- Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде
- Презентация к уроку
- 2. Склонение имён прилагательных мужского и среднего родов
- Теория:
- Родительный падеж средний род существительного
- Родительный падеж существительных
- Что такое родительный падеж существительных?
- Предлоги родительного падежа существительных
- Варианты окончаний родительного падежа существительных
- Синтаксическая роль существительных родительного падежа
- Примеры
- Видеоурок
- Родительный падеж существительных
- Что такое родительный падеж существительных?
- Предлоги родительного падежа существительных
- Варианты окончаний родительного падежа существительных
- Синтаксическая роль существительных родительного падежа
- Примеры
- 💡 Видео
Видео:Падежи прилагательных. Как определить падеж прилагательного?Скачать
Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде
Презентация к уроку
Цель:
Образовательная:
- развитие умения распознавать родительный падеж имени прилагательного;
- формировать навык правописания окончаний прилагательных в Р.п. мужского и среднего рода.
Развивающая:
- развитие памяти, внимания, речи учащихся
- используя прием сравнения падежных окончаний, выявить связи прилагательных и существительных.
Воспитательная:
- Воспитание дружеского отношения друг к другу, трудолюбия.
- открывать перед детьми богатство и красоту русского языка, формировать интерес к языковой работе;
- воспитывать желание учиться.
Тип урока: закрепление знаний
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- дифференцированные карточки;
- слова для физкультминутки.
Этапы | № слайда | Ход урока | Примечание |
1 | 1 | Оргмомент. |
Здравствуй, новый прекрасный день!/
Здравствуй, солнышко!
Здравствуй, небо!
Давайте пожелаем себе:
Здоровья, мудрости и успеха!
Сегодня я предлагаю вам поиграть в снежки, а в конце урока слепить из них снеговика. Для этого нам предстоит выполнить много интересных заданий и упражнений.
Запишите сегодняшнюю дату. Классная работа.
ого его
О чём вам напомнили эти сочетания букв? (такое окончание у имён прилагательных Родительного падежа мужского и среднего рода)
Это и будет нашей темой урока.
Для чего нам нужно продолжить изучение этой темы?
(чтобы потренироваться в написании прилагательных в родительном падеже, правильно употреблять в речи и грамотно писать, грамотно говорить)
Кто сможет повторить правило написания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Р.п.?
Какие имеют окончания?
Вопрос Р.п. проверяет безударные окончания прилагательных мужского рода? (не совсем, неясно слышим окончание самого вопроса))
Говорим — (какова), пишем — какого,
Давайте вспомним стишок:
Если вопрос, какого?
Зимнего и смешного.
(Повторяет один из учеников)
Подберите подходящие по смыслу прилагательные.
Напишите словосочетания в тетрадь, в скобках укажите падеж.
Дети вытягивают слова. Они появляются на экране.
Предлагаются слова для справок, каждый выбирает подходящее для своего слова словосочетание и записывает его себе в тетрадь по образцу.
Образец: Аромат — аромат свежего хлеба
Слова для справок: огромный дуб, маленький мальчик, яркое солнце, горячее молоко, соседний дом, лесное озеро.
«Собери в корзинку»
Найдите в классе слова — имена прилагательные в родительном падеже, прикрепите на доску.
Докажите, что нашли правильно.
Снежный, снежного, пушистый, пушистого, северного, северными, зелёного, светлого, солнечный, солнечного, летний, летнему, зимнего, зимнему, красивые, красивыми.
Карточки со словами крепятся по всему классу.
Составьте с этими словами словосочетания, придумав подходящее по смыслу существительное.
Снежного, пушистого, солнечного, зимнего, северного.
На доске записаны словосочетания в два столбика.
Острый Вкусный
нож Запомни слова первого столбика (даётся 1 минута);
Запиши в тетрадь словосочетания, ставя имена прилагательные и существительные в Р.П., восстанавливая слова 1 столбика по памяти и словам второго столбика
7 снежок. 10 Работа с карточками. «Каждому своё» Вставь пропущенные окончания.
Снежн___ покрова, смешно___ клоуна, из бел____ снега, из парн___ молока, из соснов____ бора.
Напиши существительные и прилагательные в родительном падеже.
На опушке (зимний лес), на улицах (маленький город), приготовил для (любимой мамы), вышел из (тёплый дом).
Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки.
Видео:Родительный падеж. Существительные. Часть 1 || ПадежиСкачать
2. Склонение имён прилагательных мужского и среднего родов
Теория:
«Какой?» (именительный падеж) — новый карандаш, тихий вечер, тёплое молоко, синее море (окончания – ый , – ий в мужском роде и – ое , – ее в среднем роде).
«Какого?» (родительный падеж) — нового карандаша, тихого вечера, тёплого молока, синего моря (окончания – ого или – его в мужском и среднем родах).
«Каким?» (творительный падеж) — новым карандашом, тихим вечером, тёплым молоком, синим морем (окончания – ым или – им в мужском и среднем родах).
«О каком?» (предложный падеж) — о новом карандаше, о тихом вечере, о тёплом молоке, о синем море (окончания – ом или – ем в мужском и среднем родах).
Видео:Род имен прилагательных. Как определить род прилагательного?Скачать
Родительный падеж средний род существительного
Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать
Родительный падеж существительных
Узнаем, что такое родительный падеж имён существительных в русском языке, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в словосочетании и предложении. Приведем примеры существительных в форме родительного падежа.
В русском языке имена существительные имеют стройную систему изменения по падежам и числам. Термином «падеж» называют способность имён существительных изменять свою начальную форму именительного падежа на другие падежи. В русском языке выделяют шесть падежей имён существительных.
ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ Именительный
(есть)кто? что? — Родительный
(нет)кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме Дательный
(дать)кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно Винительный
(вижу)кого? что? под, за, про, через, в, на, во Творительный
(доволен)кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед Предложный
(думать)о ком? о чем? в, о, об, на, при, по Видео:Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?Скачать
Что такое родительный падеж существительных?
Именительный падеж имени существительного называет предмет или лицо, констатирует его существование в реальности. По принадлежности к определенному роду (мужскому, женскому или среднему) и падежным окончаниям в начальной форме именительного падежа все существительные принадлежат к первому, второму или третьему склонению:
- (кто?) старшин а , тёт я , (что?) рук а , бан я — первое склонение;
- (кто?) строитель ; (что?) ствол , дерев о — второе склонение;
- (кто?) дочь , (что?) брошь — третье склонение.
За именительным падежом, прямо называющим объекты действительности, следует косвенный родительный падеж.
Чтобы образовать форму родительного падежа, воспользуемся словами-помощниками «нет» или «не было»:
- хозяин — не было (кого?) хозяин а ;
- земля — нет (чего?) земл и .
Каждое существительное в зависимости от типа склонения, а также твёрдой или мягкой основы слова имеет характерные падежные окончания в формах родительного падежа единственного и множественного числа.
Понаблюдаем:
- р. п. не было (кого?) старшин ы — старшин
- р. п. нет (кого?) тёт и — тёть
- р. п. не было (кого?) строител я — строител ей
- р. п. нет (чего?) ствол а — ствол ов
- р. п. нет (чего?) дерев а — деревь ев
- р. п. голос (кого?) дочер и — дочер ей
- р. п. нет (чего?) брош и — брош ей .
Часто возникают речевые ошибки при образовании формы родительного падежа разносклоняемых существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -мя. В разговорной речи употребляются формы: «нет время», » вождь племя», «человек без имя». Следует учесть, что у разносклоняемых существительных в косвенных падежах появляется формообразующий суффикс -ен-. В форме родительного падежа эти слова имеют окончание -и.
Родительный падеж имени существительного, сочетаясь с другим существительным, имеет определительное значение, обозначающее принадлежность другому предмету или лицу:
Предлоги родительного падежа существительных
Родительный падеж имени существительных может быть образован с помощью непроизводных и производных предлогов:
Предлоги уточняют значение формы родительного падежа, называющей объект действия или его отсутствие, время, место и пр.
Примеры
- остаться до вторника;
- отплыть от берега;
- остаться без света;
- капает с ветки;
- показаться из-за дома;
- растет среди поля;
- пройти мимо здания;
- остановиться возле калитки.
Видео:согласование прилагательного с существительнымСкачать
Варианты окончаний родительного падежа существительных
Существительные мужского рода второго склонения в форме родительного падежа единственного числа имеют вариантные окончания -а/-я или -у/-ю:
- ложка мёд а — хочется мёд у
- стакан кипятк а — дайте кипятк у
- зубок чеснок а — поесть чеснок у .
Формы родительного падежа с окончанием -а/-я являются стилистически нейтральными. В литературной речи используются слова с окончанием -а/-я, причём в выборе этой формы имеет значение, если существительное употребляется с определением:
- стакан чая — стакан тёплого чая;
- сугробы снега — сугробы пушистого снега;
- струя воздуха — струя тёплого воздуха.
Существительные с окончанием -у/-ю отличаются разговорным характером. Они употребляются в бытовой речи в следующих случаях:
1. существительные с предлогами из, до, с, от
2. при обозначении части от целого у вещественных существительных
3. существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом -к-
4. отвлечённые существительные с количественным значением
5. во фразеологических сочетаниях
Видео:Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.Скачать
Синтаксическая роль существительных родительного падежа
В предложении существительные в форме родительного падежа чаще всего выполняют синтаксическую роль второстепенных членов:
В составе неделимых сочетаний со словами более, менее, свыше, ряд, часть, большинство, меньшинство, много, мало, сколько, несколько, столько и пр., а также с числительными форма родительного падежа существительных является подлежащим.
Примеры
Мы не знаем (чего?) горя со спокойным малышом.
Ветка (чья?) клёна стучится мне в окно.
Дети выбежали (откуда?) из д верей школы.
В лесу под деревьями еще лежит много снега .
Двое р ыбаков сидят в лодке посреди озера.
Пять котят весело резвились во дворе.
Большинство ребят согласились прийти на тренировку завтра утром.
Меньшинство депутатов проголосовали против проекта.
Часть страниц книги оказалась с карандашными пометками.
Свыше пятидесяти озёр Тверской области привлекают туристов для отдыха.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Видеоурок
Видео:Латинский язык, имена существительные; падежи, склонение; первое склонениеСкачать
Родительный падеж существительных
Родительный падеж — это грамматическая форма имен существительных, которая отвечает на вопросы кого? чего?
Узнаем, что такое родительный падеж имён существительных в русском языке, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в словосочетании и предложении. Приведем примеры существительных в форме родительного падежа.
В русском языке имена существительные имеют стройную систему изменения по падежам и числам. Термином «падеж» называют способность имён существительных изменять свою начальную форму именительного падежа на другие падежи. В русском языке выделяют шесть падежей имён существительных.
ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ Именительный
(есть)кто? что? – Родительный
(нет)кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме Дательный
(дать)кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно Винительный
(вижу)кого? что? под, за, про, через, в, на, во Творительный
(доволен)кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед Предложный
(думать)о ком? о чем? в, о, об, на, при, по Видео:Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать
Что такое родительный падеж существительных?
Именительный падеж имени существительного называет предмет или лицо, констатирует его существование в реальности. По принадлежности к определенному роду (мужскому, женскому или среднему) и падежным окончаниям в начальной форме именительного падежа все существительные принадлежат к первому, второму или третьему склонению:
- (кто?) старшина, тётя, (что?) рука, баня — первое склонение,
- (кто?) строитель , (что?) ствол , дерево — второе склонение,
- (кто?) дочь , (что?) брошь — третье склонение.
За именительным падежом, прямо называющим объекты действительности, следует косвенный родительный падеж.
Существительные в форме родительного падежа отвечают на вопросы кого? чего?
Чтобы образовать форму родительного падежа, воспользуемся словами-помощниками «нет» или «не было»:
- хозяин — не было (кого?) хозяина,
- земля — нет (чего?) земли.
Каждое существительное в зависимости от типа склонения, а также твёрдой или мягкой основы слова имеет характерные падежные окончания в формах родительного падежа единственного и множественного числа.
Понаблюдаем:
- р. п. не было (кого?) старшины — старшин
- р. п. нет (кого?) тёти — тёть
- р. п. не было (кого?) строителя — строителей
- р. п. нет (чего?) ствола — стволов
- р. п. нет (чего?) дерева — деревьев
- р. п. голос (кого?) дочери — дочерей
- р. п. нет (чего?) броши — брошей.
Часто возникают речевые ошибки при образовании формы родительного падежа разносклоняемых существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -мя. В разговорной речи употребляются формы: «нет время», » вождь племя», «человек без имя». Следует учесть, что у разносклоняемых существительных в косвенных падежах появляется формообразующий суффикс -ен-. В форме родительного падежа эти слова имеют окончание -и.
- время — нет времени,
- племя — вождь племени,
- человек без имени.
Родительный падеж имени существительного, сочетаясь с другим существительным, имеет определительное значение, обозначающее принадлежность другому предмету или лицу:
- голос (чей?) мамы — мамин голос,
- лапа (чья?) ели — еловая лапа,
- сообщение (чьё?) папы — папино сообщение.
Предлоги родительного падежа существительных
Родительный падеж имени существительных может быть образован с помощью непроизводных и производных предлогов:
до, от, без, из, для, с, у, из-за, около, мимо, вслед, возле, кроме, вне, ради и пр.
Предлоги уточняют значение формы родительного падежа, называющей объект действия или его отсутствие, время, место и пр.
Примеры
- остаться до вторника,
- отплыть от берега,
- остаться без света,
- капает с ветки,
- показаться из-за дома,
- растет среди поля,
- пройти мимо здания,
- остановиться возле калитки.
Видео:Русский язык. Род существительных.Сложные случаи определения рода. ВидеоурокСкачать
Варианты окончаний родительного падежа существительных
Существительные мужского рода второго склонения в форме родительного падежа единственного числа имеют вариантные окончания -а/-я или -у/-ю:
- ложка мёда — хочется мёду
- стакан кипятка — дайте кипятку
- зубок чеснока — поесть чесноку.
Формы родительного падежа с окончанием -а/-я являются стилистически нейтральными. В литературной речи используются слова с окончанием -а/-я, причём в выборе этой формы имеет значение, если существительное употребляется с определением:
- стакан чая — стакан тёплого чая,
- сугробы снега — сугробы пушистого снега,
- струя воздуха — струя тёплого воздуха.
Существительные с окончанием -у/-ю отличаются разговорным характером. Они употребляются в бытовой речи в следующих случаях:
1. существительные с предлогами из, до, с, от
- выйти из лесу,
- ослабеть с голоду,
- семь лет от роду,
- пройти до дому,
2. при обозначении части от целого у вещественных существительных
- выпить лимонаду,
- долить кипятку,
- предложить чаю,
- насыпать перцу,
- достать сыру,
3. существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом -к-
- попробовать кваску,
- положить сахарку,
- попробовать сырку,
- подносить медку,
4. отвлечённые существительные с количественным значением
- много шуму,
- наболтать вздору,
- наделать скандалу,
5. во фразеологических сочетаниях
- припустить что было духу,
- не до смеху,
- с миру по нитке,
- сбить с толку.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксическая роль существительных родительного падежа
В предложении существительные в форме родительного падежа чаще всего выполняют синтаксическую роль второстепенных членов:
- дополнения
- несогласованного определения
- обстоятельства
В составе неделимых сочетаний со словами более, менее, свыше, ряд, часть, большинство, меньшинство, много, мало, сколько, несколько, столько и пр., а также с числительными форма родительного падежа существительных является подлежащим.
Примеры
Мы не знаем (чего?) горя со спокойным малышом.
Ветка (чья?) клёна стучится мне в окно.
Дети выбежали (откуда?) из дверей школы.
В лесу под деревьями еще лежит много снега.
Двое рыбаков сидят в лодке посреди озера.
Пять котят весело резвились во дворе.
Большинство ребят согласились прийти на тренировку завтра утром.
Меньшинство депутатов проголосовали против проекта.
Часть страниц книги оказалась с карандашными пометками.
Свыше пятидесяти озёр Тверской области привлекают туристов для отдыха.
💡 Видео
Род имен существительных. Как определить род существительных?Скачать
Латинский язык: словарная форма существительногоСкачать
РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО//СВЯЗЬ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМСкачать
Урок 4. Родительный падеж (2) || Прилагательные. ПадежиСкачать
Родительный падеж. Окончания. Мужской и средний род.Скачать
Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?Скачать
Урок русского языка 4 класс "Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода"Скачать
Как ЛЕГКО определить склонение ЛЮБОГО существительного?Скачать