Словосочетание различные точки зрения на природу словосочетания

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Словосочетание: разные теории словосочетания

В предыдущем параграфе мы уже затронули вопрос о разных подходах к словосочетанию и можем назвать три разных подхода.

  • 1. В формально-грамматическом направлении словосочетание — любое грамматически оформленное соединение слов, предложение — частный случай словосочетания.
  • 2. В теории В.В.Виноградова словосочетание — особая синтаксическая единица, представляющая собой результат синтаксического распространения знаменательного слова. Поэтому словосочетание существует только на основе присловной подчинительной связи и имеет номинативную функцию.
  • 3. В синтаксисе В.А.Белошапковой словосочетание противопоставлено предложению (простому) как единица непредикативная единице предикативной. При таком подходе к словосочетаниям относятся не только подчинительные, но и сочинительные соединения слов как непредикативные образования.

Покажем эти различные трактовки словосочетания на простых примерах:

  • 1) Птица летит
  • 2) Летящая птица
  • 3) Птицы и звери.

С точки зрения формально-грамматической все три примера представляют собой словосочетания. В синтаксисе В.А.Белошапковой к словосочетаниям относятся непредикативные образования (т.е. 2) и 3) ) В теории В.В.Виноградова к словосочетаниям следует отнести только пример 2) — как подчинительное сочетание, результат распространения слова.

Каждая из концепций имеет свои основания и право на существование. Но самой объективной, отражающей природу синтаксических единиц является концепция В.В.Виноградова. Поэтому именно она получила наибольшее распространение в синтаксической науке и в учебной практике.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Словосочетание различные точки зрения на природу словосочетания

1. В формально-грамматическом направлении словосочетание – любое грамматически оформленное соединение слов, предложение – частный случай словосочетания.

2. В теории В.В. Виноградова словосочетание – особая синтаксическая единица, представляющая собой результат синтаксического распространения знаменательного слова. Поэтому словосочетание существует только на основе присловной подчинительной связи и имеет номинативную функцию.

3. В синтаксисе В.А. Белошапковой словосочетание противопоставлено предложению (простому) как единица непредикативная единице предикативной. При таком подходе к словосочетаниям относятся не только подчинительные, но и сочинительные соединения слов как непредикативные образования.

Покажем эти различные трактовки словосочетания на простых примерах:

2. Летящая птица

3. Птицы и звери.

С точки зрения формально-грамматической все три примера представляют собой словосочетания. В синтаксисе В.А. Белошапковой к словосочетаниям относятся непредикативные образования (т.е. 2) и 3)) В теории В.В. Виноградова к словосочетаниям следует отнести только пример 2) – как подчинительное сочетание, результат распространения слова.

Каждая из концепций имеет свои основания и право на существование. Но самой объективной, отражающей природу синтаксических единиц является концепция В.В. Виноградова. Поэтому именно она получила наибольшее распространение в синтаксической науке и в учебной практике.

Словосочетание в теории В.В. Виноградова. Синтаксическая валентность слова. Правила образования словосочетаний

Итак, в теории В.В. Виноградова словосочетание – это распространенное слово. Знаменательные слова обладают свойством синтаксической сочетаемости или синтаксической валентности. Это значит, что слово в силу своих категориальных свойств сочетается с определенными словоформами. Синтаксическая валентность слова определяется рядом факторов, которые В.В. Виноградов назвал правилами образования словосочетаний. Перечислим эти факторы, или правила.

1) Общая категориальная характеристика слова, принадлежность его к определенной части речи. Например, имена существительные сочетаются с прилагательными ( N + Adj ), глаголы сочетаются с наречиями ( V + Adv ) и с падежными или предложно-падежными формами существительных ( V + N 4, V + N 5, V + C N 5 и др.).

2) Частные морфологические свойства слова. Например, переходные глаголы сочетаются с формой винительного падежа со значением прямого объекта: V + N 4 (писать письмо, собирать грибы, изучать историю), компаратив любой части речи сочетается с формой родительного падежа: Comp + N 2 (быстрее ветра, страшнее смерти).

3) Словообразовательные связи слова. Например, имена существительные, образованные от переходных глаголов, сочетаются с родительным падежом: N + N 2 (составление программы, сбор урожая) или с предложно-падежной формой «с + дат. падеж», если существительное обозначает проявление отношения: N + К N 2 (любовь к родителям, презрение к предателю).

4) Принадлежность слова к определенной семантической группе. Например, глаголы со значением опасения сочетаются с родительным падежом: V + N 2 (бояться, опасаться, остерегаться кого-то/чего-то); глаголы речемыслительной деятельности сочетаются с предложно-падежной формой «о + предл. пад.»: V + O N 6 (рассказывать, беседовать, сообщить, думать, размышлять о ком-то/чем-то) и др.

5) Морфемная структура слова, конкретно – наличие в слове приставки, предопределяющей определенную зависимую предложно-падежную форму. Например, приставка «с-», имеющая значение направления сверху вниз, предполагает зависимую предложно-падежную форму «с + род. пад.» (спуститься с лестницы, спрыгнуть с обрыва, сбежать с пригорка ), приставка «при-» предсказывает предложно-падежную форму «к + дат. пад.» (прибить, прикрепить, примкнуть к чему-то).

6) Наконец, фактором, предопределяющим синтаксическую валентность слова, может быть индивидуальное лексическое значение слова. Например: надеяться на лучшее, верить в себя, превосходство над противником, преимущество перед кем-то.

Типология словосочетаний: типы словосочетаний по главному компоненту и по структуре

1. Типы словосочетаний по морфологической принадлежности главного слова

Любое знаменательное слово сочетается с определенным кругом распространяющих его (зависимых) словоформ. Следовательно, типология словосочетаний по главному слову должна соответствовать классификации знаменательных слов как частей речи. На самом деле вопрос этот гораздо сложнее. Существуют бесспорные, общепризнанные типы словосочетаний по главному компоненту: глагольные (вербальные): заметить ошибку, уехать во Францию, тренироваться на стадионе, с главным словом существительным (субстантивные): вишневый сад, дом с мезонином, встреча выпускников, с главным словом прилагательным (адъективные): необыкновенно талантливый, темный от загара, полный решимости и с главным словом наречием (адвербиальные): очень тихо, слишком откровенно, далеко от дома. Конечно, у разных частей речи разные сочетательные свойства и возможности. Самая широкая сочетаемость у глагола и имени существительного, гораздо более ограниченная у прилагательного и наречия, в особенности сочетаемость ограниченна у слов с некачественным значением.

Кроме бесспорных четырех основных типов словосочетаний, есть и такие, само выделение которых или причисление к тому или иному типу является проблематичным. Рассмотрим спорные случаи.

1) Существуют ли словосочетания на основе местоимений? На этот вопрос следует ответить отрицательно: местоимения, местоименные слова не обозначают предметов, признаков, а указывают на них. Поэтому не могут распространяться как слова личные местоимения, нельзя сказать «умный он», «несчастный я» (Правда, в художественном тексте возможно окказиональное употребление таких словосочетаний: Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня — Симонов). И тем не менее некоторые местоимения образуют словосочетания. Это неопределенные местоимения «что-то», «кто-то», «некто» и др. Например: некто в сером, что-то непонятное. Такие словосочетания семантически нечленимы, тем не менее мы можем представить их структуру как Pron + Adj . Но можно такие словосочетания объединить с субстантивными N + Adj , как это сделано в «Русской грамматике» 1980 г.

2) Следующий вопрос касается словосочетаний имен числительных. Не вызывает сомнений способность числительных сочетаться с формами существительных. Но известно, что сочетаемость эта необычная, единой парадигмы такие словосочетания не имеют: в именительном и винительном падежах числительное является главным словом в словосочетании с существительным Numer + N 2 (три страницы), а в косвенных падежах главным становится существительное N + Numer ( Adj ) – трех страниц, трем страницам, тремя страницами..

3) Наконец, спорным является вопрос о словосочетании компаратива: особый тип словосочетания или это одно из словосочетаний наречия? Основанием для признания компаративного словосочетания отдельным типом является синтаксическая валентность, свойственная именно компаративу, — это зависимая словоформа N 2, характерная не для наречия (или прилагательного), а именно для компаратива (данная словоформа выражает объект сравнения): умнее других, белее снега, стройнее тополя. Напомним, что именно характерная синтаксическая сочетаемость является одним из важнейших оснований для выделения компаратива в особую часть речи.

2. Типы словосочетаний по составу (по количеству компонентов).

Данная классификация представлена в «Русской грамматике» 1980 г. По этому признаку словосочетания делятся на простые, сложные и комбинированные.

Простые словосочетания, в свою очередь, делятся на двучленные и трехчленные. Двучленные словосочетания образуются на основе одиночной сильной или слабой связи. Например: солнечный день, строить дом, идти пешком, звонок из редакции. Трехчленные словосочетания образуются на основе двойной сильной связи. Например: снабдить экспедицию снаряжением, вбить гвоздь в стену.

Сложные словосочетания образуются на основе двух и более связей, исходящих от одного главного слова. Например: новая квартира со всеми удобствами, взять письмо со стола, лежать на диване с книгой.

Комбинированные словосочетания образуются на основе связей. исходящих от разных стержневых слов. Например: увлеченно читать интересную книгу, удобный для работы стол, хороший друг моего отца.

Словосочетание как синтаксическая конструкция: формальная и семантическая характеристика

1. Структура словосочетания (структурная схема, модель).

Рассмотрим структуру простого (двукомпонентного) словосочетания. Каждый из компонентов – главный и зависимый – имеет свои релевантные признаки.

Для главного компонента релевантна прежде всего принадлежность к части речи. Главный компонент – это слово (!), и ни в коем случае не словоформа. Соответственно он изображается в модели символом части речи: V (глагол), N или S (существительное), Adj (прилагательное), Adv (наречие). Кроме того, релевантными могут быть частные категориальные свойства слова (см. Правила образования словосочетаний): частная морфологическая особенность, семантика и др. Поэтому в записи модели словосочетания следовало бы отмечать и эти признаки, например, переходность глагола, семантические, морфемные особенности. Допустим, так: Vtrans (переходный глагол) + N 4 (читать книгу), Vfaz (фазисный глагол) + inf (начать рассказывать). Но в сложившейся практике частные категориальные признаки не принято записывать. При этом мы, конечно, имеем их в виду для характеристики главного компонента.

Для зависимого компонента релевантна словоформа. В записи модели она обозначается в соответствии с синтаксической связью: при согласовании – часть речи ( Adj ), поскольку эта словоформа уподобляется форме главного слова; при управлении — падежная или предложно-падежная форма; при примыкании – неизменяемая часть речи или особая неизменяемая словоформа. Например, словосочетание «мой дом» имеет модель N + Adj , словосочетание «его дом» имеет модель N + N 2, словосочетание «способный понять» — Adj + Inf и т.д.

2. Парадигма словосочетания. Словосочетание существует в парадигме. Формами словосочетания являются формы главного компонента. Таким образом, парадигма словосочетания совпадает с парадигмой главного слово. Это двенадцать форм нормального имени существительного или 6 форм существительного Singularia или Pluralia tantum , 24 формы имени прилагательного (плюс краткие формы для качественных прилагательных). Проблему составляет компаратив, который имеет характерную именно для этой формы сочетаемость. Например, прилагательное «быстрый» имеет парадигму из 24 форм положительной степени. Компаратив «быстрее» образует словосочетания, подобно всякому компаративу, с существительным в родительном падеже («быстрее ветра»), и это словосочетание уже не входит в парадигму прилагательного.

Особым образом стоит вопрос о парадигме количественных и собирательных числительных. Числительные в сочетании с именами существительными представляют собой не одну парадигму, а совмещение двух разных парадигм: N + N 2 (три товарища) и N + Numer ( Adj )/(трех товарищей, трем товарищам и т.д.).

3. Синтаксическое значение словосочетания (типы синтаксических отношений в словосочетаниях). В словосочетании возможны только отношения субординативного типа. Синтаксические отношения и их классификации было рассмотрены в соответствующей теме. Повторим только то, что актуально для словосочетания, а именно виды субординативных отношений: определительные, объектные, обстоятельственные, восполняющие. Первые три типа проявляются в частных разновидностях.

— признак и его носитель (определительно-субъектные): совет врача, распоряжение директора, свежесть лица, белизна снега. Такие словосочетания легко трансформируются в предложения: Врач посоветовал, Директор распорядился, Снег белый;

— часть и целое: рукав пальто, ступенька лестницы;

— принадлежность предмета лицу: дом отца, поэма Пушкина;

— отношение лица к учреждению, организации: директор завода, студент университета

Функционирование словосочетания в предложении

Словосочетание – особая синтаксическая конструкция, которая существует автономно от предложения на основе синтаксической валентности слова. Но в то же время словосочетание употребляется в предложении. В одних случаях словосочетание входит в состав предложения без изменений. Например: Темные окна дрожали от сырого восточного ветра. В предложение включены три словосочетания: «темные окна», «дрожать от ветра», «сырой восточный ветер».

В других случаях словосочетание претерпевает те или иные изменения:

а) Изменения могут быть связаны с коммуникативным заданием, с актуальным членением: изменяется порядок компонентов словосочетания, происходит нарушение их контактности:

Ср.: Он пил некипяченое молоко и Молоко он пил некипяченое; Вокруг него образовалась странная компания и Странная образовалась вокруг него компания. При этом словосочетание не разрушается, его можно «восстановить», потому что сохраняются те же самые синтаксические отношения – субординативные определительные.

б) Изменения могут носить конструктивный характер: изменяются синтаксические отношения — словосочетание разрушается. Например: Очередь, серая, каменная, была несокрушима, как греческая фаланга (Ильф и Петров). Между компонентами «очередь» и «серая, каменная» отношения уже не субординативные определительные, а полупредикативные, что выражается порядком слов и интонацией

в) Может происходить расширение сочетаемости слова в предложении, снятие ограничений на сочетаемость. Например, в русском языке есть глаголы, выражающие адресованное действие, адресат выражается дательным падежом: вручить подарок юбиляру, написать письмо матери. В предложении адресат может появляться и у таких глаголов, значение которых не предполагает адресата: нарисовать, сшить (Мать сшила дочке платье, Нарисуй мне ёжика). Пример из стихотворения А. Твардовского: Паровозы, горячась, грохочут под уклон (ср.: мчатся под уклон).

г) В предложении словосочетание может употребляться в неполном составе: пропускается зависимый компонент или главный компонент. В первом случае главное слово может не иметь необходимых распространителей. Например, глагол жаловаться имеет две валентности — два распространителя с объектным значением: жаловаться кому-то на что-то. Но вполне возможно такое предложение: Нужно лечиться, а не жаловаться. В других случаях возможен пропуск главного компонента: У Тани не было ручки, и я дала ей свою.

Семантическая структура словосочетания

В семантическом аспекте словосочетание выражает пропозицию, если содержит предикатное слово. Актантная структура обычно представлена не полностью. Например: вставить стекло в раму. Предикат «вставить» имеет два объектных актанта, субъектный актант в словосочетании не представлен. Посещение общежития деканом. В этом словосочетании представлены и объектный актант («общежития»), и субъектный («деканом»). Открытие Америки. Представлен только объектный актант. Если в составе словосочетания нет предикатного слова, то нет и пропозитивного значения: крыша дома, хрустальная ваза.

Существуют словосочетания, пропозитивную семантику которых создает предлог-суперпредикат. Например, предлог «для» имеет значение предназначения: альбом для марок = ‘альбом, предназначенный для марок’. Предлог «без» соответствует по значению глаголам с отрицанием «не иметь, не быть»: дверь без замка = ’дверь, не имеющая замка‘.

Подведем итог. Словосочетание – это номинативная синтаксическая единица, существующая на основе синтаксическое валентности слова. В грамматическом аспекте словосочетание – особая, элементарная синтаксическая конструкция, имеющая формальную модель и синтаксическое значение. Словосочетание – не коммуникативная единица, но оно включается в состав предложения и может претерпевать изменения, коммуникативно обусловленные. В семантическом плане словосочетание отражает пропозицию, если содержит предикатное слово или предлог с предикатным значением.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Словосочетание

Содержание:

Словосочетание различные точки зрения на природу словосочетания

Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

ВВЕДЕНИЕ.

Для своей курсовой работы я выбрал тему, которая по мере изучения языков была всегда актуальна, независимо от темпов их развития. Слово — это основная лексическая единица языка. Но одним словом нельзя показать полной глубины языка, для этого к нему необходимо соединить еще слово. Этим самым мы получаем сочетания слов и выстраивается предложение, на их основе и получается текст. Словосочетания – это одно из единиц, из которых строится предложение. Оно формирует предложение, используя их можно говорить ясно и понятно. От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Brightens), а словосочетание — нет.

В английском языке много видов сочетаний слов. Их можно поделить на главные группы, где выставлены определенные закономерности, и называется это классификацией словосочетаний. Я буду говорить про них. Все языки (в их числе и английский), не обходится без сочетаний слов, так, как только с помощью них можно уточнить высказывание, корректно и красиво описывать наши мысли. Несомненно, словосочетания делают язык богаче. Функция словосочетаний состоит в названии реалий действительности, по сравнению со словом, оно делает это более точно и детально.

Выполняя эту работу, я поставил для себя несколько целей:

1. Показать единую схему систематизаций сочетаний слов в виде таблицы.

2. Подробно рассмотреть эти группы сочетаний слов.

3. На основании выполненной работы, сделать вывод.

Видео:Словосочетание. Подчинительное словосочетание. Сочинительное словосочетание.Скачать

Словосочетание. Подчинительное словосочетание. Сочинительное словосочетание.

1. СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИИ ПРИНЦИПЫ И СОЧЕТАНИЙ СЛОВ.

Словосочетания в российской лингвистике начали изучать еще во времена первых русских грамматик. По мере затяжного развития русской грамматической мысли даже виднейшие русские ученые обратили на нее свое внимание. Существовавшие в то время теории объединили одинаковым описанием изучаемого: русские лингвисты XVIII, XIX, начала XX веков изучают словосочетание весьма обширно и называют этим термином каждую синтаксически организованную группу слов, которая основывается на любом из существующих вариантов синтаксических отношений.

Это описание словосочетания подверглось большим изменениям в начале 50-х годов XX века с появлением трудов В.В. Виноградова, которые он посвятил проблеме словосочетания. В.В. Виноградов уменьшил значение определения «словосочетания» и начал применять его лишь к синтаксическим группам, которые состоят минимум из двух знаменательных слов, которых связывает отношение подчинения. В этой постановке задачи, конечно, было то, что как предикативные сочетания, так и сочинительные структуры, и предложные сочетания, так и сочинительные структуры, и предложные группы из учения о словосочетании убрались. Разумеется, для сочинительных групп, которые включают в себя только две составляющие, делалось исключение и задавался вопрос о возможности их классификации как словосочетаний.

Сделанный анализ главных определений теории сочетания слов так и не обосновалась ни в работах у В.В. Виноградова, также этого обоснования не было у многих последующих лингвистов.

Но не все русские знатоки слова принимали заново предложенное описание сочетаний слов. Множество заметных русских ученых продолжали верить мнению, что это было до того, как В.В. Виноградов выдвинул свою теорию. Знаменитый русский ученый специалист по германской филологии В. М. Жирмунский осуждал терминологические неудобства, которые исходили от новой теории, по которой термин «словосочетание» не означает тоже самое что и «сочетание слов». Он называл это осуждение термина «словосочетание» «неоправданным терминологическим педантизмом».

В настоящих трудах термин «словосочетание» осмысливается в его обширном объяснении, то есть как обозначение любой свободной синтаксической группы, основанной либо на подчинении, либо на сочинении, а также как предикативных структур, так и предложных сочетаний. Выражаясь по-другому, термин «словосочетание» использовался в его обычном значении, похожему на выражение «сочетание слов».

В иностранной лингвистике теория словосочетания появилась немного позже, чем в русской. За границей началом учения о словосочетании надо считать написание в 1933г. книги американского структуралиста Л. Блумфилда «Язык». Л. Блумфилд в тридцатых годах по праву считался главой американской лингвистической школы. Он разделил словосочетания на две основные большие группы. Исходя из его высказывания, словосочетания можно разделить на две группы не только в английском, но и во всех языках мира:

1. Эндоцентрические (endocentric)

2. Экзоцентрические (exocentric)

Метод распределения этих двух групп полностью отличается от метода, который принят для классификации словосочетаний в отечественной лингвистике. В русской лингвистике классификация основана на внутреннем строении группы, тогда как у Л. Блумфилда разделение словосочетаний на эндоцентрические и экзоцентрические основывается на поведении группы, тогда как у Л. Блумфилда разделение словосочетаний на эндоцентрические и экзоцентрические основывается на поведении группы и ее составляющих в расширенной структуре. Согласно Л. Блумфилду эндоцентрическими группами нужно считаются построения, в коих определенная или любая из составляющих заменяет целую группу в большей (увеличенной) структуре. Как пример, сочетание poor Jack и Jack and Anna в одинаковой мере классифицируются им как эндоцентрические в силу того, что в сочетании poor Jack одна составляющая Jack может заменить все словосочетание в расширенном построении: poor Jack ran away — Jack ran away. В группе Jack and Anna любая из составляющих может заменить всю группу в большей структуре: Jack and Anna ran away — Jack ran away или Anna ran away. То, что в форме настоящего времени могут происходить небольшие изменения в форме глагола (Jack and Anna run away — JackAnna runs away) Блумфилд не считает существенным для предлагаемой им классификации.

Экзоцентрические словосочетания определяются отрицательным признаком и именуются как построения, в которых ни одна из составляющих не заменяет всего словосочетания в большей структуре. Последующая субкатегоризация выделенных типов словосочетаний проводится в традиционном плане: эндоцентрические делятся на подчинительные (poor Jack) и сочинительные (Jack and Anna), а экзоцентрические-на предикативные (Jack ran) и предложные (beside Jack).

Теория Блумфилда общепризнана за рубежом, хотя, естественно, со временем претерпела определенные перемены — были уточнены и добавлены определенные типы групп.

Иностранная лингвистика характеризуется отсутствием единого термина для обозначения сочетаний слов. Очень распространен термин phrase. Однако вместе с ним обширно используются и другие, например, word cluster, a cluster of words, word group.

Как единица синтаксиса, словосочетание владеет целым рядом особых черт, которые присущи изолированным словам вне сочетаний слов. Прежде всего, смысловое значение, передаваемое словосочетанием, не появляется в результате простого сложения смысла составляющих его слов. Смысловые отношения в словосочетании намного сложнее, нежели вся сумма смыслов входящих в его состав слов. В качестве примера, прилагательное слово green, взятое в изоляции, которое обычно ассоциируется как цвет или его значением, но, если включить это слово в различные сочетания слов, то это прилагательное значительно поменяет свое значение: сочетание green apple не всегда указывает на его цвет, а может обозначать на его незрелость. К месту будет вспомнить известный комический разговор:

» А.- Что это за ягода?

В.- Черная смородина.

А.- Почему же она красная?

В.- Потому что зеленая».

В сочетании green Christmas прилагательное green обозначает, что во время праздника рождества снега не было. Также и поведение и других частей речи, например, существительное table, взятое в отдельности как словарная единица, понимается как слово, которым называется предмет мебели — стол. Однако в словосочетании это существительное получает полностью другое значение: в King Arthur and his Round Table слово Table означает рыцарей.

Добавление слова в словосочетание не только меняет его смысловое значение, но и придает ему ряд новых свойств: члены словосочетания приобретают синтаксические функции. Как пример, существительное girl в сочетании to see a girl становится беспредложным дополнением, а в сочетании a girl friend имеет статус определения.

Полагаясь на принятый в отечественной лингвистике принцип определять словосочетания исходя из их внутреннего строения, можно предложить следующую классификацию словосочетаний современного английского языка. В современном английском языке в плане внутренней структуры словосочетания делятся на две о группы: ядерные и безъядерные. Такие группы словосочетаний не сравниваются с эндоцентрическими и экзоцентрическими, выделяемыми Л. Блумфилдом, потому что разделение структур на ядерные и безъядерные основывается только на отношениях элементов внутри исследуемой группы.

Ядерными словосочетаниями называется группа слов, образующая грамматически организованную структуру, с господствующим одним над другими элементом. Такой элемент входящий в состав этой группы не подчиняется ни одному элементу этой же структуры. По этой причине он становится ядром этого сочетания. В качестве примера: new history, a history of poems: to see a woman: to laugh heartily, very old

Смотря на примеры можно понять, что отношения в ядерных группах основываются на подчинительных связях, которые можно представить всеми типами подчинительных отношений, то есть атрибутивными, объектными и обстоятельственными. Зависящие элементы показывают их синтаксический статус на уровне рассматриваемой группы, тогда как ядро не показывает своей синтаксической функции на ярусе структуры которая анализируется. Такое свойство именуется дифференциальным признаком ядра. Иначе говоря, ядром подчинительных (ядерных) структур является тот элемент, чью синтаксическую функцию нельзя распознать в рамках рассматриваемой структуры. В качестве примера, в сочетании very old прилагательное old выступает как ядро группы, так как его синтаксическая функция не определяется на уровне структуры которая анализируется.

Наречие very выступает как зависимый элемент, и поэтому его синтаксическая роль определятся в пределах рассматриваемой группы и легко определяется как обстоятельство степени. При расширении сочетания ядро может сдвинуться: very old faces. В таком словосочетании можно выявить функции двух составляющих — наречия very как обстоятельства степени и прилагательного old как определения; функция существительного faces не раскрывается в пределах рассматриваемого сочетания, из-за этого можно выделить этот элемент как ядро этой структуры. Последующее распространение группы снова сдвигает ядро: в to see very old humans ядром является инфинитив to see, не показывающей своей синтаксической функции внутри группы, которая анализируется, а имя существительное humans определяется как беспредложное дополнение.

По направлению зависимостей все ядерные словосочетания разделяются на регрессивные, то есть структуры, в которых зависимые элементы находятся слева от ядра, и прогрессивные, то есть структуры, в которых зависимые элементы находятся справа от ядра. Смешанные структуры, то есть сочетания, в которых зависимые элементы находятся по обе стороны ядра, серьезно не выделяются, так как представляют собой комбинации построений с правым и левым распространением словосочетаний.

Безъядерные словосочетания выделяются за счет отсутствия ядра внутри группы. По внутренней структуре они очень разнообразны, и составляющие можно связать одним из следующих типов статусных отношений:

Последующая субкатегоризация безъядерных сочетаний слов может позволить нам различать две подгруппы: независимые и зависимые.

Независимые безъядерные словосочетания определяются возможностью быть идентифицированными как синтаксически организованные структуры, не применяя добавочного фона. Приведу пример: he laughed; ladies and gentlemen; gray and blue и т.п. В отличие от этого типа зависимые группы требуют для своего определения как синтаксически организованных построений специального фона, то есть дополнительного контекста, он в свою очередь не является частью исследуемой группы, но который необходим для определения сочетания как грамматически оформленного построения. Например, (to find) the motorcycle gone — элемент в скобках, не является частью рассматриваемой группы, выступает как фон. как независимые сочетания, так и зависимые распадаются дальше на разно классные, то есть имеющие в своем составе только одну и ту же часть речи.

Независимые разно классные основываются или на сочинительной союзной связи (politely but without interest; sad and troubled; grieving and fearful), или на отношениях взаимозависимости, наподобие первичной предикации (he laughed; the window closed). Независимые одно классные группы включают в себя лишь сочинительные образования союзного типа (red and green; anger and frustration).

Зависимые разно классные группы определяюются аккумулятивными структурами (black rose (wreath)) и взаимозависимыми группами, которые построены на отношениях вторичной предикации (to find) the motorcycle gone; (may think) it very silly/

Просмотрев написанное выше можно увидеть, что независимые и зависимые группы разбиваются на весьма схожие подгруппы, но не нужно игнорировать различия, которые есть между ними. Для независимых сочинительных словосочетаний свойственно наличие эксплицитно выраженных союзов. Но такое положение затрагивает только биномы, то есть сочетании, состоящие из двух элементов, соединенных сочинительной связью. В группах большего состава союз обычно появляется только одноразово в конце группы для связи замыкающего элемента с предпоследней единицей группы. Пример: men, women and children. Но и многоэлементные группы с сочинительной связью допускают повторение союза для всех составляющих: chill and clear and silent.

Бессоюзное соединение в письменном варианте языка нужно помечать знаками препинания, чаще запятой (vanity, deceit, lust for glory).

Несмотря на широко распространенную тенденцию выявлять минимальные единицы любого уровня анализа (фонологический уровень — фонема, морфологический — морфема), для словосочетания такой подход несуществен. Для каждого словосочетания мы заранее знаем, что минимальное количество составляющих надо представлять двумя комбинирующимися единицами, иначе не получится словосочетания. Словосочетание не состоит меньше чем из двух единиц. Теоретически количество членов любой словесной синтаксически организованной группы может быть безграничное множество, но в реальности размер группы регулируется определенными ограничениями различного порядка. Как показывается в материале, наибольшее количество составляющих характерно для безъядерных взаимозависимых сочетаний, которые основываются на отношениях первичной предикации, и для ядерных построений. В теории большую группу можно увидеть в сочетаниях с глагольным ядром, потому что глаголы имеют свойство сочетаться с определёнными типами дополнений и с большим числом вариантов ситуаций. Вместе с этим эта возможность не реализуется полностью в одном классе глаголов, и число элементов которые зависят, очень редко превосходит шесть синтаксических единиц. Все вышеперечисленные признаки словосочетаний можно отнести и к другим видам образований, в коих тоже число составляющих как правило не превышает семи единиц. Данную особенность объясняется влиянием способностью памяти человека усваивать данную информацию. Исходя из научных исследований американского ученого-психолога Джека Миллера, непосредственная человеческая память может запомнить 5-9 единиц. Важно выделить и то и другое свойство языковых структур, которое, как я думаю, вполне возможно считать за языковую закономерность: в языке задействуется малое число вариантов, чем это можно сделать в теории.

Правила обозначения пределов ядерных и безъядерных словосочетаний отличаются. У ядерных словосочетаний объем группы ограничен тем числом синтаксических связей, и, конечно, число элементов, которые воспринимает это ядро. Проверку можно осуществить в большей структуре, чем исследуемая, методом исключения ядра просматриваемой группы из обширного высказывания. Все оставшиеся элементы, которые не связаны, будут принадлежать к изучаемому сочетанию слов и, вследствие этого, вместе с изъятым ядром будут находится в одной группе.

У безъядерных словосочетаний определять пределы данной изучаемой структуры надо опираться на другой метод. Одной безъядерной группой надо считать сочетание, которое содержит лишь единственный тип синтаксической связи на уровне ее исследования.

Образом определения границ ядерной структуры может служить следующий пример: if he saw anything odd in this remarkably silly speech/ Исключение ядра speech указывает границы анализируемой группы, так как элементы this remarkably silly остаются вне синтаксической связи в данном отрезке.

Определение границ безъядерных словосочетаний можно увидеть в следующем примере: he now sounded completely his normal self: reserved, competent. Элементы reserved competent образуют единую бессоюзную сочинительную группу, так как все три элемента связаны одним типом связи — сочинительными отношениями. Другие элементы приведенного отрывка связаны иными отношениями, поэтому не входят в группу.

Видео:Кто вы? Умный мудрый или умник. Откуда брать знания?Скачать

Кто вы? Умный мудрый или умник. Откуда брать знания?

2. КЛАССИФИКАЦИИ СОЧЕТАНИЙ СЛОВ. ТАБЛИЦА.

Словосочетание или группа слов, образующих грамматически организованную структуру, в которой один элемент господствует над другим, т.е. является ядром словосочетания

New books, a book of poems, to see a man etc.

(взаимозависимые) Словосочетания или группа слов, разнообразных по структуре, связанных отношениями взаимозависимости:

  1. сочинения
  2. подчинения

Безъядерные подразделяются на:

Отношения в ядерных группах основаны на подчинительных связях, ядром подчинительных или ядерных структур, является тот элемент, чья синтаксическая функция не может быть выявлена в пределах рассматриваемой структуры

от контекста (аккумулятивные)

New faces – New выполняет атрибутивную функцию по отношению к элементу faces, функция которого неясна.

В структуре to see new faces, элемент faces является прямым дополнением, new также выполняет атрибутивную функцию, элемент to see не проявляет свои функции в рамках рассматриваемого словосочетания. Таким образом, to see является ядром словосочетания.

Ladies and gentlemen

Wise old (man) слово в скобках в рамках словосочетания не рассматривается, оно служит контекстом к словосочетанию Wise old. Исходя из определения термина словосочетание как сочетания слов, необходимо отметить что между элементами Wiseи old существуют определенные синтаксические отношения, так как эти элементы нельзя переставить местами.

По направлению зависимости ядерные подразделяются на:

По морфологическому составу независимые подразделяются на:

По морфологическому составу зависимые подразделяются на:

🔥 Видео

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Словосочетание. 8 классСкачать

Словосочетание. 8 класс

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.
Поделиться или сохранить к себе: