Словосочетание сестра милосердия впервые предложил

Видео:Один день сестры милосердияСкачать

Один день сестры милосердия

Беречь и лечить. История сестёр милосердия

Образ медсестры, юной «сестрички», которая спешит на помощь раненому солдату, рискуя собственной жизнью, встречается и на картинах, и в песнях, и в стихах, посвященных не одной войне. Кажется, эти помощницы-героини были с солдатами всегда. На самом деле институт сестер милосердия появился только в позапрошлом веке. Об истории тех, кто помогал врачам и солдатам в России и за рубежом, в нашем обзоре ко Всемирному дню медицинской сестры — 12 мая.

«Долгий век»

«Это был грустный, полный драматических событий и гениальный век. Грустный, если думать об уродливости повседневной жизни в нем; драматический, если помнить о череде потрясавших его восстаний и войн; гениальный, если иметь в виду научно-технический и даже социальный прогресс, ознаменовавший данное столетие».

Грусть, драматизм и гениальность — все это черты XIX века. Слова выдающегося французского историка Фернана Броделя прекрасно характеризуют это время — столь далекое и одновременно близкое для нас. Уже не осталось тех, кто бы помнил защитников батареи Раевского, послание Белинского к Гоголю или церемонию закладки Великого Сибирского пути. И все же «долгий век», как еще называют XIX столетие, оставил для своих «потомков» огромное наследие: парламентские республики и национальные идеи, железные дороги и телеграф, гуманитарные науки и новые формы рыночных отношений. Именно XIX век, каким бы странным и удивительным он ни казался, открыл привычные нам понятия и формы познания.

Это было «долгое» время, начавшееся с революционных событий во Франции и закончившееся разрывами бомб на фронтах Первой мировой. Это было время Наполеона Бонапарта, Улисса Гранта и Павла Степановича Нахимова. Это было время Крымской войны, ставшей по-настоящему «глобальным» конфликтом. Конфликтом, открывшим миру институт сестер милосердия.

Как так случилось? Как война могла дать миру тех, кто призван сохранять и беречь жизнь людей? И как именно XIX век стал отправной точкой сестринского дела? Прежде чем ответить на эти вопросы, углубимся чуть дальше в историю.

Рождение сестринского дела

В 1581 г. в одной из деревень на юге Франции родился человек, которому было суждено стать провозвестником сестер милосердия. Винсент (Викентий) де Поль происходил из бедной крестьянской семьи. Последнее, впрочем, не помешало Винсенту пойти по пути служителя Церкви. В то время религиозные основы по-прежнему оставались связующим звеном между разными слоями общества.

Понимая, что значит жить в бедности, Винсент постоянно призывал прихожан к милосердию и помощи страждущим. Поворотным моментом в его жизни стал 1617 г. На проповеди у священника оказались две женщины, которые до этого, что называется, жили в «праздности». Восхитившись словами служителя Церкви, они решили посвятить свою жизнь помощи бедным.

Винсент прекрасно понимал, что добрый порыв прихожан нельзя упускать. По инициативе священника было создано «братство милосердия для ухода и духовной помощи бедным больным». Это братство и стало предтечей сестринского дела. Два века спустя в состав разросшейся «организации» Винсента де Поля входили уже 15 тысяч сестер. Их неустанный труд применялся далеко за пределами Франции и Европы: в Америке, Африке, а также на Ближнем Востоке.

Сестринское дело в России

Со временем подобные общины начали появляться и в других странах. Не была исключением и Россия. В начале XIX столетия при Воспитательных домах Москвы и Санкт-Петербурга стали создаваться Вдовьи дома. Задачи сердобольных вдов, как называли современники служительниц этих домов, были схожи с сестринским делом: вдовы отправлялись в больницы и частные дома, дабы заботиться о больных.

Вскоре стало понятно: помощь страждущим требовалась на постоянной основе. Следствием этого стало создание в 1844 г. первой общины сестер милосердия. Ее основательницей стала Александра Николаевна — младшая дочь императора Николая I. Доброта великой княгини спасла многих больных, но не уберегла ее саму. В этом же году Александра Николаевна скончалась от «чахотки», ныне известной как туберкулез. Ей было всего 19 лет.

Созданная в Петербурге община позже получила название Свято-Троицкой. В задачи сестер, как и прежде, входили дежурство в квартирах, больницах, а также прием страждущих в самой общине. Однако обычного ухода за больными, привычных знаний лечебных процедур и санитарно-гигиенических условий оказывалось недостаточно. Требовалась совершенно новая подготовка сестер милосердия. И у этой подготовки были свои предпосылки.

Наука и медицина

В XIX столетии христианское милосердие сестер стало постепенно совмещаться с достижениями науки. Последнее было бы невозможным без радикальных изменений в системе образования. Символом этих перемен стало открытие в 1810 г. Берлинского университета под руководством Вильгельма фон Гумбольдта. Отныне университет был не только «хранителем» знания. Его сотрудники и студенты стремились познавать окружающий их мир. Сам же «долгий век» прошел под лозунгами женской эмансипации. Образование постепенно становилось доступным не только мужчинам, но и женщинам.

Следствием научной экспансии стало распространение западной медицины. Новые и, что самое главное, эффективные виды лечения заменяли собой традиционные, а простой уход за больными все чаще требовал профессиональной подготовки. Медицина проникала во все сферы жизни: складывалось новое санитарное законодательство, запрещающее торговлю испорченными продуктами и следившее за чистотой воды и воздуха. Наконец, гигиена утверждалась как самостоятельная область знания, требующая к себе особого внимания.

К середине XIX в. сестринское дело во всем мире перестало быть простой формой милосердия, каковым оно было со времен Винсента де Поля. Знания и навыки сестер могли использоваться в разных случаях: от попечения за бедными до помощи раненым на полях сражений. Последнее и сыграло наиважнейшую роль в появлении нового института. Чтобы вывести сестринское дело на «новый уровень», требовалось событие мирового масштаба.

Крымская война

Таким событием и стала Крымская кампания (1853–1856). Алексис Трубецкой — французский историк, потомок русских эмигрантов — давал такое определение этому событию: «немного найдется войн в человеческой истории, которые могли бы сравниться с Крымской по неясности цели и числу нежелательных последствий». Как видно, даже историки порой вынуждены были разводить руками, говоря о сути этой войны. И все же этот конфликт стал поистине уникальным для своего времени.

Крымская война известна Синопским боем, героической обороной Севастополя и Петропавловска, а также тяжелым для России Парижским договором. Однако это событие примечательно и другими моментами. Кампания в Крыму дала миру военных фотографов и корреспондентов. Именно здесь тесные ряды солдат на поле боя оказались заменены гибкими построениями и окопами. Наконец, в этом конфликте участвовали три самые могущественные империи своего времени — Российская, Британская, Французская.

Эта война унесла жизни почти 500 тысяч человек. Половина из них оказалась на счету русской армии. Еще в самом начале участники конфликта стали осознавать, что исход войны зависел не только от совершенного вооружения и продуманных тактических действий. Важно было и то, смогут ли раненые бойцы получить быструю и качественную медицинскую помощь. Усилий одних врачей было явно недостаточно.

Флоренс Найтингейл

В западной традиции начало профессионального сестринского дела принято связывать с англичанкой Флоренс Найтингейл (1820–1910). Свое необычное имя Флоренс получила благодаря Флоренции — городу цветов, в котором и родилась во время заграничной поездки своих родителей. Флоренс происходила из семьи аристократов, получила хорошее образование — знала греческий и латынь, была введена в высший свет, включая двор королевы Виктории.

Словосочетание сестра милосердия впервые предложил

Тем удивительнее для родителей Флоренс было желание девушки посвятить свою жизнь уходу за больными. В 1851 г. она отправляется в Кайзерверт (современная Германия), где пастор Теодор Флиднер основал общину сестер милосердия. Именно здесь Флоренс предложила создать целую систему по уходу и лечению больных.

О трудах сестры вскоре стало известно английскому правительству. 15 октября 1854 г. — в самый разгар Крымской кампании — секретарь по вопросам войны Великобритании Сидни Герберт отправил Флоренс письмо. Послание было предельно ясно: английской армии не хватало ухода за ранеными. Однако сестер в распоряжении английской подданной оказалось не так много. Флоренс вынуждена была просить помощи у общины Винсента де Поля.

По прибытии в военный госпиталь, Флоренс сразу же взялась за дело: вооружила сестер метлами и швабрами, снабдила раненых бельем и посудой, наладила приготовление пищи. Смрад и грязь в госпиталях сменились чистотой и уходом за больными. Смертность уменьшилась. Флоренс, обладавшая к тому же прекрасными математическими способностями, собирала статистику ранений и смертей в бою и в госпиталях. Уже после войны эта статистика была положена в основу санитарной реформы, а сама Флоренс стала первой женщиной Британии, получившей орден «За заслуги». В 1912 г. — спустя два года после смерти Флоренс Найтингейл, ее именем была названа медаль — высшая награда для сестер милосердия во всем мире.

Бакунина и Пирогов

Свои герои были и среди русских сестер. В историю вошли имена Дарьи Михайловой (Даша Севастопольская), Марии Меркуровой, Александры Стахович, Екатерины Хитрово. Но более всего примечательна судьба другой сестры милосердия — Екатерины Бакуниной (1810–1894).

Удивительно, насколько история Екатерины Михайловны Бакуниной схожа с историей Флоренс Найтингейл. Как и английская сестра, Екатерина происходила из аристократической семьи. Ее отец состоял на должности петербургского губернатора, а мать происходила из рода Голенищевых-Кутузовых, что делало Екатерину родственницей известного русского полководца — героя войны 1812 г.

Как и Флоренс, Екатерина получила превосходное образование. Росла в атмосфере музыки, поэзии и живописи. В доме Бакуниных гостили выдающиеся русские художники — Карл Брюллов и Александр Иванов. Знакомство с творческими профессиями отразилось на будущем сестер Екатерины: старшая — Евдокия — стала художницей, а младшая — Прасковья — поэтессой.

Тем более неожиданным стало желание Бакуниной, не имевшей до того медицинского опыта, вступить в ряды Крестовоздвиженской общины. Эта община была создана в самый разгар Крымской войны — осенью 1854 г., когда необходимость сестринского дела стала свершившимся фактом. Создателем общины стала великая княгиня Елена Павловна. Вдова Михаила Павловича — младшего брата Николая I, после смерти мужа посвятила свою жизнь помощи страждущим. Руководителем общины стал выдающийся отечественный хирург — Николай Иванович Пирогов (1810–1881).

Жизнь Пирогова была полна знаменательных событий и свершений. Достаточно упомянуть лишь несколько заслуг известного врача: один из открывателей эфирного наркоза, создатель анатомического атласа, основоположник военно-полевой хирургии. Последнее стало свершившимся фактом именно в период Севастопольской обороны.

Личность Пирогова пользовалась огромным авторитетом среди защитников города. Об этом свидетельствует и любопытная история. Однажды на перевязочный пункт солдаты принесли своего товарища. Один доктор, увидев это, замахал руками: «Куда несете? Ведь видите, что он без головы». На замечание последовал ответ: «Ничего, ваше благородие, голову несут за нами; господин Пирогов как-нибудь привяжет, авось еще пригодится наш брат-солдат!».

На войну!

Словосочетание сестра милосердия впервые предложил

Николай Иванович Пирогов оказался в Крыму в ноябре 1854 г. Вскоре за своим руководителем последовали и сестры милосердия. В обществе по этому поводу царили критические настроения: насколько гуманно было посылать сестер на поле брани? Все же война — не женское дело.

Первое отделение состояло лишь из 28 сестер во главе с Александрой Стахович. А между тем в одном Севастополе число раненых приближалось уже к десяти тысячам. Небольшая община не могла выдержать столь тяжелый труд. Сил явно не хватало. Однако вскоре на помощь прибыли те, с кого и начинался сестринский труд — сердобольные вдовы Москвы и Санкт-Петербурга.

Еще в Симферополе Пирогов разделил сестер на три разряда: перевязывающих, аптекарей и хозяек. Все занимались своим делом: первые — помогали врачам; вторые — раздавали лекарства; третьи — следили за чистотой в госпиталях и содержанием больных. Разделение по профессиональному признаку быстро дало о себе знать. Сестры эффективно и четко выполняли свои обязанности.

Забота о больных приводила и к весьма комичным ситуациям. Так, один солдат оказался не доволен тем, что ему не давали никаких лекарств. На замечание сестры, что доктор ничего не прописал, раненый боец начал жаловаться Пирогову. Сестре оставалось лишь пойти на хитрость: поить солдата водой с сахаром. «Новая душа в меня вселилась» — отметил боец и начал быстро поправляться.

В Севастополе

Севастополь за свою неприступность был прозван европейской печатью «Русской Троей». Именно здесь, под градом пуль и снарядов, сестры столкнулись с самыми суровыми испытаниями. Под руководством Пирогова им удавалось быстро привыкнуть к госпитальному порядку. По воспоминаниям врача Ульрихсона, сестры «так наметались и пригляделись» к операциям, что при необходимости могли сами проводить ампутации. Женский труд использовался везде: на поле боя, в госпиталях, в Гущином доме. В последнем сестры ухаживали за теми, кому можно было помочь лишь напутственным словом. То было место для смертельно раненых.

Слова Пирогова ярко иллюстрируют один из дней жизни госпиталя: «Двери зала ежеминутно отворялись и затворялись. Вносили и выносили раненых по команде: на стол, на койку. В боковой довольно обширной комнате (операционной), на трех столах, кровь лилась при производстве операций. Матрос Пашкевич, отличавшийся искусством прижимать артерии при ампутациях, едва успевал следовать призыву врачей, переходя от одного стола к другому. Бакунина постоянно присутствовала в этой комнате, готовая следовать на призыв врачей».

Авторитет Пирогова, усердный труд врачей и сестер не всегда могли исправить ситуацию. Крымская война отличалась большим числом потерь и распространением эпидемий. В госпиталях свирепствовал тиф, поражая раненых бойцов. Как итог, многие солдаты по-прежнему предпочитали гибель на поле боя смерти в лазарете. Жертвами болезни становились и сестры милосердия.

Дни и ночи сестры присутствовали на операциях и помогали в перевязках. Однако силы защитников иссякали. После 11 месяцев обороны Севастополь пал. Вместе с бойцами город покидали сестры милосердия. Одной из последних, наблюдая за взрывом Николаевской батареи, оставляла город Екатерина Михайловна Бакунина.

Новый институт

Парижский мир стал вестником новой эпохи. Под началом Александра II Россия вступала в период реформ. За отменой крепостного права, административными и образовательными реформами последовали изменения и в военной сфере. Бои в Крыму предстали в виде поворотной точки, разделив Россию на «до» и «после».

Перемены ждали также институт сестер милосердия. Война лишь ускорила происходившие ранее процессы. Привычные XIX веку общины со временем сменялись образовательными заведениями. Традиционные обязанности сестер уступали место медицинской работе. А «образ жизни», которому следовали представители общин, превратился в профессию – профессию медицинской сестры.

Видео:Интервью Немецкой Сестры Милосердия. Воспоминания об Оккупации Советского Союза.Скачать

Интервью Немецкой Сестры Милосердия. Воспоминания об Оккупации Советского Союза.

Словосочетание сестра милосердия впервые предложил

Быть, а не казаться

© Протоиерей Сергий Филимонов, текст, составление, 2006

© Издательство «Сатисъ», 2006

В настоящее время, когда Россия переживает не только экономический, политический, но и духовный кризис, на фоне которого так трудно проходит реформирование отечественного здравоохранения и сестринского дела, – возрождение традиций сестер милосердия заслуживает внимания и поддержки.

Появление средних медицинских учебных заведений, в которых ведется обучение медицинских сестер – не только сугубо специальным профессиональным дисциплинам, но – и это главное – диаконическому служению сестер милосердия – настоятельно требует создания новых учебно-методических материалов. Данный учебник под общей редакцией врача высшей категории, доктора медицинских наук протоиерея Сергия Филимонова своевременно восполняет этот пробел.

Учебные материалы этого пособия соответствуют канонам Русского Православия, учитывают общечеловеческие принципы нравственности, права и обязанности граждан РФ, закрепленные Конституцией страны и ее законодательством.

Несомненным достоинством первой части учебника является то, что представленный в ней учебный материал – это результат большого личного медицинского опыта автора и опыта диаконической деятельности в лечебно-профилактических учреждениях Санкт-Петербурга.

Возрождение сестричеств, диаконическое служение сестер милосердия особенно необходимо, когда увеличивается число социально незащищенных групп населения.

Достоинством учебника является то, что он может помочь медицинским работникам, студентам медицинских учебных заведений понять проблемы православного человека, а значит – не оскорбить (по неведению) его чувства и душу.

для медицинских сестер

СПбГМУ им. акад. Павлова,

заслуженный работник Высшей школы РФ,

профессор ВЛ. Лапотников

Дорогая сестра! Пришло «время собирать камни», и милосердное церковное служение должно полноправно вернуться в больничные стены, детские дома и приюты.

В учебнике, который ты держишь в своих руках, – опыт наших святых предшественников и наших современников.

Книга состоит из нескольких частей. Первая – диаконическая часть, посвященная истории сестринского дела с момента его зарождения в России, вопросам организации и управления сестричеств милосердия, нравственному облику сестры, ее воспитанию, участию в Таинствах Церкви и катехизации больных с позиций современной медицины. Рассмотрены многие нюансы и неожиданные ситуации, которые могут встретить сестру милосердия на поприще служения Богу и людям.

Вторая часть посвящена общему уходу за больными. Третья часть – нетрадиционная, охватывает вопросы сестринской помощи в экстремальных ситуациях.

Сейчас в разных городах и областях России действуют около 60–70 общин сестер милосердия. Виды служения в разных сестричествах неодинаковые. К тому же существует терминологическая путаница в определении понятия сестра милосердия. Не только нецерковные, но и многие воцерковленные люди сводят это служение только к различным медицинским вспоможениям сердобольных женщин. Это в корне неверно и являет собой подмену истинно церковного милосердного служения. «Медицинская сестра» с добрым сердцем и православной верой и «сестра милосердия» в ее истинном смысле – близкие, но разные понятия.

Медицинская сестра – девушка или женщина, верующая или неверующая, имеющая специальное медицинское образование (младшее, среднее, высшее), работающая в государственном или негосударственном лечебном учреждении и получающая оплату за свой труд.

Сестра милосердия – православная христианка, несущая церковное милосердное служение, сутью которого является служение Христу и спасение своей души и души ближнего через медицинскую и духовную помощь страждущему человеку (больному, сироте и т. д.). Сестра милосердия имеет как медицинское, так и духовное образование, помогает безвозмездно или за пожертвование.

Диакониса – христианка древней Церкви, оказывающая различные виды помощи ближнему (больницы, тюрьмы, приюты, богадельни) и заботящаяся о спасении его души.

Монахиня – христианка, оставившая мир и его суету и всецело посвятившая себя созерцательному служению Господу.

В таком ракурсе видно, что за 300 лет западное понятие «сестра милосердия» в России претерпело метаморфозу и, одухотворенное Православием, приблизилось к древнему понятию «диакониса».

Многие современные сестры милосердия по сути являются диаконисами, хотя так внешне и не называются.

Монахини западной Церкви, увлеченные активным социальным служением, сошли с истинно созерцательного пути и стали по сути не монахинями, а незамужними диаконисами.

Наш учебник – пособие для сестер милосердия сегодняшнего дня (современных диаконис). Учебник был составлен для занятий с сестрами Санкт-Петербургской общины сестер милосердия во имя св. мученицы Татианы. В дополненном и переработанном виде он включил в себя более чем десятилетний опыт регулярных духовно-медицинских занятий и семинаров. Надеемся, что проделанный труд послужит во славу Божию и принесет определенную пользу нашим сестрам во Христе из других сестричеств милосердия России.

Духовник Сестричества св. мч. Татианы

доктор медицинских наук,

протоиерей Сергий Филимонов

Диаконическое служение сестер милосердия

История развития милосердного сестринского служения и ухода за больными

1 1. Истоки милосердного служения и процесс организации общин сестер милосердия (краткая справка)[1]

У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение составляли лишь женщины, занимающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным. Вначале это были пожилые родственницы, но со временем появились особые специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи достигла у греков и римлян.

В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненных в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществляли женщины. Однако в полном объеме дело ухода за больными получило развитие только с распространением христианства. Ученики Иисуса Христа – апостолы – не только проповедовали христианское учение, но и исцеляли больных. Попечение о больных и неимущих брали на себя в первую очередь женщины, которые назывались диаконисами, а также мужчины (диаконы), добровольно посвятившие себя бескорыстному уходу за больными и ранеными.

При церквах и монастырях стали возникать богадельни, или «диаконии», предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных. Уход за больными в этих заведениях считался еще у первых христиан богоугодным делом, ему посвящали себя почти все члены общины, но, в основном, женщины и диаконисы. Уже тогда было замечено, что у постели больного женщины чаще, чем мужчины, проявляют выдержанность и легче переносят беспокойные ночи и дни, полные тревог и забот о больном.

Христианская попечительность о больных со времен римского императора Константина Великого (IV век н. э.), поддерживавшего христианскую религию, принимает новый вид – учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных.

К XI веку относится создание во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и др.) общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными. В летописях этих стран упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прокаженными в первых общественных больницах. Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.

Использованы материалы: В.П. Романюк, В.А. Лапотников, Я.А. Накатис «История сестринского дела». СПб., 1998. – 144 с.

Видео:Сестра милосердия - Тамара Резникова │Рассказ │Аудиокнига │ХристианскаяСкачать

Сестра милосердия - Тамара Резникова │Рассказ │Аудиокнига │Христианская

Теория и практика сестринского дела

1. Первую общину сестер милосердия во Франции организовал:

2. Термины «сестра милосердия», «старшая сестра» впервые предложил:

3. Начало организованной женской помощи в России связано с преобразованиями Петра I,когда вышел указ о службе женщин в:

А) общин сестер милосердия

Б) приютах для «бедных вдов»

В) воспитательных домах

4. Начало развития сестринского дела в России связано с открытием в Петербурге и Москве:

А) «вдовьих домов»

Б) воспитательных домов

Г) курсов сиделок

5. Год появления приютов для «бедных вдов»:

6. Автор первого руководства по уходу за больными на русском языке:

7. Институт сердобольных вдов явился прототипом общин:

А) сестер милосердия

В) Красного Креста

8. Первая община сестер милосердия в России:

9. 40-50-е годы XIX столетия – создание в Петербурге и Москве:

А) «вдовьих домов»

Б) воспитательных домов

В) общин сестер милосердия

Г) общин Красного Креста

10. В период Крымской кампании была создана община сестер милосердия:

11. Сестра милосердия – русская героиня Крымской войны:

В) Д. Севастопольская

12. Врач, руководивший деятельностью сестер в период Крымской кампании:

Б) Н. Склифосовский

В) А. Доброславин

13. Героиня Крымской войны – англичанка:

14. Приоритет в создании Красного Креста принадлежит:

15. Год рождения профессии медицинской сестры в России:

16. Первую в мире школу для подготовки сестер в Лондоне открыла:

17. Основоположник общества Красного Креста:

18. Гипургия – это уход за:

А) пожилым человеком

19. Год создания Российского общества Красного Креста:

20. Основная цель общин Красного Креста – подготовка персонала для ухода за:

А) больными и ранеными в военное и мирное время

Б) больными только в мирное время

В) ранеными в военное время

Г) больными в гражданских больницах

21. Самая известная община сестер милосердия Общества Красного Креста:

22. Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период:

А) войны с Наполеоном

Б) Крымской войны

В) Русско-турецкой войны

Г) Русско-японской войны

23. Русская героиня Русско-турецкой войны, баронесса:

24. Год упразднения в России термина «сестра милосердия»:

25. Количество уровней подготовки специалистов сестринского дела:

26. Год проведения I Всероссийского конференции по теории сестринского дела:

27. Год создания первого факультета высшего сестринского образования в Москве:

28. Год выпуска журнала «Сестринское дело»:

29. 1992 год знаменателен для сестер России:

А) созданием первого факультета высшего сестринского образования

Б) выпуском журнала «Сестринское дело»

В) созданием ассоциации медицинских сестёр

Г) разработкой первого Этического кодекса медицинской сестры

30. Год разработки Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ:

31. Термин «биоэтика» ввел:

32. Наука, изучающая профессиональные отношения людей:

33. Основные положения профессиональной медицинской этики в древности заложил:

34. Термин «деонтология» впервые предложил философ:

35. Термин «деонтология» в России ввел:

36. Одна из проблем биоэтики:

37. Один из основных принципов биоэтики:

А) врачебная тайна

Б) уважение к профессии

38. Эмоционально лабильная сестра по классификации Харди:

39. По Харди, тщательно, аккуратно выполняет все свои обязанности, не сопереживая пациенту, сестра:

А) «артистического типа»

40. Способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека:

41. Принцип уважения моральной автономии личности – один из принципов:

42. Главный этический принцип:

43. Статья 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривает:

А) общий перечень прав пациентов

Б) право пациента на отказ от медицинского вмешательства

В) разглашение медицинской тайны

Г) юридическое толкования понятия «информированное согласие»

44. Право давать согласие на медицинское вмешательство в нашей стране наступает (лет):

45. Сестра, «играющая заученную роль», по классификации Харди:

46. Модели взаимоотношение медиков с пациентом в 1992 году определил врач – биоэтик:

47. Модель родительской заботы врача о своём пациенте:

48. Стиль поведения подозрительного пациента отличает:

А) угрюмая настороженность

Б) повышенная тревожность

49. Забота о больных – жизненное призвание сестры типа:

А) играющей заученной роль

50. Пациент, требующий постоянного внимания со стороны окружающих:

51. Эгогения – влияние:

А) пациента на самого себя

Б) пациентов друг на друга

В) пациента на своих родственников

Г) медсестры на пациентов

52. Нанесение ущерба здоровью пациента врачом каким-либо действием:

53. Неразглашение сведений о пациенте:

Б) медицинская тайна

54. Влияние пациентов друг на друга:

55. Проблема современной биомедицинской этики:

А) репродуктивные технологии

Б) мораль и нравственность

В) понятие о должном в медицине

Г) медицинская тайна

56. Конфиденциальность информации о больном без его согласия предусматривает статья Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан номер:

57. К юридическому виду ответственности медицинских работников не относят:

58. Преступление против жизни и здоровья – ответственность медицинских работников:

59. Этику впервые выделил:

60. Год создание Этического кодекса медицинской сестры в России:

61. Перцептивное общение — это процесс:

А) обучения пациента

Б) восприятия другого человека

В) обмена информацией

Г) взаимодействия партнеров

62. Вербальное средство общения:

63. Компонент общения:

64. Уровень общения:

65. Средство общения:

66. Невербальное средство общения:

67. Тактильное средство общения:

А) выражение лица

Б) движение руки

В) прощупывание печени

Г) поворот головы

68. Визуальное средство общения:

69. Акустическое средство общения:

70. Интонация – средство общения:

71. Пальпация живота – средство общения:

72. Проксемика – средство общения:

73. Кинезика – средство общения:

74. Ольфакторное общение:

А) искусственные запахи

Б) прощупывание пульса

Г) изменение положения

75. Интонация – средство общения:

76. Деловое общение – это:

77. Размер личной зоны в метрах:

78. Размер общественной зоны в метрах:

79. Зональное пространство менее 15 см – это зона :

80. Зональное пространство 15-45 см – это зона :

81. Основное условие сестринской деятельности:

А) эмоциональная устойчивость

Б) жестокость руководства

В) узкая эрудиция

Г) профессиональная компетенция

82. Наглядность обучения:

Г) предметы ухода

83. Сфера обучения:

84. Функция обучения:

85. Педагогический прием:

А) обеспечение предметами ухода

Б) обеспечение спецлитературой

86. Умение высшей степени освоения:

87. Развитие памяти, мышления – это функция обучения:

88. Учебно-наглядные пособия:

Б) медицинский инструментарий

В) предметы ухода

89. Основные условия сестринской деятельности:

А) профессиональная компетентность

Б) низкая эрудиция

В) гармоничное развитие личности

Г) эмоциональная лабильность

90. Неблагоприятный фактор обучения:

А) достаточная вентиляция

Г) достаточное освещение

91. Количество этапов учебного процесса:

92. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента – это этап учебного процесса:

93. Третий этап учебного процесса:

А) оценка результатов обучения

Б) оценка исходного уровня знаний

В) планирование обучения

Г) реализация планов обучения

94. В учебном процессе реализация плана обучения – этап:

95. Качество и эффективность обучения позволяют определить этап учебного процесса:

96. Планирование содержания обучения – это этап учебного процесса:

97. Объективная информация о предметах, процессах и явлениях: окружающего мира –

98. Достаточное освещение является фактором обучения:

99. Желание учиться:

100. Познавательный интерес – это:

101. Добродетель медицинской сестры:

А) человеческое достоинство

Б) непричинение вреда

102. Обязанности медицинской сестры:

А) здоровая окружающая среда

Б) уважение прав пациента

В) милосердие и терпение

Г) независимость и достоинство

103. Этический компонент сестринского дела:

104. Этические ценности медсестры:

А) здоровье и здоровая окружающая среда

Б) милосердие и сострадание

В) преданность и правдивость

Г) знание и умение

105. Этические ценности медсестры:

Б) личные качества

В) черты характера

106. Личные качества сестры:

А) человеческое достоинство

Б) уважение прав пациента

В) целеустремленность и терпение

Г) профессионализм и забота

107. Цель, к которой стремится сестра:

108. Программный документ «Философия сестринского дела в России» принят в:

А) Москве, 1991 год

Б) Голицыно, 1993 год

В) Санкт-Петербурге, 1991 год

Г) Екатеринбурге, 1995 год

109. Философия сестринского дела базируется на понятии:

А) сестринское дело

Б) право пациента

В) уважение обязательств

110. Пациент в сестринском деле – человек, нуждающийся в:

111. Иерархия основных человеческих потребностей предложена американским психологом :

112. Количество фундаментальных потребностей человека по В. Хендерсон:

113. Первичные потребности по Маслоу:

114. Количество уровней основных жизненно важных потребностей по Маслоу:

115. Автор создания 14 фундаментальных потребностей:

116. Социальные потребности по Маслоу – уровень:

117. Маслоу изобразил уровни потребностей в виде:

118. Первичные потребности по Маслоу:

119. По Маслоу сон – потребность:

120. Количество универсальных потребностей по Д. Орем:

121. Низший уровень потребностей по Маслоу:

122. Потребности, присущие всем людям в течении всего жизненного цикла, по Д. Орем:

123. Основные потребности человека по В. Хендерсон:

124. Вторичные потребности по Маслоу:

125. Количество групп потребностей по Д. Орем:

126. Потребность в уважении окружающих по Маслоу – уровень:

127. Вершина пирамиды Маслоу:

128. Физиологическая потребностей по Маслоу:

129. Успех – потребность:

130. Потребность в защите по Маслоу – уровень:

131. Метод организации и практического осуществления медсестрой своей обязанности по обслуживанию пациента:

А) диагностика болезней

Б) лечебный процесс

В) сестринский процесс

Г) профилактика заболеваний

132. Второй этап сестринского процесса:

А) сестринское обследование

Б) установление проблем пациента

В) планирование объёма сестринского вмешательства

Г) определение проблем сестринского ухода

133. Оценка сестринского процесса позволяет определить:

А) быстроту сестринского ухода

Б) продолжительность болезни

В) качество сестринского ухода

Г) причины болезни

134. Субъективный метод сестринского обследования:

А) расспрос пациента

Б) определение оттёков

Г) осмотр пациента

135. Третий этап сестринского процесса:

А) обследование пациента

Б) установление проблем пациента

В) выполнение сестринских вмешательств

Г) составление плана ухода

136. Цель первого этапа сестринского процесса:

А) обследование пациента

Б) составление плана ухода

В) выполнение сестринских вмешательств

Г) оценка качеств сестринского ухода

137. Сестринский процесс – метод организации оказания помощи:

138. Оценка состояния пациента – этап сестринского процесса:

139. Определение потребностей пациента сестра определяет в период:

А) обследования пациента

Б) постановки целей ухода

В) определение объёма сестринских вмешательств

Г) реализация плана сестринских вмешательств

140. Беседа с пациентом – метод обследования:

141. Измерение роста и массы тела – метод обследования:

142. Исследование ЧДД, пульса, АД – метод обследование пациента:

143. Физиологические отправления оценивают состояние пациента:

144. Антропометрическое исследования включает определение:

145. Подвижность – состояние пациента:

146. Повышение АД – это:

147. Тахипноэ – это:

А) урежение пульса

Б) урежение дыхания

В) учащение пульса

Г) учащение дыхания

148. Учащение пульса:

149. Приоритетная физиологическая проблема пациента:

Г) отсутствие аппетита

150. Неполная информация о пациенте – проблема:

151. Неудовлетворённые проблемы пациента:

152. Документирование первого этапа сестринского процесса – условие:

153. Документирование этапов сестринского процесса осуществляют в:

А) медицинской карте наблюдения за пациентом

Б) амбулаторной карте

В) листе назначений

Г) сестринской истории назначения

154. Данные лабораторных исследований – источник информации:

155. Выполнение сестринских вмешательств – этап СП:

156. Социальная проблема пациента:

А) конфликт в семье

Б) недержание мочи

В) страх операции

Г) нарушение сна

157. Психологическая проблема пациента:

А) нарушение сна

Б) невозможность посещать церковь

В) боязнь потери работы

158. Потенциальная физиологическая проблема пациента:

А) риск появления опрелостей

Б) недержание мочи

В) риск суицидальной попытки

Г) нарушение сна

159. Физиологическая проблема пациента:

А) нарушение сна

Б) невозможность посещать церковь

В) боязнь потери работы

Г) материальные трудности

160. Цель сестринского процесса:

А) сбор информации о пациенте

Б) обеспечение достойного качества жизни

В) установление характера сестринских вмешательств

📺 Видео

Сестры милосердия.Скачать

Сестры милосердия.

От сестры милосердия к медицинской сестре. История сестринского костюма. Часть IСкачать

От сестры милосердия к медицинской сестре. История сестринского костюма. Часть I

Сестра милосердия - Виктория ЧеренцоваСкачать

Сестра милосердия - Виктория Черенцова

Сестра милосердия: АленаСкачать

Сестра милосердия: Алена

Минские сестры милосердия в ЯрославлеСкачать

Минские сестры милосердия в Ярославле

Как стать сестрой милосердия?Скачать

Как стать сестрой милосердия?

Сестры МилосердияСкачать

Сестры Милосердия

Сестра милосердия - руки больного человекаСкачать

Сестра милосердия - руки больного человека

История служения сестер милосердияСкачать

История служения сестер милосердия

Сёстры милосердия. Лекция 1Скачать

Сёстры милосердия. Лекция 1

Чин посвящения в сестры милосердияСкачать

Чин посвящения в сестры милосердия

Юлия Берёзова." Сёстры милосердия" ."Sisters of Mercy"Скачать

Юлия Берёзова." Сёстры милосердия" ."Sisters of Mercy"

Сестры. О сестрах милосредия Свято-Елисаветинского монастыряСкачать

Сестры. О сестрах милосредия Свято-Елисаветинского монастыря

Сестричество милосердия изнутриСкачать

Сестричество милосердия изнутри

«Софья Федорченко, сестра милосердия, или Как отомстил Демьян». Документальный фильм.Скачать

«Софья Федорченко, сестра милосердия, или Как отомстил Демьян». Документальный фильм.

Свято-Димитриевское училище сестер милосердияСкачать

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия

ПУТЬ МИЛОСЕРДИЯ. Выпуск 8. Служение сестёр милосердия. Татьяна АнаньинаСкачать

ПУТЬ МИЛОСЕРДИЯ. Выпуск 8. Служение сестёр милосердия. Татьяна Ананьина
Поделиться или сохранить к себе: