- Словосочетания и фразы со словом «культура»
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Синтаксис. Словосочетание. Культура речи.
- Просмотр содержимого документа «Синтаксис. Словосочетание. Культура речи.»
- 🔥 Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетания и фразы со словом «культура»
Мы придумали 70 словосочетаний со словом «культура»: подобрали слова разных частей речи (глаголы, прилагательные, причастия, существительные) и 10 словосочетаний из нескольких слов. Выпишите из таблицы составленные примеры в соответствии с вашим заданием.
- выступает
- живёт
- представляет
- предстаёт
- развивается
- существовала
- умирает
- хранит
- американская
- богатая
- бытовая
- вавилонская
- великая
- внешняя
- высочайшая
- древняя
- западная
- имперская
- индустриальная
- ирландская
- истинная
- итальянская
- настоящая
- неофициальная
- новая
- нравственная
- организационная
- педагогическая
- правовая
- прежняя
- российская
- самобытная
- театральная
- тибетская
- целая
- цифровая
- чуждая
- этническая
- предшествующая
- сложившаяся
- воспитания
- востока
- движения
- духа
- еды
- запада
- земледелия
- земли
- исполнения
- мира
- народа
- обслуживания
- общения
- организации
- питания
- поведения
- потребления
- предков
- просвещения
- речи
- слова
- страны
- тела
- фирмы
- франции
- человека
- человечества
- чтения
- чувств
- языка
Словосочетания из нескольких слов
Примеры словосочетаний из нескольких слов разных частей речи:
- культура серебряного века (существительное + прилагательное + существительное) ;
- культура шнуровой керамики (существительное + прилагательное + существительное) ;
- адаптивная физическая культура (прилагательное + прилагательное + существительное) ;
- общая культура человека (прилагательное + существительное + существительное) ;
- культура психической деятельности (существительное + прилагательное + существительное) ;
- культура древней руси (существительное + прилагательное + существительное) ;
- современная западная культура (прилагательное + прилагательное + существительное) ;
- основная сельскохозяйственная культура (прилагательное + прилагательное + существительное) ;
- современная европейская культура (прилагательное + прилагательное + существительное) ;
- российская политическая культура (прилагательное + прилагательное + существительное) ;
Введите слово русскими буквами (кириллицей) без пробелов.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:"Речевой этикет. Культура речи"Скачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Культура речи. Речевая ситуацияСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Русский язык. Как говорить правильно. Культура речи. ВидеоурокСкачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Понятие и предмет культуры речи.Три аспекта культуры речиСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Слова и фразы, которые дешевят твою речьСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
Синтаксис. Словосочетание. Культура речи.
Закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетания». Отработать умение определять типы слов, нахождение их в предложенном тексте, знать их функцию и значение. Совершенствовать речевую компетенцию учеников. Владение информацие при решении тестовых заданий, предложенных в демоверсиях.
Просмотр содержимого документа
«Синтаксис. Словосочетание. Культура речи.»
Тема урока: «Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях».
Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях; совершенствовать речевую компетентность учеников.
Вступительное слово учителя.
Цель занятий по русскому языку — закрепить и углубить лингвистические знания, научиться применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. На уроках мы повторяем пройденное, закрепляем и углубляем знания обо всех уровнях языка. В тестах большое внимание уделяется теории языка. Начнём повторение с синтаксиса. Тема сегодняшнего урока звучит так:
Синтаксис и культура речи. Словосочетание.
Типы связи слов в словосочетаниях.
Запись темы урока в тетради.
— Определите цели нашего урока, исходя из темы.
Вспомним, что изучает синтаксис.
-Синтаксис изучает словосочетание и предложение.
2. Теоретический материал по теме «Типы связи слов в словосочетаниях» (мультимедийная презентация. Слайды 1-4).
3. Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме урока.
Примечание: (на столах у учащихся лежит раздаточный материал: правило-подсказка, задания, образец выполнения заданий).
Учащийся комментирует свой ответ по образцу, данному учителем.
определите тип связи слов в данных словосочетаниях:
в соседней комнате (согласование), ответил резко (примыкание), хлынет потоками (управление), театральный занавес (согласование), внезапно замаячившего (примыкание), украдкой зевая (примыкание), мое сердце (согласование), глубоко несчастлив (примыкание), связанный словом (управление), помогать отцу (управление), очень нежно (примыкание), морской берег (согласование), перельется через край (управление).
словосочетание всей истории.
Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой? (всей); это вопрос согласования.
Зависимое слово – местоимение.
Оба слова склоняются: всеми историями
Следовательно, тип связи – согласование.
словосочетание пришедшее из галактик
Есть предлог – это управление.
Зависимое слово – существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.
словосочетание наполняясь одновременно
Зависимое слово – наречие, следовательно, это примыкание.
Выберите из данных примеров только словосочетания.
Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.
— Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры?
Ответ ученика. Около дома — это существительное с предлогом, кто следующий, скоро зима- это предложения, состоящие только из грамматической основы, бороться и искать- это однородные члены.
— Делаем вывод, что не все слова образуют словосочетания.
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:
1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой;
2) сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака;
3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;
4) составные словоформы: будет писать, более прочный;
5) ряды однородных членов: молоко и хлеб, найти и прочитать.
Прочитайте текст и решите задание (тексты с заданиями распечатаны)
(1) Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (2) Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (3) Куда, в какие края спешил русский богатырь? (4) 0 каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (5) 0 чем думал он сейчас? (6) Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики — родители и молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом. (7) Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.
(8) Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу.
(9) А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.
1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).
4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЛ (3 предложение).
7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).
9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
10. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы: 1. Откуда появился; 2. Этот всадник; 3. Управление;
4. Издалека казался; 5. Куда спешил; 6. Согласование; 7. (о) каких бедах;
8. Управление; 9. Стремительно помчался; 10. О чем думал
Примечание: правильные ответы проецируются на интерактивную доску через мультимедийный проектор. Учащиеся осуществляют самопроверку.
В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами управления — выбором нужной падежной формой и подходящего предлога. Действительно, перед нами встаёт вопрос, как правильнее сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между сочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?
Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже. Например, глагол тормозить требует после себя Винительного падежа, а глагол препятствовать – Дательного.
Пример: плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.
плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.
Рассмотрим трудные случаи управления слов в словосочетании (использование мультимедийной презентации, слайд 4-5).
Анализ таблицы «Трудные случаи управления»
(раздаточный материал. Теория.).
Дополните до словосочетаний. Определите способ связи.
Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе.
Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем ?) фруктами.
Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах .
Упрекать (в чем?) в бесконечности – попрекать (чем?) куском
Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына
Доволен (чем?) результатом – рад (чему?) приезду.
Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке
Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.
Итак, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов?
основные значения падежей и предлогов,
лексическое значение слов.
5. Тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях» (по вариантам)
6.Подведение итогов урока:
Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?
-Дополните до словосочетаний, определите типы связи слов в словосочетании.
— решение тестовых заданий
-повторить теоретический материал по теме: «Простое осложнённое предложение. Односоставное предложение».
🔥 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык 11 класс (Урок№11 - Культура публичной речи.)Скачать
Стили речиСкачать
Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
«Золотые лекции». Культура речиСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 11 класс (Урок№13 - Культура разговорной речи.)Скачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать