Словосочетания для первого чтения

Содержание
  1. От словосочетания к предложению, от предложения к тексту.
  2. Упражнения по чтению «Читаем словосочетания» для 2-3 классов
  3. Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами
  4. Упражнения развития четкости произношения.
  5. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

    Слова с общим корнем: вода, водный; белый, белье; Родина, родной. Сочетания слов: чистого берега; у дальнего леса. Корень слова: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка. Связный текст для безошибочного восприятия: абзац, строфа, или “спрашивают-спрашивали, расспрашивать-расспрашивали”. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. ученье въюга, метель, поземка, буря ученый Чтение — вот лучшее умение. ученик бури ветры ураганы разыграйся заморозить выхолаживая Дети запоминают и повторяют. Также здесь используются зрительные диктанты по И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцеву. Проверка зрительной памяти. Рассмотреть таблицу рисунков в течение 30 секунд. Закрыть ее и посмотреть на рисунки справа. Отметьте те из них, которые вы запомнили из левой таблицы. 7 элементов – средний уровень, 12 — хорошая зрительная память, Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

    “Губы”. Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать “про себя” дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. Аленка вылез— из луж— и сказа—: — А вода до чего тепл—! И побеж— по ули—, по всем лужи— и калужинк—. Таня бросил— за ней. Они догон— друг друга, шлеп— босы— ног— по воде, подним— весел— брыз—, и смеял—. Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных. Примеры: буквы Ц-Л могут дать слова цель, целый и др.; буквы С-Л — сало, соль, соло, сила осел. Таблица комбинаций согласных букв. А Б В с д б г р г л г м л б х р к д I т р с р в л п р з н р д м р к к з н д н з л т м т г л б к м п ж р в р г д р ж р ж с ф л м ж л в л г л к с д м т з д к ж II к б т н с п с к р д б р б л ш к с л ж л д н ш г з т н ж р т м р з м т м б к п в р с п т п н в н т л м к л г р м т р с III з в д л п щ к в щ л з р ж б р ц р т м с г т н к р л д к р т п с п л б з р г з м н б л с р б р з м ж в т р т м н с п р к Найти буквы по координатам: Тренировка происходит в парах. Обучаемый, найдя заданную партнером согласную, комбинирует ее с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные. Упражнение на антиципацию частей диалога. – Ты уже читал эту книгу? — Я тебе ее дам прочитать. (Спасибо. Но я ее тебе не скоро верну.) — Ты что мелено читаешь? (Да. И читать некогда.) Упражнения на понимание прочитанного. 1. Назови одним словом: Чиж, грач, сова, ласточка, стриж — … 2. Раздели слова на группы: А) заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь. Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос. 3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова: Травы: (клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница). Шляпа, волосы, глаза, нос, уши. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно. 5. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову: Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос). Виды чтения. Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу. Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы). Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано. Чтение – канон. Дети читают за хорошо читающим учеником. Чтение по ролям. Чтение цепочкой. Прерывать нельзя. Чтение на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения. Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Чтение “спотыкаясь о камушки”. Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки). Представьте себе – течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте. Виды работы над текстом. Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаю виды заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным. 1. Чтение самого красивого места в рассказе. 2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. 3. Чтение “выше нормы” (это домашнее чтение, поэтому ученик набирает 10-15 слов выше нормы) 4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа. 5. Чтение и установление что правда, что вымысел (для сказки). 6. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку. 7. Чтение, рассказ о том, что понравилось, что запомнилось. 8. Установление путем чтения причинно-следственных связей. 9. Чтение названия рассказа. (как еще можно назвать). 10. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы. 11. “Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное). 12. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов. 13. Чтение, пометка непонятных слов. 14. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: 15. Чтение с выписыванием слов для цитат и словаря. 16. Комбинированное чтение (учитель – ученики). 17. Нахождение отрывка, который нужно прочесть презрительно, строго, с мольбой, досадой, радостью, печально… 18. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным знаком, и др. 19. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. 20. Нахождение в рассказе самого длинного слова. Список использованной литературы: 1. Популярная психология для родителей “Если ребенок не любит читать”; М. Кравцова, М.: “Эксмо”, 2003. 2. Резервы обучения чтению; В. Н. Зайцев, М.: “Просвещение”, 1991. 3. Чтение как психологическая проблема учащихся 1-6 классов; М. В. Гушенец, Томск: “Пеленг”, 1999. 4. Практическая методика обучения русскому языку в начальных классах; С. И. Поздеева, Томск: “Пеленг”, 2000. 5. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения; Т. И. Кондранина, М.: 1998. 6. Совершенствование чтения младших Школьников; М. И. Оморокова, М.: 1999. 7. Читать меньше, чтобы читать больше; И. Куликова, газета “Начальная школа” (еженедельное приложение к газете “1 сентября”), №21, 1995.
  6. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
  7. Проверка зрительной памяти.
  8. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

    “Губы”. Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать “про себя” дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. Аленка вылез— из луж— и сказа—: — А вода до чего тепл—! И побеж— по ули—, по всем лужи— и калужинк—. Таня бросил— за ней. Они догон— друг друга, шлеп— босы— ног— по воде, подним— весел— брыз—, и смеял—. Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных. Примеры: буквы Ц-Л могут дать слова цель, целый и др.; буквы С-Л — сало, соль, соло, сила осел. Таблица комбинаций согласных букв. А Б В с д б г р г л г м л б х р к д I т р с р в л п р з н р д м р к к з н д н з л т м т г л б к м п ж р в р г д р ж р ж с ф л м ж л в л г л к с д м т з д к ж II к б т н с п с к р д б р б л ш к с л ж л д н ш г з т н ж р т м р з м т м б к п в р с п т п н в н т л м к л г р м т р с III з в д л п щ к в щ л з р ж б р ц р т м с г т н к р л д к р т п с п л б з р г з м н б л с р б р з м ж в т р т м н с п р к Найти буквы по координатам: Тренировка происходит в парах. Обучаемый, найдя заданную партнером согласную, комбинирует ее с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные. Упражнение на антиципацию частей диалога. – Ты уже читал эту книгу? — Я тебе ее дам прочитать. (Спасибо. Но я ее тебе не скоро верну.) — Ты что мелено читаешь? (Да. И читать некогда.) Упражнения на понимание прочитанного. 1. Назови одним словом: Чиж, грач, сова, ласточка, стриж — … 2. Раздели слова на группы: А) заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь. Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос. 3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова: Травы: (клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница). Шляпа, волосы, глаза, нос, уши. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно. 5. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову: Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос). Виды чтения. Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу. Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы). Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано. Чтение – канон. Дети читают за хорошо читающим учеником. Чтение по ролям. Чтение цепочкой. Прерывать нельзя. Чтение на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения. Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Чтение “спотыкаясь о камушки”. Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки). Представьте себе – течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте. Виды работы над текстом. Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаю виды заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным. 1. Чтение самого красивого места в рассказе. 2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. 3. Чтение “выше нормы” (это домашнее чтение, поэтому ученик набирает 10-15 слов выше нормы) 4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа. 5. Чтение и установление что правда, что вымысел (для сказки). 6. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку. 7. Чтение, рассказ о том, что понравилось, что запомнилось. 8. Установление путем чтения причинно-следственных связей. 9. Чтение названия рассказа. (как еще можно назвать). 10. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы. 11. “Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное). 12. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов. 13. Чтение, пометка непонятных слов. 14. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: 15. Чтение с выписыванием слов для цитат и словаря. 16. Комбинированное чтение (учитель – ученики). 17. Нахождение отрывка, который нужно прочесть презрительно, строго, с мольбой, досадой, радостью, печально… 18. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным знаком, и др. 19. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. 20. Нахождение в рассказе самого длинного слова. Список использованной литературы: 1. Популярная психология для родителей “Если ребенок не любит читать”; М. Кравцова, М.: “Эксмо”, 2003. 2. Резервы обучения чтению; В. Н. Зайцев, М.: “Просвещение”, 1991. 3. Чтение как психологическая проблема учащихся 1-6 классов; М. В. Гушенец, Томск: “Пеленг”, 1999. 4. Практическая методика обучения русскому языку в начальных классах; С. И. Поздеева, Томск: “Пеленг”, 2000. 5. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения; Т. И. Кондранина, М.: 1998. 6. Совершенствование чтения младших Школьников; М. И. Оморокова, М.: 1999. 7. Читать меньше, чтобы читать больше; И. Куликова, газета “Начальная школа” (еженедельное приложение к газете “1 сентября”), №21, 1995.
  9. Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных.
  10. Упражнение на антиципацию частей диалога.
  11. Упражнения на понимание прочитанного.
  12. Виды чтения.
  13. 🔍 Видео

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

От словосочетания к предложению, от предложения к тексту.

Обучение детей чтению. От словосочетания к предложению, от предложения к тексту. Чтение словосочетаний, предложений, текстов. Игры для обучения чтению.

Словосочетания для первого чтения

Давайте вспомним широко известную лингвистическую загадку.

«Глокая кудздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка».

Прочитали? Ответьте на вопросы:

-«кудздра» какая?
— что она сделала с «бокром»?
— что она делает с «бокренком»?
— как «будланула»?
— кем приходится «бокру» «бокренок»?

Казалось бы, ни одного из слов этого предложения осмыслить невозможно, а как эти слова между собой связаны, понятно. Дело в том, что в русском языке осмысливаются не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся (число и падеж — у существительных; число, род, падеж — у прилагательных; число, род, вид, время — у глаголов), союзы и предлоги, входящие с состав предложений, а так же знаки препинания (,__ .__ ; __:__ — __?__ !__ . ).

Для ребенка, который осваивает чтение словосочетаний, предложений, текстов, — это новый и достаточно сложный этап обучения. Главная задача этого этапа — дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное. Начинать этот этап работы можно, когда ребенок научится осмысленно читать отдельные слова.

В азбуках и букварях, к сожалению, этап работы над словосочетанием почти не представлен. Хотя именно в словосочетании ребенку проще научиться понимать смысловое значение форм слов, значение предлогов. На этапе чтения словосочетания можно использовать следующие упражнения.

Напишите на карточках слова, в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать подходящие слова и составить словосочетания (соединить стрелочками или положить их рядом, если слова написаны на разрезных карточках). Например:

Помните о «лишнем» варианте ответа для повышения интенсивности задания! Как это сделать в таких заданиях? Для первого задания: или уберите одно слово («новое», например) или добавьте слово («машина», например). Так же и для второго задания: добавьте или уберите одно слово.

Какое слово потерялось?

Упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов. Напишите словосочетания, в которые входят предлоги, сами предлоги напишите на отдельных карточках. Предложите ребенку «вернуть» «маленькие словечки» на место. Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вписывает его. Например:

Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного или глагола в прошедшем времени и существительного, окончания прилагательных и глаголов напишите на отдельных карточках, ребенок должен разложить окончания на места. Предусматривайте «лишние» варианты ответов!

При прочтении предположений в первое время может возникнуть эффект многократного повторения прочитанных слов. Также как и в случае повторения слогов при прочтении слов, это помогает ребенку легче понимать прочитанное и не забывать первые слова к моменту прочтения и понимания последних слов предложения («Лена, ела, Лена ела, малину, Лена ела малину»). Препятствовать такому чтению не нужно: в скором времени ребенок научится быстро понимать прочитанное предложение и без повтора слов.

Но для облегчения чтения предложений можно использовать предложения, в которые вместо некоторых слов вставлены картинки, тогда количество слов, которые необходимо осмыслить при чтении, будет меньше, а значит, прочитать предложение станет проще.

Словосочетания для первого чтения

Перед тем как давать ребенку читать предложение, убедитесь, что оно не содержит сложных длинных слов. Если такие слова в предложении встречаются, предложите прочитать их ребенку заранее, в случае необходимости помогите ему прочитать и понять это слово (см. раздел «Читаем слова»).

Для тренировки осмысленного чтения предложения полезно работать с разрезными предложениями и сюжетными картинками.

Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.

Для этого задания нужно написать предложения на карточках и разрезать их на слова. Ребенок читает слова и составляет предложение из них. Можно добавлять к комплекту слов предложения лишние слова, не подходящие по смыслу или форме слова, например:

Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию предложения, это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами.

Когда ребенок освоит чтение предложений, можно начинать читать короткие тексты. При работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного — понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

Обратите внимание на тексты, которые предлагает выбранная вами азбука или букварь: иногда тексты появляются в книге раньше, чем ребенок может их осмысленно читать, иногда сложность текстов превышает возможности ребенка в данный момент времени. Не торопитесь читать все, что написано на изучаемой сейчас странице азбуки, к текстам можно вернуться и позже, когда ребенку будет легко, а значит, и интересно читать текст.

Для облегчения понимания прочитанного важно задавать как можно больше разнообразных вопросов по тексту, при этом ребенок может ответить своими словами или прочитать ответ из текста.

На этом этапе обучения чтению также можно провести занимательные игры с ребенком.

Название для рассказа

Ребенок читает текст, взрослый предлагает несколько вариантов названий этого текста (при этом только один из предложенных вариантов может подходить по смыслу), ребенок выбирает название.

Для этого упражнения необходимо разрезать заранее подготовленный текст на предложения или части (абзацы). Ребенку нужно прочитать отдельно каждую часть, затем расположить их в правильной последовательности. Такой вид работы помогает формировать понимание последовательности и причинно-следственных связей событий. Лучше использовать для этого упражнения тексты букварей и азбук.

Придумай окончание рассказа

Ребенок читает рассказ, но не до конца. Придумывает, чем может закончиться рассказ, проверяет свое предположение, дочитывая до конца. Не забудьте похвалить ребенка и в том случае, если он угадал правильно, и в том, если он придумал свое оригинальное окончание рассказа.

Для проведения упражнения напишите текст, знаки препинания не расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки). Предложите ребенку определить, где заканчивается одна фраза и начинается следующая.

Любознательный ребенок при чтении текстов обратит внимание на «какие-то точки, крючочки и палочки». Объясните ребенку, зачем нужны знаки препинания, научите их «читать»:

— чтобы прочитать точку, нужно понизить голос и сделать небольшую паузу;

— перед запятой нужно немного повысить голос и сделать небольшую паузу;

— перед тире — выраженное повышение голоса и большая предупредительная пауза;

— на двоеточие — снижение голоса и предупредительная интонация;

— вопросительная или восклицательная интонация при прочтении предложений с вопросительными или восклицательными знаками.

Лучшим «объяснением» в данном случае станет ваше выразительное чтение. Если вашему ребенку понятна и интересна работа над выразительным чтением, не пожалейте на это сил и времени: научившись правильно «читать» знаки препинания, ребенок в дальнейшем не будет делать пунктуационных ошибок при письме (пропускать или ошибочно ставить знаки препинания).

При обучении чтению словосочетаний, предложений, текстов нужно помнить:

— Ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

— К чтению словосочетаний, предложений переходите только тогда, когда сформировано осознанное чтение слов.

— Чтения предложений и текстов азбук и букварей может быть недостаточно, чтобы сформировать навык осмысленного чтения, необходимо выполнять дополнительные упражнения.

— Увеличивайте количество слов в текстах, предлагаемых ребенку, постепенно: читать ребенку интересно тогда, когда это у него получается легко, без чрезмерных усилий.

— Знаки препинания тоже нужно «читать»!

— Не торопитесь предлагать читать ребенку детские книги: они печатаются для того, чтобы взрослые читали их детям, часто уровень сложности текстов детских книг превышает возможности детей в самостоятельном чтении.

Видео:СБОРНИК | Учимся читать по слогам | 1 часть | Карточки по методике ЗайцеваСкачать

СБОРНИК | Учимся читать по слогам | 1 часть | Карточки по методике Зайцева

Упражнения по чтению «Читаем словосочетания» для 2-3 классов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Упражнения «Читаем словосочетания»

Эти упражнения помогут детям в совершенствовании навыка чтения, а также грамотного письма.
Не секрет, что многие школьники при чтении неправильно прочитывают или «глотают» окончания слов.
Слова как бы отрываются друг от друга в самых неожиданных местах, нарушая фразовую связь, замедляя процесс восприятия.
В дальнейшем это приводит к большому количеству ошибок на письме.

Для чтения ребенку предлагаются наборы словосочетаний. Каждая группа представлена в 4 вариантах:
1 вариант — словосочетания напечатаны привычным для ребенка шрифтом;
2 вариант — эти же словосочетания, но напечатаны стилизованным шрифтом;
3,4 варианты — эти же словосочетания, но изменился порядок их следования и вид стилизованного шрифта.

Материал упражнений может быть использован и при групповой, и при индивидуальной работе с детьми во 2-3 классах. Очень хорошо использовать его в качестве 5-минутной разминки перед чтением художественных текстов. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы ребенок не допускал ошибок при чтении и не читал по догадке. Каждый набор словосочетаний можно прочитывать несколько раз, делая установку на увеличение скорости прочитываемого материала, используя для этого секундомер или песочные часы.

Видео:Тест скорости чтенияСкачать

Тест скорости чтения

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?

Для решения этой задачи я вела работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
  2. Чтение блоков.
  3. Отработка дикции.
  4. Развитие оперативной памяти.
  5. Интонационная разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

Раз Егорка, два Егорка.

(и т. д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объем материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размеру самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 букв). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Запись блока производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (первая группа блоков).

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
еу ад аж ай ам ап ар ах!ей ел ем
ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй!
Эх! юг юз юм юн яд як ял ям Ян яр

ба бы бэ-э-э во! вы га да до же за
ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
не ни но ну по ра ре си су та те
то ту ты тю! фа фу! ха! хе! че чу ша!
щи бр-р-р кшш… тшш… тсс…

ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во-во!
га-га-га! да-да-да! эй-эй!
Ну-ну то-то хе-хе-хе ха-ха-ха!
ба-ба дя-дя па-па ма-ма

Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.

При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.

агабайсамшарпах
аутбазбыкбэрвон
выядардомбейели
емуЗеясеюужезал
иватикхилзимлиф
тихбиякарлихлюк
ляпмифмулмысмэр
наснетнищнотгну
бойломсоностлот
мохбошполЮрарек
осисупэтателтот
этутылтюзумамуж
кумрусдухУфаУфу
ухаухечекчубшаг
щитэхоюгатюзюму
дюнядыякумяляма
Аа-ага-яга-яма-ява-Яна
Ад-сад-суд-сед-дед-бед
Ай-бай-рай-лай-лей-лес
Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус
Во-вон-вот-воз-вол-эол
Га-газ-гаи-уаз-азы-азу
До-дом-дон-док-око-мод
Ем-ему-тем-там-том-сом
Же-уже-ежу-еду-ежи-жив
За-зал-зав-зам-зад-зуд
Им-зим-ими-иди-или-ила
КА-кар-жар-жир-жор-гор
Ли-лих-тих-тех-мех-мох
Му-мул-нул-луг-луч-куч
На-нас-сан-сап-нес-сел
Ос-ост-сто-дос-дом-ома
По-пол-пал-мал-дал-жал
Ре-рек-век-вак-ваз-воз
Су-суп-сук-сок-ток-так
То-тут-тот-аут-кут-кум
Уж-муж-луж-лыж-пыж-паж
Фа-Уфа-фат-фар-фал-Фил
Ха-уха-хам-рам-Рим-ран
Че-чек-кэч-кож-жек-жук

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

влипвразврачвредвсевтуз
гдеглупграфграчгрехгриф
джаздниднейдровдругждал
жрецзвонзлойзнакзнойклев

Класс встал у парт.

Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

вверхвзмахвзносвзмылвклад
гвалттрактДнепрДнестрдрозд
монстрперстпестрпунктсклад
смыслспортстолбстражтреск

Чтение двуслоговых слов.

аббатбедныхбравовелю
абсурдбез фарбрикетвенки
аганбелыйбронзаверни
ажурбизонбронхитверхи

Фразы для чтения:

Я вверх вез хлеб.

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

Сели-съели, семка-съемка, приезд-съезд, прием-объем, взял-изъял, веду-въеду.

Фразы для чтения:

Он вел коня, потом въехал во дворец.

Наша съемка объекта была изъята.

Быт-быть, ест-есть, вонь-вон, гость-гост, мел-мель, даль, дал, пусть-пуст, кровь-кров, плот-плоть, Коля-колья, дарю-Дарью, семя-семья, браня-вранья.

Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.

акцияденьжатаартистка
амплуадибазолассорти
знаниеводнаявольница
горячказаморозьепископ
материямеднаямуравьед
обществоозлобленошибка

Фразы для чтения:

Хвощ лесной, хвощ ценный.

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

аперльскаяЛомонсовполширины
базальтовыйобыкновеннаяэссенция
зеркальныйпадчерицафамилия
знаменитаянедобропорядочность

Учись читать правильно.

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
  4. Старайся понять, о чем читаешь.
  5. Читай ежедневно вслух и “про себя”.

Упражнения развития четкости произношения.

Чтение скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Произноси четко, внятно, соблюдая знаки препинания.

Книга в суме/ — в пути тягость,

Книга в уме/ — в пути облегчение.

Испокон века/ — книга красит человека.

Читай правильно диалог.

— Собака,/ что делаешь?

— А что хвост поджала?

Покажи повышение и понижение голоса.

— Что ж ты, Еж, такой колючий? ^

— Это я на всякий случай. v

Знаешь, кто мои соседи? ^

Лисы, волки и медведи. v

ша, щеручища, ножища, тараканище
чудище, хвостище
Щеткой чищу я щенка.
ого, егоу синего моря
пустите отдохнуть дорожного человека
Эта страница зеленого цвета.
ргрохот грома
родимая стронка
режу резеда
Карл у клары украл кораллы.
сшшапкой Саша сшиб шишку

Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок.

Сыворотка из-под простокваши.

Добрый разум не наживешь сразу.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

Слова с общим корнем: вода, водный; белый, белье; Родина, родной.

Сочетания слов: чистого берега; у дальнего леса.

Корень слова: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка.

Связный текст для безошибочного восприятия: абзац, строфа, или “спрашивают-спрашивали, расспрашивать-расспрашивали”.

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

ученьевъюга, метель, поземка, буря
ученыйЧтение — вот лучшее умение.
ученик
бури
ветры
ураганы
разыграйся
заморозить
выхолаживая

Дети запоминают и повторяют. Также здесь используются зрительные диктанты по И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцеву.

Проверка зрительной памяти.

Рассмотреть таблицу рисунков в течение 30 секунд. Закрыть ее и посмотреть на рисунки справа. Отметьте те из них, которые вы запомнили из левой таблицы.

7 элементов – средний уровень,

12 — хорошая зрительная память,

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

“Губы”. Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать “про себя” дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.

Аленка вылез— из луж— и сказа—:

— А вода до чего тепл—!

И побеж— по ули—, по всем лужи— и калужинк—. Таня бросил— за ней.

Они догон— друг друга, шлеп— босы— ног— по воде, подним— весел— брыз—, и смеял—.

Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных.

Примеры: буквы Ц-Л могут дать слова цель, целый и др.; буквы С-Л — сало, соль, соло, сила осел.

Таблица комбинаций согласных букв.

АБВ
сдбгрглгмлбхркд
Iтрсрвлпрзнрдмрк
кзнднзлтмтглбкм
пжрвргдржржсфлм
жлвлглксдмтздкж
IIкбтнспскрдбрбл
шкслжлдншгзтнжр
тмрзмтмбкпврспт
пнвнтлмклгрмтрс
IIIзвдлпщквщлзржбр
цртмсгтнкрлдкрт
псплбзргзмнблср
брзмжвтртмнспрк

Найти буквы по координатам:

Тренировка происходит в парах. Обучаемый, найдя заданную партнером согласную, комбинирует ее с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные.

Упражнение на антиципацию частей диалога.

– Ты уже читал эту книгу?

— Я тебе ее дам прочитать.

(Спасибо. Но я ее тебе не скоро верну.)

— Ты что мелено читаешь?

(Да. И читать некогда.)

Упражнения на понимание прочитанного.

1. Назови одним словом:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж — …

2. Раздели слова на группы:

А) заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь.

Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос.

3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:

Травы: (клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница).

Шляпа, волосы, глаза, нос, уши.

Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно.

5. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову:

Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос).

Видео:Научись читать по-английски за 30 минут. Все правила чтения.Скачать

Научись читать по-английски за 30 минут. Все правила чтения.

Виды чтения.

Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.

Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу.

Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы).

Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано.

Чтение – канон. Дети читают за хорошо читающим учеником.

Чтение по ролям.

Чтение цепочкой. Прерывать нельзя.

Чтение на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения.

Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Чтение “спотыкаясь о камушки”. Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки).

Представьте себе – течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте.

Виды работы над текстом.

Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаю виды заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным.

1. Чтение самого красивого места в рассказе.

2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

3. Чтение “выше нормы” (это домашнее чтение, поэтому ученик набирает 10-15 слов выше нормы)

4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

5. Чтение и установление что правда, что вымысел (для сказки).

6. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку.

7. Чтение, рассказ о том, что понравилось, что запомнилось.

8. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

9. Чтение названия рассказа. (как еще можно назвать).

10. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

11. “Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

12. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

13. Чтение, пометка непонятных слов.

14. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

15. Чтение с выписыванием слов для цитат и словаря.

16. Комбинированное чтение (учитель – ученики).

17. Нахождение отрывка, который нужно прочесть презрительно, строго, с мольбой, досадой, радостью, печально…

18. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным знаком, и др.

19. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

20. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

Список использованной литературы:

1. Популярная психология для родителей “Если ребенок не любит читать”; М. Кравцова, М.: “Эксмо”, 2003.

2. Резервы обучения чтению; В. Н. Зайцев, М.: “Просвещение”, 1991.

3. Чтение как психологическая проблема учащихся 1-6 классов; М. В. Гушенец, Томск: “Пеленг”, 1999.

4. Практическая методика обучения русскому языку в начальных классах; С. И. Поздеева, Томск: “Пеленг”, 2000.

5. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения; Т. И. Кондранина, М.: 1998.

6. Совершенствование чтения младших Школьников; М. И. Оморокова, М.: 1999.

7. Читать меньше, чтобы читать больше; И. Куликова, газета “Начальная школа” (еженедельное приложение к газете “1 сентября”), №21, 1995.

🔍 Видео

Как научиться читать на английском языке - 1 урок (английский чтение с нуля)Скачать

Как научиться читать на английском языке - 1 урок (английский чтение с нуля)

Немецкий алфавит. Правила чтения и произношенияСкачать

Немецкий алфавит. Правила чтения и произношения

Английские буквосочетания -1 СОГЛАСНЫЕ БУКВЫСкачать

Английские буквосочетания -1 СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ

🔤 Учимся читать по слогам.🌻 Обучение чтению. 🧸Как научить ребёнка читатьСкачать

🔤 Учимся читать по слогам.🌻 Обучение чтению. 🧸Как научить ребёнка читать

Немецкие фразы, которые можно выучить, просто слушая их многократноСкачать

Немецкие фразы, которые можно выучить, просто слушая их многократно

100 лучших и самых известных латинских выражений с переводом, транскрипцией и произношением за 10минСкачать

100 лучших и самых известных латинских выражений с переводом, транскрипцией и произношением за 10мин

🥐как быстро выучить стих🥐Скачать

🥐как быстро выучить стих🥐

Словацкий язык. Урок 1. Алфавит, чтение, основные фразы.Скачать

Словацкий язык. Урок 1. Алфавит, чтение, основные фразы.

Они хотят тебя завалить! Как сдать итоговое собеседование?Скачать

Они хотят тебя завалить! Как сдать итоговое собеседование?

Список всех 700 слов - немецкий язык для начинающих - Уровень A1Скачать

Список всех 700 слов - немецкий язык для начинающих - Уровень A1

Курс "Тренажер чтения 1". Kidskey╶ онлайн-школа для детейСкачать

Курс "Тренажер чтения 1". Kidskey╶ онлайн-школа для детей

Учимся читать. Для маленьких. Как научить ребёнка читатьСкачать

Учимся читать. Для маленьких. Как научить ребёнка читать

5 Уроки ЧТЕНИЯ / Учимся ЧИТАТЬ по СЛОГАМ / для ДЕТЕЙ / Обучение ЧТЕНИЮСкачать

5 Уроки ЧТЕНИЯ / Учимся ЧИТАТЬ по СЛОГАМ / для ДЕТЕЙ / Обучение ЧТЕНИЮ

Урок 0, часть 1. Немецкий алфавит. Правила чтения немецких слов.Скачать

Урок 0, часть 1. Немецкий алфавит. Правила чтения немецких слов.

1 УРОК ЧТЕНИЯ / Учимся ЧИТАТЬ по СЛОГАМ для ДЕТЕЙ / Читаем СЛОГИ и СЛОВА / Обучение ЧТЕНИЮСкачать

1 УРОК ЧТЕНИЯ / Учимся ЧИТАТЬ по СЛОГАМ для ДЕТЕЙ / Читаем СЛОГИ и СЛОВА / Обучение ЧТЕНИЮ

Английский язык - чтение с нуляСкачать

Английский язык - чтение с нуля
Поделиться или сохранить к себе: