Словосочетание сущ гл прилаг

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

80 примеров словосочетаний «глагол+существительное»

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний «глагол+существительное», в кото­рых гла­гол управ­ля­ет падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных как с пред­ло­гом, так и без него. В таких соче­та­ни­ях суще­ству­ет син­так­си­че­ская связь управ­ле­ния. Также гла­гол может управ­лять нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ния с гла­го­лом в каче­стве глав­но­го сло­ва, кото­рый управ­ля­ет суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него, начи­ная с роди­тель­но­го и закан­чи­вая пред­лож­ным паде­жом. Форма пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми.

Узнаем более подроб­но с при­ме­ра­ми о сло­во­со­че­та­ни­ях со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и при­мы­ка­ния.

Обратим вни­ма­ние на такой нюанс, что пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Остальные гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них, явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний:

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Глагол+существительное в косвенном падеже

Родительный падеж

  • выпить чаю, купить кол­ба­сы, собрать гри­бов;
  • оста­но­вить­ся у дома, снять с кры­ши, прой­ти мимо озе­ра, ходить вокруг ста­ди­о­на, вымок­нуть из-за лив­ня, при­е­хать после ужи­на, раз­го­ва­ри­вать в тече­ние часа, встре­чать­ся близ вок­за­ла, очу­тить­ся вне зала, остать­ся без помо­щи, прой­ти мимо зда­ния, ехать впе­ре­ди колон­ны, поса­дить меж­ду рядов, побе­леть от зло­сти, смот­реть ради удо­воль­ствия.

Дательный падеж

  • помочь мате­ри, радо­вать­ся солн­цу, пере­дать бра­ту, пода­рить дру­гу;
  • обра­тить­ся к сосе­ду, вер­нуть­ся к вече­ру, идти по тро­пин­ке, ску­чать по сыну, посту­пить соглас­но пра­ви­лам, бежать навстре­чу волне, достичь бла­го­да­ря сове­ту, уехать напе­ре­кор воле (роди­те­лей), посту­пить вопре­ки согла­ше­нию.

Винительный падеж

  • любить ребен­ка, уго­стить дру­зей, при­вет­ство­вать сосе­дей, напол­нить кор­зи­ну, отне­сти сум­ку, пой­мать оку­ня;
  • лезть на чер­дак, при­лечь на спи­ну, сесть на лавоч­ку, пры­гать через план­ку, вер­нуть­ся спу­стя год, рас­ска­зать про соба­ку, зай­ти за дом, загля­нуть под стол, поло­жить в ящик, вырас­ти по пояс.

Творительный падеж

  • накор­мить супом, уго­стить ква­сом, напо­ить соком, уго­стить пиро­гом, скла­ды­вать кон­вер­том, петь дис­кан­том, падать кап­ля­ми, рисо­вать крас­ка­ми;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми, парить над полем, оста­но­вить­ся перед клу­бом, поса­дить за веран­дой, при­е­хать с дру­гом, пой­ти за про­дук­та­ми, встре­тить­ся перед отъ­ез­дом.

Предложный падеж

  • оста­вить на сто­ле, ска­кать на лоша­ди, про­гу­ли­вать­ся в пар­ке, соби­рать в лесу, пла­вать в бас­сейне, напи­сать о дру­ге, спеть об осе­ни.

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний, в кото­рых гла­гол управ­ля­ет нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми:

  • спу­стить­ся в мет­ро, закрыть жалю­зи, уго­стить дра­же, налить кофе, надеть паль­то, любо­вать­ся пла­то;
  • насла­ждать­ся безе, вый­ти в боа, встре­тить­ся в кафе, поехать на так­си, зай­ти в горо­но, обсу­дить с зав­ка­фед­рой.

Смотрите при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний «существительное+глагол».

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Как называются слова прилаг и сущ одновременно. очень нужно+ если можно примеры

Словосочетание
пример: ленивый ученик, тупой ребёнок, глупый школьник

Прилагательные, причастия, числительные, местоимения могут переходить из одной части речи в другую и становиться существительными. Этот процесс называется субстантивация ( лат. субстантивум—существительное) —переход в разряд имен существительных других частей речи.

Военный парад закончился праздничным салютом.
В комнату вошел молодой военный.

Столовое серебро нужно регулярно чистить.
В столовой витали приятные запахи.

Смелый человек называется храбрецом.
Смелого пуля боится.

Видео:Прилагательные 1 и 2 склонения в латинском языкеСкачать

Прилагательные 1 и 2 склонения в латинском языке

Урок русского языка «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании.»

1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, уточнить, что такое словосочетание; формировать умение находить словосочетание сущ. + прил., определять их грамматические признаки;
2) совершенствовать орфографическую зоркость, закрепить навыки всех видов разбора (синтаксический, морфологический, по составу), работать над развитием речи учащихся; способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах;
3) воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку, коллективизм; вызвать восхищение зимним лесом, чувство любви к животным.

Оборудование: учебники, тетради, карточки с индивидуальными заданиями, карточки для работы в группах, картинки с изображением зимующих птиц, животных (белка, заяц), картина с изображением зимнего леса, карточка – схема с опорными словами, карточки с падежами (И.п., Р.п. и т.д.), сигналы обратной связи и магнитофон.

I. Анализ мини-сочинений на тему «Опиши дерево».

— Вы сумели удачно описать не только внешний вид, но и внутренний мир выбранного вами деревца. (Зачитать несколько сочинений).
Сочинения получились красочные, трогательные.
Почему вам это удалось сделать? (использовали много прилагательных).
Сегодня мы продолжим работать над прилагательными. И совершим путешествие в зимний сказочный лес.

1.Отправимся мы туда по своим собственным следам. Следы необычные — из букв.
Запись безударных гласных: лесной, сосновый, осиновый, морозный, прекрасный (еооое);
колючий, березовый, февральский, зеркальный, молоденький (оееео).
Дописать строчку, чередуя.
Какие слова встретились в работе? (прилагательные) Докажите.
2.И вновь буквенные следы на полянке: С П Щ З Ф Т.
Найдите лишнюю букву. Почему? (характеристика звука [З]).
ЗззЗ
З колдован нев димкой
Дремлет лес (под)ска ку сна.
Словно бел к сынк й
Подв залася с сна.
— Кто автор этих строк?
— Какое время года описал Сергей Есенин?
— Как понимаете строки?

Запись стихотворения. Комментирование пропущенных орфограмм.

III. Языковая разминка.

1. — В каких частях слова встретились эти орфограммы?
2. – Синтаксический разбор предложений. (Коллективная работа)
Индивидуальные задания:
3 человека работают по карточкам.
2 человека работают у доски:
а) морфологический разбор: косынкой;
б) морфологический разбор: белою (косынкой).

Проверка с помощью сигналов обратной связи.
Во время проверки обратить внимание, какие морфологические признаки у этих слов совпадают, а какие — различаются.
— Найдите словосочетания из второго предложения.
На доске выписаны словосочетания.
какой? какой?
Белою косынкой, подвязалася белой, подвязалася сосна,
чем?
подвязалася косынкой.
— Проверьте. Кто заметил ошибки?
Дети пытаются исправить ошибки.

IV. Сообщение темы и цели урока.

— Чтобы исправить ошибки, нужно вспомнить все, что известно вам про словосочетания, уточнить и узнать новое. Попробуйте сформулировать тему урока. На какие вопросы вам нужно ответить?
Физкультминутка для глаз.

V. Изучение нового материала.

1. – Что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически).
2. Работа с определением на странице 38 учебника.
— Прочитайте определение. Составьте на доске схему из опорных слов.
вопрос
Главное слово зависимое слово
— Как вы думаете, почему слова именно так называются? Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?
3. – Проверим еще раз, правильно ли выписали словосочетания.
Какие ошибки допущены?
— Запишем верные словосочетания.

Какие из них соответствуют схеме: Сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

VI. Закрепление изученного материала.

-Продолжим наше путешествие по лесу.
1. Фронтальная работа у доски.
Отгадывание загадок, подбор прилагательных и запись словосочетаний в указанных формах.
а) «По полю рыщет, поет да свищет.
Деревья ломает, к земле приклоняет». (Ветер)
(Р.п. – сильного ветра)
б) «Серебристой бахромой на ветвях висит зимой,
а весной на весу превращается в росу». (Иней)
(Д.п. – серебристому инею)
в) «Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица». (Метель)
(В.п. – снежную метель)
г) «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут». (Облака)
(Т.п. – серыми облаками)
д) «Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета, для зимы другого цвета». (Заяц)
(П.п. – о трусливом зайце)
е) «Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом». (Белка)
(И.п. – пушистая белка)
(Картинки с изображением зайца и белки).
В это время два ученика работают у доски индивидуально:
1) Указать грамматические признаки, разобрать по составу:
небольшая деревушка
2) Склонение: снежные хлопья
Проверка с помощью сигналов обратной связи.
Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже.
Физкультминутка — игра. (Называю существительное – встать, называю прилагательное — присесть).
2.– Кому трудно зимой в лесу? (зверям, птицам)
— А как мы можем им помочь?
Работа с деформированным предложением.
— Составьте предложение из данных слов.
зимующих, [голат], к [жыл`й`у], птиц заставили, и [холат], держаться, поближе, человека (Голод и холод заставили зимующих птиц держаться поближе к жилью человека).
— Запишите предложение. Разберите по членам предложение. Выпишите словосочетания прил. + сущ. Укажите грамматические признаки. Самостоятельная работа. Взаимопроверка (работа в парах)
Релаксация «прогулка на облаке» (прилагается)
3. – Мы оказались на «Творческой тропинке».
Задание по вариантам:
1 вариант. Составить предложение с однородными определениями, описывающими внешний вид зайца.
2 вариант. Составить предложение с однородными определениями, описывающими внешний вид белки.
Взаимопроверка.
4. Упражнение № 214 (выписать словосочетание прил. + сущ. из первого предложения и указать род, число, падеж обеих частей речи).
Вывод: (Можно признаки записать один раз, так как имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное).
— Будьте внимательны. Это упражнение вы будете выполнять дома.

VII. Повторение изученного об имени прилагательном.
— А теперь давайте расположимся на поляне Дружбы, где придется поработать в группах. Каждая группа получит свое задание. Удачи вам!
Учащиеся получают дифференцированные задания.
(Работа в группах).

Задания для второй группы. (2 уровень)
1. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное относится к одному из родов.
б) Имя прилагательное изменяется по родам.
2. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.
б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом.
3. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное чаще встречается в тексте – описании.
б) Имя прилагательное чаще встречается в тексте – повествовании.
4. Сделать морфологический разбор всех имен прилагательных.
Колючие снежинки закружились в морозном воздухе. Опустели зимние квартиры в старом пне.

Задания для третьей группы. (3 уровень)
1. Выберите верное утверждение:
а) Имена прилагательные во множественном числе по родам изменяется.
б) Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяется.
2. Выберите верное утверждение:
а) Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
б) Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам и падежам.
3. Выберете верное утверждение:
а) Падеж имени прилагательного можно определить по падежу имени существительного, которое с ним связано.
б) Падеж имени прилагательного можно определить по вопросу, который ставится от имени существительного.
4. Выписать словосочетания сущ. + прил. Определить род, число падеж прилагательных.
Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Хороши ели в красивом снежном наряде. В морозном воздухе слышен каждый звук.
Проверить коллективно 1-3 задания. Представитель каждой группы зачитывает вопрос и правильный ответ. Остальные учащиеся с помощью сигналов обратной связи делают свой выбор и обосновывают его.
4 задание проверяет учитель.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

— Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы запишите в тетрадях ключевые слова.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот.
Запомни как основу.
— Что же нового вы узнали на уроке? Чему учились? Что было самым интересным? Кому было трудно? Легко? (Показ ладошками).
Все вы сегодня старались, были внимательны, наблюдательны путешествуя по зимнему лесу. Очень много использовали в своей речи образных слов – имен прилагательных. Спасибо всем!
Оценки за урок.
— Что хотелось бы вам сказать, уходя с урока?

IX. Домашнее задание. Выучить правило и выполнить разобранное упражнение № 214.

📽️ Видео

Латинский язык. Имя прилагательное, прилагательное 1 гр. Согласованное определение.Скачать

Латинский язык. Имя прилагательное, прилагательное 1 гр. Согласованное определение.

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

#67 English A1-A2: переведи словосочетания гл.+прил.+сущ. на английский языкСкачать

#67 English A1-A2: переведи словосочетания гл.+прил.+сущ.  на английский язык

Латинский язык. Lingua Latina. Согласование существительного и прилагательногоСкачать

Латинский язык. Lingua Latina. Согласование существительного и прилагательного

#74 English A2: переведи словосочетания гл.+прил.+сущ. на английский языкСкачать

#74 English A2: переведи словосочетания гл.+прил.+сущ. на английский язык

Русский язык. Разряды прилагательных: качественные, притяжательные, относительные. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Разряды прилагательных: качественные, притяжательные, относительные. Видеоурок

Русский язык. Части речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. ПредлогСкачать

Русский язык. Части речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. Предлог

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

согласование прилагательного с существительнымСкачать

согласование прилагательного с существительным

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Имя прилагательное. Что такое имя прилагательное?Скачать

Имя прилагательное. Что такое имя прилагательное?

Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать

Части речи в русском языке. Как определить часть речи?

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?Скачать

Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?

Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 классСкачать

Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 класс
Поделиться или сохранить к себе: