Видео:Казахский язык для всех! Притяжательные окончания казахского языкаСкачать
Словосочетание на казахском языке с окончаниями
В общей таблице собраны все падежные окончания и окончания множественного числа. Для простоты запоминания правил сюда же включена таблица «Отрицание, вопрос» и притяжательные окончания 2-ой формы. Каждая таблица потом будет изучаться отдельно.
В первом столбике всех таблиц окончания, а во втором столбике после каких букв они добавляются.
Знак ‘/‘ читайте как ‘или‘. Например, окончания ‘ дан ‘ или ‘ ден ‘ присоединяются, если слова оканчиваются на гласные буквы, или на сонорные ‘ л, р, у, й ‘, или на звонкие ‘ ж, з ‘. Цифры ‘1, 2, 3‘ лица имен существительных.
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
К сонорным относятся: ‘ м, н, ң ‘ и ‘ л, р, у, й ‘.
Буква ‘ у ‘ в конце слова может быть и гласной, и согласной (подробно смотрите в разделе «Фонетический разбор»), но для правильного присоединения окончаний это неважно. В любом случае после ‘ у ‘ добавляются окончания как после сонорной согласной (если ‘ у ‘ гласная, она имеет два звука и второй сонорный).
Сонорные ‘ м, н, ң ‘ в таблицах всегда вместе, их называют «носовыми сонорными».
К глухим согласным относятся: ‘ к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч ‘.
Гласные, которые чаще всего встречаются в конце слова: ‘ а, е, ы, і ‘, также возможны ‘ ә, я, о, и, ю ‘.
Все таблицы окончаний существительных разделены на четыре группы:
1. Первая группа объединяет пространственные падежи. Данные три падежа (исходный, местный и дательно-направительный) показывают расположение предмета в пространстве;
2. Вторая группа объединяет тоже очень похожие падежи родительный и винительный. (В эту же группу я добавила притяжательные окончания 2-ой формы, чтобы легче было запомнить правила присоединения этих окончаний);
3. Третья группа окончания множественного числа и отрицание/вопрос (отрицательные суффиксы и вопросительные частицы);
4. Четвёртая группа творительный падеж (одна таблица).
Каждая таблица построена по следующему принципу распределения окончаний:
Звонкие |
Глухие |
Сонорные |
(четвертая строка добавляется, когда есть исключения)
1) В первой строке каждой таблицы «звонкие» окончания, то есть окончания, которые начинаются на звонкую согласную и чаще это звонкая согласная ‘ д ‘ ( дар/дер , да/де и т.д), лишь в дательно-направительном падеже звонкие ‘ ғ/г ‘ и в остальных случаях звонкая ‘ б ‘. Звонкие окончания первых строк таблиц всегда следуют после звонких согласных ‘ ж, з ‘. То есть если вы встречаете слово, которое оканчивается на ‘ ж ‘ или ‘ з ‘, вы знаете, что какой бы ни был падеж (из любой таблицы), вы всегда берёте окончание первой строки! ( қағаз+ да на бумаге, қағаз+ ды бумагу, қағаз+ бен бумагой )
2) Во вторых строках каждой таблицы находятся «глухие» окончания, то есть окончания, начинающиеся на глухую согласную. Чаще это ‘ т ‘, в дательно-направительном падеже глухие ‘ қ/к ‘ и в остальных случаях глухая согласная ‘ п ‘. Глухие окончание следуют после глухих согласных ‘ к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч ‘, а также после звонких букв ‘ б, в, г, д ‘ (эти четыре согласные редко встречаются в конце слова, в основном, если слова заимствованы из русского, Иванов+ та у Иванова; клуб+ та в клубе). Всегда, когда слово оканчивается на глухую согласную, добавляется глухое окончание из второй строки таблицы ( сағат+ та на часах, сағат+ ты часы, сағат+ пен с часами ).
3) В третьих строках всех таблиц «сонорные» окончания, то есть окончания, которые начинаются на сонорные буквы: чаще ‘ н ‘, но также есть ‘ м ‘ и ‘ л ‘, в каких случаях они добавляются будет пояснение позже, так как в каждой таблице по-своему.
Два случая мы уже изучили: 1) после звонких ‘ ж, з ‘ всегда следует «звонкое» окончание из первых строк таблиц, 2) после глухих согласных всегда следует «глухое» окончание из вторых строк таблиц.
Сложнее всего запомнить какие окончания нужно писать после слов, оканчивающихся на гласные и сонорные. Будут использоваться окончания из разных строк таблиц либо из первой, либо из третьей. Но я расположила таблицы так, чтобы как раз это и было просто запомнить!
Предлагаю вам для просмотра или заучивания ещё два варианта «Общей таблицы окончаний».
1) Первый вариант таблица в упрощённом виде.
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
2) Второй вариант выделение цветом букв, после которых добавляются окончания. В этом случае удобно визуально запомнить после каких букв какие добавляются окончания.
Будем постепенно заполнять таблицу, в три этапа.
Рисунок 1. На нём отображено то, что во всех таблицах одинаково: обведены зелёным цветом ‘ ж, з ‘, после них всегда следуют окончания из первых строк таблиц и обведены коричневым цветом глухие согласные и звонкие ‘ б, в, г, д ‘, после них всегда следуют окончания из вторых строк таблиц.
Рисунок 2. Теперь обводим красным цветом гласные. В пространственных падежах они в первых строках, то есть после гласных следуют «звонкие» окончания. Во второй группе таблиц гласные (кроме ‘ и, ю ‘) в третьей строке. В остальных случаях все гласные в третьей строке, и после них следуют «сонорные» окончания.
Рисунок 3. Теперь обводим сонорные буквы. Синим цветом выделяем носовые сонорные ‘м, н, ң’, голубым – сонорные ‘ л, р, у, й ‘. Там, где все сонорные вместе, идёт обобщающее слово «сонорные».
Видео:Сложное словосочетание в казахском языке. часть1Скачать
Жалғаулар түрлері (Виды окончаний)
Қазақ тілінің жалғаулар түрлері (Виды окончаний)
Септік жалғау арқылы есімдер сөйлемдегі етістіктермен де, шылау сөздермен де, есімдер өзді-өздері де жалғасып әр алуан қарым-қатынасқа түседі.
Падежные окончания — окончания в казахском языке, которые являются следствием склонения существительных.
Падеж | Септік | Сұрақтар (вопросы) | Жалғаулар (окончания) | Мысал (пример) |
Именительный | Атау | кiм? (кто?), не? (что?) | Жалғауы жоқ (Нет окончания) | мектеп (школа) |
Родительный | Ілік | кiмнiң? (кого?), ненiң? (чего?) | -ның/–нің, -дың/-дің, -тың/-тің | мектептің (школы) |
Дательный | Барыс | кiмге? (кому?), неге? (чему?), қайда? (куда?) | -ға/-ге, -қа/-ке, -на/-не, -а/-е | мектепке (школе, в школу) |
Винительный | Табыс | кiмдi? (кого?), ненi? (что?) | -ды/-ді, -ты/-ті, -ны/-ні, -н | мектепті (школу) |
Местный | Жатыс | кiмде? (у кого?), неде? (на чём? в чём?), қайда? (где?), қашан? (когда?) | -да/-де, -та/-те, -нда/-нде | мектепте (в школе) |
Исходный | Шығыс | кiмнен? (от кого?), неден? (от чего?), қайдан? (от куда?) | -дан/-ден, -тан/-тен, -нан/-нен | мектептен (из школы) |
Творительный | Көмектес | кiммен? (с кем?), немен? (с чем?) | -мен, -бен, -пен | мектеппен (школой) |
Пример разбора по падежам:
Ит сөзі (Слово собака)
- А.с. (не?) ит. Ит — ең жақсы дос!
- І.с. (ненің?) иттің. Иттің ойыншығы еденде жатты.
- Б.с. (неге?) итке. Мен итке сүтті бердім.
- Т.с. (нені?) итті. Алексей көршілестік итті жақсы көреді.
- Ж.с. (неде?) итте. Итте әдемі бір шүйке жіп бар.
- Ш.с. (неден?) иттен. Мысық ашуын иттен алады.
- К.с. (немен?) итпен. Ол итпен ойнайды.
Отан ы сөзі (Слово Родина в 3 лице)
- А.с. (несі?) Отаны. Оның Отаны — Қазақстан.
- І.с. (несінің?) Отанының. Отанының табиғаты тамаша болған.
- Б.с. (несіне?) Отанына. Ол өз Отанына ұзақ қызмет етеді.
- Т.с. (несін?) Отанын. Борат Отанын жақсы көреді.
- Ж.с. (несінде?) Отанында. Отанында жақсы адамдар тұрады.
- Ш.с. (несінен?) Отанынан. Өткен жылда Арман Отанынан кетеді.
- К.с. (несімен?) Отанымен. Ол Отанымен мақтанады.
Көптік жалғау — жалғанған сезіне көптік мағына беретін қосымша.
Множественное число — грамматическое число, используемое при обозначении нескольких предметов, объединённых по какому-либо признаку (однородных предметов).
дар/дер | л, м, н, ң, ж, з |
тар/тер | қатаң дауыссыздар + б, в, г, д |
лар/лер | дауыстылар + й, р, у |
- қағаздар – бумаги
- емтихандар – экзамены
- кiлемдер – ковры
- жолдастар – товарищи
- мектептер – школы
- таулар – горы
- үйлер – дома
Внимание! Окончания множественного числа не добавляются:
- Если существительному предшествует числительное
(екi кiтап – две книги, он төрт күн – четырнадцать дней); - Если используются слова: көп – много, аз – мало, бiраз, бiршама – немного, бiрталай – большое количество, бiрнеше – несколько и т.д.
(аз қалам – мало ручек, көп адам – много человек); - Если предметы неисчисляемые
(май – масло, нан – хлеб, бақыт – счастье); - Если в данный момент речь идёт только как о виде:
а) племени, рода, национальности: (орыс – русские, қазақ – казахи);
б) зверей, насекомых, растений: (түлкi – лисицы, көбелек – бабочки, шөп – травы);
в) частей тела: (құлақ – уши, саусақ – пальцы);
Но в другом контексте к этим же словам могут добавляться окончания множественного числа (қазақтар – казахи, шөптер – травы, саусақтар – пальцы).
Тәуелдік жалғау, әдетте, бір заттың басқа бір затқа тәуелді екенін білдіретін қосымша. Негізінде зат есімге тән қосымша бола тұрса да, зат есім қызметін атқаратын, демек, субстантивтенетін (заттанатын) сөздердің барлығына да жалғана береді.
В казахском языке притяжательная форма существительных показывает принадлежность предмета.
Жақ (Лицо) | Сан (Число) | Есімдік (Местоимение) | Жалғаулар (Окончания) |
1 жақ (1 лицо) | жекеше (ед.ч.) | Менің | ым/ім, м |
2 жақ (2 лицо) | жекеше (ед.ч.) | Сенің | ың/ің, ң |
2 жақ (2 лицо ув.) | жекеше (ед.ч.) | Сіздің | ыңыз/іңіз, ңыз/ңіз |
3 жақ (3 лицо) | жекеше (ед.ч.) | Оның | сы/сі, ы/і |
1 жақ (1 лицо) | көпше (мн.ч.) | Біздің | ымыз/іміз, мыз/міз |
2 жақ (2 лицо) | көпше (мн.ч.) | Сендердiң | К.Ж. + ың/ің |
2 жақ (2 лицо ув.) | көпше (мн.ч.) | Сіздердің | К.Ж. + ыңыз/іңіз |
3 жақ (3 лицо) | көпше (мн.ч.) | Олардың | К.Ж. + ы/і |
Жақ (Лицо) | Сан (Число) | Есімдік (Местоимение) | Мектеп (Школа) |
1 жақ (1 лицо) | жекеше (ед.ч.) | Менің | мектебім |
2 жақ (2 лицо) | жекеше (ед.ч.) | Сенің | мектебің |
2 жақ (2 лицо ув.) | жекеше (ед.ч.) | Сіздің | мектебіңіз |
3 жақ (3 лицо) | жекеше (ед.ч.) | Оның | мектебі |
1 жақ (1 лицо) | көпше (мн.ч.) | Біздің | мектебіміз |
2 жақ (2 лицо) | көпше (мн.ч.) | Сендердiң | мектептерің |
2 жақ (2 лицо ув.) | көпше (мн.ч.) | Сіздердің | мектептеріңіз |
3 жақ (3 лицо) | көпше (мн.ч.) | Олардың | мектептері |
Личные окончания I типа – это основные окончания, которые могут присоединятся к существительным, глаголам, прилагательным и числительным. Эти окончания используются при образовании большинства времен глагола.
Личные окончания II типа – это окончания, которые используются для образования прошедшего времени глагола и условного наклонения. Их ещё называют усечёнными личными окончаниями.
Таблица окончаний I типа:
Жақ (Лицо) | Сан (Число) | Есімдік (Местоимение) | Жалғаулар (Окончания) |
1 жақ (1 лицо) | жекеше (ед.ч.) | Мен | мын/мiн, бын/бiн, пын/пiн |
2 жақ (2 лицо) | жекеше (ед.ч.) | Сен | сың/сiң |
2 жақ (2 лицо ув.) | жекеше (ед.ч.) | Сіз | сыз/сiз |
3 жақ (3 лицо) | жекеше (ед.ч.) | Ол | — |
1 жақ (1 лицо) | көпше (мн.ч.) | Біз | мыз/мiз, быз/бiз, пыз/пiз |
2 жақ (2 лицо) | көпше (мн.ч.) | Сендер | сыңдар/сiңдер |
2 жақ (2 лицо ув.) | көпше (мн.ч.) | Сіздер | сыздар/сiздер |
3 жақ (3 лицо) | көпше (мн.ч.) | Олар | — |
- Мен дәрігермін. – Я врач.
- Мен он тоғыздамын. – Мне 19 лет.
- Біз жақсымыз. – Мы хорошие.
- Біз дәрігер емеспіз. – Мы не врачи.
Таблица окончаний II типа:
Жақ (Лицо) | Сан (Число) | Есімдік (Местоимение) | Жалғаулар (Окончания) |
1 жақ (1 лицо) | жекеше (ед.ч.) | Мен | м |
2 жақ (2 лицо) | жекеше (ед.ч.) | Сен | ң |
2 жақ (2 лицо ув.) | жекеше (ед.ч.) | Сіз | ңыз/ңiз |
3 жақ (3 лицо) | жекеше (ед.ч.) | Ол | — |
1 жақ (1 лицо) | көпше (мн.ч.) | Біз | қ/к |
2 жақ (2 лицо) | көпше (мн.ч.) | Сендер | ңдар/ңдер |
2 жақ (2 лицо ув.) | көпше (мн.ч.) | Сіздер | ңыздар/ңiздер |
3 жақ (3 лицо) | көпше (мн.ч.) | Олар | — |
- Мен жаздым. – Я писал.
- Бiз сабақ оқыдық. – Мы урок учили.
- Сен диванда отырдың. – Ты на диване сидел.
- Сендер жаптыңдар. – Вы закрыли.
Видео:✅КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК: ВСЕ ВИДЫ ОКОНЧАНИЙ: ЖІКТІК/ТӘУЕЛДІК/КӨПТІК/СЕПТІК ЖАЛҒАУЛАРЫСкачать
Русско-казахский словарь
Основная словарная статья:
Нашли ошибку? Выделите ее мышью!
Слово/словосочетание не найдено.
В словаре имеются схожие по написанию слова:
Не нашли перевода? Напишите Ваш вопрос в форму ВКонтакте, Вам, скорее всего, помогут:
Правила:
- Ваш вопрос пишите в самом верхнем поле Ваш комментарий. , выше синей кнопки Отправить. Не задавайте свой вопрос внутри вопросов, созданных другими.
- Ваш ответ пишите в поле, кликнув по ссылке Комментировать или в поле Написать комментарий. , ниже вопроса.
- Размещайте только небольшие тексты (в пределах одного предложения).
- Не размещайте переводы, выполненные системами машинного перевода (Google-переводчик и др.)
- Не засоряйте форум такими сообщениями, как «привет», «что это» и своими мыслями не требующими перевода.
- Не пишите отзывы о качестве словаря.
- Рекламные сообщения будут удалены. Авторы получают бан.
📽️ Видео
Как сказать о действии, которое внезапно произошло на казахскомСкачать
Казахский язык для всех! Личные окончания казахского языка.Скачать
Учимся формировать словосочетание в казахском языкеСкачать
Уроки казахского языка. Личные окончания в казахском языкеСкачать
Притяжательные местоимения в казахском языкеСкачать
Сложное словосочетание в казахскомязыке. часть2Скачать
✅КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК: ЖІКТІК ЖАЛҒАУ/ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ МЕСТОИМЕНИЙСкачать
Виды окончаний казахского языка. Преподаватель Сауле Муратовна (87781500350)Скачать
Как написать "название" в казахском языкеСкачать
Притяжательная форма. Притяжательные окончания казахского языка. Окончания родительного падежа.Скачать
Уроки казахского языка. Структура казахского предложения.Скачать
Составляем предложение (используем все падежные окончания)Скачать
Личные окончания(полные) в казахском языкеСкачать
Порядок слов в словосочетании казахского языка. Преподаватель Сауле Муратовна (87781500350)Скачать
Казахский язык для всех! Личные окончания и прилагательныеСкачать
Притяжательная форма. Притяжетельные окончания. Единственное число.Скачать
Давно прошедшее время в казахском языкеСкачать