Словосочетание обращать внимание на

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

«Не обращать вниманиЕ» или «не обращать вниманиЯ», как правильно?

Словосочетание «не обра­щать вни­ма­ния» соот­вет­ству­ет син­так­си­че­ским нор­мам рус­ско­го язы­ка. В нём пере­ход­ный гла­гол с отри­ца­ни­ем «не» управ­ля­ет отвле­чён­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа.

Чтобы выбрать пра­виль­ный вари­ант сло­во­со­че­та­ния «не обра­щать вни­ма­ние» или не «обра­щать вни­ма­ния», уста­но­вим, из каких слов оно состо­ит. Это сло­со­че­та­ние скла­ды­ва­ет­ся из двух ком­по­нен­тов:

  • пере­ход­но­го гла­го­ла «обра­щать»;
  • неоду­шев­лен­но­го суще­стви­тель­но­го «вни­ма­ние».

Глагол явля­ет­ся глав­ным сло­вом, он управ­ля­ет суще­стви­тель­ным. Вот тут воз­ни­ка­ет дилем­ма: какую же падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го выбрать:

  • фор­му вини­тель­но­го паде­жа (что?) вни­ма­ние;
  • фор­му роди­тель­но­го паде­жа (чего?) вни­ма­ния?

Сравним упо­треб­ле­ние этих форм ана­ли­зи­ру­е­мо­го суще­стви­тель­но­го:

В рус­ском язы­ке при пере­ход­ных гла­го­лах с отри­ца­ни­ем в одних слу­ча­ях явно пре­об­ла­да­ет упо­треб­ле­ние суще­стви­тель­но­го в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа, в дру­гих — допол­не­ние упо­треб­ля­ет­ся в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа, а ино­гда — суще­ству­ет факуль­та­тив­ное управ­ле­ние, зави­ся­щее от кон­крет­ной рече­вой ситу­а­ции.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Родительный падеж существительного «внимания»

Укажем одну суще­ствен­ную деталь, кото­рая достой­на само­го при­сталь­но­го вни­ма­ния в выбо­ре падеж­ной фор­мы суще­стви­тель­но­го. Глагол «обра­щать» упо­треб­ля­ет­ся с отри­ца­тель­ной части­цей «не». Значит, вся син­так­си­че­ская кон­струк­ция име­ет зна­че­ние под­черк­ну­то­го отри­ца­ния.

Второй момент. Дополнение, кото­рым управ­ля­ет пере­ход­ный гла­гол, выра­же­но отвле­чён­ным (абстракт­ным) суще­стви­тель­ным «вни­ма­ние».

При нали­чии таких усло­вий всту­па­ют в свои пра­ва зако­ны син­так­си­са рус­ско­го язы­ка. Из двух аль­тер­на­тив­ных вари­ан­тов выбе­рем сло­во­со­че­та­ние с допол­не­ни­ем в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го.

Словосочетание «не обра­щать вни­ма­ния», где отвле­чён­ное суще­стви­тель­ное исполь­зу­ет­ся в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа, постро­е­но пра­виль­но.

По обсуж­да­е­мой теме рас­смот­рим более деталь­но усло­вия выбо­ра роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го при пере­ход­ных гла­го­лах с отри­ца­ни­ем.

Родительный падеж существительного при глаголах с отрицанием

Возьмем себе на замет­ку, что при выра­же­нии допол­не­ния отвле­чен­ны­ми (абстракт­ны­ми) суще­стви­тель­ны­ми при пере­ход­ных гла­го­лах с отри­ца­ни­ем исполь­зу­ет­ся имен­но фор­ма роди­тель­но­го паде­жа, напри­мер:

Родительный падеж суще­стви­тель­но­го упо­треб­ля­ет­ся так­же в ряде слу­ча­ев:
1. при разделительно-количественном зна­че­нии допол­не­ния

  • Не хоти­те моро­же­но­го?
  • Не дать ли варе­нья к чаю?
  • Не доста­ну воды из колод­ца.

2. при гла­го­лах мыс­ли, жела­ния, вос­при­я­тия и пр.

3. гла­го­лы «иметь», «полу­чать», «достать», «при­об­ре­сти», «хва­тать» и пр., упо­треб­лен­ные с части­цей «не», все­гда име­ют зна­че­ние пол­но­го отри­ца­ния, напри­мер:

4. при нали­чии в пред­ло­же­нии части­цы «ни» или отри­ца­тель­ных место­име­ний и наре­чий, напри­мер:

Ни в какой стране не водит­ся такой моне­ты.

Девушка нисколь­ко не скры­ва­ет сво­ей радо­сти и облег­че­ния при виде его.

Никогда рань­ше он не ощу­щал сво­е­го бес­си­лия так явно, как сей­час.

Резюмируем

Согласно син­так­си­че­ским нор­мам рус­ско­го язы­ка в сло­во­со­че­та­нии «не обра­щать вни­ма­ния» пере­ход­ный гла­гол с отри­ца­ни­ем управ­ля­ет отвле­чён­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Поиск ответа

Всего найдено: 23

Вопрос № 308274

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли в тексте запятая в скобках? «Парень зло цокнул зубами и старался не сильно обращать внимание на то, как медленно, но верно(,) из под ног уходила более-менее твёрдая поверхность».

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 307888

уделять внимание на каждую мелочь. Как правильно

Ответ справочной службы русского языка

Корректные варианты: уделять внимание каждой мелочи и обращать внимание на каждую мелочь.

Вопрос № 306026

На что обращать внимание , чтобы понять, способно ли CRO применять инновационный подход к решению проблем? Нужна ли запятая перед словом «способно»?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 303658

Добрый день. Подскажите, пожалуйста: «перестала обращать внимание » или «перестала обращать внимания»?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 303478

Добрый день. Проконсультируйте, пожалуйста. Мой сын учится в 5 классе Возникли у нас разногласия с учителем по определению падежей. 1) Словосочетание «продвигаться вперед сквозь чащу». Сын написал, что это винительный падеж, так учили в начальной школе. Учительница определяет падеж, как родительный. Объясняя это таким образом. Сквозь — это предлог, от него вопрос не задается. Задавать вопрос надо от самостоятельного слова. «Вперед чего?». Вперед чащи. А окончание «у» слово принимает в контексте ближайшего слова и на него обращать внимание не нужно. Спорить я с ней не могу. Я не филолог. Она меня убедила, детей тоже. Можете подтвердить, что это правильный метод определения падежа? 2) По второму словосочетанию я ответа не добилась (урок начался). Поэтому проконсультируйте, пожалуйста, почему с точки «семантики» в словосочетании «жалеть ребенка» существительное находится в родительном падеже? Мы его определили, как винительный. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

1. Слово чаща стоит в винительном падеже. На это указывает окончание —у (в форме родительного падежа окончание —и: (нет) чащи). Кроме того, предлог сквозь требует формы винительного падежа (см. в словарях: сквозь кого-что). Вопрос задается от глагола: продвигаться (сквозь что?) сквозь чащу. Аргументы учителя неубедительны.

2. Слово ребенок стоит в винительном падеже. Глагол жалеть требует формы винительного падежа (см. в словарях: жалеть кого-что). У одушевленных существительных мужского рода окончания в винительном и родительном падеже совпадают, но для того, чтобы узнать падеж, можно заменить это существительное на существительное женского рода (жалеть девочку), и всё станет ясно.

Вопрос № 303012

Подскажите пожалуйста, нужна ли запятая в первом случае «Вы узнаете, на какие сигналы обращать внимание , что делать для поднятия настроения. «

Ответ справочной службы русского языка

Все запятые поставлены правильно.

Вопрос № 302614

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно говорить: не стоит обращать внимания или не стоит обращать внимание ? Заранее огромное Вам спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верно: не стоит обращать внимания. Второй вариант характерен для разговорной речи.

Вопрос № 297920

Как правильно писать окончание? «Не нужно обращать вниманиЕ на картинку» или «не нужно обращать вниманиЯ на картинку»?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 295861

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, ставится ли запятая после слова «просьба»? Например: «Просьба(,) не обращать внимание ».

Ответ справочной службы русского языка

В таких предложениях запятая после слова просьба не ставится.

Вопрос № 294544

Здравствуйте! Как правильно: . не обращать внимание на второстепенную информацию. или . не обращать внимания.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 293970

Подскажите, пожалуйста, нужна ли тут запятая: «Как выбрать оптимальную мелодию (,) и на что обращать внимание при настройке параметров режима ожидания?»

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 289895

Здравствуйте!Подскажите,пожалуйста, 1)опись по изделиям или опись изделий 2)обратить внимание на мелочи или обращать внимания на мелочи

Ответ справочной службы русского языка

1. Верно: опись изделий. 2. Выбор глагола совершенного (обратить внимание) или несовершенного вида ( обращать внимание ) зависит от смысла и строя предложения.

Вопрос № 285875

Правильно ли не указана запятая после фразы «для того»: Для того чтобы выбрать шубу, следует обращать внимание на характеристики:

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация корректна. Для того чтобы – составной подчинительный союз. Он может расчленяться, а может целиком входить в придаточную часть.

Вопрос № 284984

Еще раз здравствуйте! В очередной раз вы мне почему-то не отвечаете?! Может, мой вопрос слишком простой, чтоб на него обращать внимание ? Хотя, судя по архиву, вы отвечаете и на более простые (как, например, пишется словарное слово). Итак, попробую еще раз. 1. «На предприятиях выбраковывают коров на 2-4-й лактации (лактациях)». 2. «Разница между показателями первой опытной и контрольной групп (группами)». С уважением, Светлана.

Ответ справочной службы русского языка

1. Верно: на 2–4-й лактации. 2. Верно: ...между показателями первой опытной и контрольной групп.

Вопрос № 277031

Здравствуйте! Мне сказали, что на местах | нужно ставить запятую. Можете объяснить по каким правилам они ставится.
обращать внимание .>

Ответ справочной службы русского языка

Запятые нужны: Чтобы сделать правильный выбор, необходимо знать, на какие характеристики нужно обращать внимание . В сложноподчиненном предложении ставится запятая между главной и придаточной частью.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Как правильно: «не обращай внимание» или «не обращай внимания»

Грамотность на «Меле»

Неправильный выбор окончания в этом сочетании — довольно популярная ошибка. Так что не проходите мимо: здесь ваше внимание как раз очень нужно! Рассказываем, какой падеж выбрать и почему.

Словосочетание обращать внимание на

Правильно: не обращай внимания

В словосочетании «обратить внимание» без отрицания ни у кого не возникает сомнений, какую букву писать на конце — «Е» или «И». Вечная борьба винительного и родительного падежей разгорается с новой силой, как только появляется отрицательная частица «не».

Дело в том, что есть случаи, когда использование обоих падежей считается равноправным, а есть сочетания, которые употребляются только в родительном или только в винительном падеже. Словосочетание «не обращать внимания» относится ко вторым и используется только с родительным падежом. К таким же сочетаниям ещё относятся «не играет роли», «не придавать значения», «не вызывает сомнения» и другие.

Только самые полезные и весёлые карточки о правописании — в телеграм-канале «Грамотность на „Меле“». Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!

🌟 Видео

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

11 класс. СловосочетаниеСкачать

11 класс.  Словосочетание

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Словосочетание. 8 классСкачать

Словосочетание. 8 класс

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык
Поделиться или сохранить к себе: