное развитие: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство,.
ООД «В гости к бабушке и дедушке» с использованием башкирского регионального компонента Задачи: Образовательные: Ознакомить с традициями и обычаями башкирского народа: приветствие, провожание; приглашение в гости; познакомить.
Праздник «Осенины нынче на Руси» с использованием регионального компонента Под р. н. мелодию выбегают двое детей. 1 ребенок: Собирайтесь, гости дорогие! Старые да малые! Весь люд честной В наш дом большой! 2 ребенок:.
Реализация проектной деятельности с использованием регионального компонента республики Башкортостан Особенно актуально в наше время стала звучать тема возрождения республики Башкортостан. Когда мы еще не можем отойти от старых идеалов,.
Сценарий праздника с использованием национально-регионального компонента «Юбилей детского сада» Звучит песня «Песня счастья», дети заходят в зал. 1. Песня «Привет» (Подготовительная группа) Доброе утро, уважаемые зрители, дорогие гости.
Конспект занятия по реализации регионального компонента «Украсим платочек красивым узором» Цель: учить составлять узор из кружков на салфетке квадратной формы. Задачи. Образовательные: — учить предварительно выкладывать на квадратном.
📹 Видео
Русский язык. Род существительных.Сложные случаи определения рода. ВидеоурокСкачать
Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Определи род существительного? Род имен существительныхСкачать
Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 классСкачать
Латинский язык, имена существительные; падежи, склонение; первое склонениеСкачать
Склонение существительныхСкачать
Склонение существительныхСкачать
Множественное число. Существительные || Число: единственное и множественноеСкачать
Как ребенку легко выучить падежи. Какие бывают падежи в русском языке. Запоминание падежейСкачать
ОН, ОНА или ОНО? || Мужской, женский и средний роды СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХСкачать
Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?Скачать