- ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §26. Словосочетание. Упражнение №130
- Карточки на тему «Словосочетания» для 5 класса
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Русский язык. 5 класс
- 💡 Видео
Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §26. Словосочетание. Упражнение №130
Составьте словосочетания. Отметьте в них крестиком главные слова. Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?
Здороваются (когда? с кем?) . , . ;
д..рить (что? кому?) . , . ;
благодарить (кого? за что?) . , . ;
изв..ниться (перед кем? за что?) . , . ;
поздравить (как? кого?) . , . ;
похв..лить (кого? за что?) . , . ;
восхищение (какое? чем?) . , . ;
оценивать (что? как?) . , . ;
прощание (с кем? на какое время?) . , . .
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Карточки на тему «Словосочетания» для 5 класса
Карточка 1 Словосочетания
Замените словосочетания строить мост, деревянный шкаф, река в горах, выполнить работу,защищать Родину, собрать урожай, заботиться о родных близкими по смыслу.
Образец: съесть конфету – съеденная конфета
Составьте 2 предложения с выделенными словосочетаниями
Выделить главное и зависимое слово, поставить вопрос. Составить два предложения с любым словосочетанием
Подготовиться к урокам; интересный по форме; необычный по цвету; сообщить сестре; по случаю праздника; горе от ума; русский по происхождению; пригласить к ужину; нежность к матери.
Определите, какие из приведенных ниже примеров являются предложением, а какие — словосочетанием.
1) Млела, дымилась земля в солнечной купели.
2) Млела, дымилась земля .
3) дымилась в купели
4) в солнечной купели
5) Укрывалась земля густой щеткой зеленых трав.
6) Укрывалась земля .
7) укрывалась щеткой трав
8) густой щеткой
9) зеленых трав
Поделите предложения на словосочетание. Определите главное и зависимое слово.
Прямо над нашим домом пролетают лебеди. Они стряхивают на землю тревожные звуки колокольчиков. Дед говорит, что так поют лебединые крылья. И мне тоже хочется полететь за лебедями.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 313 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- Бондарь Татьяна ВладимировнаНаписать 4743 26.10.2020
Номер материала: ДБ-1430753
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 25.10.2020 0
- 15.10.2020 0
- 07.10.2020 0
- 04.10.2020 0
- 21.06.2020 0
- 18.05.2020 0
- 30.01.2020 33
- 21.01.2020 77
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Словосочетание как единица синтаксиса.
- Средства связи слов в словосочетании.
- Разбор словосочетания.
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.
2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. — С. 121.
3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.
Наслаждаться (чем?) – тишиной.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».
От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.
Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.
Восхищаться (чем?) картиной.
Сидеть (где?) на уроке.
Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.
Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)
Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:
- выделить грамматическую основу;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
- выделить словосочетания группы второстепенных членов.
Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.
Любимый урок – прил. + сущ.
Помощь брату – сущ. + сущ.
Поехать на автобусе – гл. + сущ.
Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
- определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
- объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
- обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».
Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.
По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.
Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо
- назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
- определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
- назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
- определить модель словосочетания;
- определить тип связи.
Теоретический материал для углублённого изучения
Виды связи слов в словосочетаниях
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».
При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.
Формы связи зависимого слова от главного
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже
Зависимое слово связано с главным только по смыслу
💡 Видео
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 5 класс: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Виды предложений.Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Русский язык 5 класс (Урок№47 - Слово и его лексическое значение.)Скачать
Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 классСкачать
4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописаниеСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№12 - Синтаксис и пунктуация.)Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать