- Словосочетание
- Смысловая и грамматическая связь
- Признаки словосочетания
- Простые и сложные
- Глагольные, именные и наречные
- Типы подчинительной связи в словосочетаниях
- Неделимые словосочетания
- Синтаксический разбор словосочетания
- Урок № 48. Особенности употребления словосочетаний
- Просмотр содержимого документа «Урок № 48. Особенности употребления словосочетаний»
- Словосочетание. Его строение и грамматическое значение
- 🔍 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Словосочетание
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:
слово | словосочетание |
---|---|
стол | обеденный стол письменный стол |
лист | лавровый лист лист малины |
гулять | гулять в парке гулять с друзьями |
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:
гулять (с кем?) с друзьями.
Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:
золотая монета – монета из золота,
меховой воротник – воротник из меха,
бритвенный станок – станок для бритья.
Не являются словосочетаниями:
- Подлежащее и сказуемое:
Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:
Слово с предлогом:
у окна, возле дома.
Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):
(какой?) уставший и (какой?) сонный.
Устойчивые выражения (фразеологизмы):
Сложные грамматические формы:
будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:
. ветка, сломанная ветром.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Смысловая и грамматическая связь
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:
Смысловая связь | Примеры |
---|---|
предмет и его признак | засохший цветок цветок (какой?) засохший |
действие и предмет | лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу |
действие и его признак | заинтересованно разглядывать разглядывать (как?) заинтересованно |
признак и его степень | по-весеннему свежий свежий (как?) по-весеннему |
Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Признаки словосочетания
Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:
- Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
- Смысловое единство этих слов.
- Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Простые и сложные
Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.
По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.
Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.
Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:
папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Глагольные, именные и наречные
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:
глагольные | главным словом является глагол | бегать по траве, листать книгу, решать задачу |
---|---|---|
именные | главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение | свежая краска, очень скучный, пять уроков, кто-то знакомый |
наречные | главным словом является наречие | навстречу мечте, рядом с домом |
Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:
большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).
Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:
- имена прилагательные: надувной шарик;
- местоимения-прилагательные: наши друзья;
- причастия: просмотренный фильм;
- порядковые числительные: второй год.
Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:
прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).
Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:
прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).
Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.
Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.
При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.
Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Неделимые словосочетания
Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:
сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора словосочетания:
- Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить, какой частью речи является главное слово.
- Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
- Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
- Определить вид словосочетания по главному слову.
- Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .
Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.
В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).
Видео:Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать
Урок № 48. Особенности употребления словосочетаний
Цель урока:
- обобщить знания обучающихся о словосочетании;
- совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику;
- познакомить обучающихся с нормами согласования и управления при образовании словосочетаний;
- развивать и совершенствовать речевые умения лингвистически грамотно составлять словосочетания, учитывая такие языковые явления, как лексическая сочетаемость, паронимия;
- совершенствовать правописные навыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.
План урока:
Содержание (цель) этапа
Нацелить обучающихся на урок
Проверка домашнего задания
Актуализировать знания обучающихся о словосочетании, оценить синтаксические умения анализировать словосочетания
Отработать орфографические умения и навыки
Наблюдение над языковым материалом
Актуализировать знания обучающихся о нормах согласования прилагательного при количественно-именном сочетании
Актуализировать знания обучающихся о нормах согласования приложений
Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом
Отработать умения обучающихся синтаксически грамотно употреблять словосочетания
Наблюдение над языковым материалом
Актуализировать знания обучающихся об особенностях управления в словосочетании
Отработать умение обучающихся образовывать словосочетания согласно синтаксическим нормам, а также находить и исправлять орфографические ошибки, связанные с синтаксическими нормами
Рассмотреть речевые ошибки, связанные с неверным сочетанием слов при построении предложения
Отработать умения составлять согласно синтаксическим нормам
Подведение итогов урока
Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке
Сообщение домашнего задания
Разъяснить содержание домашнего задания
Просмотр содержимого документа
«Урок № 48. Особенности употребления словосочетаний»
Урок № 48. Особенности употребления словосочетаний
обобщить знания обучающихся о словосочетании;
совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику;
познакомить обучающихся с нормами согласования и управления при образовании словосочетаний;
развивать и совершенствовать речевые умения лингвистически грамотно составлять словосочетания, учитывая такие языковые явления, как лексическая сочетаемость, паронимия;
совершенствовать правописные навыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.
Содержание (цель) этапа
Нацелить обучающихся на урок
Проверка домашнего задания
Актуализировать знания обучающихся о словосочетании, оценить синтаксические умения анализировать словосочетания
Отработать орфографические умения и навыки
Наблюдение над языковым материалом
Актуализировать знания обучающихся о нормах согласования прилагательного при количественно-именном сочетании
Актуализировать знания обучающихся о нормах согласования приложений
Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом
Отработать умения обучающихся синтаксически грамотно употреблять словосочетания
Наблюдение над языковым материалом
Актуализировать знания обучающихся об особенностях управления в словосочетании
Отработать умение обучающихся образовывать словосочетания согласно синтаксическим нормам, а также находить и исправлять орфографические ошибки, связанные с синтаксическими нормами
Рассмотреть речевые ошибки, связанные с неверным сочетанием слов при построении предложения
Отработать умения составлять согласно синтаксическим нормам
Подведение итогов урока
Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке
Сообщение домашнего задания
Разъяснить содержание домашнего задания
Особенности употребления словосочетаний
Красивая пони – красивое пони или красивый пони?
В городе Москва или в городе Москве?
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Преподаватель проверяет по цепочке упр. 209. Параллельно на доске двое обучающихся работают с первым и вторым предложениями упр.222.
Чем вы руководствовались при образовании словосочетаний в упр. 209? Почему можно сказать нравственные силы, но нельзя нравственная мощь?
Таким образом, при образовании словосочетаний мы руководствуемся не только грамматической сочетаемостью слов, но и лексической.
III. Словарный диктант
Переход обессилил нас, расстилавшаяся равнина, вдали ничего не брезжит, курлычут журавли, я непрестанно всматриваюсь в даль, не заметённый снегом заборишко, обвешанный комьями снега обындевевший куст, притерпеться ко всяким превратностям судьбы, продвигаться впотьмах, обессилевшие путешественники, синевато-голубоватая лента небольшой, но быстрой речонки.
IV. Наблюдение над языковым материалом
На доске преподаватель записывает следующее:
Сущ. ж. р. + прил. в форме И. п. мн. числа
Сущ. м. р. (ср. р.) + прил. в форме Р. п. мн. числа
Расставьте знаки препинания. Образуйте форму прилагательного в следующем предложении.
Две борз(ый) собаки напряжё…о загнув хвост серпом и высоко поднимая ноги грациозно перепрыгивали по высокому жнивью.
Выпишите сочетания, не являющиеся словосочетанием, а словосочетания разберите синтаксически.
V. Фронтальная беседа
Слова в русском языке образуют словосочетания, сочетаясь друг с другом по определённым нормам: если текст, то небольшой; если пересказ текста, то краткий.
Синтаксические нормы сочетаемости слов основываются на таких видах связи словосочетаний, как согласование и управление. Как вы считаете, почему нет синтаксических норм примыкания?
В чём сущность согласования?
Ознакомьтесь с материалами таблицы.
Прилаг. при сущ. м. р., обозначающее лицо женского пола
Опытный врач Петрова
Около города Саратова
Названия городов на -о или -ое, малоизвестные (иностранные) названия, названия-словосоч.
В городе Нижний Новгород
Названия сёл, деревень, хуторов, улиц
Согл., если род опред. Слова и названия совпадает.
Не согл., если не совпадает
Рядом с селом Квашнином, с деревней Малиновкой, с хутором Малиновка
На улице Астраханской
Названия малоизвестных рек
Названия озёр, заливов, бухт; гор, хребтов, пустынь, островов, полуостровов; астрономические названия, названия станций, портов, административно-территориальных
Любоваться озером Байкал, об острове Мадагаскар, НО! На озере Онежском (прил.)
В порту Новороссийск
VI. Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом
Задание 1. Раскройте скобки.
1. Уральский университет находится в городе (Екатеринбург). 2. На уроке по географии нам рассказывали об озере (Селигер). 3. Интересная была прогулка по реке (Кама). 4. Поезд отправлялся со станции (Поддубки). 5. Сестра его жила в городе (Великие Луки). 6. Он проживал на улице (Быстрецкая). 7. Соль добывается из озера (Эльтон). 8. Экскурсанты побывали на осторове (Сахалин). 9. Мы с ним познакомились в городе (Пермь). 10. Они родом из деревни (Дубна).
Задание 2. Раскройте скобки, поставив прилагательное в нужную форму. Мотивируйте свои действия.
Жюри (компетентный), Туапсе (солнечный), мозоль (большой), тюль (белый), урду (сложный), шампунь (новый), кольраби (вкусный), жалюзи (розовый), бремя (тяжёлый), кенгуру (забавный), кофе (молотый), толь (чёрный), Конго (глубокий), кафе (построенный), денди (модный), пони (красивый).
Задание 3. Подберите к данным существительным соответствующее прилагательное.
Жара и поведение (нестерпимый, нетерпимый), учёный – конь (мастистый, маститый), покупка – пособие (практическая, практичная), программа – преступник (осудить, обсудить), внешность – метод (эффективный, эффектный).
Определите вид связи в полученных словосочетаниях.
Как называются слова, сходные по звучанию, но имеющие различное значение?
Задание 4. Составьте словосочетания со словами-паронимами деловитый – деловой; вправить – выправить.
VII. Наблюдение над языковым материалом
Как правильно: выпить молоко или выпить молока?
Запишите в тетрадь-памятку следующие особенности управления в словосочетаниях.
Запомни! При глаголах достичь/достигать, добиваться, жаждать зависимое слово только в Р. п. В остальных случаях возможны варианты (В. п. для обозначения конкретных предметов и Р. п. – неопределённых предметов).
Ответьте на вопрос урока. (Молоко – существительное, которое не обозначает конкретные предметы, следовательно, сочетание выпить молока предпочтительнее, хотя и первый вариант возможен.)
VIII. Самостоятельная работа
Задание 1. Раскройте скобки. Мотивируйте свои действия.
1. Этими переговорами мы бы хотели достичь взаимопонимание (или взаимопонимания). 2. Игорю только и осталось ждать указания (или указаний). 3. Ольга всегда старалась спрашивать совет (совета) у старшей сестры. 4. Жаждать деньги (денег) – не лучшее занятие. 5. Татьяне не хватало двухсот рублей для погашения долга, и она отправилась на дачу к Сергею просить деньги (денег), с полной уверенностью, что ей не откажут. 6. Малыш неожиданно сказал, что он хочет супа (суп) и хлеб (хлеба).
Задание 2. Найдите ошибки. Исправьте их, образуя необходимые словосочетания.
Прибывать в городе, идти вглубь леса, придел храма, преступить к работе, озеро уходило в даль, приклонять колени (уважать), призирать врага, претвориться спящим, положить на верх.
От чего зависит написание исправленных слов? (Написание слов определяется их лексической сочетаемостью и грамматической принадлежностью.)
Проанализируйте исправленные словосочетания, изменяется ли их синтаксическая характеристика?
IX. Практическая работа
Прочитайте предложения упр. 221. (Упр. Выполняется устно.)
Почему данные предложения рассматриваются как предложения с синтаксической ошибкой? (Неверно построены предложения, в результате чего возможно двоякое понимание содержания этих предложений.)
X. Проверочная работа
Обучающиеся делятся на четыре группы. Выполнение заданий осуществляется в духе соревнований.
Задание 1. Выполните упр. 209 (д) по два слова.
Задание 2. Выполнить упр. 210, каждой группе по слову. Кто больше придумает словосочетаний.
Задание 3. Выполнить упр. 207 (1, 2, 3, 5, 6). Какая группа быстрее составит предложения и выделит в них грамматическую основу? Выпишите по одному примеру словосочетаний на каждый вид связи.
Задание 4. Упр. 220. Какая группа эмоциональнее и выразительнее прочитает фразу из трагедии А.С. Пушкина? (1-ая группа – задание № 1, вторая – под № 2 и т.д.)
XI. Подведение итогов урока
Расскажите об особенностях согласования существительных, обозначающих географические объекты.
Как согласуется зависимое слово в словосочетаниях с несклоняемыми существительными в роли главного слова?
В какой форме стоит прилагательное, относящееся к количественно-именному сочетанию?
Влияют ли синтаксические нормы в образовании словосочетаний на правописание? Ответ проиллюстрируйте примерами.
XII. Сообщение домашнего задания
Выучите основные синтаксические нормы употребления словосочетаний.
Выполните упр. 222 (предл. № 3 и № 4), упр. 208.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Словосочетание. Его строение и грамматическое значение
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Темой этого урока является «Словосочетание. Его строение и грамматическое значение». Вначале учитель даст определение словосочетания, принятое в лингвистике, расскажет ученикам, как отличать словосочетания от других видов связи слов. Кроме того, расскажет о роли словосочетаний в языке, их значении и особенностях.
🔍 Видео
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать