Словосочетание с не со словами на мый

Видео:Правописание НЕ со словами разных частей речи. Различие НЕ и НИ| Русский языкСкачать

Правописание НЕ со словами разных частей речи. Различие НЕ и НИ| Русский язык

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Разумовская. §35. Правописание частиц. Упражнение №525

Решение

1 ) Образованы от глаголов совершенного вида → слитно или раздельно: запасы солнечной энергии неистощимы, неразличимые в темноте фигуры людей, ни с чем не сравнимое впечатление, никем не заменимый сотрудник.
2 ) Образованы от непереходных глаголов несовершенного вида → слитно или раздельно: неуправляемое поведение, никем не управляемое предприятие, совершенно независимый характер, независимое от ударения написание.
3 ) Образованы от переходных глаголов несовершенного вида и не имеют зависимых слов в виде отрицательных местоимений (или наречий) с *ни− или существительных (местоимений) в творительном падеже → слитно или раздельно: методы работы неприменимы в данных условиях, невидимая с Земли сторона Луны, непроверяемые гласные в корне, не спрягаемая, а склоняемая часть речи.
4 ) Образованы от переходных глаголов несовершенного вида и имеют зависимые слова в виде отрицательных местоимений (или наречий) с ни− или существительных (местоимений) в творительном падеже → раздельно: никем не читаемые рукописи, ничем не скрываемые обиды, не посещаемые школьниками библиотеки, не любимые нами встречи.

1 ) Ничем не скрываемые факты расследования произошедшего.
Никем не любимый человек, чувствовал себя изгоем.
Не читаемые детьми журналы, мама выкинула.
Не тормозимое воздухом движение.
2 ) Нерастворимые в воде кристаллы, очень эффектно смотрелись в интерьере;
Сюда относились отнюдь не растворимые кристаллы, а растворимый состав.
Он сделал неуловимое движение рукой, и фигура медленно начала собираться.
Никем не уловимое движение так и осталось не замеченным.
3 ) Нелюбимые в детстве игры Маша полюбила с появлением маленькой сестренки.
Отнюдь не любимые игры окружали малышей.
На уроке ученики изучали несклоняемые в русском языке существительные.
Правило распространялось не склоняемые, а спрягаемые слова.
4 ) Независимые эксперты провели экспертизу и сделали заключение.
Ни от кого не зависимые страны провели совещание по вопросам независимости.
Туристы неожиданно наткнулись на необитаемый с давних пор остров.
Туристическое путешествие планируется на никем не обитаемый остров.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Главред «Грамоты.ру» объясняет самый сложный случай из «Тотального диктанта»: частица «не» со словами на «-мый»

Правило о том, как писать частицу «не» со словами, оканчивающимися на «-мый», все позабыли, сетует главред «Грамоты.ру» Владимир Пахомов. В таких словах чаще всего допускали ошибки те, кто писал «Тотальный диктант» в этом году. Что же это за правило?

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

— В этом году в тексте диктанта была фраза «с нескрываемым от смертных азартом». Очень многие — даже филологи и некоторые преподаватели — говорили, что в тексте диктанта ошибка. Нет, ошибки нет, — говорит Владимир Пахомов. — Действительно, общее правило гласит: «не» с причастием пишется раздельно, если есть зависимые слова, это правило помнят все. Но в написании слов, которые оканчиваются на «-мый, есть особое правило, известное гораздо меньше. Итак. Если у этих слов на «-мый» есть зависимое слово в творительном падеже, то пишем раздельно. Например: «не скрываемый богами азарт». Кем — богами, творительный падеж, пишем раздельно. А если у нас зависимое слово не в творительном падеже? Например «нескрываемый от смертных азарт»? От кого — от смертных, родительный падеж. Пишем слитно. Вот и выходит, что на диктанте многие вспомнили про общее правило: если есть зависимое слово, то пишем раздельно, и забыли про то, что для слов на «-мый» действует особенное правило, что здесь не любое зависимое слово отменяет слитное написание.

Словосочетание с не со словами на мыйФото: facebook.com/Владимир Пахомов

Владимир Пахомов подчеркнул, что результаты «Тотального диктанта» — это повод лингвистам задуматься над формулировками правил в учебниках.

— Ту огромную пищу для размышлений, которую нам дал этот диктант, мы будем обсуждать в феврале на конференции. В ней участвуют и сотрудники орфографической комиссии РАН, и те, кто занимается проблемами кодификации правил орфографии, правил пунктуации. Делятся наблюдениями, смотрят статистику. Вот дал нам диктант такую расстановку знаков препинания, а нам интересно посмотреть, как расставляют знаки в художественной литературе, насколько часто это встречается. Это повод для научной работы, для продолжения исследований по орфографии и пунктуации, но, конечно, это никак не повод для того, чтобы мигом по результатам экзамена взять и переписать полный свод правил правописания.

Напомним, «Тотальный диктант» — это самое массового анкетирование взрослых людей на предмет владения нормами письменной речи. Почти 150 тысяч человек в мире написали тотальный диктант в этом году.

Видео:ЕГЭ по русскому языку. НЕ с разными частями речиСкачать

ЕГЭ по русскому языку. НЕ с разными частями речи

НЕ со словами, оканчивающимися на -мый. 7-й класс

Класс: 7

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты урока:

  • Предметные умения:
    • повторить правописание НЕ с прилагательными и причастиями;
    • выяснить условия правописания НЕ в словах на –мый;
    • отличать прилагательные на -мый от причастий и правильно писать НЕ в подобных словах.
  • Межпредметные (универсальные) умения:
  • Регулятивные (обеспечивают организацию учебной деятельности):
    • целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и неизвестного);
    • формирование контрольно-оценочной деятельности (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; осознание уровня и качества усвоения).
  • Познавательные:
    • умение структурировать знания;
    • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
  • Логические:
    • установление причинно-следственных связей;
    • построение логической цепи рассуждений.
  • Коммуникативные: стремиться к координации действий в парах, группах, слушать и слышать друг друга, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.
  • Личностные умения:
    • нравственно-этическая ориентация (определение социальных и личностных ценностей).

1. Организационный момент (подготовка рабочего места, учащиеся приветствуют учителя и гостей).

2. У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня вам предстоит узнать новый материал, связанный с темой, изученной в 7 классе. Вот почему на доске пока нет записи темы урока. Вам самим предстоит её сформулировать. Откройте тетради, запишите дату.
В начале выполним задание, которое поможет вам вспомнить изученный материал и лучше воспринять новую информацию. Перед вами 2 теста. Первый вариант – повышенный уровень сложности. И всё же предлагаю большинству из вас выполнять именно этот вариант, первый. Те ученики, которые не чувствуют себя уверенно, могут выполнять второй вариант. Если какое-то задание из первого варианта оказалось трудным, можно выполнить задание с тем же порядковым номером из второго теста.
На выполнение задания – 5 минут.

1. Какое слово по своим морфологическим признакам отличается от остальных?

а) читающий б) открыта в) могучий г) просмотренный

2. Найдите глагол совершенного вида

а) танцевать б) смеяться в) летать г) научить

3. Найдите непереходный глагол

а) любить б) обидеть в) улыбаться г) читать

4. В каком случае НЕ пишется слитно?

а) (не)принятое в обществе поведение
б) (не)завитые, а естественные локоны
в) (не)выпитый чай
г) ничего (не)приготовлено

5. В каком случае НЕ пишется раздельно?

а) ручей (не)глубокий, но холодный
б) (не)рад подарку
в) (не)лёгкие обязанности
г) (не)ряшливый ученик

1. в – прилагательное
2. г – ЧТО СДЕЛАТЬ? (сов. в.)
3. в – возвратный, не сочетается с сущ. (мест.) в винит. пад. без предлога
4. в – невыпитый чай (нет зависимых слов, нет противопоставления).
5. б – прилагательное не имеет полной формы.

1. Среди записанных слов найдите причастие

2. Согласны ли вы с утверждением: «Глагол ПРОЧИТАТЬ отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? и относится к глаголам совершенного вида»?

3. Согласны ли вы с утверждением: «Глагол РЕШАТЬ является переходным, так как сочетается с существительным (местоимением) в винительном падеже без предлога»?

4. В каком случае НЕ пишется слитно?

а) (не)принятое в обществе поведение
б) (не)завитые, а естественные локоны
в) (не)выпитый чай
г) ничего (не)приготовлено

5. В каком случае НЕ пишется раздельно?

а) ручей (не)глубокий, но холодный
б) (не)рад подарку
в) (не)лёгкие обязанности
г) (не)ряшливый ученик

1. в
2. да
3. да
4. в – невыпитый чай (нет зависимых слов, нет противопоставления).
5. б – прилагательное не имеет полной формы.

У.: Проверьте свои ответы (Приложение, слайд 2). Кто справился с заданием без ошибок? (эти учащиеся выставляют себе высший балл – 5 б.; ученики, допустившие 1 – 2 ошибки, ставят себе 4 б., 3 – 4 ошибки – 3 б.).

У.: Как определить вид глагола?
Как определить переходность глагола?
Правописание КАКИХ частей речи повторили? (прилагательные и причастия)
КАКУЮ орфограмму вспомнили? (правописание НЕ с прил. и причастиями.)
Ещё раз назовите условия, от которых зависит слитное и раздельное написание НЕ с этими частями речи. (Учащиеся в произвольном порядке называют условия, а учитель на магнитной доске вывешивает карточки с ответами: употребляется ли слово без НЕ;
Противопоставление; зависимые слова;
Слова, начинающиеся с НИ; слова, усиливающие отрицание (далеко не, вовсе не, отнюдь не); краткая форма.

У.: Систематизируем эти сведения. Составим кластер. (Ученики одну минуту обсуждают в парах ответы.) Далее учащиеся называют ответы, учитель вывешивает на магн. доске соотв. букву (С – слитно или Р – раздельно). Учащиеся сверяют свой кластер с тем, что представлен на доске.

ДОСКА
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ СЛИТНО или РАЗД. пишется НЕ ? ПРИЧАСТИЯ
(с.)Без НЕ не употр.(с.)
(с.)Зависимые слова(р.)
(р.)Противопост.(р.)
(р.)Слова, нач. с НИ(р.)
(р.)Слова, усил. Отрицание(р.)
(с. или р., зависит от полной формы)Краткая форма (р.)

3. Стадия вызова (слайд 3)

У. : Два семиклассника, Дима и Саша, поспорили. Дима утверждал, что в учебнике допущена ошибка. В словосочетании «невидимые миру слёзы», по мнению Димы, слово «НЕВИДИМЫЕ» надо писать РАЗДЕЛЬНО, потому что это причастие с зависимым словом.
ПРАВ ли Дима? ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ? Давайте разбираться.

4. Стадия осмысления содержания

У.: ЧТО нам известно о слове НЕВИДИМЫЕ?
(слово употр. Без НЕ, оканчивается на -МЫЙ, есть зависимое слово, полная форма…(см.слайд 4), также нам известны правила написания НЕ с причастиями и прилагательными) (слайд 4).
Что бы вы хотели выяснить об этом слове? ЗАДАЙТЕ свои вопросы? (в данном словосочетании это слово является причастием или прилагательным? Существует ли особое правило для слов, оканч. На -МЫЙ? имеет ли какие-то особенности зависимое слово в этом словосочетании? (слайд 5), (все ответы учеников фиксируются в таблице: ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ).

У.: Действительно, мы сегодня говорим об особой группе слов на –МЫЙ.(высвечивается запись в 3 графе табл., слайд 6.) Многие слова не употр. Без НЕ. ОНИ ПИШУТСЯ СЛИТНО (невозмутимый, невредимый, невыносимый, неизгладимый, неизъяснимый, неистощимый, неповторимый и др.) (табл., слайд 6)
Другие слова могут быть и прилагательными, и причастиями. (табл., слайд 6)
Они являются ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, если образуются от глаголов соответствующего вида. КАКОГО? (КАРТОЧКА на доске: нерастворимый – РАСТВОРИТЬ (СОВ. ) (слайд 7)
Они будут прилагательными, если образуются от перех. Или неперех глаголов? независимый – зависеть (неперех.) ДОСТАТОЧНО ОДНОГО ПРИЗНАКА!(слайд 8) Итак, нам известно…(слайд 9)
Какие слова остались? (образованные от перех. глаголов несов. в.) НЕВИДИМЫЕ– ВИДЕТЬ. (слайд 10)
КАКАЯ же это часть речи? Ваши предположения?
Ученики: Видимо, это причастия.

У.: Не всё так просто.

МОНИТОР (слайд 11).

У.: Чем отличаются данные словосочетания?

Невидимые миру слёзы
Почти невидимые слёзы
Не видимые детьми слёзы
Не видимые вами слёзы
Не видимые сестрой слёзы

(разные зависимые слова, во втором столбике зависимые слова имеют определённое значение: производитель действия).

МОНИТОР (таблица:З– Х У – У)У.: если в качестве зав. слов используются слова со значением производитель или орудие действия, то такие слова на –МЫЙ являются причастиями. (слайд 12). А значит, применять будем соответствующие правила для причастий или прилагательных (слайд 13).

Невидимые миру слёзы
Почти невидимые слёзы
Никогда не видимые слёзы
Не видимые, а лишь ощущаемые слёзы

Не видимые детьми слёзы
Не видимые вами слёзы
Никем не видимые слёзы

У.: КТО же прав в споре Димы и Саши? (САША, так как здесь нет зав. слова со знач. ОРУДИЕ(производитель) ДЕЙСТВИЯ, это НЕ ПРИЧАСТИЕ! Писать надо с зав. словом СЛИТНО.) (слайд 14).

5. Рефлексия

У.:давайте составим алгоритм, который поможет нам применять новое правило.
(составление алгоритма в парах, опорная запись на мониторе) (слайд 14).
Употр. ли слово без НЕ?
Прилагательное или причастие?
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – образов. от глагола сов в. Или неперех гл.
ПРИЧАСТИЕ – образов. от перех. глаг. несов. вида, есть завис. слово со значением «орудие, производитель действия»

6. Составление алгоритма

Словосочетание с не со словами на мый

7. Рефлексия

У.: Сформулируйте тему урока. (Запись в тетради темы урока).

Гимнастика для глаз

Осмысление содержания.(слайд 15). Используя алгоритм, объясните написание слов (ученики по одному выходят к доске). ПОДУМАЙТЕ, как целесообразно оформить запись (что подчеркнуть, что записать в скобках).
Проверка (слайд 16).
(дополнительно): Всегда непобедимая команда (прил.не употр. без НЕ); незамечаемые ошибки (прил.); незамечаемые прежде ошибки (прил.); никогда не замечаемые ошибки (прил.); не замечаемые мною ошибки (прич.)

8. Работа с текстом

У.: Слова, оканчивающиеся на –мый, надо уметь использовать в своей речи. Обратимся к тексту. Прочитайте текст про себя. Представьте созданную автором картину, обратите внимание на образы. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (слайд 17).
Сформулируйте тему, основную мысль. Какие слова, предложения помогли вам сформулировать идею текста? Включите в текст слова, оканчивающиеся на –мый, объясните их правописание.

Тексты выданы учащимся заранее.

Ночь в горах

Горы по-настоящему узнаёшь лишь с горных высот.
Я добрался до_______________ пихтовых зарослей и расположился на крохотной полянке. Какой ________вид открылся передо мной! Созвездия с непривычными, _______________очертаниями запутались в еловых ветвях.
Вдруг я увидел за чёрным хребтом оранжевое сияние, делавшееся ярче с каждой минутой. Какое – то странное, ______________чувство овладело мною.
Это всходила луна. В горах она выскакивает внезапно, и разрежённый воздух серебрится, обливая голубым сиянием камни, скалы, деревья.
Вспомнилась легенда, услышанная в Бурятии. Легенда о монахе, который возненавидел красоту. По ночам он швырял камни в звёзды из лука. Чем злее становился монах, тем выше взлетали камни. Последний камень, падая, попал прямо в голову монаха. В народе сказали:
«Красота умеет постоять за себя. Звёзды отомстили глупому, злому человеку».

Слова для справок:

Непроходимый, неописуемый, неповторимый, неизгладимый, невообразимый, невыразимый, нестерпимый.
Кто верно определил тему и идею текста? Какое задание оказалось трудным? Как вы думаете, что помешало вам успешно справиться с заданием?
РЕФЛЕКСИЯ (заключительный этап урока) Какие учебные действия мы выполняли на уроке? (слайд 18).
Что нового узнали на уроке?
Работа в микрогруппах. Вспомните и запишите ключевые слова урока (прилагательное, причастие, зависимое слово, орудие–производитель действия, вид, переходность глагола).

9. Домашнее задание (слайд 19).

Составить словарный диктант «НЕ с прилагательными и причастиями» (25-30 слов).

🎬 Видео

НЕ с именем существительным и качественным прилагательным. Алгоритм. Русский языкСкачать

НЕ с именем существительным и качественным прилагательным. Алгоритм. Русский язык

Как писать НЕ с причастиями? | Русский язык TutorOnlineСкачать

Как писать НЕ с причастиями? | Русский язык TutorOnline

Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

НЕ с причастиямиСкачать

НЕ с причастиями

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Сильные Слова Со Смыслом, Цытаты, Моменты - dushevn01Скачать

Сильные Слова Со Смыслом, Цытаты, Моменты - dushevn01

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Как отличить отглагольное прилагательное и причастие | Русский язык ОГЭ Умскул 2022Скачать

Как отличить отглагольное прилагательное и причастие | Русский язык ОГЭ Умскул 2022

ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ//ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ ОНИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ!!!Скачать

ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ//ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ ОНИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ!!!

КОНФУЦИЙ – Гениальные Цитаты Которые Поражают Своей Мудростью. Афоризмы и мудрые словаСкачать

КОНФУЦИЙ – Гениальные Цитаты Которые Поражают Своей Мудростью. Афоризмы и мудрые слова

Я Угадаю Твое ИМЯ За 1 МинутуСкачать

Я Угадаю Твое ИМЯ За 1 Минуту

В школе объясняют неправильно! Как легко запомнить правило НЕ с ПричастиямиСкачать

В школе объясняют неправильно! Как легко запомнить правило НЕ с Причастиями

УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ. ЧАСТЬ 1Скачать

УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ. ЧАСТЬ 1

Тест скорости чтенияСкачать

Тест скорости чтения

Ералаш RytpСкачать

Ералаш Rytp
Поделиться или сохранить к себе: