Словосочетание с метафорой глаза

Содержание
  1. Глаза: эпитет к слову
  2. Что же такое эпитет?
  3. Чем отличается эпитет от метафоры?
  4. Особенность окраса радужки глаз
  5. Особенность формы и размера глаз
  6. Метафорические эпитеты, описывающие цвет глаз
  7. Метафорические эпитеты, описывающие форму и размер глаз
  8. Эпитеты как способ передачи физического состояния глаз
  9. Эпитеты, указывающие на характер взгляда
  10. Эпитеты, выражающие состояние, чувства, характер человека
  11. Метафорические эпитеты, передающие сходство человека с представителями фауны
  12. Эпитеты, передающие характер воздействия глаз на окружающих
  13. Словарь метафор
  14. Словообразовательные метафоры
  15. Примеры метафор из художественной литературы
  16. Метафоры из русского фольклора
  17. Метафоры в произведениях С.А. Есенина
  18. Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
  19. Метафоры в произведениях А.А. Фета
  20. Метафоры в произведениях А.А. Блока
  21. Языковые средства выразительности. Задание 26
  22. 🔥 Видео

Видео:Как БЫСТРО отличить метафору от эпитета? | RUSSMOСкачать

Как БЫСТРО отличить метафору от эпитета? | RUSSMO

Глаза: эпитет к слову

Словосочетание с метафорой глаза

Русский язык очень богатый и выразительный. И в этом можно убедиться самостоятельно, если попробовать подобрать эпитет к тому или иному существительному, местоимению. Ведь наберется порядка десяти, ста, а в некоторых случаях и того больше слов! Какой еще язык может похвастаться таким разнообразием?!

Однако очень часто вспомнить нужный эпитет довольно сложно. И это существенно усложняет процесс, например, написания сочинения, стихотворения или же статьи в публицистическом стиле. По этой причине в нижеприведенном материале мы представим к слову «глаза» эпитеты. Которых действительно можно перечислить великое множество.

Видео:Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафораСкачать

Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафора

Что же такое эпитет?

Прежде чем перейти к раскрытию темы текущей статьи, очень важно разобраться, а что же кроется за необычным существительным «эпитет». Согласно словарю литературоведческих терминов, под этим словом следует понимать определение, которое используется для того, чтобы подчеркнуть особенность конкретного предмета, важную для данного случая, и позволить читателю или слушателю ощутить этот признак, представить его, понять предмет по его художественно-образному определению. То есть главная функция эпитетов — подчеркивать важные нюансы предметов или явлений словом, а не голосом и тем самым наполнять фразы эмоциями. Поэтому их так часто используют на письме.

Словосочетание с метафорой глаза

Однако неверно полагать, что в роли эпитета может выступать только имя прилагательное. На самом деле оно может выражаться во всех значимых частях речи. Например: черные глаза — эпитет выражен именем прилагательным; Волга-матушка — существительное; расцвела быстро — наречие; я, завороженный — причастие; играя в прятки, дети забыли о времени — деепричастный оборот. Перечислять можно довольно долго, ведь мы произносим, пишем, слышим или читаем предложения, даже не задумываясь о разборе их членов. В котором мы когда-то практиковались в школе. Поэтому иной раз и не замечаем, какая часть речи выступает в роли эпитета.

Важность этих изобразительных средств сложно передать словами. Ведь они используются не только в литературе или на письме, но и в повседневной разговорной речи. Например, если мы хотим указать на то, что человек проявляет чрезмерную слабохарактерность, мы говорим о нем так: плакса, тряпка, нытик, рева, слабак, жалкий, ничтожный, распускающий нюни, маменькин сынок и т. п.

Видео:Метафора. Олицетворение. ОвеществлениеСкачать

Метафора. Олицетворение. Овеществление

Чем отличается эпитет от метафоры?

В литературе очень часто можно встретить оба изобразительных средства. Однако порой очень трудно разобраться, чем является то или иное словосочетание. Например, многие из нас слышали, читали или же сами произносили фразу «стеклянные глаза». Это эпитет или метафора, задумывались ли мы когда-либо? Вроде бы слово «стеклянные» отвечает на вопрос «какие». Значит, перед нами эпитет. Но ведь глаза не могут быть действительно стеклянными, если речь идет о настоящем органе.

На самом деле разница между эпитетом и метафорой все же существует. И если вникнуть в вопрос и постараться его осмыслить, она станет очевидной. Во-первых, эпитет — дополнительное слово (или группа слов), чаще всего выраженное именем прилагательным, которое присоединяется к основному и уточняет его качества, особенности, признаки или свойства. Во-вторых, эпитет не может существовать самостоятельно, он всегда будет приложением. Метафора же в большинстве своем состоит из двух и более слов. Одна ее часть выступает в прямом смысле или значении, а другая — в переносном. Последняя переносит образ одного предмета или явления на другой. Поэтому главная функция метафоры — вызывать у людей ассоциации между двумя совершенно разными вещами. Кроме того, метафора бывает различной частью речи. И даже эпитет может входить в ее состав. Но ни одна метафора никогда не будет частью эпитета.

Именно поэтому, если речь идет о глазах, которые действительно сделаны из стекла (кукольные, игрушечные или человеческие глазные протезы), слово «стеклянные» может считаться эпитетом. Но в случае когда подразумеваются пустые, неэмоциональные, ничего не выражающие и не означающие органы зрения, устойчивое выражение «стеклянные глаза» является метафорой.

Таким образом, фраза «стеклянные глаза» — это и эпитет, и метафора. В зависимости от контекста.

Словосочетание с метафорой глаза

Видео:Что такое эпитет и метафора? #русскийязык #огэ2023 #умскулСкачать

Что такое эпитет и метафора? #русскийязык #огэ2023 #умскул

Особенность окраса радужки глаз

В основном, когда мы видим или представляем тот или иной предмет, явление, мы отмечаем его основные особенности. Если речь идет о глазах, то мы обращаем внимание сначала на цвет радужки. И соответственно выделяем следующие эпитеты:

  • голубые;
  • синие;
  • зеленые;
  • карие;
  • коричневые;
  • черные;
  • серые;
  • серо-голубые;
  • иссиня-черные;
  • светло-синие (зеленые, карие, голубые).

Видео:Что такое метафора?Скачать

Что такое метафора?

Особенность формы и размера глаз

Следующий признак, который также является первостепенным для слова «глаз», — эпитет, описывающий форму и размер органа зрения. Из них наиболее часто используются такие, как:

  • большие;
  • округлые;
  • узкие;
  • косые или раскосые;
  • запавшие;
  • прищуренные;
  • открытые;
  • маленькие;
  • впалые;
  • полуприкрытые;
  • широкие;
  • сощуренные;
  • крупные;
  • продолговатые;
  • выпуклые;
  • глубоко посаженные;
  • громадные.

Словосочетание с метафорой глаза

Видео:Метафора и её разновидности. Олицетворение, овеществление, метонимия, синекдоха.Скачать

Метафора и её разновидности. Олицетворение, овеществление, метонимия, синекдоха.

Метафорические эпитеты, описывающие цвет глаз

Очень часто мы говорим об органах зрения, не указывая прямо на их особенности, а лишь подразумевая или намекая. Такой способ зачастую используется в литературе. Но иногда даже в разговорной речи мы прибегаем именно к такому приему. Чаще всего, когда хотим не просто указать на цвет, форму или размер глаз, а поделиться своими ассоциациями, которые возникли при взгляде на них. Так, например, можно использовать, описывая зеленые глаза, эпитет «изумрудные». Тем самым подчеркнув яркость или оттенок радужки. По такому же принципу легко выделить и следующие эпитеты к существительному «глаза»:

  • болотные;
  • ореховые;
  • янтарные;
  • агатовые;
  • жемчужные;
  • золотистые;
  • сиреневые;
  • цвета стали, виски, жженого сахара, пепла;
  • васильковые;
  • кофейные;
  • оливковые;
  • лазурные;
  • сердоликовые;
  • сапфировые;
  • шоколадные;
  • дымчатые;
  • ультрамариновые;
  • бутылочные;
  • сливовые;
  • черносливовые;
  • фиалковые.

Словосочетание с метафорой глаза

Видео:Что такое МЕТАФОРА? #ShortsСкачать

Что такое МЕТАФОРА? #Shorts

Метафорические эпитеты, описывающие форму и размер глаз

Также бывают случаи, когда мы стремимся передать схожесть предмета или явления с каким-либо другим. Например, говоря о форме или размере глаз, мы можем использовать следующие эпитеты:

  • миндалевидные;
  • библейские;
  • иконописные;
  • зрачкастые;
  • провалившиеся;
  • кукольные;
  • татарские;
  • монгольские;
  • черкесские;
  • распахнутые;
  • базедовы.

Видео:Метафора - что это такое, как легко и быстро находить метафоры в тексте и не путать их со сравнениемСкачать

Метафора - что это такое, как легко и быстро находить метафоры в тексте и не путать их со сравнением

Эпитеты как способ передачи физического состояния глаз

Нам всем известно, что люди нередко болеют или чувствуют себя неважно. А поскольку органы зрения также являются частью организма человека, к ним можно подобрать и соответствующие признаки. Например, если необходимо рассказать о состоянии здоровья глаз, эпитеты подойдут следующие:

  • дальнозоркие;
  • кровянистые;
  • красные или покрасневшие;
  • припухшие или опухшие;
  • больные;
  • мокрые;
  • подслеповатые;
  • близорукие;
  • усталые;
  • заплывшие;
  • увядшие;
  • воспаленные;
  • заплаканные;
  • полусонные;
  • заспанные;
  • бессонные.

Словосочетание с метафорой глаза

Видео:Средства художественной выразительности. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет.Скачать

Средства художественной выразительности. Сравнение, метафора, олицетворение,  эпитет.

Эпитеты, указывающие на характер взгляда

Есть суждение о том, что глаза — это зеркало души. Именно поэтому в книгах очень часто можно заметить, как авторы, описывая взгляд героя, передают его душевное состояние. Как они это делают, догадаться совсем несложно. Достаточно задуматься, какие глаза могут быть. Цепкие и меткие — эпитеты, которые у большинства людей первыми приходят на ум. Но помимо них есть еще и другие:

  • бегающие;
  • жидкие;
  • утомленные;
  • бархатные;
  • водянистые;
  • быстрые;
  • внимательные;
  • глянцевые;
  • студенистые;
  • пьяные или хмельные;
  • измученные;
  • бездонные;
  • строгие;
  • пронзительные;
  • искрометные;
  • тусклые;
  • пустые или опустошенные;
  • зеркальные;
  • сияющие;
  • прожигающие;
  • дикие;
  • чистые;
  • ясные;
  • осторожные;
  • искрящиеся;
  • зыбкие;
  • рассеянные;
  • ледяные;
  • померкшие;
  • добрые;
  • потупленные;
  • остекленевшие или стеклянные;
  • погасшие;
  • потухшие;
  • холодные;
  • пристальные;
  • лихорадочные;
  • застывшие;
  • затуманенные;
  • огненные;
  • блестящие;
  • неподвижные;
  • мутные;
  • лучистые;
  • мертвые;
  • масленые;
  • зоркие;
  • жаркие;
  • налитые кровью;
  • счастливые;
  • блуждающие;
  • безжизненные.

Словосочетание с метафорой глаза

Видео:ФразеологизмыСкачать

Фразеологизмы

Эпитеты, выражающие состояние, чувства, характер человека

Помимо вышеперечисленных признаков можно выделить и другие. Например, существует великое множество прилагательных и иных частей речи, позволяющих передать внутренний мир героя, персонажа или же настоящего человека. Например, если хочется сказать о том, что этот индивид ведет себя нескромно, мы отметим, что у него наглые, самоуверенные, хамоватые, аморальные глаза. И эпитета «карие» в данном случае будет недостаточно. Потому как он не скажет нашего собеседнику абсолютно ничего о характере или манере поведения конкретного человека. Именно по этой причине разумнее использовать такие эпитеты:

  • азартные;
  • жестокие;
  • добродушные;
  • брезгливые;
  • манящие;
  • вопрошающие;
  • надменные;
  • блудливые;
  • колючие;
  • восхищенные;
  • отрешенные;
  • безумные;
  • виноватые;
  • шаловливые;
  • властные;
  • страдальческие;
  • бесстыдные или бесстыжие;
  • бездумные;
  • честные;
  • хитрые;
  • лживые;
  • алчные.

Словосочетание с метафорой глаза

Видео:Метафоры (тренинг)Скачать

Метафоры (тренинг)

Метафорические эпитеты, передающие сходство человека с представителями фауны

Чтобы отметить схожесть человека с каким-либо животным, птицей или рыбой, используют следующие эпитеты:

  • бараньи;
  • овечьи;
  • заячьи;
  • соколиные, орлиные или ястребиные;
  • коровьи;
  • оленьи;
  • рыбьи;
  • волчьи;
  • совиные;
  • лисьи;
  • змеиные;
  • телячьи;
  • мышиные или крысиные;
  • бычьи;
  • тюленьи;
  • кошачьи;
  • бульдожьи;
  • стрекозьи.

Словосочетание с метафорой глаза

Однако мы в речи чаще используем словосочетание «щенячьи глаза». Эпитет к черным, карим, зеленым или органам зрения другого цвета подходит в равной степени. Ведь он передает эмоции, а не окрас радужки.

Видео:Метафора "Жизнь как сцена"Скачать

Метафора "Жизнь как сцена"

Эпитеты, передающие характер воздействия глаз на окружающих

Говоря о глазах, особенно если мы имеем в виду органы зрения любимого или родного человека, мы стремимся передать признаки, показывающие, какое именно влияние оказывают они на нас. Отсюда и появляется ряд эпитетов к слову «глаза», рассказывающих не только о красоте, но и о характере воздействия конкретных очей на нас. Например, в литературных произведениях, как и в повседневной речи, мы нередко произносим такие прилагательные:

  • божественные;
  • дьявольские;
  • чертовски красивые;
  • ангельские;
  • обворожительные;
  • волшебные;
  • притягательные;
  • привлекательные;
  • пленительные;
  • очаровывающие;
  • дурманящие;
  • подчиняющие;
  • завораживающие;
  • лишающие воли.

Людей на свете живет невероятное количество. Пожалуй, об этом известно всем — от мала до велика. И у каждого человека есть свои особенные черты или качества, уникальная улыбка или манера поведения. Именно поэтому одному человеку больше всего подойдет эпитет «блестящие» глаза. Это укажет на его жизнерадостность и позитивный настрой. А другого, наоборот, охарактеризует прилагательное «грустные». Ведь все мы разные, и все по-своему особенные.

Видео:Метафора и Метонимия | НИКОГДА НЕ ПУТАЙ ИХ! | ЕГЭ 2023Скачать

Метафора и Метонимия | НИКОГДА НЕ ПУТАЙ ИХ! | ЕГЭ 2023

Словарь метафор

Составим неболь­шой сло­варь мета­фор, кото­рые проч­но вошли в нашу речь. Учтем, что мно­гие фра­зео­ло­гиз­мы явля­ют­ся мета­фо­ра­ми.

  • Ахиллесова пята
  • бегут (мчат­ся) облака
  • без­дон­ное небо
  • без гро­ша в кармане
  • без­молв­ная улица
  • блед­ное небо
  • бой­кий спор
  • борь­ба без правил
  • брач­ные оковы
  • бря­цать оружием
  • буты­лоч­ные (изу­мруд­ные) глаза
  • быть под каблуком
  • быть на высоте
  • вверх тор­маш­ка­ми
  • вда­вать­ся в тонкости
  • в духе времени
  • ведет себя как хит­рый лис
  • вешать нос
  • визг пилы
  • вила­ми по воде писано
  • витать в облаках
  • взи­рать с высоты
  • взо­брать­ся в гору
  • вло­жить всю душу
  • вой вет­ра
  • воз­во­дить потём­кин­ские деревни
  • вол­ки сыты и овцы целы
  • вол­чья хватка
  • ворон­ка разрыва
  • встав­лять пал­ки в колеса
  • вти­рать очки
  • выдо­ить все деньги
  • выдох­ший­ся человек
  • вызвать на «ковёр»
  • выплес­нуть мла­ден­ца вме­сте с водой
  • вытра­вить из сознания
  • гвоздь про­грам­мы
  • глаз-алмаз
  • глу­хая ночь
  • говор ручья
  • голов­ка сыра
  • гора вещей
  • гор­ба­тые крыши
  • горит лам­поч­ка
  • горя­чая любовь
  • гре­бень птицы
  • гри­бы лисички
  • губа не дура
  • дели­кат­ный вопрос
  • дере­во стоячее
  • деревья-карлики
  • дер­жать язык за зубами
  • дождь бара­ба­нил
  • дождь про­шёл
  • дрем­лет дорога
  • дуги бро­вей
  • душа ушла в пятки
  • ежо­вые рукавицы
  • желез­ная воля
  • желез­ный характер
  • желез­ное здоровье
  • желез­ные мускулы
  • желез­ные нервы
  • жем­чу­жи­на поэзии
  • завыл ветер
  • зага­ды­вать вперёд
  • загнать себя в угол
  • заго­го­тал (заржал) от удовольствия
  • зай­ти в тупик
  • зало­жить фун­да­мент отношений
  • запус­кать руку в кассу
  • зарыть топор войны
  • засу­чить рукава
  • зелё­ная молодежь
  • золо­тая голова
  • золо­тая листва
  • золо­тая осень
  • золо­тое сердце
  • золо­тые руки
  • золо­тые слова
  • зуба­стый парень
  • изли­вать душу
  • калан­ча (о чрез­мер­но высо­ком человеке)
  • камен­ное лицо
  • камен­ное сердце
  • кипит жела­ние
  • кисель дорог
  • кис­лое выра­же­ние лица
  • кисея тума­на
  • ключ про­бле­мы
  • коль­цо колбасы
  • кон­цы с кон­ца­ми не сходятся
  • корал­ло­вые губы
  • корень сло­ва
  • кот напла­кал
  • крош­ка (о малень­ком ребёнке)
  • кру­тая машина
  • кры­ло здания
  • лас­ко­вые лучи
  • лбом сте­ну прошибать
  • ледя­ное сердце
  • ледя­ной взор
  • лен­та дороги
  • лес голо­сов
  • лес рук
  • лёд (бро­ня) равнодушия
  • листья про­пи­та­лись солнцем
  • луков­ки церквей
  • луч надеж­ды
  • любо­пыт­ный вопрос
  • маль­чик для битья
  • мач­ты стонут
  • медь волос
  • мно­го воды утекло
  • море голов
  • море про­блем
  • мрач­нее тучи
  • муд­рое решение
  • най­ти общий язык
  • насту­пить на люби­мую мозоль
  • начать с чисто­го листа
  • небо на ладони
  • невер­ный глаз
  • не зная бро­ду, совать­ся в воду
  • ни кап­ли таланта
  • ни перед чем не останавливаться
  • нож­ка стула
  • нос кораб­ля
  • обла­ко ходячее
  • огонь губ
  • огнен­ный шар
  • ока­зать­ся при­жа­тым к стене
  • оста­вить мокрое место
  • отло­жить на чер­ный день
  • остав­лять заруб­ки на память
  • острое зре­ние
  • ост­рые скулы
  • открыть себе путь
  • отпла­тить той же монетой
  • пау­ти­на лжи
  • пал­ка о двух концах
  • песоч­ная рубаха
  • пле­чи рычага
  • пога­сить ссору
  • подош­ва горы
  • под­тя­нуть поту­же пояс
  • поезд пол­зет еле-еле
  • пой­ти как по маслу
  • пой­ти лег­ким путем
  • поли­лась мелодия
  • попасть в переплёт
  • поста­вить шах и мат
  • поток (оке­ан) слёз
  • потуск­нев­ший взгляд
  • при­ло­жить руку
  • при­тор­мо­зить
  • про­бить сте­ну непонимания
  • про­ва­лить­ся на месте от стыда
  • пуза­тый чайник
  • пустая голо­ва
  • пустить кор­ни в городе
  • пше­нич­ные усы
  • пятое коле­со в телеге
  • рас­ку­рить труб­ку мира
  • рев водо­па­да
  • розо­вые мечты
  • рубить с плеча
  • рыль­це в пушку
  • само­му в пет­лю лезть
  • с гла­зу на глаз
  • сесть в калошу
  • сире­не­вый туман
  • скри­пу­чий голос
  • слад­кие речи
  • слу­жеб­ная лестница
  • соль раз­го­во­ра
  • солн­це садилось
  • ствол ору­дия
  • сте­на дождя
  • столк­нуть­ся с преградой
  • счи­тать каж­дую копейку
  • тёп­лая встреча
  • туча кома­ров
  • туч­ка золотая
  • тяжё­лая артиллерия
  • увяз­нуть в тря­сине лжи
  • уста­лые кап­ли пота
  • учить азы
  • факел зна­ний
  • хвост коме­ты
  • цвет обще­ства
  • цепи раб­ства
  • цепь озер
  • часы идут
  • человек-волк
  • чёр­ная зависть
  • чёр­ная измена
  • чёр­ные мысли
  • чугун­ные ладони
  • шепот лист­вы
  • широ­ко про­сти­рать руки
  • шоко­лад­ный загар
  • ядо­ви­тый человек
  • янтар­ный блеск

Видео:Метафора как литературный приемСкачать

Метафора как литературный прием

Словообразовательные метафоры

Белоручка, без­мозг­лый, бес­че­ло­веч­ный, бес­хре­бет­ный, бес­сер­деч­ный, быст­ро­теч­ный, бычить­ся, бук­валь­ный, взбе­ле­нить, взыг­рать, взгреть, вес­кий, воз­ро­дить­ся, вол­но­лом, гор­лан, глу­бо­ко­мыс­лие, дар­мо­ед, даль­но­вид­ный, двое­душ­ный, душе­грей­ка, жесто­ко­сер­дие, ежить­ся, захре­бет­ник, зме­и­стый, зме­е­вик, издер­жать, лег­ко­вес­ный, маль­чи­ше­ство, мая­чить, мин­даль­ни­чать, миро­ед, мед­но­ло­бый, моло­ко­сос, нахлеб­ник, небо­скреб, ново­ис­пе­чен­ный, обез­ду­шить, окры­сить­ся, охла­деть, пере­ше­ек, пред­вку­шать, при­зе­ми­стый, при­стру­нить, про­ны­ра, пыл­кий, сата­неть, скот­ство, серд­це­вед, серд­це­ед, слад­ко­глас­ный, сла­сто­лю­бие, услаж­дать, цепе­неть, цыга­нить, шко­лить, юлить.

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка осо­бое место зани­ма­ют автор­ские (инди­ви­ду­аль­ные) мета­фо­ры, кото­рые отли­ча­ют­ся яркой образ­но­стью, необыч­но­стью, а так­же еди­нич­но­стью сво­е­го упо­треб­ле­ния. Такие мета­фо­ры созда­ют­ся писа­те­лем в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии и не полу­ча­ют обще­язы­ко­во­го распространения.

Приведем при­ме­ры автор­ских мета­фор из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры и поэзии.

Видео:Аккомодация (глаза) #sorts -текстСкачать

Аккомодация (глаза) #sorts -текст

Примеры метафор из художественной литературы

Допускаю так­же появ­ле­ние… бор­зо­пис­цев, кото­рые не могут дока­зать, где они вче­ра ноче­ва­ли, и у кото­рых нет дру­гих слов на язы­ке, кро­ме слов, не пом­ня­щих род­ства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *

Волны несут­ся гре­мя и свер­кая. (Ф.И. Тютчев)
* * *

Умильная пре­лесть (Ф.И. Тютчев)
* * *

Замшевая поход­ка. (В.В. Набоков)
* * *

Царапающий взгляд. (М. Горький)
* * *

Я хочу кин­жаль­ных слов. (К. Бальмонт)
* * *

Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоз­дей. (Н.С. Тихонов)
* * *

Пустых небес про­зрач­ное стек­ло. (A. Ахматова)
* * *

Молодость моя! Моя голуб­ка смуг­лая! (М. Цветаева)
* * *

Мама и уби­тый нем­ца­ми вечер. (В. Маяковский)
* * *

Соловьи сло­во­сло­вьем гро­хо­чу­щим огла­ша­ют лес­ные пре­де­лы. (Б. Л. Пастернак)

Метафоры из русского фольклора

  • доб­рый молодец
  • гроз­ный царь
  • уда­лой боец
  • дума креп­кая
  • дума чер­ная
  • серд­це жаркое
  • пле­чи богатырские

Метафоры в произведениях С.А. Есенина

В саду горит костер ряби­ны красной.
* * *

Руки милой — пара лебедей
В золо­то волос моих ныряют.
* * *

Ты — мое василь­ко­вое сло­во,
Я наве­ки люб­лю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соло­мен­ную тере­бя?
* * *

Черемуха души­стая
С вес­ною расцвела
И вет­ки золо­ти­стые,
Что куд­ри, завила.
А рядом, у проталинки,
В тра­ве, меж­ду корней,
Бежит, стру­ит­ся маленький
Серебряный ручей.
* * *

Туча кру­же­во в роще связала,
Закурился паху­чий туман.
Еду гряз­ной доро­гой с вокзала
Вдалеке от роди­мых полян.
* * *

Лес застыл без печа­ли и шума,
Виснет темь, как пла­ток, за сосной.
Сердце гло­жет пла­ку­чая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.
* * *

Полыхают зори, курят­ся туманы,
Над рез­ным окош­ком зана­вес багряный.
* * *

Не боль­на мне ничья измена,
И не раду­ет лег­кость побед,
Тех волос золо­тое сено
Превращается в серый цвет.
* * *

Зеленая при­чес­ка,
Девическая грудь,
О тон­кая березка,
Что загля­де­лась в пруд?
Что шеп­чет тебе ветер?
О чем зве­нит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лун­ный гребешок?
И мне в ответ березка:
«О любо­пыт­ный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь сле­зы лил пастух.
Луна сте­ли­ла тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обни­мал меня.
* * *

Сердце гло­жет пла­ку­чая дума…
* * *

Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солн­ца ярого.
Высоко над луговинами
По восто­ку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела вес­на, как странница,
С посош­ком в лап­тях берестяных.
На берез­ки в роще теневой
Серьги звон­кие повесила
И с рас­све­том в сад сиреневый
Мотыльком порх­ну­ла весело.
* * *

Прибрела вес­на, как странница,
С посош­ком в лап­тях берестяных.
На берез­ки в роще теневой
Серьги звон­кие повесила
И с рас­све­том в сад сиреневый
Мотыльком порх­ну­ла весело.
* * *

Теперь бы брыз­нуть в небо
Вишневым соком стих
За отче­скую щедрость
Наставников твоих.
* * *

Метафоры в произведениях А.С. Пушкина

Под гне­том вла­сти роковой
Нетерпеливою душой Отчизны внем­лем призыванье.

Пока сво­бо­дою горим,
Пока серд­ца для чести живы.
* * *

Природа жаж­ду­щих степей
Его в день гне­ва породила…
* * *

Сквозь вол­ни­стые туманы
Пробирается луна.
* * *

Утих и шум, и крик торговый;
Лишь толь­ко лает страж дво­ро­вый
Да цепью звон­кою гремит.
Она поет — и зву­ки тают,
Как поце­луи на устах,
Глядит — и небе­са играют
В ее боже­ствен­ных гла­зах;
Дул север. Плакала тра­ва
И вет­ви о недав­нем зное,
И роз, проснув­ших­ся едва,
Сжималось серд­це молодое.
* * *

У ночи мно­го звезд прелестных,
Красавиц мно­го на Москве.
Но ярче всех подруг небес­ных
Луна в воз­душ­ной синеве.

Метафоры в произведениях А.А. Фета

Какая холод­ная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дрем­лю­щих сосен
Как буд­то пожар восстает.
Сияние север­ной ночи
Я пом­ню все­гда близ тебя,
И све­тят фос­фор­ные очи,
Да толь­ко не гре­ют меня.
* * *

На сто­ге сена ночью южной
Лицом ко твер­ди я лежал,
И хор све­тил, живой и друж­ный,
Кругом рас­ки­нув­шись, дро­жал.
***

Я ль нес­ся к без­дне полу­ноч­ной,
Иль сон­мы звезд ко мне неслись?
Казалось, буд­то в дла­ни мощной
Над этой без­дной я повис.
***

«На сто­ге сена ночью южной»

И с зами­ра­ньем и смятеньем
Я взо­ром мерил глу­би­ну,
В кото­рой с каж­дым я мгновеньем
Все невоз­врат­нее тону.

Метафоры в произведениях А.А. Блока

И вновь, сверк­нув из чаши вин­ной,
Ты посе­ли­ла в серд­це страх
Своей улыб­кою невинной
В тяже­лоз­мей­ных воло­сах.
Я опро­ки­нут в тем­ных струях
И вновь вды­хаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снеж­ных вюгах вкруг тебя.
И ты сме­ешь­ся див­ным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над тво­им собо­льим мехом
Гуляет ветер голу­бой.
И как, гля­дясь в живые струи,
Не уви­дать себя в венце?
Твои не вспом­нить поцелуи
На запро­ки­ну­том лице?
***

В лег­ком серд­це — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над без­дон­ным про­ва­лом в веч­ность,
Задыхаясь летит рысак.
***

И очи синие, бездонные
Цветут на даль­нем берегу.
***

Видео:Эпитет - что это такое понятным языком, какие существуют эпитеты - объясняю и привожу примерыСкачать

Эпитет - что это такое понятным языком, какие существуют эпитеты - объясняю и привожу примеры

Языковые средства выразительности. Задание 26

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЭПИТЕТ — эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже — наречием.
Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска;
Гордо реет буревестник (М. Горький)
Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).

ГИПЕРБОЛА — преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Сто лет не виделись.
Волны вставали горами.
Я говорил это тысячу раз.
Это длилось целую вечность.

Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

МЕТАФОРА — скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.
Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (Пушкин)
В крови горит огонь желанья. (Пушкин)
Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)

«мечты кипят» (А. С. Пушкин).

МЕТОНИМИЯ — замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;

Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…
Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.

СИНЕКДОХА — вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.
«. и слышно было до рассвета, как ликовал француз. » (Лермонтов).
Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)

Слезу пролить над ранней урной. (Пушкин)
Быть может, в Лете не потонет/ Строфа, слагаемая мной.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.
О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев)
. Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури. /и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)

СРАВНЕНИЕ — уподобление одной ситуации другой, одного явления другому. Сравнение может быть выражено: 1) Сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто, как будто; 2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде; 3) существительным в творительным падеже; 4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия;
Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;

Лентой бархатной чернеет / Груда вспаханной земли.
Разливы рек ее, подобные морям. (Лермонтов)
Луна «как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз». (Гончаров)

ИРОНИЯ — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде (под видом похвалы скрывается насмешка, за большим и значительным угадывается умаление).
Едва ли кто польстится на такую красавицу.
Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (слова лисицы ослу)

СИМВОЛ — многозначное иносказание, изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Черный вран, свистя крылом,/ Вьется над санями; /Ворон каркает: печаль! (Черный ворон — фольклорная аллегория несчастья)(Жуковский)
В творчестве Л.Н. Толстого присутствует множество символов, например, знамя — символ подвига, небо — символ вечности, дуб — символ медленно возрождающейся жизни, комета — символ грозящих бедствий и жизненных изменений. Символические сны графа Пьера Безухова в Можайске (после Бородинского сражения), в Шамшеве (в плену) и Николеньки Болконского (эпилог) («Война и мир»).

АЛЛЕГОРИЯ — однозначное (в отличие от символа), легко узнаваемое иносказание, закрепленное традицией, условно изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Чаще всего аллегория встречается в баснях, притчах, сказках. Так, лиса в басне воплощает хитрость, волк — жестокость,
жадность или глупость, заяц — трусость и т. д.
И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него: / Но иглы тайные сурово / Язвили славное чело. (лавровый венок — аллегория славы, терновый венок — аллегория страдания, мук) (Лермонтов)

Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ — вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!

Обманчивей и снов надежды. /Что слава? шепот ли чтеца? /Гоненье ль низкого невежды? /Иль восхищение глупца? (Пушкин)
Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу. (Гоголь)
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ — слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын)
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо / удостовериться в чем-либо. В конце любого вопросительного предложения есть знак «?»
Как дела?
О чем ты говоришь?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — эмоционально-окрашенные предложения, произносимые с восклицательной интонацией.
Какой чудесный день!
Как хорошо в поле!

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — это синтаксические конструкции, допускающие пропуск одного или нескольких компонентов, известных или подразумеваемых из ближайшего контекста или ситуации; отсутствующими могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Мы читали разные книги. Я — «Евгения Онегина», сестра — «Капитанскую дочку».
Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов)
Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев).

ОБРАЩЕНИЯ — слова или сочетания слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Обращения выделяются запятыми, также после обращения, произнесенного с восклицательной интонацией ставится «!» знак.
Антон, что ты делаешь?
Вера, скажи мне правду.
О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин)

Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ — сопоставление предметов и явлений по принципу сходства, которое выражается при помощи союзов подчинительных союзов как, точно, словно, будто, как будто, что, чем, нежели.
Сестрица ваша играет вами, как мячиком (Фонвизин)
Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны. (Жуковский)
Как стих без мысли в песне модной. Дорога зимняя гладка. (Пушкин)
Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого. (Лермонтов)

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

АНАФОРА — единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.
Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса.
Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.
Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.

Когда волнуется желтеющая нива. Когда росой обрызганный душистой. Когда студеный ключ играет по оврагу. Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся моршины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога (Лермонтов)

ЭПИФОРА — повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек
.
Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат. (Шолохов)
Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (Булгаков)

АНТИТЕЗА — противопоставление.
Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную.
Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла.
То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно.

Ты богат, я очень беден;/ Ты прозаик, я поэт;/ Ты румян как маков цвет,/ Я как смерть и тощ и бледен.
Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)

ОКСЮМОРОН — сочетание несовместимого.
Смотри, ей весело грустить.
Убогая роскошь.
Горячий снег.
Жар холодных числ. (А. Блок)
Оптимистическая трагедия (Вс. Вишневский)

Иль дней былых немая речь. Ты втайне поняла души смешную муку. (Фет)
Эти умники все такие глупые. (Чехов)

ГРАДАЦИЯ — последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах.
Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть.

Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)

ИНВЕРСИЯ — нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
Швейцара мимо он стрелой (Пушкин)

Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский)
Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)
Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии. (Бунин)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР — повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.
Это еще не сказка. Сказка только начинается.
Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)

Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Островский)
Вся фигура Платона. была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. зубы его. выказывались двумя полукругами. (Л. Толстой)
Нам нужно злата, злата, злата’. Копите злато до конца! (Пушкин)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…

. Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. (Некрасов)
Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).
Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.

Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.
. Но идет. Шатается. Одна (Ахматова)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА — текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них.
«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»

НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»

ЦИТИРОВАНИЕ — слова, строки, отрывки из других произведений, включенные в текст.
Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».
«Ты нас одних в младой душе носил / И повторял: “На долгую разлуку /Нас тайный рок, быть может, осудил!”» (Пушкин)

ДИАЛОГ — разговор двух или более героев повествования.
Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:
— Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь.
— Мария Петровна, что вы говорите? — в замешательстве забормотал он. — Если бы не вы. (Бондарев)

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

АНТОНИМЫ — слова, противоположные по значению.
День – ночь; умный – глупый; интересный — скучный; сильный — слабый
Бичуя маленьких воришек /Для удовольствия больших, /Дивил я дерзостью мальчишек /И похвалой гордился их. (Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ — слова, противоположные по значению только в пределах контекста.
«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»

СИНОНИМЫ — слова, различные по написанию, но близкие по значению.
«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый», страшиться — пугаться

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ — слова, близкие по значению только в пределах контекста.
«Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга.»
Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими. (Гоголь)

ДИАЛЕКТИЗМЫ — слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.
Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой — плохой

ЖАРГОНИЗМЫ — речь социальной группы, отличная от общего языка.
Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага — общежитие

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ — слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде.
Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).

ТЕРМИНЫ — слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.
Суффикс, метафора, гипотенуза.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.
Гипотеза, воздвигнуть, низвергнуть, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать, гуманизм,

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.
Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда, читалка.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА — слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служащие для резких оценок.
Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.

ЭМОЦИОНАЛЬНО — ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые носят оценочный характер.
Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка.

АРХАИЗМЫ — устаревшее слово или оборот речи.
Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).

ИСТОРИЗМЫ — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали. Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА — слова, пришедшие в русский язык из других языков.
Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ — лексически неделимые, устойчивые словосочетания.
Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава.

Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

АЛЛИТЕРАЦИЯ — стилистический прием, при котором повторяются согласные.
Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума.
Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь… (Пушкин)

В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (Фет)

АССОНАНС — повтор одинаковых или похожих гласных звуков.
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).
В соседнем доме окна жолты… (Блок)

Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой. (Пушкин)
Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — воспроизведение природного звучания какими — либо напоминающими его звуками.
мяу-мяу, ха-ха, тик-так, ква-ква
«Трах — так — так! — И только эхо откликается в домах. » (Блок)

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

🔥 Видео

Что такое метафоры? Работа с подсознанием с помощью метафоры / истории / сказкотерапииСкачать

Что такое метафоры? Работа с подсознанием с помощью метафоры / истории / сказкотерапии

КОНФУЦИЙ – Гениальные Цитаты Которые Поражают Своей Мудростью. Афоризмы и мудрые словаСкачать

КОНФУЦИЙ – Гениальные Цитаты Которые Поражают Своей Мудростью. Афоризмы и мудрые слова

Магия метафор. Часть 1Скачать

Магия метафор. Часть 1

Метафора, как инструмент сценаристаСкачать

Метафора,  как инструмент сценариста
Поделиться или сохранить к себе: