Словосочетание номинативная единица языка

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Понятие о словосочетании как номинативной единицы языка

Термин «словосочетание» понимался и понимается линг­вистами по-разному. Для одних он означает любое грамма­тическое сочетание полнозначных слов, включая и предло­жение. Такого взгляда придерживались Ф.Ф. Фортуна­тов, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, М.Н. Петерсон, А.Б. Шапиро. Эта точка зрения исходит из грамматических, формальных признаков словосочетания — наличия граммати­чески господствующих и подчиненных, зависимых слов.

В настоящее время более распространенным и более при­знанным является иное понимание словосочетания. Оно бы­ло выдвинуто В.В. Виноградовым, принято академической «Грамматикой русского языка». Поддерживаемое большинст­вом языковедов, оно заключается в понимании словосо­четания как синтаксической единицы, подчиненной пред­ложению и существующей в предложении, не тождественной ему. Итак, по В.В. Виноградову, словосочетание – это сочетание двух или более знаменатильных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Словосочетание является грамматическим и смысловым единством, т. е. имеет единое, хотя и расчлененное значение.

Например, в предложении:

Мимо плыл холмистый берег с атласно-зелёными полосами пшеницы (А. Т.) грамматическими и смысловыми единствами являются: холмистый берег, ат­ласно-зелёными полосами пшеницы, плыл мимо, полосами пшеницы, холмистый берег с атласно-зелёными пологами пшеницы.

Словосочетание в составе предложения является номинативной единицей:

— оно называет предметы вместе с признаками (холмистый берег, ветер с юга);

действия с их признаками (шёл размашисто, выглядит красиво);

действия и обстоятельства их протекания (плыл мимо, встану утром);

действия и их объекты (листал книгу, грозит пальцем).

Наиболее цельными по значению являются словосочетания, обозначающие предметы с их признаками (типа майский полдень), наиболее расчлененными — словосочетания, обозначающие действия с их объектами (типа взмахнул рукой).

По своему номинативному характеру словосочетания близки к словам и фразеологическим единицам. Однако нужно различать фразеологические единицы и словосочетания. Фразеологические единицы существуют в языке и обладаютпостоянством состава и устойчивостью значения, а в речи воспроизводятся как готовые единицы. Словосочетания возникают в речи, строятся свободно и не имеют постоянного значения; в языке как готовые единицы они не существуют.

Так, в предложении:

Анна Павловна закричала благим матом и закрыла лицо руками (Т.) словосочетание закрыло лицо руками является свободным, а (закричала) благим матом — фразеологическая единица с постоянным значением и постоянным лексическим составом.

Исходя из понимания словосочетания как конструкции с единым значением, не следует относить к словосочетаниям сочинительные сочетания слов (однородные члены предложения); они входят в состав словосочетания только как подчиненные или как господствующие члены.

Так, в предложении:

Егорушка услышал тихое, очень ласковое журчанье (Ч.) сочинительное сочетание слов тихое, очень ласковое словосочетанием не является: эти слова входят в словосочетание тихое, очень ласковое журчанье.

Словосочетание как номинативная единица отличается отпредложения — единицы сообщения. Поэтому словосочетание нельзя отождествлять с предложением. Не следует считать словосочетанием предикативное сочетание главных чле­нов — подлежащего и сказуемого.

В дороге Петров часто смотрел в окно (Пауст.) нужно исключить из числа словосочетаний Петров смотрел, ибо это сочетание словоформ само по себе уже составляет предложение и заклю­чает не название, а сообщение; словосочетаниями следует признать: смотрел в окно, часто смотрел в окно.

Следует помнить, что словосочетание, как и отдельное слово, служит лишь для наименования тех или иных явлений действительности: предметов, их признаков, действий, процессов и т.д. Однако при этом следует знать, что в отличие от отдельного слова, которое служит для выражения простых наименований, словосочетание всегда выражает то или иное сложное наименование.

Задание:

мяч и кожаный мяч (сложное наименование предмета);

высокий и очень высокий (сложное наименование признака);

читать и читать книгу (сложное наименование действия как процесса)

При изучении словосочетания мы будем, для краткости и удобства, рассматривать отдельные, изолированные единицы вне предложения. Однако это лишь условный лингвистиче­ский прием. Практически в речи словосочетание употреб­ляется лишь в составе предложения.

Структура словосочетания

В понятие структуры словосочетания входят:

— синтаксические отношения между членами словосочетания;

— типы связи слов в словосочетании (формальные связи слов).

Состав словосочетания

Словосочетание является двучленным. В нем выде­ляется грамматически господствующий член и грам­матически зависимый, подчиненный член.

Так, в слово­сочетании:

холмистый берег господствующий член — берег, подчиненный — холмистый.

Таким образом, одно слово в словосочетании является главным (стержневым), а второе – зависимым. При этом следует помнить, что главное – это слово, от которого мы задаем вопрос, а зависимое – это слово, к которому мы задаем вопрос.

интересная книга (книга – это главное слово, от которого мы задаем вопрос «какая?» и получаем ответ интересная);

читать вслух (читать — это главное слово, от которого мы задаем вопрос «как?» и получаем ответ вслух);

очень быстро (быстро — это главное слово, от которого мы задаем вопрос «в какой степени?» и получаем ответ очень)

Словосочетание образуют не два любых слова, а лишь знаменательные слова, причем, связанные друг с другом и грамматически, и по смыслу.

Возьмем для анализа хрестоматийный пример из «Песни о буревестнике» А.М. Горького:

«Над седой равниной моря ветер тучи собирает»

Вычленим из этого предложения все словосочетания:

1. (над) седой равниной;

2. равниной моря;

3. тучи собирает;

4. собирает над равниной.

Задание:

Сравните предложенные словосочетания со следующими сочетаниями слов: седой моря, моря ветер, ветер тучи

Эти сочетания слов словосочетаниями не являются, так как они не связаны друг с другом ни грамматически, ни по смыслу.

Минимальный состав словосоче­тания — два знаменательных слова (знойный полдень); кроме того, для связи употребляются служебные слова (стена из камня). Члены словосочетания могут быть выражены фразе­ологическими единицами (бежал сломя голову, всегда бьёт баклуши).

Согласно учению академика В.В. Виноградова, нельзя относить к словосочетаниям сочетание главных членов предложения, т.е. подлежащего и сказуемого (ветер собирает), так как они образуют грамматическую основу всякого простого предложения.

По составу словосочетания могут быть простыми и слож­ными.

Простые словосочетания состоят из минимального количества слов.

Сложные словосочетания возникают при распространении простого словосочетания словом или словосочетанием.

простое словосочетание холмис­тый берег в результате распространения его другим словосо­четанием становится сложным: холмистый берег с атлас­но-зелёными полосами пшеницы — здесь простое словосочетание стало господствующим членом сложного.

Сложное словосочетание сохраняет двучленность.

Четкое разграничение простых и сложных словосочетаний не всегда возможно. Несомненно простыми словосочетаниями являются те, которые состоят из двух знаменательных слов или из слова и фразеологической единицы. Близки к простым словосочетания, включающие в качестве одного члена синтак­сически неразложимые сочетания слов (встретил двух дру­зей, встретил отца с матерью, узнал много новостей), а также словосочетания с семантически неделимым сочетанием слов (пиджак старинного покроя, мужчина средних лет). С одной стороны, невозможны словосочетания «пиджак по­кроя», «мужчина лет», но с другой стороны, старинного по­кроя, средних лет — это свободные синтаксические словосо­четания. Таким образом, словосочетания типа мужчина сред­них лет, машина нового образца, сталь высокого сорта являются простыми по семантике, но сложными по синтакси­ческому построению.

Количество слов в сложном словосочетании ограничивает только объем данного предложения.

Долго про­тивился я искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение (Т.) — выделенное простое словосочетание после­довательно распространяется таким образом: противился ис­кушению прилечь, противился искушению прилечь где-ни­будь в тени, противился искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение. В любом объеме словосочетание остается двучленным, господствующий член — противился. Мы можем распространить это сложное словосочетание, включив слово долго: долго противился искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение. Дальнейшее распрост­ранение словосочетания невозможно (если включить я, то бу­дет восстановлено предикативное сочетание я противился и в целом воспроизведено предложение).

Таким образом, преде­лом распространения сложного словосочетания является предложение. Однако фактически в предложении как прос­тые, так и сложные конкретные словосочетания четко выде­ляются по их смысловой цельности. Так, в приведенном предложении выделяются словосочетания противился иску­шению (простое) и прилечь где-нибудь в тени хоть на мгно­вение (сложное). В речи они разделены интонационно — с по­мощью паузы.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Словосочетание как синтаксическая единица языка

Тип урока – комбинированный, т.е. mist – урок (лат. “соединение”).

Цели урока:

    Образовательная. Учащиеся должны знать, что словосочетание – это номинативная синтаксическая единица языка, имеющая свою структуру и выполняющая определенные функции.
  • Развивающая. Учащиеся должны научиться вычленять словосочетания из предложений и определять функции словосочетаний.
  • Воспитательная. Учащиеся должны убедиться в том, что именно словосочетание способствует развитию высокой культуры речи, развитию речи во всех ее формах (внутренней (устной) и внешней (письменной)); во всех функциях (общения, сообщения, воздействия).

I часть. Ориентировочно-мотивационная.

1. Вхождение в контакт с ребятами.

– Как настроение? Настрой на работу? Итак, начинаем наш урок русского языка.

У П. Вяземского, русского поэта, есть хорошие слова:

Язык есть исповедь народа.

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

– Я предлагаю вам сегодня попробовать услышать природу языка, его душу и быт, и помогут нам в этом…

2. Ситуация успеха.

– Внимание на доску!

– Перед вами следующая запись:

  1. Дорога –
  2. Лесная дорога –
  3. Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой

– Что это такое мы записали? Докажите!

Словосочетание номинативная единица языка

это слово как система знаков, имеющая Л.З. и Г.З., так как называет предмет;

– сущ., И. п., ед. ч., ж. р. Л.З. – “многозначное” – 4 значения.

Словосочетание номинативная единица языка
  1. это словосочетание, так как в отличие от слова называет определяемый предмет (признак, действие).
  2. это подчинительное сочетание двух и более компонентов, каждый из которых минимально выражается словом.
  3. главное (независимое) слово и зависимое слово связаны по смыслу, то есть с помощью вопроса и грамматики, то есть с помощью Словосочетание номинативная единица языкау зависимого слова, которое указывает на то, что это прилагательное И. п.
  4. они связаны по способу согласования.
  5. независимое слово выражает независимый компонент со значением непредикативного предмета, а зависимое слово выражает зависимый компонент со значением непредикативного признака.
  6. зависимый компонент выражает с независимым определительные (атрибутивные) отношения
  7. словосочетание простое, именное (субстантивное).

Словосочетание номинативная единица языка

– это предложение, так как имеет смысловую и интонационную законченность, выполняет коммуникативную функцию, то есть сообщения. Связь между главными членами: предикатом и подлежащим – взаимная. Предложение простое, так как одна П.О., но осложнено обособленным определением, выраженная П.О.

Вывод – Ребята, в целом, что такое слово, словосочетание, предложение?

(синтаксические единицы языка)

II. Этап урока. Постановка учебной задачи

— Ребята, на последних уроках мы говорили о построении (структуре) словосочетания как синтаксической единице языка

— Посмотрите на следующую запись. Какую задачу ставим перед собой?

(- Определить, какие словосочетания по строению и уровню отношений бывают)

Словосочетание номинативная единица языка

Н.П.-непредикативный предмет, Н.п.к.- непредикативный признак.

Вывод: Все это словосочетания, но в первом случаи – это простое с/с, так как один уровень членения, то есть это компоненты целого с/с; во втором случаи — два уровня членения, а в третьем случаи – три уровня членения

— Ребята, одно из понятий – “речь”- имеет две формы. Какие?

(- Монологическую и диалогическую)

— Что такое монолог?

— Используя данные определения, подумайте и скажите, как можно назвать с/с с одним уровнем членения, то есть с одним признаком?

(Монопризнаковые, так как монолог — греч. “Один”)

— А с двумя и более уровнями членения?

III. Этап урок Рефлексивно-оценочный. Преобразование модели.

— Мы с вами создавали модель структуры с/с, а теперь ее нужно преобразовать.

Словосочетание номинативная единица языка

— Ребята, а зачем нам нужна такая подробная работа со с/с? Почему мы, говоря о слове, с/с, вспоминали предложение?

(С/с — это строительный материал предложения, то есть может выражать состав предложения)

— Рассмотрев структуру с/с, о чем можно говорить дальше?

Функции словосочетания как синтаксической единицы языка

1 функция – номинативная (называет определяемый предмет, признак, действие)

2 функция – строительный материал предложения, входит в его состав (первичная, основная).

V. – Ребята, вспомните, пожалуйста, когда вы перечисляли синтаксические единицы языка (слово, словосочетание, предложение), то там стояло многоточие.

УЗ – Что бы это значило?

(текст – синтаксическая единица языка)

– Итак, внимание на доску!

Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. И стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли.

Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река. (Ф. Абрамов).

– Что перед вам? Докажите.

(текст, так как 1) есть целостность, то есть связь лексическая и грамматическая между словами и предложениями; 2) самостоятельность, то есть имеют общую тему: “Природа”; 3) законченность, то есть начало и конец).

– Ребята, это необычный текст, то есть микротекст – греч. micros “малый” (часть текста, в которой раскрывается микротема). Но в нем есть все три части, необходимые для построения текста. Какие?

I. Вступление.
II. Основная часть.
III. Заключение.

1 часть – первое предложение.

– Что оно представляет? Как строится?

(как простое словосочетание, то есть словосочетание здесь строительный материал предложения.)

Словосочетание номинативная единица языка

(если будет время, но лучше в тексте графически подчеркнуть, а устно сказать: простое, глагольное).

Основная часть – 2, 3, 4 предложения.

(как простые, сложные словосочетания).

  1. Изумрудные стволы ольхи.
  2. Стволы елей.
  3. Лесная дорога.
  4. Широкая просека

3 функция – словосочетание служит основным элементом текста через предложение.

Заключительная часть – Сравнение лесной дороги с зеленой рекой. Сравнительный оборот – “Будто зеленая река”, отделен от основной части четвертого предложения точкой.

Это парцелляция – лат. particular “частица”. Это такое чтение предложения, при котором какая-то часть (парцеллят) отделяется от основной части в устной речи длительной паузой, а на письме точкой, иногда многоточием или тире.

– Ребята, обратите внимание! Парцеллят входит в состав словосочетания.

VI. – Ребята, а нет ли еще одной функции словосочетания в этом тексте? Мы назвали три.

(Есть. Заглавие текста. => Словосочетание употребляется в качестве заголовка. Оно является ключевым, опорным).

Это четвертая функция словосочетания.

Вывод: все части связаны по смыслу и структурно: раскрывают тему, основную мысль, у них – единый временной план – настоящего времени.

Сравнение лесной дороги-просеки с зеленой рекой возвращает нас к заглавию миниатюры – “Лесная дорога”, и текст получает композиционную завершенность.

– Ребята, найдите слова одной тематической группы и назовите их.

(лес, лесная дорога, стволы ольхи, широкая просека, зеленая река) – природа.

– Итак, перед нами, текст. А что еще можно о нем сказать?

(Художественного стиля, так как

1) взят из художественного текста;

2) цель — воздействовать на читателя, слушателя;

3) отличительные признаки: используются эпитеты, сравнения.

Тип текста — описание).

Вывод: каковы же функции словосочетания в языке?

  1. Номинативная (называет определяемый предмет, признак, действия).
  2. Строительный материал предложения, входит в его состав.
  3. Служит основным элементом текста при некоторых видах его построения.
  4. Употребляется в качестве заголовка.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

“Оцени себя”

  1. Я активен был в работе на уроке.
  2. Я понял материал урока.
  3. У меня возникли урока.
  4. Я активно помогал группе.

Домашнее задание.

  1. Преобразовать модель словосочетания, связанную с функциями словосочетания в языке.
  2. Статья в газету “Человек и природа в городе” (используйте словосочетания как строительный материал, как название, как основной элемент текста и попробовать включить в текст парцелляцию).

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Словосочетание номинативная единица языка

1. В формально-грамматическом направлении словосочетание – любое грамматически оформленное соединение слов, предложение – частный случай словосочетания.

2. В теории В.В. Виноградова словосочетание – особая синтаксическая единица, представляющая собой результат синтаксического распространения знаменательного слова. Поэтому словосочетание существует только на основе присловной подчинительной связи и имеет номинативную функцию.

3. В синтаксисе В.А. Белошапковой словосочетание противопоставлено предложению (простому) как единица непредикативная единице предикативной. При таком подходе к словосочетаниям относятся не только подчинительные, но и сочинительные соединения слов как непредикативные образования.

Покажем эти различные трактовки словосочетания на простых примерах:

2. Летящая птица

3. Птицы и звери.

С точки зрения формально-грамматической все три примера представляют собой словосочетания. В синтаксисе В.А. Белошапковой к словосочетаниям относятся непредикативные образования (т.е. 2) и 3)) В теории В.В. Виноградова к словосочетаниям следует отнести только пример 2) – как подчинительное сочетание, результат распространения слова.

Каждая из концепций имеет свои основания и право на существование. Но самой объективной, отражающей природу синтаксических единиц является концепция В.В. Виноградова. Поэтому именно она получила наибольшее распространение в синтаксической науке и в учебной практике.

Словосочетание в теории В.В. Виноградова. Синтаксическая валентность слова. Правила образования словосочетаний

Итак, в теории В.В. Виноградова словосочетание – это распространенное слово. Знаменательные слова обладают свойством синтаксической сочетаемости или синтаксической валентности. Это значит, что слово в силу своих категориальных свойств сочетается с определенными словоформами. Синтаксическая валентность слова определяется рядом факторов, которые В.В. Виноградов назвал правилами образования словосочетаний. Перечислим эти факторы, или правила.

1) Общая категориальная характеристика слова, принадлежность его к определенной части речи. Например, имена существительные сочетаются с прилагательными ( N + Adj ), глаголы сочетаются с наречиями ( V + Adv ) и с падежными или предложно-падежными формами существительных ( V + N 4, V + N 5, V + C N 5 и др.).

2) Частные морфологические свойства слова. Например, переходные глаголы сочетаются с формой винительного падежа со значением прямого объекта: V + N 4 (писать письмо, собирать грибы, изучать историю), компаратив любой части речи сочетается с формой родительного падежа: Comp + N 2 (быстрее ветра, страшнее смерти).

3) Словообразовательные связи слова. Например, имена существительные, образованные от переходных глаголов, сочетаются с родительным падежом: N + N 2 (составление программы, сбор урожая) или с предложно-падежной формой «с + дат. падеж», если существительное обозначает проявление отношения: N + К N 2 (любовь к родителям, презрение к предателю).

4) Принадлежность слова к определенной семантической группе. Например, глаголы со значением опасения сочетаются с родительным падежом: V + N 2 (бояться, опасаться, остерегаться кого-то/чего-то); глаголы речемыслительной деятельности сочетаются с предложно-падежной формой «о + предл. пад.»: V + O N 6 (рассказывать, беседовать, сообщить, думать, размышлять о ком-то/чем-то) и др.

5) Морфемная структура слова, конкретно – наличие в слове приставки, предопределяющей определенную зависимую предложно-падежную форму. Например, приставка «с-», имеющая значение направления сверху вниз, предполагает зависимую предложно-падежную форму «с + род. пад.» (спуститься с лестницы, спрыгнуть с обрыва, сбежать с пригорка ), приставка «при-» предсказывает предложно-падежную форму «к + дат. пад.» (прибить, прикрепить, примкнуть к чему-то).

6) Наконец, фактором, предопределяющим синтаксическую валентность слова, может быть индивидуальное лексическое значение слова. Например: надеяться на лучшее, верить в себя, превосходство над противником, преимущество перед кем-то.

Типология словосочетаний: типы словосочетаний по главному компоненту и по структуре

1. Типы словосочетаний по морфологической принадлежности главного слова

Любое знаменательное слово сочетается с определенным кругом распространяющих его (зависимых) словоформ. Следовательно, типология словосочетаний по главному слову должна соответствовать классификации знаменательных слов как частей речи. На самом деле вопрос этот гораздо сложнее. Существуют бесспорные, общепризнанные типы словосочетаний по главному компоненту: глагольные (вербальные): заметить ошибку, уехать во Францию, тренироваться на стадионе, с главным словом существительным (субстантивные): вишневый сад, дом с мезонином, встреча выпускников, с главным словом прилагательным (адъективные): необыкновенно талантливый, темный от загара, полный решимости и с главным словом наречием (адвербиальные): очень тихо, слишком откровенно, далеко от дома. Конечно, у разных частей речи разные сочетательные свойства и возможности. Самая широкая сочетаемость у глагола и имени существительного, гораздо более ограниченная у прилагательного и наречия, в особенности сочетаемость ограниченна у слов с некачественным значением.

Кроме бесспорных четырех основных типов словосочетаний, есть и такие, само выделение которых или причисление к тому или иному типу является проблематичным. Рассмотрим спорные случаи.

1) Существуют ли словосочетания на основе местоимений? На этот вопрос следует ответить отрицательно: местоимения, местоименные слова не обозначают предметов, признаков, а указывают на них. Поэтому не могут распространяться как слова личные местоимения, нельзя сказать «умный он», «несчастный я» (Правда, в художественном тексте возможно окказиональное употребление таких словосочетаний: Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня — Симонов). И тем не менее некоторые местоимения образуют словосочетания. Это неопределенные местоимения «что-то», «кто-то», «некто» и др. Например: некто в сером, что-то непонятное. Такие словосочетания семантически нечленимы, тем не менее мы можем представить их структуру как Pron + Adj . Но можно такие словосочетания объединить с субстантивными N + Adj , как это сделано в «Русской грамматике» 1980 г.

2) Следующий вопрос касается словосочетаний имен числительных. Не вызывает сомнений способность числительных сочетаться с формами существительных. Но известно, что сочетаемость эта необычная, единой парадигмы такие словосочетания не имеют: в именительном и винительном падежах числительное является главным словом в словосочетании с существительным Numer + N 2 (три страницы), а в косвенных падежах главным становится существительное N + Numer ( Adj ) – трех страниц, трем страницам, тремя страницами..

3) Наконец, спорным является вопрос о словосочетании компаратива: особый тип словосочетания или это одно из словосочетаний наречия? Основанием для признания компаративного словосочетания отдельным типом является синтаксическая валентность, свойственная именно компаративу, — это зависимая словоформа N 2, характерная не для наречия (или прилагательного), а именно для компаратива (данная словоформа выражает объект сравнения): умнее других, белее снега, стройнее тополя. Напомним, что именно характерная синтаксическая сочетаемость является одним из важнейших оснований для выделения компаратива в особую часть речи.

2. Типы словосочетаний по составу (по количеству компонентов).

Данная классификация представлена в «Русской грамматике» 1980 г. По этому признаку словосочетания делятся на простые, сложные и комбинированные.

Простые словосочетания, в свою очередь, делятся на двучленные и трехчленные. Двучленные словосочетания образуются на основе одиночной сильной или слабой связи. Например: солнечный день, строить дом, идти пешком, звонок из редакции. Трехчленные словосочетания образуются на основе двойной сильной связи. Например: снабдить экспедицию снаряжением, вбить гвоздь в стену.

Сложные словосочетания образуются на основе двух и более связей, исходящих от одного главного слова. Например: новая квартира со всеми удобствами, взять письмо со стола, лежать на диване с книгой.

Комбинированные словосочетания образуются на основе связей. исходящих от разных стержневых слов. Например: увлеченно читать интересную книгу, удобный для работы стол, хороший друг моего отца.

Словосочетание как синтаксическая конструкция: формальная и семантическая характеристика

1. Структура словосочетания (структурная схема, модель).

Рассмотрим структуру простого (двукомпонентного) словосочетания. Каждый из компонентов – главный и зависимый – имеет свои релевантные признаки.

Для главного компонента релевантна прежде всего принадлежность к части речи. Главный компонент – это слово (!), и ни в коем случае не словоформа. Соответственно он изображается в модели символом части речи: V (глагол), N или S (существительное), Adj (прилагательное), Adv (наречие). Кроме того, релевантными могут быть частные категориальные свойства слова (см. Правила образования словосочетаний): частная морфологическая особенность, семантика и др. Поэтому в записи модели словосочетания следовало бы отмечать и эти признаки, например, переходность глагола, семантические, морфемные особенности. Допустим, так: Vtrans (переходный глагол) + N 4 (читать книгу), Vfaz (фазисный глагол) + inf (начать рассказывать). Но в сложившейся практике частные категориальные признаки не принято записывать. При этом мы, конечно, имеем их в виду для характеристики главного компонента.

Для зависимого компонента релевантна словоформа. В записи модели она обозначается в соответствии с синтаксической связью: при согласовании – часть речи ( Adj ), поскольку эта словоформа уподобляется форме главного слова; при управлении — падежная или предложно-падежная форма; при примыкании – неизменяемая часть речи или особая неизменяемая словоформа. Например, словосочетание «мой дом» имеет модель N + Adj , словосочетание «его дом» имеет модель N + N 2, словосочетание «способный понять» — Adj + Inf и т.д.

2. Парадигма словосочетания. Словосочетание существует в парадигме. Формами словосочетания являются формы главного компонента. Таким образом, парадигма словосочетания совпадает с парадигмой главного слово. Это двенадцать форм нормального имени существительного или 6 форм существительного Singularia или Pluralia tantum , 24 формы имени прилагательного (плюс краткие формы для качественных прилагательных). Проблему составляет компаратив, который имеет характерную именно для этой формы сочетаемость. Например, прилагательное «быстрый» имеет парадигму из 24 форм положительной степени. Компаратив «быстрее» образует словосочетания, подобно всякому компаративу, с существительным в родительном падеже («быстрее ветра»), и это словосочетание уже не входит в парадигму прилагательного.

Особым образом стоит вопрос о парадигме количественных и собирательных числительных. Числительные в сочетании с именами существительными представляют собой не одну парадигму, а совмещение двух разных парадигм: N + N 2 (три товарища) и N + Numer ( Adj )/(трех товарищей, трем товарищам и т.д.).

3. Синтаксическое значение словосочетания (типы синтаксических отношений в словосочетаниях). В словосочетании возможны только отношения субординативного типа. Синтаксические отношения и их классификации было рассмотрены в соответствующей теме. Повторим только то, что актуально для словосочетания, а именно виды субординативных отношений: определительные, объектные, обстоятельственные, восполняющие. Первые три типа проявляются в частных разновидностях.

— признак и его носитель (определительно-субъектные): совет врача, распоряжение директора, свежесть лица, белизна снега. Такие словосочетания легко трансформируются в предложения: Врач посоветовал, Директор распорядился, Снег белый;

— часть и целое: рукав пальто, ступенька лестницы;

— принадлежность предмета лицу: дом отца, поэма Пушкина;

— отношение лица к учреждению, организации: директор завода, студент университета

Функционирование словосочетания в предложении

Словосочетание – особая синтаксическая конструкция, которая существует автономно от предложения на основе синтаксической валентности слова. Но в то же время словосочетание употребляется в предложении. В одних случаях словосочетание входит в состав предложения без изменений. Например: Темные окна дрожали от сырого восточного ветра. В предложение включены три словосочетания: «темные окна», «дрожать от ветра», «сырой восточный ветер».

В других случаях словосочетание претерпевает те или иные изменения:

а) Изменения могут быть связаны с коммуникативным заданием, с актуальным членением: изменяется порядок компонентов словосочетания, происходит нарушение их контактности:

Ср.: Он пил некипяченое молоко и Молоко он пил некипяченое; Вокруг него образовалась странная компания и Странная образовалась вокруг него компания. При этом словосочетание не разрушается, его можно «восстановить», потому что сохраняются те же самые синтаксические отношения – субординативные определительные.

б) Изменения могут носить конструктивный характер: изменяются синтаксические отношения — словосочетание разрушается. Например: Очередь, серая, каменная, была несокрушима, как греческая фаланга (Ильф и Петров). Между компонентами «очередь» и «серая, каменная» отношения уже не субординативные определительные, а полупредикативные, что выражается порядком слов и интонацией

в) Может происходить расширение сочетаемости слова в предложении, снятие ограничений на сочетаемость. Например, в русском языке есть глаголы, выражающие адресованное действие, адресат выражается дательным падежом: вручить подарок юбиляру, написать письмо матери. В предложении адресат может появляться и у таких глаголов, значение которых не предполагает адресата: нарисовать, сшить (Мать сшила дочке платье, Нарисуй мне ёжика). Пример из стихотворения А. Твардовского: Паровозы, горячась, грохочут под уклон (ср.: мчатся под уклон).

г) В предложении словосочетание может употребляться в неполном составе: пропускается зависимый компонент или главный компонент. В первом случае главное слово может не иметь необходимых распространителей. Например, глагол жаловаться имеет две валентности — два распространителя с объектным значением: жаловаться кому-то на что-то. Но вполне возможно такое предложение: Нужно лечиться, а не жаловаться. В других случаях возможен пропуск главного компонента: У Тани не было ручки, и я дала ей свою.

Семантическая структура словосочетания

В семантическом аспекте словосочетание выражает пропозицию, если содержит предикатное слово. Актантная структура обычно представлена не полностью. Например: вставить стекло в раму. Предикат «вставить» имеет два объектных актанта, субъектный актант в словосочетании не представлен. Посещение общежития деканом. В этом словосочетании представлены и объектный актант («общежития»), и субъектный («деканом»). Открытие Америки. Представлен только объектный актант. Если в составе словосочетания нет предикатного слова, то нет и пропозитивного значения: крыша дома, хрустальная ваза.

Существуют словосочетания, пропозитивную семантику которых создает предлог-суперпредикат. Например, предлог «для» имеет значение предназначения: альбом для марок = ‘альбом, предназначенный для марок’. Предлог «без» соответствует по значению глаголам с отрицанием «не иметь, не быть»: дверь без замка = ’дверь, не имеющая замка‘.

Подведем итог. Словосочетание – это номинативная синтаксическая единица, существующая на основе синтаксическое валентности слова. В грамматическом аспекте словосочетание – особая, элементарная синтаксическая конструкция, имеющая формальную модель и синтаксическое значение. Словосочетание – не коммуникативная единица, но оно включается в состав предложения и может претерпевать изменения, коммуникативно обусловленные. В семантическом плане словосочетание отражает пропозицию, если содержит предикатное слово или предлог с предикатным значением.

🌟 Видео

Русский язык 8 класс. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать

Русский язык 8 класс. Словосочетание как единица синтаксиса.  Виды словосочетаний

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Словосочетание как единица синтаксисаСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Словосочетание как единица синтаксиса

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Что такое словосочетание?Скачать

Что такое словосочетание?

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)

Поиски минимальной синтаксической единицы. Часть 1. Словосочетание или?..Скачать

Поиски минимальной синтаксической единицы. Часть 1. Словосочетание или?..

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетанияСкачать

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетания

Русский язык 8 класс (Урок№6 - Основные единицы синтаксиса.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№6 - Основные единицы синтаксиса.)
Поделиться или сохранить к себе: