Словосочетание на казахском языке с окончаниями

Видео:Казахский язык для всех! Притяжательные окончания казахского языкаСкачать

Казахский язык для всех! Притяжательные окончания казахского языка

Словосочетание на казахском языке с окончаниями

В общей таблице собраны все падежные окончания и окончания множественного числа. Для простоты запоминания правил сюда же включена таблица «Отрицание, вопрос» и притяжательные окончания 2-ой формы. Каждая таблица потом будет изучаться отдельно.

В первом столбике всех таблиц – окончания, а во втором столбике – после каких букв они добавляются.
Знак ‘/‘ читайте как ‘или‘. Например, окончания ‘ дан ‘ или ‘ ден ‘ присоединяются, если слова оканчиваются на гласные буквы, или на сонорные ‘ л, р, у, й ‘, или на звонкие ‘ ж, з ‘. Цифры ‘1, 2, 3‘ – лица имен существительных.

1.

Исходный падеж
Шығыс септік
Кімнен? Неден? Қайдан?
дан / денгласные / л р у й / ж з
тан / тенглухие / б в г д
нан / ненм н ң / 3

Местный падеж
Жатыс септік
Кімде? Неде? Қайда? Қашан?
да / дегласные / сонорные / ж з
та / теглухие / б в г д
нда / нде3

Дательно-направит. падеж
Барыс септік
Кімге? Неге? Қайда?
ға / гегласные / сонорные / ж з
қа / кеглухие / б в г д
на / не3
а / е1 / 2
2.

Родительный падеж
Ілік септік
Кімнің? Ненің?
дың / діңи ю / л р у й / ж з
тың / тіңглухие / б в г д
ның / ніңгласные / м н ң / 3

Винительный падеж
Табыс септік
Кімді? Нені?
ды / діи ю / сонорные / ж з
ты / тіглухие / б в г д
ны / нігласные
н3

Притяжательные окончания
2-ая форма
Кімдікі? Ненікі?
дікіи ю / сонорные / ж з
тікіглухие / б в г д
нікігласные
3.

Множественное число
дар / дерл м н ң / ж з
тар / терглухие / б в г д
лар / лергласные / р у й

Отрицание, вопрос
ба / бем н ң / ж з
па / пеглухие / б в г д
ма / мегласные / л р у й
4.

Творительный падеж
Көмектес септік
Кіммен? Немен?
бенж з
пенглухие / б в г д
менгласные / сонорные / 3

К сонорным относятся: ‘ м, н, ң ‘ и ‘ л, р, у, й ‘.
Буква ‘ у ‘ в конце слова может быть и гласной, и согласной (подробно смотрите в разделе «Фонетический разбор»), но для правильного присоединения окончаний это неважно. В любом случае после ‘ у ‘ добавляются окончания как после сонорной согласной (если ‘ у ‘ гласная, она имеет два звука и второй – сонорный).
Сонорные ‘ м, н, ң ‘ в таблицах всегда вместе, их называют «носовыми сонорными».
К глухим согласным относятся: ‘ к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч ‘.
Гласные, которые чаще всего встречаются в конце слова: ‘ а, е, ы, і ‘, также возможны ‘ ә, я, о, и, ю ‘.

Все таблицы окончаний существительных разделены на четыре группы:

1. Первая группа объединяет пространственные падежи. Данные три падежа (исходный, местный и дательно-направительный) показывают расположение предмета в пространстве;

2. Вторая группа объединяет тоже очень похожие падежи – родительный и винительный. (В эту же группу я добавила притяжательные окончания 2-ой формы, чтобы легче было запомнить правила присоединения этих окончаний);

3. Третья группа – окончания множественного числа и отрицание/вопрос (отрицательные суффиксы и вопросительные частицы);

4. Четвёртая группа – творительный падеж (одна таблица).

Каждая таблица построена по следующему принципу распределения окончаний:

Звонкие
Глухие
Сонорные

(четвертая строка добавляется, когда есть исключения)

1) В первой строке каждой таблицы «звонкие» окончания, то есть окончания, которые начинаются на звонкую согласную и чаще это звонкая согласная ‘ д ‘ ( дар/дер , да/де и т.д), лишь в дательно-направительном падеже звонкие ‘ ғ/г ‘ и в остальных случаях звонкая ‘ б ‘. Звонкие окончания первых строк таблиц всегда следуют после звонких согласных ‘ ж, з ‘. То есть если вы встречаете слово, которое оканчивается на ‘ ж ‘ или ‘ з ‘, вы знаете, что какой бы ни был падеж (из любой таблицы), вы всегда берёте окончание первой строки! ( қағаз+ да – на бумаге, қағаз+ ды – бумагу, қағаз+ бен – бумагой )

2) Во вторых строках каждой таблицы находятся «глухие» окончания, то есть окончания, начинающиеся на глухую согласную. Чаще это ‘ т ‘, в дательно-направительном падеже глухие ‘ қ/к ‘ и в остальных случаях глухая согласная ‘ п ‘. Глухие окончание следуют после глухих согласных ‘ к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч ‘, а также после звонких букв ‘ б, в, г, д ‘ (эти четыре согласные редко встречаются в конце слова, в основном, если слова заимствованы из русского, Иванов+ та – у Иванова; клуб+ та – в клубе). Всегда, когда слово оканчивается на глухую согласную, добавляется глухое окончание из второй строки таблицы ( сағат+ та – на часах, сағат+ ты – часы, сағат+ пен – с часами ).

3) В третьих строках всех таблиц «сонорные» окончания, то есть окончания, которые начинаются на сонорные буквы: чаще ‘ н ‘, но также есть ‘ м ‘ и ‘ л ‘, в каких случаях они добавляются будет пояснение позже, так как в каждой таблице по-своему.

Два случая мы уже изучили: 1) после звонких ‘ ж, з ‘ всегда следует «звонкое» окончание из первых строк таблиц, 2) после глухих согласных всегда следует «глухое» окончание из вторых строк таблиц.
Сложнее всего запомнить какие окончания нужно писать после слов, оканчивающихся на гласные и сонорные. Будут использоваться окончания из разных строк таблиц – либо из первой, либо из третьей. Но я расположила таблицы так, чтобы как раз это и было просто запомнить!

Предлагаю вам для просмотра или заучивания ещё два варианта «Общей таблицы окончаний».

1) Первый вариант – таблица в упрощённом виде.

«звонкие» окончания
«глухие» окончания
«сонорные» окончания

Исходный падеж
дан / денВсе, кроме
тан / тенглухие / (б в г д)
нан / ненм н ң / 3

Местный падеж
да / деВсе, кроме
та / теглухие / (б в г д)
нда / нде3

Дат.-направит. падеж
ға / геВсе, кроме
қа / кеглухие / (б в г д)
на / не3
а / е1 / 2

«звонкие» окончания
«глухие» окончания
«сонорные» окончания

Родительный падеж
дың / діңВсе, кроме
тың / тіңглухие / (б в г д)
ның / ніңглас(и, ю)/м н ң/3

Винительный падеж
ды / діВсе, кроме
ты / тіглухие / (б в г д)
ны / нігласные (и, ю)
н3

Притяжат. 2-ая форма
дікіВсе, кроме
тікіглухие / (б в г д)
нікігласные (и, ю)

«звонкие» окончания
«глухие» окончания
«сонорные» окончания

Множественное число
дар / дерл и м о н + ң / ж з
тар / терглухие / (б в г д)
лар / леростальные

Отрицание, вопрос
ба / бем н ң / ж з
па / пеглухие / (б в г д)
ма / меостальные

«звонкие» окончания
«глухие» окончания
«сонорные» окончания

Творительный падеж
бенж з
пенглухие / (б в г д)
меностальные

2) Второй вариант – выделение цветом букв, после которых добавляются окончания. В этом случае удобно визуально запомнить после каких букв какие добавляются окончания.

Будем постепенно заполнять таблицу, в три этапа.

Рисунок 1. На нём отображено то, что во всех таблицах одинаково: обведены зелёным цветом ‘ ж, з ‘, после них всегда следуют окончания из первых строк таблиц и обведены коричневым цветом глухие согласные и звонкие ‘ б, в, г, д ‘, после них всегда следуют окончания из вторых строк таблиц.

Словосочетание на казахском языке с окончаниями

Рисунок 2. Теперь обводим красным цветом гласные. В пространственных падежах они в первых строках, то есть после гласных следуют «звонкие» окончания. Во второй группе таблиц гласные (кроме ‘ и, ю ‘) в третьей строке. В остальных случаях все гласные в третьей строке, и после них следуют «сонорные» окончания.

Словосочетание на казахском языке с окончаниями

Рисунок 3. Теперь обводим сонорные буквы. Синим цветом выделяем носовые сонорные ‘м, н, ң’, голубым – сонорные ‘ л, р, у, й ‘. Там, где все сонорные вместе, идёт обобщающее слово «сонорные».

Видео:Сложное словосочетание в казахском языке. часть1Скачать

Сложное словосочетание в казахском языке. часть1

Жалғаулар түрлері (Виды окончаний)

Қазақ тілінің жалғаулар түрлері (Виды окончаний)

Септік жалғау арқылы есімдер сөйлемдегі етістіктермен де, шылау сөздермен де, есімдер өзді-өздері де жалғасып әр алуан қарым-қатынасқа түседі.

Падежные окончания — окончания в казахском языке, которые являются следствием склонения существительных.

ПадежСептікСұрақтар (вопросы)Жалғаулар (окончания)Мысал (пример)
ИменительныйАтаукiм? (кто?), не? (что?)Жалғауы жоқ (Нет окончания)мектеп (школа)
РодительныйІліккiмнiң? (кого?), ненiң? (чего?)-ның/–нің, -дың/-дің, -тың/-тіңмектептің (школы)
ДательныйБарыскiмге? (кому?), неге? (чему?), қайда? (куда?)-ға/-ге, -қа/-ке, -на/-не, -а/-емектепке (школе, в школу)
ВинительныйТабыскiмдi? (кого?), ненi? (что?)-ды/-ді, -ты/-ті, -ны/-ні, -нмектепті (школу)
МестныйЖатыскiмде? (у кого?), неде? (на чём? в чём?), қайда? (где?), қашан? (когда?)-да/-де, -та/-те, -нда/-ндемектепте (в школе)
ИсходныйШығыскiмнен? (от кого?), неден? (от чего?), қайдан? (от куда?)-дан/-ден, -тан/-тен, -нан/-ненмектептен (из школы)
ТворительныйКөмектескiммен? (с кем?), немен? (с чем?)-мен, -бен, -пенмектеппен (школой)

Пример разбора по падежам:

Ит сөзі (Слово собака)

  • А.с. (не?) ит. Ит — ең жақсы дос!
  • І.с. (ненің?) иттің. Иттің ойыншығы еденде жатты.
  • Б.с. (неге?) итке. Мен итке сүтті бердім.
  • Т.с. (нені?) итті. Алексей көршілестік итті жақсы көреді.
  • Ж.с. (неде?) итте. Итте әдемі бір шүйке жіп бар.
  • Ш.с. (неден?) иттен. Мысық ашуын иттен алады.
  • К.с. (немен?) итпен. Ол итпен ойнайды.

Отан ы сөзі (Слово Родина в 3 лице)

  • А.с. (несі?) Отаны. Оның Отаны — Қазақстан.
  • І.с. (несінің?) Отанының. Отанының табиғаты тамаша болған.
  • Б.с. (несіне?) Отанына. Ол өз Отанына ұзақ қызмет етеді.
  • Т.с. (несін?) Отанын. Борат Отанын жақсы көреді.
  • Ж.с. (несінде?) Отанында. Отанында жақсы адамдар тұрады.
  • Ш.с. (несінен?) Отанынан. Өткен жылда Арман Отанынан кетеді.
  • К.с. (несімен?) Отанымен. Ол Отанымен мақтанады.

Көптік жалғау — жалғанған сезіне көптік мағына беретін қосымша.

Множественное число — грамматическое число, используемое при обозначении нескольких предметов, объединённых по какому-либо признаку (однородных предметов).

дар/дерл, м, н, ң, ж, з
тар/терқатаң дауыссыздар + б, в, г, д
лар/лердауыстылар + й, р, у
  • қағаздар – бумаги
  • емтихандар – экзамены
  • кiлемдер – ковры
  • жолдастар – товарищи
  • мектептер – школы
  • таулар – горы
  • үйлер – дома

Внимание! Окончания множественного числа не добавляются:

  1. Если существительному предшествует числительное
    (екi кiтап – две книги, он төрт күн – четырнадцать дней);
  2. Если используются слова: көп – много, аз – мало, бiраз, бiршама – немного, бiрталай – большое количество, бiрнеше – несколько и т.д.
    (аз қалам – мало ручек, көп адам – много человек);
  3. Если предметы неисчисляемые
    (май – масло, нан – хлеб, бақыт – счастье);
  4. Если в данный момент речь идёт только как о виде:
    а) племени, рода, национальности: (орыс – русские, қазақ – казахи);
    б) зверей, насекомых, растений: (түлкi – лисицы, көбелек – бабочки, шөп – травы);
    в) частей тела: (құлақ – уши, саусақ – пальцы);
    Но в другом контексте к этим же словам могут добавляться окончания множественного числа (қазақтар – казахи, шөптер – травы, саусақтар – пальцы).

Тәуелдік жалғау, әдетте, бір заттың басқа бір затқа тәуелді екенін білдіретін қосымша. Негізінде зат есімге тән қосымша бола тұрса да, зат есім қызметін атқаратын, демек, субстантивтенетін (заттанатын) сөздердің барлығына да жалғана береді.

В казахском языке притяжательная форма существительных показывает принадлежность предмета.

Жақ (Лицо)Сан (Число)Есімдік (Местоимение)Жалғаулар (Окончания)
1 жақ (1 лицо)жекеше (ед.ч.)Меніңым/ім, м
2 жақ (2 лицо)жекеше (ед.ч.)Сеніңың/ің, ң
2 жақ (2 лицо ув.)жекеше (ед.ч.)Сіздіңыңыз/іңіз, ңыз/ңіз
3 жақ (3 лицо)жекеше (ед.ч.)Оныңсы/сі, ы/і
1 жақ (1 лицо)көпше (мн.ч.)Біздіңымыз/іміз, мыз/міз
2 жақ (2 лицо)көпше (мн.ч.)СендердiңК.Ж. + ың/ің
2 жақ (2 лицо ув.)көпше (мн.ч.)СіздердіңК.Ж. + ыңыз/іңіз
3 жақ (3 лицо)көпше (мн.ч.)ОлардыңК.Ж. + ы/і
Жақ (Лицо)Сан (Число)Есімдік (Местоимение)Мектеп (Школа)
1 жақ (1 лицо)жекеше (ед.ч.)Меніңмектебім
2 жақ (2 лицо)жекеше (ед.ч.)Сеніңмектебің
2 жақ (2 лицо ув.)жекеше (ед.ч.)Сіздіңмектебіңіз
3 жақ (3 лицо)жекеше (ед.ч.)Оныңмектебі
1 жақ (1 лицо)көпше (мн.ч.)Біздіңмектебіміз
2 жақ (2 лицо)көпше (мн.ч.)Сендердiңмектептерің
2 жақ (2 лицо ув.)көпше (мн.ч.)Сіздердіңмектептеріңіз
3 жақ (3 лицо)көпше (мн.ч.)Олардыңмектептері

Личные окончания I типа – это основные окончания, которые могут присоединятся к существительным, глаголам, прилагательным и числительным. Эти окончания используются при образовании большинства времен глагола.

Личные окончания II типа – это окончания, которые используются для образования прошедшего времени глагола и условного наклонения. Их ещё называют усечёнными личными окончаниями.

Таблица окончаний I типа:

Жақ (Лицо)Сан (Число)Есімдік (Местоимение)Жалғаулар (Окончания)
1 жақ (1 лицо)жекеше (ед.ч.)Менмын/мiн, бын/бiн, пын/пiн
2 жақ (2 лицо)жекеше (ед.ч.)Сенсың/сiң
2 жақ (2 лицо ув.)жекеше (ед.ч.)Сізсыз/сiз
3 жақ (3 лицо)жекеше (ед.ч.)Ол
1 жақ (1 лицо)көпше (мн.ч.)Бізмыз/мiз, быз/бiз, пыз/пiз
2 жақ (2 лицо)көпше (мн.ч.)Сендерсыңдар/сiңдер
2 жақ (2 лицо ув.)көпше (мн.ч.)Сіздерсыздар/сiздер
3 жақ (3 лицо)көпше (мн.ч.)Олар
  • Мен дәрігермін. – Я врач.
  • Мен он тоғыздамын. – Мне 19 лет.
  • Біз жақсымыз. – Мы хорошие.
  • Біз дәрігер емеспіз. – Мы не врачи.

Таблица окончаний II типа:

Жақ (Лицо)Сан (Число)Есімдік (Местоимение)Жалғаулар (Окончания)
1 жақ (1 лицо)жекеше (ед.ч.)Менм
2 жақ (2 лицо)жекеше (ед.ч.)Сенң
2 жақ (2 лицо ув.)жекеше (ед.ч.)Сізңыз/ңiз
3 жақ (3 лицо)жекеше (ед.ч.)Ол
1 жақ (1 лицо)көпше (мн.ч.)Бізқ/к
2 жақ (2 лицо)көпше (мн.ч.)Сендерңдар/ңдер
2 жақ (2 лицо ув.)көпше (мн.ч.)Сіздерңыздар/ңiздер
3 жақ (3 лицо)көпше (мн.ч.)Олар
  • Мен жаздым. – Я писал.
  • Бiз сабақ оқыдық. – Мы урок учили.
  • Сен диванда отырдың. – Ты на диване сидел.
  • Сендер жаптыңдар. – Вы закрыли.

Видео:✅КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК: ВСЕ ВИДЫ ОКОНЧАНИЙ: ЖІКТІК/ТӘУЕЛДІК/КӨПТІК/СЕПТІК ЖАЛҒАУЛАРЫСкачать

✅КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК: ВСЕ ВИДЫ ОКОНЧАНИЙ: ЖІКТІК/ТӘУЕЛДІК/КӨПТІК/СЕПТІК ЖАЛҒАУЛАРЫ

Русско-казахский словарь

Основная словарная статья:

Нашли ошибку? Выделите ее мышью!

Слово/словосочетание не найдено.

В словаре имеются схожие по написанию слова:

Не нашли перевода? Напишите Ваш вопрос в форму ВКонтакте, Вам, скорее всего, помогут:

Правила:

  1. Ваш вопрос пишите в самом верхнем поле Ваш комментарий. , выше синей кнопки Отправить. Не задавайте свой вопрос внутри вопросов, созданных другими.
  2. Ваш ответ пишите в поле, кликнув по ссылке Комментировать или в поле Написать комментарий. , ниже вопроса.
  3. Размещайте только небольшие тексты (в пределах одного предложения).
  4. Не размещайте переводы, выполненные системами машинного перевода (Google-переводчик и др.)
  5. Не засоряйте форум такими сообщениями, как «привет», «что это» и своими мыслями не требующими перевода.
  6. Не пишите отзывы о качестве словаря.
  7. Рекламные сообщения будут удалены. Авторы получают бан.

📽️ Видео

Как сказать о действии, которое внезапно произошло на казахскомСкачать

Как сказать о действии, которое внезапно произошло на казахском

Казахский язык для всех! Личные окончания казахского языка.Скачать

Казахский язык для всех! Личные окончания казахского языка.

Учимся формировать словосочетание в казахском языкеСкачать

Учимся формировать словосочетание в казахском языке

Уроки казахского языка. Личные окончания в казахском языкеСкачать

Уроки казахского языка. Личные окончания в казахском языке

Притяжательные местоимения в казахском языкеСкачать

Притяжательные местоимения в казахском языке

Сложное словосочетание в казахскомязыке. часть2Скачать

Сложное словосочетание в казахскомязыке. часть2

✅КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК: ЖІКТІК ЖАЛҒАУ/ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ МЕСТОИМЕНИЙСкачать

✅КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК: ЖІКТІК ЖАЛҒАУ/ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ

Виды окончаний казахского языка. Преподаватель Сауле Муратовна (87781500350)Скачать

Виды окончаний казахского языка. Преподаватель Сауле Муратовна (87781500350)

Как написать "название" в казахском языкеСкачать

Как написать "название" в казахском языке

Притяжательная форма. Притяжательные окончания казахского языка. Окончания родительного падежа.Скачать

Притяжательная форма. Притяжательные окончания  казахского языка. Окончания родительного падежа.

Уроки казахского языка. Структура казахского предложения.Скачать

Уроки казахского языка. Структура казахского предложения.

Составляем предложение (используем все падежные окончания)Скачать

Составляем предложение (используем все падежные окончания)

Личные окончания(полные) в казахском языкеСкачать

Личные окончания(полные) в казахском языке

Порядок слов в словосочетании казахского языка. Преподаватель Сауле Муратовна (87781500350)Скачать

Порядок слов в словосочетании казахского языка. Преподаватель Сауле Муратовна (87781500350)

Казахский язык для всех! Личные окончания и прилагательныеСкачать

Казахский язык для всех! Личные окончания и прилагательные

Притяжательная форма. Притяжетельные окончания. Единственное число.Скачать

Притяжательная форма. Притяжетельные  окончания. Единственное число.

Давно прошедшее время в казахском языкеСкачать

Давно прошедшее время в казахском языке
Поделиться или сохранить к себе: