- Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами
- Упражнения развития четкости произношения.
- Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения. Слова с общим корнем: вода, водный; белый, белье; Родина, родной. Сочетания слов: чистого берега; у дальнего леса. Корень слова: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка. Связный текст для безошибочного восприятия: абзац, строфа, или “спрашивают-спрашивали, расспрашивать-расспрашивали”. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. ученье въюга, метель, поземка, буря ученый Чтение — вот лучшее умение. ученик бури ветры ураганы разыграйся заморозить выхолаживая Дети запоминают и повторяют. Также здесь используются зрительные диктанты по И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцеву. Проверка зрительной памяти. Рассмотреть таблицу рисунков в течение 30 секунд. Закрыть ее и посмотреть на рисунки справа. Отметьте те из них, которые вы запомнили из левой таблицы. 7 элементов – средний уровень, 12 — хорошая зрительная память, Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча. “Губы”. Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать “про себя” дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. Аленка вылез— из луж— и сказа—: — А вода до чего тепл—! И побеж— по ули—, по всем лужи— и калужинк—. Таня бросил— за ней. Они догон— друг друга, шлеп— босы— ног— по воде, подним— весел— брыз—, и смеял—. Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных. Примеры: буквы Ц-Л могут дать слова цель, целый и др.; буквы С-Л — сало, соль, соло, сила осел. Таблица комбинаций согласных букв. А Б В с д б г р г л г м л б х р к д I т р с р в л п р з н р д м р к к з н д н з л т м т г л б к м п ж р в р г д р ж р ж с ф л м ж л в л г л к с д м т з д к ж II к б т н с п с к р д б р б л ш к с л ж л д н ш г з т н ж р т м р з м т м б к п в р с п т п н в н т л м к л г р м т р с III з в д л п щ к в щ л з р ж б р ц р т м с г т н к р л д к р т п с п л б з р г з м н б л с р б р з м ж в т р т м н с п р к Найти буквы по координатам: Тренировка происходит в парах. Обучаемый, найдя заданную партнером согласную, комбинирует ее с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные. Упражнение на антиципацию частей диалога. – Ты уже читал эту книгу? — Я тебе ее дам прочитать. (Спасибо. Но я ее тебе не скоро верну.) — Ты что мелено читаешь? (Да. И читать некогда.) Упражнения на понимание прочитанного. 1. Назови одним словом: Чиж, грач, сова, ласточка, стриж — … 2. Раздели слова на группы: А) заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь. Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос. 3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова: Травы: (клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница). Шляпа, волосы, глаза, нос, уши. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно. 5. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову: Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос). Виды чтения. Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу. Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы). Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано. Чтение – канон. Дети читают за хорошо читающим учеником. Чтение по ролям. Чтение цепочкой. Прерывать нельзя. Чтение на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения. Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Чтение “спотыкаясь о камушки”. Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки). Представьте себе – течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте. Виды работы над текстом. Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаю виды заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным. 1. Чтение самого красивого места в рассказе. 2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. 3. Чтение “выше нормы” (это домашнее чтение, поэтому ученик набирает 10-15 слов выше нормы) 4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа. 5. Чтение и установление что правда, что вымысел (для сказки). 6. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку. 7. Чтение, рассказ о том, что понравилось, что запомнилось. 8. Установление путем чтения причинно-следственных связей. 9. Чтение названия рассказа. (как еще можно назвать). 10. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы. 11. “Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное). 12. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов. 13. Чтение, пометка непонятных слов. 14. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: 15. Чтение с выписыванием слов для цитат и словаря. 16. Комбинированное чтение (учитель – ученики). 17. Нахождение отрывка, который нужно прочесть презрительно, строго, с мольбой, досадой, радостью, печально… 18. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным знаком, и др. 19. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. 20. Нахождение в рассказе самого длинного слова. Список использованной литературы: 1. Популярная психология для родителей “Если ребенок не любит читать”; М. Кравцова, М.: “Эксмо”, 2003. 2. Резервы обучения чтению; В. Н. Зайцев, М.: “Просвещение”, 1991. 3. Чтение как психологическая проблема учащихся 1-6 классов; М. В. Гушенец, Томск: “Пеленг”, 1999. 4. Практическая методика обучения русскому языку в начальных классах; С. И. Поздеева, Томск: “Пеленг”, 2000. 5. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения; Т. И. Кондранина, М.: 1998. 6. Совершенствование чтения младших Школьников; М. И. Оморокова, М.: 1999. 7. Читать меньше, чтобы читать больше; И. Куликова, газета “Начальная школа” (еженедельное приложение к газете “1 сентября”), №21, 1995. Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям — чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье. Возрастные особенности дошкольников Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически. При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет: Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя. Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал. Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми. Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке. Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть. Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное. Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными. Как работать с текстами Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом: Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени. Тексты для детей 4-5 лет Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием. Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать. Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный. Общие рекомендации Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой. В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент. Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу. Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем. Задания После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку: Короткий пересказ. Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия. Ответь на вопросы. Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу. Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого. Нарисуй картинку. Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание. Что было дальше? Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше. Тексты чтения с картинками и заданиями: Тексты для детей 6-7 лет Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря. Общие рекомендации Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика. После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз. Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах. Тексты с хвостами: Задания После знакомства с отрывком предложите дошкольникам следующие занимательные занятия, направленные на развитие способности точного понимать информацию, интерпретировать ее. Краткий пересказ. Ответы на вопросы по содержанию. Подбери синонимы. Сначала прочитай предложение, потом скажи его по-другому. Тексты с дырками: Работа с текстом при подготовке к школе должна использовать на логопедических, развивающих занятиях по разным темам. Включите чтение в повседневную жизнь будущего первоклассника. Пусть читает объявления на подъезде, вывески и рекламы в магазинах, сказку себе на ночь вместе с родителями по очереди. В этом случае автоматизация складывания слогов, слов и понимание прочитанной информации станет для дошкольника простой задачей. Упражнения по чтению «Читаем словосочетания» для 2-3 классов Ищем педагогов в команду «Инфоурок» Упражнения «Читаем словосочетания» Эти упражнения помогут детям в совершенствовании навыка чтения, а также грамотного письма. Не секрет, что многие школьники при чтении неправильно прочитывают или «глотают» окончания слов. Слова как бы отрываются друг от друга в самых неожиданных местах, нарушая фразовую связь, замедляя процесс восприятия. В дальнейшем это приводит к большому количеству ошибок на письме. Для чтения ребенку предлагаются наборы словосочетаний. Каждая группа представлена в 4 вариантах: 1 вариант — словосочетания напечатаны привычным для ребенка шрифтом; 2 вариант — эти же словосочетания, но напечатаны стилизованным шрифтом; 3,4 варианты — эти же словосочетания, но изменился порядок их следования и вид стилизованного шрифта. Материал упражнений может быть использован и при групповой, и при индивидуальной работе с детьми во 2-3 классах. Очень хорошо использовать его в качестве 5-минутной разминки перед чтением художественных текстов. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы ребенок не допускал ошибок при чтении и не читал по догадке. Каждый набор словосочетаний можно прочитывать несколько раз, делая установку на увеличение скорости прочитываемого материала, используя для этого секундомер или песочные часы.
- Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
- Проверка зрительной памяти.
- Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча. “Губы”. Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать “про себя” дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. Аленка вылез— из луж— и сказа—: — А вода до чего тепл—! И побеж— по ули—, по всем лужи— и калужинк—. Таня бросил— за ней. Они догон— друг друга, шлеп— босы— ног— по воде, подним— весел— брыз—, и смеял—. Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных. Примеры: буквы Ц-Л могут дать слова цель, целый и др.; буквы С-Л — сало, соль, соло, сила осел. Таблица комбинаций согласных букв. А Б В с д б г р г л г м л б х р к д I т р с р в л п р з н р д м р к к з н д н з л т м т г л б к м п ж р в р г д р ж р ж с ф л м ж л в л г л к с д м т з д к ж II к б т н с п с к р д б р б л ш к с л ж л д н ш г з т н ж р т м р з м т м б к п в р с п т п н в н т л м к л г р м т р с III з в д л п щ к в щ л з р ж б р ц р т м с г т н к р л д к р т п с п л б з р г з м н б л с р б р з м ж в т р т м н с п р к Найти буквы по координатам: Тренировка происходит в парах. Обучаемый, найдя заданную партнером согласную, комбинирует ее с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные. Упражнение на антиципацию частей диалога. – Ты уже читал эту книгу? — Я тебе ее дам прочитать. (Спасибо. Но я ее тебе не скоро верну.) — Ты что мелено читаешь? (Да. И читать некогда.) Упражнения на понимание прочитанного. 1. Назови одним словом: Чиж, грач, сова, ласточка, стриж — … 2. Раздели слова на группы: А) заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь. Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос. 3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова: Травы: (клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница). Шляпа, волосы, глаза, нос, уши. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно. 5. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову: Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос). Виды чтения. Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу. Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы). Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано. Чтение – канон. Дети читают за хорошо читающим учеником. Чтение по ролям. Чтение цепочкой. Прерывать нельзя. Чтение на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения. Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Чтение “спотыкаясь о камушки”. Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки). Представьте себе – течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте. Виды работы над текстом. Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаю виды заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным. 1. Чтение самого красивого места в рассказе. 2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. 3. Чтение “выше нормы” (это домашнее чтение, поэтому ученик набирает 10-15 слов выше нормы) 4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа. 5. Чтение и установление что правда, что вымысел (для сказки). 6. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку. 7. Чтение, рассказ о том, что понравилось, что запомнилось. 8. Установление путем чтения причинно-следственных связей. 9. Чтение названия рассказа. (как еще можно назвать). 10. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы. 11. “Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное). 12. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов. 13. Чтение, пометка непонятных слов. 14. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: 15. Чтение с выписыванием слов для цитат и словаря. 16. Комбинированное чтение (учитель – ученики). 17. Нахождение отрывка, который нужно прочесть презрительно, строго, с мольбой, досадой, радостью, печально… 18. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным знаком, и др. 19. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. 20. Нахождение в рассказе самого длинного слова. Список использованной литературы: 1. Популярная психология для родителей “Если ребенок не любит читать”; М. Кравцова, М.: “Эксмо”, 2003. 2. Резервы обучения чтению; В. Н. Зайцев, М.: “Просвещение”, 1991. 3. Чтение как психологическая проблема учащихся 1-6 классов; М. В. Гушенец, Томск: “Пеленг”, 1999. 4. Практическая методика обучения русскому языку в начальных классах; С. И. Поздеева, Томск: “Пеленг”, 2000. 5. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения; Т. И. Кондранина, М.: 1998. 6. Совершенствование чтения младших Школьников; М. И. Оморокова, М.: 1999. 7. Читать меньше, чтобы читать больше; И. Куликова, газета “Начальная школа” (еженедельное приложение к газете “1 сентября”), №21, 1995. Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям — чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье. Возрастные особенности дошкольников Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически. При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет: Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя. Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал. Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми. Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке. Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть. Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное. Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными. Как работать с текстами Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом: Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени. Тексты для детей 4-5 лет Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием. Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать. Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный. Общие рекомендации Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой. В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент. Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу. Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем. Задания После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку: Короткий пересказ. Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия. Ответь на вопросы. Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу. Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого. Нарисуй картинку. Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание. Что было дальше? Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше. Тексты чтения с картинками и заданиями: Тексты для детей 6-7 лет Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря. Общие рекомендации Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика. После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз. Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах. Тексты с хвостами: Задания После знакомства с отрывком предложите дошкольникам следующие занимательные занятия, направленные на развитие способности точного понимать информацию, интерпретировать ее. Краткий пересказ. Ответы на вопросы по содержанию. Подбери синонимы. Сначала прочитай предложение, потом скажи его по-другому. Тексты с дырками: Работа с текстом при подготовке к школе должна использовать на логопедических, развивающих занятиях по разным темам. Включите чтение в повседневную жизнь будущего первоклассника. Пусть читает объявления на подъезде, вывески и рекламы в магазинах, сказку себе на ночь вместе с родителями по очереди. В этом случае автоматизация складывания слогов, слов и понимание прочитанной информации станет для дошкольника простой задачей. Упражнения по чтению «Читаем словосочетания» для 2-3 классов Ищем педагогов в команду «Инфоурок» Упражнения «Читаем словосочетания» Эти упражнения помогут детям в совершенствовании навыка чтения, а также грамотного письма. Не секрет, что многие школьники при чтении неправильно прочитывают или «глотают» окончания слов. Слова как бы отрываются друг от друга в самых неожиданных местах, нарушая фразовую связь, замедляя процесс восприятия. В дальнейшем это приводит к большому количеству ошибок на письме. Для чтения ребенку предлагаются наборы словосочетаний. Каждая группа представлена в 4 вариантах: 1 вариант — словосочетания напечатаны привычным для ребенка шрифтом; 2 вариант — эти же словосочетания, но напечатаны стилизованным шрифтом; 3,4 варианты — эти же словосочетания, но изменился порядок их следования и вид стилизованного шрифта. Материал упражнений может быть использован и при групповой, и при индивидуальной работе с детьми во 2-3 классах. Очень хорошо использовать его в качестве 5-минутной разминки перед чтением художественных текстов. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы ребенок не допускал ошибок при чтении и не читал по догадке. Каждый набор словосочетаний можно прочитывать несколько раз, делая установку на увеличение скорости прочитываемого материала, используя для этого секундомер или песочные часы.
- Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных.
- Упражнение на антиципацию частей диалога.
- Упражнения на понимание прочитанного.
- Виды чтения.
- Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению
- Возрастные особенности дошкольников
- Как работать с текстами
- Тексты для детей 4-5 лет
- Общие рекомендации
- Задания
- Тексты для детей 6-7 лет
- Общие рекомендации
- Задания
- Упражнения по чтению «Читаем словосочетания» для 2-3 классов
- 📹 Видео
Видео:🔤 Учимся читать по слогам.🌻 Обучение чтению. 🧸Как научить ребёнка читатьСкачать
Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами
Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?
Для решения этой задачи я вела работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.
- Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
- Чтение блоков.
- Отработка дикции.
- Развитие оперативной памяти.
- Интонационная разминка.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
Выдох со счетом.
Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки
Раз Егорка, два Егорка.
(и т. д. до полного выдоха).
Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объем материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размеру самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 букв). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.
Запись блока производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.
Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (первая группа блоков).
Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
еу ад аж ай ам ап ар ах!ей ел ем
ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй!
Эх! юг юз юм юн яд як ял ям Ян яр
ба бы бэ-э-э во! вы га да до же за
ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
не ни но ну по ра ре си су та те
то ту ты тю! фа фу! ха! хе! че чу ша!
щи бр-р-р кшш… тшш… тсс…
ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во-во!
га-га-га! да-да-да! эй-эй!
Ну-ну то-то хе-хе-хе ха-ха-ха!
ба-ба дя-дя па-па ма-ма
Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.
При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.
ага | бай | сам | шар | пах |
аут | баз | бык | бэр | вон |
выя | дар | дом | бей | ели |
ему | Зея | сею | уже | зал |
ива | тик | хил | зим | лиф |
тих | бия | кар | лих | люк |
ляп | миф | мул | мыс | мэр |
нас | нет | нищ | нот | гну |
бой | лом | сон | ост | лот |
мох | бош | пол | Юра | рек |
оси | суп | эта | тел | тот |
эту | тыл | тюз | ума | муж |
кум | рус | дух | Уфа | Уфу |
уха | ухе | чек | чуб | шаг |
щит | эхо | юга | тюз | юму |
дюн | яды | яку | мял | яма |
Аа-ага-яга-яма-ява-Яна Ад-сад-суд-сед-дед-бед Ай-бай-рай-лай-лей-лес Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус Во-вон-вот-воз-вол-эол Га-газ-гаи-уаз-азы-азу До-дом-дон-док-око-мод Ем-ему-тем-там-том-сом Же-уже-ежу-еду-ежи-жив За-зал-зав-зам-зад-зуд Им-зим-ими-иди-или-ила КА-кар-жар-жир-жор-гор | Ли-лих-тих-тех-мех-мох Му-мул-нул-луг-луч-куч На-нас-сан-сап-нес-сел Ос-ост-сто-дос-дом-ома По-пол-пал-мал-дал-жал Ре-рек-век-вак-ваз-воз Су-суп-сук-сок-ток-так То-тут-тот-аут-кут-кум Уж-муж-луж-лыж-пыж-паж Фа-Уфа-фат-фар-фал-Фил Ха-уха-хам-рам-Рим-ран Че-чек-кэч-кож-жек-жук |
Морж мерз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт.
Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.
влип | враз | врач | вред | все | втуз |
где | глуп | граф | грач | грех | гриф |
джаз | дни | дней | дров | друг | ждал |
жрец | звон | злой | знак | зной | клев |
Класс встал у парт.
Чтение наиболее трудных однослоговых слов.
вверх | взмах | взнос | взмыл | вклад |
гвалт | тракт | Днепр | Днестр | дрозд |
монстр | перст | пестр | пункт | склад |
смысл | спорт | столб | страж | треск |
Чтение двуслоговых слов.
аббат | бедных | браво | велю |
абсурд | без фар | брикет | венки |
аган | белый | бронза | верни |
ажур | бизон | бронхит | верхи |
Фразы для чтения:
Я вверх вез хлеб.
Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.
Сели-съели, семка-съемка, приезд-съезд, прием-объем, взял-изъял, веду-въеду.
Фразы для чтения:
Он вел коня, потом въехал во дворец.
Наша съемка объекта была изъята.
Быт-быть, ест-есть, вонь-вон, гость-гост, мел-мель, даль, дал, пусть-пуст, кровь-кров, плот-плоть, Коля-колья, дарю-Дарью, семя-семья, браня-вранья.
Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.
акция | деньжата | артистка |
амплуа | дибазол | ассорти |
знание | водная | вольница |
горячка | заморозь | епископ |
материя | медная | муравьед |
общество | озлоблен | ошибка |
Фразы для чтения:
Хвощ лесной, хвощ ценный.
Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.
аперльская | Ломонсов | полширины |
базальтовый | обыкновенная | эссенция |
зеркальный | падчерица | фамилия |
знаменитая | недобропорядочность |
Учись читать правильно.
- Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
- Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
- При чтении будь внимателен к каждому слову.
- Старайся понять, о чем читаешь.
- Читай ежедневно вслух и “про себя”.
Упражнения развития четкости произношения.
Чтение скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Произноси четко, внятно, соблюдая знаки препинания.
Книга в суме/ — в пути тягость,
Книга в уме/ — в пути облегчение.
Испокон века/ — книга красит человека.
Читай правильно диалог.
— Собака,/ что делаешь?
— А что хвост поджала?
Покажи повышение и понижение голоса.
— Что ж ты, Еж, такой колючий? ^
— Это я на всякий случай. v
Знаешь, кто мои соседи? ^
Лисы, волки и медведи. v
ша, ще | ручища, ножища, тараканище |
чудище, хвостище | |
Щеткой чищу я щенка. |
ого, его | у синего моря |
пустите отдохнуть дорожного человека | |
Эта страница зеленого цвета. | |
р | грохот грома |
родимая стронка | |
режу резеда | |
Карл у клары украл кораллы. | |
сш | шапкой Саша сшиб шишку |
Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок.
Сыворотка из-под простокваши.
Добрый разум не наживешь сразу.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.
Слова с общим корнем: вода, водный; белый, белье; Родина, родной.
Сочетания слов: чистого берега; у дальнего леса.
Корень слова: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка.
Связный текст для безошибочного восприятия: абзац, строфа, или “спрашивают-спрашивали, расспрашивать-расспрашивали”.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
ученье | въюга, метель, поземка, буря |
ученый | Чтение — вот лучшее умение. |
ученик |
бури |
ветры |
ураганы |
разыграйся |
заморозить |
выхолаживая |
Дети запоминают и повторяют. Также здесь используются зрительные диктанты по И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцеву.
Проверка зрительной памяти.
Рассмотреть таблицу рисунков в течение 30 секунд. Закрыть ее и посмотреть на рисунки справа. Отметьте те из них, которые вы запомнили из левой таблицы.
7 элементов – средний уровень,
12 — хорошая зрительная память,
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.
“Губы”. Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать “про себя” дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.
Аленка вылез— из луж— и сказа—:
— А вода до чего тепл—!
И побеж— по ули—, по всем лужи— и калужинк—. Таня бросил— за ней.
Они догон— друг друга, шлеп— босы— ног— по воде, подним— весел— брыз—, и смеял—.
Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных.
Примеры: буквы Ц-Л могут дать слова цель, целый и др.; буквы С-Л — сало, соль, соло, сила осел.
Таблица комбинаций согласных букв.
А | Б | В | |||||||||||||
с | д | б | г | р | г | л | г | м | л | б | х | р | к | д | |
I | т | р | с | р | в | л | п | р | з | н | р | д | м | р | к |
к | з | н | д | н | з | л | т | м | т | г | л | б | к | м | |
п | ж | р | в | р | г | д | р | ж | р | ж | с | ф | л | м | |
ж | л | в | л | г | л | к | с | д | м | т | з | д | к | ж | |
II | к | б | т | н | с | п | с | к | р | д | б | р | б | л | |
ш | к | с | л | ж | л | д | н | ш | г | з | т | н | ж | р | |
т | м | р | з | м | т | м | б | к | п | в | р | с | п | т | |
п | н | в | н | т | л | м | к | л | г | р | м | т | р | с | |
III | з | в | д | л | п | щ | к | в | щ | л | з | р | ж | б | р |
ц | р | т | м | с | г | т | н | к | р | л | д | к | р | т | |
п | с | п | л | б | з | р | г | з | м | н | б | л | с | р | |
б | р | з | м | ж | в | т | р | т | м | н | с | п | р | к |
Найти буквы по координатам:
Тренировка происходит в парах. Обучаемый, найдя заданную партнером согласную, комбинирует ее с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные.
Упражнение на антиципацию частей диалога.
– Ты уже читал эту книгу?
— Я тебе ее дам прочитать.
(Спасибо. Но я ее тебе не скоро верну.)
— Ты что мелено читаешь?
(Да. И читать некогда.)
Упражнения на понимание прочитанного.
1. Назови одним словом:
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж — …
2. Раздели слова на группы:
А) заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь.
Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос.
3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:
Травы: (клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница).
Шляпа, волосы, глаза, нос, уши.
Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно.
5. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову:
Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос).
Видео:Учимся читать. Для маленьких. Как научить ребёнка читатьСкачать
Виды чтения.
Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.
Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу.
Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы).
Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано.
Чтение – канон. Дети читают за хорошо читающим учеником.
Чтение по ролям.
Чтение цепочкой. Прерывать нельзя.
Чтение на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения.
Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Чтение “спотыкаясь о камушки”. Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки).
Представьте себе – течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте.
Виды работы над текстом.
Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаю виды заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным.
1. Чтение самого красивого места в рассказе.
2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
3. Чтение “выше нормы” (это домашнее чтение, поэтому ученик набирает 10-15 слов выше нормы)
4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
5. Чтение и установление что правда, что вымысел (для сказки).
6. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку.
7. Чтение, рассказ о том, что понравилось, что запомнилось.
8. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
9. Чтение названия рассказа. (как еще можно назвать).
10. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
11. “Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
12. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
13. Чтение, пометка непонятных слов.
14. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
15. Чтение с выписыванием слов для цитат и словаря.
16. Комбинированное чтение (учитель – ученики).
17. Нахождение отрывка, который нужно прочесть презрительно, строго, с мольбой, досадой, радостью, печально…
18. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным знаком, и др.
19. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
20. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
Список использованной литературы:
1. Популярная психология для родителей “Если ребенок не любит читать”; М. Кравцова, М.: “Эксмо”, 2003.
2. Резервы обучения чтению; В. Н. Зайцев, М.: “Просвещение”, 1991.
3. Чтение как психологическая проблема учащихся 1-6 классов; М. В. Гушенец, Томск: “Пеленг”, 1999.
4. Практическая методика обучения русскому языку в начальных классах; С. И. Поздеева, Томск: “Пеленг”, 2000.
5. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения; Т. И. Кондранина, М.: 1998.
6. Совершенствование чтения младших Школьников; М. И. Оморокова, М.: 1999.
7. Читать меньше, чтобы читать больше; И. Куликова, газета “Начальная школа” (еженедельное приложение к газете “1 сентября”), №21, 1995.
Видео:СБОРНИК | Учимся читать по слогам | 1 часть | Карточки по методике ЗайцеваСкачать
Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению
Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям — чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.
Видео:Слоги для чтения для начинающих читать детей, дошкольникам для обучения чтению.Скачать
Возрастные особенности дошкольников
Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:
- Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
- Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
- Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
- Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
- Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
- Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.
Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.
Видео:🎓 Учимся читать слоги и слова с роботом Дашей. Буква П. Развивающий мультик. Уроки 24-25 (3+).Скачать
Как работать с текстами
Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:
- Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
- Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
- Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
- Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
- Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.
Видео:Научили читать ребёнка за 10 минут (реальная история)Скачать
Тексты для детей 4-5 лет
Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.
Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.
Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.
Общие рекомендации
- Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
- В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
- Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
- Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.
Задания
После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:
- Короткий пересказ.
Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия. - Ответь на вопросы.
Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого. - Нарисуй картинку.
Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание. - Что было дальше?
Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.
Тексты чтения с картинками и заданиями:
Видео:🎓 Уроки 16-18. Учим буквы З, Й и Г, читаем слоги, слова и предложения вместе с кисой Алисой (0+)Скачать
Тексты для детей 6-7 лет
Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.
Общие рекомендации
- Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
- После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
- Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.
Тексты с хвостами:
Задания
После знакомства с отрывком предложите дошкольникам следующие занимательные занятия, направленные на развитие способности точного понимать информацию, интерпретировать ее.
- Краткий пересказ.
- Ответы на вопросы по содержанию.
- Подбери синонимы.
- Сначала прочитай предложение, потом скажи его по-другому.
Тексты с дырками:
Работа с текстом при подготовке к школе должна использовать на логопедических, развивающих занятиях по разным темам. Включите чтение в повседневную жизнь будущего первоклассника. Пусть читает объявления на подъезде, вывески и рекламы в магазинах, сказку себе на ночь вместе с родителями по очереди. В этом случае автоматизация складывания слогов, слов и понимание прочитанной информации станет для дошкольника простой задачей.
Видео:Учимся читать - Учимся читать по слогам - Подготовка к школеСкачать
Упражнения по чтению «Читаем словосочетания» для 2-3 классов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Упражнения «Читаем словосочетания»
Эти упражнения помогут детям в совершенствовании навыка чтения, а также грамотного письма.
Не секрет, что многие школьники при чтении неправильно прочитывают или «глотают» окончания слов.
Слова как бы отрываются друг от друга в самых неожиданных местах, нарушая фразовую связь, замедляя процесс восприятия.
В дальнейшем это приводит к большому количеству ошибок на письме.
Для чтения ребенку предлагаются наборы словосочетаний. Каждая группа представлена в 4 вариантах:
1 вариант — словосочетания напечатаны привычным для ребенка шрифтом;
2 вариант — эти же словосочетания, но напечатаны стилизованным шрифтом;
3,4 варианты — эти же словосочетания, но изменился порядок их следования и вид стилизованного шрифта.
Материал упражнений может быть использован и при групповой, и при индивидуальной работе с детьми во 2-3 классах. Очень хорошо использовать его в качестве 5-минутной разминки перед чтением художественных текстов. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы ребенок не допускал ошибок при чтении и не читал по догадке. Каждый набор словосочетаний можно прочитывать несколько раз, делая установку на увеличение скорости прочитываемого материала, используя для этого секундомер или песочные часы.
📹 Видео
Учимся читать по слогам.Скачать
5 Уроки ЧТЕНИЯ / Учимся ЧИТАТЬ по СЛОГАМ / для ДЕТЕЙ / Обучение ЧТЕНИЮСкачать
Как научить ребенка хорошо читать. Учимся читать с удовольствием. Как научить читать.Скачать
Учимся читать по слогам и складам "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ" | Карточки по методике ЗАЙЦЕВАСкачать
Как блокируют навык развития чтения у детей. Людмила Ясюкова.Скачать
5 советов по чтению. Как привить ребенку любовь к чтению? Что делать если ребенок не хочет читать?Скачать
ЛУЧШИЙ способ научить читать с УДОВОЛЬСТВИЕМ! Как научить ребенка читать? Обучение чтению!Скачать
Английский для начинающих,все серии подряд (1/2 часть)Скачать
🔤Учимся читать. 🌟Читаем вместе.😎 Для маленьких 🌐Как научить ребёнка читатьСкачать
1 УРОК ЧТЕНИЯ / Учимся ЧИТАТЬ по СЛОГАМ для ДЕТЕЙ / Читаем СЛОГИ и СЛОВА / Обучение ЧТЕНИЮСкачать
🧠 Чистоговорки, бормоталки, логопедические карточки для детей. Развитие речи у малышей. СборникСкачать
Как НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ ребенка 7 ЛЕТ? БЫСТРАЯ МЕТОДИКА!Скачать