- Глагольные словосочетания
- Что такое глагольное словосочетание
- Виды глагольных словосочетаний
- Синтаксические отношения слов в глагольных словосочетаниях
- Способы синтаксической связи в глагольных словосочетаниях
- Глагольные словосочетания — правило, примеры и разбор
- Отличительные признаки
- Выявление в предложении
- Проведение анализа
- Типология и примеры
- Значение конструкций
- Особенности преподавания
- Глагольное словосочетание — это.. (70 примеров)
- Понятие о словосочетании
- Что такое глагольное словосочетание?
- Примеры глагольных словосочетаний
- Главное слово — глагол
- Главное слово — причастие
- Главное слово — деепричастие
- 🔥 Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Глагольные словосочетания
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяют именные, глагольные и наречные словосочетания. Благодаря широкой валентности (способность сочетаться с другими словами) глаголов глагольные словосочетания составляют самую большую из вышеперечисленных групп.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Что такое глагольное словосочетание
Глагольное словосочетание – это языковая единица, в котором зависимое слово присоединяется к главному, выраженному глаголом, по смыслу и грамматическим категориям.
Необходимо помнить, что для каждого словосочетания обязательным является наличие подчинительной связи. Поэтому нельзя считать глагольными словосочетаниями:
- Сочетания, которые формируют грамматическую основу предложения: фиалки расцвели, он удивляется, все ожило, птицы взлетят и т.д.;
- Сочетания, где глаголы являются грамматически равноправными и присоединяются друг к другу с помощью сочинительной связи: увидел и узнал, нахмурился и задумался, побежал, но не догнал и т.д.;
- Аналитические или составные формы глаголов, которые характеризуются отсутствием каких-либо внутренних синтаксических связей и выступают в роли единых словесных форм: буду стремиться, буду работать и т. д.
Словосочетания, в которых главный член выражен причастиями или деепричастиями, также следует отнести к глагольным. Например, глагольное словосочетание «покраснеть от злости» практически равнозначно по смыслу со словосочетанием «покрасневший от злости».
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Виды глагольных словосочетаний
Зависимые слова в глагольных словосочетаниях могут быть выражены существительными, наречиями или инфинитивом. Существительные при сочетании с глаголом ставятся в определенную предложно-падежную форму, в зависимости от смысловых и грамматических особенностей глагола. Примеры: написать сообщение, убедить друга, подъехать к деревне, совещаться с коллегами и т.д.
Наречия являются неизменяемыми словами и примыкают к глаголам только по смыслу: появиться неожиданно, находиться далеко, съесть немного и т.д.
Важно помнить, что в глагольных словосочетаниях зависимое слово может выражаться только неопределенной формой глагола: научил петь, заставить прийти и т.д. Сочетания личных форм глаголов не являются глагольными словосочетаниями.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Синтаксические отношения слов в глагольных словосочетаниях
Для каждого словосочетания свойственен отдельный вид синтаксических отношений, то есть определенная модель смысловых и грамматических связей.
Для глагольных словосочетаний характерны объектные и обстоятельственные отношения.
Суть объектных отношений состоит в том, что подчиняемое слово обозначает объект, на который направлено действие, выраженное глаголом. Примеры: рисовать картину, подвезти девушку, построить здание, организовать встречу, поймать рыбу, заплести косу, отправить родителям, подарить детям, вбить молотком, научить читать и т.д. Такие отношения имеют место, когда зависимое слово выражено существительным или инфинитивом. В предложениях примером объектных отношений являются сочетания сказуемого и дополнений.
Обстоятельственные отношения свойственны для глагольных словосочетаний с зависимыми словами, выраженными наречиями или падежными формами существительных. Например: научиться быстро, судить непредвзято, вернуться поздно, заметить слева, бледнеть от испуга, поехать в столицу, подготовить для работы и т.д.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Способы синтаксической связи в глагольных словосочетаниях
В глагольных словосочетаниях зависимые слова, выраженные формами существительных, присоединяются к главным с помощью управления. Управление представляет собой вид связи, при котором падежная форма подчиненного слова определяется в зависимости от грамматических особенностей главного: обратиться (к кому?) к специалисту, взять (что?) пальто, попросить (у кого?) у знакомого, ознакомиться (с чем?) с инструкцией, переживать (за кого?) за дочь и т. д.
В случаях, когда зависимое слово выражено неизменяемыми частями речи (наречия и инфинитив), словосочетание связывается с помощью примыкания: произносить четко, смеяться заразительно, говорить уверенно, попросить написать и т.д.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Глагольные словосочетания — правило, примеры и разбор
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Отличительные признаки
Словосочетания с главным словом-глаголом носят название глагольных. Однако это не единственный тип сочетаний в русском языке. Также эти синтаксические единицы могут быть именными и наречными. Отличить их друг от друга несложно, достаточно выявить главный компонент, от него задать вопрос зависимому и посмотреть на его часть речи. Например, «светлый плащ» — именное сочетание, поскольку главный компонент «плащ» — имя существительное, от него задается вопрос зависимому прилагательному: плащ (какой?) светлый.
А «бежать быстро» — пример глагольного сочетания, ведь слово «бежать» в нем является главным, от него задают вопрос «как», на который и отвечает зависимое наречие.
Также можно выделить следующие признаки данных конструкций:
- Главное слово — глагол или его особые формы (причастие, деепричастие). Глагол может иметь любое спряжение, время и число, может быть представлен инфинитивом.
- Форма синтаксической связи — управление или примыкание.
- Зависимый компонент чаще всего выражен наречием. Однако может быть выражен и другими частями речи.
Если способ связи — согласование, то сочетание не может являться глагольным.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Выявление в предложении
Очень важно научиться находить такие конструкции в предложении или тексте. Есть определенные правила, которые помогут это сделать. Первый шаг — найти грамматическую основу, подлежащее и сказуемое, которые относятся к главным членам и не являются словосочетаниями. Например: «белый пушистый зайчик ловко уходил от ловушек, расставленных в спешке охотником». Грамматическая основа в этом случае «зайчик уходил».
Следующий шаг — нужно, чтобы вы выписали все словосочетания, которые встречаются в предложении.
Важно отделять словосочетания от сочетаний слов, которые не имеют между собой логической связи. Например, «зайчик ловко» — это две лексемы, между которыми нет семантической связи, поэтому словосочетанием такая конструкция не является.
Далее необходимо выявить из списка непосредственно глагольные конструкции и переписать их отдельно. К их числу относятся три последних примера. Еще одно выявленное сочетание «белый пушистый зайчик» именное, поскольку главный компонент — имя существительное.
Видео:Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать
Проведение анализа
Разбор глагольных словосочетаний предполагает использование определенной схемы, конкретного порядка действий, первым шагом в котором является обнаружение главного и зависимого компонентов. От главного к зависимому задается вопрос. Например, «уходил (как?) ловко», «расставленных (кем?) охотником», «расставленных (как?) в спешке».
Следующий шаг — определение частей речи, которыми выражены компоненты: уходил (глагол) ловко (наречие); расставленных (причастие) охотником (существительное), в спешке (наречие).
Определить тип сочетаний становится несложно — все они относятся к глагольным. Наконец, необходимо определить способ связи элементов конструкции, это управление, выраженное по смыслу, интонационно и грамматически.
Смысловые отношения между главным и зависимым компонентами обстоятельственные и объектные.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Типология и примеры
Форма глагола в такого рода синтаксических единицах может быть любой. Например: «смотреть косо», «лежал удобно», «бежала быстро», «будет выступать под аплодисменты», «смогу победить уверенно», «ешь немедленно!». Все эти конструкции называются глагольными словосочетаниями, от которых следует отличать составные глагольные сказуемые.
В них имеются две глагольные формы: «умеет работать» — оба глагола, представляют собой сложную форму главного члена предложения, к словосочетаниям не относятся. А «умеет работать хорошо» — это пример сочетания составного глагольного сказуемого с наречием, то есть сочетание, в котором главный компонент выражен двумя лексемами, а зависимый — одной.
Примеры сочетаний, в которых главным словом является причастие: «уснувший быстро», «подъехавшие к городу», «встречающие гостей», «общающийся с начальником», «уставший от работы», «понимавший его». Схема таких конструкция проста: причастие плюс существительное, местоимение или наречие. Составить их можно так: подобрать причастие, задать от него вопрос и придумать подходящее по смыслу зависимое слово, которое будет нести в себе дополнительную информацию о действии.
Например, необходимо описать бег. Причастие «бежавший», от него задается вопрос (как? где? когда? и другие) и подбираются зависимые слова: бежавший (как?) быстро, медленно, галопом, рысью; бежавший (где?) в лесу, по полю, в тренажерном зале, на стадионе; бежавший (когда?) утром, в дождь, весной, в 1991 году; бежавший (куда) в лес, к другу; бежавший (откуда?) из парка, от бабушки.
Следующая форма глагольных словосочетаний — в которых главный элемент выражен деепричастием: «читая книгу», «прося защиты», «опасаясь змей».
А примеры словосочетаний глагол и деепричастие (смотреть, играя; плакать, проигравши) — это глагольные сочетания, в которых основной элемент выражен глаголом. От него можно задать вопрос деепричастию, которое в данном случае будет выступать зависимым словом.
Видео:Спряжение глаголов. Как определить спряжение глаголов?Скачать
Значение конструкций
Глагольные словосочетания очень важны для носителя языка, поскольку помогают передать более подробную информацию, чем это можно было бы сделать одним словом. Например, «править» — это глагол, который не дает представления о том, как именно происходит действие. А если включить его в словосочетание, то читатель или слушатель получит более подробные данные:
- Править королевством (узнает место действия).
- Править строго (особенность действия, характеристику).
- Править временно (время действия).
Таким образом, данные глагольные словосочетания дают возможность информативнее передать сведения. Они являются важнейшей частью предложения или текста, делают его полезным, интересным, распространенным. Автору с их помощью гораздо проще излагать свои мысли, а читателю — понимать, о чем идет речь.
Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Особенности преподавания
В школе, особенно в начальных классах, детям сложно разобраться, что такое глагольное словосочетание, поэтому изучать их начинают в среднем звене, после знакомства с причастием и деепричастием. Но это не значит, что младшие школьники совсем не используют такие обороты. В речи, как устной, так и письменной, они встречаются, даже при синтаксическом разборе предложений можно задать от главного слова-глагола вопрос и выявить зависимое.
«Кошка медленно идет»: идет (как?) медленно. Дети интуитивно понимают, что наречие помогает более детально охарактеризовать способ действия, но пока не могут сказать, какая именно единица синтаксиса перед ними.
В средней школе ученики уже знакомятся со словосочетаниями, учатся вычленять их в тексте, анализировать. И чтобы они быстрее разобрались в теме, следует научить их таким хитростям:
- Способ связи согласование — сигнал того, что словосочетание не может быть глагольным.
- От глагола вопросы задаются чаще всего наречиям, существительным и местоимениям. Например, «нарушить умышленно»: нарушить (как?) умышленно, или «соответствовать идеалу»: соответствовать (чему?) идеалу. Вопрос следует задавать каждый раз, когда нужно вычленить и проанализировать конструкцию.
- В одном предложении может быть несколько таких конструкций, важно найти их все.
- Сначала выявить грамматическую основу, посмотреть, возможно, имеется составное глагольное или именное сказуемое, которые не относятся к рассматриваемым единицам синтаксиса.
- Содействие окажет и анализ смысловых отношений. Это могут быть объектные отношения — действие и его предмет, например, «приказать подчиненному», «копать траншею», «читая книгу», «тереть на терке» «бывать на море». А также обстоятельственные — указание на признак действия: «читать медленно», «бежать галопом», «сидеть прямо». Слова в данном случае могут сочетаться между собой по смыслу и грамматически.
Глагольные словосочетания — важнейшие синтаксические единицы, которые делают нашу речь богаче и образнее, помогают передать более детальную информацию о действии, поэтому их необходимо использовать и уметь анализировать.
Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Глагольное словосочетание — это.. (70 примеров)
Глагольные словосочетания составляют глагол или его формы, связанные подчинительной связью с зависимым словом.
Приведем примеры глагольных словосочетаний.
Видео:4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Понятие о словосочетании
В словосочетание объединяются два слова, одно из которых является главным, а второе — зависимым. Главное слово управляет зависимым, требует от него определенной грамматической формы или соединяется с ним по смыслу:
- писать (что?) письмо (сущ. в форме винительного падежа);
- восхищаться (чем?) музыкой (сущ. в форме творительного падежа);
- готовый (к чему?) к выступлению (сущ. в форме дательного падежа).
Такая неравноправная синтаксическая связь между словами называется подчинительной.
Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух слов, соединенных подчинительной связью.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Что такое глагольное словосочетание?
В зависимости от того, словом какой части речи является главная лексема, различают три типа словосочетаний:
Стержневым словом в глагольном словосочетании является глагол в различных формах, деепричастие или причастие.
Глагольные словосочетания — это синтаксические единицы, состоящие из глагола, причастия или деепричастия, которые соединены с другим словом подчинительной связью.
Глагол может предопределять выбор формы зависимого слова, требовать определенного косвенного падежа существительного, местоимения, то есть управляет ими:
Такая подчинительная связь между глаголом и зависимым словом называется управлением.
Глагол и его формы могут соединяться с зависимым неизменяемым словом только по смыслу, то есть примыкать:
Рассмотрим подробно, с какими словами сочетаются глагол и его формы и составляют с ними глагольные словосочетания.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Примеры глагольных словосочетаний
Главное слово — глагол
1. Глагол + существительное (с предлогом и без него)
- утвердить постановление;
- обсудить привилегии;
- написать записку;
- стыдить притворщика;
- блестеть на солнце;
- приплыть к берегу;
- смотреться в зеркало;
- прилечь на диване;
- зайти в дом;
- остаться без поддержки.
2. Глагол + глагол (инфинитив)
3. Глагол + местоимение
4. Глагол + наречие
5. Глагол + деепричастие
Главное слово — причастие
1. Причастие + существительное
- лелеемый бабушкой;
- любимый детьми;
- блеснувший в траве;
- заржавевший от сырости;
- подвешенный над костром;
- замотанный шарфом;
- просеянный сквозь сито;
- вышитый нитками;
- растертый в порошок.
2. Причастие + наречие
Главное слово — деепричастие
1. Деепричастие + существительное
2. Деепричастие + наречие
🔥 Видео
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Учим словосочетания. Какие глаголы можно использовать со словом phenomenon?Скачать
Типы сказуемых. Простое глагольное, составное именное, составное глагольноеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать