Словосочетание как синтаксическая единица формальная смысловая и коммуникативная организация

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Формальная и смысловая организация словосочетаний. Их типы

Формальная организация словосочетания представляет собой абстрактную схему словосочетания минимальной конструкции, по которой строятся синтаксические единицы этого уровня с разнообразным лексическим наполнением. Эта схема включает в себя: 1) компоненты, вовлекаемые в сочетание и требующие учета их частеречных и семантических особенностей; 2) средства синтаксических связей, объединяющие эти компоненты и определяющие характер словосочетания; 3) порядок слов, закрепляющий соответствующую синтаксическую связь. Например, глагол миновать в значении «пройти, проехать» является переходным и управляет прямым дополнением (миновать станцию); в значении «избавиться, избежать» употребляется обычно с отрицанием не, теряет свойства переходности и управляет Р.п. (не миновать выговора); в значении «кончиться» вообще не вступает в синтаксическую связь с существительными в косвенных падежах (Кризис миновал. Год миновал). При этом управляющий существительными глагол миновать располагается, как правило, непосредственно перед ними, а при отсутствии такой связи его позиция менее устойчива (Год миновал и Миновал год). Прилагательное параллельный в значении «не пересекающийся с другой линией или плоскостью на всем своем протяжении» согласуется только с существительными, обозначающими соответствующие понятия (параллельные линии, плоскости,улицы, дороги), а в значении «одинаковый, сходный» — с существительными другого семантического ряда (параллельные классы, школы, процессы, параллельная работа, параллельное развитие), причем согласуется с определяемыми существительными и употребляется перед ними. Конечно, речь идет о прямом порядке слов. Нарушение его может быть только в случае актуального членения предложения, при котором один компонент словосочетания может быть отнесен к теме, а другой к реме: Вечером у Глеба

Капустина на крыльце собрались мужики (В. Шукшин). Обычный порядок слов требовал бы другого их расположения: Мужики собрались у Глеба Капустина вечером на крыльце. Всякое изменение обычного порядка слов в словосочетании вносит определенные стилистические нюансы в предложение.

Однако в некоторых случаях к изменению компонентов в словосочетаниях прибегают безотносительно к стилистическим целям. Это имеет место в словарях, фиксирующих составные наименования. Так, в «Большом энциклопедическом словаре для школьников и поступающих в вузы» (1999) термины баллада литературная, баллада фольклорная, библиография литературная, деталь художественная размещены не на своем алфавитном месте, т.е. не на прилагательные, представляющие первый компонент составных наименований, а на входящие в их состав существительные: литературная баллада, фольклорная баллада, литературная библиография, художественная деталь.

Смысловая организация словосочетания представляет собой сочетание синтаксических отношений и семантики его компонентов. Словосочетание, подобно слову, называет предметы, их действия и признаки, но только более конкретно, так как зависимое слово уточняет смысл главного, например: мяч и футбольный мяч или баскетбольный мяч; бежатьбежать наперегонки или бежать быстрее всех.

Значения словосочетаний зависят от их состава. Например: сочетания прилагательное + существительное (красно-сине-белый флаг, правовой акт) имеют одинаковый состав и общее грамматическое значение, указывая на предмет и его признак; словосочетания, состоящие из переходного глагола и прямого дополнения (создать проект, восстановить храм), обозначают действие и предмет, на который оно направлено; словосочетания, состоящие из наречия и глагола (официально опубликовать, компенсировать частично), называют действие и его признак.

Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободном словосочетании все слова сохраняют свое лексическое значение (поступиться принципами, неуставные отношения). В несвободном словосочетании семантическая самостоятельность всех или одного из компонентов ослаблена или утрачена, и все оно по характеру значения приближается к отдельному слову (швейная машина, брать измором, работать в стол). Ниже мы будем рассматривать только свободные словосочетания.

В словосочетании связь зависимых слов с главным устанавливается по смыслу. Смысловая связь определяется с учетом вопросов, которые ставятся от главного слова к зависимым: любоваться (чем?) закатом; (какие?) федеральные законы.

Словосочетания классифицируют обычно по характеру синтаксической связи, выделяя прежде всего сочинительные и подчинительные.

Сочинительные словосочетания — это соединения однофункциональных словоформ с опорой на сочинительные связи.

В зависимости от вида этой связи и состава компонентов различают открытые и закрытые словосочетания. Открытые сочинительные словосочетания — это соединение строго не ограниченного количества компонентов: и столяры, и маляры, и плотники; или столяры, или маляры, или плотники. Здесь между компонентами могут быть соединительные и разделительные отношения. Соединительные отношения в свою очередь могут выражаться соединительными союзами (и, да, как. так и др.) или только интонацией: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал / Щадят победителя годы; / Сначала были мы друзья, / Но скука, случай, муж ревнивый. (А. Пушкин). В пределах одного открытого словосочетания возможно союзное и бессоюзное соединение: Вы проповедуете вновь / Покойных рыцарей любовь, / Учтивый жар, и грусть, и ревность (А. Пушкин). Разделительные отношения выражаются только союзами (или, ли. ли, то. то, либо. либо): Брожу ли я вдоль улиц шумных, / Вхожу ль во многолюдный храм, / Сижу ль меж юношей безумных, — / Я предаюсь своим мечтам (А. Пушкин).

Закрытые сочинительные словосочетания — это соединение только двух компонентов. В закрытых словосочетаниях отношения могут быть более разнообразными, чем в открытых, и все они выражаются союзами: противительными (но, однако, а, зато), сопоставительно-соединительными (как. таки), градационными (не только. но и, да и), пояснительными (то есть, а именно, как-то), например: Приют наш мал, зато спокоен (М. Лермонтов); Как аукнется, так и откликнется (Пословица); Наташа говорила шепотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (К. Паустовский); Вещи, бывшие при Ольге, как-то: золотые часы, длинная золотая цепочка, брошка с брильянтом, серьги, кольца и портмоне с серебряной монетой, были найдены при одежде (А. Чехов).

Подчинительные словосочетания — это соединения словоформ с опорой на подчинительные связи. Они делятся на группы в зависимости, во-первых, от частеречной принадлежности главного и подчиненного компонентов, во-вторых, от вида самой подчинительной связи. Поскольку главными компонентами в подчинительных словосочетаниях могут выступать глаголы, существительные, прилагательные и наречия, то среди этих словосочетаний различают глагольные (забронировать номер), субстантивные (отслеживание ситуации), адъективные (чреватый опасностью) и адвербиальные, или наречные (относиться очень внимательно). Учитывая далее, что каждая из частей речи может сочетаться со словами определенной частеречной принадлежности, например: глаголы с существительными, наречиями и другими глаголами в форме инфинитива; существительные с прилагательными, инфинитивом, наречиями и другими существительными; прилагательные с наречиями и инфинитивом; наречия с наречиями, — выделяют соответственно следующие группы словосочетаний:

  • 1) глагольно-субстантивные (подсчитать голоса, парить над облаками), глагольно-наречные (громко аплодировать, бежать вприпрыжку), глагольно-инфинитивные <стремиться попасть, обещать приехать);
  • 2) субстантивно-адъективные <дорогие акции, предвыборная кампания), субстантивно-инфинитивные (желание увидеть, обещание помочь), субстантивно-адвербиальные (встреча в верхах, сон на ходу), субстантивно-субстантивные (дыхание весны, радость новоселья);
  • 3) адъективно-адвербиальные (вечно молодой, страшно сердитый), адъективно-инфинитивные (готов встретиться, склонный поразмышлять);
  • 4) адвербиально-адвербиальные (весьма кстати, очень хорошо).

Если рассматривать подчинительные словосочетания по форме подчиненного слова, то среди глагольно-субстантивных словосочетаний можно выделить беспредложные (пролететь километр) и предложные (пролететь над садом), а затем падежные или предложно-падежные расположить в порядке падежей, а также в частотном или алфавитном порядке предлогов.

В подчинительных словосочетаниях различаются следующие смысловые отношения между компонентами:

■ объектные отношения, устанавливающиеся между названием действия или состояния и названием охваченного ими предмета: ликвидировать задолженность,увлекаться шахматами; приватизация предприятия, отключение электричества;

■ определительные отношения, устанавливающиеся между названием предмета и названием его признака: государственная премия, выдающиеся открытия; изделие из чугуна, сочинение без ошибок. В качестве разновидностей определительных отношений рассматриваются: обстоятельственноопределительные отношения, устанавливающиеся между названием действия и названием обстоятельства, при котором оно совершается: вернулся поздно вечером, был избран благодаря известности (в некоторых грамматических описаниях эти отношения называются просто обстоятельственными) субъектно-определительные, возникающие между существительным со значением действия, состояния или свойства и относящимся к нему словом в Р.п. со значением лица: выступление президента, отчужденность детей, голубизна неба;

■ восполняющие (комплетивные) отношения (информативного воспоминания), устанавливающие при информативно недостаточном главенствующем слове его семантику и дополняющие его зависимым: находиться (где? у кого?) за городом, знакомых; стать (кем? каким?) космонавтом, жизнерадостным.

Трудность в определении смысловых отношений между компонентами подчинительных словосочетаний обусловлена тем, что они имеют смешанный, компилятивный характер, зависящий от семантики этих компонентов и других факторов. Например: налететь на мель, зайти за угол, доплыть до берега. Здесь можно усмотреть, во-первых, восполняющие отношения, так как глагольные приставки на-, за-, до- требуют дополнения в виде косвенного падежа имени с предлогами на, за, до; во-вторых, объектные отношения вследствие обозначения зависимыми формами существительных приложения действия; в-третьих, проявляющиеся в большей или меньшей степени обстоятельственные отношения (точнее — пространственные). Можно согласиться с авторами учебника под ред. Л. А. Новикова, что «нет таких надежных критериев, которые бы позволили легко и однозначно определить в подчинительных сочетаниях смысловые отношения, особенно их контаминированные варианты», более того, до сих пор «не существует общепринятой концепции подчинительных связей» [Крылова, Максимов и Ширяев, 1999. С. 608].

Порядок разбора словосочетаний:

  • 1) назвать главное и зависимое слова, поставить вопросы;
  • 2) определить, какой частью речи является главное слово;
  • 3) определить, какой частью речи выражено зависимое слово.

Образец разбора. Молодые исследователи.

Устный разбор. В словосочетании молодые исследователи главное слово исследователи. Исследователи (какие?) молодые. Молодые — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено прилагательным.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Словосочетание как синтаксическая единица

1. Словосочетание как синтаксическая единица

Синтаксис. Предмет синтаксиса.

Термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке. Синт а к с и с я з ы к а — это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. С и н т а к с и с как н а у к а — это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. «Синтаксис» — греческое слово (syntaxis), буквально значит «составление», «построение», «строй». Действительно, синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, как, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы. Фундаментальные понятия синтаксиса — это понятия о системе синтаксических единиц, о синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части:

1) учение о словосочетании

2) учение о предложении.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

Словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц.

2. Словосочетание как единица синтаксиса.

Словосочетание – единица синтаксисаСловосочетание — это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности.

Типы связи слов в словосочетании. Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова).

Существует три типа связи между словами в словосочетании: Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе. Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.Примеры: ненависть к врагу, читать книгу. Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где зависимый компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола. По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

1)Глагольные словосочетания С глаголом как главным словом сочетаются: а) имя существительное во всех косвенных падежах с предлогом и без предлога: слушать лектора, лечить людей, сидеть за столом, приходить без опоздания, стоять за кафедрой; б) наречие: учиться хорошо, дружески беседовать, слушать внимательно; в) инфинитив: просить подождать; ехать отдыхать; г) деепричастие: идти не оглядываясь. 2)Именные словосочетания Главным словом может являться существительное, прилагательное, местоимение, числительное: защита диплома, любовь к человеку, впечатление при встрече; нужный людям; скупой на слова, отчаянно смелый, готовый выполнить; некоторые из друзей, кто-то из выступавших, каждый из нас; второй из студентов, один из нас.

Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих свое самостоятельное лексическое значение. Компоненты свободного словосочетания могут замещаться словами соответствующей категории, например: поздняя осень, ранняя осень, холодная осень; любить труд, любить науку, любить детей; говорить тихо, говорить взволнованно, говорить ласково. Несвободные словосочетания состоят из слов лексически несамостоятельных, т.е. из слов с ослабленным или утраченным лексическим значением. Такие словосочетания по своей семантике и функции особенно близки отдельному слову. При функционировании в предложении несвободные словосочетания не расчленяются и выступают в позиции одного члена предложения. Несвободные словосочетания делятся на несвободные синтаксически и несвободные фразеологически. Синтаксически несвободные словосочетания — это словосочетания, лексически связанные и нечленимые в данном контексте: например, в предложении Ко мне подошла девушка высокого роста словосочетание высокого роста несвободно, оно выполняет единую определительную функцию, ср.: высокорослая девушка. Словосочетание высокого роста нечленимо, так как существительное в его составе лексически обеднено (нельзя сказать девушка роста). Фразеологически несвободные словосочетания — это словосочетания, обнаруживающие лексическую несамостоятельность компонентов применительно к любому контексту. Они постоянны и нечленимы для всякого контекста: вверх дном, спустя рукава, бить баклуши.

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.

Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям:

1. В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их. Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов).

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют: а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров); б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д. Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас. (Пушкин).

2. По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные.

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией. Например: Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).

Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

3. По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные, когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член. Например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

4. По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Cладка печаль моя ! (Бунин). Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

5. В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.

6. Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные. Например, Во всех ты, душечка, нарядах хороша.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Словосочетание как синтаксическая единица языка

Тип урока – комбинированный, т.е. mist – урок (лат. “соединение”).

Цели урока:

    Образовательная. Учащиеся должны знать, что словосочетание – это номинативная синтаксическая единица языка, имеющая свою структуру и выполняющая определенные функции.
  • Развивающая. Учащиеся должны научиться вычленять словосочетания из предложений и определять функции словосочетаний.
  • Воспитательная. Учащиеся должны убедиться в том, что именно словосочетание способствует развитию высокой культуры речи, развитию речи во всех ее формах (внутренней (устной) и внешней (письменной)); во всех функциях (общения, сообщения, воздействия).

I часть. Ориентировочно-мотивационная.

1. Вхождение в контакт с ребятами.

– Как настроение? Настрой на работу? Итак, начинаем наш урок русского языка.

У П. Вяземского, русского поэта, есть хорошие слова:

Язык есть исповедь народа.

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

– Я предлагаю вам сегодня попробовать услышать природу языка, его душу и быт, и помогут нам в этом…

2. Ситуация успеха.

– Внимание на доску!

– Перед вами следующая запись:

  1. Дорога –
  2. Лесная дорога –
  3. Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой

– Что это такое мы записали? Докажите!

Словосочетание как синтаксическая единица формальная смысловая и коммуникативная организация

это слово как система знаков, имеющая Л.З. и Г.З., так как называет предмет;

– сущ., И. п., ед. ч., ж. р. Л.З. – “многозначное” – 4 значения.

Словосочетание как синтаксическая единица формальная смысловая и коммуникативная организация
  1. это словосочетание, так как в отличие от слова называет определяемый предмет (признак, действие).
  2. это подчинительное сочетание двух и более компонентов, каждый из которых минимально выражается словом.
  3. главное (независимое) слово и зависимое слово связаны по смыслу, то есть с помощью вопроса и грамматики, то есть с помощью Словосочетание как синтаксическая единица формальная смысловая и коммуникативная организацияу зависимого слова, которое указывает на то, что это прилагательное И. п.
  4. они связаны по способу согласования.
  5. независимое слово выражает независимый компонент со значением непредикативного предмета, а зависимое слово выражает зависимый компонент со значением непредикативного признака.
  6. зависимый компонент выражает с независимым определительные (атрибутивные) отношения
  7. словосочетание простое, именное (субстантивное).

Словосочетание как синтаксическая единица формальная смысловая и коммуникативная организация

– это предложение, так как имеет смысловую и интонационную законченность, выполняет коммуникативную функцию, то есть сообщения. Связь между главными членами: предикатом и подлежащим – взаимная. Предложение простое, так как одна П.О., но осложнено обособленным определением, выраженная П.О.

Вывод – Ребята, в целом, что такое слово, словосочетание, предложение?

(синтаксические единицы языка)

II. Этап урока. Постановка учебной задачи

— Ребята, на последних уроках мы говорили о построении (структуре) словосочетания как синтаксической единице языка

— Посмотрите на следующую запись. Какую задачу ставим перед собой?

(- Определить, какие словосочетания по строению и уровню отношений бывают)

Словосочетание как синтаксическая единица формальная смысловая и коммуникативная организация

Н.П.-непредикативный предмет, Н.п.к.- непредикативный признак.

Вывод: Все это словосочетания, но в первом случаи – это простое с/с, так как один уровень членения, то есть это компоненты целого с/с; во втором случаи — два уровня членения, а в третьем случаи – три уровня членения

— Ребята, одно из понятий – “речь”- имеет две формы. Какие?

(- Монологическую и диалогическую)

— Что такое монолог?

— Используя данные определения, подумайте и скажите, как можно назвать с/с с одним уровнем членения, то есть с одним признаком?

(Монопризнаковые, так как монолог — греч. “Один”)

— А с двумя и более уровнями членения?

III. Этап урок Рефлексивно-оценочный. Преобразование модели.

— Мы с вами создавали модель структуры с/с, а теперь ее нужно преобразовать.

Словосочетание как синтаксическая единица формальная смысловая и коммуникативная организация

— Ребята, а зачем нам нужна такая подробная работа со с/с? Почему мы, говоря о слове, с/с, вспоминали предложение?

(С/с — это строительный материал предложения, то есть может выражать состав предложения)

— Рассмотрев структуру с/с, о чем можно говорить дальше?

Функции словосочетания как синтаксической единицы языка

1 функция – номинативная (называет определяемый предмет, признак, действие)

2 функция – строительный материал предложения, входит в его состав (первичная, основная).

V. – Ребята, вспомните, пожалуйста, когда вы перечисляли синтаксические единицы языка (слово, словосочетание, предложение), то там стояло многоточие.

УЗ – Что бы это значило?

(текст – синтаксическая единица языка)

– Итак, внимание на доску!

Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. И стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли.

Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река. (Ф. Абрамов).

– Что перед вам? Докажите.

(текст, так как 1) есть целостность, то есть связь лексическая и грамматическая между словами и предложениями; 2) самостоятельность, то есть имеют общую тему: “Природа”; 3) законченность, то есть начало и конец).

– Ребята, это необычный текст, то есть микротекст – греч. micros “малый” (часть текста, в которой раскрывается микротема). Но в нем есть все три части, необходимые для построения текста. Какие?

I. Вступление.
II. Основная часть.
III. Заключение.

1 часть – первое предложение.

– Что оно представляет? Как строится?

(как простое словосочетание, то есть словосочетание здесь строительный материал предложения.)

Словосочетание как синтаксическая единица формальная смысловая и коммуникативная организация

(если будет время, но лучше в тексте графически подчеркнуть, а устно сказать: простое, глагольное).

Основная часть – 2, 3, 4 предложения.

(как простые, сложные словосочетания).

  1. Изумрудные стволы ольхи.
  2. Стволы елей.
  3. Лесная дорога.
  4. Широкая просека

3 функция – словосочетание служит основным элементом текста через предложение.

Заключительная часть – Сравнение лесной дороги с зеленой рекой. Сравнительный оборот – “Будто зеленая река”, отделен от основной части четвертого предложения точкой.

Это парцелляция – лат. particular “частица”. Это такое чтение предложения, при котором какая-то часть (парцеллят) отделяется от основной части в устной речи длительной паузой, а на письме точкой, иногда многоточием или тире.

– Ребята, обратите внимание! Парцеллят входит в состав словосочетания.

VI. – Ребята, а нет ли еще одной функции словосочетания в этом тексте? Мы назвали три.

(Есть. Заглавие текста. => Словосочетание употребляется в качестве заголовка. Оно является ключевым, опорным).

Это четвертая функция словосочетания.

Вывод: все части связаны по смыслу и структурно: раскрывают тему, основную мысль, у них – единый временной план – настоящего времени.

Сравнение лесной дороги-просеки с зеленой рекой возвращает нас к заглавию миниатюры – “Лесная дорога”, и текст получает композиционную завершенность.

– Ребята, найдите слова одной тематической группы и назовите их.

(лес, лесная дорога, стволы ольхи, широкая просека, зеленая река) – природа.

– Итак, перед нами, текст. А что еще можно о нем сказать?

(Художественного стиля, так как

1) взят из художественного текста;

2) цель — воздействовать на читателя, слушателя;

3) отличительные признаки: используются эпитеты, сравнения.

Тип текста — описание).

Вывод: каковы же функции словосочетания в языке?

  1. Номинативная (называет определяемый предмет, признак, действия).
  2. Строительный материал предложения, входит в его состав.
  3. Служит основным элементом текста при некоторых видах его построения.
  4. Употребляется в качестве заголовка.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

“Оцени себя”

  1. Я активен был в работе на уроке.
  2. Я понял материал урока.
  3. У меня возникли урока.
  4. Я активно помогал группе.

Домашнее задание.

  1. Преобразовать модель словосочетания, связанную с функциями словосочетания в языке.
  2. Статья в газету “Человек и природа в городе” (используйте словосочетания как строительный материал, как название, как основной элемент текста и попробовать включить в текст парцелляцию).

🔍 Видео

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Поиски минимальной синтаксической единицы. Часть 1. Словосочетание или?..Скачать

Поиски минимальной синтаксической единицы. Часть 1. Словосочетание или?..

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетанияСкачать

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетания

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Словосочетание. 8 классСкачать

Словосочетание. 8 класс

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок
Поделиться или сохранить к себе: