- 80 примеров словосочетаний «глагол+существительное»
- Глагол+существительное в косвенном падеже
- Родительный падеж
- Дательный падеж
- Винительный падеж
- Творительный падеж
- Предложный падеж
- Как называются слова прилаг и сущ одновременно. очень нужно+ если можно примеры
- Урок русского языка «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании.»
- 🔍 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
80 примеров словосочетаний «глагол+существительное»
Приведем примеры словосочетаний «глагол+существительное», в которых глагол управляет падежными формами существительных как с предлогом, так и без него. В таких сочетаниях существует синтаксическая связь управления. Также глагол может управлять несклоняемыми существительными.
Рассмотрим словосочетания с глаголом в качестве главного слова, который управляет существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без него, начиная с родительного и заканчивая предложным падежом. Форма предложного падежа существительного употребляется только с предлогами.
Узнаем более подробно с примерами о словосочетаниях со связью согласования, управления и примыкания.
Обратим внимание на такой нюанс, что переходные глаголы управляют существительными в форме родительного и винительного падежа без предлога. Остальные глаголы, которые управляют существительными в форме косвенных падежей с предлогами и без них, являются непереходными. Приведем примеры словосочетаний:
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Глагол+существительное в косвенном падеже
Родительный падеж
- выпить чаю, купить колбасы, собрать грибов;
- остановиться у дома, снять с крыши, пройти мимо озера, ходить вокруг стадиона, вымокнуть из-за ливня, приехать после ужина, разговаривать в течение часа, встречаться близ вокзала, очутиться вне зала, остаться без помощи, пройти мимо здания, ехать впереди колонны, посадить между рядов, побелеть от злости, смотреть ради удовольствия.
Дательный падеж
- помочь матери, радоваться солнцу, передать брату, подарить другу;
- обратиться к соседу, вернуться к вечеру, идти по тропинке, скучать по сыну, поступить согласно правилам, бежать навстречу волне, достичь благодаря совету, уехать наперекор воле (родителей), поступить вопреки соглашению.
Винительный падеж
- любить ребенка, угостить друзей, приветствовать соседей, наполнить корзину, отнести сумку, поймать окуня;
- лезть на чердак, прилечь на спину, сесть на лавочку, прыгать через планку, вернуться спустя год, рассказать про собаку, зайти за дом, заглянуть под стол, положить в ящик, вырасти по пояс.
Творительный падеж
- накормить супом, угостить квасом, напоить соком, угостить пирогом, складывать конвертом, петь дискантом, падать каплями, рисовать красками;
- пройти между рядами, парить над полем, остановиться перед клубом, посадить за верандой, приехать с другом, пойти за продуктами, встретиться перед отъездом.
Предложный падеж
- оставить на столе, скакать на лошади, прогуливаться в парке, собирать в лесу, плавать в бассейне, написать о друге, спеть об осени.
Приведем примеры словосочетаний, в которых глагол управляет несклоняемыми существительными:
- спуститься в метро, закрыть жалюзи, угостить драже, налить кофе, надеть пальто, любоваться плато;
- наслаждаться безе, выйти в боа, встретиться в кафе, поехать на такси, зайти в гороно, обсудить с завкафедрой.
Смотрите примеры словосочетаний «существительное+глагол».
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Как называются слова прилаг и сущ одновременно. очень нужно+ если можно примеры
Словосочетание
пример: ленивый ученик, тупой ребёнок, глупый школьник
Прилагательные, причастия, числительные, местоимения могут переходить из одной части речи в другую и становиться существительными. Этот процесс называется субстантивация ( лат. субстантивум—существительное) —переход в разряд имен существительных других частей речи.
Военный парад закончился праздничным салютом.
В комнату вошел молодой военный.
Столовое серебро нужно регулярно чистить.
В столовой витали приятные запахи.
Смелый человек называется храбрецом.
Смелого пуля боится.
Видео:Латинский язык. Lingua Latina. Согласование существительного и прилагательногоСкачать
Урок русского языка «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании.»
1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, уточнить, что такое словосочетание; формировать умение находить словосочетание сущ. + прил., определять их грамматические признаки;
2) совершенствовать орфографическую зоркость, закрепить навыки всех видов разбора (синтаксический, морфологический, по составу), работать над развитием речи учащихся; способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах;
3) воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку, коллективизм; вызвать восхищение зимним лесом, чувство любви к животным.
Оборудование: учебники, тетради, карточки с индивидуальными заданиями, карточки для работы в группах, картинки с изображением зимующих птиц, животных (белка, заяц), картина с изображением зимнего леса, карточка – схема с опорными словами, карточки с падежами (И.п., Р.п. и т.д.), сигналы обратной связи и магнитофон.
I. Анализ мини-сочинений на тему «Опиши дерево».
— Вы сумели удачно описать не только внешний вид, но и внутренний мир выбранного вами деревца. (Зачитать несколько сочинений).
Сочинения получились красочные, трогательные.
Почему вам это удалось сделать? (использовали много прилагательных).
Сегодня мы продолжим работать над прилагательными. И совершим путешествие в зимний сказочный лес.
1.Отправимся мы туда по своим собственным следам. Следы необычные — из букв.
Запись безударных гласных: лесной, сосновый, осиновый, морозный, прекрасный (еооое);
колючий, березовый, февральский, зеркальный, молоденький (оееео).
Дописать строчку, чередуя.
Какие слова встретились в работе? (прилагательные) Докажите.
2.И вновь буквенные следы на полянке: С П Щ З Ф Т.
Найдите лишнюю букву. Почему? (характеристика звука [З]).
ЗззЗ
З колдован нев димкой
Дремлет лес (под)ска ку сна.
Словно бел к сынк й
Подв залася с сна.
— Кто автор этих строк?
— Какое время года описал Сергей Есенин?
— Как понимаете строки?
Запись стихотворения. Комментирование пропущенных орфограмм.
III. Языковая разминка.
1. — В каких частях слова встретились эти орфограммы?
2. – Синтаксический разбор предложений. (Коллективная работа)
Индивидуальные задания:
3 человека работают по карточкам.
2 человека работают у доски:
а) морфологический разбор: косынкой;
б) морфологический разбор: белою (косынкой).
Проверка с помощью сигналов обратной связи.
Во время проверки обратить внимание, какие морфологические признаки у этих слов совпадают, а какие — различаются.
— Найдите словосочетания из второго предложения.
На доске выписаны словосочетания.
какой? какой?
Белою косынкой, подвязалася белой, подвязалася сосна,
чем?
подвязалася косынкой.
— Проверьте. Кто заметил ошибки?
Дети пытаются исправить ошибки.
IV. Сообщение темы и цели урока.
— Чтобы исправить ошибки, нужно вспомнить все, что известно вам про словосочетания, уточнить и узнать новое. Попробуйте сформулировать тему урока. На какие вопросы вам нужно ответить?
Физкультминутка для глаз.
V. Изучение нового материала.
1. – Что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически).
2. Работа с определением на странице 38 учебника.
— Прочитайте определение. Составьте на доске схему из опорных слов.
вопрос
Главное слово зависимое слово
— Как вы думаете, почему слова именно так называются? Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?
3. – Проверим еще раз, правильно ли выписали словосочетания.
Какие ошибки допущены?
— Запишем верные словосочетания.
Какие из них соответствуют схеме: Сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.
VI. Закрепление изученного материала.
-Продолжим наше путешествие по лесу.
1. Фронтальная работа у доски.
Отгадывание загадок, подбор прилагательных и запись словосочетаний в указанных формах.
а) «По полю рыщет, поет да свищет.
Деревья ломает, к земле приклоняет». (Ветер)
(Р.п. – сильного ветра)
б) «Серебристой бахромой на ветвях висит зимой,
а весной на весу превращается в росу». (Иней)
(Д.п. – серебристому инею)
в) «Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица». (Метель)
(В.п. – снежную метель)
г) «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут». (Облака)
(Т.п. – серыми облаками)
д) «Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета, для зимы другого цвета». (Заяц)
(П.п. – о трусливом зайце)
е) «Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом». (Белка)
(И.п. – пушистая белка)
(Картинки с изображением зайца и белки).
В это время два ученика работают у доски индивидуально:
1) Указать грамматические признаки, разобрать по составу:
небольшая деревушка
2) Склонение: снежные хлопья
Проверка с помощью сигналов обратной связи.
Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже.
Физкультминутка — игра. (Называю существительное – встать, называю прилагательное — присесть).
2.– Кому трудно зимой в лесу? (зверям, птицам)
— А как мы можем им помочь?
Работа с деформированным предложением.
— Составьте предложение из данных слов.
зимующих, [голат], к [жыл`й`у], птиц заставили, и [холат], держаться, поближе, человека (Голод и холод заставили зимующих птиц держаться поближе к жилью человека).
— Запишите предложение. Разберите по членам предложение. Выпишите словосочетания прил. + сущ. Укажите грамматические признаки. Самостоятельная работа. Взаимопроверка (работа в парах)
Релаксация «прогулка на облаке» (прилагается)
3. – Мы оказались на «Творческой тропинке».
Задание по вариантам:
1 вариант. Составить предложение с однородными определениями, описывающими внешний вид зайца.
2 вариант. Составить предложение с однородными определениями, описывающими внешний вид белки.
Взаимопроверка.
4. Упражнение № 214 (выписать словосочетание прил. + сущ. из первого предложения и указать род, число, падеж обеих частей речи).
Вывод: (Можно признаки записать один раз, так как имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное).
— Будьте внимательны. Это упражнение вы будете выполнять дома.
VII. Повторение изученного об имени прилагательном.
— А теперь давайте расположимся на поляне Дружбы, где придется поработать в группах. Каждая группа получит свое задание. Удачи вам!
Учащиеся получают дифференцированные задания.
(Работа в группах).
Задания для второй группы. (2 уровень)
1. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное относится к одному из родов.
б) Имя прилагательное изменяется по родам.
2. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.
б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом.
3. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное чаще встречается в тексте – описании.
б) Имя прилагательное чаще встречается в тексте – повествовании.
4. Сделать морфологический разбор всех имен прилагательных.
Колючие снежинки закружились в морозном воздухе. Опустели зимние квартиры в старом пне.
Задания для третьей группы. (3 уровень)
1. Выберите верное утверждение:
а) Имена прилагательные во множественном числе по родам изменяется.
б) Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяется.
2. Выберите верное утверждение:
а) Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
б) Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам и падежам.
3. Выберете верное утверждение:
а) Падеж имени прилагательного можно определить по падежу имени существительного, которое с ним связано.
б) Падеж имени прилагательного можно определить по вопросу, который ставится от имени существительного.
4. Выписать словосочетания сущ. + прил. Определить род, число падеж прилагательных.
Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Хороши ели в красивом снежном наряде. В морозном воздухе слышен каждый звук.
Проверить коллективно 1-3 задания. Представитель каждой группы зачитывает вопрос и правильный ответ. Остальные учащиеся с помощью сигналов обратной связи делают свой выбор и обосновывают его.
4 задание проверяет учитель.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
— Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы запишите в тетрадях ключевые слова.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот.
Запомни как основу.
— Что же нового вы узнали на уроке? Чему учились? Что было самым интересным? Кому было трудно? Легко? (Показ ладошками).
Все вы сегодня старались, были внимательны, наблюдательны путешествуя по зимнему лесу. Очень много использовали в своей речи образных слов – имен прилагательных. Спасибо всем!
Оценки за урок.
— Что хотелось бы вам сказать, уходя с урока?
IX. Домашнее задание. Выучить правило и выполнить разобранное упражнение № 214.
🔍 Видео
#67 English A1-A2: переведи словосочетания гл.+прил.+сущ. на английский языкСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Латинский язык. Имя прилагательное, прилагательное 1 гр. Согласованное определение.Скачать
Прилагательные 1 и 2 склонения в латинском языкеСкачать
Русский язык. Разряды прилагательных: качественные, притяжательные, относительные. ВидеоурокСкачать
#74 English A2: переведи словосочетания гл.+прил.+сущ. на английский языкСкачать
Русский язык. Части речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. ПредлогСкачать
согласование прилагательного с существительнымСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать
Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
Имя прилагательное. Что такое имя прилагательное?Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?Скачать
Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 классСкачать