- Тема урока: «Словосочетание и предложение». план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)
- Урок по теме «Словосочетание и предложение».
- Просмотр содержимого документа «Урок по теме «Словосочетание и предложение».»
- 🎥 Видео
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать
Тема урока: «Словосочетание и предложение».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Форма урока: урок-практикум
Цели:
1.Закрепить представления о словосочетании, главных членах предложения;
2.Выявить умения находить словосочетания, главные члены предложения, определять грамматическую основу предложения;
3.Воспитывать интерес к русскому языку.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 24.82 КБ |
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Словосочетание и предложение».
Форма урока: урок-практикум
1.Закрепить представления о словосочетании, главных членах предложения;
2.Выявить умения находить словосочетания, главные члены предложения, определять грамматическую основу предложения;
3.Воспитывать интерес к русскому языку.
I. Слово учителя.
— Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!
II. Сообщение темы урока. Словосочетание и предложение.
III. Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».
Беседа по вопросам:
- Что изучает синтаксис? ( Словосочетания, предложения. )
- Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
- Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
- Назовите виды словосочетаний.
- Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)
- Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)
- Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
- Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –п одлежащее и сказуемое)
- — Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?
- Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
- Что такое сложное предложение? Его основные признаки. ( Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией. )
- Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки) —
Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».
— А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
1. Игра «Выбери меня, выбери меня»
— Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? ( На зелёный ). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).
( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)
Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.
4. Игра «Кто лучше?»
— Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.
Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.
— Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
— А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.
1. Игра «Кто быстрее?»
— Перед вами текст.
Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.
Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.
Задания по тексту
- Прочитайте текст.
- Озаглавьте его.
- Вставить пропущенные буквы.
- Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
- Найдите в тексте нераспространенные предложения.
- Найдите сложные предложения.
- Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.
- Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).
2. Игра «Кто внимательнее»
Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».
— Правильно – Х , неправильно – О .
- Выплыло из-за туч солнышко.
- Оно разослало на землю свои лучи.
- Две капли тяжело шлепнулись на лист.
- Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
- Стемнело.
- Утро сегодня прохладное.
- Потемнел лес.
- Листья плясали под его музыку.
- Замечательный день.
- Осень – волшебное время года.
3 Игра «Самый умный»
Заполните таблицу. Главные и члены предложения.
Видео:Словосочетание и предложение Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | ИнфоурокСкачать
Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)
Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)
Форма урока: урок-практикум
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;
совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
развивать внимание, память.
воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практикум.
I. Слово учителя.
— Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!
II . Сообщение темы урока. Словосочетание и предложение.
III . Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».
Беседа по вопросам:
Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)
Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
Назовите виды словосочетаний.
Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)
Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)
Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)
— Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?
Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
Что такое сложное предложение? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)
Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)—
Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».
— А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
1. Игра «Выбери меня, выбери меня»
— Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зелёный). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).
( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)
Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.
4. Игра «Кто лучше?»
— Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.
Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.
— Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
— А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.
1. Игра «Кто быстрее?»
— Перед вами текст.
Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.
Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.
Задания по тексту
Вставить пропущенные буквы.
Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
Найдите в тексте нераспространенные предложения.
Найдите сложные предложения.
Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.
Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).
2. Игра «Кто внимательнее»
Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».
— Правильно –Х, неправильно – О.
Выплыло из-за туч солнышко.
Оно разослало на землю свои лучи.
Две капли тяжело шлепнулись на лист.
Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
Утро сегодня прохладное.
Листья плясали под его музыку.
Осень – волшебное время года.
Заполните таблицу. Главные и члены предложения.
На какие вопросы отвечает
Какой частью речи выражается
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок по теме «Словосочетание и предложение».
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Словосочетание и предложение». На уроке применяется парная работа, индивидуальная работа с карточками, приём «Согласен-не согласен».
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Словосочетание и предложение».»
Урок русского языка в 10 классе.
Тема: Словосочетание и предложение.
Образовательные: обобщение и систематизация знаний по указанной теме, закрепление умения устного и письменного разбора синтаксических конструкций, совершенствование пунктуационных навыков, орфографических навыков,
повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
Развивающие: развитие самостоятельной , познавательной деятельности и творческого мышления.
Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Тип урока: обобщающий
Вид урока: урок практических работ
Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах
Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха.
1. Работа с эпиграфом урока.
Как вы думаете, о чем эти строки?
2. На уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Словосочетание. Простое предложение». Цель урока определяем так: привести в систему наши знания, сделать твердый шаг на пути познания русского языка.
Ребята, какие вопросы по данной теме встречаются в тестовых заданиях?
— Определите задачи урока. (закрепить умения выделять словосочетания из предложения, определять способы связи слов в словосочетании; повторить типы простых предложений).
II. Актуализация опорных знаний.
1. Орфографический диктант с взаимопроверкой.(1 вариант)
(По)прежнему, крепко(накрепко), когда(нибудь), справ — , налев — , в(третьих), изредк — , до(ныне), на(глухо), без(устали), по(осеннему), по(казахски), где(то), в(доволь), на(отмашь), замуж — , вскач — , точь(в)точь.
В(течени-) многих лет, в(следстви-) непогоды, не(смотря) на жару, в(виду) болезни, включить в( следстви-) новые документы, имей это в( виду), поговорить на(счет) похода. Что (бы) такое приготовить, что(бы) угодить гостям. Я очень устал, мои друзья то(же) держались из последних сил. На нем было то( же) пальто, что и в прошлом году.
( По-прежнему, крепко-накрепко, когда-нибудь, справа, налево, в-третьих, изредка, доныне, наглухо, без устали, по-осеннему, по-казахски, где-то, вдоволь, наотмашь, замуж, вскачь, точь-в-точь.
В течение многих лет, вследствие непогоды, несмотря на жару, ввиду болезни, включить в следствие новые документы, имей это в виду, поговорить насчет похода. Что бы такое приготовить, чтобы угодить гостям. Я очень устал, мои друзья тоже держались из последних сил. На нем было то же пальто, что и в прошлом году).
3. Индивидуальная работа по карточке. Правописание н-нн в прилагательных и причастиях.
Безветренный день, , бульонный кубик, разорванный рукав, нежданный дождь, груженная кирпичом баржа, сумка нагружена, посаженный дуб, балованный ребенок, глаженые-переглаженые брюки, позолоченное кольцо, глиняный горшок, вороной конь.
4. Повторение по теме «Синтаксис» . Прием «Согласен — не согласен»
Задание: вам даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно вы либо соглашаетесь (+), либо не соглашаетесь (-)
1. Предложение – это самая меньшая синтаксическая единица.
2. Словосочетание состоит из основного и зависимого слова.
3. Предложения могут быть простыми и сложными.
4. К односоставным предложениям относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, назывные и распространённые.
5. Неполные предложения – это такие предложения, в которых нет зависимых слов.
6. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.
7. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.
8. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.
9. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.
10. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.
( Ключ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
III. Закрепление знаний , умений, навыков.
— Что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений.
— Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).
— Что называется словосочетанием? (Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов).
— Приведите примеры. (заниматься спортом, русская природа, страстно увлекался).
Виды словосочетаний
Виды связи в словосочетании
IV. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях.
1. Выборочно-распределительный диктант (работа в паре)
Задание: данные словосочетания распределить в три столбика, учитывая способ связи слов в словосочетаниях. Ответ аргументируйте.
Громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говоришь шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, светит ярче, моя профессия, желанным гостем, три товарища, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, очень хорошо, новое шоссе, отвлеченный взгляд, серый пиджачок.
🎥 Видео
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать
Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
Русский язык 3 класс (Урок№13 - Знания по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».)Скачать
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№80 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать