Словосочетание и предложение план урока по русскому языку

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)

Тема урока: «Словосочетание и предложение».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Словосочетание и предложение план урока по русскому языку

Форма урока: урок-практикум

Цели:

1.Закрепить представления о словосочетании, главных членах предложения;

2.Выявить умения находить словосочетания, главные члены предложения, определять грамматическую основу предложения;

3.Воспитывать интерес к русскому языку.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka.docx24.82 КБ

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Словосочетание и предложение».

Форма урока: урок-практикум

1.Закрепить представления о словосочетании, главных членах предложения;

2.Выявить умения находить словосочетания, главные члены предложения, определять грамматическую основу предложения;

3.Воспитывать интерес к русскому языку.

I. Слово учителя.

— Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!

II. Сообщение темы урока. Словосочетание и предложение.

III. Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».

Беседа по вопросам:

  • Что изучает синтаксис? ( Словосочетания, предложения. )
  • Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
  • Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
  • Назовите виды словосочетаний.
  • Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)
  • Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)
  • Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
  • Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –п одлежащее и сказуемое)
  • — Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?
  • Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
  • Что такое сложное предложение? Его основные признаки. ( Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией. )
  • Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки) —

Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!

ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».

— А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?

1. Игра «Выбери меня, выбери меня»

— Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? ( На зелёный ). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).

( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)

Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.

4. Игра «Кто лучше?»

— Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.

Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.

— Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.

ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

— А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.

1. Игра «Кто быстрее?»

— Перед вами текст.

Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.

Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.

Задания по тексту

  1. Прочитайте текст.
  2. Озаглавьте его.
  3. Вставить пропущенные буквы.
  4. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
  5. Найдите в тексте нераспространенные предложения.
  6. Найдите сложные предложения.
  7. Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.
  8. Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).

2. Игра «Кто внимательнее»

Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».

— Правильно – Х , неправильно – О .

  1. Выплыло из-за туч солнышко.
  2. Оно разослало на землю свои лучи.
  3. Две капли тяжело шлепнулись на лист.
  4. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
  5. Стемнело.
  6. Утро сегодня прохладное.
  7. Потемнел лес.
  8. Листья плясали под его музыку.
  9. Замечательный день.
  10. Осень – волшебное время года.

3 Игра «Самый умный»

Заполните таблицу. Главные и члены предложения.

Видео:Словосочетание и предложение Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | ИнфоурокСкачать

Словосочетание и предложение  Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | Инфоурок

Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)

Словосочетание и предложение план урока по русскому языку

Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)

Форма урока: урок-практикум

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;

совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

развивать внимание, память.

воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: практикум.

I. Слово учителя.

— Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!

II . Сообщение темы урока. Словосочетание и предложение.

III . Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».

Беседа по вопросам:

Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)

Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).

Назовите виды словосочетаний.

Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)

Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)

Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)

Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)

— Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?

Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)

Что такое сложное предложение? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)

Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)

Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!

ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».

— А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?

1. Игра «Выбери меня, выбери меня»

— Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зелёный). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).

( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)

Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.

4. Игра «Кто лучше?»

— Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.

Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.

— Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.

ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

— А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.

1. Игра «Кто быстрее?»

— Перед вами текст.

Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.

Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.

Задания по тексту

Вставить пропущенные буквы.

Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.

Найдите в тексте нераспространенные предложения.

Найдите сложные предложения.

Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.

Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).

2. Игра «Кто внимательнее»

Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».

— Правильно –Х, неправильно – О.

Выплыло из-за туч солнышко.

Оно разослало на землю свои лучи.

Две капли тяжело шлепнулись на лист.

Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

Утро сегодня прохладное.

Листья плясали под его музыку.

Осень – волшебное время года.

Заполните таблицу. Главные и члены предложения.

На какие вопросы отвечает

Какой частью речи выражается

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Урок по теме «Словосочетание и предложение».

Словосочетание и предложение план урока по русскому языку

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Словосочетание и предложение». На уроке применяется парная работа, индивидуальная работа с карточками, приём «Согласен-не согласен».

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Словосочетание и предложение».»

Урок русского языка в 10 классе.

Тема: Словосочетание и предложение.

Образовательные: обобщение и систематизация знаний по указанной теме, закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций, совершенствование пунктуационных навыков, орфографических навыков,

повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.

Развивающие: развитие самостоятельной , познавательной деятельности и творческого мышления.

Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

Тип урока: обобщающий

Вид урока: урок практических работ

Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах

Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха.

1. Работа с эпиграфом урока.

Как вы думаете, о чем эти строки?

2. На уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Словосочетание. Простое предложение». Цель урока определяем так: привести в систему наши знания, сделать твердый шаг на пути познания русского языка.

Ребята, какие вопросы по данной теме встречаются в тестовых заданиях?

— Определите задачи урока. (закрепить умения выделять словосочетания из предложения, определять способы связи слов в словосочетании; повторить типы простых предложений).

II. Актуализация опорных знаний.

1. Орфографический диктант с взаимопроверкой.(1 вариант)

(По)прежнему, крепко(накрепко), когда(нибудь), справ — , налев — , в(третьих), изредк — , до(ныне), на(глухо), без(устали), по(осеннему), по(казахски), где(то), в(доволь), на(отмашь), замуж — , вскач — , точь(в)точь.

В(течени-) многих лет, в(следстви-) непогоды, не(смотря) на жару, в(виду) болезни, включить в( следстви-) новые документы, имей это в( виду), поговорить на(счет) похода. Что (бы) такое приготовить, что(бы) угодить гостям. Я очень устал, мои друзья то(же) держались из последних сил. На нем было то( же) пальто, что и в прошлом году.

( По-прежнему, крепко-накрепко, когда-нибудь, справа, налево, в-третьих, изредка, доныне, наглухо, без устали, по-осеннему, по-казахски, где-то, вдоволь, наотмашь, замуж, вскачь, точь-в-точь.

В течение многих лет, вследствие непогоды, несмотря на жару, ввиду болезни, включить в следствие новые документы, имей это в виду, поговорить насчет похода. Что бы такое приготовить, чтобы угодить гостям. Я очень устал, мои друзья тоже держались из последних сил. На нем было то же пальто, что и в прошлом году).

3. Индивидуальная работа по карточке. Правописание н-нн в прилагательных и причастиях.

Безветренный день, , бульонный кубик, разорванный рукав, нежданный дождь, груженная кирпичом баржа, сумка нагружена, посаженный дуб, балованный ребенок, глаженые-переглаженые брюки, позолоченное кольцо, глиняный горшок, вороной конь.

4. Повторение по теме «Синтаксис» . Прием «Согласен — не согласен»

Задание: вам даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно вы либо соглашаетесь (+), либо не соглашаетесь (-)

1. Предложение – это самая меньшая синтаксическая единица.

2. Словосочетание состоит из основного и зависимого слова.

3. Предложения могут быть простыми и сложными.

4. К односоставным предложениям относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, назывные и распространённые.

5. Неполные предложения – это такие предложения, в которых нет зависимых слов.

6. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.

7. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.

8. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.

9. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.

10. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.

( Ключ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

III. Закрепление знаний , умений, навыков.

— Что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений.

— Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).

— Что называется словосочетанием? (Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов).

— Приведите примеры. (заниматься спортом, русская природа, страстно увлекался).

Словосочетание и предложение план урока по русскому языкуВиды словосочетаний Словосочетание и предложение план урока по русскому языку

Виды связи в словосочетании

Словосочетание и предложение план урока по русскому языку

IV. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях.

1. Выборочно-распределительный диктант (работа в паре)

Задание: данные словосочетания распределить в три столбика, учитывая способ связи слов в словосочетаниях. Ответ аргументируйте.

Громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говоришь шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, светит ярче, моя профессия, желанным гостем, три товарища, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, очень хорошо, новое шоссе, отвлеченный взгляд, серый пиджачок.

🎥 Видео

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать

Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 класс

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать

Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)

Русский язык 3 класс (Урок№13 - Знания по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№13 - Знания по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».)

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать

4 класс. Русский язык. Словосочетание

Русский язык 3 класс (Урок№80 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№80 - Текст. Предложение. Словосочетание.)

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!
Поделиться или сохранить к себе: