Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Грамматические нормы: теория, практика. Глагол
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему
Грамматические нормы: морфологические признаки глагола, нормативное употребление глагола в речи, практическое применение теоретического материала.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_normy_5.docx | 29.07 КБ |
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Предварительный просмотр:
Грамматические нормы: теория, практика
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (действие предмета)
Начальная форма – инфинитив (-ть, -ти, -чь)
прочитать, узнать, вспомнить
читать, узнавать, вспоминать
сочетается с: В.п. без предлога
Р.п. при отрицании
Р.п. – часть целого
радоваться (победе), надеяться (на лучшее)
есть постфиксы –ся, -сь
4. Спряжение (изменение по лицам и числам) – есть только в изъявительном накл. НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО времени.
Определяется по — окончанию, если окончание ударное
— инфинитиву, если окончание безударное
2 спряжение 1 спряжение
окончания: -у, -ю, -Ишь, -Ит, -Им, -Ите, -Ат, -Ят
окончания: -у, -ю, -Ешь, -Ет, -Ем, -Ете, -Ут, -Ют
инфинитив: 1) все на – ИТЬ, кроме брить, стелить
+ производные 2) 4 на –АТЬ (гнать, держать, слышать,
(с приставками, с -ся) 3) 7 на –ЕТЬ (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть)
инфинитив: все остальные
(-еть, -ать, -оть, -уть…)
ПОМНИ! Сохраняй вид: что делать? (несов.в.) выполнять(1 спр.) – выполняешь
Что сделать? (сов.в.) выполнить (2 спр.) — выполнишь
только оно изменяется по ВРЕМЕНАМ
— нет у сов. вида (читаю – несов в.)
простое (прочитаю – сов.в.)
сложное (буду читать – несов.в.)
приказ, совет, просьба
(-те), пусть идет, давай читать
глагол прош.вр. + БЫ
узнал бы, замерз бы, понял бы
только в ЕД.числе- есть в прош.вр и в условн. накл.
узнал бы, узнал(а) бы
ЕСТЬ в наст. и буд. вр.; НЕТ в ПРОШ.вр.!
узнаю, узнаешь, узнает
поговорю – поговорим, узнал — узнали
БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ (явления природы, состояния человека)
– не сочетаются с И.п.: НЕТ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА
светает, хочется, дышится, знобит (нельзя кто? что?)
Урок — лекция 4. Употребление глаголов и их форм в речи.
Среди всех частей речи глагол вызывает наибольшие трудности в использовании грамматических форм и категорий. Большинство грамматических категорий имеет вариантные формы (ср.: вывеси – вывесь, грозить – грозиться и др.); кроме того, глаголы одного наклонения могут употребляться в значении другого ( скажи – сказал бы ), глаголы одного времени – в значении другого ( пришел – прихожу ). Поэтому стилистические возможности глагола весьма значительны.
4.1. Каждое наклонение имеет свои формы выражения. Так, изъявительное наклонение проявляется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение образуется от глаголов с суффиксом -л и прибавлением частицы бы ( показал бы, сделал бы ). Повелительное наклонение, кроме форм 2-го лица единственного и множественного числа ( вспомни – вспомните ), имеет многообразные (синонимичные) формы, выбор одной из них обусловлен эмоционально-экспрессивной или функциональной окраской речи.
Синонимия наклонений связана с наличием у них близких значений.
Так, повелительное наклонение употребляется вместо условного для обозначения условно предполагаемых фактов:
• с оттенком случайности действия: Знай я ремесло – жил бы в городе .
• со значением пожелания: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов).
• со значением необходимости, долженствования: А женщина что бедная наседка: сиди себе да выводи цыплят (Пушкин).
Эти формы эти придают высказыванию разговорный характер.
В значении изъявительного наклонения может использоваться условное наклонение: Я хотел бы поставить вопрос резче. (Ср.: я хочу поставить вопрос ) . Я просил бы вас здесь не курить . Ср.: я прошу вас .)
В значении повелительного наклонения могут выступать глагольные формы:
• Условное наклонение: Ефим, ты бы пошел к нему – значение осторожного, учтивого пожелания;
• Изъявительное наклонение: К двум часам ты обязательно вернешься домой – выражение приказания; Пойдем скорее со мной; Давай улетим; Давайте поедем – значение побуждения к совместному действию;
• Инфинитив: Воротить его! Позвать ее! Всем встать! – значение категорического распоряжения.
Взаимозамена наклонений вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия, вежливое приглашение к совершению действия.
4.2. Трудности употребления некоторых форм глагола:
• Глаголы, различающиеся функциональной окраской
Видео:Спряжение глаголов | Русский язык |TutorOnlineСкачать
Урок в 5 классе по теме «Правильное употребление глаголов»
Урок русского языка в 5 классе 161
Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы
Цели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагола.
1. совершенствовать умение определять роль глагольных форм в предложении.
2. Развивать рефлексивные умения и навыки.
3. Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.
Основные термины: глагол, нормы: орфоэпические, лексические, грамматические
Оборудование: компьютер; медиапроектор; экран; раздаточный материал для работы в парах и домашнее задание.
— Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.
— Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
— сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
— обобщать полученную информацию,
— прогнозировать учебную ситуацию,
— выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
— выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
— формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
— осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
— участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
— аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,
— использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме,
— формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.
Формирование навыка работы со словарями
Умения определять и исправлять ошибки
Планируемые результаты УУД
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, гостям. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.
Слайд 2 Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога Х I Х века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?
«Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
Конечно, это глагол. Запишите высказывание в тетрадь. Как вы понимаете эти слова? Животворит – одухотворяет.
Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».
Перед вами лежат листы самооценки, в которых вы будете себя оценивать за выполненные задания на уроке.
Подготовка класса к работе.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Цель этапа: подготовка мышления учащихся
— Какие понятия мы рассматривали не прошлом уроке?
Слайд 4, 5,6 Определение нормы, орфоэпических и грамматических
Слайд 7 самооценка
2.Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам.
звонить, включить, вручить.
Задание выполняем по рядам.
1 л звонЮ включУ вручУ
2 л. звонИшь включИшь вручИшь
3 л. звонИм включИт вручИт
1 л звонИм включИм вручИм
2 л. звонИте включИте вручИте
3 л. звонЯт включАт вручАт
3.Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов:
Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.
слайд 11 От каких глаголов вы не образовали нужную форму?
Недостаточные глаголы (победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить, задудеть – могу задудеть).
Слайд 12 самооценка
Орфоэпические нормы – устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.
Грамматические нормы – это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Слайд 13Стадия вызова
Ребята, скоро будет последний звонок, а я не знаю, какой наряд ОДЕТЬ или НАДЕТЬ.
Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?
Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?
Формулируют тему, цель и задачи урока
Постановка вопросов (К)
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.
Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: составить план достижения целей
Слайд 16.Стадия осмысления.
1. Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу (инсерт)
Учитель: Возьмите простой карандаш.
Прочитайте текст, делая пометки на полях:
Учащиеся читают тексты (приложение 1)
Лексические ошибки обусловлены употреблением слова без учета его точного лексического значения или требования лексической сочетаемости.
НЕОБХОДИМО учитывать ситуацию общения и не допускать употребления в книжной речи разговорных или просторечных слов. Слайды 17-35 Физминутка.
Намечают пути решения задач
Работа по группам
Планирование, прогнозирование (Р),
Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)
Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний
Вернемся к словам ОДЕТЬ-НАДЕТЬ
Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе прелог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.
Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.
1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)
3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.
— Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.
Я надела платье
Слайд 38,39 Упр.756
1,2,3,4,6) нарушение требования лексической сочетаемости (глубокое небо, сказали результаты, не щадил ничего; не увидала, как заснула; построили памятник), правильно: высокое небо; объявили результаты; не жалел ничего; не заметила, как заснула; установили памятник; 5) нарушены стилистические нормы, а также нормы грамматические синтаксические (поженилась Марья с молодцом), правильно: сыграли Марья с молодцом свадьбу; 7) употребление слова без учёта его точного лексического значения (наступила метель), правильно: началась метель; 8) употребление слова без учёта его точного лексического значения (не мог учиться), правильно: не имел возможности учиться; 9) употребление в близком контексте однокоренных слов – тавтология (приблизился ближе), правильно: подошёл ближе.
Видео:ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. 10 видов речевых ошибок.Скачать
Разновидности грамматических ошибок
Вопрос о классификации ошибок в речи школьников продолжает оставаться одной из болевых точек преподавания русского языка в школе. Данная проблема является болезненной не только для учителей, методистов, специалистов по культуре речи, она актуальна и для всех людей, пишущих и читающих по-русски.
Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
- Словообразовательные , состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
- Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
- Синтаксические, связанные с нарушением синтаксических норм.
Вид ошибки
Примеры
Словообразовательные
Искажение слов
разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает.
Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи
Ошибочное образование формы прилагательного
Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его;
По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон;
Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.
он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем;
особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе;
Ошибки в структуре простого предложения:
нарушение связи между подлежащим и сказуемым,
Нарушение границы предложения
Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет.
Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку.
Обычно молодежь является носителями передовых идей.
Произошло еще ряд событий.
Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность);
Порфирий был любимцем с детства матери.
Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях):
В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица “всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”.
Разрушение ряда однородных членов
Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего.
Пропуски необходимых слов.
Владик прибил доску и побежал в волейбол.
Ошибки в структуре сложного предложения:
смешение сочинительной и подчинительной связи.
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.
🎬 Видео
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
Морфологические признаки глаголаСкачать
6 класс - Русский язык - Правильное употребление имён существительных в речи: грамматические нормыСкачать
Все способы словообразованияСкачать
8 задание ЕГЭ // Видовременная соотнесённость глаголов // ЕГЭ Русский язык 2022Скачать
Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnlineСкачать
Все про глагол. Вид, залог, спряжение, наклонение, время, возвратность, переходность, разборСкачать
ЦТ А27. Синтаксические нормыСкачать
Видеоурок 12. Часть 1. Правописание глаголов и нормы их употребления . Русский язык 10 классСкачать
Изменение глаголов по временам. Что такое время глагола? Как определить время глагола?Скачать
Грамматические нормы русского литературного языка - 8 классСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать