- Глагольные словосочетания
- Понятие о словосочетании
- Что такое глагольное словосочетание?
- Примеры глагольных словосочетаний
- Главное слово — глагол
- Главное слово — причастие
- Главное слово — деепричастие
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Глагольные словосочетания — правило, примеры и разбор
- Отличительные признаки
- Выявление в предложении
- Проведение анализа
- Типология и примеры
- Значение конструкций
- Особенности преподавания
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания составляют глагол или его формы, связанные подчинительной связью с зависимым словом.
Видео:Глагол. Причастие и деепричастие как особые формы глагола| Русский языкСкачать
Понятие о словосочетании
В словосочетание объединяются два слова, одно из которых является главным, а второе — зависимым. Главное слово управляет зависимым, требует от него определенной грамматической формы или соединяется с ним по смыслу:
- писать (что?) письмо (сущ. в форме винительного падежа);
- восхищаться (чем?) музыкой (сущ. в форме творительного падежа);
- готовый (к чему?) к выступлению (сущ. в форме дательного падежа).
Такая неравноправная синтаксическая связь между словами называется подчинительной.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Что такое глагольное словосочетание?
В зависимости от того, словом какой части речи является главная лексема, различают три типа словосочетаний:
Стержневым словом в глагольном словосочетании является глагол в различных формах, деепричастие или причастие.
Глагол может предопределять выбор формы зависимого слова, требовать определенного косвенного падежа существительного, местоимения, то есть управляет ими:
Такая подчинительная связь между глаголом и зависимым словом называется управлением.
Глагол и его формы могут соединяться с зависимым неизменяемым словом только по смыслу, то есть примыкать:
Рассмотрим подробно, с какими словами сочетаются глагол и его формы и составляют с ними глагольные словосочетания.
Видео:Что такое причастиеСкачать
Примеры глагольных словосочетаний
Главное слово — глагол
1. Глагол + существительное (с предлогом и без него)
- утвердить постановление;
- обсудить привилегии;
- написать записку;
- стыдить притворщика;
- блестеть на солнце;
- приплыть к берегу;
- смотреться в зеркало;
- прилечь на диване;
- зайти в дом;
- остаться без поддержки.
2. Глагол + глагол (инфинитив)
3. Глагол + местоимение
4. Глагол + наречие
5. Глагол + деепричастие
Главное слово — причастие
1. Причастие + существительное
- лелеемый бабушкой;
- любимый детьми;
- блеснувший в траве;
- заржавевший от сырости;
- подвешенный над костром;
- замотанный шарфом;
- просеянный сквозь сито;
- вышитый нитками;
- растертый в порошок.
2. Причастие + наречие
Главное слово — деепричастие
1. Деепричастие + существительное
- блестя на солнце;
- выйдя за дверь;
- падая хлопьями;
- расстилаясь ковром;
- побледнев от страха;
- повернув за угол;
- разговаривая по телефону;
- увлекшись идеей;
- прогуливаясь по берегу.
2. Деепричастие + наречие
Видео:Типы сказуемых. Простое глагольное, составное именное, составное глагольноеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnlineСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Русский язык 7 класс (Урок№25 - Деепричастие как часть речи.)Скачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Что такое деепричастиеСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Урок 1. Что такое ДЕЕПРИЧАСТИЕ? Как его образовать? || ДеепричастияСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Все про глагол. Вид, залог, спряжение, наклонение, время, возвратность, переходность, разборСкачать
Глагольные словосочетания — правило, примеры и разбор
Видео:Урок 1. Активные причастия (настоящее время) || ПричастияСкачать
Отличительные признаки
Словосочетания с главным словом-глаголом носят название глагольных. Однако это не единственный тип сочетаний в русском языке. Также эти синтаксические единицы могут быть именными и наречными. Отличить их друг от друга несложно, достаточно выявить главный компонент, от него задать вопрос зависимому и посмотреть на его часть речи. Например, «светлый плащ» — именное сочетание, поскольку главный компонент «плащ» — имя существительное, от него задается вопрос зависимому прилагательному: плащ (какой?) светлый.
А «бежать быстро» — пример глагольного сочетания, ведь слово «бежать» в нем является главным, от него задают вопрос «как», на который и отвечает зависимое наречие.
Также можно выделить следующие признаки данных конструкций:
- Главное слово — глагол или его особые формы (причастие, деепричастие). Глагол может иметь любое спряжение, время и число, может быть представлен инфинитивом.
- Форма синтаксической связи — управление или примыкание.
- Зависимый компонент чаще всего выражен наречием. Однако может быть выражен и другими частями речи.
Если способ связи — согласование, то сочетание не может являться глагольным.
Видео:Русский язык. Части речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. ПредлогСкачать
Выявление в предложении
Очень важно научиться находить такие конструкции в предложении или тексте. Есть определенные правила, которые помогут это сделать. Первый шаг — найти грамматическую основу, подлежащее и сказуемое, которые относятся к главным членам и не являются словосочетаниями. Например: «белый пушистый зайчик ловко уходил от ловушек, расставленных в спешке охотником». Грамматическая основа в этом случае «зайчик уходил».
Следующий шаг — нужно, чтобы вы выписали все словосочетания, которые встречаются в предложении.
Важно отделять словосочетания от сочетаний слов, которые не имеют между собой логической связи. Например, «зайчик ловко» — это две лексемы, между которыми нет семантической связи, поэтому словосочетанием такая конструкция не является.
Далее необходимо выявить из списка непосредственно глагольные конструкции и переписать их отдельно. К их числу относятся три последних примера. Еще одно выявленное сочетание «белый пушистый зайчик» именное, поскольку главный компонент — имя существительное.
Видео:Типы сказуемыхСкачать
Проведение анализа
Разбор глагольных словосочетаний предполагает использование определенной схемы, конкретного порядка действий, первым шагом в котором является обнаружение главного и зависимого компонентов. От главного к зависимому задается вопрос. Например, «уходил (как?) ловко», «расставленных (кем?) охотником», «расставленных (как?) в спешке».
Следующий шаг — определение частей речи, которыми выражены компоненты: уходил (глагол) ловко (наречие); расставленных (причастие) охотником (существительное), в спешке (наречие).
Определить тип сочетаний становится несложно — все они относятся к глагольным. Наконец, необходимо определить способ связи элементов конструкции, это управление, выраженное по смыслу, интонационно и грамматически.
Смысловые отношения между главным и зависимым компонентами обстоятельственные и объектные.
Видео:Разница между причастием и деепричастием #репетитор #русскийязык #причастие #деепричастие #егэ #огэСкачать
Типология и примеры
Форма глагола в такого рода синтаксических единицах может быть любой. Например: «смотреть косо», «лежал удобно», «бежала быстро», «будет выступать под аплодисменты», «смогу победить уверенно», «ешь немедленно!». Все эти конструкции называются глагольными словосочетаниями, от которых следует отличать составные глагольные сказуемые.
В них имеются две глагольные формы: «умеет работать» — оба глагола, представляют собой сложную форму главного члена предложения, к словосочетаниям не относятся. А «умеет работать хорошо» — это пример сочетания составного глагольного сказуемого с наречием, то есть сочетание, в котором главный компонент выражен двумя лексемами, а зависимый — одной.
Примеры сочетаний, в которых главным словом является причастие: «уснувший быстро», «подъехавшие к городу», «встречающие гостей», «общающийся с начальником», «уставший от работы», «понимавший его». Схема таких конструкция проста: причастие плюс существительное, местоимение или наречие. Составить их можно так: подобрать причастие, задать от него вопрос и придумать подходящее по смыслу зависимое слово, которое будет нести в себе дополнительную информацию о действии.
Например, необходимо описать бег. Причастие «бежавший», от него задается вопрос (как? где? когда? и другие) и подбираются зависимые слова: бежавший (как?) быстро, медленно, галопом, рысью; бежавший (где?) в лесу, по полю, в тренажерном зале, на стадионе; бежавший (когда?) утром, в дождь, весной, в 1991 году; бежавший (куда) в лес, к другу; бежавший (откуда?) из парка, от бабушки.
Следующая форма глагольных словосочетаний — в которых главный элемент выражен деепричастием: «читая книгу», «прося защиты», «опасаясь змей».
А примеры словосочетаний глагол и деепричастие (смотреть, играя; плакать, проигравши) — это глагольные сочетания, в которых основной элемент выражен глаголом. От него можно задать вопрос деепричастию, которое в данном случае будет выступать зависимым словом.
Видео:Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
Значение конструкций
Глагольные словосочетания очень важны для носителя языка, поскольку помогают передать более подробную информацию, чем это можно было бы сделать одним словом. Например, «править» — это глагол, который не дает представления о том, как именно происходит действие. А если включить его в словосочетание, то читатель или слушатель получит более подробные данные:
- Править королевством (узнает место действия).
- Править строго (особенность действия, характеристику).
- Править временно (время действия).
Таким образом, данные глагольные словосочетания дают возможность информативнее передать сведения. Они являются важнейшей частью предложения или текста, делают его полезным, интересным, распространенным. Автору с их помощью гораздо проще излагать свои мысли, а читателю — понимать, о чем идет речь.
Видео:Русский язык 7 класс (Урок№10 - Причастие как часть речи.)Скачать
Особенности преподавания
В школе, особенно в начальных классах, детям сложно разобраться, что такое глагольное словосочетание, поэтому изучать их начинают в среднем звене, после знакомства с причастием и деепричастием. Но это не значит, что младшие школьники совсем не используют такие обороты. В речи, как устной, так и письменной, они встречаются, даже при синтаксическом разборе предложений можно задать от главного слова-глагола вопрос и выявить зависимое.
«Кошка медленно идет»: идет (как?) медленно. Дети интуитивно понимают, что наречие помогает более детально охарактеризовать способ действия, но пока не могут сказать, какая именно единица синтаксиса перед ними.
В средней школе ученики уже знакомятся со словосочетаниями, учатся вычленять их в тексте, анализировать. И чтобы они быстрее разобрались в теме, следует научить их таким хитростям:
- Способ связи согласование — сигнал того, что словосочетание не может быть глагольным.
- От глагола вопросы задаются чаще всего наречиям, существительным и местоимениям. Например, «нарушить умышленно»: нарушить (как?) умышленно, или «соответствовать идеалу»: соответствовать (чему?) идеалу. Вопрос следует задавать каждый раз, когда нужно вычленить и проанализировать конструкцию.
- В одном предложении может быть несколько таких конструкций, важно найти их все.
- Сначала выявить грамматическую основу, посмотреть, возможно, имеется составное глагольное или именное сказуемое, которые не относятся к рассматриваемым единицам синтаксиса.
- Содействие окажет и анализ смысловых отношений. Это могут быть объектные отношения — действие и его предмет, например, «приказать подчиненному», «копать траншею», «читая книгу», «тереть на терке» «бывать на море». А также обстоятельственные — указание на признак действия: «читать медленно», «бежать галопом», «сидеть прямо». Слова в данном случае могут сочетаться между собой по смыслу и грамматически.
Глагольные словосочетания — важнейшие синтаксические единицы, которые делают нашу речь богаче и образнее, помогают передать более детальную информацию о действии, поэтому их необходимо использовать и уметь анализировать.