- Сомнительные согласные: примеры. Правописание сомнительных согласных в корне слова
- Сильная позиция
- Слабая позиция
- В конце слова
- Сомнительные согласные в корне слова: примеры и правила
- Двойная согласная
- Мягкий знак: нужен или нет
- Сомнительные и непроизносимые согласные: примеры и правила
- Как перестать сомневаться
- Презентация по русскому языку. «Сомнительные согласные» (2 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Сомнительные и непроизносимые согласные
- Пошаговое изучение
- Тесты по русскому языку
- Онлайн-диктанты
- 📽️ Видео
Видео:Русский язык. Правописание сомнительных (парных) согласных. ВидеоурокСкачать
Сомнительные согласные: примеры. Правописание сомнительных согласных в корне слова
Русский язык не был бы великим и могучим, если бы не обладал сложной грамматикой. И изучить все правила совсем непросто не только для иностранных учеников, но и для носителей. Еще в начальных классах при обучении правописанию школьники сталкиваются с серьезными проблемами, одна из которых – сомнительные согласные. Примеры слов с ними вызывают массу затруднений и подчеркиваний красной ручкой от разгневанного учителя в тетрадях. Как же развеять сомнения? Ответы попробуем найти в этой статье.
Видео:Согласные в корне словаСкачать
Сильная позиция
От того, в какой части слова и в каком окружении расположен тот или иной звук, зависит его позиция: сильная или слабая. В слабой позиции звук теряет свои отличительные свойства и уподобляется другому, более сильному. Таким образом, сильная позиция раскрывает все свойства звука и позволяет отличить его от остальных в потоке естественной речи.
Безусловно, сильная позиция для гласного звука – это его нахождение под ударением. В слове «спешить» звук [е] безударен, поэтому его можно легко принять за [и]. Для проверки правописания стоит подобрать однокоренное слово, где бы нужная гласная находилась под ударением – «спешка». Так как корень слова не изменился, можно сделать вывод: в слове пишется буква е.
Сильная позиция для согласных бывает двух типов: по звонкости и глухости, а также по твердости и мягкости. В первом случае согласный должен стоять или после гласной (пол, бил), или после сонорной согласной, а также звука [в] (твой, злость). Участие голоса в гласных и сонорных звуках помогает раскрыть сильные стороны согласного звука. В случае с твердостью и мягкостью сильная позиция согласного – в конце слова (угол – уголь), перед гласной (мол — мёл), а также перед твердой согласной (издевка). Согласные звуки в сильной позиции интуитивно понятны всем носителям языка. Поэтому они никогда не вызывают трудностей у учащихся и легко запоминаются.
Видео:Непроизносимые согласные в корне словаСкачать
Слабая позиция
Именно она вызывает наибольшие затруднения при обучении правописанию, так как звук в такой позиции теряет свои отличительные свойства. Вместо звонкой согласной ученику очень хочется написать глухую, а твердую заменить мягкой. Винить в этой путанице стоит морфологический принцип написания слов в русском языке — необходимо писать все значащие части слова по стандартному шаблону, не обращая внимания на особености их произношения.
Для гласных звуков это, конечно же, положение в безударном слоге: весна, молоко. Звуки в такой позиции теряют долготу и силу. Как говорилось выше, для проверки написания таких слов необходимо подбирать аналогичные формы с тем же звуком в сильной позиции — под ударением.
С согласными дело обстоит куда сложнее. Если говорить о глухости и звонкости, то слабой позицией в этом случае будет положение звука в конце слова (зуб), а также перед шумными глухими и звонкими согласными (лодка, пересдача).
Составляют сомнительные согласные примеры и по мягкости/твердости: это в первую очередь уподобление впереди стоящему мягкому согласному (листик, всё, сборщик). Подробнее об особенностях написания мягкого знака будет рассказано в предпоследней главе.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№41 - Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.)Скачать
В конце слова
В каких же позициях наиболее часто встречаются слова с сомнительными согласными? Примеры очень многочисленны, поэтому прежде всего отдельно рассмотрим конечную позицию — она наиболее распространена в великом и могучем.
Звонкие согласные в конце слова имеют устойчивую тенденцию оглушаться, так как к концу слова произносительное усилие сводится к минимуму. Звуки [ф] в слове «объектив», [ш] в слове «стриж» – сомнительные согласные. Примеры озвончения в конце русских слов не встречаются.
Проверить правописание таких согласных легко – нужно изменить словоформу так, чтобы после непонятного звука стоял гласный: «объективы», «стрижи».
Следует также помнить о непроверяемых случаях: родительном падеже множественного числа (столов) и деепричастиях (упав, сделав).
Видео:Непроверяемые безударные гласныеСкачать
Сомнительные согласные в корне слова: примеры и правила
Корень слова – важнейшая часть, несущая смысл, поэтому искажать ее ни в коем случае нельзя. Существует много случаев, когда стоит запомнить правописание сомнительных согласных в корне слова. Примеры последуют ниже.
Прежде всего, подбор проверочного слова с этой же согласной в сильной позиции может существенно облегчить написание многих слов (смазка — смазывать). Чередование согласных г-ж и ц-ч также иногда встречается в русском языке (коврижка — коврига).
Видео:Русский язык. Правописание непроизносимых согласных. ВидеоурокСкачать
Двойная согласная
Если приставка и корень стыкуются с помощью одной и той же согласной, она удваивается (бессердечный, воззвать). То же касается стыка двух основ в сложных словах (главврач). Зачастую эта особенность отражается и при произнесении, так что не вызывает трудностей.
Есть и другие позиции, в которых стоят сомнительные согласные в корне: примеры касаются стыков с суффиксами. Если корень оканчивается на двойную согласную, она остается перед суффиксом в полном объеме: десятибалльный, компромиссный.
Заставят потрудиться память непроверяемые сомнительные согласные в корне слова. Примеры можно найти в орфографическом словаре: атолл, гиббон, каллиграфия, параллелограмм, теннис и другие.
Видео:Правописание согласных в корне слова| Русский язык ЦТ, ЕГЭСкачать
Мягкий знак: нужен или нет
Зачастую подвергается сомнениям мягкость согласного. Проблема здесь состоит в том, что смягчить звук способен не только мягкий знак, но и гласный с йотовым компонентом (буквы е, ё, ю, я, а также и). Поэтому в словах, где за двумя согласными следует такой гласный, мягкий знак между ними не нужен. Это правило еще раз подтверждает, какой сложный феномен – сомнительные согласные. Примеры: снежок, птенчик, гонщик, уздечка.
Особый пункт в этом правиле – числительные от пятидесяти до восьмидесяти, а также от пятисот до девятисот. Мягкий знак в словах шестьсот, семьсот остается как часть основы в составном слове. Инфинитивы пишутся с мягким знаком перед постфиксом, в отличие от личных форм глагола (хорошо учиться – они хорошо учатся). Сюда же относятся формы повелительного наклонения глагола во множественном числе (сядьте, бросьте).
Видео:Русский 3 класс. Буквы непроизносимых согласных в корне словаСкачать
Сомнительные и непроизносимые согласные: примеры и правила
Стечение трех и более согласных звуков неизбежно влечет за собой выпадение одной из них, находящейся в наиболее слабой позиции. Подбор однокоренного слова с этим звуком в сильной позиции станет надежным помощником и в этом случае. Например: здравствуйте – здравие, дилетантский – дилетант. А вот слово «лестница» придется запомнить, потому что проверочное «лесенка» здесь ничем не поможет.
Видео:Русский язык 2 класс (Урок№57 - Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком.)Скачать
Как перестать сомневаться
Только комбинирование разных методов поможет навсегда разобраться с многоликой проблемой сомнительных согласных в русском языке. Прежде всего, стоит взять на вооружение подбор проверочных слов с согласными в сильной позиции. Помимо самопроверки, поиск таких форм – это еще и увлекательное занятие, позволяющее лишний раз уделить внимание своему словарному запасу.
Безусловно, существует множество слов, которые нельзя проверить в силу их происхождения или уникальности. Такие случаи собраны в любом орфографическом словаре – надежном помощнике для каждого, кто хочет знать русский язык досконально.
И наконец, не стоит отчаиваться — полностью постичь сложнейшую грамматику русского языка могут очень немногие. К любым ошибкам правописания не нужно относиться чересчур эмоционально, достаточно лишь с готовностью их исправлять и стараться запомнить. Сомнения присущи не только согласным звукам, но и каждому из нас.
Видео:Правописание непроизносимых согласных (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Презентация по русскому языку. «Сомнительные согласные» (2 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: Сомнительные парные согласные. 2 класс Выполнила учитель МБОУ «Сош №39 «Центр физико-математического образования» г Рязани Шуралёва Нина Владимировна
Девиз урока: Постараюсь всё понять, буду грамотно писать.
Запишите парные согласные Б-П Проверьте! В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С
Объясните предложения: Береги но.. в сильный моро.. . Сне.. глубо.. – го.. хоро.. . Какие буквы пропущены в словах? Как их проверить?
У – упражняться в написании парных согласных Р – развивать внимание О – объяснять написание слов к- коллективно работать Наши задачи
Парные согласные – самые опасные! В слове ты их проверяй- Рядом гласный подставляй!
Злой волшебник спрятал буквы в словах. Догадайтесь, какие? зу гла пиро стри Как вы рассуждали?
Сравните с объяснением учебника с.115 Объясни написание сомнительных согласных в словах: кру., шар., моро., лу., запа., вку.,прору.ь
Способы проверки: Один – много Зуб – зубы Дуб — дубы 2. Называем уменьшительным – ласкательным словом Зуб – зубик Дуб — дубок
3. Говорим слово «нет» Нет зуба Нет дуба 4. После согласного стоит звонкий звук [н], [л], [м], зуб — зубной
Круг – нет круга, круглый Проверь! шарф – шарфы, шарфик мороз – морозы, морозный лук – луковица, нет лука запад – западный, вкус – вкусный, нет вкуса Прорубь – нет проруби, прорубить
Составим алгоритм. Расположите по порядку карточки с шагами алгоритма. 1 шаг: читаю слово 2 шаг: слышу сомнительный согласный звук 3 шаг: изменяю слово. Использую правила проверки. Проверьте! 4 шаг: пишу букву.
Работа в паре: Думаю сам. Высказываю своё мнение. Выслушиваю соседа. Приходим к общему мнению.
Спиши текст. Подбери проверочное слово. Вставь пропущенные буквы. Зима. Ударил сильный моро.. . Кругом сне.. . Толстый лё.. сковал пру.. . Вот сугро.. . Там спит медве..ь.
Проверьте! Зима. Ударил сильный мороз. Кругом снег. Толстый лёд сковал пруд. Вот сугроб. Там спит медведь.
Выполните задания: Во втором предложении раздели слова на слоги, поставь ударение в словах. В четвёртом предложении раздели слова на перенос. В третьем предложении подчеркни не парные звонкие согласные. В шестом предложении подчеркни парные согласные по звонкости-глухости.
Рефлексия Я Знаю… Запомнил… смог…
Домашнее задание упражнение №196
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 335 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 322 человека из 67 регионов
Презентация по русскому языку для 2 класса по теме «Сомнительные парные согласные по звонкости-глухости» к учебнику русского языка Л.Ф. Климановой.
- Шуралева Нина ВладимировнаНаписать 227 29.12.2020
Номер материала: ДБ-1609470
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 29.12.2020 0
- 29.12.2020 0
- 29.12.2020 0
- 29.12.2020 0
- 29.12.2020 0
- 29.12.2020 0
- 29.12.2020 0
- 29.12.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок 40 - Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.)Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Развлечёба | Русский язык 🗣🇷🇺 📝 Безударные гласные в корне слова | СТС KidsСкачать
Сомнительные и непроизносимые согласные
Иногда в слабой позиции согласный слышится нечетко. Бывает и так, что мы не можем понять, два согласных надо писать или три. В первом случае мы имеем дело с сомнительными согласными, во втором — с непроизносимыми.
Слабая позиция для согласного — перед другим согласным. А для сомнительного — еще и в абсолютном конце слова. Сильная позиция — перед гласным. Значит, нам надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после этого согласного был гласный: столб — столбы, вестник — вести.
На конце слова происходит оглушение. В результате и глухой согласный, и звонкий звучат одинаково: [кот] — это кот или код? Но стоит изменить слово, поставить его, например, во множественное число (коты, коды), и становится понятно, какую букву писать.
То же может произойти и в середине слова: [в’эс’т’и`]- это и везти, вести. Подбираем проверочное слово: везу – значит, надо писать «везти». Слово «вести» проверить нельзя.
Редко бывает наоборот: звонкий сосед делает звук звонким: [каз’ба`]. Чтобы проверить, подберем однокоренное слово: косить. Значит, косьба.
Так же проверяем непроизносимые согласные: [по`з’н’ий] — опоздать.
Есть слова, которые нельзя проверить, их надо запомнить: праздник, чувствовать, свадьба и т.п.
Пошаговое изучение
Этот экспресс-курс поможет тебе в изучении основных правил русского языка. Выполняй задания и следи за новыми достижениями! Начать
Тесты по русскому языку
В данном сервисе ты сможешь проверять свои знания, проходя тесты различной сложности. Перейти
Онлайн-диктанты
Прослушивай запись и записывай за диктором, после нажатия на кнопку «Проверить» ты увидишь свои орфографические и пунктуационные ошибки. Перейти
📽️ Видео
Русский язык. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.Скачать
Правописание двойных согласных| Русский язык ЦТ, ЕГЭСкачать
Главный секрет правописания. Безударные гласные в русском языке. Как писать слова без ошибок?Скачать
Непроверяемые гласные в корне словаСкачать
Удвоенные согласные. Как писать слова с удвоенными согласными?Скачать
РУССКИЙ ЯЗЫК 5 класс: Правописание проверяемых согласных в корне словаСкачать
Правописание слов с парными звон. и глух. согласными в корне | Русский язык 3 класс #11 | ИнфоурокСкачать
Русский 3 Правописание проверяемых букв согласных в корне словаСкачать