- Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
- Виды орфограмм
- Как проверять орфограмму – два способа
- Как обозначать орфограмму при проверке
- Зачем объяснять орфограмму
- Словосочетание: определение, строение, примеры
- Понятие о словосочетании
- Структура словосочетания
- Словосочетание и предложение
- Признаки словосочетания
- Простые и сложные словосочетания
- Типы связи слов в словосочетаниях
- Согласование
- Управление
- Примыкание
- Группы подчинительных словосочетаний
- Глагольные
- Именные
- Наречные
- Синтаксический разбор словосочетания
- Учим ребёнка работать со словосочетаниями
- Объясняем доступно, что такое словосочетание
- Ищем слово, от которого надо задавать вопрос
- Учимся выписывать словосочетания
- Запоминаем, что главные члены предложения словосочетанием не являются
- Задание. Определяем виды и типы словосочетаний
- «Словосочетание» или «словосочитание» – как правильно?
- Как пишется правильно: «словосочетание» или «словосочитание»?
- Какое правило применяется?
- Примеры предложений
- Как неправильно писать
- 📽️ Видео
Видео:Орфограмма - что это такое, как правильно ее объяснять и проверятьСкачать
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
- В корнях.
- В приставках и после них.
- В суффиксах.
- В окончаниях.
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Видео:Что такое орфограмма понятным языком и как правильно объяснять орфограммыСкачать
Словосочетание: определение, строение, примеры
Словосочетания являются одной из часто употребляемых в речи синтаксических конструкций. Они повседневно используются в речи. Сегодня рассмотрим, что же представляют собой словосочетания, какие типы их существуют. Также остановимся на вопросе нахождения сочетаний слов в различных предложениях.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Понятие о словосочетании
Словосочетанием называют неделимую синтаксическую единицу, состоящую из нескольких слов, построенных на подчинении зависимого слова главному. Конструкции отличаются или грамматической, или смысловой связью. Чаще всего словосочетание имеет сразу два типа отношений.
Например: тихая погода, стало холодно, подошёл к сестре .
Словосочетание называет более конкретно и детально явления, предметы. Они понимаются ярче, чем одно слово:
- мама – любимая мама;
- лежать – лежать на диване;
- платье – платье в клетку.
Не относят специалисты к словосочетаниям следующие конструкции, выраженные:
- Грамматической основой (подлежащим и сказуемым): мама поёт .
- Слова, которые находятся рядом, но не имеют смысловую связь: красивый находится .
- Сочетание слова и предлога: рядом с комнатой, у книги .
- Членами предложения однородной структуры. Они отвечают на схожие вопросы. Обычно в данную группу выделяют однородные конструкции: (какая?) земляничная и (какая?) сомневающаяся .
- Устойчивыми выражениями в виде фразеологических оборотов: спустя рукава .
- Сложными грамматическими формами в виде: можно выступать, более благозвучный .
- Обособленными членами предложения и определяемыми словами: мальчик, играющий во дворе
Структура словосочетания
В структурном плане словосочетание состоит из одного или нескольких слов. В конструкции одно слово является главным, а другое (или другие) зависит (-ят) от него. Главным называют синтаксическую и смысловую единицу, от которой ставят вопрос к второстепенным. Приведём пример:
- Лунная ночь. В этом словосочетании главным является существительное ночь . Оно связано с прилагательным лунная по смыслу и грамматически. Оба слова стоят в Именительном падеже единственного числа женского рода, причём выбор формы прилагательного определяется ролью существительного. Кроме того, от слова ночь можно поставить вопрос какая (?) к прилагательному лунная .
- Ехать далеко. В данной конструкции главным является глагол ехать . К нему относится наречие далеко . Слова связаны грамматически и по смыслу, благодаря чему образуют единую синтаксическую структуру. От ехать можно задать вопрос – куда (?), далеко .
- Бифштекс с кровью. В данном случае главным структурным центром является существительное бифштекс . Для конкретизации его использовано существительное – с кровью . От главной составляющей конструкции к зависимой можно задать вопрос – какой?
Без сочетаний слов в повседневной жизни сложно обойтись. Они необходимы для акцентирования внимания на множестве деталей или обстоятельств. Рассмотрим это на очередных двух примерах:
Этот праздник — этот интересный праздник.
В первой половине предложения констатируется факт, вторая — показывает, как относится гражданин к явлению, а также в ней можно увидеть оценку речевой ситуации. И ещё.
Первое слово представляет собой только глагол, который говорит, что собирается совершить человек. Во втором случае – указывается конкретная цель, с какой отправляется гражданин в поездку.
Если словосочетание состоит из существительного с прилагательным, его можно заменить синонимичной конструкцией, состоящей из сочетания существительного с существительным.
- Деревянный пол – пол из дерева;
- Золотое кольцо – кольцо из золота;
- Ситцевое платье – платье из ситца.
Словосочетание и предложение
По строению и грамматическому значению словосочетания отличаются от предложений. В них отсутствует законченная мысль, специальная интонация, сообщающая какие-либо данные.
Посмотрим на следующие варианты:
- синеющая даль;
- красивая девочка;
- едут в машине.
В данных примерах видно, что слова в различных словосочетаниях связаны определённым образом. Они имеют зависимость друг от друга, но отсутствует в конструкциях передача сообщений о чём-либо, выражение просьбы или оформление вопроса, что характерно для предложения.
Для предложения характерно объединение словосочетаний в единое целое. По большей мере они для него представляют собой строительный материал.
Рассмотрим пример: Зелёная трава удивительно хороша сегодня .
Отличается предложение тем, что в нём выражается законченная мысль. Оно является более крупной, чем словосочетание, единицей речи, содержащей в своей структуре подлежащее и сказуемое (иногда что-то одно из этого набора), называемых грамматической основой.
Предложение имеет законченную мысль, в которой происходит развитие действия и название предмета речи. Структурно можно разделить конструкцию на следующие элементы:
- трава (какая?) зелёная;
- хороша (когда?) сегодня;
- хороша (как?) удивительно.
Кроме того, в выражении выделяют грамматический центр в виде подлежащего и сказуемого – трава хороша .
Признаки словосочетания
Словосочетание, как и другие единицы речи, имеет ряд признаков:
- По составу . Словосочетание состоит из 2-х или нескольких самостоятельных слов.
- По связи . Элементы конструкции связаны с помощью подчинительной грамматической связи.
- По смыслу . Словосочетание отличается смысловым единством слов.
Простые и сложные словосочетания
Во всех подобных спецконструкциях выделяют главную и зависимую части: вкусный хлеб – словосочетание состоит из 2-х слов, из которых существительное хлеб является главным, а прилагательное вкусный — зависимым словом.
Часто работают на уроках, особенно в начале изучения, с простыми вариациями, которые имеют два слова: серебряные изделия, всегда грустный, ехать в поезде .
Для сложных вариантов характерно использование сочетаний из 3-5 знаменательных слов: приехать в удивительное место, мебель из дорогого материала.
Образование сложных конструкций происходит за счёт того, что распространяются элементы простой разновидности. Их в случае необходимости можно разделить на несколько простых:
мамина шляпка из итальянской соломки – мамина шляпка , шляпка из соломки , из итальянской соломки.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Типы связи слов в словосочетаниях
Словосочетания по грамматической характеристике распределяются на три группы. Представим сначала их в виде таблицы.
Типы конструкций | Примеры | Грамматические признаки |
Согласование | зелёный кустик красивая девушка золотое сердце | Главное слово выражается существительным или личным местоимением, которое согласуется с зависимым в роде, числе и падеже. |
Управление | папин шарф купить хлеб уехать из города | Управление главного слова зависящими элементами, ставя их в определённом падеже. |
Примыкание | шёл подпрыгивая идти впереди мог делать | Зависимые слова примыкают к главным особым образом без каких-то грамматических признаков. |
Рассмотрим каждый из типов более подробно.
Согласование
Согласованием называется подчинительная связь, при которой главное из слов согласуется с зависимым в роде, числе и падеже.
Например: вкусной грушей – для зависимого слова характерны те же формы, что и для главного. Стоит прилагательное вкусной в форме единственного числа, женского рода, Творительного падежа, что и главное слово – грушей .
Если меняется форма главного слова, это же происходит и с зависимым:
- быстрый шаг (Им.п.);
- быстрого шага (Р.п.);
- быстрому шагу (Д.п.);
- быстрым шагом (Тв.п);
- о быстром шаге (П.п.).
Согласование характеризуется специальной грамматической связью, которая выражается окончаниями. Зависимые слова представлены в виде:
- имён прилагательных : красный нос , чудесное настроение ;
- местоимений-прилагательных : с моими уроками ;
- причастий : включённый свет ;
- порядковых числительных : седьмой класс .
Управление
Управлением называют такую подчинительную связь, при которой главное слово управляет зависимым, ставя его в нужную падежную форму.
съесть ягоду (В.п.), мороженое (В.п.), сыр (В.п.).
Главным словом съесть осуществляется постановка зависимых слов в форму Винительного падежа, оставляя при этом главный компонент в неизменном виде:
Съесть ягоду (В. п.), съесть мороженое (В. п.), съесть сыр (В. п.).
Для управления грамматической связью применяют окончания, а также окончания с предлогами. Рассмотрим пример:
выехать из город а
В словосочетании передача грамматической связи осуществляется посредством окончания а и предлога из .
Примыкание
Примыканием называют подчинительную связь, при которой зависимое слово выражается неизменяемыми словами в виде глаголов, стоящих в неопределённой форме, деепричастий, наречий.
учиться плавать , подойти улыбаясь , написать красиво .
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Группы подчинительных словосочетаний
Словосочетания в зависимости от характеристики главной части принято разделять на глагольные, именные и наречные. Это подразделение имеет свои особенности. Рассмотрим каждый вид и приведём соответствующие примеры.
Глагольные
Для этого вида характерно представление главного слова в виде глагола. Зависимый элемент конструкции выражается существительным или местоимением. Например:
- купить (что?) хлеб ;
- петь (что?) песню ;
- загорать (на чём?) на пляже ;
- повторить (кому?) ему .
Именные
Именные названы так, потому что они выражаются именем – существительным, прилагательным, местоимением, причастием. Приведём примеры подобных конструкций:
- старое покрытие;
- очень весёлый;
- семь дней;
- кто-то знакомый.
Наречные
Уже по названию можно сказать, что для данного типа характерно применение выражений с главным словом в виде наречия:
Зависимое слово выражается здесь обычно существительными. Иногда можно увидеть в подобных словосочетаниях прилагательные, местоимения.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Синтаксический разбор словосочетания
Рассмотрим, как синтаксически разбирать словосочетания:
- Начинаем работу с определения главного и зависимого слов с последующей постановкой вопроса между ними.
- Определяемся, к какой части речи относятся главное и зависимое.
- Называем, чем грамматически связаны (с выделением окончания у зависимого слова). Также часто обозначают окончания в словах и отмечают предлоги.
- Указание типа подчинительной связи в виде согласования, управления, примыкания.
Существует некоторое отличие устного разбора от письменного. В случае последнего записывают словосочетание, ставя вопрос от главного к зависимому. Указывают также, какое из слов является главным. Затем определяются с типологией сочетания.
Видео:Что такое орфограмма за 1 минуту + как её подчеркнуть и объяснитьСкачать
Учим ребёнка работать со словосочетаниями
Уже в начальной школе рекомендуют специалисты начинать работу. При регулярности занятий уже через некоторое время ученики смогут определиться с вопросом, как найти любое словосочетание.
Объясняем доступно, что такое словосочетание
Сначала научите детей, что словосочетанием называется специальная конструкция, состоящая из 2 или более слов, которые связаны смыслом и грамматически.
Не забудьте сказать, что конструкция только называет действие или предмет, но не имеет смысловой законченности, что отличает её от предложения.
Ищем слово, от которого надо задавать вопрос
Начинаем с простых двухсловных словосочетаний, сперва ищем от какого к какому слову мы сможем задать вопрос. Серый паук ( паук какой? серый ). Ловит рыбу ( ловит что? рыбу ). Когда разобрались с тем от какого из двух слов в словосочетании мы ставим вопрос, можете объяснить ребёнку, что это и есть то самое главное слово, а чем оно отличается от зависимого? Правильно, тем что вопрос задаём от него, а не к нему.
Учимся выписывать словосочетания
Хорошей тренировкой для ребёнка будет попытка определить словосочетание среди членов предложения. Поэтому после того как вы освоите простые словосочетания, переходим к простым предложениям. Сперва ищем грамматическую основу. На эту тему у нас также есть урок. А от подлежащего и сказуемого уже легко поставить вопросы к другим словам. Именно они и будут словосочетаниями.
Любимая мама поёт песни малышу.
От подлежащего мама можно задать вопрос к прилагательному любимая . От сказуемого – к существительным песни и малышу . Но при этом к ним ставятся разные вопросы: поёт (что?) песни , поёт (кому?) малышу . Вот мы и получили три словосочетания.
Запоминаем, что главные члены предложения словосочетанием не являются
Немаловажным будет уже на этапе ознакомления со словосочетаниями ввести для детей правила, что грамматическая основа не относится к подобным конструкциям. Отработайте тщательно тему. Это снизит множество проблем впоследствии.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Задание. Определяем виды и типы словосочетаний
Ознакомившись с темой и узнав, какие существуют типы конструкций, попробуем определить их самостоятельно. Затем проверьте по ключу, верно или нет всё сделали. Итак, определите, к каким типам относятся словосочетания:
- Идти в лес.
- Рассмотреть тему.
- Интересный рассказ.
- Интересно рассказывать.
- Думать над темой.
- Петь подвывая.
- Красочная картина.
- Пять уроков.
- Сидеть на стуле.
- Идти вперёд.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать
«Словосочетание» или «словосочитание» – как правильно?
Безошибочное написание слова – «словосочетание» или «словосочитание» – определяется орфограммой № 24.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Как пишется правильно: «словосочетание» или «словосочитание»?
Правильному написанию соответствует первый вариант – словосочетание.
Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Какое правило применяется?
«Словосочетание» – неодушевленное нарицательное существительное второго склонения. Употребляется в значении – «синтаксическая единица, состоящая из главной и зависимой частей, соединенных подчинительной связью». Образовано сочетанием двух лексем: «слово» и «сочетание».
На первый взгляд может показаться, что в корне существительного нужно писать гласную «и», так как после корня находится суффикс «-а-» и написание соответствует вышеназванной орфограмме «Буквы «е» и «и» в корнях с чередованием». На самом деле, это не так, потому что слово «сочетание», входящее в интересующее нас существительное, является исключением из этого правила и пишется с буквой «е» в корне.
Следовательно, пишем – словосочетание.
Примеры предложений
Связь слов в словосочетании определена неправильно.
Словосочетание состоит из трех слов.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Как неправильно писать
Не следует писать – словосочитание, словасочетание.
📽️ Видео
Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Словосочетание - что это такоеСкачать
ОРФОГРАММА = ПРАВИЛЬНАЯ БУКВАСкачать