Словосочетание с эпитетами лермонтова

Видео:Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафораСкачать

Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафора

Эпитеты в стихотворении М.Ю. Лермонтова

Читая стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», мы видим будто бы наяву и поле с желтеющими колосками, и поспевающую в саду сливу, и ландыш, блестящий от росы, и ключ, который бежит вдаль… Удивительные картины природы предстают перед нашим взором! Понимаем, что это стихотворение не посвящено определённому времени года: нивы желтеют к осени, а ландыши цветут весной. Однако каким же очарованием веет от каждой строчки! Красота природы, изображённая М.Ю. Лермонтовым, буквально завораживает! Чувство покоя лирического героя стихотворения передаётся и нам.

Каким же образом М.Ю. Лермонтову удалось запечатлеть чудесные картины природы?

В первую очередь, обращает на себя внимание обилие эпитетов в стихотворении. Эти эпитеты передают цвет (желтеющая нива , малиновая слива, румяный вечер, час златой, ландыш серебристый), запах (душистая роса), температуру (свежий лес, студёный ключ), субъективные ощущения (смутный сон, таинственная сага). Всеми чувствами мы воспринимаем природу, изображённую поэтом. Эпитеты, употребляемые поэтом, изобразительные. Они вместе с олицетворениями ( волнуется нива; лес шумит; прячется слива; ландыш кивает головой; румяным вечером; ключ играет, лепечет, мчится, ) и помогают создать удивительные по своей красоте картины природы. Краски природы тёплые, радостные. Даже серебристый ландыш не вносит дисгармонии в это буйство тёплых красок, от которых и на душе становится теплее. А вы когда-нибудь задумывались, чем пахнет роса? М.Ю. Лермонтов пишет о «душистой росе» — наполненной запахами трав, цветов, земли-матушки самой. И какое же блаженство испытываешь, когда читаешь про свежий лес и студёный ключ! Именно они спасают путника в жаркий полдень. Именно под сенью дерев можно услышать «таинственную сагу», которую лепечет лесной ручей. С помощью изобразительных эпитетов картины становятся зримее и выразительнее.

Мотив одиночества стал центральным в творчестве М.Ю. Лермонтова. Одинок его мятежный парус, ищущий бури. Одинок листок, который «оторвался от ветки родимой». Одинок утес, на груди которого «ночевала тучка золотая». Удивительны, трогательны образы, ставшие олицетворением этого томительного чувства – одиночества. Тоска по родственной душе, понимающей и принимающей тебя, звучит во многих стихах М.Ю. Лермонтова. Но есть одиночество иного рода. Одиночество среди людей…

Лирический герой стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…» одинок среди людей. Не случайно перед стихотворением дата – 1 января. Великосветский бал-маскарад. Казалось бы, что может быть веселее? И толпа на этом балу «пёстрая»! Лишь одним метким эпитетом поэт сумел изобразить великосветскую толпу. Только ли изобразить?

Вместе с лирическим героем стихотворения мы оказываемся в эпицентре маскарада. Участники бала в масках, но не в тех, которые надевают, облачаясь в карнавальные костюмы. «Приличьем стянутые маски» — это лица людей. Неестественность, неискренность, фальшь! При помощи эпитетов поэт оценивает светскую толпу, и оценка эта вполне определенна: «дикий шепот затверженных речей», «образы бездушные людей», «небрежная смелость красавиц городских», их «давно бестрепетные руки» не могу произвести хорошего впечатления. Свистящие и шипящие звуки первой строфы [ш], [ж], [з], [с] создают звуковой образ бала. Эти звуки неблагоприятны для слуха. Они раздражают человека, заставляют его почувствовать ужасную дисгармонию мира, который его окружает. «Блеск и суета» — вот характеристика великосветского общества.

Уже в конце второй строфы стихотворения появляется слово, которое имеет совершенно другую интонацию: «ласкаю». С этого благозвучного, нежного слова строки стихотворения польются, они начнут ласкать слух. Да и речь во второй части пойдет совершенно о другом мире, к которому лирический герой летит «вольной, вольной птицей». Повторы мягкого [л’] помогают и нам ощутить состояние полета, полета к мечте, детству – святым и трепетным понятиям. Мы вместе с лермонтовским героем видим и «высокий барский дом», и «сад с разрушенной теплицей», и село, что «за прудом… дымится». Эпитеты становятся изобразительными, а при помощи олицетворения под пером поэта «оживает» природа: «Зеленой сетью трав подернут спящий пруд», «сквозь кусты//Глядит вечерний луч». Шаги лирического героя становятся робкими. Нельзя же спугнуть, разрушить это очарование красотой. А еще нельзя спугнуть «мечты моей созданье».

Видео:ЭпитетСкачать

Эпитет

Эпитет в поэзии

Первый конкурс нашей учебной конкурсной серии «Тропы» будет посвящен Эпитету. Что это такое — мы уже познакомились в вводной статье http://www.stihi.ru/2016/09/22/4658 . В этой мы еще раз вспомним особенности эпитета и рассмотрим, как используют это выразительное средство поэты.

1. Что такое эпитет?

В общем смысле ЭПИТЕТОМ называют слово, образно определяющее предмет, явление или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. В составе предложения эпитетами часто бывают определения, при этом не всякое определение — эпитет, а эпитет- в предложении не всегда только определение: он может быть и подлежащим, и дополнением, и обращением.

Эпитет – это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления.

2. Какими частями речи выражается эпитет?

Эпитет может быть выражен прилагательным («хрустальный воздух»), наречием («горячо любить», » тихо ненавидеть»), причастием («блуждающий вечер «) , деепричастием («играя в прятки, сходит небо»), числительным («вторая жизнь», «пятое колесо»), существительным («веселья шум») и даже глаголом. У М. Исаковского: «И такой на небе месяц, хоть иголки подбирай» — практически всё предложение — эпитет. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи. Это слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя оценивать этот объект с необычной точки зрения. Выполняя эту функцию, эпитет выступает как изобразительный прием и придает тексту определенную экспрессивную тональность.

Например, фраза «крылатые качели» содержит в себе эпитет «крылатые», который помогает читателю представить качели не просто как железяку, двигающуюся вперед-назад, а как некое подобие птицы, парящей в воздухе. Для того чтобы простое прилагательное стало эпитетом, его нужно «наградить» глубоким смыслом, при этом иметь образное воображение. Эпитет — это не просто определение, обозначающее какой-то признак, качество предмета («деревянная палка), а его образная характеристика («ДЕРЕВЯННОЕ выражение лица»). Так «тихий голос» — это не эпитет, а «ЯРКИЙ голос» — эпитет, потому что ЯРКИЙ здесь используется в переносном смысле. Или: «теплые руки» — не эпитет, а «ЗОЛОТЫЕ руки» — эпитет.

К эпитетам не следует причислять прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов, но и не дающие их образной характеристики. Когда прилагательные выполняют лишь смысловую функцию, их в отличие от эпитетов называют логическими определениями: «Зажженных рано фонарей шары висячие скрежещут…» (А. Ахматова)

ЗАПОМНИМ: В эпитете слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ

3. Примеры эпитетов в поэзии

Несколько примеров эпитетов:

Румяная заря.
Ангельский свет.
Быстрые мысли.
Человек-кран.
Легкое чтиво.
Золотой человек.
Человек-компьютер.
Чудесный вечер.
Поющий костер.

Рассмотрим использование эпитетов известными литераторами (эпитеты выделены заглавными буквами):

«Кругом трава так ВЕСЕЛО цвела» (И. Тургенев).
«Что если я, ЗАВОРОЖЕННЫЙ, вернусь домой УНИЧИЖЕННЫЙ, ты можешь ли меня простить?» (Александр Блок).
«В БЛЮДЕЧКАХ — ОЧКАХ спасательных кругов» (В. Маяковский).
«ПРИЗРАЧНО царит» (И. Бродский).
«КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ, сходит небо» (Б. Пастернак)

Описание осени в стихотворении Ф. Тютчева:

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но ДИВНАЯ пора —
Весь день стоит как бы ХРУСТАЛЬНЫЙ,
И ЛУЧЕЗАРНЫ вечера.. .
Где БОДРЫЙ серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины ТОНКИЙ ВОЛОС
Блестит на ПРАЗДНОЙ борозде.. «.

В этом отрывке даже такие, казалось бы, обычные, предметные определения, как «короткая пора», «тонкий волос», тоже можно считать эпитетами, передающими эмоциональное восприятие Тютчевым ранней осени.

Описание вечера в стихотворении Афанасия Фета:

«В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ».

4. Зачем нам эпитеты?

Эпитетами мы пользуемся на каждом шагу. Например, характеризуя ребенка, говорим, что он УЛЫБЧИВЫЙ. Или СВЕТЛЫЙ (то есть добрый). Или ЖИВОЙ (то есть подвижный). Слово светлый употребляется в переносном смысле. Добро у нас ассоциируется со светом, поэтому добрый ребенок и превращается в светлого ребенка. Мы говорим, что небо СИНЕЕ или что воздух СВЕЖИЙ. А если съел что-то не то – всё лицо ЗЕЛЁНОЕ. Все данные прилагательные будут эпитетами. Возьмём более абстрактный пример. ПЛАМЕННАЯ речь. То есть речь, подобная пламени. Эта речь жжёт точно так же, как пламя. СЕДАЯ волна. То есть, белая волна. Цвет седины – белый. Отсюда и ассоциация.

Итак, что же такое эпитет? Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ.

Эпитеты особенно важны в поэтических описаниях, ведь в них не просто фиксируются объективные свойства предметов и явлений. Основная их цель — выразить ОТНОШЕНИЕ ПОЭТА К ТОМУ, О ЧЕМ ОН ПИШЕТ. Употребление эпитетов позволяет значительно разнообразить текст, особенно, при описании. И в стихотворении, где важно каждое слово, одним удачным эпитетом можно заменить целое предложение.

Эпитеты, в отличие от обычных определений, всегда отражают индивидуальность автора. Найти удачный, яркий эпитет для поэта или прозаика — значит точно определить свой неповторимый, уникальный взгляд на предмет, явление, человека.

Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы (Между которыми не всегда удается провести четкую границу!).

1. Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове; к усилительным эпитетам относятся и тавтологические. («…В снежных ветках ЧЕРНЫХ галок, ЧЕРНЫХ галок приюти»).

2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (бессонница-СИДЕЛКА).

3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов («Рядами стройными проходят ленинградцы, ЖИВЫЕ С МЕРТВЫМИ…»

Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие эпитет объединяет весьма разнообразные лексические средства образности.

5. Устоявшиеся эпитеты

Есть такое понятие, как УСТОЯВШИЙСЯ ЭПИТЕТ. Это такой эпитет, который плотно «прилип» к слову и ассоциируется исключительно с ним. Красная девица, чистое поле, широкая душа, добрый конь, светлая голова, зеленая земля… Все эти эпитеты – стёртые, устоявшиеся. Они даже не воспринимаются как эпитеты. В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ ЭТИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Ищите яркие, необычные эпитеты, которые будут поражать читателя, вызывать у него целый поток ассоциаций и чувств: «Малиновый звон» (Толстой ), «Простодушная клевета» (Пушкин), «Мраморный грот» (Гумилев)…

Постоянные эпитеты указывают на типичный, постоянный признак предмета. Они часто не учитывают ситуации, в которой этот признак проявляется: ведь море не всегда «синее», а конь не всегда «добрый». Однако для певца или сказителя смысловые противоречия не являются помехой. В народной поэзии, чуждой личному авторству, широко распространены постоянные эпитеты: «дружинушка хоробрая», «красна девица», «синееморе», «шелковое стремечко», «дорога прямоезжая», «конь добрый», «тучи черные», «поле чистое» и т.п.

В произведениях писателей, опирающихся на традиции устного народного творчества, обязательно используются постоянные эпитеты. Немало их в поэмах М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях Некрасова, Есенина. Особенно последовательным в использовании постоянных эпитетов является Лермонтов, их можно встретить едва ли не в каждой строке его поэмы:

«Над Москвой ВЕЛИКОЙ, ЗЛАТОГЛАВОЮ,
Над стеной кремлевской БЕЛОКАМЕННОЙ
Из-за ДАЛЬНИХ лесов, из-за СИНИХ гор,
По ТЕСОВЫМ кровелькам играючи,
Тучки СЕРЫЕ разгоняючи,
Заря АЛАЯ подымается. «

6. Ошибочное использование эпитетов

У Гомера можно найти ряд чрезвычайно сложных эпитетов, по форме являющихся прилагательными с двумя корнями: шлемоблещущий Гектор, совоокая Афина, быстроногий Ахилл, поножноногие ахейцы… При этом гомеровские эпитеты являются устойчивыми, прикреплёнными к конкретному герою. То есть Гектор всегда ШЛЕМОБЛЕЩУЩИЙ, даже если не носит шлема, а Ахилл всегда БЫСТРОНОГИЙ, даже если спит.

С современной точки зрения это — ошибка. ЭПИТЕТЫ, КОТОРЫЕ ВЫ УПОТРЕБЛЯЕТЕ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ К МЕСТУ И КО ВРЕМЕНИ. И, конечно, они должны быть РЕАЛИСТИЧНЫМИ. Всё-таки, наверно, «зелёных молний» и «быстрокрылых мух» не бывает.

7. Использование эпитетов в лирике Анны Ахматовой

В дополнении к сказанному рассмотрим примеры использования эпитетов (а точнее — НЕ ТОЛЬКО ЭПИТЕТОВ, А ЕЕ ХАРАКТЕРНЫХ ТРОПОВ) в лирике Анны Ахматовой.

(Конкурсанты — прошу не путать троп с эпитетом, эпитет — это один из видов многочисленных тропов. )

а) Красочные определения, выраженные прилагательными:

«Я обманут моей УНЫЛОЙ, ПЕРЕМЕНЧИВОЙ, ЗЛОЙ СУДЬБОЙ».
«МУТНЫЙ фонарь голубел и мне указывал путь».

б) Прилагательные-эпитеты , выполняющие роль подлежащего, дополнения, обращения:

«Пророчишь, ГОРЬКАЯ, и руки уронила…»

в) Эпитеты- действия.

Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (память ЯРОСТНАЯ, СДАВЛЕННЫЙ стон), если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства («ГОРЬКО волную», «звенела и пела ОТРАВНО»). В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающие образную характеристику предмета: «я- ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ, я- ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА».

г) Зооморфные эпитеты.

Наделение предметов, переживаний, природных явлений теми качествами, которые присущи непосредственно животным: «Это РЫСЬИ глаза твои, Азия, что-то высмотрели во мне, что-то выдразнил и подспудное…»

Ахматова почти никогда не объясняет, она показывает. Достигается это и выбором образов, очень продуманным и своеобразным, но главное — их подробной разработкой. Сравнивая любовь с миром животных, она пишет: «То ЗМЕЙКОЙ, свернувшись клубком, у самого сердца КОЛДУЕТ, то целые дни ГОЛУБКОМ на белом окошке ВОРКУЕТ». Или: «В белом поле я тихою девушкой стала, ПТИЧЬИМ ГОЛОСОМ кличу любовь». В творчестве А.Ахматовой «птица» обозначает многое: стихи, состояние души, Божьего посланника. Птица – это всегда олицетворение свободной жизни, в клетках мы видим жалкое подобие птиц, не лицезрея их парения в небе. Так же и в судьбе поэта: подлинный внутренний мир отражается в стихах, созданных свободным творцом.

«Там малиновое солнце над ЛОХМАТЫМ сизым дымом» (ср. лохматый медведь);
«И что память ЯРОСТНАЯ мучит…»(ср. яростный волк);
«Мы хотели муки ЖАЛЯЩЕЙ…»(ср.жалящая оса);
«Бензина запах и сирени, НАСТОРОЖИВШИЙСЯ покой…»(ср. насторожившийся зверь).

д) Цветовой эпитет

Каждое второе стихотворение А.Ахматовой имеет в своем составе хотя бы один цветовой эпитет. Всем известно, что цвета влияют на наше мышление и чувства. Они становятся символами, служат сигналами, предостерегающими нас, радуют, печалят, формируют наш менталитет и влияют на нашу речь. Цветовых определений очень много в ее стихах и чаще всего — для желтого и серого, до сих пор самых редких в поэзии: «Вижу выцветший флаг над таможней и над городом ЖЕЛТУЮ муть», » Растут стихи, не ведая стыда, как ЖЕЛТЫЙ одуванчик у забора». Помимо желтых и серых тонов обыденности, часто встречается у Ахматовой белый, голубой, серебристый, а также красный цвет.

Белый – это цвет невинности и чистоты. На Руси белый цвет –это цвет «Духа Свята». (Он спускается на землю в виде белого голубя). Белый цвет символизирует переход из одного состояния в другое: смерть и рождение вновь, для новой жизни. Но белый цвет имеет и свою печальную сторону значений — это и цвет смерти. Символ «белый» находит свое непосредственное отражение в стихах Ахматовой. Он есть олицетворение тихой семейной жизни в «белом доме». Когда же любовь изживает себя, героиня оставляет «белый дом и тихий сад». «Белый», как олицетворение вдохновения, творчества, находит отражение в следующих строках: «Я голубку ей дать хотела, ту, что всех в голубятне БЕЛЕЙ, но птица сама полетела за стройной гостьей моей». Белая голубка– символ вдохновения – улетает вслед за Музой, посвящая себя творчеству.«Белый» – это и цвет воспоминаний, памяти: «Как БЕЛЫЙ камень в глубине колодца, лежит во мне одно воспоминанье». День Спасения, рай тоже обозначаются белым цветом у Ахматовой: «В БЕЛЫЙ рай растворилась калитка, Магдалина сыночка взяла».

Встречаются в лирике Ахматовой различные оттенки красного цвета. Красные у Ахматовой и ослепшая стена, и тюльпан, и китайский зонтик, и плюш кресел, и черти. Из оттенков красного мы видим «розового друга какаду», «за алелый рот», «розовые губы», «малиновый платок» и др. Как видим, поэтесса использует данный цвет не только как символ страсти, но и как символ некой дьявольщины.

Голубой цвет -признак света, чистоты и незапятнанности, цвет неба и лазури, цвет моря и слезы. Голубыми у Ахматовой выступают прибой, туман, полумрак и т.д.

Одно из самых важных мест в ахматовской палитре цветов принадлежит серебристому цвету. Серебристые локоны, серебристая ива, серебристый гроб, серебрящийся тополь, серебристый смех, серебристый олень -все это эпитеты Ахматовой.

Проанализировав лирику Ахматовой, можно сделать следующий вывод: обозначения цвета у нее всегда выполняют смысловую, описательную и эмоциональную цели. Так, смысловая функция заключается в актуализации различных приращений смысла; описательная — в том, что цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримым, выпуклым; эмоциональная же особенно интересна: цвета-символы у Ахматовой являются своего рода «проекцией» душевного состояния ее лирического героя. Детали -символы были необходимы автору для того, чтобы усилить лирическую основу произведения, более четко подчеркнуть то или иное настроение и, несомненно, привнести в произведение символическую загадку.

е) Бытовые эпитеты

В стихах Ахматовой много эпитетов рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия мира. У Ахматовой встречаются стихи, которые «сделаны» буквально из обихода, из житейского немудреного быта — вплоть до позеленевшего рукомойника, на котором играет бледный вечерний луч. Невольно вспоминаются слова, сказанные Ахматовой в старости, о том, что стихи «растут из сора», что предметом поэтического воодушевления и изображения может стать даже пятно плесени на сырой стене.

«Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце –пополам.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне».

Нам не столь важно, что именно произошло в жизни героини, самое главное — ее боль, растерянность и желание успокоиться хотя бы при взгляде на солнечный луч, — все это нам ясно, понятно и едва ли не каждому знакомо. Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японскую хокку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Солнечный луч, «такой невинный и простой», с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром, этого удивительного стихотворения. Большинство бытовых эпитетов подчеркивает именно бедность и неяркость предмета: «протертый коврик, стоптанные каблуки, выцветший флаг» и т. д. Ахматовой, чтобы полюбить мир, нужно видеть его милым и простым.

А теперь самое время попробовать свои силы в написании стихов, использующих яркие, точные и авторские эпитеты. Этому и будет посвящен 1 тур учебной конкурсной серии «Тропы». Объявление о конкурсе появится в самые ближайшие дни.

Видео:Эпитет - что это такое понятным языком, какие существуют эпитеты - объясняю и привожу примерыСкачать

Эпитет - что это такое понятным языком, какие существуют эпитеты - объясняю и привожу примеры

«Тучи» анализ стихотворения Лермонтова по плану для 6 класса – композиция, эпитеты, сравнение, тема

Относящееся к позднему творческому наследию стихотворение “Тучи” написано в сложный для Лермонтова жизненный период и связано с травмирующими событиями. Краткий анализ “Тучи” по плану поможет рассказать ученикам 6 класса, что это были за события, и раскроет смысл произведения. Материал используется на уроке литературы и как основной, и как дополнительный.

Словосочетание с эпитетами лермонтова

Видео:Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – Лермонтов написал это стихотворение в 1840 году. На следующий день поэту предстояло отправляться на Кавказ из Петербурга, и в вечер написания он прощался с друзьями. Напечатано оно в том же году в сборнике с простым названием “Стихотворения”.

Тема стихотворения – несвобода и одиночество.

Композиция – одночастная, стихотворение состоит из трех строф, в которых лирический герой ведет разговор с тучами.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль с богатой рифмой.

Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.

Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Видео:Как БЫСТРО отличить метафору от эпитета? | RUSSMOСкачать

Как БЫСТРО отличить метафору от эпитета? | RUSSMO

История создания

В 1840 году Лермонтов был отправлен в кавказскую ссылку во второй раз. Произошло это в апреле, после того, как состоялась скандальная дуэль между Михаилом Юрьевичем и молодым французом де Барантом, сыном посла.

Очевидцы засвидетельствовали, что написано это произведение на квартире у Карамзиных в Петербурге, где собрались его друзья, чтобы попрощаться. Очевидно, что поэта вдохновили тучи, которые проплывали над Невой. К ним он и обращался в поэтический строках, с тоской предчувствуя расставание с друзьями и Родиной.

Напечатаны впервые “Тучи” были в том же году – они завершили сборник под названием “Стихотворения”.

Произведение посвящено достаточно традиционной для Лермонтова теме одиночества. В нем звучит мотив изгнания, который был частью драматического образа “лишнего человека” того времени.

Основной конфликт произведения имеет в своей основе мысль, что лирический герой чувствует себя изгнанником, причем это не является его добровольным решением. С учетом того, что написано оно в то время, когда Михаил Юрьевич стремился к преодоледнию старого конфликта между собой и окружающим миром, он представляется еще более драматичным.

Еще одна тема, поднятая автором, – любовь к Родине.

Видео:Эпитет. Литература 5 класс.Скачать

Эпитет. Литература 5 класс.

Композиция

Композиция состоящего из трех четверостиший-строф стихотворения построена на таком приеме, как сравнение.

В первой строфе показано сравнение лирического героя с тучами: он чувствует возникшее с ними внутреннее родство: он тоже движутся не по своей воле, их гонит своенравный ветер. И человек – тоже странствует, несчастный, обреченный одиноко брести по жизненной дороге.

Вторая строфа – это перечисление человеческих пороков, ненавистных поэту. Он использует риторические вопросы, чтобы показать, какие наихудшие черты часто демонстрируют люди, не задумываясь о последствиях своих поступков.

А третья строфа – это осознание того, что даже тучи не понимают страдающего и тоскующего лирического героя – в отличие от него, им чужды какие-либо чувства. Финал особенно горек: Михаил Юрьевич говорит о своем одиночестве и невозможности принимать решения за себя.

Это стихотворение относится к жанру философской лирики. Автор размышляет не только о том, что он одинок, но и высказывает идею о том, что человек и природа разобщены. Он показывает противоположности: поэта-изгнанника, который зависит от воли царя, – и тучи, являющиеся частью свободной природы. Прослеживаются в тексте и не столь явные философские противопоставления: тучи холодны – сердце лирического героя наполнено переживаниями, они бесчувственны – он страдает. Люде не способны сделать то же, что и тучи, то есть подняться над внешней суетой. Они не могут сосуществовать с миром окружающим, поэтому им не дано достичь гармонии и со своим внутренним миром.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем с перекрестной рифмовкой. Особо стоит отметить, что в нем использована богатая рифма.

Видео:М.Лермонтов - Утес (Стих и Я)Скачать

М.Лермонтов - Утес (Стих и Я)

Средства выразительности

Поэт наполнил этот стих разнообразными тропами. Так, он использовал:

  • Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.
  • Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

Анафора, также использованная Лермонтовым, подчеркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, якобы совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

🔥 Видео

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

ЭпитетСкачать

Эпитет

Средства выразительности (7 задание) за 30 минут | Русский язык ОГЭ 2023 | УмскулСкачать

Средства выразительности (7 задание) за 30 минут | Русский язык ОГЭ 2023 | Умскул

Разговор с Борисом Надеждиным: одновременная трансляция на канале @borbornad и @Ekaterina_SchulmannСкачать

Разговор с Борисом Надеждиным: одновременная трансляция на канале @borbornad и @Ekaterina_Schulmann

Что такое эпитет? #shorts #егэ #литератураСкачать

Что такое эпитет? #shorts #егэ #литература

Литература 9 класс (Урок№22 - Михаил Юрьевич Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.)Скачать

Литература 9 класс (Урок№22 - Михаил Юрьевич Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.)

Метафора. Олицетворение. ОвеществлениеСкачать

Метафора. Олицетворение. Овеществление

🥐как быстро выучить стих🥐Скачать

🥐как быстро выучить стих🥐

Средства художественной выразительности. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет.Скачать

Средства художественной выразительности. Сравнение, метафора, олицетворение,  эпитет.

«Печать Мастера» #5 // «ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА»Скачать

«Печать Мастера» #5 // «ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА»

«Утес» М. Лермонтов. Анализ стихотворенияСкачать

«Утес» М. Лермонтов. Анализ стихотворения

Что такое эпитет? [Лекции по литературе]Скачать

Что такое эпитет? [Лекции по литературе]

Эпитет | ЕГЭ по русскому языку | #shortsСкачать

Эпитет | ЕГЭ по русскому языку | #shorts
Поделиться или сохранить к себе: