Словосочетание с нарушением грамматической нормы употребления глагола

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Грамматические нормы: теория, практика. Глагол
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Словосочетание с нарушением грамматической нормы употребления глагола

Грамматические нормы: морфологические признаки глагола, нормативное употребление глагола в речи, практическое применение теоретического материала.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Скачать:

ВложениеРазмер
grammaticheskie_normy_5.docx29.07 КБ

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Предварительный просмотр:

Грамматические нормы: теория, практика

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (действие предмета)

Начальная форма – инфинитив (-ть, -ти, -чь)

прочитать, узнать, вспомнить

читать, узнавать, вспоминать

сочетается с: В.п. без предлога

Р.п. при отрицании

Р.п. – часть целого

радоваться (победе), надеяться (на лучшее)

есть постфиксы –ся, -сь

4. Спряжение (изменение по лицам и числам) – есть только в изъявительном накл. НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО времени.

Определяется по — окончанию, если окончание ударное

— инфинитиву, если окончание безударное

2 спряжение 1 спряжение

окончания: -у, -ю, -Ишь, -Ит, -Им, -Ите, -Ат, -Ят

окончания: -у, -ю, -Ешь, -Ет, -Ем, -Ете, -Ут, -Ют

инфинитив: 1) все на – ИТЬ, кроме брить, стелить

+ производные 2) 4 на –АТЬ (гнать, держать, слышать,

(с приставками, с -ся) 3) 7 на –ЕТЬ (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть)

инфинитив: все остальные

(-еть, -ать, -оть, -уть…)

ПОМНИ! Сохраняй вид: что делать? (несов.в.) выполнять(1 спр.) – выполняешь

Что сделать? (сов.в.) выполнить (2 спр.) — выполнишь

только оно изменяется по ВРЕМЕНАМ

— нет у сов. вида (читаю – несов в.)

простое (прочитаю – сов.в.)

сложное (буду читать – несов.в.)

приказ, совет, просьба

(-те), пусть идет, давай читать

глагол прош.вр. + БЫ

узнал бы, замерз бы, понял бы

только в ЕД.числе- есть в прош.вр и в условн. накл.

узнал бы, узнал(а) бы

ЕСТЬ в наст. и буд. вр.; НЕТ в ПРОШ.вр.!

узнаю, узнаешь, узнает

поговорю – поговорим, узнал — узнали

БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ (явления природы, состояния человека)

– не сочетаются с И.п.: НЕТ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА

светает, хочется, дышится, знобит (нельзя кто? что?)

Урок — лекция 4. Употребление глаголов и их форм в речи.

Среди всех частей речи глагол вызывает наибольшие трудности в использовании грамматических форм и категорий. Большинство грамматических категорий имеет вариантные формы (ср.: вывеси – вывесь, грозить – грозиться и др.); кроме того, глаголы одного наклонения могут употребляться в значении другого ( скажи – сказал бы ), глаголы одного времени – в значении другого ( пришел – прихожу ). Поэтому стилистические возможности глагола весьма значительны.

4.1. Каждое наклонение имеет свои формы выражения. Так, изъявительное наклонение проявляется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение образуется от глаголов с суффиксом -л и прибавлением частицы бы ( показал бы, сделал бы ). Повелительное наклонение, кроме форм 2-го лица единственного и множественного числа ( вспомни – вспомните ), имеет многообразные (синонимичные) формы, выбор одной из них обусловлен эмоционально-экспрессивной или функциональной окраской речи.

Синонимия наклонений связана с наличием у них близких значений.

Так, повелительное наклонение употребляется вместо условного для обозначения условно предполагаемых фактов:

• с оттенком случайности действия: Знай я ремесло – жил бы в городе .

• со значением пожелания: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов).

• со значением необходимости, долженствования: А женщина что бедная наседка: сиди себе да выводи цыплят (Пушкин).

Эти формы эти придают высказыванию разговорный характер.

В значении изъявительного наклонения может использоваться условное наклонение: Я хотел бы поставить вопрос резче. (Ср.: я хочу поставить вопрос ) . Я просил бы вас здесь не курить . Ср.: я прошу вас .)

В значении повелительного наклонения могут выступать глагольные формы:

• Условное наклонение: Ефим, ты бы пошел к нему – значение осторожного, учтивого пожелания;

• Изъявительное наклонение: К двум часам ты обязательно вернешься домой – выражение приказания; Пойдем скорее со мной; Давай улетим; Давайте поедем – значение побуждения к совместному действию;

• Инфинитив: Воротить его! Позвать ее! Всем встать! – значение категорического распоряжения.

Взаимозамена наклонений вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия, вежливое приглашение к совершению действия.

4.2. Трудности употребления некоторых форм глагола:

• Глаголы, различающиеся функциональной окраской

Видео:Спряжение глаголов | Русский язык |TutorOnlineСкачать

Спряжение глаголов | Русский язык   |TutorOnline

Урок в 5 классе по теме «Правильное употребление глаголов»

Словосочетание с нарушением грамматической нормы употребления глагола

Урок русского языка в 5 классе 161

Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы

Цели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагола.

1. совершенствовать умение определять роль глагольных форм в предложении.

2. Развивать рефлексивные умения и навыки.

3. Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.

Основные термины: глагол, нормы: орфоэпические, лексические, грамматические

Оборудование: компьютер; медиапроектор; экран; раздаточный материал для работы в парах и домашнее задание.

— Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

— Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

— сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

— обобщать полученную информацию,

— прогнозировать учебную ситуацию,

— выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

— выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

— формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

— осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

— участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

— аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

— использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме,

— формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Формирование навыка работы со словарями

Умения определять и исправлять ошибки

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать.

И друг другу помогать.

Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, гостям. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

Слайд 2 Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога Х I Х века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

«Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Конечно, это глагол. Запишите высказывание в тетрадь. Как вы понимаете эти слова? Животворит – одухотворяет.

Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».

Перед вами лежат листы самооценки, в которых вы будете себя оценивать за выполненные задания на уроке.

Подготовка класса к работе.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

— Какие понятия мы рассматривали не прошлом уроке?

Слайд 4, 5,6 Определение нормы, орфоэпических и грамматических

Слайд 7 самооценка

2.Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам.

звонить, включить, вручить.

Задание выполняем по рядам.

1 л звонЮ включУ вручУ

2 л. звонИшь включИшь вручИшь

3 л. звонИм включИт вручИт

1 л звонИм включИм вручИм

2 л. звонИте включИте вручИте

3 л. звонЯт включАт вручАт

3.Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов:

Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.

слайд 11 От каких глаголов вы не образовали нужную форму?

Недостаточные глаголы (победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить, задудеть – могу задудеть).

Слайд 12 самооценка

Орфоэпические нормы – устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.

Грамматические нормы это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Слайд 13Стадия вызова

Ребята, скоро будет последний звонок, а я не знаю, какой наряд ОДЕТЬ или НАДЕТЬ.

Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?

Формулируют тему, цель и задачи урока

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: составить план достижения целей

Слайд 16.Стадия осмысления.

1. Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу (инсерт)

Учитель: Возьмите простой карандаш.

Прочитайте текст, делая пометки на полях:

Учащиеся читают тексты (приложение 1)

Лексические ошибки обусловлены употреблением слова без учета его точного лексического значения или требования лексической сочетаемости.

НЕОБХОДИМО учитывать ситуацию общения и не допускать употребления в книжной речи разговорных или просторечных слов. Слайды 17-35 Физминутка.

Намечают пути решения задач

Работа по группам

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний

Вернемся к словам ОДЕТЬ-НАДЕТЬ

Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе прелог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.

Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.

1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)

3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

— Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.

Я надела платье

Слайд 38,39 Упр.756

1,2,3,4,6) нарушение требования лексической сочетаемости (глубокое небо, сказали результаты, не щадил ничего; не увидала, как заснула; построили памятник), правильно: высокое небо; объявили результаты; не жалел ничего; не заметила, как заснула; установили памятник; 5) нарушены стилистические нормы, а также нормы грамматические синтаксические (поженилась Марья с молодцом), правильно: сыграли Марья с молодцом свадьбу; 7) употребление слова без учёта его точного лексического значения (наступила метель), правильно: началась метель; 8) употребление слова без учёта его точного лексического значения (не мог учиться), правильно: не имел возможности учиться; 9) употребление в близком контексте однокоренных слов – тавтология (приблизился ближе), правильно: подошёл ближе.

Видео:ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. 10 видов речевых ошибок.Скачать

ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. 10 видов речевых ошибок.

Разновидности грамматических ошибок

Вопрос о классификации ошибок в речи школьников продолжает оставаться одной из болевых точек преподавания русского языка в школе. Данная проблема является болезненной не только для учителей, методистов, специалистов по культуре речи, она актуальна и для всех людей, пишущих и читающих по-русски.

Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
  • Синтаксические,связанные с нарушением синтаксических норм.

Вид ошибки

Примеры

Словообразовательные1Нарушение норм русского литературного словообразования:

Искажение словТрудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм

разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает.2“Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы.Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить);3Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную)мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи4Ошибочное образование формы существительногоМногие чуда техники, не хватает время5образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленногоЯ попросила ветерка (вместо: ветерок);6образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленногоЗапрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей);7изменение рода при образовании падежных форм:пирожок с повидлой, февральский лазурь;8склонение несклоняемых существительныхиграть на пианине;9образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборотподнос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное образование формы прилагательного10Неправильный выбор полной и краткой формШляпка была полная воды, мальчик был очень полон11Неправильное образование форм степеней сравнения:новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше12Нарушение норм формообразования глаголаЧеловек метается по комнате;13Нарушение образования деепричастий и причастийЕхавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам14Ошибочное образование формы числительногоС пятистами рублями15Ошибочное образование формы местоименияИхнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться16Ошибочное образование формы глаголаОни ездиют, хочут, пиша о жизни природы17Нарушение согласованияЯ знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.18Нарушение управленияНужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона,

он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе;19

Ошибки в структуре простого предложения:

нарушение связи между подлежащим и сказуемым,Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;20

Нарушение границы предложения

Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно.21Неудачное употребление местоименийПриезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку.22Нарушение связи между подлежащим и сказуемымБольшинство возражали против такой оценки его творчества.

Обычно молодежь является носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.

Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность);23Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкцияхОн написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые.24Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структурыВ своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов.

Порфирий был любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.25Ошибки, связанные с употреблением частиц

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”.26Ошибки в построении предложения с однородными членамиСтрана любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.27

Разрушение ряда однородных членов

Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.28

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотомЧитая текст, возникает такое чувство… На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.29Ошибки в построении предложения с причастным оборотомУзкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами; причалившая лодка к берегу.30

Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего.Кусты, они покрывали берег реки.31

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал в волейбол.32

Ошибки в структуре сложного предложения:

смешение сочинительной и подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

🎬 Видео

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

Морфологические признаки глаголаСкачать

Морфологические признаки глагола

6 класс - Русский язык - Правильное употребление имён существительных в речи: грамматические нормыСкачать

6 класс - Русский язык - Правильное употребление имён существительных в речи: грамматические нормы

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

8 задание ЕГЭ // Видовременная соотнесённость глаголов // ЕГЭ Русский язык 2022Скачать

8 задание ЕГЭ // Видовременная соотнесённость глаголов // ЕГЭ Русский язык 2022

Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnlineСкачать

Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnline

Все про глагол. Вид, залог, спряжение, наклонение, время, возвратность, переходность, разборСкачать

Все про глагол. Вид, залог, спряжение, наклонение, время, возвратность, переходность, разбор

ЦТ А27. Синтаксические нормыСкачать

ЦТ А27. Синтаксические нормы

Видеоурок 12. Часть 1. Правописание глаголов и нормы их употребления . Русский язык 10 классСкачать

Видеоурок 12. Часть 1. Правописание глаголов и нормы их употребления . Русский язык 10 класс

Изменение глаголов по временам. Что такое время глагола? Как определить время глагола?Скачать

Изменение глаголов по временам. Что такое время глагола? Как определить время глагола?

Грамматические нормы русского литературного языка - 8 классСкачать

Грамматические нормы русского литературного языка - 8 класс

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык
Поделиться или сохранить к себе: