- Согласование имен существительных с глаголами мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени. Материал для домашнего закрепления. картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 80 примеров словосочетаний «глагол+существительное»
- Глагол+существительное в косвенном падеже
- Родительный падеж
- Дательный падеж
- Винительный падеж
- Творительный падеж
- Предложный падеж
- Логопедическое занятие на тему: «Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде»
- 📸 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Согласование имен существительных с глаголами мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени. Материал для домашнего закрепления.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
Материал для родителей содержит упражнения для закрепления темы «согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста, посещающих старшую группу для детей с ОНР.
Видео:Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_domashnego_zakrepleniya.docx | 18.31 КБ |
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Предварительный просмотр:
Тема: Согласование существительных с глаголами мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени.
Взрослый фиксирует результаты выполнения заданий (+/-), по возможности рядом записывает ответы ребенка. При выполнении упражнений уцточняются незнакомые слова.
- Упражнение «Добавь окончание слова и повтори предложение целиком».
Взрослый читаем предложение, ребенок добавляет окончание и повторяет предложение целиком.
Осеннее утро наступи….(ло).
Осенний день наступ…..(л).
Осенняя ночь наступи…(ла).
Могучий дуб выро…(с).
Развесистая липа рос…(ла).
Высокое дерево рос…(ло).
Ясный месяц свети…(л).
Холодная луна свети…(ла).
Жаркое солнце свети…(ло).
- Упражнение «Послушай стихотворение и запомни слова-действия».
Взрослый читает стихотворение по частям. Ребенок выделяет и повторяет только слова-действия. При необходимости взрослый повторяет стихотворение, разбирает его по вопросам.
Отчего же всё кругом
И помчалось колесом?
Вот и книжка воротилась,
Воротилась и тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.
- Подбери к словам-предметам несколько подходящих по смыслу слов-действий, отвечая на вопрос «что делал(ла, ло)»?
Липа______________________(росла, цвела, зеленела, качалась, пахла…)
- Игра-тест «Выбери подходящее действие».
Собака кусалась или улыбалась?
Игра продолжалась или потерялась?
Мальчик ковер бил или выбивал?
Вареники сметаной лили или полили?
Песня пополнялась или исполнялась?
Коля картинку раскрашивал или украшал?
Печенье сахаром сыпали или посыпали?
Пуговицу шили или пришили?
Печка накалилась или испеклась?
Нитка порвалась или взорвалась?
Видео:Русский язык. Прошедшее время глагола. Гласная перед суффиксом л в прошедшем времени. ВидеоурокСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словообразование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего родов
Конспект индивидуального занятия по теме «Конспект занятия — Словообразование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего родов».
Дифференциация глаголов мужского и женского рода прошедшего времени
Данный материал позволит Вашему малышу различать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.
Дифференциация глаголов мужского и женского рода прошедшего времени
Этот материал поможет Вашему малышу различать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.
Конспект занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи «Согласование прилагательных с существительными среднего рода»
Формирование грамматического строя речи — одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом.
Дидактические пособия «Согласование существительных с глаголами прошедшего времени в роде».
Это пособие можно использовать в работе с детьми, имеющими двуязычие, тугоухость, ОНР 2-3 уровня.
Дифференциация глаголов прошедшего времени мужского и женского рода
Многие дошкольники с нарушением речи, особенно ребята с ТНР испытывают затруднения в усвоении предикативного словаря. Участились случаи, когда ребенок путает глаголы прошедшего времени м.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речевых процессов у детей комбинированной группы 5-6 лет «Согласование существительного и глагола по родам, числам в прошедшем времени» с использованием технологий здоровьесберегающая,
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речевых процессов у детей комбинированной группы 5-6 лет «Согласование существительного и глагола по родам, числам в прошедшем в.
Видео:Может ли быть сказуемое НЕ глаголом? Сказуемое выраженное существительнымСкачать
80 примеров словосочетаний «глагол+существительное»
Приведем примеры словосочетаний «глагол+существительное», в которых глагол управляет падежными формами существительных как с предлогом, так и без него. В таких сочетаниях существует синтаксическая связь управления. Также глагол может управлять несклоняемыми существительными.
Рассмотрим словосочетания с глаголом в качестве главного слова, который управляет существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без него, начиная с родительного и заканчивая предложным падежом. Форма предложного падежа существительного употребляется только с предлогами.
Узнаем более подробно с примерами о словосочетаниях со связью согласования, управления и примыкания.
Обратим внимание на такой нюанс, что переходные глаголы управляют существительными в форме родительного и винительного падежа без предлога. Остальные глаголы, которые управляют существительными в форме косвенных падежей с предлогами и без них, являются непереходными. Приведем примеры словосочетаний:
Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Глагол+существительное в косвенном падеже
Родительный падеж
- выпить чаю, купить колбасы, собрать грибов;
- остановиться у дома, снять с крыши, пройти мимо озера, ходить вокруг стадиона, вымокнуть из-за ливня, приехать после ужина, разговаривать в течение часа, встречаться близ вокзала, очутиться вне зала, остаться без помощи, пройти мимо здания, ехать впереди колонны, посадить между рядов, побелеть от злости, смотреть ради удовольствия.
Дательный падеж
- помочь матери, радоваться солнцу, передать брату, подарить другу;
- обратиться к соседу, вернуться к вечеру, идти по тропинке, скучать по сыну, поступить согласно правилам, бежать навстречу волне, достичь благодаря совету, уехать наперекор воле (родителей), поступить вопреки соглашению.
Винительный падеж
- любить ребенка, угостить друзей, приветствовать соседей, наполнить корзину, отнести сумку, поймать окуня;
- лезть на чердак, прилечь на спину, сесть на лавочку, прыгать через планку, вернуться спустя год, рассказать про собаку, зайти за дом, заглянуть под стол, положить в ящик, вырасти по пояс.
Творительный падеж
- накормить супом, угостить квасом, напоить соком, угостить пирогом, складывать конвертом, петь дискантом, падать каплями, рисовать красками;
- пройти между рядами, парить над полем, остановиться перед клубом, посадить за верандой, приехать с другом, пойти за продуктами, встретиться перед отъездом.
Предложный падеж
- оставить на столе, скакать на лошади, прогуливаться в парке, собирать в лесу, плавать в бассейне, написать о друге, спеть об осени.
Приведем примеры словосочетаний, в которых глагол управляет несклоняемыми существительными:
- спуститься в метро, закрыть жалюзи, угостить драже, налить кофе, надеть пальто, любоваться плато;
- наслаждаться безе, выйти в боа, встретиться в кафе, поехать на такси, зайти в гороно, обсудить с завкафедрой.
Смотрите примеры словосочетаний «существительное+глагол».
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Логопедическое занятие на тему: «Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде»
Логопедическое занятие на тему: «Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде»
Формирование представлений о словах, словосочетаниях, предложениях и их смысловой связи, навыка построения связного высказывания; развитие умения согласовывать глаголы прошедшего времени с именами существительными в роде и числе; уточнение и обогащение словарного запаса. Развитие чёткой и правильной речи, мыслительных процессов обобщения и сравнения, внимания, слухового восприятие, памяти. Воспитание усидчивости, активности и целенаправленной деятельности.
Словарь: имя существительное, глагол
Орг. момент. Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Сели ровно, подтянулись, и, конечно, улыбнулись.
2. Сообщение и запись темы занятия. Сегодня на занятии мы будем работать над согласованием глаголов с именами существительными в роде и числе. Запишите число и тему занятия «Согласование глаголов с именами существительными в роде».
3. Работа над стихотворением « Зимнее утро»
— Послушайте отрывок стихотворения «Зимнее утро» и найдите в тексте имена существительные, с которыми согласованы выделенные глаголы.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно.
— Поставьте вопросы от имен существительных к глаголам. ( Что делала?) Определите время глагола.( Прошедшее) Что нам помогает определить? (Суффикс л)
4. Согласование глаголов с именами существительными в роде.
Составьте предложения с данными глаголами, подбирая нужные по смыслу имена существительные. Определите род имен существительных. Обозначьте окончания глаголов.
Скрипел ________ Звучал _______ Сверкал ______
Скрипела _______ Звучала ______ Сверкала ______
Скрипело _______ Звучало______ Сверкало ______
Скрипели_______ Звучали ______ Сверкали ______
5. Составьте предложения с данными именами существительными, подбирая нужные по смыслу глаголы в прошедшем времени. Определите род имен существительных. Обозначьте окончания глаголов.
Липа _____________ Лицо ___________
Яблоко ___________ Роща ___________
Луна _____________ Метро __________
Ночь _____________ Окно ___________
6. Работа над предложением. Упражнение «Добавь окончание слова и повтори предложение целиком». Логопед читает предложение, дети добавляют окончания и повторяют предложение целиком.
Осеннее утро наступил __.
Осенний день наступи__.
Осенняя ночь наступил __.
Могучий дуб вырос__.
Развесистая липа выросл __.
Высокое дерево выросл __.
Ясный месяц светил__.
Холодная луна светил__.
Жаркое солнце светил__.
Каша сварил__ сь.
Какао сварил __сь.
Физкультминутка. Игра на внимание Предлагаю и вам, трудолюбивые ученики, помочь Глаголу. Что надо делать? Да ничего особенного. Сыграем в игру, которая называется ремонт. Условия такие. Водящий читает список слов. Большая часть из них – глаголы. Это действия, которые выполняются при ремонте. Но встречаются и существительные. Так вот, когда водящий называет глагол, вы должны хлопнуть в ладоши, а если он называет существительные, хлопать нельзя. Ошибся – выходи из игры. Победил тот, кто остался. Итак, приготовились! Дядюшка Глагол при ремонте ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, НОСИЛ, ЛЕПИЛ, ЗАПЛАТИЛ, УГОДИЛ, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, ВЫЛИЛ, ВЫМПЕЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК.
Упражнение «Внимательные ручки» Цель: развитие слухового сосредоточения, быстроты мышления; моторная разрядка. Я читаю рассказ (стихотворение), делая остановку после каждого слова. (Пауза, которую делает учитель после каждого слова, читая рассказ, напоминает детям о задании. Это помогает им сосредоточиться на познавательной деятельности. Поднимание рук и выполнение хлопков над головой после узнавания слова – действия помогает участвовать в процессе менее успешным детям, у которых при этом тоже закрепляются представления о словах – действиях) Если услышите слово, отвечающее на вопрос «Что делала?», поднимите обе руки над головой и похлопайте в ладоши.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
7. Работа с текстом. Поставьте глаголы, данные в скобках, в прошедшем времени и запишите. Обозначьте окончания глаголов.
(Наступать) ________ утро. Солнце (взойти) ______. Между деревьев (блестеть) ______ поверхность воды. Небо (синеть) ______. Ветер (качать) _____ верхушки деревьев.
8. Закрепление изученного на занятии. Самостоятельная работа.
К словам из первого столбика подберите по смыслу слова из второго столбика, чтобы получились предложения. Вставьте в таблицу под номером имени существительного соответствующий ему номер глагола.
📸 Видео
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 3 в 1. Существительное, местоимение, глагол.Скачать
Русский язык. Части речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. ПредлогСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Прошедшее время глаголов СВ || Время и спряжение глаголовСкачать
О, Ё после шипящих | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Времена глаголов. Как определить время глагола?Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Изменение глаголов по временам. Что такое время глагола? Как определить время глагола?Скачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Суффиксы причастий настоящего времениСкачать
Типы сказуемыхСкачать