Словосочетания из литературы 8 класс

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Словосочетание

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Что такое словосочетание в русском языке

Синтаксис русского языка изучает не только текст и предложения, но и меньшие единицы, такие как словосочетания.

Словосочетание — сочетание двух и более слов, связь между которыми обусловлена грамматически и/или по смыслу.

Бегаешь у озера

От предложения словосочетание отличается своей смысловой и интонационной незаконченностью. Оно не может выполнять главную функцию предложения — коммуникативную, то есть с помощью словосочетания невозможно общаться с другими людьми, сообщать информацию. Стоит упомянуть, что это языковое явление не может использоваться самостоятельно, оно реализуется только в рамках предложения.

Не являются словосочетаниями также следующие явления:

  1. Сочетание сказуемое + подлежащее (он сказал).
  2. Однородные члены предложения (красный и желтый).
  3. Существительные с предлогом (на порожках).
  4. Глагол в безличной/страдательной форме в сочетании с субъектом в творительном падеже (сделано папой).
  5. Глаголы в будущем времени, повелительном наклонении, а также прилагательные в одной из форм степеней сравнения (буду делать, менее сильный).
  6. Сочетание глаголов в одинаковой форме.
  7. Фразеологизмы (ни рыба ни мясо).

Словосочетание состоит из двух частей:

  • главного слова;
  • зависимого слова.

Слова могут быть различных частей речи: существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и др. Пример: Выражение «желтый закат», где «закат» является главным словом, от которого задается вопрос зависимому — «какой?» — «желтый».

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды словосочетаний и способы связи слов

В русском языке выделяют пять видов словосочетаний в зависимости от смысловых отношений. Смысловые отношения определяются по вопросу, по форме от главного к зависимому. Основными являются три вида смысловых отношений: атрибутивные (определительные), объектные и обстоятельственные.

СвязьХарактеристикаПример
Грамматически и по смыслуСвязь проявляется через предлоги, окончания.
По смыслуСвязь не отражается на форме, а только на значении. Зависимое слово является неизменяемой частью речи (наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола).
Смысловое отношениеХарактеристикаПример
СубъектноеВ качестве зависимого слова выступает субъект действияХрабрость (кого?) солдата
КомплетивноеЗависимое слово дополняет недостающую информацию главного. Круг слов для связи ограничен.Три угла
АтрибутивноеСочетание предмет/явление + признакИнтересное упражнение
ОбъектноеХарактеризует действие, сочетание процесс + объектЧитать журнал
Обстоятельственное
  • определительно-обстоятельственное;
  • временное;
  • пространственное;
  • причинное;
  • целевое.
  • говорить с презрением, рассказывать скучно;
  • приехать через час, сохнуть осенью;
  • находиться в кабинете, жить в соседнем доме;
  • отсутствовать по семейным обстоятельствам, споткнуться спросонья;
  • уехать отдыхать.

Другая классификация рассматривает лишь структуру словосочетаний. Так выделяют простые, сложные словосочетания.

ПростыеСложные
Характеризуется сочетанием лишь двух знаменательных слов: «новый телефон», «синяя птица», «маленький зритель», «марокканские апельсины».Состоят из трех и более слов, «продолжают», распространяют простые словосочетания: «прогулки по вечерней Москве», «отдыхать летом на берегу озера», «веселая встреча с друзьями».

По степени сочетаемости компонентов словосочетания выделяют свободные и несвободные словосочетания.

Синтаксически свободныеСинтаксически несвободные
Оба компонента могут свободно заменяться, употребляться свободно: «высокий стол» — любой из компонентов может быть заменен. Например, прилагательное высокий на другое качественное прилагательное: «низкий», «покосившийся», «старый», «новый».Это явление представляет собой нерушимое в данном контексте единство, компоненты которого не могут быть изменены/заменены: «анютины глазки», «высокорослая девушка».

Помимо видов словосочетаний, в русском языке существует такое явление, как «подчинительная связь». Словосочетание не могло бы существовать без подчинительной связи разных типов, это основополагающая характеристика его структуры.

Выделяют три вида подчинительной связи:

  • согласование;
  • управление;
  • примыкание.

Определение

Согласование — это вид подчинительной связи, при которой главное и зависимое полностью копируют падеж, род, число друг друга. Они едины по своей форме, поэтому, если будут происходить изменения в главном слове, зависимое также поменяется.

В роли главного слова при согласовании обычно выступает существительное, местоимение, а в роли зависимого — прилагательное, причастие, порядковое числительное

«Читающий дедушка», где «дедушка» — главное слово,сущ, в им.п, м.р, ед.ч, как и второй компонент — «читающий»; «наша квартира», где «квартира» — сущ, в им.п, ж.р, ед.ч, как и «наша».

Управление — вид подчинительной связи, при котором главное слово «подчиняет» зависимое, требует от него определенной падежной формы.

В качестве главного обычно используются глаголы, причастия, деепричастия, существительные, прилагательные, числительные, в качестве зависимого — существительное, местоимение, числительное.

«Принять помощь», где глагол «принять» выступает в роли главного, требует от зависимого слова им.п/в.п.

Примыкание — вид подчинительной связи, зависимое слово при котором является неизменяемой частью речи, связь только по смыслу.

В роли главного слова — глагол, наречие, прилагательное; в роли зависимого — наречие, деепричастие, глагол в неопределенной форме.

«Знать наизусть» — зависимое слово является наречием.

Простая схема по определению подчинительной связи:

  1. Зависимое слово — наречие, деепричастие, инфинитив? Перед вами примыкание.
  2. В словосочетании есть предлог? Перед вами управление.
  3. Главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже? Перед вами согласование.

Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Как определить главное и зависимое слово

Главное слово — это всегда слово, от которого задается вопрос для зависимого (синее небо — небо (какое?) синее). Главное слово обозначает действие, признак, предмет. Главное слово обозначается «крестиком». Главное свойство главного слова — задает смысловую связь в словосочетании, которая выражается как раз через вопрос.

Видео:Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Виды связей в словосочетаниях

Словосочетания из литературы 8 класс

О чем эта статья:

Видео:8 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

8 класс. Русский язык. Словосочетания

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Словосочетание. 8 классСкачать

Словосочетание. 8 класс

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать

05. Русский язык 8 класс - Словосочетание  Его строение и грамматическое значение.

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Виды словосочетаний | ВидеоурокСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Виды словосочетаний | Видеоурок

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Открытый урок по русскому языку на тему «Словосочетание» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка по ФГОС ООО

в 8 а классе по теме «Словосочетание».

(По учебнику М. М. Разумовской)

Выполнила Окорокова ОльгаВасильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ с. Толстая Дубрава»

Технологическая карта урока русского языка в 8а классе

Тип урока : повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН. повторение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока : сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами

Цель урока : повторить , систематизировать, закрепить знания о словосочетаниях.

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять типы связи в словосочетаниях,

3) дать понятие о синонимичных словосочетаниях; закрепить умение делать схемы;

4) подготавливать учащихся к выполнению заданий В7 в ОГЭ по новой форме для 9-х классов;

5) закрепление навыков правописания;

6) обучение умению связно излагать свои мысли.

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) формирование умения анализировать языковой материал.

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

воспитание любви к родному русскому языку;

формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); обогащение словарного запаса учеников, расширение их кругозора;

развитие творческих способностей и воображения.

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технология коллективного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ОГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра«Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование: мультимедийный проектор, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цветов, раздаточный материал (текст), компьютерная презентация.

Учитель: Словосочетание в отличие от слова, состоит из отчётливо выделяющихся слов-названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же составные части – морфемы – слиты воедино: отталкивает воду-водоотталкивающий.

Отдельное словосочетание не выражает никакого суждения, не передаёт и отношения говорящего к высказыванию, не имеет интонации, поэтому не выступает как единица общения.

Словосочетание, как и слово, входит в состав предложения и служит для него строительным материалом.

Всякое ли сочетание слов является словосочетанием?

Работа в группах: каждой группе предлагается список слов с заданием:время на выполнение – 5 минут.

Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.

1.иду в школу; наступило утро; более высокий; горячо любить

2. листья падают; пишу письмо; вокруг дома; громко разговаривать

3. в течение года; красный шарф; часто вспоминаем; прибежали дети.

Вывод (записываем в тетради): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями (Слайд 10):

1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении;

2) сочетание самостоятельного слова со служебным;

3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение;

🔍 Видео

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: