Словосочетание как единица речи

Содержание
  1. Русский язык
  2. Теоретические основы
  3. В чем заключается суть словосочетания. Толкование термина
  4. Признаки словосочетания. Отличие данной единицы речи от предложения
  5. Построение словосочетаний. Формулы и схемы
  6. Характеристика словосочетаний
  7. Виды словосочетаний. Критерии объединения в группы
  8. Виды связи слов в словосочетании. Подчинительная связь
  9. Синтаксический разбор единицы речи
  10. Образец синтаксического разбора словосочетания. Алгоритм действий
  11. Синтаксический разбор предложения. Особенности
  12. Применение теории на практике
  13. Согласование
  14. Управление
  15. Примыкание
  16. Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Словосочетание»
  17. ОГЭ по русскому языку 2020 «Словосочетание». Основы задания
  18. Принцип задания 4
  19. Словосочетание. Его строение и грамматическое значение
  20. Работа над словосочетанием: речевой аспект
  21. Работа над предложением как единицей речи
  22. 📽️ Видео

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Русский язык

План урока:

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Теоретические основы

Для того чтобы сделать свою речь грамотнее, всегда для начала следует знакомиться с теорией. Существуют некоторые определения и правила, которые характеризуют словосочетание как единицу языка.

В чем заключается суть словосочетания. Толкование термина

Лингвистическое значение словосочетания можно найти в различных вариациях и источниках. Но при этом суть данного термина не изменяется. Ушаков дал следующее толкование словосочетанию:

«Два или несколько слов, связанных между собой грамматически».

А вот Большой энциклопедический словарь дает немного видоизмененное определение:

«Простейшая непредикативная, в отличие от предложения, единица речи, которая образуется на основе подчинительной связи».

Самое главное, что смысл в этих терминах один. Таким образом, словосочетание – это единица синтаксиса, которая состоит из нескольких слов и имеет грамматическую связь. Слова и словосочетания имеют большое значение для русского языка, поэтому необходимо всегда правильно употреблять их в своей речи.

Часто в задании просят записать словосочетание. Сделать это не составит труда, если знать, как оно выглядит.

Красивое платье, мало счастья, сделано с любовью.

Признаки словосочетания. Отличие данной единицы речи от предложения

Также необходимо ознакомиться с характеристикой данной единицы синтаксиса. Всегда предмет и его признак становятся основой словосочетания. Это и является главной составляющей данной языковой частицы.

Главные признаки словосочетания:

  • составляющие словосочетания – только самостоятельные части речи, грамматическая основа не может быть этой единицей;
  • зависимость частей словосочетания друг от друга;
  • наличие подчинительной связи между компонентами;
  • существование зависимого и главного слов;
  • присутствует смысл;
  • нет законченности.

Из словосочетаний в дальнейшем строится предложение. Можно сказать, что эта единица синтаксиса выступает строительным материалом, из которого потом будет сделан фундамент уже более структурному элементу – предложению.

Словосочетание и предложение сильно отличаются друг от друга. Главное свойство словосочетания – часть предложения, из которого потом строится грамматически целостное и интонационно законченное высказывание. Ранее это просто обрывки фраз. Поэтому важно отличать эти две единицы синтаксиса

Раннее утро, отправиться налегке, одинокий путешественник

Ранним утром одинокий путешественник налегке отправился в путь.

Невозможно не заметить кардинальную разницу между этими случаями. Определенные словосочетания помогают собрать из слов предложение.

Построение словосочетаний. Формулы и схемы

Чтобы никогда не ошибаться в построении этой единицы синтаксиса, достаточно запомнить одну простую схему. Построение словосочетаний и предложений значительно различаются по своей структуре. В данном случае комбинировать слова можно в различных вариациях, но принцип всегда будет следующим:

Отсюда можно выяснить, по принципу какой связи словосочетание построено и к какому виду его можно отнести.

Для начала необходимо выбрать слово, которое нужно описать. Если это небо, то к нему можно подобрать прилагательные. Светлое небо, ясное небо, лазурное небо. Также в пару к нему никто не запрещает взять другое существительное. Небо и звезды, небо и солнце. Такие комбинации можно делать со всеми предметами, явлениями и вещами, которые окружают человека. Главное помнить структуру и признаки этой единицы речи.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Характеристика словосочетаний

Эту единицу синтаксиса можно описать по различным критериям. Словосочетание имеет несколько видов и форм, которые отличают их друг от друга. Поэтому важно научиться видеть их особенности.

Виды словосочетаний. Критерии объединения в группы

Часто просят указать вид словосочетания. С этим могут возникнуть трудности, если не разобраться с характеристикой. Можно выделить различные группы, которые отражают видовую классификацию данной единицы синтаксиса.

Основные виды словосочетаний:

Таким образом, характеристика словосочетания складывается из нескольких аспектов и критериев, по которым потом можно правильно определить его вид.

Провести мероприятие. Глагольное, простое, свободное.

Пример показывает, какой вид словосочетания отражен в данном контексте.

Виды связи слов в словосочетании. Подчинительная связь

Типы связи между словами в словосочетании также играют важную роль в характеристике данной речевой единицы. Они бывают трех видов:

Рассмотрим виды связи слов более подробно

Согласование (Какой? Который? Чей?)

Обозначает признак главного слова или существенную и важную характеристику. Зависимое слово согласуется с главным в падеже, числе и роде. Синее море, кожаное платье, рваный рукав.

Управление (вопросы косвенных падежей)

Главное слово управляет зависимым и ставит его в определенный падеж. Зависимое слово изменениям не поддается. Терять друзей, закрывать окно, нести счастье.

Примыкание (как?)

К зависимым словам относятся только неизменяемые части речи, отвечающие на обстоятельственные вопросы, а также включающие местоимения их, ее, его. Его сумка, мало побегал, строго запретили.

Виды связи между словами в словосочетании позволяют определить, как одна единица подчинена другой. Это значительно облегчает построение грамотного и осмысленного предложения.

Виды подчинительной связи в словосочетаниях можно увидеть на примере:

Поздний вечер раскроет тайну, которую долго скрывала Мария.

Поздний вечер – согласование, раскроет тайну – управление, долго скрывала – примыкание.

Видео:Русский язык 8 класс. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать

Русский язык 8 класс. Словосочетание как единица синтаксиса.  Виды словосочетаний

Синтаксический разбор единицы речи

Каждый компонент языка можно разобрать синтаксически. Для этого достаточно знать простую характеристику и теоретические основы.

Образец синтаксического разбора словосочетания. Алгоритм действий

Проводить синтаксический разбор речи необходимо для установления ее главных свойств. Делать это можно со всеми частями и единицами. То же касается и предложения.

Полный синтаксический разбор словосочетания осуществляется по следующей схеме:

  1. Словосочетание;
  2. 1. Сама единица речи с вопросом
  3. Вид связи;
  4. Средство связи
  5. Грамматическое значение.

Таким образом, решая орфографические задачи, можно подробно расписать каждую единицу речи. Это помогает детально изучить все признаки.

Синтаксический разбор словосочетаний:

1) вечернее солнце;

2) пришел поздно.

  1. Словосочетание;
  2. 1. Солнце (какое?) вечернее;
  3. Согласование;
  4. Зависимое прилагательное.

III. Грамматическое значение – предмет и его признак.

  1. Словосочетание
  2. 1. Пришел (когда?) поздно;
  3. Примыкание;
  4. Неизменяемое наречие.

III. Грамматическое значение – действие и его признак.

Также необходимо помнить о графическом обозначении составляющих словосочетания. Они показаны в примерах. Подчеркивание играет важную роль в разборе: оно позволяет не запутаться при определении основных свойств единицы.

Теперь провести синтаксический разбор словосочетания не составит трудностей. Главное не запутаться в определении вида и связи – нельзя путать эти понятия между собой.

Синтаксический разбор предложения. Особенности

Выполнить синтаксический разбор предложения требуют намного чаще. Зная всю теорию об этой части языка, остается только следовать определенному алгоритму:

  • выявление главных и второстепенных членов, их графическое обозначение;
  • определение частей речи, которыми выражены компоненты;
  • характеристика предложения;
  • построение схемы и включение всех распространенных компонентов в нее.

Образец разбора предложения

Подробный разбор предложения можно увидеть на этом примере:

Видео:Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 классСкачать

Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 класс

Применение теории на практике

Существует много заданий на заданную тему. Синтаксические единицы языка переплетаются между собой, поэтому очень важно не только отличать их виды, но и выявлять связь между словами.

Согласование

Запомнить! Всегда есть описание главного слова, выделение его признака или свойства. Например, если это сумка, то она может быть кожаная, черная, большая и т.д.

1) Во дворе слышны громкие голоса детворы.

Голоса (какие?) громкие

Описание голосов, согласование

2) Мелодичное пение птиц не сравнится ни с какими другими звуками природы.

Пение (какое?) мелодичное

Характеристика пения, согласование

3) После дождя на небе появилась лучезарная радуга.

Радуга (какая?) лучезарная

Показано свойство радуги, согласование

Связь между словами выражена зависимым прилагательным, что и характерно для данного вида.

Управление

Запомнить! В этой категории главными словами выступают только глаголы и их формы, связи синтаксических единиц обусловлены зависимыми словами, отвечающими на падежные вопросы.

1) Заправлять постель необходимо каждое утро.

Заправлять (что?) постель

Отвечает на вопрос винительного падежа, управление

2) Мама с детства приучила меня мыть руки перед едой.

Вопрос винительного падежа, управление

3) Я очень хотел увидеть маму перед отъездом.

Увидеть (кого?) маму

Отвечает на вопрос винительного падежа, управление

Таким образом, синтаксические единицы соединены падежными вопросами.

Примыкание

Запомнить! Здесь важно обращать внимание на зависимые слова. Если есть местоимения ее, его, их – смело можно называть вид связи. Также характерной чертой является наречие, которое является неизменным зависимым словом.

1) Ее велосипед нравился всем во дворе.

Велосипед (чей?) ее

Вспомогательное слово ее, примыкание

2) Времени, как всегда, было мало на выполнение всех дел.

Времени (как?) мало

Неизменяемое наречие, примыкание

3) Становилось жарко, и все постепенно покидали пляж.

Становилось (как?) жарко

Наличие наречия, которое не изменяется, примыкание

Следовательно, для определения видов подчинительной связи в словосочетаниях, необходимо знать лишь характерные и ключевые признаки каждого типа.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Словосочетание»

Для учащихся 9 классов близится Основной Государственный экзамен, который станет настоящей проверкой знаний школьной программы, пройденной за 9 лет.

ОГЭ по русскому языку 2020 «Словосочетание». Основы задания

Словосочетание дано в задании 4 ОГЭ. Основной задачей данного упражнения является изменение связи между членами этой единицы синтаксиса. Для этого необходимо комбинировать все полученные теоретические знания о словосочетании.

Синтаксический анализ также важен для ОГЭ. Необходимо проводить его на черновике, чтобы знать как переделать данный случай под другое средство связи.

Принцип задания 4

В 2020 году это упражнение для сдающих осталось неизменным. Нужно переделать связь от согласования к управлению или наоборот. Участвуют все типы связи, они могут комбинироваться в различных формах и образах.

Разберемся на примерах и попробуем решить некоторые задания в формате экзамена.

Видео:Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Словосочетание. Его строение и грамматическое значение

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Словосочетание как единица речи

Темой этого урока является «Словосочетание. Его строение и грамматическое значение». Вначале учитель даст определение словосочетания, принятое в лингвистике, расскажет ученикам, как отличать словосочетания от других видов связи слов. Кроме того, расскажет о роли словосочетаний в языке, их значении и особенностях.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Работа над словосочетанием: речевой аспект

Понятие «словосочетание» трактуется как основная единица синтаксиса, существующая в языке независимо от предложения, как лексико-грамматическое единство, не обозначающее законченной мысли (чем и отличается от предложения), но создающее расчлененное обозначение единого понятия, например понятие «мечта» расчленяется: «светлая мечта», «несбыточная мечта». Сказанное определяет особенности работы над словосочетанием как единицей речи в начальной школе. Эта работа занимает пограничную позицию в общей системе мероприятий по развитию речи учащихся, представляет собой переходное звено от лексического уровня к синтаксическому.

Значение работы над словосочетанием в начальной школе:

  • 1) у младших школьников закрепляется опыт построения словосочетаний на основе усвоенных в детстве моделей;
  • 2) на основе восприятия, анализа, построения словосочетаний ребенок овладевает традиционными связями между словами, постигает сущность лексической сочетаемости (так говорят, так не говорят);
  • 3) обнаруживаются, укрепляются словесные ассоциации младших школьников;
  • 4) закладывается основа для осознанного использования учащимися синтаксических конструкций в процессе собственной речевой деятельности.

Первоначальное ознакомление со словосочетанием предполагает практическое усвоение номинативного свойства словосочетания: оно называет предметы, действия, их признаки, но называет более конкретно. Эта работа проводится при сопоставлении словосочетаний со словом, на основе распространения которого они получены, например: дом — высокий дом, низкий дом, каменный дом, городской дом и др.

Дети опытным путем приходят к выводу, что словосочетания образуют слова, совместимые по смыслу. Нельзя, например, сказать печальный стул. Кроме того, в ходе наблюдений выясняется, что сочетание одного знаменательного слова с другим служебным не образует словосочетания. Так, существительные с предлогами (на поляне, в воде) являются грамматической формой отдельных слов, не составляют словосочетания.

В работе над словосочетанием обращается внимание на две стороны:

  • 1) на грамматическую структуру (синтаксические связи, вопросы, части речи, которые входят в сочетание и др.);
  • 2) семантику словосочетания, выражающего то или иное значение. Осознанию семантики словосочетания содействует использование
  • 1) соотнесение словосочетания с реальными предметами, явлениями посредством наблюдений, демонстрации предмета, картинки;
  • 2) опора на опыт восприятия в прошлом (Приходилось ли видеть свинцовые тучи? Расскажите);
  • 3) сопоставление словосочетаний (ясный день — хмурый день; благородный поступок — низкий поступок).

Виды упражнений со словосочетаниями:

  • 1) постановка вопросов к подчиненному слову от подчиняющего слова;
  • 2) выяснение связей между словами;
  • 3) объяснение значений словосочетаний (вне предложения, в предложении и др.);
  • 4) составление словосочетаний с новыми словами для осознания значения слова;
  • 5) обнаружение и усвоение устойчивых сочетаний различной степени слитности;
  • 6) составление словосочетаний на уроках изучения грамматики в связи с изучением частей речи;
  • 7) составление словосочетаний в связи с усвоением слов с непроверяемыми написаниями;
  • 8) исправление речевых ошибок в словосочетаниях;
  • 9) включение данного словосочетания в контекст (предложение, текст).

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Работа над предложением как единицей речи

Предложение как минимальная единица речи, но мнению М. Р. Львова, представляет собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. О. О. Харченко трактует понятие «предложение как единица речи» как высказывание, включенное в определенный контекст, конкретную речевую ситуацию.

Эта трактовка предложения позволяет сделать методические выводы:

  • 1) поскольку предложение является единицей речи, работа над ним должна быть построена на коммуникативной основе, с учетом минимального контекста, коим является конкретная ситуация общения;
  • 2) предложение — грамматически организованная единица, следовательно, работа над предложением как единицей речи тесно связана с начальным курсом грамматики, предполагает усвоение на практической основе различных типов предложений, их структуры, связей слов;
  • 3) предложение обладает смысловым единством и относительной смысловой законченностью, следовательно, необходимо работать над значением предложения, оттенками значения, их зависимостью от структуры предложения;
  • 4) факт наличия у предложения интонационной оформленность, законченности обязывает учителя уделять внимание отработке навыков нормативного интонирования основных типов предложений, осознанию связи интонации со смыслом.

Классификация речевых упражнений с предложениями строится по разным основаниям. Так, по преобладающей мыслительной деятельности упражнения подразделяются на аналитические, выполняемые в процессе слушания и чтения, и синтетические, выполняемые в процессе создания высказывания. По степени активности и познавательной самостоятельности учащихся традиционно выделяют три группы упражнений: упражнения по образцу, конструктивные, творческие. Характеристика этих проверенных в практике начального обучения русскому языку упражнений представлена в трудах А. Ю. Купаловой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Г. А. Фомичевой.

Упражнения на основе образца (имитационные) предполагают практическое усвоение грамматически правильно построенных синтаксических начальных классах: Теория и практика обучения конструкций. Наиболее распространенными видами работы с предложением являются: восприятие (слушание, чтение) высказывания-образца, его анализ и продуцирование высказывания по образцу.

В процессе выполнения этих упражнений внимание уделяется наблюдениям над интонацией предложения, его мелодикой, эмоциональной окраской, усвоению нормативной интонации (перечисления, законченности, эмоциональной, выделительной и др.) на основе подражания, имитации. Также используется прием проведения лингвистического эксперимента, например интонационное оформление повествовательного предложения (Летом мы пойдем в поход) заменяется интонированием вопросительного предложения (Летом мы пойдем в поход’?) с учетом предложенных обстоятельств (речевой ситуации): «Представьте себе, что первоклассники с нетерпением ждут обещанного похода, спрашивают о нем учителя. Произнесите предложение так, как сказали бы дети».

В школе широко используется прием заучивания наизусть стихотворных и прозаических текстов, содержащих ценные для обогащения синтаксического строя речи предложения. Заучиванию подлежат пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы: Красна птица перьем, а человек уменьем; Кошке игрушки, а мышке слезки.

Прием построения предложения с опорой на вопрос учителя эффективен, поскольку вопрос содержит большую часть слов ответа, задает схему его синтаксической структуры. Например, при построении ответа на вопрос Где спит медведь зимой»? учащиеся выполняют следующие действия: используют слово берлога вместо вопросительного слова где; производят изменение порядка слов; придают высказыванию повествовательную интонацию: Медведь зимой спит в берлоге. Данный прием используется в период обучения грамоте, в том числе в усложненном варианте (Как зимует медведь?).

Использование приема построения предложения по аналогии имеет место уже в период обучения грамоте. В качестве дидактического материала используются произведения различных жанров устного народного творчества. Например, ученики отгадывают загадку: Летает, да не птица; затем по аналогии составляют свои загадки: Плавает, да не рыбка; Светит, да не лампа. При обучении школьников построению предложений по аналогии весьма эффективно использование неизученных типов предложений из прочитанных произведений художественной литературы. Например, после анализа предложения-образца (Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле (Г. Снегирев)) учащиеся составили предложение: Деревья потеряли листву, а ель одна зеленеет в лесу.

Построение предложений по аналогии возможно и в рамках учебно-научного стиля, па материале изучаемого теоретического материала. Например, на уроке повторения темы «Части речи» учащимся предлагается по образцу (Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета) составить предложения о других частях речи.

Конструктивные упражнения предполагают построение и перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей, они весьма полезны в плане развития синтаксического строя речи учащихся. Упражнение на восстановление предложения из разрозненных слов предполагает восстановление смысла, содержания предложения, расположение слов в определенном порядке, обеспечение связи между словами посредством союзов, предлогов, окончаний. Первоначально в качестве дидактического материала предлагается деформированный знакомый (возможно, даже выученный ранее наизусть) текст (например, фрагмент стихотворения К. И. Чуковского «Телефон»), при этом перечень слов дан в нужной форме (телефон, у, зазвонил, меня). Вариантом усложнения задания является предоставление незнакомого деформированного текста, при этом слова даны начальной форме (зажужжать, на, и, ветка, взлететь, .жук).

Упражнения в определении границ предложения предусматривают деление текста, данного без пунктуационных знаков и заглавных букв, на отдельные предложения. Цель выполнения таких упражнений состоит в обучении детей определению границ предложения в собственной речи. Например, учащимся предложен следующий дидактический материал: бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро па нем поселились журавли. В результате анализа этого материала получился текст: Бобры перегородили протоку. Среди леса появилось красивое озеро. На нем поселились журавли.

Упражнения на распространение простого предложения с помощью вопросов учителя учат совершенствовать высказывание в направлении его уточнения, например: Пошел дождь. Какой дождь пошел? Пошел сильный проливной дождь. Когда пошел сильный проливной дождь? Ночью пошел сильный проливной дождь и т.д.

Упражнение в сокращении предложения путем отбрасывания отдельных слов позволяет проследить процесс обеднения содержания, обнаружить границу сокращения, например: Солнце склонилось к закату и окрасило живописный пейзаж в удивительные цвета. Солнце склонилось к закату и окрасило живописный пейзаж. Солнце склонилось к закату и окрасит пейзаж. Солнце склонилось к закату. Солнце склонилось.

Соединение двух или трех простых предложений в одно (сложное или простое, с однородными членами). Например, учащимся был предложен дидактический материал, состоящий из двух простых предложений: Еж пробрался под густой куст. Он долго там копошился, хозяйничал. Учащиеся объединили два предложения в одно простое предложение с однородными членами: Еж пробрался под густой куст, долго там копошился, хозяйничал.

При обучении выражению одной мысли в нескольких вариантах следует выяснять оттенки значений. Например: Однажды рано утром мы увидели, что земля покрыта только что выпавшим снегом. Как-то на заре мы обнаружили, что все вокруг укутано снежным покрывалом. В одно прекрасное утро выяснилось, что выпал свежий пушистый снежок.

Упражнения в составлении предложения по заданной модели позволяют сочетать речевую работу с усвоением языкового материала. Учащимся предлагается составить предложения:

  • 1) с однородными членами (Дети кормили кролика морковкой, яблоком);
  • 2) с обращением (Буратино, ведите себя прилично]);
  • 3) вопросительное (Неужели сказка закончилась?);
  • 4) сложное (Дятел долбит кору, синицы подбирают жучков).

Упражнения в редактировании (исправлении) предложения предполагают замену одной конструкции другой для достижения уместности, точности, выразительности, исправления ошибок. Учащимся может быть предложен требующий правки материал: По причине того, что пошел дождь, дети не отправились на улицу играть в песочнице.

Творческие упражнения с предложениями, по мнению М. Р. Львова, являются самыми ценными, однако их эффективность зависит от соблюдения ряда педагогических условий. Во-первых, творческие упражнения следует проводить регулярно: в связи с активизацией новых слов, при проведении лексико-орфографической работы, ознакомлении с лексико-семантическими темами и др. Во-вторых, возможность произнести составленные предложения должны иметь все желающие, при этом учитель должен добиваться составления объемных, сложных, выразительных предложений. В-третьих, форма соревнования позволяет поощрять лучших составителей предложений: им дается право записать предложение на доске. Наконец, необходимо обеспечить разнообразие содержательной основы творческих упражнений. Предложения составляются: па тему («Любимая игрушка»); на основе картинки (фотографии); на основе наблюдений («Рыбка в аквариуме»); на основе впечатлений от прослушанной музыки (после прослушивания пьесы П. И. Чайковского «Апрель»); на основе опорных слов или словосочетаний.

Усиление коммуникативной направленности процесса обучения школьников построению предложений предполагает преобразование упражнений с изолированным предложением в коммуникативные предложения. Для решения этой задачи, по мнению О. О. Харченко, упражнения с предложением следует проводить с опорой на минимальный контекст, речевую ситуацию. Изолированное предложение (языковая единица), будучи включенным в контекст, претерпевает изменения, касающиеся порядка слов, и приобретает статус коммуникативной (речевой) единицы как части некоего целого. Лингвистической основой методики обучения предложению как единице речи должна стать теория актуального членения предложения. Сущность этой теории в самом общем виде может быть представлена следующим образом: предложение делится на две смысловые части, одна из которых (тема, данное) обозначает предмет речи; другая часть (рема, новое) — существенные для развития мысли признаки предмета, представляет собственно сообщение и потому является главной с точки зрения новизны информации.

Обучение построению высказывания с позиций теории актуального членения предложения предполагает формирование умения действовать на основе алгоритма:

  • 1) вдуматься в контекст (в вопрос как минимальный контекст);
  • 2) найти слова, в которых есть повторение сказанного в предыдущем предложении, поместить их в начало составляемого предложения;
  • 3) выделить слова, содержащие новые сведения;
  • 4) завершить составление предложения, поставив новые сведения в его конец;
  • 5) проверить развитие мысли.

Необходимо упражнять детей в произвольном перемещении слов внутри предложения с помощью вопросов и различного рода коммуникативных установок, учить создавать предложение с учетом контекста. Приведем примеры таких упражнений.

Упражнения

1. Прочитайте текст. Пропущенное предложение составьте из слов: рогами, он, стекло, пробил.

Лось не спеша шел по селу. Местные собаки подняли лай. Испугавшись, лось бросился во двор дома. . В комнате работал телевизор. Лось с интересом стал смотреть передачу.

2. Прочитайте текст. Чтобы заполнить пропуск, придумайте предложение, которое наиболее удачно развивает мысль, высказанную в предыдущем предложении.

Вывалились на берег реки большая медведица и два медвежонка. Медведица взяла одного медвежонка зубами за шиворот. Медвежонок визжал и барахтался. Другой медвежонок испугался и убежал в лес.

📽️ Видео

5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Словосочетание как единица синтаксисаСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Словосочетание как единица синтаксиса

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетанияСкачать

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетания

Словосочетание как единица синтаксиса. Урок 4. Русский язык 8 классСкачать

Словосочетание как единица синтаксиса. Урок 4. Русский язык 8 класс

Словосочетание как синтаксическая единицаСкачать

Словосочетание как синтаксическая единица

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды словосочетаний

Что такое словосочетание?Скачать

Что такое словосочетание?
Поделиться или сохранить к себе: