Словосочетание лейтмотив образа катерины

Видео:Что такое лейтмотив?Скачать

Что такое лейтмотив?

Словосочетание лейтмотив образа катерины

В ответ запишите словосочетание, которое на протяжении пьесы являлось поэтическим лейтмотивом образа Катерины, а произнесенное Борисом в данной сцене изобличает его неискренность (фрагмент со слов «Поезжай с Богом!»).

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Борис (не видя Катерины). Боже мой! Ведь это ее голос! Где же она? (Оглядывается.)

Катерина (подбегает к нему и падает на шею). Увидела-таки я тебя! (Плачет на груди у него.)

Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.

Катерина. Ты не забыл меня?

Борис. Как забыть, что ты!

Катерина. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься?

Борис. За что мне сердиться?

Катерина, Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.

Борис. Полно, что ты! что ты!

Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?

Катерина. Куда едешь?

vБорис. Далеко, Катя, в Сибирь.

Катерина. Возьми меня с собой отсюда!

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.

Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.

Борис. Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?

Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.

Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.

Борис. Тяжело тебе, Катя?

Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!

Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!

Катерина. На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а го- ря-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня.

Борис. Что ты, что ты!

Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала.

Борис. Не застали б нас здесь!

Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать. Вот забыла!

Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.

Борис. Время мне, Катя!

Катерина. Погоди, погоди!

Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?

Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!

А. Н. Островский «Гроза»

Укажите литературный род, которому принадлежит произведение.

Это произведение принадлежит к роду литературы, который называется драма. Дадим определение.

Драма — литературный род, объединяющий произведения для постановки на сцене.

Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

В) Тихон

1) свободолюбие, чувство собственного достоинства, эмоциональность

2) невежество, грубость, алчность

3) слабость, зависимость от матери, покорность

4) образованность, бесхарактерность, чувствительность

ПЕРСОНАЖИКАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ

А—2: Дикой — невежество, грубость, алчность. Дикой Савел Прокофьич — богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова. Д. — типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет.

Б—4: Борис — образованность, бесхарактерность, чувствительность. Дикой отличается повышенной агресивностью, желанием унизить, обидить, оскорбить собеседника. Не случайно его речь состоит из грубых слов и ругательств. Борис Григорьевич — племянник Дикого. Он один из самых слабохарактерных героев пьесы. Б. — добрый, хорошо образованный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой среды. Но он по своей натуре слабый человек. Б. вынужден унижаться перед своим дядей, Диким, ради надежды на наследство, которое тот ему оставит. Хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, он, тем не менее, заискивает перед самодуром, терпя его выходки. Б. неспособен защитить ни себя, ни любимую им Катерину.

В—3: Тихон — слабость, зависимость от матери, покорность. Тихон — незлой, но слабый человек, он мечется между страхом перед матерью и состраданием к жене. Герой любит Катерину, но не так, как того требует Кабаниха — сурово, «по-мужски». Он не хочет доказывать жене свою власть, ему нужна теплота и ласка.

Ответ Катерины на реплику Бориса («Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой. ») представляет собой законченное развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении?

Подобный тип высказывания в драматургическом произведении называется монолог. Дадим определение.

Монолог — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Последние слова Бориса содержат восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. Как называются такие восклицания?

Такие восклицания называются риторическими. Дадим определение.

Риторические — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.

Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.

Тихон и Борис — мужские образы «Грозы», которые помогают нам лучше понять сущность Катерины. Тихон является ее мужем, а Борис-возлюбленным. Тихон, и Борис слабые существа, они не в состоянии ни оценить, ни полюбить Катерину так, как она этого заслуживает. Оба являются жертвами «темного царства», испытывают гнет со стороны его представителей: Борис находится под гнетом дяди, а Тихон страдает от матери. Своей властью самодуры: Дикой и Кабанова — подавляют все человеческое в окружающих. Тихон, несмотря на просьбы жены остаться, бежит из родительского дома, чтобы хоть на время вырваться из-под маменькиного гнёта, он в этот момент думает только о себе, Катерина ему не нужна. Справедливости ради надо сказать, что Тихон всё же иногда вступается за жену перед матерью, но протест этот настолько робкий, что не приносит ничего, кроме лишнего раздражения Кабанихи. Именно Тихон совершает попытку бросить вызов в лицо патриархальному миру, обвинив мать в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили!».

Борис ещё более слаб. В приведённой сцене он показывает эту слабость, когда при встрече с возлюбленной боится даже после разоблачения: «Не застали б нас здесь!» Всё, на что он способен, это подчиниться воле Дикого и напоследок воскликнуть: «Эх, кабы сила!»

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Последние слова Бориса содержат ____________ ____________, имеющие цель привлечь внимание слушателей. В словах Катерины скрыт _____ — она предчувствует, что скоро должно произойти что-то нехорошее, вот почему просит Бориса подавать милостыню нищим, чтобы те молились за её «грешную душу».

Последние слова Бориса содержат риторические восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. В словах Катерины скрыт подтекст — она предчувствует, что скоро должно произойти что-то нехорошее, вот почему просит Бориса подавать милостыню нищим, чтобы те молились за её «грешную душу».

Видео:Образ купечества в русской литературе | Литература ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Образ купечества в русской литературе | Литература ЕГЭ 2023 | Умскул

Контрольная работа по пьесе А.Н.Островского «Гроза» (Литература, 10 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Контрольная работа по пьесе А. Н. Островского «Гроза»


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.


Дикой.
Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!
Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом),простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, а все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.
Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать,’ дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.
Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше, степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.
Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.
Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.
Дикой. Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.
Кулигин. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?
Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.
Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: *И в рубяще почтенна добродетель!»
Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!
Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.
Дикой (гордо). Все суета!
Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?
Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?
Кулигин. Стальные.
Дикой (с гневом). Ну, еще что?
Кулигин. Шесты стальные.
Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?
Кулигин. Ничего больше.
Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.
Кулигин. Электричество.
Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?
Кулигин . Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.
Дикой. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!
Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)
Дикой . Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу). Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердить¬ся, а он, как нарочно, рассердил-таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито). Перестал, что ль, дождик-то?
1 — й. Кажется, перестал.
Дикой. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то — кажется!
1-й (выйдя из-под сводов). Перестал!

Варвара и потом Борис.
В а р в а р а . Кажется, он!
Б о р и с (проходит в глубине сцены). Сс-сс!
Б о р и с (оглядывается). Поди сюда. (Манит рукой.)
Б о р и с (входит). Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!
Б о р и с. А что?
В а р в а р а . Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.
Б о р и с . Нет, я не знал.
В а р в а р а . Она просто сама не своя сделалась!
Б о р и с . Видно, только я и пожил десяток деньков, пока! его не было. Уж теперь не увидишь ее!

(А.Н. Островский «Гроза»)

В1. Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент?

В2. Представителем какого сословия, изображенного Островским, является Дикой?

В3. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) образованность, ум, конформизм

2) невежество, грубость, алчность

3) приспособленчество, праздность, бездуховность

4) покорность, бесхарактерность, чувствительность

В4. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) уезжает в Сибирь

2) вытаскивает Катерину из воды

3) высылает племянника из Калинова

4) бросает упрек матери

В5. Изображенное в приведенной сцене действие разворачивается через речевое общение персонажей. Как в литературоведении называют обмен репликами героев драматургического произведения?

В6. Речь героев и действие в данной сцене сопровождаются комментариями («С сердцем», «показывает жестами размер каждой вещи», «с гневом» и др.). Как в драматургии называются подобные авторские комментарии?

В7. Дикой упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе. Как называется такой персонаж?

С2. Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?

СЗ. Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»?

В2. Купечество, купец

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1 –С2.
Борис
(не видя Катерины). Боже мой! Ведь это ее голос! Где нее она?
(Оглядывается.)
Катерина (подбегает к нему и падает на шею). Увидела-таки я тебя!
(Плачет на груди у него.)
Молчание.
Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.
Катерина. Ты не забыл меня?
Борис. Как забыть, что ты!
Катерина. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься?
Борис . За что мне сердиться?
Катерина. Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.
Борис. Полно, что ты! что ты!
Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?
Борис. Еду.
Катерина. Куда едешь?
Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.
Катерина. Возьми меня с собой отсюда!
Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.
Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.
Борис. Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?
Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.
Борис А муж-то?
Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.
Борис. Тяжело тебе, Катя?
Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!
Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!
Катерина. На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увядать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня.
Борис. Что ты, что ты!
Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала.
Борис. Не застали б нас здесь!
Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать. Вот забыла!
Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.
Борис . Время мне, Катя!
Катерина. Погоди, погоди!
Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?
Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.
Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!
(А.Н. Островский «Гроза»)

В1. Укажите литературный род, которому принадлежит произведение.

В2. Какой поступок Катерины последует сразу за изображенными событиями?

В3. Речь героев и действие в данной сцене сопровождаются комментариями («Оглядывается», «подбегает к нему и падает на шею», «Плачет на груди у него» и др.) Как в драматургии называются подобные авторские комментарии?

В4. Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в
сценическом диалоге?

В5. В бланк ответа запишите словосочетание, которое на протяжении пьесы являлось поэтическим лейтмотивом образа Катерины, а произнесенное Борисом в данной сцене изобличает его неискренность (фрагмент со слов «Поезжай с Богом!»).

В6. Ответ Катерины на реплику Тихона («Кто ж это знал, что нам за любовь
нашу так мучиться с тобой. * > представляет собой законченное развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении?

В7. Последние слова Бориса содержат восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. Как называются такие восклицания?

С1.
Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.

С2. Чем вызван протест Катерины в драме *Гроза», и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?

Видео:SBОбраз Катерины. Значение этого образаСкачать

SBОбраз Катерины. Значение этого образа

Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза»: описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой

Словосочетание лейтмотив образа катерины
Катерина.
Художник С. В. Герасимов

Катерина Кабанова является главной героиней драмы «Гроза» А. Н. Островского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.

Смотрите:
— Краткое содержание пьесы «Гроза»
— Все материалы по пьесе «Гроза»

Видео:Как писать 11 сочинение для ЕГЭ по литературе? | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2024 | УмскулСкачать

Как писать 11 сочинение для ЕГЭ по литературе? | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2024 | Умскул

Краткая характеристика и история жизни Катерины в «Грозе»

Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.

Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.

Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.

Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского, описание в цитатах

«Так это молодая Кабанова, что ль. « (действие 3 сцена 2 явление 2)

«Это вы, Катерина Петровна. « (действие 3 сцена 2 явление 3)

«. Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. » (барыня — Катерине, действие 1 явление VIII)

«. с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь. » (Кабанов о своей жене Катерине, действие 2 явление IV)

«. видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота. « (барыня о Катерине, действие 4 явление VI)

«Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. » (Катерина о себе, действие 1 явление V)

«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу. « (Катерина о себе, действие 2 явление II)

«. отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. « (действие 1 явление VII)

«И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…» (действие 1 явление VII)

«Ты какая-то мудреная, Бог с тобой. « (Варвара о Катерине, действие 2 явление II)

«Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что. « (Варвара о Катерине, действие 4 явление III)

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять. « (действие 2 явление II)

«Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. « (Катерина о себе, действие 1 явление VII)

Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» (действие 2 явление II)

Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень.

Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека. « (действие 2 явление II)

«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это. « (действие 2 явление VIII)

«Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину то терпеть кому ж приятно!» (действие 1 явление V)

«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты. » (Катерина о свекрови, действие 1 явление V)

Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом обижает ее, чаще всего по указанию своей злой матери Кабанихи:

«Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. « (Варвара о Тихоне, действие 1 явление VI)

«А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. « (действие 5 явление I)

«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще. « (действие 2 явление II)

«Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.

Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Таково хорошо было. « (действие 1 явление VII)

«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. « (действие 1 явление VII)

Видео:⌛️ КАК распределить ВРЕМЯ НА ЕГЭ по литературе так, чтобы 100 все успеть? Читай в комментариях 👇🏻Скачать

⌛️ КАК распределить ВРЕМЯ НА ЕГЭ по литературе так, чтобы 100 все успеть? Читай в комментариях 👇🏻

История любви Катерины и Бориса

Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, племянник местного купца Дикого. Катерина влюбляется в Бориса, но считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить:

«Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем. « (Катерина о своей измене мужу, действие 3 явление III)

«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю. « (действие 1 явление VII)

«Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы. «

По словам Бориса, у Катерины ангельская улыбка, когда она молится в церкви:

«А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится. » (Борис о Катерине, действие 3 сцена 2 явление 2)

«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому. » (действие 4 явление VI)

С Борисом Григорьичем.» (Катерина о себе, действие 4 явление VI)

При этом Катерина думает не только о себе и своих проблемах, но и о своем возлюбленном Борисе. Девушка чувствует за собой вину за то, что она «ввела Бориса в беду». Катерина даже просит прощения у Бориса, хотя сама она пострадала от этого скандала куда больше, чем Борис:

«За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор.» (действие 5 явление II)

«Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.» (действие 5 явление III)

Катерина считает, что Борис — ее единственная возможность обрести счастье, увидеть какую-то радость в ее несчастной жизни:

«Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила.» (действие 5 явление II)

Тем временем Борис под давлением дядьки Дикого собирается срочно уехать из города. В их прощальную встречу несчастная Катерина просит его взять ее с собой, но Борис отказывается, так как он слишком боится своего дядьку Дикого, который может лишить его наследства за непослушание:

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом то тем проститься, где мы с тобой виделись.» (действие 5 явление III)

Оставшись без любимого и его поддержки, убитая горем Катерина совершает страшный поступок — бросается в Волгу и погибает:

«Женщина в воду бросилась!» (действие 5 явление V)

Критика об образе Катерины в пьесе «Гроза»

Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений — это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти . служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства. «

(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.

🌟 Видео

Лейтмотивы в творчестве Томаса МаннаСкачать

Лейтмотивы в творчестве Томаса Манна

Образ Свидригайлова | ЕГЭ по литературе | Новая Школа ЕГЭСкачать

Образ Свидригайлова | ЕГЭ по литературе | Новая Школа ЕГЭ

ПОДБОРКА ЛИРИКИ на тему ОБРАЗ ГОРОДА в ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ 2024Скачать

ПОДБОРКА ЛИРИКИ на тему ОБРАЗ ГОРОДА в ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ 2024

Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского "Гроза"Скачать

Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского "Гроза"

Сложные термины из кодификатора // ЕГЭ по литературеСкачать

Сложные термины из кодификатора // ЕГЭ по литературе

«Гроза» А.Н. Островского | Литература с Вилей Брик | ЕГЭ 2022 | SMITUPСкачать

«Гроза» А.Н. Островского | Литература с Вилей Брик | ЕГЭ 2022 | SMITUP

Самые сложные термины | Литература ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Самые сложные термины | Литература ЕГЭ 2023 | Умскул

Топ-10 стихотворений для ЕГЭ по литературе | УмскулСкачать

Топ-10 стихотворений для ЕГЭ по литературе | Умскул

СХЕМА СТОБАЛЛЬНИКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ: как решить ЕГЭ 2024 на 100 баллов | Юля ЛитраСкачать

СХЕМА СТОБАЛЛЬНИКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ: как решить ЕГЭ 2024 на 100 баллов | Юля Литра

Как понять любое стихотворение на ЕГЭ? | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКАСкачать

Как понять любое стихотворение на ЕГЭ? | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКА

Разбираем поэзию Пушкина и Лермонтова для ЕГЭ | Литература с Вилей Брик | ЕГЭ 2024 | SMITUPСкачать

Разбираем поэзию Пушкина и Лермонтова для ЕГЭ | Литература с Вилей Брик | ЕГЭ 2024 | SMITUP

Все о лирике В.В. Маяковского | Литература ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Все о лирике В.В. Маяковского | Литература ЕГЭ 2023 | Умскул

Задания ЕГЭ с кратким ответом на максимум | Литература ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Задания ЕГЭ с кратким ответом на максимум | Литература ЕГЭ 2023 | Умскул

Как выполнить задание 9 на максимум? | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2021 | Онлайн-школа СОТКАСкачать

Как выполнить задание 9 на максимум? | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2021 | Онлайн-школа СОТКА

Как писать 4 сочинение на максимум на ЕГЭ по литературеСкачать

Как писать 4 сочинение на максимум на ЕГЭ по литературе
Поделиться или сохранить к себе: