- Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.
- III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.
- IV. Закрепление. Слайд № 9.
- V. Рефлексия. Слайд № 13.
- Русский язык. 5 класс
- Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Виды словосочетаний»
- 💡 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс
Класс: 5
Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.
Цели урока:
- дать понятие словосочетания;
- научить отличать словосочетания от слова;
- сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
- находить главное и зависимое слово;
- различать именные и глагольные словосочетания;
- воспитывать любовь к родной природе, слову.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.
– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.
– Что такое синтаксис?
– Что такое пунктуация?
– Какие знаки препинания вы знаете?
(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).
Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.
– Посмотрите на изображение. Что вы видите на нем?
Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.
(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)
– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?
– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.
– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?
Чистая | вода |
Стройная | береза |
Тихая | река |
Зеленая | трава |
Желтые | листья |
Голубое | небо |
Перед вами словосочетания.
Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом
Словосочетание всегда состоит из двух частей.
Обратимся к учебнику.
– Как связаны слова в словосочетании?
Слайд № 8. Запомни!
Словосочетанием не являются:
– Сочетание подлежащего и сказуемого .
– Однородные члены предложения.
Наступила хмурая, дождливая осень.
Наступила осень.
Хмурая, дождливая.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.
IV. Закрепление. Слайд № 9.
1. На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
2. Работа в группах.
На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.
Кто быстрее и без ошибок?
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)
Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)
Проверка. Слайд № 10, 11.
– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?
3. Работа со стихотворениями.
Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.
Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)
Учитель: Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.
4. Работа с учебником. Упр. 128.
V. Рефлексия. Слайд № 13.
– В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.
– Что такое словосочетание?
– Из каких частей состоит словосочетание?
– Что не является словосочетанием?
2. Тестирование. Слайд № 14, 15.
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.
Домашнеее задание. Слайд № 16.
Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Словосочетание как единица синтаксиса.
- Средства связи слов в словосочетании.
- Разбор словосочетания.
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.
2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. — С. 121.
3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.
Наслаждаться (чем?) – тишиной.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».
От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.
Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.
Восхищаться (чем?) картиной.
Сидеть (где?) на уроке.
Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.
Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)
Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:
- выделить грамматическую основу;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
- выделить словосочетания группы второстепенных членов.
Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.
Любимый урок – прил. + сущ.
Помощь брату – сущ. + сущ.
Поехать на автобусе – гл. + сущ.
Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
- определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
- объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
- обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».
Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.
По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.
Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо
- назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
- определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
- назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
- определить модель словосочетания;
- определить тип связи.
Теоретический материал для углублённого изучения
Виды связи слов в словосочетаниях
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».
При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.
Формы связи зависимого слова от главного
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже
Зависимое слово связано с главным только по смыслу
Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Виды словосочетаний»
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тип урока: комбинированный
Тема урока «Виды словосочетаний»
Цель: Ознакомление с видами словосочетаний.
Определять главное и зависимое слово в словосочетании
Отрабатывать умение составлять словосочетания
Различать именные и глагольные словосочетания
Обогащение словарного запаса школьников
Обучение умению связно излагать свои мысли
Развитие логического мышления школьников
Овладение нормами литературного языка
Воспитание любви к родному русскому языку
Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, парная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал, перфокарты, карточки, тесты, картины художника Васнецова В.М.
I. Организационный момент.
1. Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Запись в тетрадь: число, классная работа.
2. Психологический настрой.
Знания мы в круг собрали.
Словосочетания мы изучали.
Нам преграды все пройти надо.
И к концу пути
Будем мы ещё умнее,
А от этого сильнее.
Сила наша не в руках,
А в умах и головах.
И сегодня всё расскажем,
И запишем, и покажем.
Мы должны всё изучить,
Обобщить и закрепить.
Время даром не теряем,
Вспоминаем, повторяем,
Навсегда запоминаем.
В добрый путь же, господа!
II. Актуализация знаний учащихся.
Работа по эпиграфу. (Слайд).
Эпиграф к уроку: «Язык неистощим в соединении слов» А.С.Пушкин.
Учитель: О чем пойдет речь на нашем уроке? (Соединение слов – это есть словосочетание.)
Учитель: Подберите синоним к слову «соединение» (сочетание слов)
(Учащиеся называют основную тему урока – «Словосочетание»)
Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах.
Какая синтаксическая единица называется словосочетанием? (Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)
Чем словосочетание отличается от слова? (Словосочетание более точно называет предмет)
Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)
Как связываются слова в словосочетании (По смыслу и грамматически)
Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании (С помощью вопроса от главного слова к зависимому.)
Какими средствами может выражаться грамматическая связь между словами в словосочетании? (С помощью окончания зависимого прилагательного, существительного, с предлогом или без него, по смыслу, если зависимое слово выражено наречием)
Парная работа. «Проверь себя» (Слайд)
4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам;
5. Сочетание слов;
6;7. Способы грамматической связи.
1.Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания;
2;3. Части словосочетания.
Ответы: По горизонтали: 4. Смысловая; 5. Словосочетание; 6;7 Предлог, окончание.
По вертикали: 1. Грамматическая; 2;3 Зависимое, главное.
Практическая работа по изученному материалу. (Слайд)
Учитель: Составьте словосочетания и запишите их в тетрадь, обозначьте стрелками зависимость между частями словосочетаний, вставьте пропущенные буквы.
Учитель: Что необычного вы заметили?
Ученики: Нельзя составить словосочетание из двух последних слов.
Учитель: Почему нельзя составить словосочетания из двух последних слов?
(Это случайный подбор слов, сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания)
Обобщение знаний учащихся.
Учитель: Ребята, какие понятия вами усвоены по теме «Словосочетание»
(Понятие о словосочетании как о сочетании слов, конкретизирующих предмет или действие; ознакомление со структурой словосочетаний, выделение в словосочетании главного и зависимого слова, установление смысловой связи между зависимым словом и главным словом, установление грамматической связи между словами в словосочетании с помощью окончаний и предлога)
Гимнастика для глаз. (Слайд)
III . Работа над новым материалом. Проблемная ситуация. (Слайд)
А) Учитель: Найдите закономерность в построении словосочетании.
Очень хорошая
Изложить мысли
(В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем — имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя». В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол».)
Б) Учитель: Прочитайте словосочетания. Распределите словосочетания в два столбика по главному слову. (Слайд)
И нтересная книга, празд ник в деревне, очень интересная, не справился с заданием, готовиться к урокам , слышится издалека.
Учитель: Какие видите факты? ( В первый столбик мы отнесли словосочетания, где главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, во второй столбик — словосочетания, где главное слово – глагол.)
Учитель: Как вы думаете, как можно назвать словосочетания, если главное слово «имя»? (Именное). А если главное слово — «глагол»? (Глагольное)
В) Работа по таблице. (Слайд)
обращение к людям
Главное слово выражено именем существительным и именем прилагательным.
Главное слово выражено глаголом.
Виды именных словосочетаний.
Прилагательное + существительное – волк бурый
Существительное + существительное – обращение к людям
Существительное + наречие – знакомый давно
Виды глагольных словосочетаний.
Глагол + существительное – служит верно
Глагол + наречие – обратиться смело
Учитель: Давайте сделаем вывод. Составьте лингвистический рассказ на тему «Виды словосочетаний». (Учащиеся составляют лингвистический рассказ: Словосочетания бывают именные и глагольные. В именном словосочетании главное слово – имя существительное и имя прилагательное, в глагольном словосочетании — главное слово – глагол.)
Работа по усвоению нового материала.
Коллективная работа. (Слайд.)
Учитель: Прочитайте текст стихотворения И. Грекова
Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.
Задание: заполнить таблицу.
Виды именных словосочетаний.
Самостоятельная работа. ( Слайд)
Прочитайте отрывок из стихотворения М. Исаковского.
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льется тихо и пугливо
Задание: Найти глагольные словосочетания, записать их в тетрадь.
Виды глагольных словосочетаний.
Упражнения на релаксацию.
(Упражнения на мышечное расслабление необходимо применять на практике с целью управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. Начинают нервничать, что приводит к новому напряжению групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечные расслабления способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждении нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить не любом уроке в течение 3-5 минут).
Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следить, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.
Закрепление изученного материала.
Проверочная работа. (Слайд)
Учитель: Заполнение перфокарты. (Перфокарта у каждого ученика: учитель читает словосочетания, ученик ставит знак «+» в нужной графе)
💡 Видео
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 классСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№83 - Спряжение глаголов.)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать
Урок по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 классСкачать