- Словосочетание не соответствующее грамматическим нормам
- Олимпиадные задания по русскому языку (7-11 классы)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Морфологические нормы
- Что такое морфологические нормы
- Виды морфологических норм, стилистические особенности
- Функции морфологических норм, причины трудностей
- Морфологические нормы современного русского языка (глагол)
- Морфологические нормы современного русского языка (имя существительное)
- Морфологические нормы имен прилагательных
- Морфологические нормы причастий
- Морфологические нормы деепричастий
- Нормы употребления местоимений
- 🎥 Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетание не соответствующее грамматическим нормам
В журнале «Русский язык» (№1 2015 г.) ИД «Первое сентября» опубликованы дидактические материалы для подготовки к выполнению этого задания. Авторы рекомендаций Е.А.Гингель и А.Г.Нарушевич.
В новой демоверсии* КИМов единого государственного экзамена по русскому языку 2015 г. изменен формат ряда заданий, одно из них теперь выглядит следующим образом.
Задание 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А. Получив начальное домашнее
образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
Б. Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
В. Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Г. Благодаря повышения уровня
обслуживания в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Д. Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном»
1. Неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом.
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
7. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В предшествующей демоверсии в аналогичном задании необходимо было указать в ответе номер одного из 4-х предложений, в котором нарушена синтаксическая норма. В новой версии задания 5 предложений, и в каждом из них содержится грамматическая ошибка. Выпускнику необходимо выявить ошибки и понять их причину, затем установить соответствие, при этом в перечне ошибок предложено не 5 вариантов, а 7, что, безусловно, затрудняет выполнение задания. Чтобы выявить нарушенную норму и верно «поставить диагноз», нужно хорошо разобраться в том, что собой представляет каждая из семи позиций второго столбца задания.
Кодификатор фиксирует умения выпускников, в том числе и умение выполнять различные виды анализа:
• оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные… нарушения языковых норм**.
И при выполнении задания 25 (часть 2, сочинение-рассуждение) весьма важно умение «применять в практике речевого общения основные… грамматические нормы современного русского литературного языка» и «редактировать собственный текст».**
Неудивительно, что задание № 7 экзаменационной работы отнесено к высокому уровню сложности. За его верное выполнение можно получить 5 из максимальных 55 первичных баллов.
В Спецификации сказано: «За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение».
Таким образом, для учеников важно приобрести умение увидеть ошибку (нарушение литературной нормы); умение исправить ошибку в сочинении; назвать вид ошибки из предложенного списка, выполняя задание № 7.
А для учителей еще более актуальной стала задача находить и использовать действенные методы и приемы, чтобы научить детей видеть ошибки и понимать причину, вызывающую их (задание № 7), а в сочинении – исправлять различные виды ошибок, т.е. редактировать собственный текст.
Для экспертов важно объективно оценить работу ученика.
Если приемы выявления ошибок, их причин, а также виды правки станут привычными, превратятся в устойчивый навык, то и выполнение рассматриваемого задания, и работа над языком сочинения-рассуждения будут более эффективными.
Мы предлагаем материал, который поможет учителям подготовить учеников к выполнению этого задания и будет способствовать совершенствованию речевой культуры выпускников. Синтаксические нормы – это правила построения синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. В содержание заданий, проверяющих усвоение этих норм, включены примеры различных синтаксических ошибок: необходимо установить соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками. Рассмотрим типичные виды синтаксических ошибок.
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
При употреблении падежных форм существительных с предлогом часто встречаются следующие ошибки:
1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины); не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов);
2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
3) неправильный выбор предлога: партнер в игре в теннис (правильно: партнер по игре в теннис).
После предлога по в значении « после чего-либо» имя существительное употребляется в предложном падеже: по приезде в город, по возвращении домой; после предлогов благодаря, согласно, вопреки – в дательном падеже: согласно приказу, вопреки прогнозу.
2. Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением.
Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты».
Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты». Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».
Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.
3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Например: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалел (правильно: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалели). Здесь главное предложение « перебивается» находящимся внутри него придаточным. При подлежащем главного предложения в конструкциях те, кто и все, кто сказуемое ставится во множественном числе: те пожалели.
В придаточном предложении относительное местоимение кто употребляется с глаголами в форме единственного числа: кто согласился? При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое ставится в единственном числе.
4. Нарушение способа выражения сказуемого, например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные – в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму иллюстрированы.
5. Ошибки в построении предложения с однородными членами :
1) смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: Новая статья напечатана не только в газетах, а также в глянцевых журналах (правильно: …не только в газетах, но и в глянцевых журналах);
2) неправильное расположение компонентов двойного союза: Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране (правильно: …за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране);
3) пропуск предлога: Предлагают туристические поездки в Турцию, Египет, Малайзию, Кубу (правильно: в Турцию, Египет, Малайзию, на Кубу);
4) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: Тема сочинения может быть раскрыта на примере произведений различных поэтов: А.Пушкин, С.Есенин, А.Блок (правильно:…А.Пушкина, С.Есенина, А.Блока);
5) нарушение управления при однородных членах: два и более однородных члена должно требовать от общего зависимого слова одинакового падежа и предлога: например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.
Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?).
Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.
6) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты: Это был человек, знавший себе цену и который никому не давал себя в обиду (правильно: … человек, знавший себе цену и никому не дававший себя в обиду… или … человек, который знал себе цену и никому не давал себя в обиду).
6. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.
Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например: Я бродил по улицам, заросших одуванчиками и цветущей травой (неверно выбран падеж причастия; правильно: …по улицам (каким?), заросшим…).
Причиной ошибки может быть также неверный порядок слов в предложении: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес (определяемое слово не должно находиться внутри определения; правильно: Статья, опубликованная в газете… или Опубликованная в газете статья…).
7. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.
При использовании деепричастного оборота следует помнить, что, как правило, называемое им действие обозначает действие подлежащего: Приехав в Москву, я отправился на Воробьевы горы (я приехал и отправился).
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.
Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:
1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу…);
2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно (правильно: Когда я приехал в Москву…);
3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой рабочие проверяют оборудование.)
8. Ошибки при построении сложного предложения, например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился – придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.
9. Неправильное построение предложения с косвенной речью , например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю – при переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.
Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли: Учитель спросил, что успеем ли мы закончить работу на этой неделе.
Задания для подготовки по данной теме. 17 вариантов с ответами.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Олимпиадные задания по русскому языку (7-11 классы)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Олимпиадные задания по русскому языку для 10-11 кл.doc
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2019/2020 учебный год
Установите, о каких двух согласных звуках современного русского языка идет речь, если о них известно следующее:
они противопоставлены по признаку мягкости – твердости и, следовательно,
различают звуковые оболочки слов (выполняют смыслоразличительную функцию),
по месту образования это губно-зубные звуки,
по способу образования – щелевые,
первоначально появились в заимствованных словах – как в именах собственных, так и в нарицательных существительных, на письме их обозначали двумя буквами кириллической азбуки – в соответствии с начертанием заимствования в языке-источнике,
их появление на собственно восточнославянской почве (в древнерусском языке) было связано с падением редуцированных и отмечается в
письменности не ранее ХП века.
Дополнительная информация . Эти звуки есть в начале имени, отчества и фамилии известного русского лингвиста, признанного главой так называемой Московской лингвистической школы, академика Петербург. АН (1898 г.), автора трудов по самым различным разделам русистики и славистики. Назовите имя ученого, если оно Вам известно.
2.Приведите примеры использования каждого из этих звуков: а) в начале слова, б) в середине слова, в) в конце слова (фонетической транскрипцией можно обозначить только эти звуки).
Покажите на примере любых древнерусских слов, как падение редуцированных привело в древнерусском языке к возникновению этих звуков и в каких позициях это происходило.
Описаны звуки [ф] и [ф’].
Имя лингвиста – Филипп Федорович Фортунатов.
В начале слова: [ф]акт, [ф’]иолетовый;
середине слова: ла [ ф ]ка, поста [ф’] те;
конце слова: нов – но[ ф ], новь – но[ ф’]
Пример древнерусских слов, в которых после падения редуцированных появились
>КРОВ (утрачивается конечный гласный Ъ, находившийся в слабой
происходит позиционный процесс — оглушение согласного [В ] в конце
> КРО[В’] (утрачен конечный гласный Ь, находившийся в слабой позиции,
происходит оглушение согласного [В’] в конце слова ) >
другого фонетического (комбинаторного)
(ассимиляции) согласных по глухости представлены в словах ла[ ф ]ка, поста [ф’ те]. Критерии оценивания
За определение описанных звуков – по 2 балла. Всего 4 балла.
За указание имени ученого – 1 балл.
За примеры использования каждого звука в той или иной позиции – по 0,5 балла.
За объяснение возникновения каждого из этих двух звуков после падения редуцированных в результате позиционных и комбинаторных фонетических процессов
– по 1 баллу. Всего 4 балла.
Максимум 12 баллов.
В «Лонжюмо» Андрея Вознесенского есть такие стихи:
Россия, я твой капиллярный сосудик,
Мне больно когда,
Тебе больно, Россия!
Оцените конструкцию с придаточным через призму синтаксической нормы русского языка и «норму» художественной речи.
Какой смысл выражается при таком построении предложения? Предложите вариант, более соответствующий норме литературного языка. Объясните, как при этом меняется содержание высказывания.
придаточным норме не соответствует, потому что союз оказывается в постпозиции. Такое построение представляет собой «поэтическую вольность», являет собой креативный подход к использованию синтаксических конструкций, помогает поэту акцентировать мысль: «России больно, когда мне, ее капиллярному сосудику, плохо».
Конструкция, построенная в соответствии с нормой (союз, союзное слово начинают придаточное предложение: Россия, я твой капиллярный сосудик, / Мне больно, когда тебе больно, Россия!
Содержание высказывания меняется: «Мне, капиллярному сосудику России больно, когда плохо России
За указание на ненормативность конструкции- 1 балл.
За разъяснение нормативной структуры СПП – 1 балл.
За указание на креативность и языковое творчество поэта – 2 балла.
За истолкование смысла высказывания в обоих случаях – по 2 балла. Всего 4 балла.
Максимум 8 баллов.
Восстановите фрагмент статьи из «Энциклопедического словаря юного филолога». После того, как фрагмент будет Вами восстановлен, предложите для него заголовок .
Сколько слов включает словарь человека? Ответ не прост. Людоедка
Эллочка из романа И. Ильфа и Е. Петрова обходилась(1)__________________
словами. Словарь языка произведений А.С. Пушкина насчитывает примерно
(2)_________________________ слов. Объем словаря зависит от того, о каком
человеке идет речь.
Само понятие «словарь языка человека» нуждается в истолковании. Слова, которые человек употребляет, составляют его (3)________________________
словарь. Слова, относящиеся к (4) __________________ словарю, имеют
важное отличие: мы часто понимаем их приблизительно, неточно, лишь в контексте. Попробуйте объяснить слова:
ёрничать – (6)____________________________________________, плёс –
Употребление слов, которые человек не знает, может порождать комическую ситуацию и непонимание в общении.
Двадцать тысяч слов
Часть здания, окруженная перилами, колоннами, или сами перила, украшающие балконы или террасы
озорничать, вести себя шутовски, неприлично
разлившаяся часть реки или место, где река имеет спокойное течение.
«Активный и пассивный словарь (языковой личности)» «Человек, его активный и пассивный словарь».
За каждое верно вставленное слово и истолкованное слово – по 1 баллу
За корректный заголовок – 1 балл.
Максимум 8 баллов.
Мы хорошо знаем, что в русском языке многие слова связаны синонимическими отношениями. Но богатство языка определяется и синонимическими отношениями других языковых единиц.
Покажите, при помощи каких синтаксических конструкций может быть выражена мысль: КАТЮ ТРЕВОЖИТ МОЛЧАНИЕ СЕСТРЫ.
Предложите максимально большое число возможных синонимических конструкций.
Катя тревожится: сестра молчит.
Сестра молчит, и это тревожит Катю
Катя тревожится, потому что сестра молчит.
Катя тревожится из-за молчания сестры.
Катя встревожена молчанием сестры.
Молчание сестры – вот что тревожит Катю.
Повод для Катиной тревоги – молчание сестры.
Сестра молчит, что тревожит Катю.
Сестра молчит, из-за чего Катя тревожится.
Катю тревожит, что сестра молчит.
За каждую приведенную синонимическую конструкцию – по 1 баллу.
Максимум 10 баллов.
художественной речи М.Ю. Лермонтова есть такие стихотворные
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством…
При помощи каких лексических единиц организовано здесь противопоставление ?
Являются ли эти слова в русском языке антонимами? Свою позицию обоснуйте.
Укажите термин, обозначающий слова, организующие противопоставление, но не являющиеся антонимами.
Для каждого слова, организующего в стихах М.Ю. Лермонтова противопоставление, постройте возможно более полный синонимический ряд.
Это слова ПЕРВЫЙ – ПОСЛЕДНИЙ, ПОЗОР – ТОРЖЕСТВО.
В русском языке первая пара связана антонимическими отношения, вторая – нет: позор – постыдное, унизительное для кого-либо положение в результате недостойного поступка; торжество – полный успех, достигнутый в результате преодоления чего-нибудь.
Для обозначения таких противостоящих в контексте понятий используется термин
ПЕРВЫЙ – ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ, НАЧАЛЬНЫЙ, ИНИЦИАЛЬНЫЙ ПОСЛЕДНИЙ – ЗАВЕРШАЮЩИЙ, ФИНАЛЬНЫЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПОЗОР – БЕСЧЕСТЬЕ, БЕССЛАВИЕ, СТЫД, СРАМ (разг.), СРАМОТА (прост.), СТЫДОБА (прост.)
ТОРЖЕСТВО – ТРИУМФ, ПРАЗДНЕСТВО
За указание противопоставленных слов – по 0,5 балла; всего 2 балла.
За разъяснение отношений между ними – 2 балла.
За термин КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ АНТОНИМЫ. – 1 балл.
За построение синонимических рядов – по 0,5 балла за каждый приведенный синоним.
За указание стилистической окраски разговорных и просторечных слов синонимического ряда можно добавить 1 балл.
Максимум 13 баллов.
Перед Вами словарная статья некоего лексикографического издания.
Внимательно изучите ее и дайте ответы на предложенные ниже задания.
ДРУГ (Дж. 4/49, Ш. 128/318, У.76) – товарищ 39, враг 30, верный 29, хороший 16, мой 10, недруг 9, близкий 5, настоящий, старый 4, брат, дорогой, надежный, преданный, приятель 3, закадычный, лучший, любимый, он, собака 2, большой, вечный, в нужде, волк, давний, далекий, девушка, детства, детства, добрый, дорога, друга, единственный, желанный, женщина, любовь, мальчик, милый, Мишка, муж, навсегда, не верится, нет, общий, откровенный,
Парта , первый, плохой, подлость, подруга, предатель, приходить, противник, сердечный, сестра, синий, собака – друг человека, честный, чудеса 1. N= 209.
Примечание. В скобках – отмечается частотность заголовочного слова по трем словарям: Джоссельсона, Штейнфельдт и Университета дружбы народов.
Определите тип словаря и его возможное название.
Опишите структуру словарной статьи.
Каково назначение словаря, что он дает для изучения русского языка, его преподавания?
Тип словаря – ассоциативный, ассоциативных норм, которые характеризуют устойчивые ассоциативные связи между словами.
Название: «Словарь ассоциативных норм русского языка» (одно из первых изданий такого рода: под ред. д.ф.н. А.А. Леонтьева). В названии обязательно указывается … РУССКОГО ЯЗЫКА.
Структура словарной статьи :
частотность этого слова по указанным в примечании словарям,
слова-реакции в последовательности от более частых к менее частым (если их несколько и они встретились одинаковое количество раз, то даются в алфавитном порядке) ,
общее число испытуемых, давших ответ на слово-стимул.
представлять наиболее частотные семантические (смысловые) связи слов. Изучающий русский язык, ориентируясь на более частые реакции, моржет более ясно представить его положение слова в семантическом поле:
словарь отражает наиболее важные синтагматические связи слов (их сочета6мость);
словарь фиксирует наиболее характерные связи, свойственные русской культуре (ЗАКАДЫЧНЫЙ ДРУГ, СОБАКА – ДРУГ человека и т.п.)
За определение типа словаря – 2 балла.
За название – 1 балл.
За описание структуры словарной статьи -1 балл за каждую позицию. Всего 4 балла.
За характеристику назначения словаря – до 3 баллов.
Максимум 10 баллов.
русской грамматике часто встречаются нулевые единицы. Они, как известно, выполняют важные функции, передавая, как и материально выраженные единицы, определенное значение.
данном ниже тексте укажите все обнаруженные Вами нулевые
Охарактеризуйте передаваемые ими значения.
Вчера были дожди, а сегодня сухая и солнечная погода. Мы отправились на прогулку в лес. Радовали золотые листья и веселый птичий гомон. Вдруг брат замер: за кустами мелькнул рыжий лисий хвост; лиса подстерегала мышь. На дереве мы заметили беличий трофей – сушеный гриб.
Лесные прогулки – отрада для души.
В тексте имеется 14 нулевых единиц – аффиксы и словоформы.
ЛЕС, ТРОФЕЙ, ГРИБ – нулевые окончания (имя существительное, м.р., ед.ч.,в.п. )
БРАТ, ХВОСТ, ГОМОН — нулевые окончания ( существительное м.р., ед.ч., им.п.)
ЛИСИЙ, ПТИЧИЙ — нулевое окончание — (притяжательное прилагательноес,
конце слова – суффикс притяжательного прилагательного и, м.р., ед.ч. ,
БЕЛИЧИЙ – нулевое окончание (притяжательное прилагательное, м.р., ед.ч.,
ЗАМЕР (форма пр. вр. глагола, с нулевым аффиксом (суффиксом ) (ср: ЗАМЕРЛА) и нулевым окончанием )
МЕЛЬКНУЛ – нулевое окончание (форма пр. вр. глагола, с нулевым окончанием м.р., ед ч.), … А СЕГОДНЯ СУХАЯ ПОГОДА. Нулевой единицей здесь является
словоформа. (отсутствие связки ЕСТЬ передает значение наст. времени глагола, ед.ч. ).
ЛЕСНЫЕ ПРОГУЛКИ – ОТРАДА ДЛЯ ДУШИ. Нулевой единицей здесь является словоформа. (отсутствие связки СУТЬ передает значение наст. времени глагола, мн.ч. )
За верное указание нулевых единиц – по 1 баллу. Всего 14 баллов.
За верное описание грамматических значений нулевых единиц – по 0,5 балла Всего 7 баллов.
Максимум 21 балл.
Переведите фрагмент памятника древнерусской письменности ХIII-ХIV века «Мерило праведное», представляющего собой поучения о праведных и судах .
Богъ прехитрый творець всеa твари i велiкии прмысленикъ человеческому животу и спасению во всеи своdи твари i въ звёрехъ i въ птицахъ i въ рыбахъ i въ жюпеличьи •вложилъ всёмъ dствены норовы человекомъ на оучениd •како котоWрыё пWдражати дWбрыё норовы •а лукавыё Wтмётати и гнусны • нетщивъ Wсл лукава лисица страшивъ елень заaць и своdго стён боитьс •не забытливъ добра песъ быстроскочива серна борза рысь злопамятивъ велблудъ •съ гнёвомъ родисG левъ
ПРИМЕЧАНИЕ: жюпеличьи – собирательное существительное – «пресмыкающиеся».
Бог, искусный создатель всех тварей земных и великий предначертатель человеческой жизни и спаситель всех созданных им тварей
– и зверей, и птиц, и рыб, и пресмыкающихся. Он вложил всем естественные для них нравы людям на учение: как каким подражать. Подражать надо добрым нравам, а лукавых и гнусных сторониться.
Несуетлив вол, хитра лисица, пуглив олень, заяц и своей тени боится. Пес не забывает добра, серна резво скачет, быстра рысь, злопамятен верблюд, агрессивным родится лев.
За перевод архаизмов (МЕРИЛО ПРАВЕДНОЕ, ПРЕХИТРЫЙ, 7 баллов.
За внятный перевод и литературную правку текста – до 5 баллов.
Максимум 12 баллов.
Во фрагменте памятника найдите слова, этимологически родственные словам ЖИТО и ИЗГОЙ. Свою позицию обоснуйте.
ЖИВОТЪ – жизнь (от той же основы, что жить). Восходит к индо-евр.
givata; звук Г перед гласным переднего ряда изменился в шипящий Ж.
ЖИТО – всякий хлеб в зерне или на корню, от той же основы, что ЖИТЬ.
ЖИТО – буквально «то, что позволяет жить».
ИЗГОЙ – 1) в древней Руси: человек, вышедший из своего прежнего сословия (ИСТОРИЗМ). 2) В СРЯ — «человек, отвергнутый обществом». Производное от «ИЗГОИТЬ» — выгнать, ВЫЖИТЬ. Семантика явно указывает на родство, но в этом слове сохранился исходный звук Г, он не претерпел фонетических изменений, находясь в позиции перед гласным непереднего ряда.
За найденное слово – 2 балла.
За объяснение этимологического родства – по 2 балла. Всего 6 баллов
Максимум 8 баллов.
Проанализируйте словообразовательную структуру прилагательного СТРАШИВЪ, покажите значения составляющих его морфем.
Выпишите из текста памятника все другие слова, имеющие тот же словообразовательный аффикс.
Актуальна ли эта словообразовательная модель в современном русском языке? Свое мнение докажите, приведя соответствующие примеры (не менее 8).
Модель: корень СТРАХ + формант ИВ (указывающий у прилагательных на тот или иной признак, выраженный в значительной степени) (+ окончание). Слова в тексте с формантом –ИВ-: (НЕТЩИВЪ, (БЫСТРО)СКОЧИВЪ, (З ЛО)ПАМЯТИВЪ.
В одном случае находим формант –ЛИВ — (забытлив).
Модель еще достаточно актуальная для СРЯ, что подтверждают примеры:
ИГРИВЫЙ, ПРАВДИВЫЙ, ЛЖИВЫЙ, ЧЕРВИВЫЙ, СЛУЖИВЫЙ, ВШИВЫЙ, ПАРШИВЫЙ, ПЛЕШИВЫЙ, НЕЗЛОБИВЫЙ и др.
За верно описанную словообразовательную модель – 1 балл.
За слова в тексте по этой модели – по 1 баллу. Всего 3 балла.
За слова СРЯ – по 0,5 балла. Всего 4 балла.
Максимум 8 баллов.
Выбранный для просмотра документ задания по олимпиаде по русскому языку муниципальный этап 9 класс.doc
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2019/2020 учебный год
Прочитайте слова (словоформы), данные в фонетической транскрипции:
[РОШ], [П’ АТ’], [ ГРУС’Т’], [Л’ЭС’Т’], [ПАЛАСКАЛ], [СЛ’ ИЗАЛА], [Р’ИС].
Укажите, какие варианты написания этих слов возможны на письме согласно правилам русской орфографии.
Сопоставьте транскрипцию данных слов с написаниями по правилам русской орфографии и объясните, какие фонетические процессы в тех или иных случаях обусловливают особенности произношения.
Как это явление называют в языкознании? Какие виды этого явления представляют приведенные примеры?
Возможны следующие написания: РОЖЬ и РОЖ (нач. форма РОЖА); ПЯТЬ и ПЯДЬ, ГРУСТЬ и ГРУЗДЬ, ЛЕСТЬ и ЛЕЗТЬ, ПОЛОСКАЛ (белье) и ПОЛАСКАЛ (кота). СЛИЗАЛА (сметану) и СЛЕЗАЛА (с дерева), РИС и РИЗ (нач. форма РИЗА).
Транскрипция отражает живые фонетические процессы русского языка — позиционные (оглушение в конце слова, изменение качества гласных звуков в безударной позиции) и комбинаторные (ассимиляцию (уподобление согласных) по глухости и мягкости).
Оглушение находим в словах: РОЖ, РОЖЬ, ПЯДЬ, РИЗ.
Ассимиляция по глухости: ГРУЗДЬ, ЛЕЗТЬ.
Ассимиляция по мягкости : ГРУСТЬ, ГРУЗДЬ, ЛЕСТЬ, ЛЕЗТЬ. В других однокоренных словах , а также формах слов звуки С, З – твердые, например в словах: грустный, лестный, подгруздок, лезла .
Изменение качества звуков О, Э в безударной позиции: слезала – сл [И]зала; полоскал – п [А] л [А]скал.
Данные в фонетической транскрипции слова представляют такое явление языка, как ОМОНИМИЯ.
Представлены разные ВИДЫ омонимичных слов и форм.
ОМОФОНЫ: ПЯТЬ и ПЯДЬ. ГРУСТЬ и ГРУЗДЬ, ЛЕЗТЬ и ЛЕСТЬ. ПОЛАСКАЛ и ПОЛОСКАЛ, СЛЕЗАЛА и СЛИЗАЛА,
ОМОФОРМЫ: РОЖЬ и РОЖ, РИС и РИЗ.
За указание на каждое омонимичное слово (его написание в соответствии с правилами русской орфографии ) – 0,5 балла. Всего 7 баллов.
За объяснение каждого фонетического процесса и правильно приведенные примеры по 2 балла. Всего 8 баллов.
За определение языкового явления (омонимии) и указание термина — 1 балл.
За указание видов омонимов – по 1 баллу. Всего 2 балла.
Максимум 18 баллов.
советское время, начиная с 30-х годов прошлого века, песня на стихи известного поэта-песенника «Москва майская» («Утро красит нежным светом…» пользовалась большой популярностью. Были в ней такие строчки:
Кипучая, Могучая, Никем непобедимая, Страна моя, Москва моя,
Ты самая любимая!
Их содержание можно только приветствовать. А вот у филолога (и просто очень грамотного человека) эти стихи вызывают вопросы.
Предлагаем Вам оценить эти строки через призму грамматической и орфографической норм русского языка – объясните, что в этих стихах не так
Предложите свой отредактированный вариант этого фрагмента (рифмовка не обязательна), чтобы «поэтическая вольность» автора не снижала ценность достойного в целом стихотворного текста (до 2-х вариантов).
В этих строках используется слово «непобедимая». В современном русском языке это прилагательное, без приставки НЕ- в речи не используемое. Автор стихов
употребил это слово как глагольную форму – причастие от глагола «победить», что
видно из оборота Никем непобедимая (причастие с зависимым словом). Такое словосочетание не соответствует грамматической норме: в русском языке нет страдательных причастий БУДУЩЕГО времени. Глагол «победить» — совершенного вида; его личные формы – буд. времени: и т.п. Глаголы совершенного вида могут образовывать только формы причастий прошедшего времени:
ПОБЕДИВШИЙ, ПОБЕЖДЕННЫЙ. Использование причастия будущего времени ПОБЕДИМЫЙ – грамматическая ошибка.
Коль скоро в этом обороте причастие с зависимым словом, частицу НЕ следует писать с причастием раздельно. А слитное написание – орфографическая ошибка.
Возможные варианты редактирования: Москва непобедимая ( прилагательное ),
Москва моя, Страна моя Ты самая любимая!
… Никем не побежденная (правильно образованное причастие – стр.залог, пр.вр.), Страна моя, Москва моя,
Ты самая любимая!
За нахождение грамматической ошибки – 1 балл, За ее правильное объяснение – 2 балла.
За указание на орфографическую ошибку – 1 балл.
За ее объяснение – 1 балл
За каждый из корректных вариантов редактирования – по 1 баллу. Всего 2 балла.
Максимум 7 баллов.
Восстановите фрагмент статьи из «Энциклопедического словаря юного филолога». После того, как фрагмент будет вами восстановлен, предложите для него заголовок .
«Толковый словарь живого великорусского языка» (впервые вышел в свет в 1863-1866 гг.). Он состоит из (1)______ томов, включает более
(2)_______________________________слов и (3)______________ пословиц,
поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов.
Составитель этого словаря ( ФИО составителя написать полностью, без
сокращений) (4) ________ __________________________________был
талантливым и трудолюбивым человеком . Он получил образование сначала морского офицера, затем врача. Его интересы были разнообразны: он преуспел во многих областях знаний. Как писатель создал множество произведений: бывальщин, очерков, (5) _________________________
( продолжить жанровый ряд еще двумя терминами ). Он не был по образованию
языковедом – стал им по призванию.
Как же построен словарь? Словарный материал автор расположил по
(6)_________________________________________________ принципу: в
гнездо объединены слова, имеющие общий корень и начальную букву, а приставочные образования с этим же корнем надо искать на ту букву алфавита, с которой начинается приставка.
Объяснение слов дается по большей части с помощью синонимов, которые он называл (7) ___________________________ .
Владимир Иванович Даль
Возможные варианты заголовков:
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля;
«Толковый словарь живого великорусского языка» и его автор и т.п.
За каждое правильно вписанное слово — по 1 баллу. Всего 7 баллов.
За корректный заголовок — 1 балл.
Максимум 8 баллов.
А.С. Пушкин посвятил стихи фонтану Бахчисарайского дворца:
Фонтан любви, фонтан живой,
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной .
О, лейся, лейся ключ отрадный,
Журчи, журчи твою мне быль…
Даже в лирических миниатюрах поэта можно увидеть черты речевого новаторства. Проследить их Вам поможет выполнение предложенных ниже заданий.
Какие слова использует поэт, обращаясь к «адресату»?
Можно ли признать эти слова синонимами русского языка? Любую Вашу позицию аргументируйте.
Какой термин введен в научный обиход для таких словоупотреблений?
Представьте эти слова в возможно более полном синонимическом ряду.
Имеют ли эти слова антонимы? Ваше мнение обоснуйте.
Это слова «фонтан» и «ключ».
В русском языке они не являются синонимами ввиду того, что не передают близких по смыслу значений: фонтан – искусственное сооружение, клю ч – естественный природный источник.
Для обозначения таких «сближающихся» в контексте понятий введен термин
Фонтан – водомет (устар.).
Ключ – родник – источник.
Эти слова не имеют антонимов ввиду их конкретной семантики.
За правильное название «адресата» – по 0,5 балла. Всего 1 балл.
За разъяснение отсутствия между названиями «адресата» синонимических отношений – 2 балла.
За термин КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ. – 2 балла.
За каждый верно приведенный синоним – по 1 баллу. Всего 3 балла.
Верный ответ об антонимах – 1 балл.
Максимум 9 баллов.
Можно ли поставить «знак равенства» между фразеологизмами МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ и МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ? Можно ли утверждать, что они передают один и тот же смысл?
Чтобы ответить на этот вопрос, опишите значение каждой фразеологической единицы.
Какова их стилистическая окраска?
Приведите к данным единицам синонимы -фразеологизмы (если они
Что Вы знаете о происхождении первого из них?
Эти фразеологизмы передают разный смысл:
МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ – (быть) в таком положении, когда опасность угрожает с двух сторон.
МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ: (находиться) в очень тяжелом, опасном для жизни состоянии (положении).
Первый фразеологизм имеет книжную окраску; второй – нейтральную. Первый из них входит в синонимический ряд: МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ, Выражение МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ произошло от названий двух мифологических чудовищ, Сциллы и Харибды, живших по обеим сторонам узкого Мессинского пролива и губивших всех, кто
За разъяснение смысла каждой ФЕ – по 1 баллу. Всего 2 балла.
За указание стилистической окраски каждой ФЕ – по 1 баллу. Всего 2 балла.
За каждый синоним к ФЕ МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ – по 1 баллу.
За этимологическую справку – 2 балла.
Максимум 8 баллов.
Сравните пары сложных предложений. Укажите, чем отличаются придаточные в каждой паре предложений. Прокомментируйте особенности построения приведенных конструкций.
Приведите свои примеры, аналогичные представленным выше сложным предложениям (по одному примеру на каждый тип синтаксической конструкции).
1А. Нужно быть художником, чтобы восхищаться красотой здешних мест.
1Б. Не нужно быть художником, чтобы восхищаться красотой здешних мест.
2А. На меня надели свитер, чтобы я не замёрз.
2Б. Стоило только надеть свитер, чтобы я не замёрз.
1А. Придаточное цели.
Конструкция нужно… чтобы .
Если в главной части есть слово нужно , то придаточная часть указывает на цель, достижение которой возможно только при наличии условия, о котором говорится в главной части.
1Б. Придаточное цели.
Конструкция не нужно… чтобы .
Целевые отношения осложнены значением оценки, котороая в содержании предложения выходит на первый план. В нём акцентируется безусловность, обязательность того, о чём говорится в придаточной части. Т.е. в представленном предложении имеется в виду, что « любой человек обязательно будет восхищаться красотой здешних мест ». И для того чтобы подчеркнуть это, отрицается возможное условие.
Собственно целевое придаточное, в котором говорится о цели действия, названного в главной части.
2Б. Придаточное следствия.
Конструкция стоило…только …, чтобы…; в главной части дается условие, которое повлечет за собой определенное следствие. Это следствие и раскрывается в придаточном предложении.
Нужно быть хорошим специалистом, чтобы справиться с этой задачей.
Не нужно быть психологом, чтобы его понять.
Мы упорно занимались, чтобы сдать экзамены.
Стоило только поговорить с бабушкой, чтобы все разъяснилось
За верную квалификацию типа придаточного в каждом примере – 1 балл. Всего 4 балла.
За комментарий к каждой конструкции – 1 балл. Всего 4 балла.
За составление аналогичных примеров – по 0,5 балла. Всего 2 балла.
Максимум 10 баллов.
Перед Вами словарные статьи некоего лексикографического издания.
Внимательно прочитайте их и выполните предложенные ниже задания.
ГОРКА, -и, -и, ж. Трад.-нар. Небольшой, обычно застекленный шкаф для праздничной посуды и др.
Кровать железная с белыми шарами, перина, ишо две кровати деревянных… Горка с посудой… Поднятая целина , 1, УП.
Ср.: Горка. СД. Этажерка пирамидальной формы для дорогой посуды.
ГОРКЛЫЙ , — ая. Натур. Тяжелый, горький (о чувстве). Он повернул в ту сторону разгоряченно-багровое лицо, выкрикнул, уже не тая горклой злобы… Тихий Дон, 5, Х.
Ср.: СД. Горклый. Прогорклый, прогоркший; СК. Приобретший неприятный запах и горький вкус вследствие порчи (о пищевых продуктах).
Примечание. СД, СК – отсылки к толковым словарям:
СД : В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4. – 7 изд.
– М., 978-1980 (и последующие издания).
СК – Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова.
Определите тип и название словаря, из которого приведены словарные статьи.
Охарактеризуйте структуру словарной статьи
Укажите назначение словарей данного типа.
Назовите другие подобные словари, известные Вам (не более трех).
Тип словаря – словарь языка писателя. Приведенные статьи представляют «Словарь языка М.А. Шолохова» (главный редактор д.ф.н.. профессор Е.И. Диброва; М., 2005), что явствует прежде всего из иллюстративного материала: называются произведения Шолохова, из которых взяты примеры использования того или иного слова.
Структура словарной статьи:
указание на его грамматические характеристики (их состав зависит от частеречной принадлежности заголовочного слова),
указание на стилистическую или другую окраску слова, связанную с его употреблением
(здесь: традиционно-народное; натуралистическое ),
истолкование значения слова (его семантизация),
иллюстративный материал (цитаты из текстов писателя, показывающие употребление слова в речи с указанием разделов текста),
сравнительные данные о значении слова, приводимые в некоторых других лексикографических источниках.
Словари языка писателей выполняют важные для читателей и профессиональных филологов функции:
описывают состав, структуру и значение слов и фразеологизмов, использованных в художественной речи конкретного писателя;
выявляют индивидуальное авторское начало, дают представление о стилистике и поэтике произведений того или иного художника слова;
включают не только единицы русского литературного языка, но и дают толкование номинативным единицам различных форм народной речи, диалектной лексики и фразеологии, что позволяет читателям полнее и яснее воспринимать художественный мир автора.
На сегодня опубликованы и хорошо известны многие словари языка писателей: А.С. Пушкина, С.Т. Аксакова, В.В. Набокова, М.И. Цветаевой и др. (ответы участников олимпиады можно проверить по Интернету: в поисковой строке набрать слова: «Словари языка писателей»).
За верное определение типа словаря – 1 балл,
за указание на «Словарь языка М.А. Шолохова» — 1 балл.
За верное и полное описание структуры словарной статьи – до 6 баллов,
за характеристику функций, которые выполняет словарь языка писателя, — до 3 баллов, за указание на опубликованные словари данного типа – до 3 баллов.
Максимум 14 баллов.
Переведите на современный русский язык фрагмент из памятника ХVI века «Домострой».
Аще кому даруетъ богъ женU добрU, дражайши есть каменiа многоцённаго •таковая Wт добры корысти не лишитъс •творитъ благопотребнаG рукама своима бысть aко корабль кUплю дёющи издалече избирающь все богатьство и востаетъ из нощи дастъ брашно дому, и дёло рабын мъ• милость простираетъ оубогомU•плодъ же подастъ нищимъ •
Если кому дарует бог хорошую жену (супругу), этот дар дороже камения драгоценного. Такая женщина не упустит выгоды, творит своими руками добрые дела подобно тому, как корабль, совершающий куплю в далеких странах, собирает богатство. Встав после ночного отдыха, она готовит пищу, раздает поручения служанкам. Своей милостью не оставляет она бедного (неимущего), подает нищим.
За перевод слов (нощь, брашно, убогий, рабыня) – по 1 баллу. Всего 4 балла.
За перевод текста и его литературную обработку перевода – до 6 баллов.
Максимум 10 баллов
Найдите во фрагменте памятника слово (слова), этимологически родственные таким словам современного русского языка, как ГЕН, ГЕНОМ, ГЕНЕТИКА. Обоснуйте Вашу позицию.
истории языка у этого слова было по меньшей мере 2 значения; укажите, какое из них было первичным, а какое – вторичным.
Искомое слово – ЖЕНА общеславянского, индо-европейского характера, ср. лат genus – род. Первоначальное *gena > жена изменило свой звуковой облик: звук Г был преобразован в Ж перед гласным переднего ряда.
Значения слова ЖЕНА: женщина, супруга. Первое из них первично.
За найденное слово ЖЕНА — 2 балла.
За объяснение этимологического родства – 2 балла.
За указание значений слова – по 1 баллу. Всего 2 балла.
За указание первичного значения – 1 балл.
Максимум 7 баллов.
Как следует описать грамматические значения формы существительного РУКАМИ (СВОИМА) в приведенном фрагменте «Домостроя»?
Можно ли найти реликты данной архаической формы в современном русском языке? Приведите соответствующие примеры (до двух).
РУКАМА – существительное, женский род, двойственное число, тв. падеж
современном русском языке отдельные формы дв. ч. сохраняются, хотя в целом эти архаические грамматические формы утрачены.
Так, и сегодня параллельно функционируют отдельные формы, передающие одни и те же грамматические значения:
СЫНОВЬЯ – СЫНЫ (м. род, мн. ч., им. п.).
То же: ВЕРХОВЬЯ – верхи
Формы СЫНЫ, ВЕРХИ исторически восходят к формам дв. ч.
За указание на все грамматические значения формы РУКАМИ – до 2 баллов.
За указание реликтовых форм дв.ч. – по 1 баллу за каждый пример. Всего 2 б.
Максимум 4 балла.
Выбранный для просмотра документ задания по олимпиаде русский язык 7-8 классы.doc
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2019/2020 учебный год
Прочитайте данные ниже слова, установите их звуковой состав. Произнесите звуки каждого слова в обратном порядке. У вас должно получиться 9 новых слов – напишите их (фонетическая транскрипция не требуется).
Лей, лён, лоб, шей, куб, тол, лёд, ток, люк.
За каждое правильно найденное слово – 1 балл.
Максимум 9 баллов.
Перед вами словосочетания, которые активно используются в речевом общении кондуктора и пассажиров в уфимском городском транспорте:
ОПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД, УПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.
Укажите словосочетания, соответствующие норме современного русского литературного языка. Вашу позицию обоснуйте.
Назовите источники, в которых можно найти информацию по вопросам синтаксического управления.
Норме современного русского литературного языка соответствуют 3 словосочетания:
ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД, УПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.
словосочетаниях, образованных на основе подчинительной связи управление глагол оплатить требует постановки зависимого слова только в вин. падеже: оплатить ч
о; кроме того, в словаре-справочнике «Управление в русском языке» этот глагол имеет запретительную помету оплатить (не за что).
других приведенных аналогичных словосочетаниях глаголы – согласно норме – требуют использования предлога ЗА, управляющего вин. падежом.
Информация по вопросам синтаксического управления приводится в специальных грамматических словарях, прежде всего в словаре-справочнике «Управление в русском языке» (автор Д.Э. Розенталь). Об управлении глаголов и слов других частей речи можно также судить по иллюстрациям, примерам их употребления в толковых словарях, однако эти сведения сообщаются не специально, а присутствуют в «неявном» виде: их еще нужно «вычитать» из приведенного иллюстративного материала.
За каждое правильно указанное словосочетание – 1 балл. Всего 3 балла.
За комментарий к каждому правильному словосочетанию – по 0,5 балла. Всего 1,5 балла.
За указание на словарь-справочник «Управление в русском языке» — 2 балла: Если указан автор Д.Э. Розенталь– еще 0,5 балла.
За указание на грамматические словари (без их атрибуции) – 0,5 балла.
За указание на иллюстративный материал, приводимый в толковых словарях, —
За указание на толковые словари (без их атрибуции) – 0,5 балла.
За указание на толковый словарь, ориентирующий на нормы управления (например: Ожегов С.И. Словарь русского языка), — 1 балл.
Максимум 8 баллов.
Восстановите фрагмент статьи из «Энциклопедического словаря юного филолога». После того, как фрагмент будет вами восстановлен, предложите для него заголовок .
Для устаревших слов в языкознании есть специальные термины –
(1)_________________________________________. Вот примеры устаревших слов:
(2)______________________________ (написать 3 слова). Названия предметов, которые
были известны лишь нашим предкам и вышли из употребления, – это (3)
___________________ ( пищаль, секира ). Может быть и так: вещь или понятие остались, а
их названия ушли из языка, заменились другими. Такие ушедшие слова –
(4)_________________________: зело – очень, мысливый – разумный,
(5 )_________________________________________ (продолжить ряд, написав еще одно
слово и его истолкование). Бывает, что внешность у слова вполне современна – древним у
него может оказаться значение. Это – (6)
(7)___________________________ ( в качестве примера написать одно слово и его
Устаревшие слова необходимы в исторических произведениях для воссоздания колорита эпохи . Поэты нередко прибегают к устаревшим словам, чтобы придать стихам
(8) __________________________________ стилистическую окраску.
В этом ряду могут быть представлены 3 любые устаревшие слова, независимо от их вида,
например: алебарда, отрок, крепостной, барщина и др.
например: отрок – юноша, подросток и т.п.
семантические архаизмы / семантический архаизм
Например: позор – зрелище, вид; печальный – достойный сочувствия, жалости и т.п.
Возможные варианты заголовков :
«Архаизмы и историзмы»,
«Устаревшие слова и их виды»,
«Виды архаизмов и их роль в современном русском языке» и т.п.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Если слово в качестве примера приведено, но отсутствует требуемое его истолкование, — 0,5 балла.
За адекватный заголовок – 1 балл.
правильный ответ – 1 балл.
Максимум 12 баллов.
Сравните два предложения:
Он прострелил мне шляпу.
Он прострелил мою шляпу.
Установите, одинаковый ли смысл они передают. Если нет, то определите, в чем заключается смысловое различие подобных конструкций.
Приведите собственные аналогичные примеры (по два предложения на каждый вид конструкции).
Сделайте вывод о роли синтаксических единиц в передаче содержания высказывания.
Предложения передают разные смыслы. В содержании первого присутствует мысль о том, что шляпа в момент выстрела была на мне; в содержании второго эта мысль не обязательна: шляпа могла быть где угодно – висеть на гвозде, валяться на полу, находиться на другом конце земли.
Таким образом, в первом предложении утверждается, что вещь в момент воздействия на нее использовалась ее владельцем. Эта довольно сложная мысль в данном
случае выражена не словами , а особой синтаксической конструкцией с дательным падежом имени существительного или личного местоимения.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИМЕРЫ: В драке порвали Ивану рубаху.
Ему разбил очки одноклассник.
Она испортила мое платье.
Братишка запачкал мою куртку.
Вывод: подобные примеры показывают, что не только слова, морфемы – минимальные значимые единицы языка, но и собственно синтаксические единицы способны передавать определенные значения.
За указание смысловых различий между конструкциями 2 балла (если описано значение, передаваемое только одной конструкцией, — 1 балл). Ответ, содержащий простую констатацию различия смыслов, не принимается.
За каждый приведенный пример – по 0,5 балла. Всего 2 балла.
За вывод по итогам анализа языкового материала – 2 балла.
Максимум 6 баллов.
Многие русские фразеологизмы, как и слова, связаны синонимическими и антонимическими отношениями.
их числу относится и фразеологизм капля в море. Опишите его значение.
Подберите к нему другие фразеологические единицы с близким значением – синонимы-фразеологизмы, а также антонимы-фразеологизмы.
Укажите стилистическую окраску приведенных Вами фразеологических единиц.
Приведите корректные примеры использования одного фразеологизма из синонимического ряда и одного – из антонимического, составив с ними предложения.
Значение фразеологизма: «Очень / ничтожно малое количество чего-либо».
Синонимы: кот наплакал, по пальцам (можно) пересчитать, раз-два (да) и обчелся, с гулькин нос.
Антонимы: хоть отбавляй, хоть пруд пруди.
Стилистическая окраска всех указанных единиц – разговорная.
Примеры использования фразеологизмов могут быть представлены как в одном предложении, так и в двух. Они не должны содержать речевых ошибок – примеры с речевыми ошибками не принимаются.
За правильно определенное значение фразеологизма – 1 балл
За каждый приведенный синоним – по 1 баллу. Всего 4 балла.
За каждый приведенный антоним – по 1 баллу. Всего 2 балла.
За указание на стилистическую окраску – 1 балл.
За два корректных примера – 2 балла.
Укажите, какие одинаковые морфемы имеются в словах нелицеприятный и обезличенный. Ваше мнение аргументируйте; приведите свои примеры, иллюстрирующие Вашу позицию (не более трех).
данных словах имеются две одинаковые морфемы: корень –лиц- (-лич- представлен в другой звуковой огласовке) и окончание –ый (тождество этих морфем очевидно). Разная звуковая огласовка корня в этих словах обусловлена историческими чередованиями согласных звуков к//ц//ч, которые явились результатом праславянских фонетических процессов. Ср: лик – лицо – личина .
. За верное определение одинаковых морфем — по 1 баллу, всего 2 балла.
За правильные аргументирующие пояснения – ещё 2 балла.
За каждое слово, иллюстрирующее исторические чередования согласных звуков к//ц//ч, — по 1 баллу. Если одна и та же фонетическая огласовка корня повторяется, следует выставлять не более одного балла; так, за три слова личность, личина, личный
выставляется только 1 балл. Всего 3 балла.
Максимум 7 баллов.
Перед Вами словарные статьи некоего лексикографического издания.
Внимательно прочитайте их и выполните предложенные ниже задания.
ГОРКА, -и, -и, ж. Трад.-нар. Небольшой, обычно застекленный шкаф для праздничной посуды и др.
Кровать железная с белыми шарами, перина, ишо две кровати деревянных… Горка с посудой… Поднятая целина , 1, УП.
Ср.: Горка. СД. Этажерка пирамидальной формы для дорогой посуды.
ГОРКЛЫЙ , — ая. Натур. Тяжелый, горький (о чувстве). Он повернул в ту сторону разгоряченно-багровое лицо, выкрикнул, уже не тая горклой злобы… Тихий Дон, 5, Х.
Ср.: СД. Горклый. Прогорклый, прогоркший; СК. Приобретший неприятный запах и горький вкус вследствие порчи (о пищевых продуктах).
Примечание. СД, СК – отсылки к толковым словарям:
СД : В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4. – 7 изд.
– М., 978-1980 (и последующие издания).
СК – Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова.
Определите тип и название словаря , из которого приведены словарные статьи.
Охарактеризуйте структуру словарной статьи
Укажите назначение словарей данного типа.
Назовите другие подобные словари, известные Вам (до трех).
Тип словаря – словарь языка писателя. Приведенные статьи представляют «Словарь языка М.А. Шолохова» (главный редактор д.ф.н.. профессор Е.И. Диброва; М., 2005), что явствует прежде всего из иллюстративного материала: называются произведения Шолохова, из которых взяты примеры использования того или иного слова.
Структура словарной статьи:
указание на его грамматические характеристики (их состав зависит от частеречной принадлежности заголовочного слова),
указание на стилистическую или другую окраску слова, связанную с его употреблением
(здесь: традиционно-народное; натуралистическое ),
истолкование значения слова (его семантизация),
иллюстративный материал (цитаты из текстов писателя, показывающие употребление слова в речи с указанием разделов текста),
сравнительные данные о значении слова, приводимые в некоторых других лексикографических источниках.
Словари языка писателей выполняют важные для читателей и профессиональных филологов функции:
описывают состав, структуру и значение слов и фразеологизмов, использованных в художественной речи конкретного писателя;
выявляют индивидуальное авторское начало, дают представление о стилистике и поэтике произведений того или иного художника слова;
включают не только единицы русского литературного языка, но и дают толкование номинативным единицам различных форм народной речи, диалектной лексики и фразеологии, что позволяет читателям полнее и яснее воспринимать художественный мир автора.
На сегодня опубликованы и хорошо известны многие словари языка писателей: яР.Г Дкржавина,А.С. Пушкина, А.Н. Островского, С.Т. Аксакова, А.С Грибоедова, М.И. Цветаевой, В. Хлебникова, Г.К. Паусторвского, В.М. Шукшина и др. (ответы участников олимпиады можно проверить по Интернету: в поисковой строке набрать слова: «Словари языка писателей»).
За верное определение типа словаря – 1 балл,
за указание на «Словарь языка М.А. Шолохова» — 1 балл.
За верное и полное описание структуры словарной статьи – до 6 баллов,
за характеристику функций, которые выполняет словарь языка писателя, — до 3 баллов, за указание на опубликованные словари данного типа – до 3 баллов.
Максимум 14 баллов.
Прочитайте фрагмент из памятника древнерусской письменности «Задонщина» (ХIV век), который представляет собой во многом художественное описание Куликовской битвы. Сделайте перевод фрагмента на современный русский литературный язык.
МолвGше андрёи к своему братоу дмитрею • сGдемь брате на на свои борзи комони • испытаемь мечи свои боулатныG• гремGть оудальци золочеными шеломы черлеными щиты•сёдлаи брате свои борзи комони • а мои готови напреди твоихъ Wсёдлани •
Сказал Андрей брату своему Дмитрию: «Сядем, брат, на своих быстрых коней, испытаем мечи свои булатные! Звенят (гремят) золочеными шлемами и темно-красными щитами удалые воины. Седлай, брат, своих быстрых коней, а мои уже готовы, раньше твоих оседланы».
За перевод каждого историзма или архаизма ( борзыи, комонь, шеломъ, червленыи ) – по 1 баллу. Всего 4 балла.
За грамотный литературный перевод – до 6 баллов.
Максимум 10 баллов.
Использует ли создатель «Задонщины» такой прием художественной выразительности, как постоянный эпитет? В этом случае выпишите все обнаруженные Вами словосочетания, в составе которых есть постоянный эпитет.
Приведите другие примеры, иллюстрирующие использование такого приема в памятниках русской письменности (не более трех).
Постоянный эпитет в данном памятнике используется широко. Даже в небольшом фрагменте текста он отмечается 5 раз:
борзи комони (2 раза) , мечи боулатныG, золочеными шеломы, черлеными щиты.
Возможные примеры: серые волки, сыра земля, белый ковыль, свет светлый, добрый молодец, красна девица и т. п.
За каждый отмеченный в тексте постоянный эпитет – по 1 баллу. Всего 4 балла.
За каждый приведенный дополнительный пример словосочетания с постоянным эпитетом
по 1 баллу. Всего 3 балла.
Максимум 7 баллов
приведенном фрагменте древнерусского текста есть слова, этимологически родственные словам современного русского языка:
(по)садить (кого-то), сажа.
Найдите эти слова в тексте и докажите их «родство» с указанными словами.
Этимологически родственные слова в тексте памятника:
сGдемь, сёдлаи, Wсёдлани. Все они, как и слова современного русского языка посадить, сажа , восходят к праславянскому *sedti ≥ sesti. В отдельных словах и словоформах звуковая огласовка корня имеет более древний вид (-сед-), в других отражен результат фонетических изменений (-сес-). Разные гласные в корне также появились в результате определенных фонетических процессов.
Однако даже в современном языке просматривается нечто общее в их значении:
сесть – опуститься на сиденье ;
седло – буквально «приспособление для сиденья »;
оседлать – прикрепить на спину коня приспособление для сиденья всадника; сажа – буквально «то, что насело ».
За указание всех родственных слов в тексте – по 1 баллу. Всего 3 балла.
За указание на праславянскую форму слова – 2 балла.
За указание общего элемента в значении слова «сажа» — 2 балла.
За указание общего элемента в значении каждого из остальных слов – по 1 баллу. Всего
Максимум 9 баллов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 327 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 326 человек из 66 регионов
- Сафина Гульшат ГерусовнаНаписать 407 01.01.2021
Номер материала: ДБ-1611889
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 01.01.2021 0
- 01.01.2021 0
- 01.01.2021 0
- 01.01.2021 0
- 01.01.2021 0
- 01.01.2021 0
- 01.01.2021 0
- 01.01.2021 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Морфологические нормы
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Что такое морфологические нормы
Для современного общества характерен низкий уровень общей речевой культуры. Это связано с развитием культуры клипового мышления, а также снижением общего уровня грамотности.
Подобные культурные явления приводят к бедности словаря и неумению выразить свою собственную мысль.
Низкий уровень речевой культуры проявляется в таких ошибках, как:
- частое употребление сокращений;
- орфоэпические ошибки или ошибки в ударениях;
- чрезмерное употребление заимствований;
- жаргонизмы;
- канцеляризмы;
- многословие;
- использование слов-паразитов и др.
Закономерность ошибок в употреблении слов в разных формах изучается исследователями морфологических норм.
Морфологические нормы — правила, согласно которым происходит образование грамматических норм слов разных частей речи.
Морфологические нормы необходимо соблюдать при склонении и образовании различных форм слов. В правилах заложены основы верного написания и произношения, которые необходимо соблюдать, чтобы не загрязнять русский язык.
Нарушение данных правил приводит к распространенным ошибкам речи, по которым можно сделать вывод о не самом высоком уровне знаний. Чтобы избежать ошибочного суждения о низкой образованности, человек должен соблюдать правила изменения слов по нормам морфологии и изучать различные формы использования частей русского языка.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Виды морфологических норм, стилистические особенности
Виды морфологических норм различаются по частям речи, на которые распространяются их правила:
- употребление форм имени существительного;
- употребление форм имени прилагательного;
- употребление местоимений;
- употребление форм глаголов;
- употребление имен числительных.
Каждая из категорий имеет свой набор правил, регулирующих написание и произношение. Лишь некоторые из них могут распространяться на несколько видов или на все сразу.
Стилистические особенности морфологических норм зависят от уровня общения или написания, которое имеет место быть в конкретном случае. В целом, правила морфологических норм распространяются как на письменную, так и на устную речь, но отличия могут присутствовать в разговорных, литературных или письменных формах.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Функции морфологических норм, причины трудностей
Морфологические законы выполняют функцию установления единых форм написания слов в разных вариантах склонения. Некоторые слова имеют несколько форм словообразования, которые тоже подчиняются общим правилам.
Также морфологические нормы нужны для:
- повышения грамотности речи и формирования единого морфологического мышления;
- сохранение чистоты русского языка;
- недопущение загрязнения языка и его опустошения.
Ошибки в морфологических нормах являются одними из самых распространенных ошибок, которые допускают носители русского языка. Причинами трудностей являются:
- наличие диалектов в регионах страны, которые имеют свои формы употребления слов, отличные от общепринятых норм;
- смешение старого и нового стилей и склонений слов;
- противоречие между содержанием и формой передаваемой информации.
Самыми частыми ошибками являются неправильное употребление существительных в падежах множественного рода, склонение числительных в разных формах, недочеты в употреблении форм прилагательных.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Морфологические нормы современного русского языка (глагол)
Самостоятельная часть речи, именуемая глаголом, обозначает действие, которое совершает предмет. Глагол может изменяться по числу, роду и лицу — то есть спрягаться. Также он может выражаться в разных формах вида, наклонения, времени и залога
Основными ошибками в морфологии глаголов являются:
- Выделение формы 1 лица единственного числа у слов, не имеющих ее, пример: победить, затмить, дерзить, убедить и др.
- Использование суффикса –сь в словах, не имеющих возвратную форму, например, извините (без –сь), встретились, хотелось (с суффиксом –сь).
- Образование форм повелительного наклонения с ошибками, например, лежать, но ляг (а не ляж), помахать, но помаши (а не помахи) и др.
- Образование форм прошедшего времени с ошибками, например, намок (а не намокнул), ослаб (а не ослабнул) и др.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Морфологические нормы современного русского языка (имя существительное)
Существительные наравне с глаголами составляют основную массу слов в любом языке. Они относятся к той категории языка, которая в предложениях может выступать в качестве подлежащего, дополнения и именной части сказуемого.
Существительные могут склоняться по роду, числу и падежу, могут быть именами нарицательными и собственными, выражать одушевленные и неодушевленные имена.
Основными морфологическими ошибками имен существительных являются:
- Заимствованные слова, которые обозначают неодушевленные предметы, чаще всего относятся к среднему роду, но существует ряд исключений, например, кофе (м.р.), бигуди (ж.р.), мокко (м.р.).
- Существительные, обозначающие одушевленные лица, склоняются относительно пола человека, в отношении которого используются, пример: молодая мисс, серьезный баронет.
- Неправильное употребление рода у географических наименований и названий корпораций, которое зависит от родового слова, например, Боржоми — город (м.р.), «Таймс» — газета (ж.р.).
- Аббревиатуры склоняются относительно опорного слова, например, РФ — федерация (ж.р.), Эверест — гора (ж.р.), Самара — город (м.р.). Важно учитывать тот факт, что иноязычные аббревиатуры определяются по опорному слову в русской расшифровке.
- Смена ударного слога при склонении существительных мужского рода в именительном падеже с единственного в множественное число, например, бок — бока, глаз — глаза, берег — берега.
- Определение рода в сложносоставных словах, которые пишутся через дефис; определение происходит по имени существительному с более широким значением, например, театр-студия, плащ-палатка.
- Неправильное написание окончаний имен существительных мужского рода множественного числа при изменении падежа с именительного на родительный; большая часть слов, которые оканчиваются на согласный, имеет окончание — ов, однако есть случаи, когда окончание остается нулевым, например, названия национальностей (румын, грузин, болгар), названия парных предметов (пара чулок, пара погон), названия мер и единиц измерения (100 гигабайт, 5 ампер).
- Изменение неударяемых окончаний –ья и –ье при склонении в родительном падеже множественного числа на –ий, например, запястье — запястий. При этом ударные окончания –ья и –ье меняются на окончание –ей, например, скамья — скамей.
- Пропадание Ь в форме родительного падежа множественного числа существительных на –ня, например, спальня — спален. Исключения: кухонь, деревень, барышень.
- Склонение фамилий на –ов, -ёв, -ев и –ын, -ин в творительном падеже приводит к смене окончания на –ым, если фамилия русская, и –ом, если фамилия иностранная, например, Некрасовым, но Чаплином.
Видео:Согласованные и несогласованные определенияСкачать
Морфологические нормы имен прилагательных
Имена прилагательные также являются самостоятельными частями речи. Они описывают признак предмета или действия, чаще всего играют роль определения, но могут быть и сказуемым.
В русском языке прилагательные изменяются по падежам, числам, родам, а также могут иметь краткую и полную формы.
Морфологические нормы прилагательных имеют следующие правила:
- Следует разделять простую и сложную формы сравнительной степени прилагательного, например, более хорошее вместо более лучше.
- Следует разделять в написании простую и сложную формы превосходной степени прилагательных, например, самый сильный или сильнейший, но не самый сильнейший.
Видео:Как найти грамматическую основу предложения?Скачать
Морфологические нормы причастий
Причастием является отглагольное имя прилагательное, которое имеет свойства как глагола, так и прилагательного. Имеет возможность склоняться по роду, числу и падежу, а также иметь краткую форму.
Морфологические нормы причастий:
- Образование причастий настоящего времени невозможно от глаголов совершенного вида, например, сделать > сделавший, но не сделающий, при этом делать > делающий, делавший.
- Следует обращать внимание на образование форм причастий, например, машущий, но не махающий.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Морфологические нормы деепричастий
Мнение лингвистов относительно деепричастия разнится. Некоторые считают его особой формой глагола, другие — самостоятельной частью речи наравне с существительными, глаголами и прилагательными.
Деепричастие, как и причастие, сочетает в себе признаки двух видов частей языка, а именно глагола и наречия.
Данная часть языка не может изменяться по родам, числам и падежам. Имеет краткую и полную форму, совершенный и несовершенный вид.
Нормы морфологии учитывают такие ошибки при употреблении деепричастий:
- Совершенный вид деепричастия образуется в основном при помощи суффикса –в, а также при помощи –а/-я, -ши, -вши, например, увидел > увидев, выйти > выйдя, наклонить > наклонившись.
- Несовершенный вид деепричастия образуется при помощи суффиксов -а/-я от основы инфинитива, например, делать > делая, смотреть > смотря.
Видео:Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
Нормы употребления местоимений
Местоимения являются самостоятельной частью речи. Они заменяют названия предметов, имена, лица, заменяя существительные, прилагательные и числительные, но при этом продолжают выражать их.
Основными ошибками в морфологии местоимений являются:
- Местоимения третьего лица при склонении должны иметь букву Н в своем составе, например, она, но без нее, он, но с ним.
- Стоящие после наречий или прилагательных в сравнительной степени местоимения не должны иметь букву Н в составе, например, без них, но быстрее их.
- Наречия подобно, внутри, вопреки, навстречу и прочие, стоящие рядом с местоимением, также указывают на отсутствие буквы Н в нем, например, до нее, но вопреки ей.
🎥 Видео
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
ЕГЭ по русскому языку. Виды сложных предложенийСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать
ЕГЭ по Русскому языку 2022. Задание 7. Теория и практика. Грамматические нормыСкачать
Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать
Словосочетание. 8 классСкачать