- Словосочетания глагольные, именные, наречные
- Глагольные (главное слово — глагол и глагольные формы)
- Именные словосочетания
- Субстантивные (главное слово — имя существительное)
- Адъективные словосочетания, в которых главное слово — имя прилагательное
- Словосочетания с именем числительным в роли главного слова
- Словосочетания с местоимением в качестве главного слова
- Наречные словосочетания
- Глагольные словосочетания — правило, примеры и разбор
- Отличительные признаки
- Выявление в предложении
- Проведение анализа
- Типология и примеры
- Значение конструкций
- Особенности преподавания
- Глагольные словосочетания
- Понятие о словосочетании
- Что такое глагольное словосочетание?
- Примеры глагольных словосочетаний
- Главное слово — глагол
- Главное слово — причастие
- Главное слово — деепричастие
- 📽️ Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Словосочетания глагольные, именные, наречные
Укажем типы словосочетаний (именные, глагольные, наречные) в зависимости от того, какой частью речи является в его составе главное слово.
Как и самостоятельное слово, словосочетание служит средством номинации, то есть называет только более конкретно:
- предмет (платье в полоску, дружеское рукопожатие, час пик);
- признак (очень красивый, весьма привлекательный, абсолютно независимый);
- действие (стремительно подойти, стрелять вхолостую);
- состояние (быстро расцветать, легко почувствовать).
В словосочетании в качестве стержневого слова могут выступать имена существительные, прилагательные, местоимения, числительные, а также глаголы и наречия. В зависимости от этого различают глагольные, именные и наречные словосочетания.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Глагольные (главное слово — глагол и глагольные формы)
1. глагол + существительное (примеры)
- построить дом;
- построивший дом;
- построив дом;
- не думая о последствиях;
- соединившись с дорогой;
- проводив товарищей;
- сказав слово;
- войти в галерею;
- договориться о постройке;
2. с зависимым инфинитивом или деепричастием:
3. с зависимым наречием:
Видео:Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать
Именные словосочетания
Субстантивные (главное слово — имя существительное)
1. существительное + существительное (без предлога и с предлогом) (примеры):
2. существительное + прилагательное:
3. существительное + местоимение-прилагательное:
4. существительное с зависимым порядковым числительным:
5. существительное с причастием:
6. существительное с наречием:
7. существительное + глагол (инфинитив) (примеры):
Адъективные словосочетания, в которых главное слово — имя прилагательное
1. с зависимым именем существительным:
2. с зависимым местоимением:
3. с наречием в качестве зависимого слова:
4. с инфинитивом:
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова
- двое из ларца;
- трое в лодке;
- семеро в штатском;
- первый из соревнующихся;
- второй на пьедестале почёта;
Словосочетания с местоимением в качестве главного слова
- каждый из нас;
- мы с друзьями;
- они с соседями;
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Наречные словосочетания
1. с зависимым наречием:
2. с зависимым существительным:
Перечисленные типы словосочетаний можно распределить также в три группы словосочетаний с подчинительной связью согласования, управления и примыкания.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Глагольные словосочетания — правило, примеры и разбор
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Отличительные признаки
Словосочетания с главным словом-глаголом носят название глагольных. Однако это не единственный тип сочетаний в русском языке. Также эти синтаксические единицы могут быть именными и наречными. Отличить их друг от друга несложно, достаточно выявить главный компонент, от него задать вопрос зависимому и посмотреть на его часть речи. Например, «светлый плащ» — именное сочетание, поскольку главный компонент «плащ» — имя существительное, от него задается вопрос зависимому прилагательному: плащ (какой?) светлый.
А «бежать быстро» — пример глагольного сочетания, ведь слово «бежать» в нем является главным, от него задают вопрос «как», на который и отвечает зависимое наречие.
Также можно выделить следующие признаки данных конструкций:
- Главное слово — глагол или его особые формы (причастие, деепричастие). Глагол может иметь любое спряжение, время и число, может быть представлен инфинитивом.
- Форма синтаксической связи — управление или примыкание.
- Зависимый компонент чаще всего выражен наречием. Однако может быть выражен и другими частями речи.
Если способ связи — согласование, то сочетание не может являться глагольным.
Видео:Типы сказуемых. Простое глагольное, составное именное, составное глагольноеСкачать
Выявление в предложении
Очень важно научиться находить такие конструкции в предложении или тексте. Есть определенные правила, которые помогут это сделать. Первый шаг — найти грамматическую основу, подлежащее и сказуемое, которые относятся к главным членам и не являются словосочетаниями. Например: «белый пушистый зайчик ловко уходил от ловушек, расставленных в спешке охотником». Грамматическая основа в этом случае «зайчик уходил».
Следующий шаг — нужно, чтобы вы выписали все словосочетания, которые встречаются в предложении.
Важно отделять словосочетания от сочетаний слов, которые не имеют между собой логической связи. Например, «зайчик ловко» — это две лексемы, между которыми нет семантической связи, поэтому словосочетанием такая конструкция не является.
Далее необходимо выявить из списка непосредственно глагольные конструкции и переписать их отдельно. К их числу относятся три последних примера. Еще одно выявленное сочетание «белый пушистый зайчик» именное, поскольку главный компонент — имя существительное.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Проведение анализа
Разбор глагольных словосочетаний предполагает использование определенной схемы, конкретного порядка действий, первым шагом в котором является обнаружение главного и зависимого компонентов. От главного к зависимому задается вопрос. Например, «уходил (как?) ловко», «расставленных (кем?) охотником», «расставленных (как?) в спешке».
Следующий шаг — определение частей речи, которыми выражены компоненты: уходил (глагол) ловко (наречие); расставленных (причастие) охотником (существительное), в спешке (наречие).
Определить тип сочетаний становится несложно — все они относятся к глагольным. Наконец, необходимо определить способ связи элементов конструкции, это управление, выраженное по смыслу, интонационно и грамматически.
Смысловые отношения между главным и зависимым компонентами обстоятельственные и объектные.
Видео:Простое глагольное сказуемоеСкачать
Типология и примеры
Форма глагола в такого рода синтаксических единицах может быть любой. Например: «смотреть косо», «лежал удобно», «бежала быстро», «будет выступать под аплодисменты», «смогу победить уверенно», «ешь немедленно!». Все эти конструкции называются глагольными словосочетаниями, от которых следует отличать составные глагольные сказуемые.
В них имеются две глагольные формы: «умеет работать» — оба глагола, представляют собой сложную форму главного члена предложения, к словосочетаниям не относятся. А «умеет работать хорошо» — это пример сочетания составного глагольного сказуемого с наречием, то есть сочетание, в котором главный компонент выражен двумя лексемами, а зависимый — одной.
Примеры сочетаний, в которых главным словом является причастие: «уснувший быстро», «подъехавшие к городу», «встречающие гостей», «общающийся с начальником», «уставший от работы», «понимавший его». Схема таких конструкция проста: причастие плюс существительное, местоимение или наречие. Составить их можно так: подобрать причастие, задать от него вопрос и придумать подходящее по смыслу зависимое слово, которое будет нести в себе дополнительную информацию о действии.
Например, необходимо описать бег. Причастие «бежавший», от него задается вопрос (как? где? когда? и другие) и подбираются зависимые слова: бежавший (как?) быстро, медленно, галопом, рысью; бежавший (где?) в лесу, по полю, в тренажерном зале, на стадионе; бежавший (когда?) утром, в дождь, весной, в 1991 году; бежавший (куда) в лес, к другу; бежавший (откуда?) из парка, от бабушки.
Следующая форма глагольных словосочетаний — в которых главный элемент выражен деепричастием: «читая книгу», «прося защиты», «опасаясь змей».
А примеры словосочетаний глагол и деепричастие (смотреть, играя; плакать, проигравши) — это глагольные сочетания, в которых основной элемент выражен глаголом. От него можно задать вопрос деепричастию, которое в данном случае будет выступать зависимым словом.
Видео:Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать
Значение конструкций
Глагольные словосочетания очень важны для носителя языка, поскольку помогают передать более подробную информацию, чем это можно было бы сделать одним словом. Например, «править» — это глагол, который не дает представления о том, как именно происходит действие. А если включить его в словосочетание, то читатель или слушатель получит более подробные данные:
- Править королевством (узнает место действия).
- Править строго (особенность действия, характеристику).
- Править временно (время действия).
Таким образом, данные глагольные словосочетания дают возможность информативнее передать сведения. Они являются важнейшей частью предложения или текста, делают его полезным, интересным, распространенным. Автору с их помощью гораздо проще излагать свои мысли, а читателю — понимать, о чем идет речь.
Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Особенности преподавания
В школе, особенно в начальных классах, детям сложно разобраться, что такое глагольное словосочетание, поэтому изучать их начинают в среднем звене, после знакомства с причастием и деепричастием. Но это не значит, что младшие школьники совсем не используют такие обороты. В речи, как устной, так и письменной, они встречаются, даже при синтаксическом разборе предложений можно задать от главного слова-глагола вопрос и выявить зависимое.
«Кошка медленно идет»: идет (как?) медленно. Дети интуитивно понимают, что наречие помогает более детально охарактеризовать способ действия, но пока не могут сказать, какая именно единица синтаксиса перед ними.
В средней школе ученики уже знакомятся со словосочетаниями, учатся вычленять их в тексте, анализировать. И чтобы они быстрее разобрались в теме, следует научить их таким хитростям:
- Способ связи согласование — сигнал того, что словосочетание не может быть глагольным.
- От глагола вопросы задаются чаще всего наречиям, существительным и местоимениям. Например, «нарушить умышленно»: нарушить (как?) умышленно, или «соответствовать идеалу»: соответствовать (чему?) идеалу. Вопрос следует задавать каждый раз, когда нужно вычленить и проанализировать конструкцию.
- В одном предложении может быть несколько таких конструкций, важно найти их все.
- Сначала выявить грамматическую основу, посмотреть, возможно, имеется составное глагольное или именное сказуемое, которые не относятся к рассматриваемым единицам синтаксиса.
- Содействие окажет и анализ смысловых отношений. Это могут быть объектные отношения — действие и его предмет, например, «приказать подчиненному», «копать траншею», «читая книгу», «тереть на терке» «бывать на море». А также обстоятельственные — указание на признак действия: «читать медленно», «бежать галопом», «сидеть прямо». Слова в данном случае могут сочетаться между собой по смыслу и грамматически.
Глагольные словосочетания — важнейшие синтаксические единицы, которые делают нашу речь богаче и образнее, помогают передать более детальную информацию о действии, поэтому их необходимо использовать и уметь анализировать.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания составляют глагол или его формы, связанные подчинительной связью с зависимым словом.
Приведем примеры глагольных словосочетаний.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Понятие о словосочетании
В словосочетание объединяются два слова, одно из которых является главным, а второе — зависимым. Главное слово управляет зависимым, требует от него определенной грамматической формы или соединяется с ним по смыслу:
- писать (что?) письмо (сущ. в форме винительного падежа);
- восхищаться (чем?) музыкой (сущ. в форме творительного падежа);
- готовый (к чему?) к выступлению (сущ. в форме дательного падежа).
Такая неравноправная синтаксическая связь между словами называется подчинительной.
Видео:Русский язык. Глагол как часть речи. Роль глаголов в речи. 4 класс. Урок 76Скачать
Что такое глагольное словосочетание?
В зависимости от того, словом какой части речи является главная лексема, различают три типа словосочетаний:
Стержневым словом в глагольном словосочетании является глагол в различных формах, деепричастие или причастие.
Глагол может предопределять выбор формы зависимого слова, требовать определенного косвенного падежа существительного, местоимения, то есть управляет ими:
- радоваться (чему?) жизни;
- идти (чем?) лугом;
- расстелить (перед кем?) перед ним.
Такая подчинительная связь между глаголом и зависимым словом называется управлением.
Глагол и его формы могут соединяться с зависимым неизменяемым словом только по смыслу, то есть примыкать:
Рассмотрим подробно, с какими словами сочетаются глагол и его формы и составляют с ними глагольные словосочетания.
Видео:Спряжение глаголов. Как определить спряжение глаголов?Скачать
Примеры глагольных словосочетаний
Главное слово — глагол
1. Глагол + существительное (с предлогом и без него)
- утвердить постановление;
- обсудить привилегии;
- написать записку;
- стыдить притворщика;
- блестеть на солнце;
- приплыть к берегу;
- смотреться в зеркало;
- прилечь на диване;
- зайти в дом;
- остаться без поддержки.
2. Глагол + глагол (инфинитив)
3. Глагол + местоимение
4. Глагол + наречие
5. Глагол + деепричастие
Главное слово — причастие
1. Причастие + существительное
- лелеемый бабушкой;
- любимый детьми;
- блеснувший в траве;
- заржавевший от сырости;
- подвешенный над костром;
- замотанный шарфом;
- просеянный сквозь сито;
- вышитый нитками;
- растертый в порошок.
2. Причастие + наречие
Главное слово — деепричастие
1. Деепричастие + существительное
- блестя на солнце;
- выйдя за дверь;
- падая хлопьями;
- расстилаясь ковром;
- побледнев от страха;
- повернув за угол;
- разговаривая по телефону;
- увлекшись идеей;
- прогуливаясь по берегу.
📽️ Видео
Типы сказуемыхСкачать
Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
36. СловосочетаниеСкачать
Составное глагольное сказуемоеСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать