Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

Видео:ЕГЭ 2024 с нуля. Тема 1.2 Мировоззрение и сознаниеСкачать

ЕГЭ 2024 с нуля. Тема 1.2 Мировоззрение и сознание

Тест по обществознанию к I разделу кодификатора «Человек и общество»
тест по обществознанию (11 класс)

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ Человек и общество

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

1.4 Понятие истины, её критерии

1.5 Мышление и деятельность

1.6 Потребности и интересы

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы

1.9 Основные институты общества

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.12 Образование, его значение для личности и общества

1.16 Понятие общественного прогресса

1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)

1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Видео:Мировоззрение | Обществознание ЕГЭ | УмскулСкачать

Мировоззрение | Обществознание ЕГЭ | Умскул

Скачать:

ВложениеРазмер
zachet_po_razdelu_chelovek_i_obshchestvo_-_1ch.docx61.09 КБ

Видео:Мировоззрение | Обществознание ЕГЭ | УмскулСкачать

Мировоззрение | Обществознание ЕГЭ | Умскул

Предварительный просмотр:

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ Человек и общество

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

1.4 Понятие истины, её критерии

1.5 Мышление и деятельность

1.6 Потребности и интересы

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы

1.9 Основные институты общества

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.12 Образование, его значение для личности и общества

1.16 Понятие общественного прогресса

1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)

1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Тест к I разделу кодификатора в части 1 «Человек и общество»

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Преобладает аграрное производство, значительную роль играют сельские общины

Общество отличается высоким уровнем социальной динамики, преобладают индивидуалистические ценности

Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме

Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Эмпирические данные приобретают научный характер только при включении их в систему теоретических положений, выводов

Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованны

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

  1. Умозаключение; восприятие; ощущение; представление; познание.
  2. Наука; мораль; религия; духовная культура; искусство.
  3. Социальная эволюция; общественное развитие; регресс общества; реформа; революция.
  4. Нормы, знания, поступки, мировоззрение, ценности, самосознание.
  5. Потребность в признании со стороны других людей, стремление достичь высокого социального статуса, социальная потребность, потребность в общении, потребность в уважении со стороны своих коллег.
  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социальным потребностям человека.
  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характерным чертам постиндустриального общества.
  1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания.
  1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты массовой культуры.

1) коммерческий характер

3) использование спецэффектов

4) развлекательный характер

5) сложность формы и содержания

6) узкий круг потребителей

  1. Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Обыденное мировоззрение является порождением повседневной жизни людей.

2) Мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности.

3) Мировоззрение всегда связано с определённой стадией исторического развития общества.

4) Мировоззрение всегда связано с теоретическим осмыслением результатов человеческой деятельности.

5) Идеалы и убеждения не входят в структуру мировоззрения.

  1. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.

2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.

3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.

4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.

5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

  1. Выберите верные суждения о глобальных проблемах человечества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Глобальные проблемы представляют угрозу существованию человечества.

2) Глобальные проблемы обострились во второй половине XX в.

3) Все глобальные проблемы могут быть успешно решены современной наукой.

4) Глобальные проблемы могут быть решены на региональном уровне.

5) Глобальные проблемы являются совокупностью социально-природных проблем

  1. Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для рационального познания характерно в первую очередь воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Наблюдение — одна из форм рационального познания.

3) Одним из результатов рационального познания являются научно сформулированные научные законы и теории.

4) К формам рационального познания относятся суждение и умозаключение.

5) На этапе рационального познания человек оперирует общими группами признаков однотипных объектов».

  1. Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. .

1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.

2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.

3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.

4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.

5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

  1. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) строится на образе, а не на понятии

Б) базируется на здравом смысле и обыденном сознании

В) осуществляется нецеленаправленно, в процессе совершения бытовых действий

Г) присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов

Д) непосредственная цель – это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами

КОМПОНЕНТ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

А) тип телосложения

Б) память, быстрота реакции

Г) ценностные ориентации

Д) эмоциональная устойчивость

1) биологическая природа

2) психическая природа

3) социальная природа

А) принятие решения о внедрении в образовательном учреждении возможности обучения по индивидуальным учебным планам

Б) внедрение практики использования электронного журнала и электронного дневника

В) межправительственные соглашения о взаимном признании дипломов о высшем образовании

Г) корректировка списка рекомендованной литературы для прочтения в период летних каникул с учётом интересов различных групп учащихся

Д) организация онлайн-тестирования с использованием сети Интернет при проведении диагностических работ для подготовки к экзаменам

А) ориентированность на коммерческий успех

Б) ориентированность на узкий круг высокообразованной публики

В) ориентированность на развлечениешироких слоёв населения

Г) анонимность создателей произведений

Д) сложность для восприятия потребителями, не имеющими специальной подготовки

А) быстрый рост населения в развивающихся странах и «старения» населения в развитых странах

Б) сокращение озонового слоя земли

В) угроза ядерной войны

Г) международный терроризм

Д) глобальное потепление

  1. В африканской стране Z набирает популярность движение противников глобализации. Какие перечисленные ниже явления, отмечающиеся в стране Z, могли вызвать критику со стороны участников этого движения? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) распространение западной массовой культуры

2) расширение транспортного сообщения с другими странами

3) большой выбор товаров, произведённых в разных странах

4) перенос на территорию страны экологически вредных производств транснациональными корпорациями

5) распространение новых производственных и информационных технологий

6) быстрый рост числа иммигрантов из других стран

  1. Какие из перечисленных мер направлены на решение глобальных экологических проблем? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) массовая вакцинация населения от опасных заболеваний

2) запрет на добычу редких и исчезающих видов животных

3) ограничения на выброс в атмосферу углекислого газа

4) увеличение объёмов международной помощи развивающимся странам

5) увеличение доли солнечной и ветровой энергетики в мировой энергосистеме

6) создание системы предупреждения об опасности столкновения Земли с космическими объектами

  1. Какие положения ислама отражают регулятивную функцию мусульманской религии? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) запрет на употребление алкоголя

2) соблюдение поста в месяц Рамадан

3) почитание Мухаммеда как последнего пророка

4) вера в единого Бога

5) признание Корана священной книгой

6) обязанность жертвовать средства в пользу бедных

  1. Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.

1) использование технических средств для прослушивания

2) развлекательный характер произведения

3) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей

4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений

5) чрезмерная сложность формы музыкального произведения

6) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями

5. Глава государства М выступил перед парламентом страны. В своём выступлении он отметил, что страна вступила в постиндустриальный этап развития общества. Какие из предложенных суждений могут быть использованы для подтверждения его мнения? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) В структуре экономики страны главным фактором производства является информация.

2) На производственных предприятиях широко применяются наукоёмкие технологии.

3) В государстве зарождается массовая культура.

4) Наибольший вклад в экономику вносят добыча и переработка природных ископаемых, т. е. добывающая промышленность.

5) Более 60 % населения страны заняты в сфере услуг.

6) Приоритетное влияние на общественное развитие оказывают такие социальные институты, как церковь и армия.

  1. Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о том, какие книги читают его одноклассники. Найдите в приведённом ниже списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наблюдение за поведением одноклассников в библиотеке, книжном магазине

2) запись высказываний одноклассников о чтении книг

3) выявление закономерностей выбора книг

4) анкетирование одноклассников об их любимых книгах

5) выдвижение гипотезы

6) формулирование выводов

  1. Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.

2) Книга была напечатана в крупном издательстве.

3) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

4) Все гипотезы исследователей были обоснованны.

5) Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами.

6) Содержание книги изложено профессиональным языком.

  1. Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Коммерчески успешной может быть только массовая культура.

2) Элитарная культура прежде всего проявляется в самореализации художника и не ориентируется на широкую аудиторию.

3) Возникновение массовой культуры связано с появлением и распространением таких СМИ, как радио и телевидение.

4) Элементы народной культуры не используются в массовой культуре по причине отсутствия к ним интереса у широкой аудитории.

5) Одной из функций массовой культуры является рекреационная функция.

6) В современных произведениях искусства часто синтезируются элементы массовой, народной и элитарных культур.

  1. Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совершенствование техники

2) культурная унификация

3) рост влияния транснациональных корпораций

4) повышение уровня образованности населения

5) расширение рынка рекламы

6) рост продолжительности жизни людей

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

  1. «Социальная группа — это __________(А) людей, основанное на их общем участии в некоторой ______________(Б), связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ____________________(В) и отделены от других общностей на основе принципов обособления. Для возникновения группы необходима внутренняя организация, цель, конкретные формы социального __________(Г), образцы деятельности. При этом организация группы может быть формальной или неформальной в зависимости от её целей и задач. С этим, как правило, связаны и принципы обособления группы.

Группы различаются также по степени приближённости к человеку и влияния на него. ________________(Д) группа — это, как правило, небольшая группа, члены которой хорошо знают друг друга, или большинство из её представителей.

Такая группа оказывает весьма сильное влияние на человека, входящего в её состав, а отношения в группе являются тесными и зависимыми друг от друга. ___________(Е) группа более многочисленна и может иметь в своём составе одну или несколько групп. Степень влияния такой группы на индивидов может различаться в зависимости от того, насколько сильно усвоены групповые ценности представителями группы».

Видео:1.2 Мировоззрение, его виды и формы 🎓 Подготовка к ЕГЭ по обществознаниюСкачать

1.2 Мировоззрение, его виды и формы 🎓 Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

Данную презентацию можно использовать для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«1.2. Мировоззрение, его виды и формы»

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

Эмоционально психологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения

образ мира в наглядных представлениях

Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения

образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия

представление о мире на основе рационального его объяснения

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

догматизм (мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности;

скептицизм (рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;

3. Всегда связано с убеждением устойчивым взглядом на мир , идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

4. Определяет общую направленность личности совокупность устойчивых мотивов , ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

  • Отдельная личность
  • Социальная группа
  • Общество в целом
  • Человечество в ту или иную эпоху

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

Пути формирования мировоззрения

  • Стихийное(на основеобыденного опыта, под влиянием жизненных условий)
  • Осознанное(посредствомцеленаправленной теоретическойразработки фундаментальных принципов, идей, идеалов)

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

Классификации (типологии) мировоззрения

Главенствующее явление (понятие), которому отдаётся предпочтение

Соотношение с общественным прогрессом

Знаниецентризм, наукоцентризм (приоритет отдаётся знаниям, науке )

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

Отношение к преобразованиям

Революционное (приоритет нового , обоснование необходимости преобразования наличного бытия); Консервативное (приоритет сохранения существующего положения)

Оценка общего хода исторических изменений

Оптимистическое (наилучший) (связано с признанием того, что всегда существует возможность приблизить действительность к идеалу добра ; в способности человека к безграничному социальному развитию и моральному совершенствованию );

Пессимистическое (наихудший) (связано с признанием того, что в мире преобладает зло , человек обречён на страдания и будущее не обещает ничего хорошего )

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

Обыденное (житейское) (является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей);

Религиозное (связано с признанием сверхъестественного начала . Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.));

Философское (любовь и мудрость) (связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности , с установлением норм, ценностей и идеалов , определяющих цели, средства и характер деятельности людей);

Научное (теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания)

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

Роль мировоззрения в жизни человека

  • Даёт человекуориентиры и целидля его практической и теоретической деятельности
  • Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает ихметодами познания и деятельности
  • Даёт возможность определятьистинные ценностижизни и культуры

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие мировоззрения.

2. Структура мировоззрения:

д) духовные ценности;

3. Пути формирования мировоззрения:

4. Основные виды мировоззрения:

5. Роль мировоззрения в жизни человека.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

План №2: «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества»

1) Понятие духовной культуры и духовных ценностей.

2) Структура духовной культуры общества:

3) Классификация духовных ценностей:

– предметные (научные истины, культурное наследие);

– ценности сознания (представления о нравственности, справедливости).

4) Типы духовных ценностей:

5) Основные духовные ценности:

6) Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

План №3: «Внутренний мир человека», «Человек как духовное существо»

1) Понятие «внутренний (духовный) мир человека».

2) Составляющие духовного мира человека:

– память, знания и опыт;

– эмоции и чувства;

3) Основные жизненные ценности человека:

– семья, любовь, дети;

– дружба и общение;

– здоровье и физическое развитие;

– самореализация и духовный рост.

4) Формы мировоззрения:

5) Мировоззрение как основа духовного мира человека.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

План №4: «Цель и смысл жизни человека»

1) Понятие «цель жизни».

3) Понятие «смысл жизни».

4) Три временных измерения смысла жизни:

5) Концепции смысла жизни:

6) Значение цели и смысла жизни в деятельности человека.

План №5: «Бытие человека»

1) Понятие «бытие».

2) Аспекты бытия:

– окружающий, материальный мир;

– внутренний мир человека, его сознание.

3) Основные формы бытия:

– бытие процессов природы, а так же вещей, произведенных человеком;

4) Цель и смысл человеческой жизни.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

1. Выберите верные суждения о мировоззрении человека

и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.

2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.

3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.

4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.

5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

2. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда.

Запишите это слово (словосочетание).

Взгляды, мировоззрение, представления, идеалы, цен­ност­ные установки.

3. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда.

Запишите это слово (словосочетание).

Нормы, знания, поступки, мировоззрение, ценности, самосознание.

4. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда.

Запишите это слово (словосочетание).

Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

5. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда.

Запишите это слово (словосочетание).

Знания, идеалы, миропонимание, мировоззрение, ценности.

6. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда.

Запишите это слово (словосочетание).

Потребность, мировоззрение, умение, интерес, личность.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

7. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;

2) составьте два предложения:

одно предложение о научном мировоззрении;

одно предложение о роли мировоззрения в деятельности.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

8. Выберите верные суждения о мировоззрении человека

и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Обыденное мировоззрение является порождением повседневной жизни людей.

2) Мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности.

3) Мировоззрение всегда связано с определённой стадией исторического развития общества.

4) Мировоззрение всегда связано с теоретическим осмыслением результатов человеческой деятельности.

5) Идеалы и убеждения не входят в структуру мировоззрения.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

9. Выберите верные суждения о мировоззрении человека

и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.

2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития.

3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер.

4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности.

5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «духовный мир человека».

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

10. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;

2) составьте два предложения:

одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о типах (видах) мировоззрения;

одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность од­но­го из этих типов.

11. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;

2) составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;

одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

12. Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) опирается на здравый смысл

Б) истинные причины многих явлений объясняются при помощи фантастических предположений, без учёта причинно-следственных связей

В) опирается прежде всего на логику и доказательность

Г) оформляется стихийно, в процессе житейского опыта

Д) характерными чертами являются системность, высокая степень обобщения

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

13. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к типам мировоззрения.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Мифологическое; 2) религиозное; 3) политическое; 4) философское; 5) историческое; 6) научное.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

  • 235
  • ми­ро­воз­зре­ние
  • ми­ро­воз­зре­ние
  • Мировоззрение
  • Мировоззрение
  • Личность
  • Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними. Научное мировоззрение – это систематизированные знания, имеющие отраслевую дифференциацию. Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей. Именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности.
  • 123

10. 1) смысл понятия, например : си­сте­ма взглядов, оценок, норм и установок, опре­де­ля­ю­щих от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к об­ще­ству и природе, себе самому;

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о типах (видах) мировоззрения, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например: Раз­ли­ча­ют обы­ден­ное (житейское), религиозное, на­уч­ное мировоззрение.

3 ) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса сущ­ность од­но­го из этих типов, например: Ре­ли­ги­оз­ное ми­ро­воз­зре­ние че­ло­ве­ка опи­ра­ет­ся на веру в су­ще­ство­ва­ние сверхъ­есте­ствен­ных сил и воз­мож­ность об­ще­ния с ними.

11. 1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому;

2 ) одно предложение с информацией об уровнях мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую функцию мировоззрения, например: Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.

Видео:Что такое сознание? Общественное сознание и его уровни 🎓ЕГЭ по обществознанию 2022Скачать

Что такое сознание? Общественное сознание и его уровни 🎓ЕГЭ по обществознанию 2022

Сильные и слабые стороны обыденного мировоззрения с примерами

Видео:ЕГЭ 2016: МировоззрениеСкачать

ЕГЭ 2016: Мировоззрение

Определение понятия и характеристика

Что такое обыденное мировоззрение?

Обыденное мировоззрение , взгляды человека, которые формируются на основании житейского опыта и логических умозаключений.

Обыденное мышление позволяет индивиду аккумулировать весь опыт, накопленный поколениями, для успешного его применения на практике.

Наблюдая за другими людьми из своего окружения, прислушиваясь к советам старшего поколения, узнавая информацию из книг, человек получает определенные навыки.

Эти представления о том, как устроено общество и мир, позволяют ему не только функционировать в настоящем времени, но и прогнозировать свое будущее.

Повседневное мировоззрение помогает охватить все массовые ключевые вопросы: отношение к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

Благодаря обыденному мировоззрению люди осваивают следующие важные навыки:

  • самообслуживание,
  • коммуникация (вербальная, невербальная),
  • физический труд,
  • построение семейных, родственных отношений,
  • воспитание потомства,
  • проведение досуга,
  • празднование знаковых событий,
  • участие в ритуалах,
  • забота о своем здоровье, о безопасности и т.д.

Какое может быть счастье? Читайте об этом здесь.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

Видео:Мировоззрение, его виды и формы. ЕГЭ обществознание. Алихан ДинаевСкачать

Мировоззрение, его виды и формы. ЕГЭ обществознание. Алихан Динаев

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание
типы мировоззрения

Видео:Структура и функции сознания. Видеоурок по обществознанию 10 классСкачать

Структура и функции сознания. Видеоурок по обществознанию 10 класс

Характерные черты и признаки

К характерным чертам можно отнести следующее:

  1. Целостность. Все понятия и установки, которые формируют повседневное мышление человека, обладают автономностью и самодостаточностью. Любой вид опыта или знаний входит в отдельную сферу жизни человека, которая имеет свои закономерности и правила. Так, воспитание потомства относится к системе семейных ценностей, а умение выполнять работы по дому к системе ведения домашнего хозяйства. Эти системы не связаны напрямую между собой, каждая может существовать отдельно от другой, не теряя своей целостности и самодостаточности.
  2. Ассоциативное мышление. Воспринимая опыт своих предков и других членов общества, человек действует ассоциативно.
    Попадая в ситуации, которые он до этого наблюдал на примере других людей, индивид уже заранее знает, какие шаги ему следует предпринять.
  3. Связь знаний. Получая знания о разных системах, человек может их совмещать и успешно интегрировать. Так, навыки коммуникативного общения могут успешно применяться в семейных, дружеских, профессиональных отношениях.
  4. Сочетание ощущений и опыта. Обыденно мировоззрение формируется на основе не только житейского опыта, но и ощущений. Интуиция, эмоциональная чувствительность, чувство самосохранения и другие присущие человеку ощущения помогают ему в формировании обыденного восприятия.
  5. Фрагментарность. Все знания, из которых складывается повседневное мироощущение человека, воспринимаются им фрагментарно. Большинство людей воспринимает только необходимую и интересную для них информацию из каждой системы знаний, поскольку постигнуть все невозможно.
  6. Эклектичность. Разнообразие взглядов в обществе на одни и те же вещи приводит к тому, что обыденное мировоззрение у людей сильно различается. Семейные ценности, нормы поведения, модели коммуникации и другие составляющие повседневного мышления представлены в большом разнообразии.
    Каждый индивид выбирает тот вариант, который наиболее соответствует его взглядам.
  7. Бессистемность. Обыденное мировоззрение в большей степени основано на абстракциях. Конкретные методы и системы в данном случае неприемлемы.

Видео:Познание | Обществознание ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Познание | Обществознание ЕГЭ 2023 | Умскул

Что называют жизненными ценностями?

Жизненные ценности – это совокупность материальных и нематериальных благ, имеющих огромное значение в жизни человека. Они играют весомую роль в формировании поведения людей. Руководствуясь жизненными ценностями, мы совершаем те либо иные действия. Зная, как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности человека, можно предугадать, как он поступит в конкретной ситуации.

В качестве примеров жизненных ценностей можно привести такие как: семейное счастье и дети, достижение больших результатов в карьере, друзья, стремление к власти, занятие спортом, развлечения и путешествия. У каждого человека может быть свой идеал, мечта и свои приоритеты. В этом нет ничего плохого. Главное, чтобы эти жизненные ценности не шли вразрез с моральными нормами и правами других людей.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

Видео:Всё о разделе "Человек и общество" | Обществознание ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Всё о разделе "Человек и общество" | Обществознание ЕГЭ 2023 | Умскул

Функции: кратко в таблице

Можно выделить следующие ключевые функции обыденного мировоззрения:

ФункцияПроявление
Информационно-отражающаяВсе явления, события и образы, которые человек поглощает из окружающей действительности, отражаются в его сознании в соответствии с существующими у него установками и принципами. Получая информацию извне, каждый человек воспринимает ее по-своему, поскольку структура обыденного мировоззрения у каждого своя.
Ориентационно-регулятивнаяВ своих поступках и решениях человек руководствуется своим внутренним мировоззрением. Его действия соответствуют убеждениям, моральным принципам. Если в процессе жизни меняются существующие взгляды на некоторые вопросы, то и оценка соответствующих ситуаций будет меняться.
ОценочнаяВсе наблюдаемые вокруг себя явления индивид воспринимает через призму обыденного мировоззрения. В итоге любому явлению он может дать оценку в соответствии с существующими взглядами и убеждениями.

Как начать новую жизнь и изменить себя? Ответ узнайте прямо сейчас.

Видео:Мировоззрение, его виды и формы. Обществознание ЕГЭСкачать

Мировоззрение, его виды и формы. Обществознание ЕГЭ

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания. Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства. Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности. Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, уверенности в себе, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.

Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание
Мировоззрение

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.

Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Видео:Функции мировоззрения| #обществознание #огэобществознание #огэ #обществоСкачать

Функции мировоззрения| #обществознание #огэобществознание #огэ #общество

Плюсы и минусы

Несмотря на большое количество преимуществ повседневного мышления, оно имеет и ряд недостатков:

Плюсы обыденного мировоззрения:

  • помогает ориентироваться в настоящем,
  • позволяет разобраться в сложной жизненной ситуации (спрогнозировать развитие событий, найти выход, предвидеть возможные последствия),
  • помогает объективно оценить достижимость поставленных целей,
  • позволяет определить желаемое развитие событий,
  • помогает строить прогнозы на будущее.

К минусам можно отнести:

  • полученный опыт и знания часто носят субъективный характер, поскольку передаются от ближайшего окружения с его индивидуальными убеждениями и мнениями,
  • установки, полученные на основе привычек, суеверий, субъективного опыта часто идут вразрез с научными фактами,
  • полученный опыт, на который продолжает опираться человек, может стать неактуальным.

Видео:ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 класс: Мораль и нравственностьСкачать

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 класс: Мораль и нравственность

Примеры из жизни

Примеры обыденного мировоззрения:

    Молодые женщины с определенного возраста стремятся к созданию с подходящим партнером семейного союза. Непременное желание вступить в брак и в дальнейшем родить детей основывается как на житейском опыте , существование коллективного общественного мнения по данному вопросу, опыта ближайшего окружения (мамы, бабушек, сестер, подруг), так и на здравом смысле.
    Плюсом подобного проявления обыденного мировоззрения является стремление женщин реализовать себя в качестве жены и матери, создать социальную ячейку общества.

А минусом является наличие в обществе стереотипов, починяясь которым нередко женщины не учитывают свои объективные желания и взгляды.

  • Практически все люди празднуют ежегодно свой день рождения. Уже в раннем возрасте дети, наблюдая за взрослыми, получают информацию о наличии у каждого человека такого дня. Формируется убеждение, что день рождения , это особенный праздник, в который необходимо устраивать торжество и приглашать на него всех близких людей. Эти люди, в свою очередь, должны чествовать именинника и дарить ему подарки.
  • Необходимость элементарного каждодневного ухода за собой также является частью обыденного мировоззрения человека. Сюда относятся такие повседневные привычки, как чистка зубов, умывание, расчесывание и т.д. Необходимость соблюдения правил гигиены и поддержания своего тела в чистоте прививается детям с раннего детства. Наблюдая за взрослыми и руководствуясь здравым смыслом (быть грязным неприятно и некрасиво), дети перенимают данные установки и переносят их во взрослую жизнь.
    Отсутствие в обыденном мировоззрении человека подобных установок приведет к его столкновению с непониманием и осуждением в обществе.
  • Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание Словосочетание нормы знания поступки мировоззрение ценности самосознание

    Видео:Археология мировоззрения. Как мы понимаем себя?Скачать

    Археология мировоззрения. Как мы понимаем себя?

    Мировоззрение современного человека

    В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

    Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в гармонии с самим собой, природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.

    🔥 Видео

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2020Скачать

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2020

    1.17 Многовариантность общественного развития 🎓 ЕГЭ по обществознанию без репетитораСкачать

    1.17 Многовариантность общественного развития 🎓 ЕГЭ по обществознанию без репетитора

    Познание на ЕГЭ | Обществознание ЕГЭ 2022 | УмскулСкачать

    Познание на ЕГЭ | Обществознание ЕГЭ 2022 | Умскул

    Природное и общественное в человеке || Раздел "Человек и общество" || ЕГЭ 2024 по обществознаниюСкачать

    Природное и общественное в человеке || Раздел "Человек и общество" || ЕГЭ 2024 по обществознанию

    ЕГЭ 2024 с нуля. Тема 1.4 Познание и мышлениеСкачать

    ЕГЭ 2024 с нуля. Тема 1.4 Познание и мышление

    НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ | НЕОСКИЛЛ | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2023Скачать

    НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ | НЕОСКИЛЛ | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2023
    Поделиться или сохранить к себе: