- Словосочетание
- Что такое словосочетание в русском языке
- Виды словосочетаний и способы связи слов
- Как определить главное и зависимое слово
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Открытый урок по русскому языку на тему «Словосочетание» (8 класс)
- 🔍 Видео
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Словосочетание
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Что такое словосочетание в русском языке
Синтаксис русского языка изучает не только текст и предложения, но и меньшие единицы, такие как словосочетания.
Словосочетание — сочетание двух и более слов, связь между которыми обусловлена грамматически и/или по смыслу.
Связь | Характеристика | Пример | |||||||||||||||||||||||||
Грамматически и по смыслу | Связь проявляется через предлоги, окончания. | ||||||||||||||||||||||||||
По смыслу | Связь не отражается на форме, а только на значении. Зависимое слово является неизменяемой частью речи (наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола). |
Смысловое отношение | Характеристика | Пример |
Субъектное | В качестве зависимого слова выступает субъект действия | Храбрость (кого?) солдата |
Комплетивное | Зависимое слово дополняет недостающую информацию главного. Круг слов для связи ограничен. | Три угла |
Атрибутивное | Сочетание предмет/явление + признак | Интересное упражнение |
Объектное | Характеризует действие, сочетание процесс + объект | Читать журнал |
Обстоятельственное |
|
|
Другая классификация рассматривает лишь структуру словосочетаний. Так выделяют простые, сложные словосочетания.
Простые | Сложные |
Характеризуется сочетанием лишь двух знаменательных слов: «новый телефон», «синяя птица», «маленький зритель», «марокканские апельсины». | Состоят из трех и более слов, «продолжают», распространяют простые словосочетания: «прогулки по вечерней Москве», «отдыхать летом на берегу озера», «веселая встреча с друзьями». |
По степени сочетаемости компонентов словосочетания выделяют свободные и несвободные словосочетания.
Синтаксически свободные | Синтаксически несвободные |
Оба компонента могут свободно заменяться, употребляться свободно: «высокий стол» — любой из компонентов может быть заменен. Например, прилагательное высокий на другое качественное прилагательное: «низкий», «покосившийся», «старый», «новый». | Это явление представляет собой нерушимое в данном контексте единство, компоненты которого не могут быть изменены/заменены: «анютины глазки», «высокорослая девушка». |
Помимо видов словосочетаний, в русском языке существует такое явление, как «подчинительная связь». Словосочетание не могло бы существовать без подчинительной связи разных типов, это основополагающая характеристика его структуры.
Выделяют три вида подчинительной связи:
- согласование;
- управление;
- примыкание.
Определение
Согласование — это вид подчинительной связи, при которой главное и зависимое полностью копируют падеж, род, число друг друга. Они едины по своей форме, поэтому, если будут происходить изменения в главном слове, зависимое также поменяется.
В роли главного слова при согласовании обычно выступает существительное, местоимение, а в роли зависимого — прилагательное, причастие, порядковое числительное
«Читающий дедушка», где «дедушка» — главное слово,сущ, в им.п, м.р, ед.ч, как и второй компонент — «читающий»; «наша квартира», где «квартира» — сущ, в им.п, ж.р, ед.ч, как и «наша».
Управление — вид подчинительной связи, при котором главное слово «подчиняет» зависимое, требует от него определенной падежной формы.
В качестве главного обычно используются глаголы, причастия, деепричастия, существительные, прилагательные, числительные, в качестве зависимого — существительное, местоимение, числительное.
«Принять помощь», где глагол «принять» выступает в роли главного, требует от зависимого слова им.п/в.п.
Примыкание — вид подчинительной связи, зависимое слово при котором является неизменяемой частью речи, связь только по смыслу.
В роли главного слова — глагол, наречие, прилагательное; в роли зависимого — наречие, деепричастие, глагол в неопределенной форме.
«Знать наизусть» — зависимое слово является наречием.
Простая схема по определению подчинительной связи:
- Зависимое слово — наречие, деепричастие, инфинитив? Перед вами примыкание.
- В словосочетании есть предлог? Перед вами управление.
- Главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже? Перед вами согласование.
Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Как определить главное и зависимое слово
Главное слово — это всегда слово, от которого задается вопрос для зависимого (синее небо — небо (какое?) синее). Главное слово обозначает действие, признак, предмет. Главное слово обозначается «крестиком». Главное свойство главного слова — задает смысловую связь в словосочетании, которая выражается как раз через вопрос.
Видео:Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:8 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Словосочетание. 8 классСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Виды словосочетаний | ВидеоурокСкачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Открытый урок по русскому языку на тему «Словосочетание» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка по ФГОС ООО
в 8 а классе по теме «Словосочетание».
(По учебнику М. М. Разумовской)
Выполнила Окорокова ОльгаВасильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ с. Толстая Дубрава»
Технологическая карта урока русского языка в 8а классе
Тип урока : повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН. повторение знаний, коррекция умений и навыков.
Цель урока : сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами
Цель урока : повторить , систематизировать, закрепить знания о словосочетаниях.
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять типы связи в словосочетаниях,
3) дать понятие о синонимичных словосочетаниях; закрепить умение делать схемы;
4) подготавливать учащихся к выполнению заданий В7 в ОГЭ по новой форме для 9-х классов;
5) закрепление навыков правописания;
6) обучение умению связно излагать свои мысли.
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) формирование умения анализировать языковой материал.
воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
воспитание любви к родному русскому языку;
формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); обогащение словарного запаса учеников, расширение их кругозора;
развитие творческих способностей и воображения.
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Технология коллективного обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ОГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра«Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
Оборудование: мультимедийный проектор, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цветов, раздаточный материал (текст), компьютерная презентация.
Учитель: Словосочетание в отличие от слова, состоит из отчётливо выделяющихся слов-названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же составные части – морфемы – слиты воедино: отталкивает воду-водоотталкивающий.
Отдельное словосочетание не выражает никакого суждения, не передаёт и отношения говорящего к высказыванию, не имеет интонации, поэтому не выступает как единица общения.
Словосочетание, как и слово, входит в состав предложения и служит для него строительным материалом.
Всякое ли сочетание слов является словосочетанием?
Работа в группах: каждой группе предлагается список слов с заданием:время на выполнение – 5 минут.
Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.
1.иду в школу; наступило утро; более высокий; горячо любить
2. листья падают; пишу письмо; вокруг дома; громко разговаривать
3. в течение года; красный шарф; часто вспоминаем; прибежали дети.
Вывод (записываем в тетради): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями (Слайд 10):
1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении;
2) сочетание самостоятельного слова со служебным;
3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение;
🔍 Видео
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать